Научная статья на тему 'Университетское телевидение как средство формирования корпоративной культуры студенческой молодежи'

Университетское телевидение как средство формирования корпоративной культуры студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1219
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ СМИ / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CORPORATIVE MASS MEDIA / UNIVERSITY TELEVISION / INFORMATIONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Самотойлова Татьяна Евгеньевна, Семишова Евгения Петровна

Проанализирована роль университетского телевидения в формировании корпоративной культуры современной студенческой молодежи. Рассмотрены теоретические подходы к изучению университетских СМИ, особенности влияния телевидения как социального института на культуру студенчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Самотойлова Татьяна Евгеньевна, Семишова Евгения Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY TELEVISION AS MEANS OF FORMATION OF CORPORATION CULTURE OF STUDENT’S YOUTH

The role of students’ television in the development of students’ corporative culture is considered. The following aspects are discussed: theoretical approaches to the study of university mass media, the impact of characteristic features of television as a social institute on the development of students’ culture.

Текст научной работы на тему «Университетское телевидение как средство формирования корпоративной культуры студенческой молодежи»

UDC 070

MODERN SYSTEM OF REGIONAL MAGAZINES: PROBLEMS AND PERSPECTIVES (ON MATERIAL OF TAMBOV PUBLICATIONS ANALYSIS)

Ekaterina Anatolyevna ZVEREVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Philology, Associate Professor, Head of Journalism and Publishing Department, e-mail: Katya9_2001@mail.ru

Actuality of studying the Tambov magazines caused the increasing role of regional media and the need to identify the level of a typical situation in the information market of the Tambov region for the entire system of the all-Russian provincial press. To determine the key trends of the process of functioning of magazines the occupying key positions business magazines and publications such as leisure and entertainment are objectively analyzed. The conclusion of the current state and prospects of the Tambov magazine editions is made.

Key words: magazines; regional press; leisure and entertainment publications; business press.

УДК 621.397.13

УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© Татьяна Евгеньевна САМОТОЙЛОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, старший преподаватель кафедры журналистки и издательского дела, руководитель Научно-образовательной лаборатории студенческого телевидения, e-mail: t.samotoylova@mail.ru © Евгения Петровна СЕМИШОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат философских наук, доцент кафедры журналистики и издательского дома, начальник Управления медиа-коммуникаций, e-mail: esemishova@gmail.com

Проанализирована роль университетского телевидения в формировании корпоративной культуры современной студенческой молодежи. Рассмотрены теоретические подходы к изучению университетских СМИ, особенности влияния телевидения как социального института на культуру студенчества.

Ключевые слова: корпоративные СМИ; университетское телевидение; студенческая молодежь; информационное взаимодействие.

Сегодня корпоративное телевидение уверенно входит в системы корпоративных масс-медиа, действующих в различного типа организациях и компаниях. Данная тенденция актуальна и для высших учебных заведений. Действительно, в нашей стране практически каждый вуз стремится к организации собственного медиапространства. В частности, корпоративное телевидение сегодня функционирует во множестве столичных и региональных вузов [1; 2]. На примере Тамбовской области мы видим, что в университетах региона организованы и успешно развиваются собственные телевизионные площадки. В частности, в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина университете таковой является телестудия

«ТГУ-ТВ», действующая на базе научнообразовательной лаборатории университетского телевидения.

По данным за март 2010 г., университетское телевидение в том или ином варианте существовало в 31 университете России (из выступления директора Центра информационных технологий журфака СПбГУ Александра Васина на межвузовской конференции «СМИ в современном мире. Современные исследователи»).

«По типу вещания, - рассказывает

А. Васин, - большинство университетов (77 %) для трансляции используют интернет (ІР-ТУ). В других случаях (27 %) университетское телевидение выходит на региональных СМИ, например, один раз в неделю. И

25Q

часть учебных заведений (20 %) задействуют для вещания кабельное телевидение. Основной акцент любое университетское телевидение в России делает на информационные программы. В 23 % случаев выходят в эфир и художественные передачи. А вот познавательные создаются только в 17 % университетов» [3].

Если говорить о Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина, то передачи учебного телевидения «ТГУ-ТВ» выходят на региональном канале «Новый век». Также для трансляции программ параллельно используется сеть Интернет: официальный сайт вуза tsutmb.ru и страница группы «ТГУ-ТВ» в социальной сети «ВКонтакте». Основной акцент данное студенческое телевидение делает на информационные программы, выходят в эфир и научно-популярные и познавательные сюжеты. В перспективе - выход не только сюжетов, но и программ подобного характера.

Почему именно телевидению, относительно иных корпоративных СМИ, уделяется столь весомое внимание?

Ю. Чемякин выделяет следующие достоинства телевидения:

- удобство и легкость восприятия информации. В процессе восприятия задействованы как зрение, так и слух, поэтому информация лучше запоминается;

- широкие возможности использования различных визуальных и аудиальных средств выразительности;

- относительная оперативность (к примеру, телевидение Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина «ТГУ-ТВ» транслирует свои передачи раз в неделю);

- отсутствие затрат на бумагу, оплату услуг типографии.

К недостаткам телевидения ученый относит следующие качества:

- необходимость наличия телевизионной студии и достаточно дорогого оборудования;

- невозможность вернуться к информации для повторного ознакомления (сегодня этот пункт нивелируется за счет дублирования и размещения материалов в сети Интернет);

- просмотр телепередачи также требует находиться «в определенное время в опреде-

ленном месте» (данный пункт также нивелируется за счет дублирования и размещения информации в сети Интернет);

- отсутствие возможности глубокого анализа информации [4].

Однако несмотря на наличие разного рода несовершенств и недостатков, университетское телевидение живет и развивается. Причем оно явно выделяется среди иных видов и типов корпоративных средств массовой информации. И вот почему. Сегодня университетское телевидение - это не просто визитная карточка высшего учебного заведения, но и показатель его высокой информационной и технологической активности, социальной и культурной деятельности.

Согласимся с автором исследования университетского телевидения ТРК «ЮУрГУ-ТВ» Т.И. Сидоровой, которая отмечает, что «в силу своих имманентных свойств телевидение занимает значительное место в системе университетских корпоративных коммуникаций, «удельный вес» которых в деятельности вуза ощутимо возрастает на фоне усиления значения современного университета как субъекта информационного, образовательного, научного и культурного взаимодействия в условиях построения информационного общества, определяющего роль университета в качестве лидера в использовании потенциала коммуникационных инноваций» [5].

Действительно, в рамках университетского телевидения на первый план выходит задача создания в вузе гибкой компьютерной сети, обеспечивающей многопользовательский режим с хранением, обработкой и контролем видеоданных. Важной составляющей является интеграция с уже имеющимися информационными сетями: возможность видео-и аудиосвязи со структурными подразделениями высшего учебного заведения, внутренних трансляций, пользования медиатекой и цифровым архивом. Все это не только гарантирует занятость и загрузку оборудования во внеучебное время, но и - что немаловажно - формирует вокруг телестудии своеобразный центр студенческой активности. Отметим, что в Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина Научнообразовательная лаборатория студенческого телевидения постепенно становится подобным центром. Это подтверждается не только выпуском большого количества разнообраз-

ных программ и передач, но и численностью участников процесса создания видеопродукта, а также студенческой молодежи, для которой телестудия часто является местом проведения досуга.

И это неслучайно. Журналистика в том виде, в каком она существует сегодня, уже перестает удовлетворять потребностям общества. Возникает необходимость не только в потреблении, но и в производстве информации. То же относится и к университетской реальности. Одна из главных задач вузовского телевидения - это распространение знаний, а значит студенты-журналисты в своей деятельности выходят на этап создания новостей особого формата, поиска новых путей их фильтрации и преподнесения обществу. Именно поэтому важно оценить современное состояние университетского телевидения с точки зрения его социально-культурной роли, а также его роли в формировании не только общественного мнения о достижениях вуза, но и корпоративной культуры студенческой молодежи.

«Сегодня, - считает Т.И. Сидорова, -университетское телевидение становится одним из наиболее эффективных каналов формирования и трансляции корпоративной культуры, являющейся важнейшим фактором адаптации университета к трансформацион-

ным процессам в сфере высшего образования (присоединение к Болонской конвенции, образование сети федеральных и национальных исследовательских университетов, изменение механизмов финансирования вузов и др.), самоидентификации и устойчивого развития данной институции в новых реалиях» [5].

1. Герасимова С.А. Телевидение как средство формирования и управления общественным сознанием // Управленческое консультирование. 2007. № 2. С. 142-147.

2. Дегтяренко Д. Корпоративные издания в России // Среаа. 2002. № 8-9. С. 35-38.

3. Тульская А. В 31 российском университете есть свое телевидение // Информационный портал медиасообщества Северо-Западного региона Lenizdat.ru. № 26/5. URL: http:// www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1086672-0.html (дата обращения: 07.05.2013).

4. Чемякин Ю.В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности. Екатеринбург, 2006.

5. Сидорова Т.И. Университетское телевидение как инструмент формирования корпоративной культуры вуза: автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук. Екатеринбург, 2011.

Поступила в редакцию 19.Q5.2Q13 г.

UDC 621.397.13

UNIVERSITY TELEVISION AS MEANS OF FORMATION OF CORPORATION CULTURE OF STUDENT’S YOUTH

Tatyana Evgenyevna SAMOTOYLOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Senior Lecturer of Journalism and Publishing Department, Head of Scientific Educational Laboratory of Student’s Television, e-mail: t.samotoylova@mail.ru

Evgeniya Petrovna SEMISHOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Philosophy, Associate Professor of Journalism and Publishing Department, Head of Management of Mass-communications, e-mail: esemishova@gmail.com

The role of students’ television in the development of students’ corporative culture is considered. The following aspects are discussed: theoretical approaches to the study of university mass media, the impact of characteristic features of television as a social institute on the development of students’ culture.

Key words: corporative mass media; university television; informational interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.