Научная статья на тему 'Универсальные учебные действия: научно-методические подходы к содержанию и структуре'

Универсальные учебные действия: научно-методические подходы к содержанию и структуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3590
454
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / GENERAL EDUCATIONAL SKILLS / CLASSIFICATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / PROGRAM OF DEVELOPMENT OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES / COGNITIVE LEARNING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Широкий Владимир Александрович

В статье описаны основные проблемы и перспективы формирования универсальных учебных действий. Рассматриваются формы и средства их развития, теоретические подходы к составлению программы. Внимание автора обращено на создание УУД в процессе обучения истории, так как способность применять понятийный аппарат исторического знания и использовать приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого и настоящего, а также умение изучать и систематизировать информацию из разных исторических и современных источников, раскрывая ее познавательную ценность, являются одним из предметных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS: METHODOLOGIC SCIENTIFIC APPROACHES TO CONTENT AND STRUCTURE

The article describes the basic problems and development prospects of universal educational actions. The author examines the forms and means of their development, theoretical approaches to program designing. The paper focuses on creation of the universal educational actions in the course of history teaching, since one of the subject study results is the ability to apply the conceptual apparatus of historical knowledge and the techniques of historical analysis in order to reveal the essence and meaning of events of the past and present, as well as the ability to learn and systematize the information from a variety of historical and contemporary sources revealing its cognitive value.

Текст научной работы на тему «Универсальные учебные действия: научно-методические подходы к содержанию и структуре»

УДК 372.893

Широкий Владимир Александрович

аспирант кафедры отечественной истории и теории и методики обучения истории Уральского государственного педагогического университета, учитель истории и обществознания лицея № 110 имени Л.К. Гришиной, г. Екатеринбург

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ И СТРУКТУРЕ

Shirokiy Vladimir Aleksandrovich

PhD student, Department for Russia's History and Theory and Methodology of History Teaching, Ural State Pedagogical University, Teacher of History and Social Studies at Lyceum № 110, Yekaterinburg

UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS: METHODOLOGIC SCIENTIFIC APPROACHES TO CONTENT AND STRUCTURE

Аннотация:

В статье описаны основные проблемы и перспективы формирования универсальных учебных действий. Рассматриваются формы и средства их развития, теоретические подходы к составлению программы. Внимание автора обращено на создание УУД в процессе обучения истории, так как способность применять понятийный аппарат исторического знания и использовать приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого и настоящего, а также умение изучать и систематизировать информацию из разных исторических и современных источников, раскрывая ее познавательную ценность, являются одним из предметных результатов.

Ключевые слова:

федеральные государственные образовательные стандарты, универсальные учебные действия, общеучебные умения, классификация универсальных учебных действий, программа развития универсальных учебных действий, познавательные учебные действия.

Summary:

The article describes the basic problems and development prospects of universal educational actions. The author examines the forms and means of their development, theoretical approaches to program designing. The paper focuses on creation of the universal educational actions in the course of history teaching, since one of the subject study results is the ability to apply the conceptual apparatus of historical knowledge and the techniques of historical analysis in order to reveal the essence and meaning of events of the past and pre-sent, as well as the ability to learn and systematize the information from a variety of historical and contemporary sources revealing its cognitive value.

Keywords:

federal state educational standards, universal educational actions, general educational skills, classification of universal educational actions, program of development of universal educational activities, cognitive learning activities.

Приоритетным направлением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования являются реализация развивающего потенциала, обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания дисциплин.

Согласно ФГОС, универсальные учебные действия - обобщенные действия, порождающие масштабную ориентацию учащихся в разных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин в стандарте определяется как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию данного процесса [1, с. 29-30].

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой развитие каждого из видов УУД определяется его отношением с другими видами и общей логикой возрастного развития. Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят над-, ме-тапредметный характер, обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося [2, с. 11]. Универсальные учебные действия, обеспечивающие решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного становления обучающихся, реализуются в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности [3, с. 39].

Понятие «универсальные учебные действия» раскрывается в трудах ряда ученых. Например, А.Г. Асмолов описывает их как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному

усвоению навыков и знаний [4, с. 26]. Система УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, развивается в рамках нормативно-возрастного становления личностной и познавательной сфер учащегося.

Каждая из групп универсальных учебных действий, представленных А.Г. Асмоловым, подразумевает овладение какими-либо навыками. Например, личностные УУД связаны с развитием умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Регулятивные - с умением планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать собственную учебную деятельность и т. д. Познавательные - со способностью формулировать познавательные цели, строить речевое высказывание, определять проблему и др. Коммуникативные - с возможностью планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, разрешать конфликты, выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и т. п.

С.Г. Воровщиков, обращаясь к вопросу об общеучебных умениях как деятельностном компоненте учебно-познавательной компетенции, отмечает, что универсальные учебные действия, как и умения, представляют собой целостную систему, где происхождение и становление каждого вида действия определяются его отношением с другими видами и общей логикой возрастного развития. «Умение учиться», которое предполагает освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательных и учебных мотивов, учебных целей, задач, действий и операций, является существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора [5].

В ходе урока учитель формирует УУД с помощью предметных навыков. Стоит отметить, что способности и умения связывает с учебными действиями целенаправленный процесс развития познавательных возможностей школьников. Овладевая содержанием учебного предмета с помощью адекватных приемов, которые могут состоять из одного или нескольких учебных действий, учащиеся одновременно получают и соответствующие способы общеучебных умений. Если они осваивают учебные действия на уровне, позволяющем им самостоятельно применять их в новой ситуации, то можно говорить о сформированности общеучебных навыков. Другими словами, умение показывает степень владения школьником приемом учебной работы и входящими в его состав учебными действиями [6, с. 61-62].

В Федеральный перечень учебников по истории Древнего мира для учащихся пятых классов включено восемь книг. В МАОу Лицее № 110 им. Л.К. Гришиной (г. Екатеринбург) школьники и учителя работают с учебником В.И. Уколовой и Л.П. Маринович «Всеобщая история. История Древнего мира», выдержавшим несколько переизданий и переработанным в соответствии с ФГОС основного общего образования второго поколения. Также на данное издание получены положительные заключения Российской академии наук и Российской академии образования.

Если взглянуть на учебник В.И. Уколовой и Л.П. Маринович с позиций заявленного в названии статьи предмета разговора, то следует отметить, что уже само обращение авторов к ученикам, предваряющее основной текст, - «Как работать с учебником» - содержит разные объяснения и подсказки школьникам. Это вступление нацеливает обучающихся на описание, анализ, осмысление, сравнение, оценивание исторических событий.

В рассматриваемом учебнике содержатся разнообразные вопросы и задания. Например, в главе 10 «Полисы Греции» учащимся предлагают следующие проблемы для анализа и трактовки: «раскройте смысл понятия "гражданин"», «назовите не менее четырех различий в управлении Афинами и Спартой», «сравните правление Писистрата и Клисфена», «в чем заключались противоречия между аристократами и демосом в Афинах», «заполните таблицу по реформам Солона (причины, суть, итоги реформ)» и т. д. Данные упражнения направлены на осмысление исторических событий, объяснение исторического процесса. Чтобы выполнить задания, недостаточно предложенного в тексте параграфа материала, необходимо воспользоваться дополнительной литературой или ресурсами сети Интернет. Конечно, авторы рекомендуют учащимся литературу и сайты, которые даны в конце книги. Но данный список является общим для всего курса истории Древнего мира, не разбит по темам или разделам.

В связи с этим одной из задач учителя является, на наш взгляд, подготовка методического инструментария для учащихся, где обозначены критерии для работы с вопросами и заданиями (как внимательно прочитать условие, достаточно полно и доказательно построить ответ на поставленный вопрос, как правильно пятикласснику найти необходимые факты, понятия, причинно-следственные связи, которые ему помогут при выполнении упражнения или устном ответе, и т. д.; то есть нужно научить ребенка приводить аргументы и, соответственно, обосновывать выводы). Безусловно, учителю-предметнику следует выстроить определенные критерии оценивания работ учащихся. Например, при устном ответе на уроке истории школьнику нужно продемонстрировать системные знания по поставленному вопросу, раскрыть его логично.

В письменных работах по истории школьник должен правильно выбрать источники информации, проявить разные умения при работе с ними, последовательно выполнить задания, выразить мысль самостоятельно, без смысловых сдвигов и лакун в суждениях, с логичной и убедительной аргументацией, применяя теоретические знания (научные термины и понятия должны использоваться при ответе уместно), а также обозначить собственную позицию и привести оценочные суждения. В школьных учебниках истории, которые переработаны в соответствии с ФГОС, значительное внимание уделяется тематике проектных работ, список которых представлен в конце каждого раздела. Но у учителя возникает проблема выбора критериев оценивания при выполнении данного задания. Одними из параметров могут выступать способность к самостоятельному приобретению знаний и решению вопросов, сформированность предметных умений и способов действий, проявляющаяся в возможности раскрывать содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой использовать имеющиеся навыки и методы, самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью. Безусловно, это - один из планируемых результатов формирования УУД при обучении истории.

Формирование предметных учебных действий имеет особое значение в процессе обучения истории на основной ступени образования. Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и настоящего, а также умение изучать и систематизировать информацию из разных исторических и современных источников, раскрывая ее познавательную ценность, являются результатами формирования у школьников предметных учебных действий по истории.

С 2015-2016 учебного года в МАОУ лицее № 110 им. Л.К. Гришиной г. Екатеринбурга реализуется новый учебный курс «Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы» для седьмых классов, чтобы помочь школьникам анализировать и правильно управлять своей познавательной деятельностью. Программа курса направлена на овладение учениками универсальными учебными действиями, которые в конечном счете ведут к возникновению способности успешно усваивать новые знания и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения. Обучающиеся с помощью данного курса научатся приемам, формам, методам работы с учебными заданиями, задачами метапредметного характера на конкретном учебном содержании, курс носит пропедевтический характер. Цель данной программы заключается в том, чтобы сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные навыки.

Курс «Формирование УУД» - прежде всего предметно-ориентированный тренинг, то есть система развивающих занятий по формированию общеучебных умений, навыков и способов деятельности, построенных на содержании учебных предметов естественно-научного и гуманитарного циклов. Занятия, направленные на развитие приемов и способов мыслительной деятельности, рассчитаны на работу со всем классом. Теоретические основы уроков воплощаются в алгоритмах, рекомендациях в помощь учащимся со стороны учителя. Содержанием занятий являются задачи и упражнения, связанные с учебным материалом изучаемых в основной школе предметов.

Практическая значимость данного курса заключается в том, что сделан акцент на формирование у учащихся группы познавательных УУД (анализировать, обобщать факты и явления; строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять сравнение и классификацию и т. д.). Вместе с тем разработка системы отслеживания УУД у школьников требует решения ряда сложных научных и организационных вопросов, в числе которых создание инструментария диагностики, позволяющего отследить динамику развития познавательных УУД. К сожалению, к настоящему времени единая система критериев УУД и механизмов адекватной их оценки у обучающихся отсутствует.

Ссылки:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2010.

2. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С. 11-12.

3. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться // Там же. С. 39-42.

4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя. М., 2008.

5. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции [Электронный ресурс] // Эйдос : интернет-журнал. 2007. 30 сент. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2007/0930-9.htm (дата обращения: 19.02.2016).

6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем : пособие для учителей общеобразо-ват. учреждений. М., 2012.

References:

1. The federal state educational standard of general education 2010, Moscow.

2. Karabanova, OA 2010, 'What is a universal educational actions and why they are needed', Municipality: innovation and experiment, no. 2, p. 11-12.

3. Ponomareva, EA 2010, 'Universal learning activities or learning skills', Municipality: innovation and experiment, no. 2, p. 39-42.

4. Asmolov, AG, Burmenskaya, GV & Volodarskaya, IA 2008, How to design a universal educational activities in elementary school, from action to thought: Teacher's Guide, Moscow.

5. Vorovschikov, SG 2007, 'General learning skills as a component of the activity content of teaching and learning competencies', Eidos, Sep. 30, retrieved 19 February 2016, <http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-9.htm>.

6. Vyazemsky, EE & Strelova, OY 2012, Lessons from history: think, argue, reflect: a manual for teachers of educational institutions, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.