Научная статья на тему 'Университеты Германии: от реформы Гумбольдта до Болонского процесса'

Университеты Германии: от реформы Гумбольдта до Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1746
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ ГУМБОЛЬДТА / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДОРТМУНДА / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / HUMBOLDT UNIVERSITY / FUNDAMENTAL PRINCIPLES OF HIGHER EDUCATION IN GERMANY / BACHELOR SCHOOL / MASTER SCHOOL / CURRICULUM / DORTMUND TECHNICAL UNIVERSITY / BOLOGNA PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочеткова Татьяна Олеговна, Носков Михаил Валерианович, Шершнева Виктория Анатольевна

В статье рассмотрены основные принципы университета Гумбольдта и организация системы высшего образования в современной Германии. Представлен Технический университет Дортмунда: история его создания как инновационного вуза, организация обучения, реформы в рамках Болонского процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочеткова Татьяна Олеговна, Носков Михаил Валерианович, Шершнева Виктория Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Universities of Germany: from Humboldt's reform up to the Bologna process

The basic principles of the Humboldt University and the structure of the higher education system in modern Germany are considered. The Technical University of Dortmund is presented, including its foundation as an innovation higher education institution, the structure of the education, the Bologna Process reforms, new educational programs for bachelor and master students training.

Текст научной работы на тему «Университеты Германии: от реформы Гумбольдта до Болонского процесса»

SEMENOVA YU. ACCESSIBILITY AND VALUE OF GETTING HIGHER EDUCATION: EXPERIENCE OF FINLAND

The article is devoted to the analysis of the contemporary condition of higher education system in Finland in terms of some crucial parameters for estimating the condition of higher education in general, in particular: accessibility and value of getting higher education in comparison with the other developed European countries.

Keywords: higher education system, accessibility of getting higher education, value of getting higher education, financing, grant system, index of gender parity.

Т.О. КОЧЕТКОВА, доцент М.В. НОСКОВ, профессор В.А. ШЕРШНЕВА, доцент Сибирский федеральный университет

Университеты Германии: от реформы Гумбольдта до Болонского процесса1

В статье рассмотрены основные принципы университета Гумбольдта и организация системы высшего образования в современной Германии. Представлен Технический университет Дортмунда: история его создания как инновационного вуза, организация обучения, реформы в рамках Болонского процесса.

Ключевые слова: университет Гумбольдта, фундаментальные принципы высшего образования Германии, образовательная программа, бакалавриат, магистратура, учебный план, Технический университет Дортмунда, Болонский процесс.

Процессы глобализации, стремительное развитие информационных технологий и коммуникационных систем, а также преобразования социального и экономического характера способствовали превращению общества индустриального производства в общество науки и информации. Важной составляющей в процессе формирования мирового интеллектуального климата является международная академическая мобильность. Это во многом объясняет, почему мировое сообщество активно ищет пути сближения подходов различных стран к организации систем образования и процессов обучения своих граждан, стремится определить параметры взаимного признания образовательных документов [1]. Одним из основных этапов сближения является изучение образовательных систем различных стран, выявление их особенностей, осмысление с позиций национальной специфики. На пороге перехода российской высшей школы на федеральные государственные образовательные стандарты, ре-

ализующие основные положения Болонского процесса, особенно важно использовать опыт участия в этом процессе ведущих европейскихстран.

В данной статье мы рассматриваем основные принципы и особенности организации современного высшего образования на примере Германии. Наш выбор именно этой страны обусловлен тем, что ее система высшего образования высокоэффективна и пользуется признанием во всём мире. Германия не обладает богатыми природными ресурсами, основой экономической стабильности для неё являются высококлассные специалисты. Именно поэтому сфере образования уделяется огромное внимание: постоянно увеличиваются ассигнования, открываются новые вузы, появляются новые направления подготовки, процесс обучения все больше ориентируется на работу по специальности.

Германия - страна старинных университетских традиций. Первые немецкие университеты были основаны ещё в средние

1 Статья подготовлена при поддержке АВЦ П РНП (код проекта 3.1.1/1954) и ФЦП НК (код проекта П2407).

века: Гейдельбергский - в 1386 г., Кёльнский - в 1388 г., университет Лейпцига - в 1409 г., университет Ростока - в 1419 г. Первыми студентами Гейдельберга был сочинен знаменитый студенческий гимн ‘^аи^еатш”. Именно в Германии к концу XIV в. произошло окончательное утверждение термина «университет », откуда он проник во Францию, Италию, Англию.

Первоначально университеты возникали на основе церковных школ и входили в систему духовного образования. Их задачи заключались в подготовке специалистов по философии, богословию, праву, медицине. В эпохуВозрождения гуманистические идеи постепенно распространялись по Европе. Под влиянием новых веяний университеты начали готовить студентов не только к церковной, но и к активной светской жизни. К началу XIX в. в Европе сформировались две основные модели университета: немецкая и французская.

Немецкая модель основывалась на идеях Вильгельма фон Гумбольдта, который убедил прусского короля основать в Берлине университет нового образца. Берлинский университет Фридриха Вильгельма, открытый в 1808 г., являлся действительно инновационным по сравнению с существующими университетами Германии. Фундаментальные принципы гумбольдтов-ского университета - это академическая свобода и единство исследования и преподавания. Исследование, по Гумбольдту, состоит в рефлексивном познании, сопровождающемся применением собственного разума и самостоятельной деятельности преподавателя-ученого [2]. В университете Гумбольдта в основу преподавания был положен принцип, который исключает передачу неизменного по своему существу знания, зафиксированного в работах авторитетов, т.е. не определенная истина, а лишь само исследование позволяет научиться науке. На основании этого принципа наука, наконец, вводится в сферу преподавания. В современной интерпретации это означает, что в обучении следует опираться не на иллюстративно-объяснитель-

ные, а исключительно на проблемные и исследовательские методы. Обучение в университете нового типа происходило, главным образом, в виде семинаров и лабораторных работ и предполагало непосредственное участие студентов в научных исследованиях.

Гумбольдтовский университет оставался в большей степени общим, нежели специализированным учебным заведением, рассматривался как центр «чистой» науки, не преследующей практических целей («познание стоит выше выгоды»). Однако этот идеал с течением времени всё меньше соответствовал требованиям стремительно развивающегося индустриального общества. В начале XX в. в Германии, наряду с медленно эволюционировавшими университетами, стали возникать высшие технические школы, призванные не только проводить исследования, но и развивать и преподавать технологическое знание.

Сегодня в Федеративной Республике Германия (ФРГ) насчитывается 333 высших учебных заведения (из них 95% являются государственными), в которых обучается около 2 млн. студентов. Частные вузы обязаны иметь государственную лицензию на преподавание.

Все немецкие вузы можно разделить на три типа:

1) университеты (Universitaten) и приравненные кним высшие школы (педагогические, медицинские, теологические, политические, бизнеса и управления, физкультуры и спорта);

2) специализированные высшие школы, или университеты прикладных наук (Fachhochschulen);

3) колледжи искусства, кинематографии и музыки (Kunst-, Film- und Musik-hochschulen) [3].

В университетах акцент делается на научную и исследовательскую деятельность; обучение дает не профессию, а научную квалификацию. После окончания университета можно продолжить образование в аспирантуре.

Специализированные высшие школы

возникли во второй половине XX в. на базе инженерных школ и готовят специалистов в области прикладных наук - социальных, естественных, технических. Главной целью специализированных высших школ является практическая подготовка учащихся к дальнейшей профессиональной деятельности, требующей умения правильно использовать научные знания.

С 1970-х гг. в федеральных землях Гессен и Северный Рейн-Вестфалия существуют высшие учебные заведения широкого профиля - так называемые общие университеты (Gesamthochschulen). Они сочетают как академические, так и прикладные программы обучения. Новинкой для Германии стал созданный в 1974 г. Заочный университет в Хагене.

Наше знакомство с системой высшего образования Германии началось в Техническом университете города Дортмунд (T echnische Universitat Dortmund). Университет располагается на западе Германии в федеральной земле Северный Рейн-Вестфа-лия. Исторически сложилось так, что в этих местах добывали уголь и плавили металл. Потом производство остановили, шахты и доменные печи закрыли или сделали из них музеи. В ответ на структурный кризис бывшего угольного и сталепромышленного региона в 1968 г. был основан университет, который в значительной степени расширил горизонты Дортмунда. Логистика, информационные технологии и микротехнологии стали волшебными словами, с которых начался отсчет новой эры в городе. На сегодняшний день Дортмунд лидирует в своей федеральной земле по количеству высокотехнологичных компаний - их в городе и окрестностях около 600.

Университет довольно быстро приобрел репутацию инновационного вуза. Его визитной карточкой являются факультеты естественных, инженерных и гуманитарных наук, а также единственный на всю Германию факультет статистики. Кроме того, университет предлагает широкий спектр программ подготовки учителей для немецких школ всех уровней и типов по различ-

ным дисциплинам: от математики до языков и изящных искусств. Сегодня в Техническом университете Дортмунда получают образование 24000 студентов, в том числе 3300 иностранных из более чем ста стран мира. Здесь работают 300 ученых и около 3000 технических и прочих сотрудников [4]. Как и все вузы ФРГ, университет Дортмунда является автономным образовательным учреждением.

Технический университет расположен на окраине города, однако от центрального вокзала Дортмунда до него можно добраться на электричке за 10 минут. Можно также воспользоваться существующей с 1984 г. надземной железной дорогой, по которой между северным и южным кампусами курсируют небесно-голубые вагончики. В непосредственной близости от университета раскинулся Технологический парк, на территории которого находятся более 280 фирм. Студенты получают от такого соседства огромную пользу - в компаниях Технологического парка они могут проходить практику, заниматься научными исследованиями и, возможно, в дальнейшем получить работу.

Университет Дортмунда соединяет академические традиции с практической ориентацией, давая гарантию высокого качества обучения и исследовательской работы. Поступая в университет, студент выбирает направление подготовки (специальность). В Германии нет государственных образовательных стандартов, и учебные планы обладают высокой степенью вариативности. Вуз предлагает набор лекций и семинаров, которые можно посетить, а студент сам решает, на какое занятие и к какому профессору он пойдет (при этом важнейшие условия и объемы образовательной программы определены в Академическом распорядке). Из-за того, что у каждого студента свое расписание, в университете отсутствует такое привычное нам понятие, как «группа». По каждой дисциплине состав слушателей разный. Что касается потоков, то они создаются не на весь срок обучения, а лишь на один семестр для изу-

чения конкретных учебных дисциплин. В университете Дортмунда, как и во всех вузах Германии, нет сессии: студент подает заявку на зачет или экзамен, когда подготовится.

Учебный год в Техническом университете Дортмунда подразделяется на два семестра длительностью по 15 недель каждый. Зимний семестр начинается в середине октября и заканчивается в феврале. Летний семестр продолжается с апреля по июль. В промежутках между семестрами студенты сдают зачеты и экзамены, проходят практику на фирмах, подрабатывают (иностранным студентам в Германии разрешается подрабатывать до 90 дней в году). Приступить к занятиям в университете можно не с началом курса, как в России, а с началом семестра.

Общепризнанным и неизменным по сей день пунктом политики немецкого государства в области высшего образования остаётся доступность вузов для всех молодых людей. До недавнего времени обучение в государственных университетах Г ер-мании было бесплатным. Однако после того как в январе 2005 г. Конституционный суд ФРГ разрешил федеральным землям самостоятельно решать вопрос о взимании платы за обучение, университеты в южных и западных землях установили плату в размере 300-500 евро за семестр. В федеральной земле Г ессен плата за обучение вводилась, но впоследствии была отменена, а в государственных вузах, расположенных на территории бывшей ГДР, обучение по-прежнему остается бесплатным.

В Техническом университете Дортмунда плата за обучение составляет 500 евро в семестр, полученные средства остаются в университете. Вместе с тем студенты имеют льготы на проезд в общественном транспорте, недорогое питание в студенческой столовой, скидки на посещение многих культурных и спортивных мероприятий.

Сегодня все немецкие вузы переживают эпоху перемен. Как известно, Германия вошла в число первых 29 европейских го-

сударств, подписавших 19 июня 1999 г. Болонскую декларацию, которая является поворотным пунктом в развитии высшей школы Европы. Целью Болонского процесса является создание европейского пространства высшего образования, открытого и привлекательного для других регионов мира. Реформирование высшей школы тесно связано со стремлением объединенной Европы укрепить свою экономическую конкурентоспособность под давлением глобализации [5].

Одним из важнейших направлений деятельности, общим для всех стран-участниц Болонского процесса, является введение двухуровневой системы высшего образования с присвоением степеней бакалавра (Bachelor) и магистра (Master). В Техническом университете Дортмунда переход на новую систему начался в 2007 г. С этого времени оценка академической успеваемости студентов происходит по Европейской системе перевода и накопления кредитов (ECTS - European Credit Transfer System). Один кредит равен 30 часам учебной нагрузки, а 30 кредитов соответствуют объёму учебной работы студента (с учетом всех ее составляющих) в течение одного семестра. Сегодня университет предлагает более 60 бакалаврских и магистерских программ по техническим, естественно-научным и гуманитарным направлениям, включая программы подготовки учителей различной квалификации.

Образовательные программы на степень бакалавра позволяют учащемуся в относительно короткий срок получить квалификацию, дающую право на профессиональную деятельность. Продолжительность обучения составляет, как правило, 6 семестров. По таким направлениям, как логистика, машиностроение, экономика в технических науках, химическая инженерия, биоинженерия, прикладное литературо- и культуроведение, прикладное языкознание, обучение длится 7 семестров; будущие бакалавры журналистики или дизайна учатся 8 семестров. Бакалавриат дает базовые знания по специальности, методические

навыки, а также широкую профессиональную ориентацию.

Обращает на себя внимание отсутствие в плане гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, обязательных во всех российских вузах. Однако тому есть объяснение: знания по предметам перечисленных циклов немецкий школьник получает в старших классах гимназии (с 11-го по 13-й). По окончании гимназического курса он сдает экзамены (АЫшг), которые засчитываются при поступлении в вузы Германии. Отметим, что выпускник российской школы имеет право поступить в немецкий университет, окончив один или два курса высшего учебного заведения в России по схожей специальности; причем в первом случае ему придется сдавать квалификационный экзамен или потратить год на учебу в колледже предву-зовской подготовки.

Другая особенность рассматриваемого учебного плана - наличие дополнительного направления подготовки. Дополнительное направление в университете Дортмунда обязательно для студентов, изучающих математику, физику, химию или прикладные науки, и выбирается ими по согласованию с руководством факультета. В частности, студент-математик в качестве дополнительного может выбрать одно из следующих направлений: строительная механика и статика, химия, электро- и информационная техника, информатика, физика, статистика, техническая механика или экономика. Обучение по двум направлениям повышает конкурентоспособность выпускника на рынке труда, создает хорошие предпосылки для его успешной самореализации в профессиональной деятельности.

Отдельного внимания заслуживает организация экзаменов в немецких университетах. Во-первых, экзамен по любому предмету можно сдавать не более трех раз. Если третья попытка окажется неудачной, то путь к диплому по выбранному направлению будет закрыт, причём в любом университете Г ермании. Студент может продолжить обучение, но уже по другой специ-

альности. Далее, экзамены бывают письменные и устные. Время и место проведения письменного экзамена сообщается заранее. В университете Дортмунда письменный экзамен длится 60-90 минут и содержит тестовые задания, а также задачи, которые надо решить. Работы проверяются целой группой преподавателей, после чего выставляется отметка. Если студент уличён в списывании, экзамен считается не-сданным. Устные экзамены гораздо короче - на них отводится 20-30 минут. Дату сдачи экзамена студент определяет сам, когда чувствует, что подготовился. На устном экзамене спрашивается весь материал по учебной дисциплине, причем времени на подготовку непосредственно перед ответом не предусмотрено. Помимо экзаменатора и студента, в аудитории присутствует технический работник, который ведет протокол экзамена. Общаясь с преподавателями и студентами университета Дортмунда, мы выяснили, что в тех случаях, когда студент сам выбирает форму экзамена, он предпочитает сдавать именно устный.

После получения диплома бакалавра можно продолжить обучение в магистратуре по схожемунаправлению. Такая магистратура называется в Германии последовательной (котек^гу) и длится от двух до четырех семестров. В документах Болонского процесса подчеркивается, что «возможность для бакалавров продолжить обучение на магистерском уровне гарантирована и определяется только академическими достижениями студентов » [6]. В магистерских программах акцент делается на более глубокую специализацию и научную работу.

Список курсов по выбору предлагается студенту факультетом, а перечень дополнительных направлений такой же, как в образовательной программе бакалавра. Отметим, что 4 кредита отводится на защиту магистерской работы.

Сегодня в системе высшего образования Германии, кроме последовательной, существуют еще два вида магистратуры: непоследовательная (шсМ котеки^у) и магистратура, повышающая квалификацию

^екегЫЫеЫе). Первая позволяет получить степень магистра в области, тематически не связанной с направлением бакалавриата, а вторая рассчитана на тех, кто уже имеет опыт работы по специальности.

Сегодня уже можно отметить как свершившийся факт переход немецких вузов на новые двухуровневые образовательные программы и внедрение системы кредитов для оценки успеваемости. Вместе с тем отношение к Болонскому процессу главных его участников неоднозначное.

Многие студенты жалуются на плотный, практически школьный график учебы, который, по их мнению, ущемляет дух свободы, традиционно присущий университетскому образованию. Они считают, что уба-калавров меньше возможностей свободно выбирать курсы, чем у их предшественни-ков-специалистов, а для проведения семестра по обмену или практики просто не остается времени. Другие же, напротив, настроены оптимистично и радуются перспективе после получения диплома бакалавра поступить в магистратуру другого вуза Германии или Европы.

Среди преподавателей также нет единого мнения относительно перехода на новую систему обучения. Сторонники модели Гумбольдта сетуют на ухудшение качества образования из-за ограничения академической свободы студентов и отмечают, что ввиду перекраивания учебных планов «на бакалаврский манер» и сокращения сроков обучения студенты получают «отфильтрованную» информацию. Понимая, что современное высшее образование не должно быть оторванным от потребностей практики, они считают, что новая система недостаточно развивает способности студентов мыслить самостоятельно.

Однако вне зависимости от оценок Болонского процесса со стороны университетов, профессоров и студентов сегодня он представляет собой рабочую среду для высшего образования в Европе и оказывает влияние на их выбор и их будущее. Болонский процесс уже набрал достаточный темп, и его нельзя игнорировать, к нему нужно приспосабливаться. Пусть переход на новую систему высшего образования идет не совсем гладко, немецкие вузы по-прежнему остаются привлекательными как для граждан самой Германии, так и для иностранцев, для учёных с мировым именем и начинающих исследователей. Сохраняя традиционную фундаментальность, доступность и открытость, высшая школа Германии становится более гибкой и старается откликаться на вызовы времени.

Литература

1. Белов В.А. Проблемы формирования и ре-

ализации концепции международной академической мобильности в России // Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. М.: РЕЦЭП, 2005.

2. Шнедельбах Г. Университет Гумбольдта //

Логос. 2002. № 5-6 (35).

3. Германская служба академических обме-

нов DAAD. и^: http://www.daad.ru

4. Официальный сайт Технического универ-

ситета Дортмунда. и^: http://www.tu-dortmund.de

5. Пурсиайнен К., Медведев С.А. Болонский

процесс, Россия и глобализация // Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. М.: РЕЦЭП, 2005.

6. Бадарч Д., Сазонов Б.А. Актуальные воп-

росы интернациональной гармонизации образовательных систем. М.: ТЕИС, 2007.

KOCHETKOVA T, NOSKOVM, SHERSHNEVA V. UNIVERSITIES OF GERMANY: FROM HUMBOLDT’S REFORM UP TO THE BOLOGNA PROCESS

The basic principles of the Humboldt University and the structure of the higher education system in modern Germany are considered. The Technical University of Dortmund is presented, including its foundation as an innovation higher education institution, the structure of the education, the Bologna Process reforms, new educational programs for Bachelor and Master Students Training.

Keywords: Humboldt University, Fundamental Principles of Higher Education in Germany, Bachelor School, Master School, Curriculum, Dortmund Technical University, Bologna Process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.