Научная статья на тему 'Университет – интеллектуальная платформа инновационного развития Северо-Востока России'

Университет – интеллектуальная платформа инновационного развития Северо-Востока России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Евгения Исаевна

Становление современного университета, отвечающего мировым стандартам, длительный процесс, требующий укрепления, усиления, обновления, поддержки и развития кадрового потенциала, создания адекватной инфраструктуры и формирования эффективной организационной структуры университета. Стратегическая цель СВФУ – к 2020 году стать признанным на российском и международном уровнях современным научно-образовательным и культурным центром Северо-Востока России с развитой инновационной, научно-образовательной и социально-культурной инфраструктурой, осуществляющим качественную подготовку высококвалифицированных кадров, способных обеспечить разработку наукоемких технологий и модернизацию отраслей экономики и социальной сферы региона. В 2010-2012 гг. университет динамично развивался по всем основным направлениям. Мы решили основную задачу первого этапа становления и развития СВФУ создание системы стратегического планирования и мониторинга научного и образовательного процесса, переход на уровневое образование как основы динамического развития университета и формирования на его базе ведущего научно-образовательного и консалтингового центра Северо-востока России. Впереди много работы. Говорят, чтобы создать лучшее будущее, надо его вообразить и сотворить. Думаю, мы сможем. Ведь у нас столько друзей и помощников, добровольных советников и консультантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Евгения Исаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The University – An Intellectual Foundation for Innovative Development of North-Eastern Russia

The rector of North-Eastern Federal University discusses university’s development objectives and the university role in the region. Establishing a modern world-class university is a long and comprehensive process which requires strengthening human resources capabilities, developing an adequate infrastructure and effective university management. The strategic goal of North-Eastern Federal University in Yakutsk is to become an acknowledged scientific and cultural centre of the North-Eastern Russia. The university objectives include educating and training highly qualified human resources that will modernize economy and enhance social development of the region. To achieve this ambitious goal and stimulate further development the university established the system of strategic planning and monitoring and launched new education programmes.

Текст научной работы на тему «Университет – интеллектуальная платформа инновационного развития Северо-Востока России»

Третья роль университетов

Университет - интеллектуальная платформа инновационного развития Северо-Востока России

Е.И. Михайлова

Михайлова Евгения Исаевна — член-корреспондент Российской академии образования (РАО), д.пед.н., к.псих.н., ректор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова; E-mail: rector-svfu@ysu.ru

Становление современного университета, отвечающего мировым стандартам, — длительный процесс, требующий укрепления, усиления, обновления, поддержки и развития кадрового потенциала, создания адекватной инфраструктуры и формирования эффективной организационной структуры университета.

Стратегическая цель СВФУ — к 2020 г. стать признанным на российском и международном уровнях современным научно-образовательным и культурным центром Северо-Востока России с развитой инновационной, научно-образовательной и социально-культурной инфраструктурой, осуществляющим качественную подготовку высококвалифицированных кадров, способных обеспечить разработку наукоемких технологий и модернизацию отраслей экономики и социальной сферы региона.

В 2010—2012 гг. университет динамично развивался по всем основным направлениям. Была решена основная задача первого этапа становления и развития СВФУ— создание системы стратегического планирования и мониторинга научного и образовательного процесса, переход на уровневое образование как основу динамичного развития университета и формирование на его базе ведущего научно-образовательного и консалтингового центра Северо-Востока России.

Ключевые слова: университет, инновационное развитие, регион, Северо-Восточный федеральный университет.

Key words: university, innovation development region, North-Eastern Federal University in Yakutsk.

Предпосылки развития университета

В настоящее время складываются необходимые условия для трансформации СВФУ в университет мирового уровня. В истории становления и развития СВФУ можно выделить три этапа:

1934 г. — создание Якутского педагогического института; 1956 г. — создание Якутского государственного университета; 2010 г. — создание Северо-Восточного федерального университета. Каждый этап имеет свои особенности, соразмерные с историей развития республики и всей страны, но одно не подлежит сомнению — с поставленной государством задачей подготовки кадров для отраслей экономики университет справляется достойно.

Сегодня вуз динамично развивается по многим направлениям. В числе главных результатов первого этапа реализации программы развития СВФУ можно выделить следующие.

Внедрение новых образовательных программ, расширение перечня направлений подготовки (специальностей), реформирование учебных планов. Осуществлен переход на уровневое образование, расширяется спектр магистерских программ.

Активное развитие образовательной структуры, рост филиальной сети, создание 38 новых научно-учебных лабораторий, расширяется доступ к образовательным программам для студентов из других регионов. Сегодня научно-образовательная деятельность университета охватывает более четверти территории России, здесь учатся студенты из 27 российских регионов и 16 стран дальнего зарубежья.

Изменение состава студентов. Формирующийся имидж университета как федерального привел к тому, что в СВФУ стремятся поступить наиболее подготовленные абитуриенты. Существенно вырос средний балл ЕГЭ студентов, принятых на обучение.

Повышение востребованности выпускников на региональном рынке труда. Высокий уровень профессиональной подготовки выпускников СВФУ подтверждается их успешным трудоустройством.

Тесное взаимодействие с ведущими отечественными и зарубежными университетами, внедрение международных образовательных программ. Главным результатом сотрудничества стала реализация совместных образовательных программ и научно-исследовательских проектов.

Развитие довузовского образования школьников, рост влияния на школьное сообщество. Формируется система сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями ДВФО, создана ассоциация «Северо-Восточный университетский образовательный округ», объединяющая 56 ведущих образовательных учреждений Магаданской области, Камчатского края, Чукотского автономного округа и Республики Саха (Якутия). Например, недавно проведенный День открытых дверей (21 октября 2012 г.) собрал 2168 человек, в том числе 1783 школьника.

Развитие последипломного уровня образования, формирование системы дополнительного профессионального образования. Только за 2011 г. на базе университета повышение квалификации и профессиональную переподготовку прошли 5455 специалистов разных областей, что в 5 раз больше, чем в 2010 г.

Расширение спектра научных исследований. В настоящее время исследования проводятся по 17 научным направлениям, работает 21 научная школа. Действует семь докторских (по восьми профилям) и четыре кандидатских диссертационных совета (по пяти профилям) по 68 специальностям, из них три — в докторских советах. Один пример: объем финансирования на одного НПР в 2011 г. составил 210,4 тыс. руб. в год, что выше показателей 2009 г. в 3,2 раза. Подписан договор с Якутским научным центром Сибирского отделения РАН, принят план его реализации.

Укрепление связей с промышленными предприятиями, организациями, учреждениями. Проводится совместная работа в области образования и научно-исследовательской деятельности с 42 иностранными партнерами. В 2011 г. подписано 13 соглашений с зарубежными организациями и учебными заведениями (в 2010 г. — восемь).

Активизация инновационной деятельности. Создается университетский пояс малых инновационных предприятий (МИП). Создан Арктический инновационный центр и начали работу 19 МИПов, в создание и развитие которых университет вложил более 250 млн руб.

Активное распространение результатов научной и образовательной деятельности университета, включая проведение всероссийских и международных научных и научно-практических конференций и семинаров, подготовку и издание учебников и учебных пособий.

Формирование системы охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности, что способствует активизации творческой деятельности изобретателей, коммерческого использования объектов авторского права, возрождению институтов патентоведения и других неотъемлемых частей инновационной стратегии развития научно-образовательного сектора (2010 г. — 0 патентов, 2011 г. — 57).

Массовое повышение профессионального уровня научно-педагогических работников. За два года из 1363 основных ППС курсы повышения квалификации прошли 739 (54%). Обучение на курсах компьютерной грамотности прошли 358 преподавателей (26,3%), на языковых курсах — 401 преподаватель (29,4%). 64% НПР имеют ученую степень. Введены должности профессора- и доцента-исследователя, профессора-наставника. Увеличилось количество аспирантов, которые завершают обучение успешной защитой диссертации.

Рост финансово-экономических возможностей устойчивого развития университета и свободы в осуществлении профессиональной деятельности. Получение статуса федерального государственного учреждения в форме автономного дало возможность получения бюджетного финансирования в форме субсидий на открытый расчетный счет в кредитных учреждениях и самостоятельного формирования собственного бюджета. Создан эндаумент — целевой фонд развития университета.

Рост объема капиталовложений в инфраструктуру объектов университета к 2011 г. по сравнению с 2010 г. Общая площадь помещений за 2011 г. увеличилась на 2,5 тыс. кв. м (здание медицинского института), кроме того, 9,5 тыс. кв. м в здании Алмазэргиэнбанка, в том числе 6,5 тыс. кв. м отданы безвозмездно правительством Республики Саха (Якутия). Отремонтированная в 2011 г. площадь составила 61,3 тыс. кв. м стоимостью 460 млн руб. — это новые лабораторные аудитории, спальные корпуса и спортивные объекты. Начато строительство общежития на 941 место, ведется строительство жилых домов для преподавателей и сотрудников СВФУ.

11 мая 2011 г. правительством Республики Саха (Якутия) принят план действий на 2011—2019 гг. по развитию инфраструктуры университета, в том числе планируется возведение и запуск объектов капитального строительства. В настоящее время ведется строительство учебно-лабораторного корпуса Мирнинского политехнического института стоимостью 1,3 млрд руб. Ежегодно правительство республики формирует государственный заказ на подготовку специалистов для приоритетных направлений развития экономики (всего 500 человек).

Миссия СВФУ

В 2010 г. миссия Северо-Восточного федерального университета определена как взращивание конкурентоспособных специалистов на основе создания инновационных образовательных программ и их реализации, консолидации научных и образовательных ресурсов, генерации знаний и инноваций, создание условий для технологического прорыва в экономике и социокультурного развития населения Северо-Востока России.

Решение стратегических задач развития региона на 2012—2014 гг. предполагает принятие мер по становлению университета как одного из лидеров российского образования: проведение исследований и инновационных разработок общероссийского

и мирового уровней. Предстоит сформировать обновленную миссию современного трансформирующегося университета. Идея современного университета должна отражать осознание каждым студентом необходимости развития собственных сил, обучение умению определять собственную образовательную траекторию в соответствии с меняющейся жизненной и профессиональной ситуацией.

К приоритетным задачам развития университета сегодня относятся:

— расширение коммуникационного пространства и поддержка открытого диалога, вовлечение в него новых участников и обеспечение их навыками критического мышления и коммуникационных практик;

— создание условий для эффективной и плодотворной деятельности научно-педагогического коллектива, поддержка существующих и складывающихся научных школ, развитие междисциплинарных исследований, ориентация в оценке их деятельности на мировые стандарты;

— формирование социальных установок у студентов, обеспечивающих готовность к новаторству, поиску новых нестандартных решений в неопределенных ситуациях.

Миссия современного университета — это ответ на необходимость выживать в условиях быстрых перемен, всевозрастающей прагматики, распространения на все сферы жизни человека правил рынка, стремительной социальной дифференциации и фрагментации общества, поиск своего особого места в ряду других учебных заведений.

Миссия СВФУ до 2020 г. заключается в выполнении имеющих глобальное значение научных исследований местной и региональной направленности, предоставлении высшего образования и распространении научной информации о северных, северо-восточных, арктических территориях. СВФУ постоянно поддерживает диалог с коренными народами, местным населением и заинтересованной общественностью региональных уровней. Университет будет участвовать в выполнении международных и мультидисциплинарных научных исследований, поддерживая в то же время стандарты качества каждой отдельной дисциплины на высочайшем уровне.

Деятельность СВФУ направлена на повышение уровня осведомленности населения на основе достоверной научной информации в целях поддержки устойчивого развития и охраны окружающей среды, поддержания социального, культурного и биологического разнообразия северных, северо-восточных и арктических регионов Российской Федерации.

Направления трансформации СВФУ

Университет - лидер высшего профессионального образования

Одним из индикаторов конкурентоспособности университета на мировом рынке образовательных услуг является удельный вес студентов, обучающихся по образовательным программам магистратуры. Сегодня в СВФУ этот показатель составляет 1,6% от общего числа студентов. В ведущих зарубежных университетах данный показатель достаточно высок — 35—65% от числа обучающихся. Необходимо повысить число обучающихся по программам магистратуры до 30% от общей численности студентов.

К 2020 г. все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информаци-

онных технологий. Университет будет гарантом качественного высшего профессионального образования.

Необходимо кардинально изменить процесс подготовки студентов, т.е. осуществить переход от лекционно-семинарской модели преподавания к активным методам обучения, таким как тренинги, деловые игры и имитационные модели. Также необходимо втрое увеличить количество часов изучения английского языка на 1-2-м курсах. Все выпускники должны овладеть современными информационными и управленческими технологиями. Вуз должен разработать собственные критерии оценки качества образования студентов.

Университет - научный центр

Лучшие представители СВФУ никогда не прекращали заниматься исследовательской деятельностью, однако необходимо подтянуть и остальных. В связи с этим необходимо принять ряд системообразующих мер.

Одним из перспективных направлений является привлечение ведущих ученых из Москвы, Красноярска, Новосибирска, Сеула и Пусана, которые будут создавать исследовательские лаборатории международного уровня, достигнут значимых научных результатов и подготовят высококлассных специалистов. Конкурс состоялся, выбраны П.Н. Вабишевич, доктор физико-математических наук, профессор Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, И.С. Зульфугаров, профессор Пусан-ского Национального университета, Хо Чо Джин, выпускник Стэнфордского университета, профессор университета Муонжи, Южная Корея.

Университет - инновационный центр

СВФУ стремится стать современным научно-технологическим комплексом по разработке и коммерциализации новых технологий, центром с инновационной средой для генерирования знаний, идей и инициатив. В рамках деятельности АИЦ будет создана молодежная школа «Практика инкубирования: от идеи к наукоемкому бизнесу», обучающая всем этапам развития проектов: поиску финансирования, взаимоотношениям с инвесторами, работе инкубаторов. Преподаватели СВФУ будут работать экспертами при проведении технологического аудита на предприятиях и учреждениях республики и региона.

Университет - центр культуры

Содействие культурному и языковому разнообразию в информационном обществе, киберпространстве должно стать обязательством университета. Мы создали международный центр многоязычия, потому что считаем, что в открывающую огромные возможности эпоху информационных технологий и коммуникаций языки могут стать инструментом сохранения и развития большей части культурного наследия народов Северо-Востока страны. Создан центр правовых исследований, осуществляющий системную работу по защите прав коренных малочисленных народов Севера и внедряющий новые формы правового консультирования населения. Он станет ведущей экспертной организацией по вопросам устойчивого развития, экологического законодательства.

Киберуниверситет

Современные учебные заведения, имеющие в своих структурах киберуниверси-теты, цифровые и электронные университеты, используя сетевые технологии, обеспечивают возможность получения высшего образования без повседневного посещения студентом самого университета. СВФУ с учетом опыта ведущих университетов Европы и Азии реализует проект по созданию киберуниверситета.

Университет - центр круглогодичного обучения взрослых

Следующая тенденция развития — продолжающееся или непрерывное образование, и в особенности профессиональное развитие уже работающих специалистов. Ведущие страны Евросоюза смогли обеспечить массовое участие взрослого населения в программах обучения и тренингах или устойчивую положительную динамику в этой сфере. Учитывая, что данный сегмент образовательного рынка в перспективе будет наиболее заинтересован в продолжении своего развития, необходимо расширить спектр программ непрерывного образования (обучения на протяжении всей жизни — life-long learning), разработать и реализовать специфические программы для людей разных возрастов.

Мы должны добиться того, чтобы каждая организация, каждое предприятие в республике стали обучающимися учреждениями.

Университет - центр международного сотрудничества

СВФУ должен стать активным участником международного и межрегионального сотрудничества, реализующим совместные образовательные и научные программы. 9 октября 2012 г. состоялось открытие Международной междисциплинарной научной школы. Ее директором стал приглашенный из Южной Кореи профессор Ан. Программа школы нацелена на поддержку одаренных студентов, аспирантов, молодых ученых СВФУ, содействие их интеграции в международный процесс образования и научной деятельности, развитие академической мобильности для решения научных и профессиональных задач. Разработаны три модуля: «Якутия. Региональные исследования. География и культура», «Инновации. Теория и практика», «Человеческое измерение». Международное сотрудничество предполагает внедрение ряда проектов, разработку и внедрение совместных научно-исследовательских проектов с учеными из университетов Южной Кореи и Кембриджского университета.

Университет - ведущий экспертный центр

Университет должен стать центром изучения основных тенденций и приоритетов социально-экономического развития Северо-Востока России. Например, СВФУ совместно с Сибирским федеральным университетом проводит форсайт-исследование народов Республики Саха (Якутия) как следующий шаг после создания Схемы размещения производительных сил, энергетики и транспорта республики до 2020 г.

По итогам этой научно-исследовательской работы мы хотим определить возможные варианты будущего народов республики на основе экспертных оценок развития социально-экономической сферы с применением методики долгосрочного прогнозирования развития региона.

Университет - центр карьеры выпускников СВФУ

Университет несет ответственность перед обществом и государством за каждого выпускника, за его знания и поведение, содействует трудоустройству выпускников. Подготовка востребованных кадров является одной из основных задач модернизации высшего образования. Главная цель деятельности университетов — обеспечить качественный прорыв в экономиках регионов присутствия. Деятельность СВФУ должна быть значима для всего региона. Так, например, студенты-строители строят дома для сельских жителей, студенты-транспортники помогают оптимизировать схему дорожного движения. Усилиями студентов юридического факультета создана юридическая клиника бесплатной помощи населению. Студенты-математики и будущие педагоги бесплатно обучают население компьютерной грамоте. Студенты-медики бесплатно оказывают стоматологические услуги и т.д.

Работают на республику и инфраструктурные объекты СВФУ: бассейн, спортивные залы, общежития, лекционные залы, культурный центр, научная библиотека.

Сам кампус становится украшением Якутска.

Задача по превращению города присутствия университета в полноценную столицу региона, поставленная президентом Российской Федерации, которая станет центром притяжения молодежи не только со всего округа, но и из-за рубежа, начнет воплощаться через стратегию развития Якутска до 2030 г. Ее разработку город доверил университету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.