Научная статья на тему 'Универсальный стенд диагностики легковых автомобилей'

Универсальный стенд диагностики легковых автомобилей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1595
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СТЕНД / ДИАГНОСТИКА / ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Мирошниченко М. Е., Омеличев А. В.

Предлагается конструкция нового универсального стенда диагностики легковых автомобилей. Рассматриваются сферы его использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Мирошниченко М. Е., Омеличев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSAL STAND OF DIAGNOSTICS OF PASSENGER CARS

Construction of a new universal stand of diagnostics of passenger cars has been proposed. The spheres of his use are offered.

Текст научной работы на тему «Универсальный стенд диагностики легковых автомобилей»

УДК 629.113.004.5

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СТЕНД ДИАГНОСТИКИ ЛЕГКОВЫХ

АВТОМОБИЛЕЙ

М.Е. Мирошниченко, А.В. Омеличев, студенты, ХНАДУ

Аннотация. Предлагается конструкция нового универсального стенда диагностики легковых автомобилей. Рассматриваются сферы его использования.

Ключевые слова: универсальный стенд, диагностика, легковой автомобиль.

Введение

Затраты на техническое обслуживание (ТО) и ремонт автомобилей на станциях технического обслуживания (СТО) остаются достаточно высокими. При этом большое количество автомобилей эксплуатируются с неисправностями и значительными отклонениями регулировочных параметров технического состояния агрегатов и механизмов от оптимальных, остаётся высокой и доля дорожно-транспортных происшествий, вызванных неисправностями и отказами автомобилей, по большому количеству автомобилей наблюдается повышенный расход топлива и запасных частей. Всё это вызвано прежде всего отсутствием необходимых условий для своевременной и качественной оценки технического состояния транспортных машин - объективных методов и соответствующего контрольно-диагностического оборудования.

Снижению отрицательных факторов, влияющих на качество ТО и ремонта автомобилей, способствует широкое внедрение современных методов и средств технического диагностирования, в том числе стендовых испытаний. Их преимущества по сравнению с дорожными испытаниями состоят в отсутствии необходимости выезда на полигон, возможности задания широкого диапазона параметров испытаний.

Анализ публикаций

Разработкой стендового диагностирования занимались многие исследователи. Получено множество методик и технологий, однако все они имеют те или иные недостатки.

В работе [1] были рассмотрены существующие методы и средства технического диагностирования автомобилей, приведены правила выбора диагностических параметров и их нормативов. Кроме того, достаточно глубоко рассмотрены

принципы организации и технология диагностирования автомобилей при ТО и ремонте, приведены примеры стендов как отечественных, так и зарубежных производителей.

Недостатки существующих стендов - неизбежные погрешности измерения диагностических параметров, вызванные рядом допущений, принимаемых для стендовых испытаний; узкая специализация тех или иных стендов и, как следствие, значительная площадь станций технического обслуживания, имеющих комплекс стендов диагностики.

Цель и постановка задачи

Целью данной работы является разработка универсального стенда, включающего в себя весь комплекс работ по диагностике систем и агрегатов легкового автомобиля.

Задача заключается в совершенствовании технологий и методик диагностирования, позволяющих свести к минимуму погрешности измерений.

Конструктивные особенности стенда

Предлагаемая конструкция универсального стенда, предназначенного для комплексного диагностирования легковых автомобилей, является оригинальной. Применение соответствующих датчиков и новой методики диагностирования обеспечивает высокую точность результатов, а также позволяет экономить время, затрачиваемое на диагностику всех узлов автомобиля. Кроме того, компоновка стенда позволяет существенно уменьшить полезную площадь станций технического обслуживания, что весьма актуально в условиях современных мегаполисов. Схема универсального стенда диагностики представлена на рис. 1. Его конструкция во многом схожа с конструкцией двухопорного барабанного стенда: имеются остов 1, беговые барабаны 2, трапы для въезда автомобиля на стенд 6, механизм измене-

ния межосевого расстояния (для диагностирования автомобилей, имеющих разную базу).

Рис. 1. Схема универсального стенда диагностики легковых автомобилей: 1 - остов стенда; 2 -беговые барабаны; 3 - направляющие; 4 -узел фиксации автомобиля; 5 - трапы для въезда автомобиля на стенд; 6 - толкатель, 7 - пневмоцилиндр, задающий колебания барабанов в вертикальной плоскости; 8 -узел центровки автомобиля; 9 - соединительный элемент мотор-барабанов (передающий колебания от толкателя); 10 - шкала измерения углов и наклона оси установки управляемых колес; 11 - блок формирования пучка лазерного излучения

Основным отличием предлагаемого стенда от существующих стендов с беговыми барабанами является наличие узла, задающего колебания беговых барабанов во время их вращения, что позволяет смоделировать различные дорожные условия и получить результаты, близкие к результатам испытаний автомобиля на полигоне. Колебательное движение барабанов 2 вдоль направляющих 3 осуществляется при помощи пневмоцилиндров 7. Центровка автомобиля относительно продольной оси стенда производится путем перемещения узлов фиксации 4 по салазкам с помощью сервопривода. Кроме того, на стенде имеется узел для измерения углов развала и схождения управляемых колес, состоящий из шкалы измерения углов 10 и блока формирования пучка лазерного излучения 11 (составляющая часть узла -зеркала, устанавливаемые непосредственно на колесах).

Методика технического диагностирования легковых автомобилей

Автомобиль устанавливается на беговые барабаны стенда и фиксируется с помощью захватов за элементы кузова или (и) подрамник. Затем центруется относительно продольной оси стенда.

Вначале производятся диагностические работы в статическом режиме (рулевого управления, углов установки управляемых колес). Следует отметить, что измерение люфта рулевого колеса выполняется при помощи датчиков, фиксирующих положение рулевого колеса в момент начала поворота управляемых колес.

Затем производятся замеры тягово-скоростных и тормозных характеристик автомобиля по классической методике их диагностирования на стендах с беговыми барабанами. Анализируется состояние двигателя, тормозных систем. Оценка дисбаланса колеса проводится по амплитуде колебаний подвески автомобиля.

При помощи датчиков, установленных на элементах трансмиссии, измеряется люфт на вторичном валу коробки передач, в главной передаче(в режиме торможения).

По косвенным признакам (температура нагрева картера главной передачи) делается заключение о техническом состоянии главной передачи.

Путем задания колебаний беговых барабанов имитируется движение автомобиля при различных дорожных условиях. В этом режиме производится диагностирование ходовой части с одновременным снятием показаний с двигателя, что даёт более объективную оценку его работы.

Выводы

Положительными качествами данного стенда являются возможность полного диагностирования всех систем и узлов легкового автомобиля с затратой минимального количества времени и трудовых ресурсов, исследование поведения автомобиля и его составных частей при различных условиях движения. Кроме того, универсальный стенд обеспечивает высокую точность измерений вследствие использования цифровой аппаратуры и ЭВМ.

Литература

1. Харазов А.М. Диагностическое обеспечение технического обслуживания и ремонта автомобилей. - М.: Высшая школа, 1990. -166 с.

Рецензент: В. Н. Варфоломеев, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 10 марта 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.