Научная статья на тему 'Улусные (районные) газеты республики Саха (Якутия): функционально-содержательная структура (по результатам опроса журналистов)'

Улусные (районные) газеты республики Саха (Якутия): функционально-содержательная структура (по результатам опроса журналистов) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1086
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНАЯ ПРЕССА / ЭТНИЧЕСКАЯ ПРЕССА / ЯКУТИЯ / РАЙОННЫЕ ГАЗЕТЫ / ГОРОДСКИЕ ГАЗЕТЫ / МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИЯ / ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ЖАНРОВАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Свитич Луиза Григорьевна, Смирнова Ольга Владимировна, Сидоров Олег Гаврильевич

Представлены результаты исследования районных газет Якутии в сравнении с исследованием газет малых городов России, проведенного на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Анализируются данные, полученные при опросе редакторов и журналистов о функционально-содержательной и жанровой структуре районных газет. Опрошены по широкому кругу проблем 60 сотрудников газет, издающихся на якутском языке, на русском языке, и журналистов объединенных редакций, которые выпускают оригинальные издания на русском и якутском языках. Сравниваются данные, полученные в Якутии, с информацией по малым и средним городам России. Основные выводы исследования: 1) якутские журналисты продемонстрировали достаточно зрелые социально-профессиональные представления о функционально-содержательной и жанровой моделях районных газет; 2) сотрудники редакции отчетливо понимают гуманитарные, социокультурные задачи своих изданий и стараются по мере сил реализовать их в рамках отечественной парадигмы с национальной спецификой, обусловленной особенностями и историей якутской журналистики, миссия которой состоит в том, чтобы полноценно удовлетворять информационные потребности своей аудитории, консолидировать ее, выступать фактором этнокультурного развития, содействовать сохранению и развитию национальных ценностей, национальной культуры, органично вписанной в российскую и мировую культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Свитич Луиза Григорьевна, Смирнова Ольга Владимировна, Сидоров Олег Гаврильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ulus (Regional) Newspapers of Republic of Sakha (Yakutia): Functional and Semantic Structure (Journalist Survey)

The article presents the results of a study of district newspapers of Yakutia in comparison with the study of small-town newspapers in Russia, conducted at the Faculty of Journalism of the Lomonosov Moscow State University. Analyzed data obtained from a survey of editors and journalists of the functional-semantic and genre structure of regional newspapers. Over 60 employees of newspapers published in Yakut or Russian and journalists of combined editions that produce original publications in Russian and Yakut languages were interviewed on a wide range of issues. In conclusion, Yakut journalists demonstrate socio-professional representation of functional and semantic and genre models of regional newspapers. They understand humanistic and sociocultural issues of their editions and do their best to implement these within the national paradigm according to specifics and history of Yakut journalism. Its mission is to fully satisfy information needs of its audience, to consolidate it, to act as a factor of ethnic and cultural development, to promote the preservation and development of national values, national culture and to organically inscribe into Russian and world cultures.

Текст научной работы на тему «Улусные (районные) газеты республики Саха (Якутия): функционально-содержательная структура (по результатам опроса журналистов)»

3. Toporov V. N. O blokovskom sloe v romane Andreia Belogo «Serebrianyi golub'» // Moskva i «Moskva» Andreia Belogo: sb. statei. - M.: RGGU, 1999. - S. 212-316.

4. Propp V. Ia. Morfologiia skazki. - M.: Nauka, 1969. - 168 s.

5. Bakhtin M. M. Problemy poetiki Dostoevskogo. - M.: Khudozhestvennaia literatura, 1972. - 167 s.

6. Tomashevskii B. V. Teoriia literatury. Poetika. - M.: Aspekt Press, 1996. - 334 s.

7. Goncharov S. A. Tvorchestvo Gogolia v religiozno-misticheskom kontekste. - SPb.: Izdatel'stvo RGPU im. A. I. Gertsena, 1997. - 340 s.

8. Mints Z. G. O nekotorykh «neomifologicheskikh» tekstakh v tvorchestve russkikh simvolistov // Poetika russkogo simvolizma. - SPb.: Iskusstvo, 2004. - S. 59-97.

9. Belyi A. Izbrannaia proza / Sost. L. A. Smirnova. - M.: Sovetskaia Rossiia, 1988. - 464 s.

10. Propp V. Ia. Problemy komizma i smekha. - M.: Labirint, 1999. - 288 s.

11. Anikin V. P. Russkoe ustnoe narodnoe tvorchestvo. - M.: Khudozhestvennaia literatura, 1985. - 365 s.

12. Smirnov I. P. Ot skazki k romanu // TORDL. T. 27. - L.: Nauka, 1972. - S. 284-320.

УДК 811.161.1:070.23(571.56-37) Л. Г. Свитич, О. В. Смирнова, О. Г. Сидоров

УЛУСНЫЕ (РАЙОННЫЕ) ГАЗЕТЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ): ФУНКЦИОНАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА ЖУРНАЛИСТОВ)

Представлены результаты исследования районных газет Якутии в сравнении с исследованием газет малых городов России, проведенного на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Анализируются данные, полученные при опросе редакторов и журналистов о функционально-содержательной и жанровой структуре районных газет. Опрошены по широкому кругу проблем 60 сотрудников газет, издающихся на якутском языке, на русском языке, и журналистов объединенных редакций, которые выпускают оригинальные издания на русском и якутском языках.

СВИТИЧ Луиза Григорьевна - д. филол. н., с. н. с. проблемной лаборатории факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

E-mail: svitichb@yandex.ru

SVITICH Luirn Grigorievna - Doctor of Philological Sciences, Senior Research Associate of the Problem Laboratory at the Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University.

E-mail: svitichb@yandex.ru

СМИРНОВА Ольга Владимировна - к. филол. н., зав. каф. периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

E-mail: smirnovaorama@gmail.com

SMIRNOVA Olga Vladimirovna - Candidate of Philological Sciences, Head of the Press Department at the Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University.

E-mail: smirnovaorama@gmail.com

СИДОРОВ Олег Гаврильевич - зав. каф. журналистики СВФУ им. М. К. Аммосова.

E-mail: ilin_s@mail.ru

SIDOROV Oleg Gavrilievich - Head of the Department of Journalism at the Faculty of Philology, NorthEastern Federal University after M. K. Ammosov.

E-mail: ilin_s@mail.ru

Сравниваются данные, полученные в Якутии, с информацией по малым и средним городам России. Основные выводы исследования: 1) якутские журналисты продемонстрировали достаточно зрелые социально-профессиональные представления о функционально-содержательной и жанровой моделях районных газет; 2) сотрудники редакции отчетливо понимают гуманитарные, социокультурные задачи своих изданий и стараются по мере сил реализовать их в рамках отечественной парадигмы с национальной спецификой, обусловленной особенностями и историей якутской журналистики, миссия которой состоит в том, чтобы полноценно удовлетворять информационные потребности своей аудитории, консолидировать ее, выступать фактором этнокультурного развития, содействовать сохранению и развитию национальных ценностей, национальной культуры, органично вписанной в российскую и мировую культуру.

Ключевые слова: местная пресса, этническая пресса, Якутия, районные газеты, городские газеты, медиаконвергенция, доступность информации, функциональная модель, содержательная модель, жанровая структура.

L. G. Svitich, O. V Smirnova, O. G. Sidorov

Ulus (Regional) Newspapers of Republic of Sakha (Yakutia): Functional and Semantic Structure (Journalist Survey)

The article presents the results of a study of district newspapers of Yakutia in comparison with the study of small-town newspapers in Russia, conducted at the Faculty of Journalism of the Lomonosov Moscow State University. Analyzed data obtained from a survey of editors and journalists of the functional-semantic and genre structure of regional newspapers.

Over 60 employees of newspapers published in Yakut or Russian and journalists of combined editions that produce original publications in Russian and Yakut languages were interviewed on a wide range of issues. In conclusion, Yakut journalists demonstrate socio-professional representation of functional and semantic and genre models of regional newspapers. They understand humanistic and sociocultural issues of their editions and do their best to implement these within the national paradigm according to specifics and history of Yakut journalism. Its mission is to fully satisfy information needs of its audience, to consolidate it, to act as a factor of ethnic and cultural development, to promote the preservation and development of national values, national culture and to organically inscribe into Russian and world cultures.

Keywords: the local press, the ethnic press, Yakutia, regional newspapers, city newspapers, media convergence, availability of information, functional model, content model, genre structure.

Введение

Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова совместно с кафедрой журналистики Северо-Восточного федерального университета провел в 2014-2015 гг. опрос редакторов и журналистов 24 районных газет Якутии, что составляет 71 % газет этого типа в республике (руководители исследования О. В. Смирнова и О. Г. Сидоров). Авторы программы и анкеты исследования: Л. Г. Свитич, А. А. Ширяева при участии А. В. Вырковского, Л. А. Каллиомы, М. М. Лукиной, О. Г. Сидорова. Обработка информации: Н. Н. Замотина, И. А. Руденко, З. И. Симонова, Т. Е. Узунова. Составление таблиц: Ю. С. Узунова, Л. Г. Свитич.

Опрошены по широкому кругу проблем 60 сотрудников (14 редакторов и 46 журналистов) газет, издающихся на якутском и русском языках, и журналистов объединенных редакций, которые выпускают оригинальные издания на русском и якутском языках (табл. 1).

Исследование проведено по программе и методикам проекта факультета журналистики МГУ «Газеты малых и средних городов России». В ходе работы опрошены редакторы и журналисты 66 редакций (руководители проекта О. В. Смирнова и М. В. Шкондин) [1-2]. Поэтому в статье сравниваются данные, полученные в Якутии, с информацией по малым городам, в которых издаются и горрайонные, и районные, и городские газеты.

Цель исследования - изучить при помощи анкетирования мнение редакторов и

Таблица 1

Улусные (районные) издания

Название района (улуса) Название газеты

Абыйский «Хотугу кыым»

Алданский «Алданский рабочий»

Аллаиховский «Путь развития»

Амгинский «Амма оло§о»

Булунский «Маяк Арктики»

Верхневилюйский «Yehээ БYЛYY»

Верхнеколымский «Колымские новости»

Верхоянский «Вести Верхоянья»

Вилюйский «Олох суола»

Ленский «Ленский вестник»

Мегино-Кангаласский «Эркээйи», «Эркээйи-экспресс»

Нюрбинский «Ньурба», «Огни Нюрбы»

Оймяконский «Северная заря», «Хотугу Сардана»

Среднеколымский «Халыма долгуннара»

Сунтарский «Сунтаар сонуннара»

Томпонский «Томпонский вестник»

Усть-Алданский «МYPY саhарF¡ата»

Усть-Майский «Усть-Майский вестник»

Хангаласский «Ханалас»

Чурапчинский «Сана олох»

Эвено-Бытантайский «Бытантай уоттара»

журналистов о текущем состоянии и перспективах развития якутских улусных (районных) газет по широкому кругу проблем: функционально-содержательной и жанровой структуре, взаимоотношениям с аудиторией и учредителем, проблемам профессиональной свободы и доступности источников информации, экономического и технологического состояния редакций, обеспеченности современной техникой, включенности редакций в процессы медиаконвергенции, влияния их на деятельность журналистов, кадровой ситуации в редакциях, направлений и методов повышения квалификации журналистов, позитивных и негативных тенденций функционирования, перспективах и моделях развития местных газет.

Планируется серия публикаций по результатам исследования. Данная статья - первая в этом ряду и посвящена вопросам, связанным с функциями, задачами и содержательно-жанровой моделью изданий.

В Республике Саха (Якутия) печатные средства массовой информации по-прежнему занимают лидирующие позиции. По данным 2014 г. в республике всего зарегистрировано 371 средство массовой информации, из них около 280 - газеты и журналы различной направленности и тематики. Всего издается улусных и городских газет 34. По данным Департамента по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия) отмечается снижение тиражей печатных СМИ, получающих субсидии из бюджета. Так, начиная с 2012 г. среднеразовый тираж составил в 2012 г. 74314 экз., в 2013 г. - 69445 экз., в 2014 г. - 64663 экз. [3]. Редакции улусных (районных) газет зарегистрированы как автономные учреждения и получают финансовые субсидии на выполнение государственного задания из республиканского бюджета. В республике в 2011 г. принята государственная программа «Развитие региональных печатных и электронных средств массовой информации на 2012-2016 гг.».

Функциональная модель газет

Исследованием функций журналистики занимались многие российские ученые, которые разрабатывали теорию журналистики: Е. П. Прохоров [4], И. Д. Фомичева [5], С. Г. Корко-носенко [6], Е. Л. Вартанова [7], Е. В. Ахмадулин [8], Г. В. Чевозерова [9], Л. Г. Свитич [10] и другие. Обобщая результаты всех исследований, можно сделать вывод, что функциональная модель СМИ представляется как целостность - сочетание информационных, коммуникационных, интеграционных, воспитательных, пропагандистских, просветительских, организаторских (мобилизационных), рекреативных и справочно-рекламных функций.

Этот спектр функций в полной мере свойственен и якутской печати как органической части российской журналистики. Однако исследователи замечают, что с самого зарождения якутской печати была сильна ее связь с этнической культурой и выполнением функций национальной идентификации и консолидации. О. Д. Якимов пишет, что «национальные издания служили средством распространения грамотности и информации, способствовали национальной консолидации, утверждению национального сознания и норм родного языка, зарождению национальной художественной литературы. Одним словом, они служили инструментом этнокультурного развития носителей языка печати» [11, с. 16]. С ним солидарен О. Г. Сидоров: «Традиционные национально-культурные и духовные ценности становятся фундаментом дальнейшего культурного развития народа саха. Якутская журналистика, зародившись в виде официальных изданий, с появлением независимых изданий усиливает свою роль в литературном процессе, выполняя в обществе информационную, просветительскую, воспитательную и политическую функции. В начале ХХ века якутская журналистика превращается в сферу самостоятельной общественно-политической деятельности, важным фактором этнокультурного развития» [12, с. 80]. Конечно, функциональный спектр расширялся и уточнялся со временем, но базовые его константы оставались неизменными.

Исследованию функциональной модели был посвящен один из центральных блоков анализируемого в этой статье социологического проекта: опроса редакторов и журналистов районных газет Якутии. Как свидетельствуют результаты исследования, функционально-целевая модель районных газет, которая проявилась в ориентациях журналистов, представляется достаточно широкой и разноплановой (табл. 2).

Важнейшей задачей журналисты улусных (районных) газет правомерно считают информирование о местной жизни и проблемах населения (90 % ответов). В этом ряду стоит и задача информирования о деятельности районных властей, поскольку они являются учредителями газет. Журналисты считают необходимым освещение работы районных органов, информирование аудитории об их решениях и действиях, поддержку важных для района инициатив. Это в целом естественно и оправданно. Не кажется безусловной распространенная точка зрения, что СМИ всегда должны быть в оппозиции власти. Если власть, тем более выбранная народом, старается решить его нужды, она заслуживает всяческой поддержки газет. Но так бывает не всегда, в том числе, судя по исследованию, и в Якутии.

Очень важными журналисты считают коммуникационные и интегративные задачи: содействие развитию у населения чувства малой родины, причастности к жизни района, патриотизма. Это делается и при помощи организации общественных обсуждений по важным вопросам жизни района, содействия выражению общественного мнения, развитию местного самоуправления, гражданского общества (от 72 % до 80 % ответов). В этом ряду и набравшая чуть меньшее число голосов задача «помощь в общении и установлении взаимопонимания между различными слоями, группами населения» (53 %).

Воспитательные задачи, по мнению якутских журналистов, оказываются тоже крайне важными в повестке дня. Позиции о пропаганде позитивных ценностей, морально-этическом воспитании в качестве очень важной задачи отметило 80 % опрошенных (в малых городах - 73 %). Это одна из важнейших сейчас задач в связи с резким падением в последние годы нравственной планки общества.

Таблица 2

Ответы редакторов и журналистов на вопрос: «Каковы, на Ваш взгляд, наиболее важные задачи вашего издания сегодня?»

ЗАДАЧИ позиция «задача очень важная» ранжировано по второй колонке ЯК РФ

Информирование о важнейших событиях в жизни улуса (района) 97 95

Привлечение общественного внимания к актуальным проблемам жизни улуса (района) 92 76

Информирование о решениях и действиях органов местной власти, информационная поддержка важных для улуса (района) решений органов власти 82 70

Содействие развитию у населения чувства малой родины, причастности к жизни улуса (района), патриотизма 82 82

Организация общественных обсуждений по важным вопросам жизни улуса (района), выражение общественного мнения 80 64

Пропаганда позитивных ценностей, морально-этическое воспитание 80 55

Содействие сохранению и функционированию национальной культуры, языка, традиционных народных промыслов 75 *

Содействие развитию местного самоуправления, гражданского общества 75 53

Формирование общественного мнения 72 64

Содействие социально-экономическому развитию улуса (района) 67 54

Социальная защита людей, помощь в конкретных житейских делах 67 67

Просветительская роль, расширение кругозора, повышение уровня культуры аудитории 62 59

Информирование о важнейших событиях в жизни региона 60 25

Идеологическое, политическое ориентирование аудитории 53 29

Помощь в общении и установлении взаимопонимания между различными слоями, группами населения 53 46

Содействие развитию культурно-исторических традиций 53 61

Информирование о решениях и деятельности государственных органов власти более высокого уровня 52 24

Консультативная роль, публикация практически полезной, справочной информации 48 55

Информирование о важнейших событиях в жизни страны 43 13

Контроль над деятельностью должностных лиц 30 46

Распространение рекламной информации 28 30

Содействие отдыху, развлечению аудитории 25 13

*Эта позиция добавлена в якутское исследование. В исследовании газет малых городов она обозначалась позицией «содействие развитию культурно-исторических традиций».

Примечание: ЯК - ответы редакторов и журналистов якутских районных газет. РФ - ответы редакторов и журналистов газет малых городов.

Общенациональной задачей газет является широко заявляемая в Якутии функция национальной консолидации, содействие сохранению и функционированию национальной культуры, языка, развития традиционных народных промыслов (75 %) и тесно связанная с нею просветительская роль, расширение кругозора, повышение уровня культуры аудитории (62 %).

Мобилизационная, организаторская функция находится тоже на базовых местах в структуре функциональной модели. Она выражается в том, что газета призвана содействовать социально-экономическому развитию района и может многое сделать в этом отношении.

Весьма сильна в районных газетах, в отличие от изданий более высоких уровней, задача социальной защиты людей, помощь в конкретных житейских делах. Особенно часто эта задача звучит в ответах журналистов этнических газет, которые выходят на якутском языке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Справочно-консультативная и рекламная функция, по мнению журналистов, не является первостепенной, хотя сейчас газеты используют любые возможности улучшения экономического состояния редакций, привлекая рекламу. Но ее в маленьких поселках и городах мало, а районные газеты Якутии в основном находятся на государственном финансировании.

Рекреативную функцию, содействие отдыху, развлечению аудитории журналисты полагают второстепенной, перекладывая эту роль на другие СМИ, главным образом, электронные. Хотя бесспорно нужно изыскивать ресурсы в реализации этой функции.

Обобщая проанализированную информацию, следует сказать, что сотрудники якутских районных газет главными считают задачи, связанные с этнической локальной общностью и насущными заботами ее жителей, развитием и сохранением национального языка и культуры.

Сравнение ориентаций журналистов якутских районных газет и сотрудников малых городов по поводу функциональных моделей показывает, что они весьма близки. Однако почти все задачи якутские журналисты отмечали в качестве самых важных чаще, чем их коллеги из газет городов других регионов России. Существенные расхождения касаются только следующих задач: пропаганда позитивных ценностей, морально-этическое воспитание (80 % ответов якутских и 55 % журналистов малых городов), идеологическое, политическое ориентирование аудитории (53 % и 23 %), содействие развитию местного самоуправления, гражданского общества (75 % и 53 %), содействие социально-экономическому развитию района (67 % и 55 %). И наоборот, меньшее внимание якутские журналисты уделяют функции контроля за деятельностью должностных лиц (30 % и 60 %), что связано, очевидно, с менталитетом народа (традиционно уважительное отношение к старшим, избранной власти) и более тесными контактами властей и населения в улусах и районах.

Данная функциональная модель должна быть реализована. Это достаточно нелегко в силу разных причин (кадровых, экономических) связанных с независимостью журналистики и т. п.

Реализации функционально-целевой модели был посвящен специальный вопрос с оценочной шкалой (табл. 3).

Таблица 3

Ответы журналистов и редакторов на вопросы: «Каковы, на Ваш взгляд, наиболее важные задачи вашего издания сегодня?», «Как Вы считаете, в какой мере вашей газете удается реализовать перечисленные задачи?» (в % к числу опрошенных)

ЗАДАЧИ Ранжировано по второй колонке Задача очень важная Задача реализ-ся в полной мере Ранг

1. Информирование о важнейших событиях в жизни улуса (района) 97 92 1

2. Привлечение общественного внимания к актуальным проблемам жизни улуса (района) 92 75 3

3. Информирование о решениях и действиях органов местной власти, информационная поддержка важных для улуса (района) решений органов власти 82 77 2

4. Содействие развитию у населения чувства малой родины, причастности к жизни улуса (района), патриотизма 82 53 7-8

5. Пропаганда позитивных ценностей, морально-этическое воспитание 80 58 4

6. Организация общественных обсуждений по важным вопросам жизни улуса (района), выражение общественного мнения 80 28 17

7. Содействие сохранению и функционированию национальной культуры, языка, традиционных народных промыслов 75 57 5

8. Содействие развитию местного самоуправления, гражданского общества 75 47 10

9. Формирование общественного мнения 72 40 11-12

10. Содействие социально-экономическому развитию улуса (района) 67 55 6

11. Социальная защита людей, помощь в конкретных житейских делах 67 40 11-12

12. Просветительская роль, расширение кругозора, повышение уровня культуры аудитории 62 37 13

13. Информирование о важнейших событиях в жизни региона 60 48 9

14. Содействие развитию культурно-исторических традиций 53 53 7-8

15. Идеологическое, политическое ориентирование аудитории 53 32 15

16. Помощь в общении и установлении взаимопонимания между различными слоями, группами населения 53 25 18-19

17. Информирование о решениях и деятельности государственных органов власти более высокого уровня 52 32 16

18. Консультативная роль, публикация практически полезной, справочной информации 48 25 18-19

19. Информирование о важнейших событиях в жизни страны 43 18 20

20. Контроль над деятельностью должностных лиц 30 13 21-22

21. Распространение рекламной информации 28 35 14

22. Содействие отдыху, развлечению аудитории 25 13 21-22

Ответы журналистов показывают, что три задачи выполняются в достаточно полном объеме: информирование о жизни района и его властей, а также привлечение общественного внимания к актуальным проблемам жизни района (от 72 % до 90 % ответов). В принципе те задачи, которые журналисты считают важными, реализуются, по их мнению, лучше.

В средней зоне ответов (от 53 % до 57 %) задачи интегративные, воспитательные, консолидаторские, связанные с сохранением национальной культуры, языка, общности, традиций и воспитания чувства малой родины, патриотизма. Но ряд задач, которые журналисты считают важными, пока, по их же оценкам, реализуются недостаточно. Это касается, прежде всего, просвещения аудитории и формирования общественного мнения.

Отличие от оценок журналистов малых городов состоит в том, что они более удовлетворены тем, как газеты реализуют рекламные и практические задачи, что естественно.

Главные причины неудовлетворенности реализацией важных функций, судя по опросу, связаны с кадровой, финансовой и технической оснащенностью. В редакциях сократились штаты. На оставшихся журналистов приходится не только прежний объем работы, но и дополнительные обязанности по подготовке публикаций для редакционного сайта или сайта администрации. Но основная проблема - неукомплектованность кадрами и невысокий профессиональный уровень журналистов. Только 28 % опрошенных имеет журналистское образование, что, впрочем, больше, чем в газетах малых городов, где их только 24 %.

Но Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия) предпринимает шаги к решению этих проблем, в частности планирует обучать сотрудников районных газет на факультетах журналистики целевым образом с тем, чтобы выпускники три года отработали в той редакции, которая направила их на обучение.

Актуальные проблемы улусов (районов)

Задачи газеты, естественно, реализуются через содержание публикаций. Содержательно-тематическая модель районных газет формируется в первую очередь с учетом реальных проблем района и его жителей, то есть характеристиками социальной среды. Вопрос об актуальных проблемах, которые волнуют население района, был задан журналистам в открытой форме (табл. 4).

Таблица 4

Ответы журналистов и редакторов на открытый вопрос: «Каковы самые важные проблемы вашего района (города для РФ)» (в % к числу опрошенных)

ПРОБЛЕМЫ Ранжировано по второй колонке ЯК РФ

Плохое состояние дорог, транспорта, его дороговизна. Территориальная отдаленность. Не развита транспортная структура. Отсутствие круглогодичной дороги с материком. Нет водоотводных каналов вдоль дорог. Плохое состояние мостов, логистики. Отдаленность района от столицы республики. Отсутствие постоянной наземной дороги для связи с Якутском и Магаданом. Нужна связь с Мирным, Ленском. 43 22

ЖКХ, ремонт, отсутствие жилого фонда социального найма, бесконтрольность в этой сфере Нет ТСЖ, нет газификации, проблемы с канализацией и водоснабжением. Нет жилья молодым. Ветхий, аварийный жилой фонд. Нет детских площадок. Слабая инфраструктура. Высокая арендная плата за благоустроенное жилье. 33 34

Дороговизна жизни (низкие зарплаты). Высокие цены на товары и услуги, дороговизна продуктов питания, одежды, в 1,7-2 раза выше, чем в Якутске. Дороговизна авиаперелетов 33 17

Необходима поддержка сельхозпроизводителей Нет гарантированного рынка сбыта. Нет цехов для переработки мяса и рыбы на местах. Необходима реанимация и развитие традиционных областей, возрождение переработки. У производителя нет социального пакета: гарантированной зарплаты, больничных, отпусков. 28

Недостаток квалифицированных специалистов, дефицит кадров Нехватка молодых специалистов, молодежь не хочет работать на селе отток населения в крупные города, большой поток мигрантов 18 22

Психологические проблемы и социальные болезни. Апатия молодежи, депрессивность, инертность и иждивенчество, алкоголизация, лишение родительских прав. 18 4

Плохая мобильная связь, низкая скорость Интернета на селе 15

Безработица, разрушены производства, упадок сельского хозяйства, нет рабочих мест, негде работать молодежи 12 47

Плохая экология, отсутствие благоустройства Необходим современный вывоз мусора 12 16

Нет мест для культурного отдыха семей: кинотеатров, спортзалов, Иинтернет-кафе. Нет места для досуга молодежи 12 17

Нужна системная протекционная государственная политика в Арктике. Нет реализации инвестиционных проектов в промышленности и сельском хозяйстве. Необходима социально-правовая защита северян, северные надбавки 12

Проблемы в здравоохранении Платность, нет кадров, нет специалистов, диагностики. Плохое обеспечение лекарствами, низкий уровень обслуживания. 8 17

Не развит малый и средний бизнес Нет должной здоровой конкуренции среди предпринимателей и обслуживающих управляющих кампаний. Экономика улуса оставляет желать лучшего. 8 7

Проблемы с электроснабжением Дефицит электроэнергии, проблемы с ремонтом электротехники 8

Северный менталитет, иждивенческое настроение 5

Недостаточное финансирование, дотационность 3 13

Нехватка мест в детсадах 3 4

Плохая работа почты 3

Нехватка земельных участков, в том числе для молодых 3

Проблемы развития образования 3

Суровые климатические условия. До центра можно добраться только на самолете, билет 6-7 тыс. руб. Катаклизмы, пожары, наводнения 3

Правовая неграмотность молодежи 2

Вахтовый метод негативно влияет на людей 2

Некомпетентность и кадровый голод в руководстве города, коррупция, закрытость власти, разрыв между местной властью и человеком. 12

Для отдаленной Якутии, где населенные пункты расположены далеко друг от друга, острейшие проблемы - состояние дорог, транспортное сообщение, в том числе авиационное, его дороговизна, отсутствие связи, медленный Интернет. И, конечно, актуальны проблемы, связанные с жильем, его ремонтом, дороговизной квартплаты, с энергоснабжением, благоустройством, экологией. Сельское хозяйство и его отрасли тоже, как говорят, «оставляют желать лучшего».

Журналисты говорят о насущной необходимости поддержки сельхозпроизводителей, гарантированной зарплате и социальном пакете. Если в других регионах стоит острая проблема безработицы и нехватки рабочих мест, то в Якутии, напротив, проблема недостатка квалифицированных молодых кадров, которые уезжают из районов в большие города. Это связано и с тем, что для них не хватает жилья, учреждений для культурного отдыха, а для детей - детских садов, лагерей, площадок для игр.

Особо следует отметить, что журналисты назвали ряд психологических проблем, связанных с апатией молодежи, депрессивностью, инертностью и иждивенчеством. Хотя в республике много внимания уделяется здоровому образу жизни и многое достигнуто в этом отношении, все-таки проблема алкоголизма оказывается в ряду значимых.

Сравнение с ответами журналистов малых городов показывает значительную разницу в рейтингах проблем. Это связано и с тем, что во втором случае шла речь о проблемах городов, а не районов, а также со спецификой проблем отдаленной и малонаселенной Якутии. Поэтому в Якутии острее стоят проблемы транспорта и связи, дороговизны жизни и развития сельского хозяйства. В малых городах других регионов России акцентированы проблемы безработицы, финансового положения городов и эффективной деятельности властей.

Цитаты из анкет

«Якутия - весьма неблагоприятный для проживания регион. Отсутствие современной инфраструктуры, нормальных дорог, мостов, круглогодичного сообщения с «материком», проблемы с энергоснабжением, жилищно-коммунальные проблемы, унаследованные еще со времен СССР, медленное обновление жилфонда - на самом деле, все это относится к предметам первостепенной необходимости. Кроме того, жить на севере не только трудно, но и дорого. Доходы населения не растут так же стремительно, как цены на продукты питания, бензин, коммунальные услуги, электричество. Существуют и проблемы, связанные с оттоком наиболее экономически и социально активного населения в столицу республики. ... Те, кто желает расти в карьерном и личностном плане, старается не задерживаться на малой родине, а побыстрее уехать туда, где больше возможностей для самореализации».

«Наш район - это район Крайнего Севера. Сложные природно-климатические условия, сложная транспортная схема, неразвитая инфраструктура приводит к ряду проблем района. Строительство новых жилых, социальных объектов проводится на очень низком уровне, дороговизна продуктов питания, социально значимых товаров и услуг. Это является факторами того, что население убывает. Молодые специалисты, получившие перспективные профессии, стараются остаться в центральных районах. Малочисленность населения района не привлекает большой бизнес в район».

«Для реальной оценки политической, экономической и социальной жизни района мешает наш северный менталитет, также иждивенческое настроение, чрезмерное упование на государство».

«Дефицит электроэнергии и невозможность массового перевода населения на электроотопление; плохое состояние муниципальных дорог; сокращение средств Программы по социально-экономическому развитию района, вызвавшее остановку строительства и ремонта объектов социально-экономической инфраструктуры».

Итак, проблем много, и они связаны не только с объективными географическими, климатическими и экономическими условиями, но и с работой властей, хотя эта сторона в ответах на открытый вопрос мало затрагивалась в ответах якутских журналистов в отличие от журналистов малых городов.

Нельзя не согласиться с суждением журналистов: «Нужна системная протекционная государственная политика в Арктике, реализация инвестиционных проектов в промышленности и сельском хозяйстве. Необходима социально-правовая защита северян».

Содержательно-тематическая структура газет

Исследование показывает, что якутские журналисты хорошо знают проблемы своих районов, интересы местных жителей, их нужды, поэтому содержательно-тематическая модель изданий выстраивается в соответствии с наиболее важными сторонами жизни районов. Проанализируем ответы по первой позиции шкалы «тема очень важная» (табл. 5).

Первой в повестке дня районных газет по важности оказывается сельскохозяйственная тематика, промыслы, которыми живут районы Якутии: оленеводство, коневодство, мясо-молочное животноводство, рыбный промысел, овощеводство, картофелеводство, пушно-меховое производство, сбор ягод и других даров природы. Сельские жители составляют примерно 35 % населения республики.

Второе место по важности занимает работа местных органов власти (88 % ответов), а в контенте газет, по мнению опрошенных, она занимает даже первое место, что вряд ли правомерно. Журналисты считают эту тему важной, потому что власти играют главную роль в жизни районов. Но они иногда злоупотребляют своими правами учредителя и чрезмерно нагружают газеты официальными документами. Это сокращает площадь, которую можно было бы отвести под материалы, интересные широкой аудитории.

Первоочередными (около 80 % ответов) вполне справедливо считаются и социальные темы, связанные с повседневной жизнью простого человека, чему «большая» пресса уделяет явно недостаточно внимания. Это социальное обеспечение, состояние ЖКХ, деятельность жилищно-коммунальных служб, строительство и ремонт муниципального жилья, строительство, ремонт дорог, других коммуникаций, экология, благоустройство, озеленение городов, поселков, сел. Это именно те темы, которые являются самыми «горячими» для жителей районов и должны быть постоянно в центре внимания властей и прессы.

Весьма существенное место в содержательной модели якутских районных газет (от 68 до 78 %) занимают темы, связанные с экономикой района, развитием местного производства, в том числе пищевой промышленности, развитием малого и среднего бизнеса. Журналисты

Таблица 5

Ответы журналистов и редакторов на вопрос: «В какой мере важны для освещения в вашей газете перечисленные ниже сферы, темы?» (в % к числу опрошенных)

СФЕРЫ, ТЕМЫ позиция «тема очень важная» ранжировано по второй колонке ЯК РФ

Сельское хозяйство, приусадебное хазяйство 93 47

Работа улусных (районных) органов власти 88 81

Социальное обеспечение (пенсионная сфера, инвалиды, многодетные семьи и т. п.) 83 71

Экология, благоустройство, озеленение городов, поселков, сел 78 61

Строительство, ремонт дорог, других коммуникаций 80 78

Сфера образования (обеспеченность и состояние учебных заведений, кадры, качество образования, развитие профтехобразования и т. п.) 80 71

Строительство, ремонт муниципального жилья 80 61

Состояние ЖКХ, деятельность жилищно-коммунальных служб 80 86

Местное производство, в том числе пищевая промышленность 77

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) 77

Экономика улуса (района) в целом 78 67

Семейная тематика, воспитание детей 73 53

Проблемы молодежи 77 48

Развитие форм местного (муниципального) самоуправления 70 49

Развитие производственной сферы, промышленных предприятий, среднего и малого бизнеса 68 67

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сфера здравоохранения (обеспеченность медучреждениями, кадры, оплата труда, оборудование, качество медицинских услуг и т. п.) 68 77

Национальная культура и язык, национальные праздники, народные промыслы, туристический потенциал улуса (района) 68

Спорт, досуг 63 52

Работа органов правопорядка, борьба с преступностью 67 67

Сфера культуры (обеспеченность учреждениями культуры, кадры, материально-технические, финансовые условия и т. п.) 58 59

Морально-этическая тематика 60 53

Сфера занятости, развитие рынка труда, создание рабочих мест 58 57

Транспортное обеспечение, работа транспорта 50 58

История, этнография 50 41

Работа учреждений торговли (обеспеченность товарами, ценовая политика, культура торговли и т. п.) 48 24

Связь, все виды связи, в том числе Интернет 45

Авиасообщение 42

Происшествия, криминал 20 31

отчетливо осознают важность развития экономического потенциала региона за счет местных ресурсов. Однако именно эти темы хуже других, по мнению самих журналистов, освещаются на страницах газет.

Но зато гораздо лучше, чем в содержательной модели реализуется общенациональный проект пропаганды здорового образа жизни жителей республики (10 ранг по важности и 4 ранг по степени реализации этой темы). Поэтому тематика спорта, досуга, которая по важности занимает высокое 10 место, в рейтинге реализации оказалась на втором месте. В этой связи важной оказывается и сфера здравоохранения (обеспеченность медучреждениями, кадры, оплата труда, оборудование, качество медицинских услуг и т. п.).

Весьма примечательно, что в полном соответствии с национальной традицией в числе очень важных названы семейная тематика, воспитание детей, морально-этическая проблематика. В этом ряду и сфера образования: обеспеченность и состояние учебных заведений, кадры, качество образования, отдаленность учебных заведений и т. п. Как и в газетах малых российских городов, привлечение молодежи в число читателей газет в значительной степени связано с созданием специального контента для молодежи и о молодежных проблемах. Пока, судя по оценкам самих журналистов, они с этой задачей справляются неважно.

Приоритетной темой для якутских газет является сохранение и развитие национальной культуры, языка, традиций и ценностей, народных промыслов. Этому могут содействовать учреждения культуры, материально-технической, финансовой и кадровой обеспеченностью которых весьма озабочены якутские журналисты. И эта тема доминирует не только в содержательной модели, но и освещается весьма широко, то есть ранг реализации данной тематики выше, чем ранг важности, хотя и он весьма высок.

Интересом читателей к вышеназванным вопросам объясняются и устойчивые тиражи районных изданий. Следует отметить, что анализ охвата населения улусными (районными) газетами (в процентном отношении к общей численности населения улуса), проведенный в 2014 г. Департаментом по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия), показал, что лидерами являются газеты, издающиеся в арктических улусах, а также издания в районах, в которых преобладает сельское население.

Но есть несколько важных для жителей Якутии проблем, которые попали в конец таблицы. Это транспортное, в том числе авиасообщение и связь, интернет-связь, а также обеспеченность товарами и их дороговизна. Многие из этих проблем вне компетенции местных районных властей и, следовательно, районных газет. Порой они могут быть решены только властями республики или федерального центра.

Проблема безработицы, которая занимала первое место в ответах журналистов малых городов, в Якутии малоактуальна. Здесь другая проблема - нехватки квалифицированных кадров. Менее остра в Якутии, чем в других регионах, проблема борьбы с преступностью, работы правоохранительных органов.

Сравнение тематической модели с ее реальным воплощением показывает точки совпадения и рассогласования (табл. 6).

Можно констатировать: лучше реализуются те темы, которые журналисты считают важными. Первые десять тематических лидеров расположились так: работа районных органов власти, спорт, досуг, здоровый образ жизни, сельское хозяйство, социальное обеспечение, образование, ЖКХ, экология, культура, особенно национальная культура и язык, национальные праздники, народные промыслы.

В целом журналисты не удовлетворены тем, как их издания помогают развивать экономику районов, местное производство, в том числе пищевую промышленность, содействуют развитию, среднего и малого бизнеса. Ощутим также разрыв оценок важности тем и степени их реализации в блоке социальной тематики. Это касается, прежде всего, строительства и ремонта дорог, жилья и деятельности жилищно-коммунальных служб, благоустройства, социального обеспечения, сферы образования.

Таблица 6

Ответы журналистов и редакторов на вопросы: «В какой мере важны для освещения в вашей газете перечисленные ниже сферы, темы?», «В какой степени вашей газете удается освещать перечисленные сферы, темы?» (в % к числу опрошенных)

СФЕРЫ, ТЕМЫ Ранжировано по второй колонке Очень важные Реализ-ся достаточно хорошо Ранг

1. Сельское хозяйство, приусадебное хозяйство 93 70 3

2. Работа улусных (районных) органов власти 88 78 1

3. Социальное обеспечение (пенсионная сфера, инвалиды, многодетные семьи и т. п.) 83 63 5-6

4. Сфера образования (обеспеченность и состояние учебных заведений, кадры, качество образования, развитие профтехобразования и т. п.) 80 63 5-6

5. Состояние ЖКХ, деятельность жилищно-коммунальных служб 80 57 8

6. Строительство, ремонт муниципального жилья 80 55 9

7. Строительство, ремонт дорог, других коммуникаций 80 45 14

8. Экология, благоустройство, озеленение городов, поселков, сел 78 53 10-11

9. Экономика улуса (района) в целом 78 52 12-13

10. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) 77 65 4

11. Проблемы молодежи 77 38 17-18

12. Местное производство, в том числе пищевая промышленность 77 35 20-21

13. Семейная тематика, воспитание детей 73 52 12-13

14. Развитие форм местного (муниципального) самоуправления 70 42 15-16

15. Национальная культура и язык, национальные праздники, народные промыслы, туристический потенциал улуса (района) 68 53 10-11

16. Сфера здравоохранения (обеспеченность медучреждениями, кадры, оплата труда, оборудование, качество медицинских услуг и т. п.) 68 42 15-16

17. Развитие производственной сферы, промышленных предприятий, среднего и малого бизнеса 68 33 22-23

18. Работа органов правопорядка, борьба с преступностью 67 37 19

19. Спорт, досуг 63 72 2

20. Морально-этическая тематика 60 38 17-18

21. Сфера культуры (обеспеченность учреждениями культуры, кадры, материально-технические, финансовые условия и т. п.) 58 62 7

22. Сфера занятости, развитие рынка труда, создание рабочих мест 58 35 20-21

23. История, этнография 50 33 22-23

24. Транспортное обеспечение, работа транспорта 50 27 25

25. Работа учреждений торговли (обеспеченность товарами, ценовая политика, культура торговли и т. п.) 48 15 28

26. Связь, все виды связи, в том числе Интернет 45 25 26

27. Авиасообщение 42 22 27

28. Происшествия, криминал 20 32 24

Жанровая структура газет

Для исследования жанровой модели газет при формировании вопросов была, наряду с традиционной, предложена классификация жанров по функциональным признакам (табл. 7).

Результаты показывают, что, помимо естественных для газет информационных жанров (88 % ответов), в местных изданиях сегодня востребованы аналитические, справоч-но-консультационные. Почти половина опрошенных подтвердила, что есть на страницах районных газет публицистика, коммуникативные жанры, которые позволяют и привлекать аудиторию, и общаться с нею на Интернет-форумах, в социальных сетях, при помощи публикации писем и ответов на них. Развлекательные жанры заняли последнее место (28 %), хотя они хорошо воспринимаются аудиторией и делают газеты более живыми, остроумными, игровыми. У якутских журналистов есть творческие резервы для развития этой жанровой группы.

Если эти данные сравнивать с ответами сотрудников газет, издающихся в малых россий -ских городах, то якутские журналисты на 20 % чаще фиксировали наличие публикаций с элементами аналитики, а также на 10 % чаще говорили о том, что наличествует развлекательная информация. Впрочем, все это только суждения, которые следует проверить методом контент-анализа газет.

Сведения о реальной специализации опрошенных журналистов (см. табл. 8) показывают, что действительно в газетах есть люди, которые специализируются на публицистических жанрах интервью и очерка, и их больше, чем в газетах малых городов (39 и 29 % соответственно). В то же время естественно, что в районных газетах и в газетах малых городов, где невелики штаты, работают журналисты-универсалы, которые пишут в разных жанрах (чаще в информационных) и на разные темы.

Таблица 7

Ответы журналистов и редакторов на вопрос: «Какие жанровые формы преобладают в вашей газете?» (в % к числу опрошенным)

ЖАНРЫ Ранжировано по второй колонке ЯК РФ

1. Информационные (заметка, хроника, репортаж, сводка и т. п.) 88 88

2. Аналитические (статья, корреспонденция, комментарий и т. п.) 57 37

3. Справочно-консультационные (юридические консультации, советы по здоровью, взаимоотношениям, моде, по ведению дома, хозяйства, дачи и т. п.) 55 34

4. Публицистические (очерк, зарисовка, интервью, эссе, фельетон и т. п.) 48 45

5. Коммуникативные (письма в редакцию, ответы на письма, форумы, обсуждения, дискуссии и т. п.) 48 41

6. Развлекательные, досуговые (стихи, проза, кроссворды, гороскопы, анекдоты, шутки, комиксы и т. п.) 28 18

Таблица 8 Ответы журналистов на вопрос: «Ваша жанровая специализация» (в % к числу опрошенные)

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ЯК РФ

Репортер, хроникер 35 20

Интервьюер 26 18

Очеркист 13 11

Обозреватель, комментатор 9 12

Мой жанр - расследование - 2

Другое -

Нет специализации, пишу в разных жанрах 54 64

Заключение

Хотя уровень журналистских публикаций и квалификации кадров, по мнению опрошенных, весьма далек от совершенства, наличие разнообразной жанровой палитры, особенно публицистических, аналитических и коммуникативных жанров, радует, потому что районные издания Якутии следуют отечественной модели журналистики как творческой профессии, в отличие от западной парадигмы, которая рассматривает журналистику преимущественно как новостную службу. О. Д. Якимов справедливо пишет о стереотипе современного сознания, согласно которому «магистральным путем развития индивидов и всего сообщества народов Земли представляются лишь ценности европейской материальной и духовной культуры. Отсюда следует, что единственный путь развития культуры коренных народов Севера - ее европеизация. Происходит силовое навязывание народу далеко не безупречных стандартов демократии, за которыми просматриваются экономические и политические интересы» [13, с. 8].

Именно рассмотрение журналистики как творческой деятельности, как служения, как общественной миссии отличает наше понимание журналистики от новостного рипотинга, как службы, которая укоренилась в западной, особенно американской журналистике. И здесь мы имеем дело с двумя подходами к журналистике, связанными с цивилизационными особенностями и типами общества и журналистики. В российско-американском исследовании, ставшем впоследствии глобальным, проведенном нами в начале 1990 гг., отчетливо проявилась эта разница российского и американского журнализма. По-западному: более динамичный, прагматизированный, рационализированный, новостной, рипотинговый, толерантный, законопослушный, открытый, дуальный американский журнализм. Российский журнализм предстает как более творческий, менее прагматичный, более ориентированный на этические и культурные ценности, традиционно относящийся скорее к литературному творчеству, чем к информационной службе, более созерцательный и аналитический, уповающий на власть традиции и авторитета, на коллективизм, связан с общественной миссией [14].

Классическая отечественная парадигма рассматривает журналистику как творчество, как словесное искусство, как миссию служения обществу и удовлетворения его сущностных потребностей, которые помогают обществу быть нравственным и динамичным, развиваться духовно, культурно, социально, экономически, политически. В отечественной традиции журналист не только «сообщатель» новостей, но и их «осмысливатель» и выразитель своей (общественной) точки зрения на динамичную реальность. Современная парадигма, основанная на западной традиции, рассматривает журналистику преимущественно как новостную службу, как бизнес, а массмедиа - как микс журналистских, пропагандистких PR-текстов, развлекательного контента и рекламы, то есть медиаконтента, который наилучшим образом продается. Предпочтительным кажется синтезный вариант, когда сочетаются сущностно-смысловая, ценностная вертикальная константа и активная, адаптивная динамическая горизонталь.

Основной вывод исследования: якутские журналисты продемонстрировали достаточно зрелые социально-профессиональные представления о функционально-содержательной и жанровой моделях районных газет, отчетливо понимают гуманитарные, социокультурные задачи своих изданий и стараются их по мере сил реализовать их (хотя это не всегда удается из-за недостатка квалифицированных кадров, экономических, технологических и других причин) в рамках отечественной парадигмы с национальной спецификой, обусловленной особенностями и историей якутской журналистики, миссия которой состоит в том, чтобы полноценно удовлетворять информационные потребности своей аудитории, консолидировать ее, выступать фактором этнокультурного развития, содействовать сохранению и развитию национальных ценностей, национальной культуры, органично вписанной в российскую и мировую культуру.

Л и т е р а т у р а

1. Свитич Л. Г., Смирнова О. В., Ширяева А. А., Шкондин М. В. Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг. // Вестн. Моск. ун-та, сер. «Журналистика». - 2014. - № 5-6.

2. Свитич Л. Г., Смирнова О. В., Ширяева А. А., Шкондин М. В. Функциональная и проблемно-тематическая модели городской газеты // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2014. - № 5.

3. Департамент по делам печати и телерадиовещанию Республики Саха (Якутия): [Электронный ресурс] URL: http://www.sakha.gov.ru/depsmi (Дата обращения: 16.03.2015).

4. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. - М.: Аспект Пресс, 2007.

5. Фомичева И. Д. Социология СМИ. - М.: Аспект Пресс, 2007.

6. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. - М.: Аспект Пресс, 2007.

7. Вартанова Е. Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы. - М.: МедиаМир, 2009.

8. Ахмадулин Е. В. Краткий курс теории журналистики. - Ростов на Дону, 2006.

9. Чевозерова Г. В. Основы теории журналистики. Метажурналистика. - Тольятти, 2011.

10. Свитич Л. Г. Журналистика в контексте современных научных парадигм. - М.: Ф-т журн. МГУ, 2013.

11. Якимов О. Д. Печать Якутии на весах времени. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012.

12. Сидоров О. Г. Периодическая печать в культуре этноса // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Серия Филология. - № 4 (Том 1), 2013. - С. 71-80.

13. Якимов О. Д. Периодическая печать Восточной Сибири и ее трансформации. - Новосибирск: Наука, 2014.

14. Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Российский журналист и журналистское образование. - М.: Икар, 2006.

R e f e r e n c e s

1. Svitich L. G., Smirnova O. V., Shiriaeva A. A., Shkondin M. V. Gazety srednikh i malykh gorodov Rossii v 2010-kh gg. // Vestn. Mosk. un-ta, ser. «Zhurnalistika». - 2014. - № 5-6.

2. Svitich L. G., Smirnova O. V., Shiriaeva A. A., Shkondin M. V. Funktsional'naia i problemno-tematicheskaia modeli gorodskoi gazety // Izvestiia Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baikal'skii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i prava). - 2014. - № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Departament po delam pechati i teleradioveshchaniiu Respubliki Sakha (Iakutiia): [Elektronnyi resurs] URL: http://www.sakha.gov.ru/depsmi (Data obrashcheniia: 16.03.2015).

4. Prokhorov E. P. Vvedenie v teoriiu zhurnalistiki. - M.: Aspekt Press, 2007.

5. Fomicheva I. D. Sotsiologiia SMI. - M.: Aspekt Press, 2007.

6. Korkonosenko S. G. Osnovy zhurnalistiki. - M.: Aspekt Press, 2007.

7. Vartanova E. L. Teoriia SMI: Aktual'nye voprosy. - M.: MediaMir, 2009.

8. Akhmadulin E. V. Kratkii kurs teorii zhurnalistiki. - Rostov na Donu, 2006.

9. Chevozerova G. V. Osnovy teorii zhurnalistiki. Metazhurnalistika. - Tol'iatti, 2011.

10. Svitich L. G. Zhurnalistika v kontekste sovremennykh nauchnykh paradigm. - M.: F-t zhurn. MGU, 2013.

11. Iakimov O. D. Pechat' Iakutii na vesakh vremeni. - Iakutsk: Izdatel'skii dom SVFU, 2012.

12. Sidorov O. G. Periodicheskaia pechat' v kul'ture etnosa // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina. Seriia Filologiia. - № 4 (Tom 1), 2013. - S. 71-80.

13. Iakimov O. D. Periodicheskaia pechat' Vostochnoi Sibiri i ee transformatsii. - Novosibirsk: Nauka, 2014.

14. Svitich L. G., Shiriaeva A. A. Rossiiskii zhurnalist i zhurnalistskoe obrazovanie. - M.: Ikar, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.