Научная статья на тему 'Управленческое консультирование в малом и среднем бизнесе'

Управленческое консультирование в малом и среднем бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
851
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / BUSINESS / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES / MANAGEMENT PRACTICE / ADMINISTRATIVE CONSULTING / MANAGEMENT THEORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быкова Раиса Григорьевна

В статье освещаются вопросы эффективной организации управления малого и среднего бизнеса. Рассматривается актуальность управленческого консультирования для малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Быкова Раиса Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management consultancy in sme

The article highlights the theme of efficient management in small and medium-sized enterprises. That's why management consulting seems to be urgent for SME.

Текст научной работы на тему «Управленческое консультирование в малом и среднем бизнесе»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. № 1. С. 144-146. © Р.Г. Быкова, 2010

УДК 65.01

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ

MANAGEMENT CONSULTANCY IN SME

Р.Г. Быкова R.G. Bykova

Омский государственный педагогический университет

В статье освещаются вопросы эффективной организации управления малого и среднего бизнеса. Рассматривается актуальность управленческого консультирования для малого и среднего бизнеса.

The article highlights the theme of efficient management in small and medium-sized enterprises. That’s why management consulting seems to be urgent for SME.

Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, теория и практика управления, управленческое консультирование.

Keywords: business, small and medium-sized enterprises, management practice, administrative consulting, management theory.

Развитие предпринимательства как основного направления в рыночной экономике основывается на комплексе разработок в сфере законодательства, налоговой и финансовой систем, систем государственной и общественной поддержки, научного практического сектора.

Современные предпринимательские структуры в большей степени ориентируются на разработку и практическое применение новых эффективных форм и методов организации бизнеса. Это связано с рядом причин, таких как высокий уровень конкуренции на рынке, резкие изменения условий внешней среды, интернационализация производства и глобализация общественных отношений на мировом уровне, повсеместное внедрение инфокоммуникацион-ных технологий.

Вопросы эффективной организации предпринимательской деятельности остаются актуальными в любое время и при любых условиях, сложившихся на рынке. Особенно данный вопрос актуален сегодня в условиях сложившегося мирового кризиса. Несомненно, что предпринимательская деятельность связана с определенной степенью риска. Снизить уровень воздействия риска может ряд определенных мер, среди них можно выделить следующие: своевременное прогнозирование и планирование деятельности, оптимизация издержек, поиск и разработка новых технологий и методов работы. К одному из основных направлений повышения эффективности предпринимательской деятельности можно отнести управленческое консультирование. Ряд российских и зарубежных авторов утверждают, что именно эффек-

тивное управление является основной базой для успешной деятельности предприятий и организаций. Один из главных ресурсов развития предприятий скрыт в уровне менеджмента [1].

Вопросы повышения эффективности управления в сфере предпринимательства необходимо рассматривать комплексно. Такой подход к повышению эффективности управления является результатом современных тенденций в развитии структур управления [2]:

• современные структуры управления достаточно динамичны;

• планирование изменений и проектирование структур управления происходит с учетом стратегии развития организации и неопределенности внешней среды;

• получение максимальной выгоды от сочетания разнообразных видов структур;

• развитие персонала, самоорганизация и инициатива работников рассматриваются как одни из главных источников роста эффективности организации;

• ведущая роль информационных технологий в современных системах управления.

«Новые подходы к управлению фирмами и организациями переносят акцент управленческих воздействий на инновационные процессы, коммуникации, маркетинг, менеджмент знаний. Знания и информация обладают рядом специфических черт, отличающих их от традиционных ресурсов. Эти различия изменяют современную экономику и заставляют трансформироваться парадигму управления. Новая парадигма управления соответствует быстрым и подчас непредсказуемым изменениям внеш-

ней среды, позволяет быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Она основана на инновациях, на использовании знания» [3, с. 16]. Процесс разработки и внедрения перспективных технологий, инновационных методов и средств в процессе управления является непременными атрибутами современной системы управления.

Стремясь повысить эффективность системы управления необходимо определить конкретные меры, способствующие этому процессу и разработать программу их реализации, те компоненты, которые мешают этому процессу необходимо исключить или свести к минимуму их воздействие на процесс управления. Однако осуществить это на практике для многих организаций является достаточно сложным. Когда руководство понимает необходимость изменений в системе управления, то сразу возникают вопросы: что, как и почему будем менять и кто этим будет заниматься? В данном случае логично и целесообразно обратиться к услугам управленческого консультирования, т. е. к помощи специалистов. Управленческое консультирование - это вид интеллектуальной профессиональной деятельности, в процессе которого квалифицированный консультант предоставляет объективные и независимые советы, способствующие успешному управлению организацией-клиентом [4].

Западные авторы, в частности М. Кубр [5], выделяют следующие основные черты управленческого консультирования:

1. Консультанты оказывают профессиональную помощь руководству организации. На базе накопленного практического опыта консультанты могут распознавать общие тенденции и обычные причины проблем. Кроме того, они сами постоянно развиваются, обучаются, следят за всеми изменениями на рынке. Консультант - связующее звено между теорией и практикой управления.

2. Консультанты дают советы и рекомендации и несут ответственность, которая проистекает из принятия советов клиентом, а также за качество советов.

3. Консультирование - это независимая служба. Консультант оценивает любую ситуацию, предлагает объективные рекомендации относительно того, что надо делать клиенту, не задумываясь о том, как это могло бы повлиять на его собственные интересы. Консультант должен обладать финансовой, административной, политической и эмоциональной независимостью.

Все это предъявляет высокие требования к качеству и эффективности консалтинговых

услуг и вызывает их ориентированность на интересы клиента.

Однако на сегодняшний день российская практика управленческого консультирования в предпринимательской среде только набирает обороты. Достаточно часто малые и средние предпринимательские структуры не пользуются данной услугой. Это связано с рядом причин:

1) отсутствие понимания необходимости в данной услуге;

2) нежелание руководства признать свою «некомпетентность» в вопросах управления;

3) скептическое отношение к консультантам со стороны руководства - часто их считают теоретиками и не верят в их практическую помощь;

4) отсутствие желания вносить какие-либо изменения в систему управления (по принципу «нас и так все устраивает»);

5) дефицит финансов - нехватка средств на решения текущих проблем, невозможность оплатить услуги консультантов.

По результатам исследования состояния и перспектив развития российского управленческого консультирования Ассоциация менеджеров представила следующие результаты (2004 г.): непропорционально мала доля заказов от предприятий, работающих в сфере услуг (в то время как в структуре ВВП России они занимают более 50 %). Нецивилизованными с точки зрения потребления консалтинговых услуг эксперты называют строительную отрасль, компании, связанные с недвижимостью и розничной торговлей. Услугами управленческого консультирования пренебрегают предприятия тех отраслей и сфер экономики, в которых отсутствует жесткая конкурентная среда или ощущается нехватка финансов. По объему заказываемых услуг лидирует промышленность, в частности нефтяная и нефтегазовая отрасль, электроэнергетика [6]. Эти данные свидетельствуют о том, что потребление управленческих консультационных услуг малым и средним бизнесом находятся на невысоком уровне.

Учитывая особые российские условия рынка важно понимать необходимость синтеза научных разработок и реальной управленческой деятельности. Посредством управленческого консультирования реализуется взаимодействие науки и практики управления.

Необходимо донести до предпринимателя, что процесс управленческого консультирования, в современных условиях развития рынка естественный шаг. Донести эту информацию можно через ознакомительные семинары на базе учебных центров, бизнес-инкубаторов, выс-

ших учебных заведений, в режиме on-line специализированных сайтов.

Необходимо понимать, что профессиональная консультация в вопросах управления это не панацея от всех проблем, но в то же время это реальный шанс для многих организаций «выжить» в сложных условиях, расширить свой бизнес, завоевать новые рынки и т. д.

1. Бовыкин В.И. Новый менеджмент. Решение проблем управления. Повышение в десятки раз темпов роста капитала. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ЗАО «Изд-во "Экономика"», 2004. - 362 с.

2. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 304 с.

3. Теория управления: учебник. - 3-е изд., доп. и перераб. / под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 560 с.

4. Трофимова О.К. Определение понятия «управленческое консультирование». - ИКЬ: http://www.cfin.ru/consulting/mkintro-02.shtml.

5. Управленческое консультирование: в 2 т. / под ред. М. Кубра. - М.: Интерэксперт, 1992. - Т. 1. - 319 с.

6. Развитие управленческого консалтинга в России: динамика, проблемы, перспективы. -иКЬ: http://www.sherpaconsulting.rU/statii/1. htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.