Научная статья на тему 'Управленческая деятельность администрации школы для перевода общеобразовательного учреждения в режим саморазвития'

Управленческая деятельность администрации школы для перевода общеобразовательного учреждения в режим саморазвития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
890
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОТКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / САМОРАЗВИТИЕ / INFORMATION ORIENTED SOCIETY / OPEN SYSTEMS / INNOVATIONAL PROCESSES / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Наталия Николаевна

В работе представлены основные подходы к переводу образовательной системы в режим саморазвития. Описаны необходимые условия для перевода общеобразовательного учреждения в режим саморазвития на принципах открытости и многообразия и уточнены основные инструменты самоорганизации деятельности ОУ. Представлены основные этапы развития управленческой деятельности администрации по переводу ОУ в режим саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыдова Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative activity of school administration for transfering an educational institution into a self-development mode

In this paper the basic approaches to transfering an educational system into a self-development mode are presented. Necessary conditions for educational institution transfer in a self-development mode on openness and variety principles are described and the basic tools of self-organizing of educational institution activity are specified. The basic stages of administrative activity development of administration into a self-development mode are presented.

Текст научной работы на тему «Управленческая деятельность администрации школы для перевода общеобразовательного учреждения в режим саморазвития»

ФГОС второго поколения

• эмпатия: децентрация, чувствительность партнера, способность к рефлексии, учтивость, высокий уровень сопереживания, сочувствия и содействия;

• дивергентность мышления: отсутствие шаблонов, клише, предрассудков, фиксированных картинок в восприятии, гибкость, ассертивность и критичность мышления;

• мобильность поведения: отсутствие напряженности в поведении, отсутствие тревожности, коммуникабельность, умение найти выход из сложной ситуации, устойчивость к стрессам, динамизм, автономность поведения;

• социальная активность: познавательно-творческая креативность, инициативность, социальный оптимизм, способность к преобразующей трудовой, общественно-политической и познавательно-творческой деятельности, нравственная воспитанность, ориентации на социальные ценности, социальная культура, осознание себя членом общества [1,2, 6].

Родители как активные субъекты взаимодействия со школой, чувствуя к себе толерантное отношение, также будут стремиться к тому, чтобы возникающие как с педагогами, так и с детьми разногласия выстраивать на принципах уважения, гуманизма, эмпатии, понимания.

Изучая возможности развития и воспитания духовно-нравственных ценностей школьников и толерантного взаимодействия с родителями, мы полагаем, что в воспитательный процесс необходимо включать следующие виды деятельности, ориентированные на использование активных методов: эвристические беседы, тренинги, дидактические игры, пресс-конференции, проблемные диалогически ориентированные лекции, дискуссии, дебаты, конструктивно-ролевые творческие игры.

Литература

1. Акутина С.П., Николина В.В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2009. № 10(67). С. 59-68.

2. Асмолов А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998. 223 с.

3. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1983.

4. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель.

2000. № 3. С. 60-65.

5. Гоигорьев Д. В. Педагогическая поддержка поиска старшеклассниками ценностных смыслов жизни: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. 24 с.

6. Комогоров П. Ф. Философско-психологические основы толерантности как педагогического феномена // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2000. № 1(3). С. 32-38.

7. Михайлова Н. Н, Юсфин С. М. Педагогика поддержки. М.: МИРОС, 2001.99 с.

8. Николаева А. Д. Забота о семье и детях в республике САХА (Якутия) // Педагогика. 2006. № 7. С. 55-59.

9. Николина В. В. Дети, молодежь и духовность: ценности и цели // Воспитание: ценности и цели: науч.-метод. сб. Н. Новгород, 2004. С. 6-15.

10. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 171 с.

11. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Ушинский К. Д. Собр. соч. М.: Изд-во АПН РСФСР: Ин-т теории и истории педагогики, 1950. Т. 9. 628 с.

12. Шадриков В. Д. Происхождение человечности. М.: Логос,

2001. С. 254.

УДК 37.01

Н.Н. Давыдова

Управленческая деятельность администрации школы для перевода общеобразовательного учреждения в режим саморазвития

Как можно обеспечить перевод образовательной системы в режим саморазвития?

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ №11-06-00771а.

Аннотация. В работе представлены основные подходы к переводу образовательной системы в режим саморазвития. Описаны необходимые условия для перевода общеобразовательного учреждения в режим саморазвития на принципах открытости и многообразия и уточнены основные инструменты самоорганизации деятельности ОУ Представлены основные этапы развития управленческой деятельности администрации по переводу ОУ в режим саморазвития.

Ключевые слова: информационное общество, открытые системы, инновационные процессы, саморазвитие.

Abstract. In this paper the basic approaches to transfering an educational system into a self-development mode are presented. Necessary conditions for educational institution transfer in a self-development mode on openness and variety principles are described and the basic tools of selforganizing of educational institution activity are specified. The basic stages of administrative activity development of administration into a self-development mode are presented.

Index terms: information - oriented society, open systems, innovational processes, self-development.

В процессе реформ первого десятилетия нового века современная школа определяет пути своего развития, адекватного новым требованиям: идет процесс перехода к вариативной развивающей, смысловой системе обучения, направленной на формирование человека, способного осуществить преобразование мира, умеющего творить, созидать, проявлять свою индивидуальность, что актуализирует и вопросы изменения систем управления образовательными учреждениями в новых социокультурных условиях. Хорошо отлаженные механизмы «жесткого» управления вошли в противоречие со стихийностью, неопределенностью, непредсказуемостью внешней по отношению к администрации образовательного учреждения среды. Сегодня од-

36

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/3

ФГОС второго поколения

ним из самых популярных понятий менеджмента является «неопределенность» не в смысле незнания, а как постоянная изменчивость условий, поведения (в частности, возникновения новых связей). В условиях динамизма жизнедеятельности полный учет и просчет заранее, до мелочей всех деталей становится маловероятным. Поэтому основные направления управления развитием образования в целом, и образовательным учреждением в частности, можно изучать, используя методологию синергетики, сформулированную ранее в тех областях научного знания, где изучаются сложные системы, явления их самоорганизации и эволюции, соответствующие принципам открытости, нелинейности, структурной гетерогенности. Новизна синергетического подхода заключается прежде всего в том, что хаос выступает и как разрушитель, и как созидатель. Хаотическое состояние содержит в себе неопределенность - вероятность и случайность,кото-рые описываются при помощи понятий информации и энтропии. Зародышем самоорганизации служит «вероятность» - упорядоченность возникает через флуктуации, устойчивость через неустойчивость. Важная особенность такого определения - переход системы в новое устойчивое состояние неоднозначен. Достигшая критических параметров система из состояния сильной неустойчивости как бы «сваливается» в одно из многих возможных новых для нее устойчивых состояний. В этой точке (ее называют точкой бифуркации) перед самоорганизующейся системой открывается множество вариантов путей развития. Одновременно возникает множество диссипативных динамических микроструктур - прообразов будущих состояний системы - фракталов. В точке бифуркации происходит своеобразная конкуренция фрактальных образований, в результате «выживает» то, которое является наиболее приспособленным к внешним условиям. При благоприятных условиях такой фрактал «разрастается» и перерождается в новую макроструктуру. В результате этого система переходит в новое качественное состояние. «Выбрав» его, она продолжает поступательное движение до следующей точки бифуркации [9,12,13].

Учет основных положений универсальной методологической парадигмы, какой сегодня является синергетика, позволяет принципиально изменить представления о процессе образования, определить направления изменения его содержания и способов организации на основе текущего состояния системы и в контексте исторического развития. Определенные положения, выводы и терминологию этого направления можно проследить еще в работах Л.М. Выготского, который считал воспитание социальным, динамическим процессом, включающим в себя «... момент неустановлености, текучести, роста, самостоятельного изменения организма» [3]. Одной из пионерских работ этого направления была монография академика РАО В.И.Загвязинского, «Противоречия процесса обучения» [5]. Рассматривая процесс обучения он вводит понятие «обострение противоречий процесса обучения», которое перекликается с поня-

тием «режима с обострением», которое широко используется в теории самоорганизации. Применительно к образовательным системам важны следующие положения синергетики:

• существование в системе нестабильных состояний является условием ее развития;

• будущее состояние системы формирует ее существующее состояние;

• управление системой основывается на «резонансном» воздействии.

В условиях современной социально-экономической среды особую актуальность приобретает изучение путей развития образовательных учреждений как открытых образовательных систем, которые представляют собой совокупность взаимосвязанных образовательных элементов, постоянно обменивающихся с социальными подсистемами и друг другом информацией, интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами. Прежде всего, эти системы, несомненно, являются сложными, основные элементы таких систем, педагог и учащийся представляют собой взаимосвязанные во взаимодействии составляющие, позволяющие системе существовать как целому, относительно обособленному в структуре социума. Кроме того, современная школа как открытая образовательная система взаимодействует, обмениваясь информационными, материальными и человеческими ресурсами с социальной средой, воспринимает и интерпретирует в своих изменениях процессы, происходящие в обществе, поэтому можно сказать, что общеобразовательная школа и общество, сегодня, несомненно, являются взаимосвязанными системами. Открытость образовательной системы школы создает, прежде всего, многообразие интересов, обращенных к школе со стороны государства и общества. Именно открытость делает школу способной не только воспринимать сигналы со стороны изменившегося общества, но и отвечать внутренними возможностями изменения учебного плана школы, внедрения новых образовательных технологий, которые затем будут представлены обществу программами развития, управленческими и педагогическими проектами. Это позволяет создать необходимые организационные и содержательные условия для развития личности, как ученика, так и учителя. Открытость школы социуму приводит к увеличению степени внутреннего многообразия, которое, в свою очередь, ведет к появлению внутренних противоречий. Например, между необходимостью поддерживать и развивать в школе инновационную деятельность и в то же время сохранять единые требования к результатам образовательного процесса. Или, с одной стороны школа призвана транслировать сложившиеся культурные образцы и, таким образом, несомненно, является консервативным институтом, но, с другой стороны, являясь элементом современной социальной системы должна изменяться в связи с изменениями в социуме. Открытая образовательная система учитывает и быстро реагирует на все педагогические, научные, социологические и экономические новации. С синергетической точки зрения постоянный приток в открытую школу новых идей,

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/3

37

ФГОС второго поколения

информационных ресурсов заставляет ее упорядочивать свою внутреннюю структуру, быть более устойчивой в сложной окружающей обстановке. Таким образом, открытая школа сама становится мощным генератором идей, программ, ее выпускники более приспособлены к современной жизни, а педагоги находятся в постоянном творческом поиске. Именно эти тенденции в развитии школы способствуют ее постоянному изменению. Преодоление противоречий в развитии усилиями основных субъектов образовательной деятельности связано с саморазвитием образовательной системы современной школы, способностью к самоуправлению за счет постановки целей и задач развития, проектированию нового состояния образовательной системы и путей его достижения, корректировки образовательного процесса, анализа образовательной деятельности и результатов работы школы, определению новых целей и задач. Поэтому именно саморазвитие является важной характеристикой процесса изменения образовательной системы школы под воздействием внутренних противоречий и внешних факторов, определяемых процессами модернизации системы общего образования. В качестве основного механизма саморазвития школы выступает совокупность основных и вспомогательных направлений деятельности основных субъектов образовательного процесса, использование разработанного ОУ методического и технологического инструментария, обеспечивающих достижение требуемого результата и направленных на обеспечение самоорганизации образовательной системы.

В МОУ лицее №110 им. Л.К Гришиной г. Екатеринбурга несколько лет ведется системная деятельность по переводу учреждения в режим саморазвития на принципах открытости и многообразия. Лицей создает необходимые условия:

• для интеллектуального, эмоционального и нравственного развития лицеиста как индивидуальности в соответствии с его интересами, потребностями и способностями

• для обновления содержания образовательного процесса в соответствии с прогрессивными научными достижениями и современным информационным обеспечением

• для развития отношений взаимного уважения всех участников образовательного процесса на основе высших нравственных ценностей, созданных человечеством, а именно: заботе учащихся старших классов о малышах, уважение к труду учителя и других работников лицея, использование права участвовать в обсуждении и принятии решений в организации и содержании образовательного процесса и др.;

• для формирования потребности здорового образа жизни, системно сохраняя и укрепляя здоровье лицеистов и членов педагогического коллектива.

Лицей является открытой системой, расширяющей образовательное пространство, необходимое для реализации задач непрерывного основного и дополнительного, а также допрофессионального образования, что является важным условием опре-

деления выпускником своей жизненной траектории. Кроме того, лицей является саморазвивающейся системой, не только совершенствующей образовательную среду, но и создающей необходимые условия для перевода субъект-субъектных («учитель-ученик») отношений на уровень саморазвития и самореализации обоих субъектов образовательного процесса. Инновационная деятельность в лицее связана с использованием идей синергетики в моделировании и прогнозировании развития образовательной среды; адаптации идей синергетики в содержании образования в процессе проектной деятельности; применения идей синергетики к управлению образовательным процессом.

Приоритетными задачами, решаемыми в ходе инновационной деятельности, являются:

• совершенствование образовательного процесса лицея в условиях функционирования образовательной среды, основанной на единстве управления и самоорганизации всех участников образовательного процесса;

• формирование экологического, духовно-нравственного мировоззрения, патриотизма, информационной и коммуникативной культуры, направленных на интеллектуальное и нравственное развитие, социализацию личности;

• формирование у учащихся и учителей нелинейного мышления, умения самостоятельно работать с информацией;

• проектирование образовательного процесса с широким применением здоровьесберегающих технологий и активно использующего средства ИКТ;

• системное ведение мониторинга развития образовательной среды.

Определяющим фактором в решении поставленных задач является обеспечение возможностей для всех участников образовательного процесса активно участвовать в проектной деятельности, в том числе на основе ИКТ, и создании цифровых ресурсов учебного назначения.

Основные направления инновационной деятельности лицея на основании синергетического подхода включают:

• реализацию образовательной стратегии, позволяющей создавать условия для развития адаптационных механизмов участников образовательного процесса в динамично развивающемся информационном обществе;

• формирование целостной системы знания, определяющей мировоззрение нового типа и обеспечивающей успешное ориентирование учащихся и учителей в сложных жизненных ситуациях, максимальное развитие их способностей и самореализации;

• личностно-ориентированное обучение и воспитание лицеистов с использованием ИКТ, направленное на возрождение российской культуры, нравственности, духовности;

• непрерывное обучение педагогических и управленческих кадров лицея в сфере новых образовательных технологий;

38

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/3

ФГОС второго поколения

• системную интеграцию лицея в российское и мировое образовательное сообщество.

Важной частью развития инновационных процессов в лицее является непрерывное обучение педагогического коллектива, которое включает:

• проведение индивидуальных консультаций, развивающих мотивацию применения ИКТ на уроках учителями-предметниками;

• совместная проектировочная деятельность;

• формирование навыков самообразования учи-телей-предметников в профессиональной деятельности с использованием возможностей Интернета и т.д.

• совершенствование многообразия форм проведения мероприятий, в том числе с использованием средств ИКТ (педагогические советы, мастерские, работа временных творческих содружеств и коллективов, участие в конкурсах педагогического мастерства разного уровня).

Эффективность инновационных процессов в лицее во многом зависит от социально-экономической среды и качества управления. Система управления многими авторами трактуется как совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и прочих компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуется весь комплекс функций управления. Задача управления - оптимизация взаимодействия исключающих друг друга процессов сохранения и изменения, происходящих в образовательном пространстве. Искусство управления открытой образовательной системой состоит в том, чтобы обеспечить развитие многообразия и сохранить одновременно стабильность структуры образовательной системы. Для сохранения этого единства необходимо, чтобы управление носило превентивный характер, предвидело возникновение новых элементов, поддерживало гибкость, вариативность связей между элементами, сохраняло определенную меру их свободы. Возникновение нового возможно там, где предоставлены для этого большие возможности, где имеется большая свобода выбора. Именно избыточное многообразие создает спектр возможных направлений развития системы, предоставляет материал для отбора наиболее оптимальных тенденций этого развития. Для того, чтобы образование было способно к социальному конструированию, культуротворчеству, а не только к трансляции знаний и норм, в управлении образовательными системами должны происходить постоянные изменения, которые стимулируют образовательные системы к самоорганизации. Поэтому в лицее была обеспечена передача определенной части управленческих функций на уровень педагогических коллективов кафедр и временных творческих содружеств педагогов, малых творческих групп педагогических работников, отдельных педагогов, работающих в позиции педагогического эксперимента. Мы считаем, что это способствует развитию образовательной среды лицея, живущей по законам самоорганизации и творческого взаимодействия, что, в свою очередь, ведет к появлению новых це-

лей и направлений развития. Целью управленческой деятельности в этом случае является обеспечение условий для развития индивидуальности и самореализации основных субъектов образовательного процесса: как учащихся, так и педагогов. В лицее как открытой системе новые элементы многообразия, возникающие спонтанно в ходе инновационной деятельности педагогов, сетевого взаимодействия в ходе работы академической площадки УрО РАО [4] и т.д., требуют своевременного реагирования со стороны педагогического коллектива лицея и администрации. В этой связи процесс управления лицеем должен предвидеть возникновение новых элементов, поддерживать гибкость, вариативность связей между ними, что позволит обеспечить условия для возникновения новых, важных для развития лицея элементов, Возникновение нового возможно там, где имеется большая свобода выбора. Это многообразие и создает широкий спектр направлений развития лицея, предоставляет возможности для отбора наиболее оптимальных тенденций развития.

Критически важным фактором успешности лицея при переводе организации в режим саморазвития стало развитие творческих способностей педагогического коллектива, навыков совместной мотивированной работы. На протяжении ряда лет администрация МОУ лицея №110 создает необходимые условия для педагогического коллектива для развития деятельности в рамках международных, российских и региональных проектов: «Создание условий для развития индивидуальности учащихся и педагогов через интеграции урочной и внеурочной деятельности на принципах «культуроориентированности» и информационнокоммуникативной направленности образования», «Дизайн-студия «Город моей мечты»»,»Новые технологии мотивации в образовании, развития интереса к учению и интеллектуальному труду», «Математический клуб лицея №110» «Ступени - проектные технологии в иностранном языке». «Создание ресурсного центра изучения французского языка», «Шаг в будущее». К основным мотивам самореализации педагогов в лицее прежде всего относятся возможность для педагогов реализовать свои идеи, планы и обеспечение профессионального и личностного роста. В этой связи на начальном этапе работы среди основных методов и приемов мотивирования педколлектива к творческой деятельности были отнесены поручение желающим более сложных и ответственных, чем другим педагогам, заданий; предоставление возможности регулярно повышать свою квалификацию; направление на курсы по перспективным направлениям педагогической деятельности; широкое привлечение к участию в инновационной деятельности; поощрение инициатив, самостоятельности; организация внутришкольных педагогических конкурсов; включение в коллективную деятельность (в составе творческих проблемных групп, команд разработчиков проектов).

Системная работа администрации с педагогическим коллективом способствует широкому использованию учителями в образовательном процессе современных образовательных технологий и развивающих активных форм учения (табл. 1).

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/3

39

ФГОС второго поколения

Таблица 1

Современные образовательные технологии, широко используемые в образовательном процессе

Образовательная технология Место использования в учебном процессе 2007 г. Место использования в учебном процессе 2008 г. Место использования в учебном процессе 2009 г.

Развивающее обучение На уроках начальной ступени обучения 92% педагогов На уроках начальной ступени обучения 96% педагогов На уроках начальной ступени обучения 100% педагогов

Проблемно-диалоговое обучение На уроках во 2 и 3 ступени 75% педагогов На уроках во 2 и 3 ступени 83% педагогов На уроках во 2 и 3 ступени 85% педагогов

Технология решения исследовательских задач Уроки информатики, естественнонаучного цикла 94% педагогов Уроки информатики, естественнонаучного цикла 100% педагогов Уроки информатики, естественнонаучного цикла 100% педагогов

Проектные технологии На уроках во 2 и 3 ступени, дополнительное образование 80% педагогов На уроках во 2 и 3 ступени, дополнительное образование 84% педагогов На уроках во 2 и 3 ступени, дополнительное образование 86% педагогов

Технология модульного обучения На уроках во 2 и 3 ступени, дополнительное образование 80% педагогов На уроках во 2 и 3 ступени, дополнительное образование 82% педагогов На уроках во 2 и 3 ступени, дополнительное образование 84% педагогов

Лекционно-семинарская, зачетная система На уроках 2,3ступени обучения 75% педагогов На уроках 2,3ступени обучения 75% педагогов На уроках 2,3ступени обучения 75% педагогов

Деловые, ролевые учебные игры Элективные курсы, уроки 1,2,3ступени обучения, дополнительное образование 75% педагогов Элективные курсы, уроки 1,2,3ступени обучения, дополнительное образование 75% педагогов Элективные курсы, уроки 1,2,3ступени обучения, дополнительное образование 75% педагогов

Обучение в сотрудничестве Уроки 1,2,3 ступени обучения, дополнительное обучение 96% педагогов Уроки 1,2,3 ступени обучения, дополнительное обучение 100% педагогов Уроки 1,2,3 ступени обучения, дополнительное обучение 100% педагогов

Информационно-коммуникативные технологии На уроках во 2 и 3 ступени, дополнительное образование 93% педагогов На уроках во 2 и 3 ступени, дополнительное образование 96% педагогов На уроках во 2 и 3 ступени, дополнительное образование 100% педагогов

Здоровьесберегающие технологии Учебная деятельность(уроки) 100% педагогов Учебная деятельность(уроки) 100% педагогов Учебная деятельность(уроки) 100% педагогов

«Портфолио» учащегося Уроки информатики 100% педагогов Уроки информатики 100% педагогов Уроки информатики 100% педагогов

Одним из результатов этой деятельности стал тот факт, что за годы реализации ПНПО 20 учителей лицея был удостоены премии Президента РФ за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование.

Ежегодно учителя лицея проводят открытые семинары и мастер классы по использованию инновационных технологий, методов и приемов. Так, только в 20092010 уч.г. было проведено 12 мероприятий городского уровня, 7 - областного, 2 - регионального. Учителя лицея стали участниками 4 семинаров и конференций международного уровня.

С 1998 года совместно с УрГПУ в лицее выпускается сборник «Инновационная деятельность педагогов лицея по развитию личности учащихся в учебной и внеучебной работе». Вышло 12 номеров сборника, в них более 180 публикаций опыта инновационной

деятельности педагогов лицея, есть опыт публикации в сборнике исследовательских работ учеников лицея.

Показатели эффективности использования педагогами лицея современных образовательных технологий приведены в табл. 2

Таким образом, в качестве основных инструментов самоорганизации в лицее можно выделить следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• саморазвитие членов педагогического коллектива лицея на основе обучения и самообучения, реализация системы мер по проектированию сильной организационной культуры;

• делегирование ряда полномочий кафедрам лицея;

• создание горизонтальных структур управления

на основе самоуправляемых временных творческих коллективов;

40

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/3

ФГОС второго поколения

Таблица 2

Эффективность использования педагогами современных образовательных технологий

Показатели эффективности использования современных образовательных технологий 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Процент учителей, участвующих в инновационных процессах 65 72 75

Процент учителей, владеющих компьютерной техникой 94 100 100

Процент учителей, систематически использующих современные образовательные технологии в учебном и воспитательном процессах 65 69 75

Процент учителей, прошедших повышение квалификации в области современных образовательных технологий, том числе получивших удостоверение государственного образца по ИКТ 90 100 100

• расширение применения востребованных форм мотивирования субъектов образовательной деятельности.

При построении модели перевода лицея в режим саморазвития важнейшим условием на начальном этапе являлось возникновение состояния неустойчивости образовательного пространства, поэтому первый этап совершенствования управленческой деятельности был направлен на обеспечение открытости и увеличение многообразия деятельности. Чтобы система стала неустойчивой, было необходимо создать условия для возникновения многообразия в системе, т. е. создать избыточность в формах, методах и средствах достижения поставленной цели. В нашем лицее это было достигнуто организационной и управленческой деятельностью, направленной на создание условий для расширения многообразия форм деятельности. На этом этапе работа велась по следующим направлениям:

• использование коллективных форм деятельности, развитие умения работать коллегиально, что содействовало формированию источников саморазвития (точек роста).

• использование проектной деятельности. Выполняя коллективные проекты, учащиеся учатся согласовывать результаты с другими членами школьного общества, предварительно планировать исследовательскую работу.

Таким образом, проектируя многообразные формы деятельности между субъектами образовательной деятельности, удалось получить насыщенную образовательную, самоорганизующуюся среду, в которой идет саморазвитие как лицеистов, так и педагогов лицея. Среди основных задач этого этапа можно выделить обеспечение расширения культурно-образовательного пространства лицея, увеличение числа субъектов образовательного процесса, объединение их усилий для увеличения многообразия содержания и форм образовательной деятельности, установление способов взаимосвязи элементов этого многообразия. Содержание управленческой деятельности: на этом этапе включало организацию взаимодействия с другими образовательными учреждениями, поддержку инновационной деятельности педагогов, организация взаимодействия с научными учреждениями и организацию деятельности педагогического коллектива по повышению профессионального мастерства. Среди основных результатов следует отметить существенное увеличение много-

образия форм образовательной деятельности, увеличение многообразия содержания образовательного процесса, развитие инновационной деятельности педагогов, увеличение многообразия форм взаимодействия с другими образовательными и научными учреждениями, возникновение многообразия форм внеучебной деятельности в рамках дополнительного образования (см. табл. 3)

Второй этап был направлен на структурирование образовательной деятельности, рост ее упорядоченности, что способствовало переходу лицея к периоду устойчивого развития. В этот период в лицее, как любой открытой системе при существенном накоплении многообразия, были созданы условия для активного взаимодействия не только между участниками образовательного процесса внутри лицея, но и социумом (другими образовательными и научными учреждениями, организациями, предприятиями). Возникли новые образовательные проекты, в том числе международные, что свидетельствует об открытом характере образовательной среды лицея, создании сложной, нелинейной системы, находящейся во взаимодействии с другими моделями образовательного пространства, способной к принятию в свою систему новых субъектов и созданию новых отношений. На этом этапе были созданы предпосылки для возникновения новых организационных структур, тесного взаимодействия существующих организационных структур развивающегося многообразия образовательной деятельности.

На третьем этапе в лицее идет процесс нормативного оформления найденных форм, методов и содержания образования, упорядоченности деятельности. Особое внимание уделяется созданию условий для сохранения в структуре образовательного пространства лицея как открытой системы отношений многообразия, избыточности, демократичности, что сохраняет устойчивость отношений и высокие темпы развития учреждения. В этот период с целью создания оптимальных условий для осуществления эффективного образовательного процесса в лицее: окончательно сформирована кафедральная структура управления и определены основные формы взаимодействия возникших управленческих структур. Организовано нормативно-правовое оформление сложившейся структуры управления лицеем, что создало необходимые организационно-содержательные условия для профес-

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/3

41

ФГОС второго поколения

Таблица 3

Многообразие форм учебной и внеучебной деятельности в лицее на примере работы кафедры словесности

Формы учебной и внеучебной деятельности Формы развития профессиональных качеств педагогов Организации партнеры

Федеральные уроки чтения «Библи-образ», посвященные юбилеям П. П. Бажова, Л. Н. Толстого и др. Федеральная игра «Медвежонок» Городской орфографический конкурс «Грамотей» Олимпиада УрФО по основам наук Предметные олимпиады и НПК разного уровня Декада словесности Проведение общели-цейских дебатов по актуальным проблемам современности Городской поэтический марафон Всероссийская гуманитарно-просветительская конференция «История моей семьи - страница многовековой истории Отечества» Пушкинские праздники Программа «Сетевой город» Создание авторских учебно-методических комплексов Овладение образовательными технологиями проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, развития критического мышления, технологией дебатов, информационно-коммуникационными технологиями, технологией оценивания для обучения в ходе теоретических и ме-бтодических семинаров, мастер-классов, педагогических мастерских, Круглых столов, подиумных дискуссий, творческих встреч, ролевых игр и т.д. Участие в открытых городских педагогических чтениях Создание программ повышения квалификации для педагогов лицея, района и города Публикации в сборниках различных уровней Объединенный музей писателей Урала; Муниципальный музей Екатеринбурга; Свердловский краеведческий музей; Дом-музей П.Бажова; Уральское отделение Российской академии образования ; Уральский государственный педагогический университет; Уральский государственный университет ; Институт развития регионального образования; Екатеринбургский дом учителя; Уральское отделение Союза писателей России; Уральская государственная филармония; Журнал «Любимый жук»; Издательский клуб «Обычные дела».

сионального и личностного роста педагогов, способствовало созданию системы непрерывного образования лицеистов и обеспечению стабильной успешности учащихся лицея, укреплению связей с учреждениями образования и науки.

Организационно-педагогическая модель процесса перевода образовательной системы лицея в режим самоорганизации приведена в табл. 4.

Эффективные организационные изменения в лицее стали возможны при условии, что лидеры идущих в ОУ перемен понимают базовые принципы управления про-

исходящими преобразованиями. К таким принципам мы относим :

• наличие эффективных лидеров (руководителей временных творческих колелктивов), которые становятся инициаторами успешных преобразований в коллективе;

• обеспечение баланса между администрацией, педагогическим коллективом, лицеистами, родителями, представителями вышестоящих управленческих структур и общественностью;

• возможность сохранения и превращения энергии творческого поиска педагогов, управление систе-

Таблица 4

Организационно-педагогическая модель процесса перевода образовательной системы лицея в режим самоорганизации

№ Базисные принципы самоорганизации образовательной системы Профессиональные качества педагогического коллектива, создающие возможность для реализации базовых принципов Необходимые организационно-содержательные условия

1 Открытость образовательной системы лицея Способность педагогического коллектива к постоянному взаимодействию с внешней средой Создание открытой информационно-образовательной среды лицея Учет требований рынка труда и системы профессионального образования к образовательной системе лицея

2 Стратегическое управление развитием лицея Способность управленческой команды к стратегическому управлению Стратегия и тактика формирования механизма саморазвития образовательной системы лицея на основе педагогического SWOT- анализа

3 Ориентация образовательной системы лицея на результат Способность педагогического коллектива достигать поставленные цели Определение цели образовательной деятельности, миссии лицея, модели выпускника лицея Выявление факторов результативности образовательной системы лицея

42

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/3

ФГОС второго поколения

4 Синергетичность процесса образования Способность внутренней самоорганизации образовательной системы в целом Управление образовательной системой на принципах самоорганизации Обратная связь и самоорганизация образовательной системы в зависимости от потребностей учащихся, родительской общественности, системы профессионального образования

5. Устойчивое привлечение всех видов ресурсов Способность получать необходимые ресурсы из внешней среды Реализация программы опережающего развития материально-технической базы лицея

6. Разработка индивидуальных образовательных траекторий учащихся и педагогов Способность выстраивать образовательные программы в соответствии с индивидуальными запросами личности, рынка труда и системы профессионального образования Внедрение современных технология обучения Организация педагогического взаимодействия в процессе конструирования знаний Мотивация лицеистов к проектной и исследовательской деятельности в условиях информатизации образования в лицее

7. Тесная связь с внешней средой Способность выстраивать партнерские отношения с субъектами внешней среды Организация социального партнерства с внешней средой

8. Постоянный контроль качества обучения Способность к обеспечению системного контроля качества подготовки выпускников лицея Комплексная система управления качеством образования в лицее анализ достижения фактических результатов образования

мой организационного знания, высвобождение энергии человеческих ресурсов для формирования новых поведенческих моделей и последующих организационных преобразований.

• Выявление ключевых областей, перемены в которых должны дать мультипликационный эффект для всего лицея.

• Принцип демократической корректировки программы преобразований на основе системы управления с обратной связью позволяет корректировать «входные параметры» и своевременно гибкими ответными действиями улучшать результаты и высвобождать и направлять энергию коллектива лицея на «узловые точки» роста.

Таким образом, деятельность всех субъектов образовательного процесса в рамках перехода в режим саморазвития существенно обогащает образовательную среду лицея. В сложной открытой системе, какой является сегодня лицей, за счет действия нелинейных связей возникают процессы коэволюции, характерные тем, что общий темп развития лицея становится выше темпов развития его составных частей. Для лицеиста, оказавшегося в среде, способствующей и поощряющей творчество во всех его разумных проявлениях, создается оптимальное сочетание условий достаточных для самоактуализации ребенка как творца. В ходе работы было подтверждено, что, чем больше лицеист вовлечен в совместную образовательную проектную деятельность, тем быстрее развиваются его творческие способности. Дальнейшее развитие лицея с позиции теории самоорганизации обеспечивает новые возможности для создания такой системы обучения и воспитания, в рамках которой осуществляется активное взаимодействие образования, науки, экономики и общества, формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса, позволяющей всем субъектам образовательного процесса адаптироваться к изменяющимся социокультурным

условиям развивающегося информационного общества. Основные результаты инновационной деятельности лицея по переводу образовательной системы в режим развития были высоко оценены в ходе приоритетного Национального проекта «Образование»: лицей становился победителем конкурса среди образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в 2006, 2007, 2008 годах.

Литература

1. Акчурин И.А. Развитие понятийного аппарата теории самоорганизации // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., Наука, 1994. С. 80-97.

2. Буданов В.Г Синергетические стратегии в образовании. Интернет-ресурс http://ns.iph.ras.ru/~mifs/stbudan.htm

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика. 1991,480 с.

4. Давыдова Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования //Образование и наука. Известия УрО РАО, №8(76) 2010, С.32-42

5. Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1971, 160 с.

6. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике //Вопр. философии,1997, N3, стр. 62-79

7. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика и принципы коэволюции сложных систем. М. Категории. 1997. №3, стр. 37-49.

8. Мартин У. Дж. Информационное общество. Проблемы и иллюзии. М. ИНИОН 1989, 30 с.

9. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., Мир, 1990. - 342 с.

10. Тоффлер Э. Третья волна. - М. ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1999, с. 320-340

11. Хакен Г. Синергетика: иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах. М: Мир, 1985, 419 с.

12. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам М.: Мир, 1991, 234 с.

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/3

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.