Научная статья на тему 'Управленческие аспекты формирования туристских ресурсов в регионе (на примере Республики Крым)'

Управленческие аспекты формирования туристских ресурсов в регионе (на примере Республики Крым) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
483
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / РЕГИОН / ПРОБЛЕМЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дорофеева А.А., Топчий А.П.

В статье представлена характеристика туристских ресурсов Республики Крым, выделены направления их развития, а также даны рекомендации по совершенствованию управления туристскими ресурсами в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческие аспекты формирования туристских ресурсов в регионе (на примере Республики Крым)»

УДК: [65.012.123:338.48](470-13)

Дорофеева А. А., Топчий А. П.

Институт экономики и управления, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

В статье представлена характеристика туристских ресурсов Республики Крым, выделены направления их развития, а также даны рекомендации по совершенствованию управления туристскими ресурсами в регионе.

Ключевые слова: туристские ресурсы, регион, проблемы, формирование, управление, совершенствование, управленческая модель.

Актуальность проблемы. Решение проблем повышения качества формирования и реализации туристских ресурсов в Крыму является актуальной проблемой, так как именно туристские ресурсы являются важнейшей составляющей в развитии региона, способствующие увеличению конкурентоспособности, востребованности региона на современном этапе развития экономики.

Постановка проблемы. Крым представляет собой уникальный природно-климатический и ресурсно-хозяйственный комплекс, определяющим конкурентным преимуществом которого является благоприятные условия для диверсифицированного санаторно-курортного туристского сектора региональной экономики. Однако Крым не занимает лидирующих позиций среди туристских регионов России, несмотря на то, что туристская отрасль рассматривается в качестве приоритетной. Следовательно, для решения проблем совершенствования управления туристскими ресурсами в Республике Крым целесообразным является поиск путей и возможностей повышения качества управленческих решений, направленных на улучшение сбалансированности структуры туристских услуг, повышения их конкурентоспособности, создание условий для повышения привлекательности региона для отдыхающих.

Анализ литературных источников. Исследованию проблем управления туристскими ресурсами в Республике Крым посвящены работы многих отечественных ученых, теоретиков и практиков, среди которых можно выделить работы Е. И. Найдиной, Л. В. Горьканова, Т. А. Григорьева, Ю. С. Ваулина, С. Г. Важенина, Е. В. Логвина, Н. В. Максимюк, А. С. Кусков, Р. Р. Тимиргалеевой, Л. А. Цыбульской, М. А. Рындач, О. И. Кеппль, С. А. Солдатовой. Однако, остается еще целый ряд проблем, требующих дальнейшего исследования и решения.

Цель статьи. Дать характеристику туристских ресурсов Республики Крым и разработать рекомендации по совершенствованию управления туристскими ресурсами в регионе.

Основное содержание. Туризм в современных условиях представляет собой специфический, особый вид деятельности, который может быть реализован на определенной туристской территории. В туристском терминологическом словаре приведено такое толкование туристических ресурсов [3]: «Ресурсы туристские — природные, исторические, социально-культурные объекты, с объектами туристического показа включительно, а также другие объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, способствовать восстановлению и развитию их физических сил, то есть доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет законодательно наложенных ограничений. Природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые имеют комфортные свойства и потребительскую стоимость

для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в определенное фиксированное время с помощью технологии и имеющихся материальных возможностей...» [3].

Крым представляет собой уникальный природно-климатический и ресурсно-хозяйственный комплекс, с определенными конкурентными преимуществами, такими как: благоприятные климатические ресурсы, месторождения лечебных грязей (около 25 млн. м3), пляжи, общей протяженностью 517 км, источники минеральных вод, которые имеют по своим свойствам уникальный химический состав, а также бальнеологические ресурсы, которые используются в настоящее время лишь на 3,5 %. В республике имеются минеральные источники разных типов, таких как: гидрокарбонатно-кальциевые источники, сульфатные, хлоридно-сульфатные и другие. На территории Крыма насчитывается 154 объекта природно-заповедного фонда, которые занимают 5,6 % всей территории республики. Заповедная насыщенность ландшафтов Крыма гораздо выше показателей других стран. Более 11,5 тыс. памятников культуры, истории и архитектуры, из них около 150 внесены в каталоги ЮНЕСКО. Однако в экскурсионное обслуживание туристов вовлечена небольшая часть объектов, а именно около 50%. Основной проблемой является то, что в рекреационное функционирование республики вовлечена небольшая часть потенциала туристских ресурсов [11].

На территории Крыма насчитывается 13 курортных регионов, а именно: Алушта, Керчь, Евпатория, Судак, Саки, Ялта, Феодосия, а также муниципальные районы: Ленинский, Сакский, Раздоленский, Бахчисарайский, Черноморский и Симферопольский. Что касается санаторно-курортного и туристского сектора в республике, то по состоянию на 2015 г. в среднем в Крыму расположено 770 объектов размещения (санаторно-курортных и гостиничных учреждений), из них: 144 предоставляют санаторно-курортное лечение, 216 объектов оздоровительного характера, 410 учреждений предоставляют услуги по временному размещению [11]. Основная часть санаторно-курортных учреждений сосредоточена в районе Большой Ялты и на территории Сакско-Евпаторийских курортов. Крымские здравницы обладают уникальными природно-климатическими условиями и уникальным лечебным потенциалом, которые не имеют аналогов в мире. Каждый санаторий по-своему уникален и сопровождается определенным набором услуг для лечения и оздоровления с учетом природно-климатических факторов территории, оснащенности лечебной базы и врачей-специалистов. При этом Крым специализируется не только на лечении взрослого населения, но и на лечении детей. Основным детским курортом в Республике Крым является город Евпатория. В Республике Крым насчитывается 109 детских оздоровительных учреждений (31 санаторий, 77 лагерей отдыха и 1 образовательный оздоровительный центр — Международный оздоровительный центр «Артек») [8, 11].

Практика формирования и управления туристскими ресурсами в регионе свидетельствует, что в этой сфере существуют ряд проблем, которые препятствуют полноценному развитию региона и решению задач совершенствования управления туристскими ресурсами в регионе.

На основе обобщения различных подходов к формированию и развитию туристских ресурсов [6, 11], представляется целесообразным выделить основные мероприятия, требующие первостепенной реализации на макро- и мезоуровнях:

• комплексное развитие туристских дестинаций в Республике Крым;

• развитие курортов с рациональным использованием имеющихся ресурсов;

• модернизация (реконструкцией) имеющегося потенциала туристской индустрии Республики Крым;

• разработка инвестиционного портфеля развития туристских дестинаций в Республике Крым;

• диверсификация туристского продукта и развитие новых видов туризма;

• обеспечение круглогодичности курортного сезона;

• увеличение объемов реализации туристского продукта;

• разработка индивидуальных туристских маршрутов, ориентированных на потребности современного туриста;

• создание единой информационной базы туристской маршрутной сети в Республике

Крым;

• повышение качества туристских услуг;

• повышение эффективности деятельности субъектов туристской индустрии в Крыму;

• проведение профессиональной подготовки госслужащих и муниципальных служащих в Республике Крым в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Республики Крым;

• улучшение качества обслуживания в соответствии с международными стандартами;

• продвижение туристского продукта на международном и внутреннем рынках;

• формирование туристского бренда Республики Крым и его продвижение;

• повышение продуктивности и эффективности туристского бизнеса.

Реализация указанных мероприятий предполагает использование комплексного

подхода к решению проблемы совершенствования управления туристскими ресурсами и обуславливает необходимость построения управленческой модели формирования и развития туристских ресурсов в Республике Крым. Данная модель представлена на рисунке 1.

Под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о системе управления. По своей сути модель управления есть копия системы управления, обладающая ее реальными характеристиками.

В основе предложенной управленческой модели лежит:

1. Комплексное развитие туристских территорий, то есть развитие рекреационных кластеров в Республике Крым; улучшение лечебно-оздоровительных местностей.

2. Разработка инвестиционного портфеля туристских территорий — привлечение дополнительных инвестиций в регион.

3. Рациональное использование имеющихся ресурсов — сохранение имеющихся ресурсов, их мониторинг.

4. Реконструкция имеющегося потенциала в регионе — их обновление, приведение их в должное состояние в соответствии с новыми требованиями и стандартами качества.

Следует понимать, что в основе данных задач управления приоритетным должен быть такой фактор как увеличение туристского потока в регион. Это может быть достигнуто следующим путем:

1. Диверсификации туристского продукта — освоение новых видов предоставляемых услуг и освоение новых сегментов рынка предоставляемых услуг, например, разработка уникальных туристских маршрутов, развитие научного, морского и других видов туризма в межсезонье, усовершенствование горного туризма.

2. Увеличение объема реализации туристского продукта — снижение цен на предоставляемые услуги в межсезонье, снижение себестоимости.

3. Разработка индивидуальных туристских маршрутов — разработка специализированных маршрутов, которые снижали бы воздействие на территорию береговой линии, районирование территории на сегменты туристской и лечебной специализации.

4. Повышение качества предоставляемых туристских услуг путем расширения системы отелей до качества 3 и 4 звезды; повышения уровня комфортности в санаторно-курортных и туристских учреждениях; внедрения новых технологий обслуживания; поддержания высокой и устойчивой конъюнктуры спроса; осуществление контроля над качеством рекреационных услуг.

5. Профессиональная подготовка кадров с помощью повышения качества обслуживания до мировых стандартов, путем увеличения высококвалифицированных

специалистов и повышение уровня их профессиональной подготовки; переподготовки персонала, обслуживающие иностранных туристов.

Рис. 1 — Управленческая модель формирования и развития туристских ресурсов

в Республике Крым

6. Улучшение качества обслуживания — внедрение новых технологий в лечебно-диагностическую работу; расширение ассортимента лечебных и диагностических услуг; улучшение пляжной инфраструктуры; совершенствование инфраструктуры развлечений; совершенствование туристкой инфраструктуры на туристских маршрутах.

На уровне развития крымского региона целесообразным является:

1) внедрение экологических стандартов менеджмента ISO 14001:2007;

2) брендинг региона — активная маркетинговая стратегия, для создания определенного имиджа региона Республики Крым.

Решение данных задач видится в формировании определенного туристского бренда с помощью брендинга региона, а также создании имиджа конкурентоспособного региона, благодаря введению стандартов экологического менеджмента.

Следует отметить, что в представленной выше управленческой модели (рис. 1) отдельное место занимает блок комплексного развития туристских территорий, предполагающий рациональное использование ресурсов, реконструкцию имеющегося потенциала, обеспечение конкурентной устойчивости региона. В связи с этим целесообразным является формирование перечня мероприятий, реализация которых будет способствовать совершенствованию управления туристскими ресурсами в Республике Крым. Среди основных мероприятий предлагается выделить следующие:

1. Уменьшение влияния отрицательных факторов на экологию и решение имеющихся проблем экологического состояния региона, которое будет заключаться в следующем:

• установление границ особо охраняемых территорий (территорий культурного наследия, природно-заповедных территорий и т.д.);

• соблюдение экологических стандартов во время осуществления рекреационной и других видов деятельности;

• применение системы мониторинга, который поможет оценить влияние антропогенных факторов на окружающую среду;

• рациональное использование лечебных ресурсов на территории и контроль по использованию земель оздоровительного и рекреационного назначения;

• соблюдение экологических требований при строительстве объектов;

• применение экологически безопасных технологий в промышленности, которые в значительной степени будут снижать антропогенное воздействие на окружающую среду;

• внедрение современных технологий очистки выбросов.

2. Рациональное использование ресурсов прибрежной зоны, которое предотвратит разрушение береговой линии и рациональное использование ресурсов прибрежной зоны, решения данной проблемы состоят в следующем:

• придание прибрежной территории статуса территории курортного и местного назначения;

• стратегическое планирование развития этих территорий;

• оптимизация использования прибрежных территорий, оздоровительных и рекреационных земель;

• повышение уровня санитарных норм.

3. Сохранение исторических, культурных и природных ландшафтов, которые в дальнейшем будут конкурентными преимуществами Республики Крым, их решение состоит в следующем:

• паспортизация исторических и культурных наследий;

• разработка мер по сохранению культурного наследия и недопущение их ухудшения;

• привлечение инвестиций в сохранение данных объектов;

• охрана памятников культуры, истории и архитектуры;

• минимизация загрязнения территорий культурного наследия;

• экологическое просвещение местного населения.

4. Выравнивание спроса на ресурсы прибрежной зоны:

• создание условий для сохранения объектов культурного и природного наследия;

• усовершенствование горного туризма;

• разработка специализированных маршрутов, которые снижали бы воздействие на территорию береговой линии;

• районирование территории на сегменты туристской и лечебной специализации.

5. Повышение эффективности использования рекреационного потенциала, путем повышения курортного сезона, уменьшение сезонных колебаний. Решение данной проблемы состоит в следующем:

• сделать Крым круглогодичным курортным и туристским центром;

• увеличить долю предприятий рекреационного круглогодичного назначения до

60%;

• снижение себестоимости и цен в межсезонье на услуги санаторно-курортных учреждений и развитие сопутствующих услуг;

• создание нового продукта или услуги, с выходом на новый сегмент рынка, то есть применение стратегии диверсификации;

• развитие научного, морского и других видов туризма в межсезонье;

• развитие развлекательных, деловых конференционных и других центров с применением имеющейся инфраструктурой;

6. Повышение доходов в местные бюджеты, повышение качества предоставления услуг, обеспечение безопасности туристов. Это может быть достигнуто за счет:

• усовершенствования системы налогообложения в санаторно-курортной и туристкой сфере;

• формирования развлекательных объектов;

• формирования базы данных в сфере питания, размещения и т.д.;

• соблюдения контроля к обеспечению сертификации продукции путем привлечения деловых объединений.

7. Увеличение качества, предоставляемых услуг, повышение конкурентоспособности туристского продукта, которые бы соответствовали мировым стандартам качества, что позволит устранить «размывание» конкурентоспособности в регионе. Решение данной задачи видится в следующем:

• окончание незавершенного строительства, которое будет соответствовать международным требованиям;

• модернизация и реконструкция материальной базы;

• расширение системы отелей, которые соответствуют качеству 3 и 4 звездам;

• повышение уровня комфортности в санаторно-курортных и туристских учреждениях;

• внедрение новых технологий обслуживания;

• поддержание высокой и устойчивой конъюнктуры спроса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• осуществление контроля над качеством рекреационных услуг;

• недопущение недобросовестной конкуренции и монополизации;

• повышения качества обслуживания до мировых стандартов, путем увеличения высококвалифицированных специалистов и повышение уровня их профессиональной подготовки;

• переподготовка персонала, обслуживающие иностранных туристов;

• внедрение новых технологий в лечебно-диагностическую работу;

• расширение ассортимента лечебных и диагностических услуг, а также внедрение новых лечебных процедур;

• совершенствование пляжной инфраструктуры;

• совершенствование инфраструктуры развлечений;

• совершенствование туристкой инфраструктуры на туристских маршрутах;

• обеспечение необходимого уровня безопасности жизни и здоровья приезжающих туристов.

8. Перспективное развитие инфраструктуры, рекреационного потенциала и рекреационных территорий, что поможет сбалансировать антропогенную и техногенную нагрузку на территории с недавней реконструкцией. Реализация данной задачи предполагает:

• развитие рекреационных объектов, которые будут соответствовать схемам планирования курортно-оздоровительных и рекреационных территорий с учетом нуждающейся инфраструктуры;

• разработка планов и схем планировок приморских частей курортных городов за пределами населенных пунктов и контроль над ними;

• развитие инфраструктуры курортов, обустройство парков, пляжей и других территорий.

Выводы. В процессе управления туристскими ресурсами в Республике Крым имеет место ряд проблем, которые оказывают негативное влияние на динамику и уровень развития туристской сферы в целом. В этой связи предложенный подход к построению управленческой модели формирования и развития туристских ресурсов в регионе, в основе которой лежит обеспечение конкурентной устойчивости региона, способствует повышению конкурентоспособности региона среди других туристских регионов Российской Федерации, повышению его востребованности на рынке предоставляемых российских услуг, обеспечению круглогодичности курортного сезона в регионе, и в целом направлена на увеличение турпотока в регион, что в свою очередь, ведет к благосостоянию и развитию населения и региона в целом.

Литература

1. Логвина Е. В. Развитие санаторно-курортной сферы — одно из приоритетных направлений рекреации / Е. В. Логвина // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 220. — С. 60-64.

2. Максимюк Н. В. Повышение эффективности деятельности средств размещения индустрии туризма в АРК за счет актуализации профессиональных знаний персонала / Н. В. Максимюк // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 237. — С. 89-94.

3. Матюхина Ю.А. Индустрия туризма. Учеб. пособ. / Ю.А. Матюхина. — 2-е изд. — М.: ФлИнта, 2013. — 312с.

4. Найдина Е. И. Перспективы развития туризма в Западном Крым / Е. И. Найдина, Т. А. Григорьева, Ю. С. Ваулина // Культура народов Причерноморья. — 2014. — № 227. — С. 54-55.

5. Солдатова С. А. Кластеризация природопользования в Республике Крым: монография / С. А. Солдатова. — Симферополь, 2012. — 255с.

6. Топчий А. П. Реформирование санаторно-курортного и туристского сектора в Республике Крым / А. П. Топчий // Таврический научный обозреватель. — 2016. — № 11(16).

— Ч. 2. — С. 163-168.

7. Цыбульская Л. А. Особенности формирования системы управления туризмом в Крыму / Л. А. Цыбульская // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения.

— 2015. — № 5 (18).

8. Стратегия экономического и социального развития Республики Крым на 20112020 гг. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minek-crimea.fx-studio.crimea.ua/files/file/2014/department/strateg/strategiya2011-2020.pdf

9. Инвестиционный портал Республики Крым. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.invest-

incrimea.ru/show_content.php?alias=passport_sankur&mid=1&m2=471

10. Программа развития и реформирования рекреационного комплекса Республики Крым на 2012-2013 гг. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.predeina-zaural.ru/img/upload/2294.pdf

11. Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 гг. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_236078.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.