Научная статья на тему 'Университет готовит успешный старт в карьере'

Университет готовит успешный старт в карьере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА / СИСТЕМА СОТРУДНИЧЕСТВА С РАБОТОДАТЕЛЯМИ / GRADUATES’ EMPLOYMENT / HIGHER EDUCATION IN AGRICULTURE / CARRIER GUIDANCE / PROFESSIONAL COMPETENCES / COOPERATION WITH EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипкин Валентин Сергеевич, Тунина Нелли Александровна

В статье освещены проблемы трудоустройства выпускников аграрных вузов и представлен положительный опыт работы Ставропольского государственного аграрного университета ведущего аграрного вуза страны. Важные шаги в этом направлении: организация профориентационной работы по специальностям, прохождение практик студентами, современная материально-техническая база, проведение встреч с потенциальными работодателями в различных формах, сотрудничество с органами исполнительной власти Ставропольского края, поддержание связей с выпускниками вуза прошлых лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипкин Валентин Сергеевич, Тунина Нелли Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CAREER GUIDANCE AT THE UNIVERSITY

The article covers the problem of agricultural universitygraduates employment and describesa positive experience ofthe leading Russian agricultural university the Stavropol State Agricultural University in this sphere. Some important steps are the following: the organization of career guidance according to the specialization, arrangements for students’ working practice, modern material and technical base, meetings with potential employers, cooperationwith the Executive Authorities of the Stavropol region and with former graduates of the University.

Текст научной работы на тему «Университет готовит успешный старт в карьере»

Юбилей

99

УНИВЕРСИТЕТ ГОТОВИТ УСПЕШНЫЙ СТАРТ В КАРЬЕРЕ

СКРИПКИН Валентин Сергеевич - канд. ветеринар. наук, доцент, руководитель центра управления учебным процессом, Ставропольский государственный аграрный университет. E-mail: skripkinvs@mail.ru

ТУНИНА Нелли Александровна -канд. юрид. наук, доцент, начальникотдела организации и контроля учебного процесса, Ставропольский государственный аграрный университет. E-mail: tuninana0803@mail.ru

Аннотация. В статье освещены проблемы трудоустройства выпускников аграрных вузов и представлен положительный опыт работы Ставропольского государственного аграрного университета - ведущего аграрного вуза страны. Важные шаги в этом направлении: организация профориентационной работы по специальностям, прохождение практик студентами, современная материально-техническая база, проведение встреч с потенциальными работодателями в различных формах, сотрудничество с органами исполнительной власти Ставропольского края, поддержание связей с выпускниками вуза прошлых лет.

Ключевые слова: аграрный университет, трудоустройство выпускников, агропромышленный комплекс, профориентационная работа, дополнительное профессиональное образование, компетенции выпускника, система сотрудничества с работодателями

В настоящее время в нашей стране пристальное внимание уделяется вопросам занятости студентов и трудоустройства выпускников. Не случайно в ежегодном мониторинге эффективности образовательных организаций высшего образования имеется показатель «Трудоустройство ».

Как известно, расчет данного показателя в мониторинге вузов 2015 г. изменился. Раньше данные по трудоустройству выпускников шли из служб занятости: если выпускник зарегистрирован на бирже труда, значит, ищет работу, а все остальные, по умолчанию, ее имеют. Теперь показатель рассчитывается, исходя из сведений Федерального реестра сведений о документах об образовании и о квалификации из Пенсионного фонда: если работодатели отчисляют взносы, значит, выпускник нашел работу после окончания вуза. По словам заместителя министра науки и образования Александра Климова, новая методика «позволит существенно, на несколько порядков, уточнить оценку реального трудоустройства».

Добиться высоких показателей трудоустройства выпускников - одна из приоритетных задач Ставропольского ГАУ. Именно через призму трудоустройства можно

100

Высшее образование в России • № 7, 2015

оценить качество реализации образовательных стандартов и, как следствие, - качество подготовки кадров. На данный показатель оказывают влияние как внешние, не зависящие от деятельности вуза обстоятельства, так и организация работы по содействию трудоустройству выпускников внутри вуза.

Проблема трудоустройства выпускников аграрных вузов всегда была и остается актуальной. Тяжелые условия труда, сельский образ жизни никогда не прельщали молодых людей, но состояние сельского хозяйства в стране, где потенциал его развития огромен, диктует иные условия. На сегодняшний день проблема дефицита кадров в сельском хозяйстве стоит достаточно остро. Молодые специалисты-аграрии, обладающие современными знаниями, необходимы сельскому хозяйству. Найти выход из сложившейся ситуации можно только совместными усилиями органов исполнительной власти и образовательных организаций. Они должны быть направлены на информирование студентов о реальном состоянии агропромышленного комплекса региона, социально-экономических запросах села, федеральных и региональных программах развития сельской местности и сельского хозяйства, о потребности в кадрах - как в ходе образовательного процесса, так и через организационную работу по содействию трудоустройству выпускников.

С учетом современных требований, предъявляемых к организациям высшего образования по вопросам трудоустройства выпускников, а также мнений работодателей о молодом специалисте и желания выпускников трудоустроиться по полученной в вузе специальности, в Ставропольском государственном аграрном университете сформировался комплексный подход к решению вопросов их трудоустройства. Данный подход реализуется через ряд органично встроенных в учебный процесс мероприятий по содействию трудоустройству выпускников. Для координации работы и

достижения высоких показателей в этой сфере в университете функционирует Центр содействия трудоустройству выпускников (далее - ЦСТВ).

Совместно с факультетами ЦСТВ проводит целенаправленную работупо вопросам профориентации студентов по избранной специальности, ознакомления с тенденциями развития экономики и общества на современном этапе развития, по информированию студентов и выпускников о современном состоянии рынка труда, организации и проведения практического обучения студентов, ведению адаптационных и консультационных мероприятий для желающих трудоустроиться.

Если говорить о взаимоотношениях СтГАУ и работодателей в области трудоустройства выпускников, то по результатам проведенного университетом анкетирования работодателей можно сделать ряд заключений. Для работодателя важно, чтобы молодой специалист прежде всего обладал потенциалом личностных качеств и компетенций, а уже потом имел хорошую профессиональную подготовку [1]. По мнению работодателей, востребованный выпускник - тот, кто хочет, может и знает, как работать по своей специальности. Отсюда следует, что качество компетенций и профессиональных знаний во многом зависит от организации в университете как учебного процесса, так работы по содействию трудоустройству выпускников.

Главная задача ЦСТВ - помочь студентам выявить свой потенциал и научиться его использовать, т.е. найти свое призвание, что является важным и для самого человека, и для “здоровья” всего общества [2]. В связи с этим сотрудники ЦСТВ проводят психологические и социологические исследования, выявляя личностный потенциал студента, его жизненные ориентиры и устремления, что, в свою очередь, позволяет своевременно скорректировать и доработать профессиональные компетенции.

Немаловажное значение в приобрете-

Юбилей

101

нии студентами дополнительных компетенций играет система дополнительного профессионального образования. Взаимодействие ЦСТВ с институтом дополнительного профессионального образования Ставропольского ГАУ позволяет сориентировать студентов университета еще во время обучения по основной образовательной программе на получение дополнительного образования. Дополнительные программы являются узконаправленными, практикоориентированными и дают необходимые умения работать с реальными объектами, позволяют выпускникам легко адаптироваться к изменяющимся условиям производства, быть гибкими в выборе карьерной траектории. Например, студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Агрономия», дополнительно могут освоить программу «Физиология формирования урожая сельскохозяйственных культур», а для направления подготовки «Зоотехния» разработана программа «Инновационные технологии производства продукции пчеловодства».

Информирование студентов об их будущей профессии осуществляется через проведение различного рода мероприятий как на уровне университета, так и на факультетах, с учетом специфики подготовки специалистов. Ежегодно ЦСТВ проводит более 150 мероприятий, среди которых презентации компаний, встречи с потенциальными работодателями, открытые лекции по проблемным вопросам с привлечением специалистов, экскурсии на предприятия и др. В подобного рода мероприятиях принимают участие более 85% студентов старших курсов, что подтверждает их намерение посвятить себя выбранной профессии.

В реализации комплексного подхода к трудоустройству выпускников важную роль играет взаимодействие университета с органами исполнительной власти Ставропольского края. Стратегические партнеры университета: Правительство Ставропольского края, Министерство сельского хозяй-

ства Ставропольского края, Министерство экономического развития Ставропольского края, Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края -проводят для выпускников встречи в формате круглых столов с участием представителей вышеуказанных структур, глав администраций муниципальных районов и руководителей ведущих аграрных предприятий. В ходе таких встреч выпускники узнают о состоянии рынка труда в агропромышленном комплексе, возможностях трудоустройства, о требованиях работодателей, социально-бытовых условиях проживания на селе, а также о государственных программах поддержки молодых специалистов.

Система сотрудничества университета с работодателями органично встроена в учебный процесс и реализуется с учетом мнений и пожеланий студентов, которые имеют возможность выбирать себе место производственной и научно-производственной практики. В рамках соглашений о стратегическом сотрудничестве и партнерстве с ведущими предприятиями и организациями Северо-Кавказского федерального округа заключаются договоры о предоставлении мест для проведения практик. Руко-

102

Высшее образование в России • № 7, 2015

водителями таких предприятий зачастую являются выпускники нашего университета. Положительный опыт работы предприятия, как правило, служит хорошей мотивацией для студента не только продолжить обучение в рамках основной образовательной программы, но и самостоятельно получить компетенции, необходимые для построения успешной карьеры.

Одним из эффективных инструментов организации работы Центра содействия трудоустройству выпускников является сайт центра (http://www.stgau.ru/company/ structure.php), который работает в комплексе с основным сайтом университета (http:// www.stgau.ru). На сайте имеются два основных раздела. В разделе «Работодателю » потенциальный работодатель может разместить информацию о вакансиях или предложение о прохождении практики, посмотреть резюме студентов и отзывы о них. Раздел «Студенту» позволяет разместить свое резюме, просмотреть вакансии, предложения о прохождении практики, информацию о работодателях. В разделе содержится полезная для студента информация, а также образец резюме.

Благодаря выстроенной таким образом работе по содействию трудоустройству студент не потеряется в большом количестве выпускников, найдет своего работодателя, который оценит все, что студент знает и умеет. Работодатель, в свою очередь, получает возможность увидеть своего потенциального сотрудника среди многочисленных студентов университета и адаптировать его к условиям его будущей профессиональной деятельности. Университет поддерживает связь с выпускниками прошлых лет, что повышает общественную значимость и признание Ставропольского ГАУ, способствует укреплению взаимоотношений с органами власти и представителями агропромышленного бизнеса края и страны в целом.

Отмечая свой 85-летний юбилей, сотрудники Ставропольского государствен-

ного аграрного университета могут с уверенностью говорить о том, что его выпускники являются высокопрофессиональными специалистами. Подтверждение тому -внушительный список специалистов, которые добились успеха благодаря приобретенным в стенах вуза знаниям.

Результат слаженной работы ЦСТВ и факультетов со студентами - высокие показатели университета по трудоустройству. Например, по данным на 01.01.2015 г., из числа выпускников, обучавшихся за счет средств федерального бюджета по очной форме, в агропромышленном комплексе работают 74,0%, а в организациях, не относящихся к сфере сельского хозяйства, -2,9%. В ряды Вооруженных сил Российской Федерации было призвано 14% выпускников, 6,2% продолжили обучение на следующем уровне, 2,5% находятся в отпуске по уходу за ребенком и 0,4% состоят на учете в службе занятости. Такие показатели свидетельствуют прежде всего о том, что СтГАУ полностью выполняет свою Миссию - обеспечивает специалистами предприятия агропромышленного комплекса различных форм собственности Ставропольского края и соседних регионов.

Цель проводимых в Ставропольском ГАУ мероприятий по содействию трудоустройству - научить студентов быть открытыми к изменениям, коммуникабельными, развивать у них способность к постоянному обучению и переобучению, умения быстро адаптироваться к быстроизменяющимся обстоятельствам.

Затянувшийся экономический кризис в нашей стране обостряет конкуренцию на рынке труда молодых специалистов. Как правило, в борьбе за достойное место работы выигрывает более компетентный специалист, умеющий действовать самостоятельно, инициативно и творчески. Задача университета состоит в том, чтобы выработать у студентов эти качества и выпустить в трудовую жизнь адаптированных профессионалов своего дела.

Юбилей

103

Литература рарного сектора экономики. Ставрополь:

АГРУС, 2010. 200 с.

1. Ивашова В.А., Мигачева М.В. Институци- 2 Чиксентмихайи М. Поток. Психология

ональный механизм профессиональной сштам^того переживания: Пер. с англ.

социализации молодых специалистов аг- М., 2013 С. 9-10

Статья поступила в редакцию 20.05.15.

ORGANIZATION OF CAREER GUIDANCE AT THE UNIVERSITY

SKRIPKIN Valentin S. - Cand. Sci. (Veterinary), Assoc. Prof., Head of the Educational Process Management Center, Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia. E-mail: skripkinvs@mail.ru

TUNINA Nelli A. - Cand. Sci. (Law), Assoc. Prof., Head of the Educational Process Organization and Control Department, Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia. E-mail: tuninana0803@mail.ru

Abstract. The article covers the problem of agricultural university graduates employment and describes a positive experience of the leading Russian agricultural university - the Stavropol State Agricultural University in this sphere. Some important steps are the following: the organization of career guidance according to the specialization, arrangements for students’ working practice, modern material and technical base, meetings with potential employers, cooperation with the Executive Authorities of the Stavropol region and with former graduates of the University.

Keywords: graduates’ employment, higher education in agriculture, carrier guidance, professional competences, cooperation with employers

References

1. Ivashova V.A., Miagcheva M.V. (2010) Institutsional’nyi mekhanizm professional’noi sotsiali-

zatsii molodykh spetsialistov agrarnogo sektora ekonomiki [Institutional Mechanism for Professional Socialization of Young Specialists of the Agrarian Sector of the Economy]. Stavropol: AGRUS Publ., 200 p. (In Russ.)

2. Csikszentmihalyi М. (2013) Potok. Psikhologiya optimal’nogo perezhivaniya [Flow. Psychology of

Optimal Experience]. Moscow, рp. 9-10. (In Russ.)

The paper was submitted 20.05.15.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ УНИВЕРСИТЕТА: НОВЫЕ ПОДХОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

ИВАШОВА Валентина Анатольевна - канд. социол. наук, начальник отдела социологических исследований и маркетинга, Ставропольский государственный аграрный университет. E-mail: vivashov@mail.ru

ГАЛЕЕВ Евгений Валерьевич - канд. экон. наук, начальникотдела инспекции и аттестации ППС, Ставропольский государственный аграрный университет. E-mail: galeev@stgau.ru ФЕДЬКОВА Татьяна Владимировна - менеджер отдела социологических исследований и маркетинга, Ставропольский государственный аграрный университет. E-mail: fedkova_t@mail.ru

Аннотацияя. В статье изложены новые подходы к работе с потребителями услуг вуза, которые можно использовать для эффективного ответа на такие вызовы совре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.