является признаком совершаемых в рамках проекта инвестиционных процессов. Как видно, он обладает общностью с финансовым потоком в части его денежной составляющей, вместе с тем инвестиционный поток — это более широкое понятие, которым определяется в том числе движение материальных и информационных ресурсов. Особенности инвестиционного потока в его общности с финансовым потоком обусловливаются движением ценных бумаг. Подобно тому как в материальной логистике финансовый поток поддерживает материальный поток, так в проектной логистике денежный поток поддерживается движением ценных бумаг.
Переход от науки «проектная логистика» к ее практическому применению следует, на наш взгляд, сопроводить понятием «проектный логистический менеджмент». Это решение должно предопределить формирование научных основ создания проектно-ориенти-рованных логистических систем.
Возможно, именно в силу того что в настоящее время в управлении проектами слабо востребован методический инструментарий логистики, логистика не обрела
должного организационного обеспечения на практике. При наличии научных рекомендаций о создании проектно-ориентированных логистических систем соответствующего опыта, достойного изучения, обнаружить не удается. Опыт ограничивается участием в управлении проектом функционального менеджера-логиста. Он проявляется чаще всего в инвестиционно-строительной сфере, при этом функции логиста фактически исполняет специалист по материально-техническому снабжению и комплектации строек. В свете сложившихся управленческих реалий представляется целесообразным наполнить конкретикой проектную логистику и проектный логистический менеджмент, оценив ее состояние на примере актуальных и широко развивающихся инвестиционно-строительных проектов, отвечающих понятию «ипотечно-строительный проект».
Примечания
' Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика: учеб. / под ред. В.И. Сергеева. М., 2008.
2 Там же.
УДК 657:338 ББК 65.052.201.2
Алтайского
М.Н. СЕМИКОЛЕНОВА
кандидат экономических наук, доцент государственного университета, г. Барнаул e-mail: semikmn@mail.ru
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ КАК ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Рассмотрена необходимость ведения управленческого учета на российских предприятиях. Автор систематизирует подходы к определению стратегического управленческого учета, определяет его место в информационной системе экономического субъекта.
Ключевые слова: анализ деятельности конкурентов, стратегический управленческий учет, бизнес-стратегия, конкурентная информация, управление.
Важность информации для планирования, мониторинга деятельности современного предприятия и управления ею трудно переоценить. Под системой информационного обеспечения нами понимается сбор, обработка и передача финансовой и
нефинансовой информации, используемой менеджерами для планирования и контроля деятельности вверенных им подразделений, измерения затрат и оценки полученных результатов. Естественно, учет является основным источником информации, необ-
© М.Н. Семиколенова, 2009
ходимой для функционирования системы управления.
Владея информацией, руководитель может осуществлять контроль всей финансово-хозяйственной деятельности организации. И чем более изменчива экономическая среда, чем сложнее внутреннее устройство самого предприятия, тем больше информации нужно для эффективного управления им.
В связи с этим целью настоящей статьи является обсуждение основных требований к построению системы управленческого учета, способной удовлетворить информационные потребности внутренних пользователей в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- систематизировать существующие взгляды на содержание и сущность управленческого учета;
- обосновать предпосылки развития стратегической направленности управленческого учета;
- исследовать отличительные характеристики стратегического учета.
Содержание управленческого учета. В современной отечественной литературе традиционным является рассмотрение управленческого учета как сферы учета, предназначенной для удовлетворения потребностей управляющих, или, в более широком смысле, потребностей внутренних пользователей информации о предприятии. Предметом управленческого учета служит производственная деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений, а объектами выступают издержки предприятия и его структурных подразделений — центров ответственности, результаты хозяйственной деятельности как всего предприятия, так и его центров ответственности, внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен, бюджетирование и управленческая отчетность.
Можно выделить четыре основных позиции российских специалистов по вопросам сущности управленческого учета1:
- такого понятия, как управленческий учет, в бухгалтерском учете не существует, а есть понятие производственного учета;
- управленческий учет — новое название давно известного производственного учета, и отсутствует какое-либо основание выделять его в качестве самостоятельного вида учета;
- управленческий учет — одна из подсистем системы бухгалтерского учета, в которую помимо него входят также финансовый учет и бухгалтерская отчетность;
- управленческий учет — самостоятельная дисциплина, поскольку она, кроме вопросов бухгалтерского учета, включает в себя вопросы анализа, планирования и т.п.
По определению профессиональной организации — Института управленческих бухгалтеров, управленческий учет — это добавляющий ценность менеджменту (или системе управления) процесс непрерывного совершенствования функционирования систем финансовой и нефинансовой информации, а также их планирования, проектирования и измерения, который направляет действия менеджмента, мотивирует поведение сотрудников организации, поддерживает и создает культурные ценности, необходимые для достижения стратегических, тактических и оперативных целей организации2.
Систематизируя все названные подходы к определению содержания управленческого учета, можно выделить несколько принципиальных моментов.
Во-первых, управленческий учет на концептуальном уровне может быть представлен как один из элементов системы бухгалтерского учета со свойственными ему целями, функциями в системе управления, методами и подходами к сбору, обобщению и интерпретации информации.
Во-вторых, безусловно значимой является предопределенность эффективности системы управленческого учета, т.е. получение экономической выгоды в результате внедрения его методов. Данный принцип, с одной стороны, подтверждается необходимостью рациональности всей системы учета, выдвинутой еще И.Ф. Шером. С другой стороны, определяя любой методологический прием и инструментарий управленческого учета, следует исходить прежде всего из их влияния на финансовый результат деятельности организации.
В-третьих, система управленческого учета должна быть гибкой по отношению к внутренней и внешней среде хозяйствующего субъекта. Система управленческого учета, сформированная в организации, соответствует конкретному уровню деловой активности и определенному состоянию рыночной среды. При динамично развивающейся экономической ситуации нельзя говорить о завершенности и базисности информационной системы.
В-четвертых, внедрение управленческого учета требует непрерывного системного реформирования.
Пятая существенная характеристика управленческого учета сводится к определению совокупности показателей, представляющих информацию о деятельности предприятия. Управленческая информационная система должна содержать как количественные, так и качественные показатели, как фактические, так и прогнозные данные.
Кроме того, система управленческого учета специфична для каждой организации, так как должна учитывать существующий уровень ее конкурентоспособности, организационные и технологические особенности производственной деятельности и т.п. Так же как можно говорить о разных системах финансового учета для отдельной организации, определяемых выбранными методами учета, так можно говорить и о существовании разных систем управленческого учета для каждого управляемого объекта, определяемых задачами и функциями планирования и управления.
И последняя характеристика управленческого учета, признаваемая многими российскими и зарубежными экономистами, — это ориентация управленческой информации на оперативные и стратегические цели организации. Именно данная отличительная особенность управленческого учета дала возможность выделить на современном этапе развития подсистему стратегического учета.
Стратегический учет: понятие и роль в системе управления. В современных рыночных условиях хозяйствования неизбежным является не только обобщение оперативной информации о затратах в производственном учете, но и разработка систем управленческого учета для сбора и анализа стратегичес-
ки важной информации на регулярной основе. С нашей точки зрения, для того чтобы управленческий учет выполнял свои функции полностью, он должен обеспечивать еще и значимую для пользователя информацию о стратегии компании.
В зависимости от выбранного направления стратегического развития управленческий учет должен обеспечить получение информации о реальных затратах на выпуск продукции и о возможностях их снижения за счет введения режима экономии. Очевидно, что управленческий учет отражает при этом не только сложившиеся экономические условия, но и прогноз затрат, себестоимости, цен, прибыли и т.п. Без этой информации нельзя принимать решения о расширении производства, изменении ассортимента, качества, надежности и в конечном счете о конкурентоспособности продукции.
Возникновение стратегического управленческого учета относится к 80-м гг. XX в. Несмотря на то что стратегический управленческий учет как самостоятельное направление существует уже более 20 лет, до сих пор не сформулировано его однозначное определение (табл.).
Анализ работ зарубежных и отечественных авторов, посвященных вопросам стратегического управленческого учета, позволил выделить его общие характеристики.
Во-первых, стратегический учет является отдельной частью системы управленческого учета, которая выполняет присущую только ей роль в системе управления организацией.
Во-вторых, стратегический учет призван обеспечить информацией отдельных менеджеров организации при разработке ими управленческих решений на долгосрочную перспективу.
В-третьих, стратегический управленческий учет представляет собой не только учетную систему, но и важный компонент корпоративного менеджмента, формирующий и обобщающий данные как о финансовых, так и о временных, качественных результатах деятельности организации, бизнес-единиц, центров ответственности и т.д.
В-четвертых, понятие стратегического учета можно рассматривать только в контексте стратегического менеджмента.
Определения сущности стратегического управленческого учета, предлагаемые зарубежными и отечественными исследователями
Исследователи Определение понятия
Институт управленческих бухгалтеров США, 2000 Форма управленческого учета, при которой основной акцент делается на информации, связанной с внешними факторами, влияющими на фирму
К. Уорд, 1999 Управленческий учет в контексте бизнес-стратегий, которые планируется внедрять или которые уже внедрены в организации
Дж. Иннес, 1998 Средство для обеспечения информацией менеджеров, необходимое для того, чтобы поддерживать стратегические решения организации
К. Симмондс, 1981, 1982, 1986 Предоставление и анализ данных управленческого учета о компании, ее конкурентах для использования при разработке экономической стратегии компании и контроле за ее реализацией
М. Бромвич, 1990 Предоставление и анализ финансовой информации о рынках, затратах конкурентов, структуре затрат компании и мониторинг стратегии предприятия и стратегий конкурентов на этих рынках в течение ряда периодов
O.E. Николаева, О.В. Алексеева, 2003 Комплексное направление управленческого учета, ориентированное на процесс принятия долгосрочных (стратегических) решений, в рамках которого предполагается тщательный анализ внешней бизнес-среды
В.Б. Ивашкевич, 2003 Одна из особенностей управленческого учета, ориентированного не только на ближайшее, но и на сравнительно отдаленное будущее
В.П. Суйц, 1999 Управленческий учет, который обеспечивает пользователей значимой информацией о стратегии предприятия
В-пятых, отмечается расширение внутренней направленности управленческого учета, т.е. включение внешней информации в анализируемые данные (или систему формируемых показателей).
Сегодня необходимость стратегического мышления признана и в научной среде, и менеджерами ведущих компаний. Главной предпосылкой в этом вопросе является конкуренция организаций во все более глобальной постиндустриальной (т.е. основанной на знаниях и информации) конкурентной окружающей среде. В этих условиях большое значение приобретает конкурентная информация, важность которой подтверждается, в частности, ведущими экспертами в области стратегического и конкурентного анализа К. Фляйшером и Б. Бенсуссаном: «В то время как стратегия и планирование могут подсказать организации, в каком направлении следует двигаться и где этот путь должен закончиться, сведения о соперниках выявляют и предупреждают о возможности шторма на горизонте и позволяют пилоту продумать лучшие воздушные пути и получить от этого выгоду. Принятие правильных решений зависит от качества доступной информации»3.
Таким образом, для успешного управления организацией огромное значение имеют разработка, оценка и реализация бизнес-
стратегий. В этом смысле ключом к успеху компании является внедрение системы стратегического учета, которая позволит:
- дать достоверное представление о месте компании в сегменте рынка;
- контролировать динамическую внешнюю среду;
- обосновывать стратегические подходы и целевые результаты, адекватные условиям хозяйствования;
- разрабатывать стратегии, основанные на устойчивых конкурентных преимуществах.
Роль информационной системы для стратегического рыночного управления сводится к тому, что рациональные и эффективные способы сбора, обработки и анализа данных во многом определяют результативность самого процесса разработки стратегии.
Примечания
1 Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет. М., 2003; Николаева O.E., Алексеева О.В. Стратегический управленческий учет. М., 2003; Управленческий учет: учеб. пособие / под ред. А.Д. Шеремета. М., 1999.
2 Аткинсон Э.А., Банкер Р.Д., Каплан Р.С., Янг М.С. Управленческий учет: пер. с англ. 3-е изд. М., 2005.
3 Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. М., 2005.