Научная статья на тему 'Управленческий инновационный проект «Молодые педагогические кадры Ямала»'

Управленческий инновационный проект «Молодые педагогические кадры Ямала» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1473
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИ / ЯНАО / ПРОЕКТНЫЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА / МОЛОДЕЖНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарарина Валентина Павловна, Алешина Елена Викторовна

Авторы рассказывают об опыте работы по сопровождению молодых педагогов Ямало-Ненецкого автономного округа как в традиционной, так и в инновационной формах. Представлены техники этой работы. Описываются форматы молодежных профессиональных педагогических игр. Управленческий инновационный проект нацелен на создание условий для профессионального роста молодых специалистов, решение проблем адаптации и успешному вхождению их в профессиональную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарарина Валентина Павловна, Алешина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческий инновационный проект «Молодые педагогические кадры Ямала»»

Школа и ФГОС второго поколения

Тарарина Валентина Павловна,

директор МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла», Алешина Елена Викторовна

заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла» Ямало-Ненецкий автономный округ

J ^

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ЯМАЛА»

Л____________________________________________г

Аннотация. Авторы рассказывают об опыте работы по сопровождению молодых педагогов Ямало-Ненецкого автономного округа как в традиционной, так и в инновационной формах. Представлены техники этой работы. Описываются форматы молодежных профессиональных педагогических игр. Управленческий инновационный проект нацелен на создание условий для профессионального роста молодых специалистов, решение проблем адаптации и успешному вхождению их в профессиональную деятельность.

Ключевые слова: молодые педагоги, ЯНАО, проектный и инновационный менеджмент, становление специалиста, молодежные педагогические игры

В ведение. Актуальность создания проекта «Молодые педагогические кадры Ямала» обусловлена переменами, происходящими во всех сферах нашего общества и прежде всего в сфере образования. Система образовательного менеджмента состоит из управленческих циклов, различных по времени, объектам и целям, которые, в соответствии и с требованиями современной системы образования и с требованиями логики управленческого процесса [12, 17], направлены не только на обеспечение функционирования данной системы, но и на перевод её в новое качественное состояние. Другими словами, любое управленческое решение работает на повышение качества образования, формирование развивающейся, комфортной образовательной среды, способствует социализации и развитию личности молодого специалиста, становлению педагогических, творческих компетенций этого коллектива. Важное место занимают система финансовой поддержки, система моральных наград и поощрений, а также система адаптации в коллективе и организация методической подготовки.

Анализ педагогической деятельности в школах показывает, что, во-первых, недавний выпускник вуза еще достаточно слаб как профессионал: сдавая в институте экзамены, он осваивает внешние в отношении себя факты, которые представляют в его сознании сумму знаний. Во-вторых, выпускник не по-

нимает как изменилась типология сознания современного школьника. В-третьих, молодой специалист оказывается неподготовленным в нормативно-правовых вопросах, в целом у него недостаточно знаний и в области методики преподавания предмета. Если молодого человека в такой ситуации просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начинаются конфликты, у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности, и в профессиональной, и в личностной. В конце концов, тревожность может из ситуативной превратиться в постоянную, стать личностной чертой, а в таком случае бессмысленно говорить о каком-то творческом потенциале и способности к инновациям. В результате возникает проблема несоответствия между уровнем методической подготовки выпускника, его желанием работать в школе и социальным запросом общества, согласно которому в школе должен быть не просто учитель-предметник, а креативный организатор, менеджер образовательной среды, человек, способный не просто образовывать и воспитывать ребёнка, но и прозревать в нём личность и помогать ей раскрыться [3, 6, 7, 12, 15, 16]. Становление учителя протекает труднее, острее, больнее, чем у представителей других интеллектуальных профессий.

В России, и, в частности, в Ямало-Ненецком автономном округе очень многое делается для поддержки

Эксперимент и инновации в школе 2013/4

25

Школа и ФГОС второго поколения

статуса педагога. Это обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009-2012 годы и плановый период до 2020 года; Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы Государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы»; Закон «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»; Закон «Об инновационной деятельности» Ямало-Ненецкого автономного округа»; Окружная долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»; Программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы; Проект по модернизации системы общего образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы; Закон об оплате труда работников государственных образовательных учреждений ЯНАО; перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Комиссии при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 31 августа 2011 года (Пр-2736 от 16.09.2011); Окружная комплексная программа «Педагогические кадры Ямала на 2012-2015 годы». Вышеуказанные документы являются нормативно-правовой основой проекта.

Федеральные образовательные стандарты и президентская инициатива «Наша новая школа» требуют от школы реализации компетентностного подхода в образовании [18, 19]. Учителю необходимо владеть такими компетенциями как умение критически, рефлексивно мыслить, выстраивать коммуникацию, вести переговоры, действовать в команде [2, 3]. Существующая система образования не способствует привлечению и удержанию перспективных молодых педагогических кадров, для которых работа в ней представляется монотонной, рутинной, не позволяющей видеть горизонты профессионального развития.

В основе управленческого проекта «Молодые педагогические кадры Ямала» лежит культура проектного и инновационного менеджмента, что предполагает участие всех педагогических кадров в методической работе по развитию профессионального роста молодых специалистов. В системе образования автономного округа проводятся структурные и содержательные изменения, направленные на выполнение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года. Ведущей идеей развития системы образования автономного округа на долгосрочную перспективу является идея формирования сквозных

компетенций конкурентоспособности людей для кадрового обеспечения задач по развитию экономики региона [15]. В округе утверждены окружная долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы», комплексная программа «Развитие системы профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 20112015 годы». Региональные программы определяют основные направления развития системы ямальского образования на среднесрочную перспективу, в том числе развития кадрового потенциала системы образования, профессионального мастерства педагогов. В Ямало-Ненецком автономном округе реализуется комплекс мер по сохранению квалифицированного педагогического кадрового потенциала, повышению престижа педагогической профессии, усилению ее социальной значимости. Сегодня доля педагогов наиболее продуктивного возраста быстро сокращается. Причем увеличение среднего возраста педагогических кадров отмечается повсеместно, уровень квалификации педагогов по-прежнему остаётся недостаточным. Стаж более 20 лет имеют 49% педагогов округа, 28% педагогических работников -это люди пенсионного возраста. Молодых специалистов со стажем работы до 3-х лет на Ямале около 4%. Средний возраст ямальского учителя 45 лет. В системе образования автономного округа женщины составляют 90%

Проект «Молодые педагогические кадры Ямала» является модулем окружной комплексной программы «Педагогические кадры Ямала на 2012-2015 годы. Проект состоит из блока поддержки молодых педагогов на местах - учебных заведениях (традиционная основа) и блока «Молодёжные профессиональные педагогические игры Ямала». Проект направлен на привлечение и поддержку молодых педагогов в системе образования Ямала. «Молодые педагоги» - это не возрастная категория, она означает тех, кто готов двигаться вперёд и пробовать себя в новых условиях, готов изменяться и рисковать. Данный проект - это инструмент обновления школьной практики и использования новых разработок, технологий.

Основными принципами проекта являются: сетевое взаимодействие молодых педагогов разных школ; взаимное стимулирование участников; представление идей; самосовершенствование и формирование метапредметных педагогических компетенций [2, 4, 5, 7, 8, 9]. В результате реализации проекта предполагается сокращение числа уходящих из профессии ярких и талантливых молодых педагогов, создание ассоциации молодых педагогов, представляющей интересы поколения в профессии, складывание новой позиции «пе-дагога-менеджера», обретение способности ориентации в информационном педагогическом пространстве на уровне города или региона, адаптации молодых специалистов в коллективе, определение перспективы развития профессиональной компетентности педагога, разработка личностного маршрута становления

26

Эксперимент и инновации в школе 2013/4

Школа и ФГОС второго поколения

специалиста, стимулирование повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов [11].

Проект «Молодые педагогические кадры Ямала» рассматривает в качестве объекта проектного действия коллектив молодых педагогов со стажем до 5 лет, а в качестве предмета систему управления (менеджмент) молодым коллективом. Проект нацелен на создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога. Задачи, которые решаются в рамках реализации проекта (с применением системного подхода): обеспечение условий наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, эмоциональная поддержка педагога, укрепление веры педагога в свои силы, совершенствование профессиональной компетентности педагога, планирование (личностный маршрут становления специалиста), повышение профессиональной компетентности и мастерства молодых специалистов, овладение информационными ресурсами, создание ассоциации молодых педагогов, представляющей интересы поколения в профессии; сокращение числа уходящих из профессии ярких и талантливых молодых педагогов.

Традиционную основу поддержки молодых педагогов на местах учебных заведений составляют два вида работ - изучение литературы в данном направлении и поддержка молодых специалистов при адаптации в трудовой коллектив. Адаптационная работа включает в себя знакомство со школой, представление молодого учителя коллективу школы на педагогическом совете, анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года), закрепление учителя-наставника за молодым специалистом, заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства, выделение свободного методического дня молодым педагогам. Психологическая поддержка осуществляется в ходе проведения диагностик по выявлению личностных характеристик и профессиональных компетенций, психолого-педагогическое наставничество, консультирования и тренингов [21,23].

В целях формирования мотивации молодых педагогов к самообразованию они участвуют в акциях, направленных на развитие творческого коллектива, разрабатывают, обосновывают и готовят социальные проекты различной направленности к реализации, участвуют в механизмах самоуправления образовательных учреждений и местного сообщества, в организации благотворительных и поддерживающих акций и мероприятий. Поддержке молодых педагогов служат ежеквартальные церемонии признания достижений педагогов, обмен информацией о развивающих программах [10, 11, 19, 22].

В результате формируется позитивная репутация в педагогических сообществах, доверие со стороны других и их желание участвовать в программе пре-

зентация и, по необходимости лоббирование проекта на разных уровнях, а также передача своего опыта в акциях «как быть успешным в молодежной воспитательной программе», «я - успешный учитель», «новый учитель», которые проходят с использованием видеоконференций.

Работа по организации профессиональной коммуникации включает в себя такие направления, как установление профессиональной коммуникации с наставниками, с коллегами по методическому объединению, с администрацией, с учениками и их родителями и с коллегами из других школ. Наставники помогают молодым педагогам составить тематический и поурочный план, материалы для контрольных работ, а после посещения уроков проводят анализ и корректируют ранее разработанные планы. Педагоги повышают свою квалификацию в ходе педагогического проектирования, решения педагогических ситуаций, применения активных (игровых) методов обучения, индивидуального и микрогруппового исследований. Этому способствуют также профессиональные конкурсы, анализ документов, написание творческих работ, ведение аналитического дневника, дискуссии в часы информационного обмена, разработка и реализация индивидуальных и парных профессиональных программ. Задача расширения профессионального кругозора решается за счет создания творческого коллектива из молодых специалистов в своей школе, привлечения молодых специалистов из других образовательных учреждений в рамках сетевого принципа - к участию в программе могут привлекаться молодые педагоги любых программ (вузов, университетов, школ, учреждений дополнительного образования, общественных организаций округа и пр.).

Молодёжные профессиональные педагогические игры Ямала

Компетентностный подход требует от учителя владения такими способностями как умение критически, рефлексивно мыслить, выстраивать коммуникацию, вести переговоры, действовать в команде. Существующая система образования не способствует привлечению и удержанию перспективных молодых педагогических кадров, для которых она представляется монотонной и рутинной. «Молодёжные профессиональные педагогические игры Ямала» -это движение молодых педагогов, целью которого является систематическое профессиональное самосовершенствование и формирование метапредметных педагогических компетенций через ряд испытаний тренингового и состязательного характера. Это движение направлено на привлечение и поддержку молодых педагогов в системе образования Ямала. «Молодые педагоги» - это не возрастная категория, а те, кто готов двигаться вперёд и пробовать проявить себя в новых условиях, готов изменяться и рисковать. Это состязание, являющееся наиболее подходящей формой реализации имеющегося опы-

Эксперимент и инновации в школе 2013/4

27

Школа и ФГОС второго поколения

та и обогащения профессионального потенциала активных и креативных педагогов. Систематичность состязаний предполагает ежегодное проведение педагогических игр, что принципиально отличает их от педагогических конкурсов, которые являются локальными проектами и не имеют логического продолжения и развития. Педагогические игры представляют собой рейтинговую систему, которая позволяет отслеживать динамику профессионального развития педагогов по показателям метапредметных педагогических компетенций [1, 20]. В отличие от профессионального образования этот игровой проект направлен на формирование педагогических метапредметных компетенций. План его осуществления таков: привлечение молодых педагогов для участия в состязаниях; формирование и развитие метапредметных компетентностей через систему тренингов в процессе состязаний; формирование рейтинга молодых педагогов по итогам профессиональных педагогических игр; награждение победителей состязаний и вовлечение лучших в организацию цикла мероприятий по профессиональному развитию. Постоянно действующий рейтинг участников позволяет оценить уровень владения такими профессиональными компетенциями, как проблемнорефлексивный подход и критическое мышление, режиссура и сценирование педагогического замысла, работа с мотивацией; работа в команде.

Мероприятия проводятся на региональном и муниципальном уровне, проходит слет молодых педагогов округа, создается ассоциации молодых педагогов, представляющей интересы поколения в профессии. В состав такой ассоциации входит председатель совета лиг (координация работы совета), PR-менеджер (представление проекта и отдельных мероприятий для молодых педагогов Красноярского края; для управлений образованием, школ, совместно с координатором по внешним связям, привлечение спонсоров и меценатов, совместно с специалистом по экономическим вопросам), менеджер-организатор соревнований (разработка плана проведения соревнований, мониторинг мест проведения соревнований, анонс мероприятий; составление и утверждение списка участников, расселение участников «кустов»), координатор по работе с региональными отделениями (формирование базы данных потенциальных участников, составление письма для отправки в районы края, отправка писем в потенциальные кусты для формирования кустов, прием заявок, контроль за подготовкой условий для приезда команды в регионы, составление плана с руководителями лиг), координатор по работе с судейской коллегией (обеспечение подбора судейских коллегий для каждой лиги, уточнение критериев судейства для лиг, организация выезда судей на кусты), координатор работы лиг (создание базы данных инициативных молодых специалистов в регионах, рассылка информационных писем в регионы, обработка полученных заявок, определение ме-

ста для проведения игр), а также от семи до десяти содержательных лидеров лиг.

Лига «Педагогический вызов: техники постановки и решения продуктивной задачи». Лига оценивает способность участников отвечать на содержательный вызов, видеть материал, переводить его в задачный вид и решать поставленную перед собой задачу, а также планировать и реализовывать содержательный вызов по отношению к другому на различном материале.

Учитель пытается ставить задачи перед детьми и мотивировать на решение. Но для того, чтобы успешно это делать, важно самому уметь ставить задачу. Соревнование состоит из 5 видов заданий (пробное задание, задание на вызов к решению задач, задача на вызов интереса к решению непростых задач, организация коллективного решения задач с вовлечением максимального числа участников из аудитории).

Лига «Командодействие: продуктивно-распределенное командное действие». Задача конкурсов этой лиге состоит в выработке у участников слаженного командного способа действования в соревновательных мероприятиях. Каждое мероприятие носит проблемный характер, и для победы команда должна поставить перед собой задачу, определит действия каждого для того, чтобы задачу быстро и эффективно решить. Участники должны действовать как части единого организма. Без коллективной соорганизации победа в соревновании невозможна. В ходе своей работы учителя всегда работают с коллективом и как часть коллектива с общими задачами. Данный вид соревнований поможет проверить эти компетенции и восполнить возможные пробелы на нейтральном материале.

Целью Лиги «Классная режиссура: сценирование и воплощение педагогического замысла» является выявление навыков творческого мышления, умения представить себя окружающим, организаторских способностей, умения глубоко и полно раскрыть предложенную тему [1]. Данный конкурс является командным: необходимо по предложенному отрывку произведения создать сценарий и реализовать его таким образом, чтобы участники осмыслили и осознали заданную тему. Участники команды берут на себя функции актёров, сценариста и режиссёра. Соревнование проходит в два этапа, на пробном этапе предлагается поставить на сцене ролик на социально значимую тему, на основном ставится отрывок пьесы по готовому сценарию (художественный текст на педагогическую тематику). Участники должны уметь творчески, нестандартно мыслить, уметь организовать себя, уметь слушать и слышать окружающих, а также обладать навыками публичного выступления.

Лига «Новые дебаты: критическое мышление в школьной практике».

Здесь идет формирование умения рефлексивно относиться к своей деятельности, то есть умения

28

Эксперимент и инновации в школе 2013/4

Школа и ФГОС второго поколения

встать на позицию другого человека и из нее увидеть ситуацию, выделять сильные и слабые стороны, использовать сильные стороны для решения возникших ситуаций. Здесь формируется умение увидеть ситуацию целиком, аргументировать как свою, так и чужую точку зрения, определять достоверность получаемой информации. Участники соревнуются между собой как в индивидуальном состязании, в котором проверяются умения критически мыслить, так и в составе команды, участвуя в дебатах.

Руководство играми осуществляется Советом лиг, органом, состоящим из представителей системы образования, избираемым большинством голосов на 2 года. Допускается исключение, а также принятие нового участника в Совет лиг путем голосования. Правом вынесения кандидатуры на принятие или отчисление из Совета лиг обладает любой его участник. Совет лиг имеет шесть региональных отделений, «кустов». Например: районы ЯНАО, города ЯНАО и т.п. Руководитель регионального отделения назначается Советом лиг на 2 года. Руководитель регионального отделения обеспечивает организацию и проведение состязаний регионального масштаба, ведет разъяснительную работу, осуществляет подбор и руководство рабочей группой для организации игр. Совет лиг избирает судейскую коллегию, из лиц, обладающих специальными знаниями в той или иной области педагогики, представителей сферы образования ЯНАО, представителей научного сообщества, сроком на 2 года. Судейская коллегия самостоятельно назначает судей для каждых состязаний, из числа наиболее авторитетных представителей представленной тематики игр. Совет лиг также избирает организационный комитет соответствующей лиги.

Участниками состязаний являются лица, занимающиеся профессионально-образовательной деятельностью и прошедшие квалификационный отбор. В случае активного участия в деятельности лиг, участник игр может стать членом ассоциации молодых педагогов Ямала.

Регламент проведения состязаний. В рейтинг участников соревнований молодёжных профессиональных педагогических игр включены все участники одной или нескольких лиг. Соревнования на играх развертываются последовательно, поэтому у каждого участника есть возможность посоревноваться в нескольких направлениях. Руководитель куста определяет соответствие квалификации участника состязаниям. В случае несоответствия квалификации участника требованиям одной из лиг, он не может принимать участие в состязаниях данной лиги. Состязания проводятся кустовом и региональном уровнях В региональных состязаниях участвуют победители кустовых состязаний. В промежутках между играми руководитель кустового отделения организует работу по проведению тренировок, семинаров, тренингов для участников игр.

Критерии оценивания разработаны содержательными лидерами лиг и оформились в экспертные листы для жюри, а иногда и для зрителей (они также оцени-

вают участника по заданным критериям на основании наблюдения и субъективных впечатлений). Во всех лигах предусмотрено 3 соревновательных дня: одна четвертая финала, полуфинал и финал. После каждого этапа часть участников выбывает из соревнований и включается в рейтинг с набранным количеством баллов. После каждого этапа часть участников, набравших наименьшее количество баллов, выбывает из соревнований. Количество таких участников или команд зависит от требований лиги к проведению полуфинала и финала, а также от стартового числа участников -их число не ограничивается, чтобы дать возможность всем желающим попробовать себя в выбранном виде.

Например, в лиге «Командодействие» было заявлено 6 команд, после четверть финала выбыло 2 команды, после полуфинала ещё 2. В финале участвуют 2 оставшиеся команды, одна из которых станет победителем соревнований. Максимум баллов по каждому соревновательному дню по каждой лиге 30 баллов (то есть возможный максимум в одной лиге 90 баллов). Но это не означает, что победителю ставятся максимальные оценки. Он может быть лучше других участников в данном виде, но не максимально возможно хорош. Критерии оценивания в каждой лиге индивидуальны (в зависимости от оцениваемых компетентностей), но за счёт одинакового максимума все участники находятся в равных условиях, мы можем суммировать баллы и формировать общий рейтинг участников наряду с рейтингом внутри лиг.

В командных лигах «Новые дебаты», «Командодействие» и «Классная режиссура» баллы сначала присваиваются команде в зависимости от места, занятого в соревновании, а затем присуждаются отдельному участнику для включения в рейтинг.

Например, в лиге «Педагогический вызов», во второй соревновательный день состоялось испытание «Вызов интереса аудитории к определённой проблеме». Участникам необходимо было заинтересовать зрителей обсуждением определённой темы и организовать дискуссию. При этом жюри оценивали: презентацию проблемы участником (0-2 балла), использование техник (количество на выбор из списка 0-14 баллов), точное использование техник (0-3 балла), использование времени (0-2 балла), количество вовлеченных в обсуждение зрителей (0-3 балла).

Зрителей просили ответить на 3 вопроса: понравилось ли выступление ведущего (да/нет - 2/0), хотел бы ещё поработать с ведущим (2/0), понятно ли, какая задача стояла перед участником (2/0).

Победители состязаний получают возможность стать участниками Слета молодых педагогов. Участники состязаний отмечаются грамотами, победители дипломами и ценными призами.

В повестке дня: ключевые линии проекта «Молодой учитель Ямала», привлечение молодых педагогов в образовательные учреждения округа, закрепление и профессиональная адаптация молодых педагогов, профессиональное развитие молодых педагогов, группы по обсуждению направлений проекта «Моло-

Эксперимент и инновации в школе 2013/4

29

Школа и ФГОС второго поколения

дые педагогические кадры Ямала», задачи ассоциации молодых педагогов Ямала, социально-экономическая поддержка молодых педагогов, педагогическая интернатура, образовательные программы для молодых педагогов, профессиональные педагогические состязания лиг, судейство, новые лиги, банк инициативных молодежных проектов, PR и продвижение проекта «Молодые педагогические кадры Ямала», информационные и коммуникационные IT-ресурсы, эксперты и модераторы.

Образование нуждается в учителе, способном менять свою деятельность посредством критического, творческого ее преобразования, использования новейших достижений науки и передового педагогического опыта, современный учитель должен постоянно повышать свое педагогическое мастерство, повышать свой научно-теоретический уровень, заниматься методической работой в школе, в районе и городе. Инновационный проект «Молодые педагогические кадры Ямала» опирается на ценность ответственного и инициативного управленческого действия, основанном на культуре проектного и инновационного менеджмента социальной сферы в широком смысле и предполагает развертывание образовательных и тематических линий как обеспечивающих персональное проектное действие члена коллектива, а в будущем управленца.

Литература

1. Гаврилина Г. С. Инновационный подход к организации театрализованно-игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2009.- № 3.

2. Давыдова Н. Н., Токарева Е. В. Обеспечение роста конкурентоспособности гимназии за счет создания внутригимназической системы оценки качества на принципах ИСО 9000 // Эксперимент и инновации в школе.-2010.-№ 1.

3. Лазарев В. С. Инновационная деятельность учителя // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2008.-№ 3.

4. Лазарев В. С., Ставринова Н. Н. Критерии и уровни готовности педагога к исследовательской деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.—2008.-№ 4.

5. Лучкина Т. В. Теоретические аспекты становления профессионально-личностной позиции молодого учителя. // Инновационные проекты и программы в образовании.-2011.- № 5.

6. Марчук Н.Ю. Особенности профессионально-личностной направленности педагога в современной системе образования. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 2.

7. Марчук Н. Ю. Пути оптимизации профессионально-личностной направленности педагога. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012.- № 5.

8. Митюхина М.Д. Создание и развитие информационнообразовательной среды для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся и педагогов. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2010.- № 6.

9. Найманова Л. И. и др. Развитие информационных компетенций педагога через уровневое методическое обеспечение образовательного процесса. // Эксперимент и инновации в школе.- 2009.- № 1.

10. Новиков А.М. Виды деятельности и процесс учения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2009.- № 6.

11. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А. С. Портфолио педагога как средство оценки и фиксации профессиональных достижений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2009.-№ 4.

12. Пеленев А.Ф. Актуальные проблемы профессиональной деятельности и компетентности педагогов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -

2008. -№ 5.

13. Пимчев С.П. Профессиональные педагогические конкурсы как прогностическая модель образования // Инновационные проекты и программы в образовании -2009-№ 5

14. Пономарева Е.А. Возможности педагогического анализа урока для профессионального роста учителя. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2009.-№ 2.

15. Рытов А. И. Инновационное развитие экономики и целевые ориентиры системы повышения квалификации педагогических кадров. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2012.- № 6.

16. Сафонова Н.А., Глявина О. И., Китова Л. А. Конструирование новой профессиональной позиции педагога. // Инновационные проекты и программы в образовании -2009-№ 1.

17. Сиденко А. С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, - 2012.- № 4.

18. Сиденко А. С., Болмазова Е.В., Сиденко Е.А. Проект программы эксперимента «Подготовка педагогических кадров к реализации стандартов второго поколения» // Эксперимент и инновации в школе.- 2010 - № 1.

19. Ткаченко Е.В., Соболева Н.Ф., Никифорова С. В., Медведева Н.А., Белопашенцева С. А. Эволюционно-со-творческая стратегия развития педагогического коллектива в сотрудничестве как главное условие реализации образовательных задач ФГОС - 2. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 4.

20. Черноштан Е. В. Формирование основ педагогического мастерства будущих учителей средствами игровых методик обучения // Инновационные проекты и программы в образовании -2008-№ 3

21. Чугалаев А.Х. Эффективное повышение квалификации педагогов внутри школы. // Инновационные проекты и программы в образовании -2010.- № 4.

22. Яковлева Л.Ю. Педагогический марафон «От призвания - к признанию» // Инновационные проекты и программы в образовании.-2009.- № 6.

23. Якшева Г. И. Внутришкольное методическое сопровождение - важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент-

2009. - № 6.

30

Эксперимент и инновации в школе 2013/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.