Научная статья на тему 'Улучшение системы менеджмента качества на основе требований и рекомендаций стандартов'

Улучшение системы менеджмента качества на основе требований и рекомендаций стандартов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
515
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пермитина Л.В.

В статье рассматривается проблема улучшения системы менеджмента качества с позиций международных и национальных стандартов и рекомендаций; рассмотрены методы по улучшению различных объектов, рекомендованные в различных стандартах, дана их сравнительная характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Улучшение системы менеджмента качества на основе требований и рекомендаций стандартов»

УЛУЧШЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ И РЕКОМЕНДАЦИЙ СТАНДАРТОВ

© Пермитина Л.В.*

Ковылкинский филиал Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Ковылкино

В статье рассматривается проблема улучшения системы менеджмента качества с позиций международных и национальных стандартов и рекомендаций; рассмотрены методы по улучшению различных объектов, рекомендованные в различных стандартах, дана их сравнительная характеристика.

Одним из принципов современного менеджмента качества является постоянное улучшение деятельности организации. Содержание данного принципа означает, что результаты деятельности организации становятся оптимальными, если ее работа осуществляется на основе управления знаниями в условиях созданной культуры непрерывного познания, инноваций и улучшения.

Стандарты серии ИСО 9000, разработанные международной организацией по стандартизации, установили признанные во всем мире требования к системам менеджмента качества, применяемые для организаций всех типов и отраслей. Основными стандартами ИСО серии 9000 являются:

- МС ИСО 9000:2008 - Система менеджмента качества. Основные положения и словарь;

- МС ИСО 9001:2008 - Системы менеджмента качества. Требования;

- МС ИСО 9004:2009 - Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подходы на основе менеджмента качества.

ГОСТ Р ИСО 9000:2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» содержит следующие определения, отражающие сущность постоянного улучшения деятельности организации [2, с. 18].

Улучшение качества - часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнять требования к качеству.

Постоянное улучшение - повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнять требования.

Данные определения находятся в основе концепции постоянного улучшения деятельности организации. Идеи постоянного улучшения активно разрабатывались начиная с 1950-х годов многими специалистами в области управления качеством - А. Фейгенбаумом, Дж. Джураном, Ф. Кросби, УЭ. Демингом, К. Исикавой, Г. Тагути, Дж. Харрингтоном и другими.

* Старший преподаватель кафедры Менеджмента организации.

Одной из наиболее распространенных иллюстраций идеи постоянного улучшения является «цикл Деминга» (цикл РБСЛ: Планируй-Делай-Про-веряй-Воздействуй). Данный цикл повторяется с учетом полученных данных и результатов осуществленных перемен.

Во введении к стандарту ГОСТ Р ИСО 9001: 2008 «Системы менеджмента качества. Требования» четко определена необходимость реализации «цикла Деминга» как на уровне системы менеджмента в целом, так и при управлении каждым процессом [4, с. 5].

Целью постоянного улучшения деятельности организации является увеличение возможности повышения удовлетворенности заинтересованных сторон. При этом в соответствии с ГОСТ Р 9000: 2008 действия по улучшению включают:

- анализ и оценку существующего положения с целью определения областей для улучшения;

- установление целей улучшения:

- поиск возможных решений для достижения целей;

- оценивание и выбор решений;

- выполнение выбранных решений;

- измерение, проверку, анализ и оценку результатов выполнения для установления того, достигнуты ли цели;

- оформление изменений.

Полученные результаты анализируются с целью установления дальнейших возможностей для улучшения. Таким образом, улучшение является постоянной деятельностью организации

В организации можно выделить различные объекты улучшения. Таковыми могут быть: продукции, процессы, система менеджмента качества, бизнес и организация в целом, окружающая среда [1, с. 30-33].

Большинство пользователей стандартов ИСО серии 9000 получают ощутимую выгоду в начале процесса, при внедрении требований в их деятельность. Эти первоначальные преимущества, как правило, связаны с улучшениями в самой организации и с улучшением внутренней коммуникации. Преимущества также появляются вследствие эффективного внутреннего аудита и управленческого анализа системы.

Как и все системы, система качества либо улучшается, либо становиться менее эффективной. Она не может оставаться неизменной длительный период времени.

Улучшение системы менеджмента качества в соответствии с МС ИСО серии 9000 является частью этой системы, одной из функций менеджмента качества. С одной стороны, это безусловно, шаг вперед по сравнению с предыдущей версией. С другой - это в известной мере проблема, ибо любая система по определению консервативна. Любые инициативы по изменению, даже для целей улучшения, будут встречать определенное сопротивление элементов самой

Экономика и управление качеством

271

системы. Под улучшением системы менеджмента качества следует понимать повышение ее способности удовлетворять требования. Устранение же несоответствий по результатам аудитов есть лишь доведение реальной способности выполнять требования до запланированного уровня [6, с. 14].

В стандартах предлагаются различные методы улучшения системы менеджмента качества. Стандарт ИСО 9004:2009 предлагает организациям применять также и метод самооценки. В новой версии стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2008 введенного взамен ГОСТ Р ИСО 9001:2001 методом улучшения системы менеджмента качества является внутренний аудит (проверки). Стандарт ИСО 9004: 2009 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подходы на основе менеджмента качества» указывает на применение таких методов улучшения системы как внутренние аудиты, самооценка, бенчмаркинг. Согласно данному стандарту внутренние аудиты являются результативным инструментов для определения уровня соответствия системы менеджмента организации заданным критериям, а также для получения ценной информации для понимания, анализа и постоянного улучшения деятельности организации [6, с. 19]. Самооценка - это всестороннее и систематическое рассмотрение деятельности организации и ее выполнения в соответствии с уровнями зрелости. Результаты самооценки согласно данному стандарту обеспечивают постоянное улучшение деятельности всей организа-ции, а также выявление возможностей для улучшения. Также данный стандарт предлагает применять методологию измерения и анализа - бенчмаркинг. С помощью банчмаркинга выявляются пробелы в выполнении деятельности и потенциальные области улучшения, на основе данных производится разработка и мониторинг соответствующих планов улучшений.

Стандарты в совокупности образуют основу для постоянного улучшения и достижения высокого уровня развития систем менеджмента качества. МС ИСО серии 9000 определяют восемь принципов менеджмента качества и использование процессного подхода с целью постоянного улучшения. МС ИСО 9001 определяет основные требования в системе менеджмента качества, которые организация должна выполнять, чтобы продемонстрировать свою способность постоянно обеспечивать поставку продуктов (и услуг), которые повышают степень удовлетворенности клиентов и соответствуют принятым обязательным и законодательным требованиям. МС ИСО 9001 может быть использован для сертификации и контрактных целей, в тех случаях, когда организации необходимо признание имеющейся системы менеджмента качеством. Организация получит наибольшую пользу, интегрировано используя всю серию стандартов. На наш взгляд, для начального ознакомления с основными понятиями и используемым языком (терминологией) необходимо использовать стандарт ИСО 9000. Стандарт ИСО 9004 может быть использован для того, чтобы сделать систему менеджмента качества более результативной и эффективной в вопро-

сах достижения поставленных бизнес - целей и задач. Вместе все разделы ИСО 9001:2008 определяют, что необходимо сделать чтобы обеспечить постоянную поставку продукции, удовлетворяющей клиента и соответствующей законодательным и нормативным требованиям. Кроме того, необходимо стремиться удовлетворить клиента путем непрерывного улучшения системы менеджмента качества.

Принимая стандарт ИСО 9001, организация направляет усилия на удовлетворение клиентов и на постоянное совершенствование операций посредством системы менеджмента качества. Постоянное улучшение - это процесс повышения эффективности организации в соответствии с политикой по качеству и целями в области качества, которые устанавливаются и периодически обновляются. ИСО 9001 требует планирования и регулирования процессов, необходимых для постоянного улучшения системы менеджмента качества. ИСО 9004 содержит информацию, которую можно использовать, чтобы выйти за рамки требований ИСО 9001 для укрепления конкурентных позиций и для улучшения оперативной эффективности. Согласно данным стандартам рекомендуется получить данные из различных источников, как внутренних, так и внешних, чтобы оценить, насколько соответствуют цели в области качества изменяющимся условиям. Эта информация также может быть использована для улучшения осуществления всех бизнес-процессов, в том числе и для улучшения системы менеджмента качества.

Методические рекомендации по постоянному улучшению системы менеджмента качества предполагают последовательное применение цикла Шухарта-Деминга (цикл PDCA), который представляет собой циклическую модель управления, включающую последовательно применяемые процессы. Название «цикл» показывает, что такой процесс применяется непрерывно и последовательно, цикл за циклом, постоянно улучшая показатели деятельности или процесса.

Таким образом улучшение системы менеджмента качества основывается на требования и рекомендации международных стандартов.

Список литературы:

1. Глазунов A.B. Постоянное улучшение. Подходы, методы, приемы // Методы менеджмента качества. - 2003. - № 2. - С. 30-36.

2. ГОСТ Р ИСО 9000: 2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 26 с.

3. ГОСТ Р ИСО 9004:2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 34 с.

4. ГОСТ Р ИСО 9001: 2008 Системы менеджмента качества. Требования.

5. ИСО 9004: 2009 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подходы на основе менеджмента качества.

6. Салимова Т.А. Самооценка деятельности организации: учеб. / Т.А. Са-лимова, Ю.Р. Еналеева. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. - 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.