Научная статья на тему 'Управители и служители российских таможен в первой четверти XVIII века'

Управители и служители российских таможен в первой четверти XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3563
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО / ТАМОЖЕННАЯ СИСТЕМА / ТАМОЖЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПОРТОВАЯ ТАМОЖНЯ / ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / CENTRALIZED STATE / CUSTOMS / CUSTOMS LICENSES / PORT CUSTOMS / CUSTOM AUTHORITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Балковая Валентина Григорьевна

Предпринята попытка систематизировать информацию о процессе становления в первой четверти XVIII в. в России таможенных учреждений, укомплектовывавшихся на штатной основе. Проблема освещена на основе источников делопроизводства Петербургской портовой таможни, древних актов, хранящихся в фондах Российского государственного архива (Москва) и Российского государственного исторического архива (Санкт-Петербург).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managers and employees of Russian customs in the first quarter of the XVIII century

The author makes an attempt to systematize the information concerning the process of formation of customs staffed on full time basis in Russia in the first quarter of the XVIII century. The research is based on the materials of the business correspondence of St. Petersburg port customs which is stored in the collections of Russian State Archives of Ancient Acts (Moscow) and Russian State Historical Archives (St. Petersburg).

Текст научной работы на тему «Управители и служители российских таможен в первой четверти XVIII века»

УДК 340

В. Г. Балковая

управители и служители российских таможен в первой четверти XVIII века

Предпринята попытка систематизировать информацию о процессе становления в первой четверти XVIII в. в России таможенных учреждений, укомплектовывавшихся на штатной основе. Проблема освещена на основе источников делопроизводства Петербургской портовой таможни, древних актов, хранящихся в фондах Российского государственного архива (Москва) и Российского государственного исторического архива (Санкт-Петербург).

Ключевые слова: централизованное государство, таможенная система, таможенные учреждения, портовая таможня, таможенная служба.

Managers and employees of Russian customs in the first quarter of the XVIII century.

VALENTINA G. BALKOVAYA (Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy, Vladivostok). The author makes an attempt to systematize the information concerning the process of formation of customs staffed on full time basis in Russia in the first quarter of the XVIII century. The research is based on the materials of the business correspondence of St. Petersburg port customs which is stored in the collections of Russian State Archives of Ancient Acts (Moscow) and Russian State Historical Archives (St. Petersburg).

Key words: centralized state, customs, customs licenses, port customs, custom authority.

Административная реформа, проходящая в современной России, делает актуальными историкоправовые исследования, посвященные изучению становления государственного управления. Обращение к его историческому опыту позволяет лучше понять сущностные моменты исполнительной власти как социального явления.

Настоящее исследование имело целью рассмотреть процесс организационного становления таможен, укомплектовывавшихся на штатной основе, имевший внешнее выражение в оформлении их внутренней структуры.

Таможни как особые бюрократические структуры с определенной компетенцией, имеющие постоянную дислокацию, ведущие делопроизводство, впервые появились в Московском централизованном государстве. Они вошли в систему органов местного управления уезда и получили статус таможенных изб.

Вместе с тем внутренняя структура таможенного учреждения на тот момент была достаточно аморфной, среди служителей верных таможен традиционно упоминались лишь руководители - таможенные головы и рядовые служители - целовальники (из них четкой компетенцией обладал лишь ларечный целовальник).

Тенденция бюрократизации, определившаяся с переходом к абсолютизму, затронула все сферы государственного управления, в том числе таможенное дело. Выражением этого стало появление таможенных учреждений нового типа - таможенных контор, которые, в отличие от таможенных изб предшествующего периода, имели более четко определенную компетенцию, внутреннюю структуру, укомплектовывались на штатной основе.

На новых организационных принципах начали формироваться пограничные и портовые таможни, изначально ориентированные на регулирование внешнеэкономической деятельности. Параллельно с этим в Российской империи вплоть до 1753 г. сохранялись внутренние таможни, укомплектовывавшиеся, как и в предшествующий период, в порядке государственной повинности либо передававшиеся на откуп.

Первыми таможенными учреждениями нового типа стали портовые таможни, и прежде всего Петербургская портовая таможня, учрежденная в начале XVIII в.

Первые годы своей деятельности она строилась на традиционных организационных основаниях безвозмездной верной службы. На этом этапе важнейшую роль в кадровом укомплектовании

БАЛКОВАЯ Валентина Григорьевна, кандидат политических наук, заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета (Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, Владивосток). E-mail: valyabalk@yandex.ru © Балковая В.Г, 2012

таможен исполнял Главный магистрат, который присылал купцов «по выборам» из Санкт-Петербурга и «ближних мест». Вплоть до начала 1724 г. они приводились к присяге и распределялись по таможням в качестве целовальников.

Пересмотр организационных основ службы был задуман в начале 1720-х годов, за образец таможен нового типа были взяты шведские лицент-ные конторы. Начало реализации реформы было положено Сенатским указом от 19 февраля 1724 г., в соответствии с которым было приказано публиковать «листы» о найме служителей в портовые таможни с показанием положенного жалованья по должностям. Такие листы были выставлены на рынках, гостиных дворах, таможнях Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, Риги, Выборга, Нарвы и Ревеля.

Купцы довольно активно откликнулись на призыв о службе в таможне: уже в марте 1724 г. их более сорока из различных городов изъявили желание служить в Санкт-Петербургской портовой таможне. В течение года с аналогичной просьбой в Коммерц-коллегию обратилось более двухсот человек, преимущественно из числа посадских людей [1, с. 67]. Это позволило в течение года укомплектовать портовые таможни на штатной основе. При занятии должностей преимущество отдавалось выходцам из купеческого сословия, в результате несчастливого стечения обстоятельств лишившихся своего дела. Этот подход объяснялся тем, что такие соискатели имели представление о торговле, но в момент поступления на службу уже не должны были вести свое дело, а «в оном служении для интереса Его Императорского Величества надлежит быть беспеременным, которые б торгов и промыслов собственных не имели» [1, с. 69].

В фондах РГАДА отложился полный штат Петербургской портовой таможни, утвержденный указом «О таможенных служителях штате» от 8 июля 1725 г.1 Он дает представление о численности, основных должностях и материальном обеспечении служителей штатных таможен.

В январе 1722 г. из Сената поступил доклад на высочайшее имя с просьбой разъяснений о том, каким образом будут замещаться наиболее значимые должности в таможенной системе -обер-инспектора и обер-директора, курировавших таможенные округа. На это Петр I в своем определении от 19 января 1722 г. ответил, что в обер-инспекторы следовало выбирать из дворян, а в товарищи - из купецких людей. Кандидатуры должны были представляться главным магистра-

1 РГАДА. Ф. 19 (разряд XIX). Оп. 1. Д. 241. Л. 2-2 об.

том, проходить отбор Коммерц-коллегии, а затем предлагаться к избранию Сенатом. Вместе с тем назначение на должность обер-директора предлагалось оставить в ведении Коммерц-коллегии [2, с. 597].

Инспектора и директора стояли особняком в таможенной системе XVIII в., так как на них замыкалась вся таможенная инфраструктура определенного таможенного округа: инспектор исполнял по отношению к таможням своего участка контролирующую функцию от имени Коммерц-коллегии, а директор осуществлял практическое управление таможнями своего участка. Хотя обер-директор (директор) и обер-инспектор (инспектор) приписывались к главной таможне своего участка и получали от нее жалованье, они стояли вне основного состава служителей.

Непосредственно возглавляли таможню, укомплектовывавшуюся на штатной основе, в первой половине XVIII в. цолнеры, которые могли быть трех категорий, в зависимости от статуса возглавляемого учреждения - оберцолнер, цолнер или унтерцолнер. Они обеспечивали практическое руководство функционированием таможенного учреждения и отвечали за сбор таможенных пошлин перед Коммерц-коллегией.

Все лица, входившие в штат таможен нового типа, делились на две категории - таможенных управителей и таможенных служителей. К управителям относились лица, имевшие подчиненных, осуществлявшие должности, требовавшие специальных познаний, к служителям - кто находился в подчинении.

Управителями таможен считались стемпель-мейстер, вагмейстер, пакгаузный (амбарный) инспектор и экер. Каждый из них имел должностные полномочия, закрепленные в инструкциях, выдаваемых из Коммерц-коллегии.

Стемпельмейстер был должностным лицом, ответственным за приложение таможенной печати, он участвовал в производстве досмотра товаров. В его должностной инструкции предписывалось «все товары, предназначенные к вывозу и ввезенные, клеймить», при этом «накрепко смотреть», чтобы не повредить товар. Стемпельмейстер в случае причинения вреда купцу должен был возместить стоимость испорченного товара [2].

Среди управителей наиболее многочисленной категорией были вагмейстеры, должностные лица, ответственные за взвешивание «весовых товаров». В крупных таможнях с большим оборотом товаров в штате традиционно было несколько вагмейстеров (например, в штатном расписании Санкт-Петербургской портовой таможни за 1754 г.

их было восемь, за 1776 г. - тринадцать)2, в небольших таможнях, напротив, допускалось совмещение должности вагмейстера, чаще всего - с должностью стемпельмейстера.

Пакгаузный (в пограничных таможнях - амбарный) инспектор должен был обеспечивать прием товаров в амбар и отвечал за их хранение там. За хранение товара в амбаре или складе купец должен был заплатить пошлину (амбарные деньги), если же в течение длительного времени он этого не делал, то после соответствующего предупреждения товар реализовывался с публичных торгов, из вырученной суммы погашалась задолженность за хранение, а остаток суммы возвращался собственнику товара3.

С целью недопущения злоупотреблений в пакгаузе (амбаре) при пакгаузном инспекторе постоянно должен был находиться пакгаузный (амбарный) контролер, призванный выявлять все нарушения в процедурах и требовать их исправления.

Важное место среди управителей таможен занимал также экер - должностное лицо, ответственное за обложение пошлинами иностранных вин. Исполнение этой должности требовало серьезной экспертной подготовки, так как в Россию в XVIII в. ввозилось свыше тридцати сортов вин более чем из десяти стран. Именно поэтому в первой половине XVIII в. должность экера чаще всего осуществляли иностранцы4.

Уже в Московском централизованном государстве усиливается контроль за деятельностью таможен со стороны центральных и местных органов управления, увеличиваются объемы внутреннего делопроизводства и усложняются формы отчетности, это привело к появлению в составе таможен штатных делопроизводителей. Технический персонал таможен ранее всего был переведен на оплачиваемую службу - жалованье дьяка в уездной таможне составляло 10 руб. в год, подьячего - 5 руб. в год [4, с. 254].

В таможенных конторах, учреждаемых в XVIII в., количество технических работников постоянно возрастало. В новых штатах они получили статус канцеляристов (лица, которые самостоятельно готовили проекты документов), подканцеляристов и копиистов (лица, отвечавшие за изготовление копий документов). Эта работа считалась квалифицированной и оплачивалась достаточно высоко (канцелярист получал 200 руб. в год в то время, когда жалованье возглавлявшего таможню оберцолнера составляло 300 руб. в год).

2 РГАДА. Ф. 397. Оп. 1. Д. 546. Л. 15; Д. 556. Л. 56 об.

3 РГИА. Ф. 138. Оп. 6. Д. 27. Л. 296.

4 РГАДА. Ф. 248. Оп. 5. Кн. 258. Л. 195.

Значительное число их в штате таможен (14 человек из штатных 154 должностей в первом штатном расписании Петербургской портовой таможни) свидетельствовало о наличии сложной системы делопроизводства (в частности, в портовой таможне постоянно велось свыше десяти таможенных книг, перечень которых значительно отличался от существовавших в верных таможнях, кроме того, появился дополнительный вид документации - ярлыки - печатные бланки, нуждавшиеся в заполнении)5. Большинство из технических работников было приписано к конкретным управителям: при обер-цолнере и контролере было определено по собственному канцеляристу и копиисту, были копиисты при должностях вагмейстера, стемпель-мейстера, экера. Во второй половине XVIII в. по мере увеличения объема документооборота среди технических работников появляются должности регистратора (вел учет входящих и исходящих документов) и архивариуса (отвечал за хранение документов).

Так как постепенно в течение XVIII в. происходила переориентация таможенного дела на регулирование внешней торговли, возрастала роль переводчиков, которые также были включены в штаты таможен. Их оплата значительно различалась в зависимости от того, с какого языка осуществлялся перевод. В штатном расписании Петербургской таможни за 1799 г. было две ставки переводчиков с европейских языков, каждый получал жалованье 400 руб. в год. В штат таможен, расположенных по Ишимской и Иртышской линиям, включалась ставка толмача (переводчика с языков сибирских народов), который получал жалованье 70 руб. в год6.

Достаточно важное место в штате таможен на штатной основе занимали бухгалтер и кассир, которые вели ведомости прихода и расхода средств. Так как эта работа требовала специальных знаний и была очень ответственной, должности бухгалтера и кассира относились к числу наиболее высоко оплачиваемых.

Среди должностных лиц таможни особняком стояла фигура контролера7. Он посылался из Ком-мерц-коллегии с целью надзора за состоянием законности в таможни и должен был выявлять и пресекать злоупотребления, исправлять процедуры в соответствии с нормами уставов. Из инструкции контролеру следовало: «должен ты яко прокурор или поверенный от коллегии следить за деятельностью таможенных управителей... и за всеми

5 РГИА. Ф. 138. Оп. 6. Д. 1. Л. 38.

6 РГАДА. Ф. 397. Оп. 1. Д. 327. Л. 35-36.

7 РГИА. Ф. 138. Оп. 6. Д. 27. Л. 130.

приказными служителями и досмотрщиками крепкое смотрение иметь, верно и ревностно поступать, дабы учрежденные казенные сборы надлежащим образом сбираны и дела в полном порядке содер-жаны, для чего ради повинен ты не только тариф, но и регламент пошлинный, и торговые уставы и указы знать»8.

Наиболее многочисленную группу служителей в штате таможни составляли досмотрщики (первоначально в портовых таможнях безухеры). Например, в штатном расписании Санкт-Петербургской портовой таможни 1754 г. их было 149 чел.9. Досмотрщики в крупных таможнях делились на несколько групп - амбарные, корабельные, «досмотрщики при таможне», «досмотрщики для разных надобностей», каждая из этих категорий работала под руководством соответствующих управителей. В более позднее время - во второй половине XVIII в. - возникла практика нанимать на должности досмотрщиков «инвалидов» - отставных солдат, уволенных от военной службы по состоянию здоровья или достижении предельного возраста, при этом для этой категории досмотрщиков обычно назначалось более низкое жалованье.

При вступлении в должность все служители таможен традиционно приносили присягу. Kаждый из кандидатов, поступая на службу, должен был ознакомиться и «руку приложить» в ознакомлении с текстом именного указа от 24 декабря 1714 г. «Об искоренении лихоимства», в котором определялось, что «все то, что вред и убыток государству причинить может суть преступление. Того ради запрещается всем чинам, что у дела приставлены, великих и малых, духовных, военных, гражданских, политических, купецких и прочая, какое звание оные не имеют, дабы не дерзали никаких посулов казенных и с народа сбираемых денег брать.. торгом, подрядом и прочая заниматься»10.

Помимо указанных должностных лиц, встречавшихся во всех таможнях, в отдельных таможнях могли быть и другие. В частности, в портовых таможнях широко была распространена должность гавенмейстера, призванного обеспечивать порядок в морском порте (гавани) в процессе разгрузки, погрузки и стоянки корабля. Ему вменялось в обязанность определять приходящим в порт кораблям с товаром места, где им становиться у пристани; следить за чистотой в порту («и смотреть, чтоб на пристани по месту погрузки никакого мусора не бросали и пристань была бы чистой... Ему смотреть, когда корабли чинить будут, чтобы они при

8 РГАДА. Ф. 19 (разряд XIX). Оп. 1. Д. 546. Л. 15.

9 РГАДА. Ф. 397. Оп. 1. Д. 546. Л. 15.

10 РГАДА. Ф. 248. Д. 1. Л. 567.

этом были оббиты рогожей или парусами, дабы в воду сору никакого не падало.»). Гавенмейстер был одним из должностных лиц, которые следили за погрузкой и разгрузкой судов. В частности, ему вменялось смотреть, чтобы в темное время суток с кораблей ничего не выгружали11. Нередко в более позднее время в таможне было несколько гавен-мейстеров, которые работали по сменам и курировали отдельные участки порта. Из этого видно, что должность гавенмейстера играла важную роль в портовых таможнях.

Дополнительно для производства оценки качества товаров и выявления брака сверх штата в крупных таможнях существовала должность браковщика по отдельным видам товаров. Эту должность исполняли в порядке государственной повинности купцы, специализировавшиеся на торговле данным видом товаров. Имеется упоминание в Санкт-Петербургской таможне о браковщиках по юфти, сахару, краскам, сельдям12. Наиболее почетной и подробно регламентированной была служба пенеч-ных и льняных браковщиков (лен и пенька шли на изготовление канатов, поэтому в XVIII в. они занимали ведущее место в экспорте российских товаров). Сохранился целый ряд нормативных актов, регламентировавших их деятельность [3].

К середине XVIII в. должности таможенных служителей благодаря стабильному жалованью были весьма привлекательными для многих лиц. Поэтому существовала практика приема на должности «без жалованья, до освобождения вакации», «а когда оная будет, тогда его в штат включить»13. Это позволяло присмотреться к кандидату, сделать для него службу более привлекательной.

Помимо этого в период ярмарок допускалось принимать дополнительных людей на низшие должности (досмотрщиков, унтер-инспекторов и унтер-экеров) «без жалованья с оплатой от пошлин»14.

Таким образом, в первой четверти XVIII в. произошли важные качественные изменения в организации таможенной службы Российского государства, вступившего в стадию абсолютной монархии. Бюрократизация таможен ранее всего затронула таможенные учреждения, расположенные в морских портах и на границах, т.е. те таможни, которые были ориентированы на государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Хотя в России в это время еще повсеместно сохранялись внутренние таможни, укомплектовывавшиеся на

11 РГАДА. Ф. 19 (разряд XIX). Оп. 1. Д. 241. Л. 21-26 об.

12 РГИА. Ф. 138. Оп. 6. Д. 27. Л. 76-78, 239, 263.

13 РГИА. Ф. 138. Оп. 6. Д. 27. Л. 369.

14 РГИА. Ф. 138. Оп. 6. Д. 30. Л. 40 об.

основе государственной повинности, будущее таможенной службы было связано со штатным укомплектованием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Козлова Н.В. Российский абсолютизм и купечество в XVIII в. (20-60-е гг.). М.: Археограф. центр, 1999. 381 с.

2. О выбирании в обер-инспекторы из дворян, а в товарищи к оным из купечества: высочайшая резолюция на доклад Сената от 19 января 1722 г. // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собр. 1: 1649-1830 гг. В 8 т. СПб.: II отделение Собственной Его Императорско-

го Величества Канцелярии, 1830. Т. 6, № 3886. С. 597.

3. Полное собрание законов Российской империи. Т. 7, № 5113. С. 822; Т. 9, № 6669. С. 460-464; Т. 15, № 11 234. С. 688-690; № 11361. С. 828-833; Т. 20, № 14 850. С. 796800.

4. Таможенные книги Московского государства / под ред. А.И. Яковлева. В 3 т. Т. 3. Северный речной путь. Устюг Великий, Сольвычегодск, Тотьма в 1675-1680 гг. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. 888 с.

г Л

НОВЫЕ КНИГИ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОТИКОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ:

учеб. пособие / под ред. проф. Л.И. Романовой. - Владивосток: Изд. дом Дальневост. федерал. ун-та,

2012. - 147 с. - ISBN 978-5-905239-04-5.

Учебное пособие разработано в рамках краевой целевой программы «Приморье без наркотиков» коллективом авторов Центра по профилактике наркомании и деструктивных воздействий Дальневосточного федерального университета при финансовой поддержке администрации Приморского края.

В пособии семь тематических разделов-глав. В первой рассматриваются психофизиологические особенности подросткового возраста. Когнитивные и эмоционально-поведенческие реакции людей в пубертатном периоде играют особо значимую роль в развитии девиантного поведения. Вторая глава посвящена анализу страхов и тревог подростков, а также роли взрослых в преодолении кризиса подросткового возраста. Поскольку в период отрочества происходят как психологические, так и физиологические изменения, эгоцентрическое сознание начинает доминировать, а попытки взрослых избежать проявлений кризиса наталкиваются на протесты и отстаивание собственной независимости. Данная глава будет особенно интересна родителям. В следующей главе авторы логично переходят к проблеме распространения наркотиков в молодежной среде. Последовательно рассматриваются типы темпераментов, характерные особенности пове-

дения их представителей, мифы о наркотиках, распространившиеся в последнее время, и факторы, способствующие вероятному употреблению наркотических и психотропных веществ молодыми людьми. В главе «Психофизиологический механизм развития наркозависимости» в доступной форме объясняются виды и причины зависимости от наркотиков. Пятая глава, «Молодежные субкультуры и наркотики», рассматривая субкультуры как фактор, воздействующий на молодежь, уделяет внимание как позитивному, так и негативному влиянию некоторых субкультур на социальное поведение молодежи. Глава «Подросток и закон. Возраст привлечения к уголовной ответственности» раскрывает вопросы уголовной ответственности за наркопреступления, особенности назначения уголовного наказания для несовершеннолетних и пр. И, наконец, в заключительной главе рассматриваются особенности профилактики наркомании в молодежной среде. Обсуждаются достоинства и недостатки существующих профилактических мероприятий.

Учебное пособие представляет интерес для социологов, психологов, юристов, руководителей волонтерских групп, сотрудников правоохранительных органов, студентов юридических вузов, а также широкого круга читателей.

70

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 3 • 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.