МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
Мотивообразующие методы - это методы воздействия на сотрудника с целью побуждения его к осуществлению созидательных действий посредством пробуждения в нем определенных мотивов.
Работа в коллективе единомышленников, высокий уровень корпоративной культуры и традиций, достойная оплата труда, свободный доступ к информации, новым профессиональным знаниям, обмену опытом в организации создают комфортные психологические, социальные, организационные, финансовые условия в коллективе.
В совокупности эти мотивообразующие методы, отвечают положениям теории ожидания В.Врума. Эта теория основана на взаимосвязях: затраты труда - результаты, результаты - вознаграждение, вознаграждение - валентность (степень удовлетворения, другими словами насколько вознаграждение соответствует ожиданиям). Валентность подразумевает материальное или моральное вознаграждение, но может быть представлена как вознаграждение, состоящее в возможности творческой деятельности в комфортных условиях материально-финансового и социально-психологического вознаграждения.
Менеджмент организации должен разрабатывать конкретные элементы управления человеческим капиталом сотрудников. Эффективность предложенного механизма определяется степенью достижения поставленных целей и решения управленческих задач.
К информационным инструментам, определяющим необходимость управляющего воздействия, можно отнести аттестацию и сертификацию, оценку уровня инновационной активности, индивидуальные карты креативно-интеллектуального потенциала сотрудников, хронометраж рабочего дня и др. С помощью этих инструментов мы можем определить уровень развития интеллектуальных и креативных возможностей сотрудника. Индикатором для определения интеллектуального уровня сотрудника будут приобретенные компетенции. Креативный уровень будет оценен с помощью коэффициента отдачи творческой энергии сотрудника.
Список использованной литературы
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е изд.: пер. с англ. / Под ред. С.К. Мордовина. — СПб.: Питер, 2012. - 848 с.
2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2002. -895 с.
3. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Управление человеческими ресурсами. - М.: Дело, 1993. - 304 с.
4. Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. - М.: Акционер, 2002. - 200 с.
5. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. — М: Машиностроение, 2004. - 340 с
© Борщёва Н.Л., 2016
УДК 330.342.24
Н.Л. Борщёва
К.э.н., доцент, КрасГМУ, г.Красноярск, РФ
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Аннотация
Обоснована необходимость внедрения управленческих инноваций для успешной реализации продуктовых и технологических инноваций. На основании проведенного анализа показателей
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
инновационной деятельности фармацевтических организаций, выявлены проблемы, которые можно решить с помощью внедрения управленческих инноваций в систему управления.
Ключевые слова
Инновационное развитие, управленческие инновации, продуктовые инновации, технологические
инновации, фармацевтическая промышленность.
Сегодня управленческие инновации менее всего изучены учеными, внимание учёных и практиков все больше обращено к производственным, техническим, технологическим инновациям, которые способствуют быстрому и явному получению конкурентных преимуществ объекту управления. Но стоит отметить, что повышение производительности и высоких экономических показателей добиваются те организации, которые последовательно внедряют именно управленческие инновации. Инновации, связанные с управлением, обеспечивают эффективный переход от исходного состояния реформируемой организации в желаемое, и обновленная система управления делает возможным реализацию технологических инноваций [8, C.15].
Рассмотрим понятие «управленческая инновация». Среди ученых существует множество определений этого понятия. О.П. Молчанова под управленческими инновациями понимает новое знание, воплощенное в новых управленческих технологиях, административных процессах, организационных структурах [5, c.85]. В.Ф. Комаров, К.П. Корсунь управленческие инновации определяют, как новую систему управления, организации, новый бизнес-процесс или новую управленческую технологию [3, c.264]. А.Б. Титов трактует управленческие инновации как новые формы и методы работы, которые используются менеджерами [6, c.58]. Ю.А. Ушанов дает следующее определение управленческой инновации: это любое организационное решение, система, метод управления, который отличается от сложившейся практики и впервые используется в данной организации [7, c.89]. В качестве примера, приводятся методы оценки и подготовки кадров, экономико-математические модели, системы планирования, которые ранее не использовались в данной организации. Е.Т. Гребнев управленческие инновации определяет, как целенаправленное изменение процесса управления, ориентированное на замену существующего механизма управления или его элементов с целью ускорения, облегчения или улучшения выполнения поставленных задач» [1, c.77]. М.В. Мельник управленческие инновации называет «инновациями управленческих решений», которые трактует как методы организации производственных процессов, методы контроля и оценки качества продукции, аналитические процедуры, методы прогнозирования, планирования и регулирования производства, стимулирования работников разного уровня и т.п.[4, c.5]
Управленческие инновации должны способствовать ускорению инновационного развития и обеспечивать эффективную настройку внутренней среды организации в соответствии с динамикой изменений внешней среды.
Рассмотрим роль управленческих инноваций в развитии фармацевтической промышленности, которая входит в число приоритетных с точки зрения инновационного развития. Согласно международной статистике, фармацевтическая промышленность является наиболее наукоемким и инновационным сектором мировой экономики: здесь самые высокие показатели условно-чистой продукции на одного занятого и отношение затрат на НИОКР к объемам продаж. Именно этот сектор занимает ведущие позиции в экономике США, Европы, Японии.
Современные условия экономического развития инновационных фармацевтических организаций требуют переход на инновационные методы и процессы управления персоналом, то есть на базе управленческих инноваций. Инновационное развитие организации связано в первую очередь с модернизацией системы управления персоналом на основе управленческих инноваций, а только потом с освоением технологических инноваций, которые могут разработать и внедрить в производство только высокопрофессиональные сотрудники. Вместе с тем низкая инновационная активность фармацевтической отрасли обусловлена во многом неравномерным развитием видов инновационной деятельности.
По данным статистического обследования, проведенного НИУ ВШЭ, Федеральной службой государственной статистики, Министерством экономического развития РФ, инновационная активность
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
организаций по производству фармацевтической продукции в 2012 году была на уровне 23,3 % от общего числа организаций фармацевтической отрасли, в 2014 году уровень инновационной активности фармацевтических организаций составил 29,1 %. В современных фармацевтических организациях в основном разрабатываются и внедряются высоко затратные технологические (продуктовые, процессные) инновации и практически не используются организационно-управленческие [2, с.56].
В 2012 году удельный вес фармацевтических организаций, осуществляющих технологические инновации составил 23% от общего числа фармацевтических организаций, в 2013 году - 27,4 %. Маркетинговые инновации в 2012 и 2013 годах использованы в 6,7 % фармацевтических организациях. Управленческие инновации внедрены и использованы в 2012 году в 3,9 % фармацевтических организаций, а в 2013 году - только в 2 %. Затраты на инновации в фармацевтических организациях в 2012 году составили 5025,6 млн. руб., а в 2013 году снизились до 4345,7 млн. рублей. В том числе затраты на технологические инновации в 2012 году составили 5006,5 млн.руб. (99,7 %), в 2013 году - 4225,5 млн. руб. (98,3% от общих инновационных затрат), затраты на маркетинговые инновации в 2012 году составили 14,6 млн. руб. (0,3%), в 2013 году - 114,9 млн. руб. (2,6%), затраты на управленческие инновации в 2012 году составили 4,5 млн. руб. (0,1 %), в 2013 году -5,3 млн.руб. (0,1% от всех затрат на инновации).
При разработке технологических инноваций в 2013 году 29,4 % фармацевтических организаций использовали готовые чужие технологические инновации путем изменения или модификации продукции (производство дженериков). Технологические инновации разработаны собственными силами в 33% фармацевтических организациях. Совместная с другими организациями разработка технологических инноваций практиковалась в 27,5 % инновационных фармацевтических организациях. Фармацевтические организации, которые разрабатывали инновации для сторонних организаций составили 13,7% от общего числа фармацевтических организаций, занимающихся разработкой технологических инноваций.
Стоимость инновационных товаров, отгруженных организациями фармацевтической отрасли в 2012 году составила 3086,1 млн. руб. (15,8 % от общего объема продукции по отрасли), в 2013 году - 34203 млн. руб. (16,4 % от общего объема отгруженной продукции). Из них по уровню новизны стоимость инновационных товаров, вновь внедренных или подвергшихся значительным технологическим изменениям в 2012 году составила 26716, 4 млн. руб., в 2013 году - 31652,3 млн. руб., а стоимость товаров, подвергшихся усовершенствованию составила в 2012 году- 4144,7 млн. руб., в 2013 году - 2550,7 млн.руб.
Инновационные фармацевтические продукты, вновь внедренные или подвергшиеся значительным технологическим изменениям, новые для рынка сбыта фармацевтических организаций в 2012 году составили 0,6%, в 2013 году - 0,9% от общего объема отгруженных товаров по всем видам экономической деятельности. Доля инновационных фармацевтических товаров, новых для мирового фармацевтического рынка в 2013 году ничтожна мала и по данным статистического сборника НИУ ВШЭ составила 0,00005% от общего объема отгруженных товаров по экономике.
В 2012 году экспортировано произведенных фармацевтических товаров на сумму 11054,4 млн. руб., в 2013 году - 9004,4 млн. рублей, из них инновационных товаров экспортировано в 2012 году на сумму 1755, 4 млн. руб. (15,9% от всего экспорта по отрасли), в 2013 году - 557,2 млн. рублей (6,2%) и экспорт не инновационных товаров составил в 2012 году 9299 млн. руб. (84,1%), в 2013 году - 8447,2 млн. руб. (93,8% от всего экспорта по отрасли).
В импорте фармацевтических инновационных технологий в 2012 году было задействовано 42,9 % фармацевтических организаций, в 2013 году- 57,1 % (из всего количества организаций данной отрасли). В 2013 году 21,4 % организаций от общего числа фармацевтических организации, осуществляющие технологические инновации, приобрели права на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, в результате исследований и разработок новые технологии приобрели 35,7 % организаций, соглашение на передачу инновационных технологий заключили 7,1% организаций, закупили новое оборудование для осуществления технологических инноваций 57,1% фармацевтических организаций, прием высококвалифицированных специалистов для реализации инновационных фармацевтических технологий был осуществлен в 7,1% организациях.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
В 2013 году в 30% инновационных фармацевтических организаций от всех инновационных организаций по отрасли осуществлялись организационные изменения, связанные с реализацией новой или значительно измененной корпоративной стратегии, в 60% инновационных фармацевтических организациях внедрены современные методы управления на основе информационных технологий, в 40% обследуемых организаций внедрены новые или значительно измененные организационные структуры, 10% организаций использовали такие нововведения как сменный режим рабочего времени, 60% организаций применили современные системы контроля качества, сертификации товаров, 40% организаций внедрили современные системы логистики и поставок сырья, материалов, комплектующих, 40% организаций создали специализированные подразделения по проведению исследований и разработок, а также практической реализации научно-технических достижений, 40 % организаций внедрили корпоративные системы управления человеческим капиталом, в 70% организаций реализованы меры по развитию персонала [2, с.134].
На основании проведенного анализа показателей инновационной деятельности фармацевтических организаций, выделим ряд проблем, которые можно решить с помощью управленческих инноваций в системе управления персоналом организации:
1. Проблема низкого качества лекарственных средств, не обеспеченность соответствия отечественных лекарственных средств международно признанным стандартам и техрегламентам. Решение этой проблемы возможно при организации современных систем контроля качества, переходу к соответствующим международным стандартам GMP (Good Manufacturing Practice — Надлежащая производственная практика).
2. Проблема зависимости фармацевтической отрасли от импортных препаратов и низкая инновационность российских технологий по производству лекарств. Отсюда преобладание среди производимой продукции субстанций, потерявших клиническую эффективность и устаревших готовых лекарственных средств. Процесс разработки и производства инновационных высококачественных лекарственных средств требует огромных вложений. Решение этой проблемы видится в модернизации устаревших производственных мощностей и в параллельном поддержании существующего производственного процесса на основе управленческих инноваций в системе управления человеческим капиталом, к которым относят инновационное обучение персонала, развитие интеллектуальны, креативных способностей, использование такого нововведения как сменный режим рабочего времени, в создании специализированных подразделений по проведению исследований и разработок, а также в практической реализации научно-технических достижений, во внедрении корпоративных систем управления человеческим капиталом.
3. Проблема малой доли отечественных инновационных лекарственных продуктов. Российские фармацевтические организации ориентированы на производство дженериков с невысокой рентабельностью, что ограничивает их возможности для инвестиций в разработку инновационных препаратов. Низкое качество инноваций является барьером для выхода на мировой рынок. Низкий уровень инновационных технологий и небольшое число инновационных препаратов в продуктовых портфелях отечественных фармацевтических организаций связано с низкими затратами на НИОКР. Для решения этой проблемы также необходимы управленческие инновации, к которым относятся инновации в системе управления человеческим капиталом. Однако управленческие инновации практически не используются в отечественных инновационных фармацевтических организациях. Такие инновации внедрены и использованы в 2012 году в 3,9 % фармацевтических организаций, в 2013 году только в 2 % организаций фармацевтической отрасли.
Таким образом, инновационное развитие фармацевтической промышленности может быть успешным при совершенствовании системы управления, то есть с использованием управленческих инноваций, адекватных требованиям инновационной экономики и фармацевтической промышленности.
Список использованной литературы:
1. Гребнев Е. Т. Управленческие нововведения. М.: Экономика,1985.
2. Индикаторы инновационной деятельности: 2015: статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дидковский др., Нац. исслед. уг-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2015. -320 с.
МЕЖД УНАРОД НЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
3. Комаров В.Ф., корсунь К.П. проблемы и методы внедрения управленческих инноваций // Регион: экономика и социология, 2011, №1.С.264.
4. Мельник М.В. Управленческие инновации и их роль в развитии экономики // Инновационное развитие экономики. №2(8). 2012. С.5
5. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. 368 с.
6. Титов А. Б. Характеристика и принципы классификации инноваций. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1998
7. Управленческие нововведения в США. Проблемы внедрения /под ред. Ю. А. Ушанова. М.: Наука, 1989.
8. Чечурина М. Н. Управление инновационным процессом в многоуровневой экономической системе: монография. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. С.15.
© Борщёва Н.Л., 2016
УДК 338
С.В. Вождаев
Магистр, 1 курс Финансово-экономический факультет Оренбургский Государственный Университет г. Оренбург, Российская Федерация
АНАЛИЗ БАЛАНСА ПРЕДПРИЯТИЯ МЕТОДОМ БАЛАНСОВОЙ УВЯЗКИ
Аннотация
В статье проводится анализ товарного баланса по имеющимся данным и оценка влияния экономических факторов на реализацию продукции. Также приводятся алгоритмы расчётов используемых показателей, рассчитываются неиспользуемые резервы и им дается характеристика с точки зрения эффективности использования производственного потенциала.
Ключевые слова
Реализация, бухгалтерский баланс, товарный баланс, неиспользованные резервы.
Отчёт о финансовых результатах предприятия формируется бухгалтерским отделом. Он представляет собой не только итоги работы бухгалтерии, но и результаты работы предприятия в целом. Основным документом бухгалтерской отчетности является баланс. Анализ баланса предприятия необходим для оценки его экономической деятельности и в дальнейшем для принятия важных управленческих решений. Также он дает возможность своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности, находить неиспользованные резервы.
Анализ баланса методом балансовой увязки. Метод балансовой увязки основан на взаимосвязи остатков ценностей или задолженности, их увеличения или уменьшения, причем уменьшение может содержать разные по экономическому содержанию типы выбытия:
1) Реализация;
2) Прочие выбытия (брак, недостача, порча).
Взаимосвязь этих элементов формирует товарный баланс, который находится по следующей формуле:
Он + П = Р + Пв + Ок,
где Он - остаток начальный,
П - приход,
Р- реализация,
Пв- прочие выбытия,