Научная статья на тему 'Университет в структуре образовательно-производственного кластера'

Университет в структуре образовательно-производственного кластера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полутин С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университет в структуре образовательно-производственного кластера»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

В этом номере мы продолжаем публикацию материалов VI Международной научно-практической конференции «Интеграция региональных систем образования», прошедшей в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева в декабре 2008 г. Вниманию читателей предлагаются тезисы выступлений, посвященных проблемам интеграции системы образования и сообщества работодателей, преемственности образования, гражданского воспитания.

УНИВЕРСИТЕТ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КЛАСТЕРА

С. В. Полутин, проректор по учебной работе МГУ им. Н. П. Огарева, профессор

Как известно, принятые в 2007 г. федеральные законы предоставили объединениям работодателей право участвовать в разработке среднесрочного прогноза и мониторинге потребности экономики в профессиональных кадрах; включили в понятие системы образования в качестве ее составляющей объединения работодателей, являющихся основной заинтересованной стороной в подготовке квалифицированных кадров, что, в свою очередь, обусловило обязанность государственных органов привлекать объединения к участию в решении вопросов в сфере образования. Это создает новые возможности для укрепления сотрудничества между объединениями работодателей и системой профессионального образования.

В настоящее время перечень специальностей и профессий, по которым готовят молодых рабочих и специалистов, не отражает происшедших изменений на рынке труда и не в полной мере учитывает его емкости. Как следствие, часть выпускников получают специальности, уже не востребованные рынком труда. С другой стороны, нарастает дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов, связанный с соотношением уровней профессионального образования. Таким образом, следует констатировать двойной структурный дисбаланс спроса и предложения рабочих мест на рынке труда: по уровню образования (начальное, среднее, высшее профессиональное об-

разование) и в профессионально-квалификационном разрезе.

Наряду с этим отмечаются проблемы, связанные с дефицитом квалифицированных рабочих (особенно в высокотехнологичных и инновационных областях), низким престижем рабочих профессий, отсутствием партнерских отношений между системой профессионального образования и предприятиями, несоответствием учебно-материальной базы образовательных учреждений современным технологиям производства и др. Данные проблемы актуализируют разработку механизмов структурной перестройки профессионального образования Республики Мордовия. Анализ региональных образовательных ситуаций показывает, что многие регионы решают аналогичные проблемы путем структурирования профессионального образования в образовательно-производственные комплексы на основе интеграции имущественного, кадрового и интеллектуального потенциала учебных заведений разного уровня, предприятий региона в целях достижения высокой результативности подготовки кадров. Наиболее комплексный характер имеет кластерный подход к формированию системы профессионального образования.

Образовательно-производственные кластеры (комплексы) создаются по отраслевому признаку и объединяют, во-первых, соответствующие министерства, формирующие базу данных недоста-

№ 1, 2009

ющих кадров, во-вторых, предприятия, участвующие в финансировании обучения специалистов, и, в-третьих, учебные заведения.

Суть концепции образовательно-производственных кластеров заключается в том, что заказчиком и потребителем кадров рабочих и инженерных специальностей, которые готовятся учебными заведениями разного уровня, является предприятие. Среди всех предприятий-заказ-чиков определяются базовые. На их материальной базе проводится практика учащихся учреждений профессионального образования, интегрированная с реальным производственным процессом.

В Республике Мордовия в настоящее время складываются следующие отраслевые образовательно-производственные комплексы: «АПК», «Электротехника», «Машиностроение и материалообра-ботка», «Строительство и архитектура» и др. Перечисленные комплексы имеют различную методологическую основу формирования, отличаются по уровню развития и степени интеграции.

Рассмотрим пример реализации кластерного подхода.

Образовательно-производственный

комплекс «Электротехника»

Подготовку кадров для электротехнической промышленности в Мордовии ведут факультет электронной техники, Институт физики и химии (ИФХ) и Ко-вылкинский филиал МГУ им. Н. П. Огарева, Саранский колледж электроники, экономики и права им. А. И. Полежаева, Ковылкинский строительный колледж, Саранский электромеханический колледж, Саранское ПУ № 36 — ресурсный центр, Саранский ПЛ № 20. Базовыми предприятиями образовательно-производственного комплекса являются ОАО «Завод „Сарансккабель“» и ОАО «Электровыпрямитель».

ОАО «Завод „Сарансккабель“» активно сотрудничает с ИФХ. По индивидуальным и трехсторонним договорам на

I курс института принимаются студенты с оплатой 50:50 (50 % платят студенты и 50 % — завод). По окончании I курса студенты, сдавшие сессию на 4 и 5, освобождаются от оплаты, за них платит предприятие.

Заключив договоры, предприятие гарантирует студенту трудоустройство и выдает ему свидетельство о приеме на работу. С вузом оно согласовывает учебный план и специализации. В преподавании специализаций участвуют ведущие специалисты завода, подготовка ведется в зависимости от его потребностей.

Кроме того, ИФХ совместно с ОАО «Саранский телевизионный завод» создана базовая кафедра «Радиотехника» в рамках генерального соглашения о сотрудничестве с ОАО «Концерн „Радиотехнические и информационные систе-мы“» (г. Москва).

С целью интеграции интеллектуального потенциала Республики Мордовия, совершенствования ее образовательной системы и обеспечения практической возможности совместного приложения творческих, научно-педагогических и материально-финансовых ресурсов, направленных на повышение качества и развития системы многоуровневой подготовки специалистов, между факультетом электронной техники МГУ им. Н. П. Огарева и Саранским колледжем электроники, экономики и права заключен Договор о научно-методическом сотрудничестве на 2005—2010 гг. В рамках этого договора анализируются современное состояние и тенденции развития российской и мировой электроники, мик-ро- и наноэлектроники, вычислительной техники с целью использования результатов анализа в учебном процессе, организовываются семинары по общенаучным и общепрофессиональным дисциплинам. Факультет оказывает содействие в организации стажировки преподавателей ссуза. Вузовские преподаватели привлекаются для проведения занятий, участвуют в аттестации студентов колледжа, одновременно выявляя наиболее спо-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

собных и подготовленных к обучению в университете. Ежегодно по результатам собеседования факультет принимает для обучения на госбюджетной основе по сокращенной программе 10—12 выпускников колледжа, получивших дипломы с отличием и рекомендованных педагогическим советом колледжа.

Опыт взаимодействия образовательных учреждений и предприятий (организаций) делает очевидной необходимость интеграции наиболее работоспособных и эффективных образовательных ресурсов, которые должны решать задачи подготовки высококвалифицированных, востребованных и конкурентоспособных кадров. Главным фактором повышения качества подготовки специалистов должна стать глубокая структурная и программная интеграция образования, науки и производства, которая наиболее эффективно реализуется в инновационных научно-образовательно-производственных комплексах разного уровня.

Одним из путей устранения несоответствия между спросом и предложением на региональном рынке труда и образовательных услуг, повышения качества профессионального образования, социальной активности объединений работодателей, которые должны сыграть значительную роль в создании адресной системы профессионального образования, может стать создание межведомственного совета при Правительстве РМ в составе представителей Министерства образования РМ, Совета ректоров РМ и Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей РМ». Данный совет призван решить следующие задачи:

1) разработать нормативно-правовую базу создания образовательно-производственных комплексов (кластеров);

2) сформировать потребность в кадрах специалистов (бакалавров и магистров) в разрезе профессий и по годам до 2015 г. на основе анализа контингента работников предприятий, достигших пенсионного возраста, миграционных про-

цессов и перспектив социально-экономического развития;

3) сформировать уточненный перечень учебных заведений и предприятий, взаимодействующих в условиях одного образовательного кластера;

4) разработать программу специализированных курсов для аграрных и инженерных специальностей (направлений) и определить стоимость обучения для коммерческого заказа;

5) подготовить предложения по оптимизации перечня специальностей в образовательных заведениях;

6) обеспечить реструктуризацию профессиональных профилей подготовки и переход на новые профили с учетом потребностей рынка труда Республики Мордовия;

7) осуществлять совместные исследования и мониторинг регионального рынка труда для определения потребностей региональной экономики в квалифицированных кадрах;

8) разработать адекватные потребностям рынка труда и региональной экономики целевые образовательные программы подготовки бакалавров, магистров и специалистов, новый перечень направлений подготовки (специальностей) в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе компетентностного подхода;

9) разработать образовательные программы послевузовской профессиональной подготовки магистров и специалистов через систему повышения квалификации, целевые магистратуру, аспирантуру и докторантуру;

10) определить места проведения ознакомительных, производственных и преддипломных практик студентов на материально-технической базе работодателей;

11) разработать региональную систему общественно-профессиональной аттестации образовательных профессиональных программ, реализуемых в региональных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

№ 1, 2009

12) обеспечить условия, в том числе материально-технические, для реализации инновационной образовательной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования;

13) создать в 2009 г. Республиканский фонд поддержки одаренных студентов и лучших преподавателей в сфере высшего профессионального образования.

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ «ВУЗ — ПРЕДПРИЯТИЯ»

Ю. В. Мананникова, заместитель декана факультета инновационные технологий обучения Пензенского государственного университета, доцент

Проблема социально-профессиональной мобильности молодежи, включения ее в трудовую сферу жизнедеятельности имеет сегодня центральный характер, поскольку именно эта социальная группа будет определять качество человеческого потенциала России в ближайшем будущем.

В современных условиях все более актуальными становятся вопросы трудоустройства выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Ситуация на современном российском рынке труда отличается «всплеском» новых, перспективных и востребованных специальностей и, казалось бы, проблема трудоустройства молодых специалистов здесь неуместна. Однако выпускники, выходящие на рынок труда после окончания ПТУ, лицеев, техникумов и колледжей, неизбежно сталкиваются с различными сложностями, в чем можно убедиться на примере факультета инновационных технологий обучения Пензенского государственного университета (ФИТО ПГУ), работающего в рамках интегрированной системы «вуз — предприятия».

ФИТО ПГУ решает задачи обеспечения предприятий квалифицированными кадрами, трудоустройства выпускников

ПТУ, техникумов и колледжей и дальнейшего их обучения в университете. Факультет предназначен для молодых людей, которые уже определились в жизни, работают (или готовы работать) по специальности, полученной в системе среднего или начального профессионального образования, и желают повысить свою квалификацию.

ФИТО успешно сотрудничает более чем с 20 кафедрами университета, в числе его социальных партнеров — около 30 предприятий. В 2008/09 учебном году на ФИТО осуществляется подготовка по следующим специальностям:

030501 — юриспруденция;

032401 — реклама;

080504 — государственное и муниципальное управление;

080505 — управление персоналом;

100101а — автосервис;

10 0101э — сервис автомобильной электроники;

100101ф— сервис на предприятиях нефтегазового комплекса;

150202 — оборудование и технология сварочного производства;

151001 — технология машиностроения;

151002 — металлообрабатывающие станки и комплексы;

190201 — автомобиле- и тракторостроение;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.