Научная статья на тему 'Управленческое консультирование в России: специфика становления и перспективы развития'

Управленческое консультирование в России: специфика становления и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4151
618
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / РЫНОК УСЛУГ / MANAGEMENT CONSULTING / CONSULTING SERVICES / SERVICES MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова Жанна Александровна

Анализируется развитие управленческого консультирования в России, выделены основные этапы его эволюции, показано влияние экономических, политических, научно-технологических и других факторов на рынок управленческих консультационных услуг. Определены тенденции его развития. К их числу отнесены: присоединение России к Всемирной торговой организации, глобализация экономики, внедрение инноваций, общее развитие корпоративных процессов и повышение качества ведения бизнеса, государственная поддержка развития управленческого консультирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management consulting in Russia: peculiarities of the formation and prospects of development

The article analyzes the development of management consulting in Russia, identifies the main stages of its evolution, shows the influence of economic, political, scientific and technological and other factors on the market of management consulting services. The main factors are: Russia's accession to the world trade organization, the globalization of the economy, introduction of innovations, the overall development of corporate processes and improving the quality of doing business, state support of development of management consulting.

Текст научной работы на тему «Управленческое консультирование в России: специфика становления и перспективы развития»

УДК 338.462

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В РОССИИ:

СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

MANAGEMENT CONSULTING IN RUSSIA:

PECULIARITIES OF THE FORMATION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Ж.А. Макарова Zh.A. Makarova

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Анализируется развитие управленческого консультирования в России, выделены основные этапы его эволюции, показано влияние экономических, политических, научно-технологических и других факторов на рынок управленческих консультационных услуг. Определены тенденции его развития. К их числу отнесены: присоединение России к Всемирной торговой организации, глобализация экономики, внедрение инноваций, общее развитие корпоративных процессов и повышение качества ведения бизнеса, государственная поддержка развития управленческого консультирования.

The article analyzes the development of management consulting in Russia, identifies the main stages of its evolution, shows the influence of economic, political, scientific and technological and other factors on the market of management consulting services. The main factors are: Russia's accession to the world trade organization, the globalization of the economy, introduction of innovations, the overall development of corporate processes and improving the quality of doing business, state support of development of management consulting.

Ключевые слова: управленческое консультирование, консультационные услуги, рынок услуг.

Key words: management consulting, consulting services, services market.

О рынке консультационных услуг в России до сих пор принято говорить, что он очень молод, находится на стадии развития или этапе становления, механизмы функционирования рынка до конца не отработаны. В этом есть определенная доля правды, так как по сравнению с западным консультированием, рождение которого относят к 30-м годам прошлого столетия, возраст российского консультирования достаточно скромный - около 20 лет. Процесс становления управленческого консультирования в России отличается своеобразностью и имеет определенные особенности, без анализа и учета которых невозможно составить полноценную картину о настоящей ситуации на рынке управленческих консультационных услуг. На сегодняшний день нет полноценного обзора истории становления управленческого консультирования в России, в котором было бы отражены особенности эволюции, показано влияние экономических, политических, научно-технологических и других факторов на рынок управленческих консультационных услуг, а также выявлены основные перспективы его развития в условиях современной российской действительности. В статье мы провели анализ раз-

вития управленческого консультирования в России и выделили основные этапы его эволюции, определили тенденции дальнейшего развития. Этот анализ позволит спрогнозировать основные направления роста рынка консультационных услуг, выявить актуальные проблемы становления и возможные препятствия на пути будущего развития управленческого консультирования, а также предложить возможные их пути решения.

Говоря о том, что управленческое консультирование является новым видом деятельности для России, некоторые авторы отмечают наличие необходимого, но недостаточного, в сравнении с западным уровнем, опыта у российских консультантов. С этим высказыванием нельзя согласиться в полной мере. Акцент нужно сделать на том, что как такового опыта консультационной поддержки предприятий, работающих в условиях рынка в Советском Союзе, не было, но, несмотря на это, был наработан огромный опыт проведения научно-исследовательских работ по экономической и управленческой тематике, которые принято называть «совершенствование управления предприятием». Отметим тот факт, что эти исследования

© Ж.А. Макарова, 2013

носили характер государственного заказа и полученные результаты, хотя они и не имели инновационной направленности в полном понимании этого слова, содействовали возникновению идей перестройки и экономических преобразований. Таким образом, к началу активных реформ был накоплен определенный потенциал для последующего формирования консультирования уже в пореформенной России. Этот момент нельзя выпускать из виду, говоря об особенностях становления управленческого консультирования, поскольку очевидно, что многие активные участники рынка консультационных услуг (в настоящее время) вышли из среды научного сообщества, занимавшейся отмеченной выше проблематикой [1].

Первые опыты оказания консалтинговых услуг (в современном понимании) в нашей стране стали возможны лишь на рубеже 19801990-х гг. - с появлением рыночной экономики и частного бизнеса. В последующие два десятилетия, как в российской экономике, так и в стране в целом, происходили глобальные изменения, которые стали основной движущей силой становления управленческого консультирования.

Появившись в условиях экономического и политического кризиса, управленческое консультирование в России стало, в первую очередь, своеобразным инструментом антикризисного управления. Поэтому обращение предприятия за помощью к консультанту расценивалось как первый симптом начинающегося спада, после которого следовало сокращение производства, реструктуризация, увольнение персонала в связи с сокращением штата. Несмотря на отнюдь не позитивный имидж, стал обособляться и оформляться рынок управленческих консультационных услуг, начал формироваться спрос на услуги подобного рода. В связи с малым присутствием отечественных игроков на рынок стали выходить такие крупные компании с международным именем и статусом, как PricewaterhouseCoopers (представлена на российском рынке с 1992 г.), McKinsey & Company (вышла на российский рынок в 1993 г.) и др. В это время, наряду с процессом оформления управленческого консультирования как нового вида деятельности, формируются первые российские профессиональные объединения консультантов - Ассоциация консультантов по экономике и управлению и Ассоциация консультантов по управлению и организационному развитию. Первичной целью этих объединений были пропаганда профессиональных этических норм кон-

сультационной деятельности и создания рынка консультационных услуг.

Более позитивные изменения наметились только к началу нового тысячелетия. Консультанты накопили достаточный опыт, активная работа над положительным имиджем управленческого консультирования как профессиональной деятельности повысила доверие со стороны заказчиков, возросли потребности бизнеса в поиске новых резервов повышения эффективности управления. На рынке возникло множество фирм, предоставляющих одновременно юридические, финансовые, налоговые, информационные и управленческие услуги, но нехватка высококвалифицированных специалистов позволяла компаниям консультировать функционально, не охватывая систему управления предприятием в целом [2]. Консалтинговые компании стали усиливать свой авторитет и активность за счет расширения деятельности и роста профессионализма. Всё это повлияло на то, что управленческое консультирование к началу 2000-х гг. стало неотъемлемой частью системы инфраструктурного обеспечения рыночной экономики. Самый динамичный рост рынка наблюдался в период с 1997 по 2001 г. (прирост более 50 % за год, а в 1998 г. - более чем в 2 раза).

Первое снижение темпов роста рынка произошло в 2002 г. на 38 %, после чего рынок вырос всего лишь на треть. Значительными событиями для рынка стали ценовые (2001 г.), информационные (2002 г.) войны и жесткая конкурентная борьба. В результате более 50 консалтинговых компаний (особенно региональных) были вынуждены либо свернуть бизнес, либо уйти «под крышу» более крупных игроков [4].

В период с 2001 по 2008 гг. наблюдался значительный рост сектора консультационных услуг. По данным рейтингового агентства «Эксперт», в 2004-2005 гг. доходы консалтинговых компаний возросли в два раза, так как этот период ознаменовался бурным ростом компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения и системной интеграцией. Но в 2006 г. доля этого сектора сократилась, а управленческое консультирование в области информационных технологий (ИТ), наоборот, стал набирать обороты. Это явление было связано с возникшей потребностью компаний-заказчиков в автоматизации бухгалтерского учета и бизнес-процессов, а также внедрения информационных технологий в управление производством.

Помимо этого сектора, изменения и бурный рост переживало консультирование в об-

ласти управления персоналом. В 2006-2007 гг. традиционные направления HR-консалтинга (кадровый учет, системы мотивации, грейдирования) были существенно пересмотрены, добавились консалтинг в области инсорсинга и аутсорсинга персонала, рекрутинга специалистов, «лизинга» персонала. Компании-клиенты испытывали потребность в комплексных проектах, связанных с постановкой системы управления персоналом в целом.

Также отличительной особенностью этого периода можно назвать значительное оживление в секторе финансового консалтинга, чему способствовали общий рост экономики, а также динамичный рост среднего бизнеса и его желание привлекать дополнительные финансовые ресурсы, объединяться и, как следствие, быть более прозрачным.

Достигнув в 2008 г. своего абсолютного максимума (по данным РА «Эксперт», суммарная выручка 150 ведущих консалтинговых компаний России, без учета компаний «большой четверки», перевалила за 3 млрд долл. и составила 77 млрд руб.), рынок консультационных услуг сорвался в пике. В 2008 г. кризис лишь начал разворачиваться, и все его последствия в полной мере сказались на итогах 2009 г.

Спад экономики так или иначе затронул практически все виды консалтинговых услуг. Учитывая, что в наиболее емких секторах спрос был изрядно перегрет еще накануне кризиса, скорость падения рынка в этот период сопоставима с темпами его развития, наблюдавшимися пару лет назад, и исчислялась десятками процентов в год. Всё это стало следствием резкого сокращения бюджетов компаний-клиентов, роста конкуренции между игроками и вынужденного снижения цен на услуги. Стратегия агрессивной борьбы за клиента стала основным инструментом выживания компаний, предоставляющих услуги управленческого консультирования. Востребованность услуг по стратегическому планированию резко сократилась, вследствие чего произошло своеобразное возвращение в период начала 1990-х гг., когда управленческое консультирование было востребовано как мера антикризисного управления.

На основе анализа ренкингов и рейтингов РА «Эксперт» можно сделать вывод, что последние три года рынок консультационных услуг растет докризисными темпами, восстанавливается спрос со стороны оживающей клиентуры. Однако говорить о полном восстановлении рынка пока не приходится, поскольку за годы выручка снизилась у каждой пятой компании. Это связанно с тем, что бюджеты за-

казчиков на консалтинг принимались еще во времена минимизации затрат, а также с пессимистическими прогнозами аналитиков по поводу возможности повторных кризисных явлений. Консультантам в свою очередь пришлось снизить свои ожидания по оплате их работы, а также удовлетворять желания и потребности клиента получать больший объем услуг за ту же либо меньшую цену.

По данным исследований РА «Эксперт» и результатам опроса консалтинговых компаний журналом «Деловой Петербург», для консалтингового бизнеса складывается благоприятная конъюнктура. Основа нынешнего роста - восстановление инвестиционных процессов и спроса на их сопровождение, сделки с активами, а также отложенные потребности клиентов в повышении эффективности деятельности.

Среди основных трендов, сложившихся в прошлые годы и на усиление которых эксперты рассчитывают в будущем, можно выделить два главных. Это, во-первых, рост профессионализма участников рынка и, во-вторых, постепенное развенчание мифа о том, что услуги консультантов необходимы и доступны только крупному бизнесу. Характерные потребности растущей экономики трансформируют услуги сектора управленческого консультирования в повседневный сервис. Это делает рынок стабильным, но со временем уведет его в стагнацию. Поэтому консалтингу в области управления необходимы новые импульсы для развития, которыми могут стать:

1. Присоединение России к Всемирной торговой организации. Это откроет дополнительные возможности развития отечественного и зарубежного бизнеса. Для усиления конкурентоспособности компании станут больше обращать внимание на выстраивание системы управления, использование современных ИТ, систем управления персоналом.

2. Экономическая глобализация. Иностранным компаниям, которые будут приходить на отечественный рынок, абсолютно необходим консультант со знанием российской специфики ведения бизнеса. Выход же на мировой рынок отечественных компаний вызовет необходимость привлечения консультантов, которые способны помочь компаниям быть конкурентоспособными на международной арене.

3. Внедрение инноваций и решение задач технологического развития. Уже сейчас у компаний-клиентов обостряется потребность в высококомпетентных консультантах, способных к инновационному консультированию.

4. Общее развитие корпоративных процессов и повышение качества ведения бизнеса. Повышение уровня бизнес-потребностей российских компаний отражает усложнение корпоративной деятельности в России, а также желание российских компаний осваивать лучшие образцы мировой практики.

5. Государственная поддержка развития управленческого консультирования. Консультационные услуги могут способствовать повышению темпов и результативности проводимых в стране реформ. Кроме того, услуги по управленческому консультированию необходимы таким социальным институтам, как здравоохранение, образование, культура и другие. При этом российские программы развития управленческого консультирования должны учитывать всё разнообразие условий в республиках, регионах, отраслях.

1. Баркан Д. И., Кирюков С. И. Российский консалтинг: традиции, проблемы становления, культурный аспект // Вестн. СПбГУ. Серия 8. - 2002. - № 16. - С. 108-119.

2. Кислая И. А. Особенности становления и перспективы развития сопутствующих аудиту услуг // Учет и статистика. - 2007. - № 2. -С. 125-132.

3. Половинко В. С., Кузменков Р. А. Стратегия управления персоналом филиала международной компании: теоретический аспект // Вестн. Ом. ун-та. Серия «Экономика». - 2010. - № 2. - С. 11-15.

4. Сигова М. В. Новые установки и перспективы консалтинговой отрасли в России // Вестн. Чуваш. ун-та. Гуманитарные науки. -2007. - № 3.- С. 535-542.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.