Научная статья на тему 'Улучшение межгосударственных и межрегиональных продовольственных связей'

Улучшение межгосударственных и межрегиональных продовольственных связей Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
160
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ / INTEGRATED SYSTEMS / ПОТРЕБИТЕЛИ / CONSUMERS / ПОСТАВЩИКИ / SUPPLIERS / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / ЭКСПОРТ И ИМПОРТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / FOOD IMPORTS AND EXPORTS / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / EXPORT POTENTIAL / ЗАКУПОЧНЫЕ И ТОРГОВЫЕ ЦЕНЫ / THE PURCHASING AND TRADING PRICES / ПОВЫШЕНИЕ САМООБЕСПЕЧЕННОСТИ / INCREASE OF SELF-SUFFICIENCY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Силаева Л.П., Якунина З.В., Губанова Н.В.

Авторами обобщены основные факторы, определяющие межрегиональные и межгосударственные продовольственные связи, основные принципы и направления обеспечения продуктами питания крупных городов и промышленных центров, районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий при сочетании использования рыночных механизмов с государственным регулированием продовольственного рынка; раскрывается специфика формирования товарных потоков зерна и продуктов его переработки, сахара, растительного масла, картофеля, молока и молочных продуктов, мяса и мясных продуктов; освещаются организационно-экономический механизм государственного регулирования межрегиональных и межгосударственных связей и подходы к определению их экономической эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE OF INTERSTATE AND INTERREGIONAL FOOD RELATIONS

The article deals with a compilation of essential factors defining the interregional and interstate food relations, the basic principles and directions of food supply of large cities and industrial centers, areas Of the Far North and equated to them territories when combined the use of market mechanisms with the state regulation of the food market. The authors show the specifics of formation of commodity grain flows and its processed products, sugar, vegetable oil, potato, milk and dairy products, meat and meat products; the organizational and economic mechanism of state regulation of inter-regional and inter-state linkages and approaches to defining their economic efficiency are shown in the article.

Текст научной работы на тему «Улучшение межгосударственных и межрегиональных продовольственных связей»

УДК 338.439.02(470.40)

УЛУЧШЕНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

Л. П. Силаева, доктор экон. наук

ФГБНУ «Всероссийский научно- исследовательский институт экономики сельского хозяйства», Россия, e-mail: prognos@mail.ru

З. В. Якунина, канд. экон. наук

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Россия, e-mail: yakuninazoya@mail.ru

Н. В. Губанова, канд. экон. наук

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова», Россия, e-mail: nadya_gubanova@mail.ru

Авторами обобщены основные факторы, определяющие межрегиональные и межгосударственные продовольственные связи, основные принципы и направления обеспечения продуктами питания крупных городов и промышленных центров, районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий при сочетании использования рыночных механизмов с государственным регулированием продовольственного рынка; раскрывается специфика формирования товарных потоков зерна и продуктов его переработки, сахара, растительного масла, картофеля, молока и молочных продуктов, мяса и мясных продуктов; освещаются организационно-экономический механизм государственного регулирования межрегиональных и межгосударственных связей и подходы к определению их экономической эффективности.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, экспорт и импорт продовольствия, экспортный потенциал, закупочные и торговые цены, повышение самообеспеченности, поставщики, потребители, интегрированные системы.

Составной частью системы мер по обеспечению страны основными видами продовольствия и развитию агропромышленного комплекса является внешняя экономическая политика, ориентированная на интеграцию России в мировую экономику и мировой продовольственный рынок.

Присоединение России к ВТО наряду с решением других проблем связано с обеспечением продовольственной безопасности как одной из важнейших составных частей национальной безопасности страны. Эта проблема имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое значение, определяемое в частности перспективами развития отечественного сельского хозяйства и производства зерна - его основной отрасли. Членство в ВТО открыло для России более благоприятные возможности экспорта зерна. Однако в современных условиях его значение по сравнению с началом прошлого века, когда Россия была самым крупным в мире зерновым экспортером, принципиально иное. В дореволюционном прошлом российский зерновой экспорт отражал аграрную специализацию экономики страны и ее отсталость. В современных условиях этот экспорт должен

осуществляться при достойном уровне питания собственного населения и обеспечении национальной продовольственной безопасности. Поставки в этих условиях стабильного и значительного объема зерна должны соответствовать национальным интересам страны. Именно такая роль зернового экспорта подтверждается многолетней практикой США, Европейского союза, Канады, Австралии, Аргентины - традиционно крупнейших мировых экспортеров и поставщиков зерноемкой продукции животноводческих отраслей - свинины и мяса птицы.

Зерновое хозяйство - это одна из немногих отраслей отечественного сельскохозяйственного производства, продукция которой вполне конкурентоспособна на мировом рынке. Перспективу производства зерна следует рассматривать с учетом исторически сложившихся условий его ведения и современного состояния зерновой отрасли, а также наиболее вероятных тенденций ее развития в будущем.

Не вызывает сомнения то, что Россия имеет реальные возможности войти в ряд крупнейших зерновых экспортеров мира. Это обусловлено сравнительно большим

Нива Поволжья № 1 (42) февраль 2017 117

размером зернового клина при резервах его расширения, условиями для производства экологически чистого зерна и другими факторами, определяющими относительно высокую конкурентоспособность на мировом рынке: наибольшими в мире генетическими ресурсами зерновых колосовых культур, высокой землеобеспеченностью, более низкими по сравнению с мировыми ценами на горюче-смазочные материалы, сравнительно квалифицированной и дешевой рабочей силой, капитальными элеваторами и другими емкостями для хранения зерна. Выражением относительно высокой конкурентоспособности российского зерна является тот факт, что, как правило, внутренние рыночные цены на него обычно ниже мировых.

Основные зернопроизводящие регионы России размещены в степной и сухостеп-ной зонах, природные условия которых позволяют получать прежде всего относительно дешевое высокобелковое и экологически чистое зерно продовольственной пшеницы. Зоны ее производства находятся в территориальной близости к портам, имеющим выход на такие емкие рынки сбыта зерна, как страны Центральной Азии, Северной Африки, Среднего и Ближнего Востока. Значимость этого фактора возрастает в связи с перспективами ускоренного роста численности населения этих стран, а следовательно, увеличения их спроса на продовольственное и фуражное зерно.

В то же время реализации российского зернового экспортного потенциала препятствует ряд факторов, связанных с недостатками государственной зерновой политики. Увеличение экспорта зерна возможно лишь при наращивании объемов его производства и наличии крупных резервов на случай снижения урожаев в годы с неблагоприятными погодными условиями. Решение этой задачи невозможно в условиях, когда обеспеченность зернопроизводящих хозяйств тракторами и зерноуборочными комбайнами составляет половину от нормативной потребности при 70 % изношенности, а также при прогрессирующем снижении плодородия почвы. Зерновое хозяйство функционирует в современных условиях преимущественно благодаря такому даровому фактору, как еще сохранившееся естественное плодородие русских черноземов.

Россия может реализовать названные преимущества для развития зернового экспорта в основном в благоприятные по погодным условиям годы. В ведущих зерно-

производящих странах рост эффективности и доходности производства зерна происходит преимущественно за счет быстрой реализации достижений научно-технического прогресса. Зерновое хозяйство экономически развитых стран все в большей степени превращается в наукоемкую отрасль производства, что делает в перспективе конкуренцию с ними отечественного зернового хозяйства трудно разрешимой задачей.

России нужна новая национальная государственная экспортная зерновая политика, в наибольшей степени соответствующая задачам повышения самообеспеченности продовольствием и условиям как внутреннего, так и внешнего рынков. Определяющая роль в формировании ценовой ситуации на зерновом рынке должна принадлежать государству. Это подтверждается многолетней практикой основных зер-новывозящих стран, в которых экспорт зерна обеспечивается комплексной поддержкой: законодательной, организационной и экономической.

Положение в зерновом хозяйстве и внешней торговле зерном станет намного лучше, если эта жизненно важная отрасль экономики и важнейшая часть продовольственного рынка станет приоритетной для государства. В стране необходимо создание развитой системы торговли зерном под эгидой государственной структуры типа Канадского совета по зерну или американской Товарно-кредитной корпорации. Они доказали свою высокую эффективность не только как закупочные и торговые организации, но и как органы планирования и регулирования зернового хозяйства, рынка зерна и его экспорта. При этих условиях зерно пшеницы и ячменя может в России так же, как и в Канаде, стать важной экспортной статьей.

Государственная зерновая политика должна рассматривать экспорт зерна не как самоцель, а как составную часть общей национальной аграрной политики, тесно увязанной с развитием внутреннего продовольственного рынка в целом и его зерновой составляющей, сочетать его с формированием в необходимых размерах резервов, проведением товарных закупок и интервенций. Объемы вывоза зерна целесообразно увязывать с импортом животноводческой продукции и ростом ее потребления в перспективе, повышением платежеспособности населения и улучшением структуры его питания за счет увеличения потребления продуктов животного происхождения. Кроме того, зерновой экспорт

призван стать стимулом для наращивания производства зерна внутри страны (таблица). Адаптация зернопроизводящих хозяйств к новым экономическим условиям, инвестирование в зерновую отрасль финансовых ресурсов промышленных и торговых структур в рамках отдельных крупных интегрированных формирований позволяют в сравнительно короткий срок обеспечить рост производства зерна. При этих условиях, как уже отмечалось, Россия без ущерба для его внутреннего потребления на фураж и при рациональном использовании кормового зерна сможет реализовать возможности увеличения зернового экспорта до 15 млн. т, как это определено госпрограммой.

Государство вправе применять конкурсный отбор участников экспортных операций, лицензирование, установление квот на экспорт зерна и их распределение по территории страны. Создание интегрированных формирований при условии установления обоснованных критериев отбора участников поможет проводить активную структурную и инвестиционную политику, будет способствовать углублению специализации зон с благоприятными природными условиями на производстве определенных видов зерна.

Перспективы развития территориального разделения труда в производстве сахара и его межрегиональных поставок, исходящие из задачи повышения уровня самообеспечения им страны, связаны главным образом с восстановлением свекловичного производства в регионах с наиболее благоприятными условиями возделывания сахарной свеклы с целью

использования резервов увеличения производства наиболее конкурентоспособной продукции.

Более быстрыми темпами должна увеличиваться выработка сахара-песка из свеклы в областях Центрального Черноземья. Отсюда на общероссийский рынок продовольствия при благоприятных условиях может поступать около 1,7 млн. т сахара преимущественно в более близко расположенные к этому району, чем к другому крупному поставщику - Северному Кавказу, регионы Центрального и СевероЗападного федеральных округов. Сокращение расстояния перевозок будет способствовать снижению транспортных затрат, удешевлению сахара и вырабатываемых с его использованием других продуктов питания.

К концу текущего десятилетия предполагается заметное повышение самообеспечения сахаром вследствие увеличения переработки сахарной свеклы в Республике Мордовия, Брянской, Рязанской, Тульской, Нижегородской, Самарской и Саратовской областях, Алтайском крае. Круг традиционных поставщиков сахара (области Центрального Черноземья, Краснодарский край, а также республики Адыгея и Карачаево-Черкесия, Орловская и Пензенская области) может расшириться за счет таких регионов, как республики Башкортостан и Татарстан, Ставропольский край, Ульяновская область, где объемы выработки сахара будут не только полностью удовлетворять собственные потребности, но позволят часть вырабатываемой продукции отгружать в регионы с дефицитом сахара.

Группировка российских нетто-вывозящих (включая экспорт) и нетто-ввозящих (включая импорт) зерно регионов в 2011-2015 гг.

Показатель Вывозящие регионы Ввозящие регионы Итого и в среднем

Количество регионов 31 49 80

% к итогу 38,8 61,2 100,0

Вывоз* 39254,9 1266,3 2388,2 48,7 41643,1 520,5

Ввоз* 6723,1 2394,5 11830,7 241,1 18553,8 231,9

Производство* 74229,5 2394,5 18818,4 384,1 93048,2 1163,1

% к итогу 79,8 20,2 100,0

Потребление* 40650,2 27363,0 68013,2

% к итогу 59,8 40,2 100,0

Соотношение объемов производства и потребления зерна 1,00:0,55 1,00:1,45 1,00:0,73

Удельный вес, % вывоза зерна в объеме его производства 52,9 12,9 44,8

ввоза зерна в объеме его потребления 16,5 43,2 27,3

*В числителе - всего, в знаменателе - в расчете на один регион.

Нива Поволжья № 1 (42) февраль 2017 119

В качестве основных стран-поставщиков в Россию сахара-сырца следует рассматривать прежде всего Бразилию и Кубу. Потенциальный поставщик белого сахара -государства, наиболее близкие к потребляющим его российским регионам, ориентированным на их рынок, обеспеченный развитым железнодорожным сообщением с ней. Природные условия основных зон экспорта сахара более благоприятны, чем в основных регионах свеклосахарного производства России.

Основными поставщиками отечественного растительного масла на общероссийский продовольственный рынок будут девять регионов: Краснодарский и Ставропольский края, Белгородская, Воронежская, Тамбовская, Волгоградская, Саратовская, Ростовская и Оренбургская области. Их суммарная потребность в растительном масле оценивается с учетом местного использования его и на технические цели в размере 360 тыс. т, что позволит вывозить отсюда в регионы с дефицитом растительного масла 1,2...1,3 млн. т продукции.

Потребителями растительного масла останутся крупные административные и промышленные центры страны: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Уфа, Челябинск и др. Учитывая, что намечается существенный прирост производства таких видов продукции пищевой промышленности, как овощные и рыбные консервы, для выработки которых используется растительное масло, следует ожидать увеличения поступления его на предприятия рыбной и плодоовощной промышленности республик Северного Кавказа, Приморского края, Мурманской, Астраханской, Камчатской, Сахалинской и Калининградской областей.

В перспективе сохранится потребность в импорте растительных масел. Предполагается, что из стран СНГ, в основном Украины, Молдавии и республик Средней Азии, будут поступать подсолнечное, кукурузное, хлопковое и некоторые другие виды растительных масел, а из стран дальнего зарубежья главным образом те виды масел, которые в России и других странах Содружества не вырабатываются: оливковое, пальмовое, пальмоядровое, кокосовое и др.

В группу регионов, вывозящих картофель, входят те, где его производство на душу населения превышает 250 кг. Регионы, где производство картофеля составляет не менее 240-250 кг на душу населения,

образуют самообеспечиваемую группу. Удовлетворение потребностей населения в картофеле регионов с производством менее 240 кг на душу населения в решающей мере зависит от ввоза.

Для вывозящих регионов целесообразно создание интегрированных систем, объединяющих производителей картофеля и структур, обеспечивающих его хранение, транспортировку, переработку и реализацию, при специализации хозяйств, производящих семенной, продовольственный, в том числе ранний картофель, а также предназначенный для переработки на крахмал, спирт и картофелепродукты.

Дефицит картофеля во многих регионах страны с ограниченными возможностями развития картофелеводства должен восполняться за счет завоза не только свежего картофеля, но и изготовленных из него транспортабельных готовых к употреблению пищевых продуктов, а также полуфабрикатов с длительными сроками хранения, обладающих сравнительно высокой транспортабельностью и требующих для перевозки в сравнении с неперерабо-танной продукцией в несколько раз меньше транспортных средств.

Рациональное размещение товарного овощеводства предполагает сочетание местного производства овощей в пригородных зонах и глубинных районах Нечерноземья, Урала, Сибири и Дальнего Востока с завозом ранних овощей и продукции теплолюбивых культур из районов их избыточного производства, имеющих благоприятные природные условия для развития отрасли. Целесообразен также внутрирегиональный и межрегиональный ассортиментный обмен овощами. Например, можно организовать поставки моркови и свеклы из северных областей в южные области, а из этих областей - встречный вывоз продукции теплолюбивых овощных культур.

Овощеводство защищенного грунта следует вести преимущественно в соответствии с принципом самообеспечения отдельных регионов продукцией зеленных культур и частично огурцами и вывоза из южных регионов в центральные и северные регионы страны томатов и других овощей в зимний и ранневесенний периоды, когда получение их урожая на месте неэффективно в связи с низкой естественной освещенностью.

Сглаживание сезонности и обеспечение равномерного поступления овощной продукции предполагается, кроме развития защищенного грунта, осуществлять за счет повсеместного расширения ассортимента

возделываемых овощных культур и сортов различных сроков созревания в открытом грунте. Для этого достаточно путем организации конвейера по производству ранних овощей, начиная с южных районов страны, для поставки свежей продукции в период, когда овощи местного производства не поступают из открытого грунта.

В перспективе наиболее высокий прирост производства молока намечается в специализирующихся на молочном скотоводстве регионах Нечерноземной зоны и Западной Сибири. Повышение уровня самообеспеченности этой продукцией достигается во всех без исключения регионах страны, однако ряд субъектов Российской Федерации будет нуждаться в завозе разнообразных молочных продуктов.

Возможностями удовлетворения спроса на цельномолочную продукцию по наличию сырьевых ресурсов и мощности перерабатывающих предприятий располагают Вологодская, Калужская, Рязанская, Кировская области и некоторые другие регионы страны. Основные поставщики транспортабельных молочных продуктов -масла, сыра, молочных консервов - Вологодская, Смоленская, Кировская, Белгородская, Воронежская, Ярославская, Омская области, Краснодарский и Алтайский края, ряд других российских регионов.

Предполагается, что из вывозящих регионов на общероссийский рынок поступит 4,5 млн. т молока и молочных продуктов. Межрегиональные поставки животного масла из этих регионов возможны в объеме около 60 тыс. т, сыров жирных - 100 тыс. т, цельномолочной продукции - свыше 1,1 млн. т, сухого молока, сухих сливок и смесей -50 тыс. т, молочных консервов - около 300 муб. С учетом ожидаемых отечественных ресурсов молока потребность в импорте молочной продукции составит 4,2 млн. т, или 9 % от общих потребляемых населением ресурсов. Основную часть импортируемой молочной продукции целесообразно ввозить из Белоруссии и Украины.

В перспективе значительную часть прироста производства мяса должны обеспечить те регионы, в которых мясопроиз-водящие подотрасли являются ведущими в сельском хозяйстве. К ним относятся: Вологодская, Ленинградская и Псковская области (Северо-Западный федеральный округ); Брянская, Костромская и Орловская области, все области Центрального Черноземья (Центральный федеральный округ); республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия и Чувашия, Кировская, Оренбургская, Пензен-

ская, Саратовская и Ульяновская области (Приволжский федеральный округ); Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская и Волгоградская области, республики Адыгея, Калмыкия и Карачаево-Черкесия (Южный федеральный округ); Удмуртия, Курганская область (Уральский федеральный округ); республики Алтай, Бурятия, Тыва и Хакасия. Алтайский край, Омская, Новосибирская и Читинская области (Сибирский федеральный округ). Возможный объем поставок мяса на общероссийский рынок из этих регионов оценивается на уровне около 1 млн. т. Этот объем вывоза мяса предполагается осуществлять как непосредственно в виде мясного сырья, так и в виде продукции мясной промышленности: мяса и субпродуктов I категории, охлажденных и замороженных, в том числе в блоках, колбасных изделий, мясных консервов. В частности, возможностями для поставок мясных консервов с учетом необходимости модернизации и технического перевооружения уже существующих мощностей по их выработке будут располагать республики Бурятия и Хакасия, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Курская и Орловская области, а также некоторые другие регионы страны.

С учетом ожидаемых отечественных ресурсов потребность в импорте мяса и мясных продуктов определяется в объеме 1,4.1,5 млн. т. В качестве основных импортеров мяса следует привлекать традиционных поставщиков стран Содружества -Белоруссию, Казахстан, а также страны дальнего зарубежья, в зависимости от складывающейся ситуации на мировом рынке. Рациональное сочетание использования резервов увеличения производства мясной продукции во всех регионах страны с опережающим ее ростом в зонах специализации наряду с импортом этой продукции в рациональных размерах позволит существенно ослабить зависимость страны от крупномасштабного ввоза мясного сырья и мясных изделий, повысить ее продовольственную безопасность.

Наряду с решением задач роста самообеспеченности населения разнообразными пищевыми продуктами высокого качества интересы улучшения питания населения и развития АПК требуют использования для этого международного разделения труда. Импорт продовольствия следует рассматривать как средство не только более полного удовлетворения потребностей путем восполнения недостаточного уровня отечественного производства отдельных

Нива Поволжья № 1 (42) февраль 2017 121

продуктов, но и формирования на внутреннем рынке конкурентной среды как условия удешевления и расширения ассортимента продовольственных товаров. Кроме пополнения фондов продовольствия, межгосударственные связи по ввозу и вывозу продукции агропромышленного комплекса обеспечивают более полное использование производственных ресурсов. Так, импорт сахара-сырца вместо белого сахара позволяет полнее загружать мощности отечественных сахарных заводов.

В межгосударственных продовольственных связях России важное место занимают отношения по ввозу сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран СНГ. Для России преемственность и приоритетность продовольственных связей со странами Содружества обусловлены рядом обстоятельств. К их числу относятся: различия природных и экономических условий сельского хозяйства, определявшие в прошлом межреспубликанское, а в современных условиях межгосударственное разделение труда в АПК в удовлетворении спроса на различные продовольственные товары на национальных рынках; наличие единой железнодорожной транспортной системы; согласованные условия перемещения товаров из одних стран в другие. В перспективе формирование и развитие общего аграрного рынка стран СНГ как условия межгосударственных поставок продуктов питания и сырья для их производства могут стать еще более благоприятными. При этом формирование общих принципов объединенного аграрного рынка государств Содружества может быть составной частью их согласованной аграрной политики в рамках договора о создании экономического союза.

При ориентации отечественного АПК в условиях санкций со стороны отдельных государств, преимущественно на самообеспечение и преобладание в его внешних связях ввоза важное значение имеет развитие экспортных отраслей как источников валютных поступлений и обеспечения рабочими местами сельскохозяйственных, перерабатывающих и сервисных предприятий. К числу таких продуктов относится производство зерна твердых и

сильных сортов пшеницы, ячменя, ржи, некоторых видов растительных масел и др. Для достижения конкурентоспособности этих видов продукции и стабильных условий сбыта необходимы разработка и осуществление целевых государственных программ. При этом развитая инфраструктура агропродовольственного рынка как система должна представлять собой взаимоувязанный комплекс следующих структурных составляющих:

- торговых посредников и складского хозяйства, организаций, осуществляющих посредническую деятельность и взаимодействующих с предприятиями-изготовителями и потребителями в части купли (продажи) товара посредством создания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выставок и ярмарок, оказания складских услуг и др.;

- организаций информационного обеспечения, ведущих непрерывное наблюдение за рынками товаров, включая потребительские товары и продукцию производственно-технического назначения;

-тароупаковочной индустрии, гарантирующей повышение конкурентоспособности товаров за счет создания отвечающей международным стандартам тароупако-вочной продукции;

- надежного транспортного обслуживания по доставке продукции потребителям;

- финансово-кредитной системы, выполняющей функции платежно-расчетного и кредитного обеспечения товародвижения;

- организационного блока, способствующего эффективному партнерству, развитию конкуренции между структурными элементами товарных рынков и снижению затрат на продвижение продукции от производителя до потребителя;

- нормативно-правового обеспечения в виде федеральных законов, указов и распоряжений президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений правительства Российской Федерации, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других актов, регламентирующих экономические взаимоотношения сторон на товарных рынках.

Литература

1. Алтухов, А. И. Развитие межрегионального обмена - необходимое условие углубления специализации зернового хозяйства / А. И. Алтухов // Модернизация России в посткризисный период: экономика, общество, политика: материалы Международной научно-практической конференции, 5-6 февраля 2010 г.; Институт Дружбы народов Кавказа. - Ставрополь: РИО ИДНК, 2010. -С. 19-17.

2. Алтухов, А. И. Совершенствование межрегиональных и межгосударственных связей / А. И. Алтухов // Методы экономических исследований в агропромышленном производстве: сборник статей / под редакцией академика РАСХН В. Р. Боева - М., 1999. - 259 с.

3. Алтухов, А. И. Межрегиональные продовольственные связи в России: научный аспект / А. И. Алтухов, Д. Ф. Вермель // Социально-экономические проблемы развития АПК: сборник статей. - М.: ООО «Экономика и информатика», 2000. - С. 98-104

4. Алтухов, А. И. Совершенствование межрегиональных и межгосударственных продовольственных связей / А. И. Алтухов // Методы экономических исследований в агропромышленном производстве: сборник статей / под редакцией академика РАСХН Боева В. Р. - М.: ООП ГУП УСЗ ГУЭП «Эфес», 2002. - 259 с.

5. Алтухов, А. И. Развитие межрегиональных зерновых связей как основа эффективного функционирования рынка зерна / А. И. Алтухов // Развитие регионального АПК, межрегиональных и внешнепродовольственных связей: материалы Международной научно-практической конференции / РАСХН. Сибирское отделение. ГНУ СибНИИЭСХ; Ма «Сибирское соглашение». - Новосибирск, 2003. - С. 25-35.

6. Научные основы межрегиональных и межгосударственных продовольственных связей / А. И. Алтухов, П. М. Першукевич и др. - М.: ВНИЭСХ, АМБ-агро, 2001. - 199 с.

7. Методические рекомендации по прогнозированию развития межрегиональных и межгосударственных продовольственных и сырьевых связей Российской Федерации / А. И. Алтухов, Д. Ф. Вермель, Т. М. Лысенкова и др. - М.: ВНИЭСХ, 1999. - 67 с.

8. Межрегиональные и межгосударственные продовольственные связи России: экономические основы и направления развития / А. И. Алтухов, Д. Ф. Вермель и др. - М., ВНИЭСХ, ГП УСЗ ГУЭП «ЭФЕС», 2000.

9. Силаева, Л. П. Формирование специализированных зон производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на основе совершенствования межрегионального обмена / Л. П. Силаева // Развитие АПК России: тенденции и перспективы: материалы конференции в рамках III Московского экономического форума (23 марта 2016 г.). - М.: ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2016. - С. 220-228.

10. Силаева, Л. П. Методология оценки эффективности межрегиональных и межгосударственных продовольственных связей / Л. П. Силаева, Т. И. Полутина // Методическое обеспечение проведения научных исследований экономических проблем развития АПК России: монография. -М.: Фонд «Кадровый резерв», 2016. - С. 347-359.

11. Силаева, Л. П. Методология оценки межрегиональных продовольственных связей / Л. П. Силаева // Международный межвузовский рецензируемый научный журнал «Прикладные экономические исследования». - М.: ООО «Научный консультант», 2016. - № 3. - С. 87-90.

12. Силаева, Л. П. Методика прогнозирования развития межрегиональных продовольственных и сырьевых связей / Л. П. Силаева // Российская экономическая модель - 6: сценарии будущего: коллективная монография / под общ. ред. д. э. н., профессора А. И. Трубилина, д. э. н., профессора В. И. Гайдука. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2016. - С. 40-49.

13. Силаева, Л. П. Факторы развития межрегиональных продовольственных связей / Л. П. Силаева //Аграрная политика России в условиях международной и региональной интеграции: труды международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства. Часть I. - М.: ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2015. - С. 305-313.

UDK 338.439.02(470.40)

IMPROVING THE OF INTERSTATE AND INTERREGIONAL FOOD RELATIONS

Silaeva, L. P., doctor of economic sciences FSBSRI «All-Russian Scientific-Research Institute of Agricultural Economics, e-mail: prognos@mail. ru

Yakunina, Z. V, candidate of economic sciences FSBEE HE «Orenburg State University», e-mail: yakuninazoya@mail.ru

Gubanova, N. V, candidate of economic sciences

FSBEE HE «Moscow State University of Printing named after Ivan Fedorov», e-mail: nadya_gubanova@mail. ru

The article deals with a compilation of essential factors defining the interregional and interstate food relations, the basic principles and directions of food supply of large cities and industrial centers, areas Of the Far North and equated to them territories when combined the use of market mechanisms with the state regulation of the food market. The authors show the specifics of formation of commodity grain flows and its processed products, sugar, vegetable oil, potato, milk and dairy products, meat and meat products; the organizational and economic mechanism of state regulation of inter-regional and interstate linkages and approaches to defining their economic efficiency are shown in the article.

Нива Поволжья № 1 (42) февраль 2017 123

Key words: food security, food imports and exports, the export potential, the purchasing and trading prices, increase of self-sufficiency, suppliers, consumers, integrated systems.

References:

1. Altukhov, A. I. The development of inter-regional exchange - the necessary condition for increased specialization of grain farming / A. I. Altukhov // The modernization of Russia in the post-crisis period: the economy, society, politics: Materials of the International scientific-practical conference, February 5-6, 2010; Institute of Friendship of Peoples of the Caucasus. - Stavropol: EPD IDNK, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Altukhov, A. I. Improving inter-regional and inter-state relations / A. I. Altukhov // Methods of economic research in agro-industrial production: a collection of articles / edited by Academician of the RAAS V. R. Boyev. - M., 1999.

3. Altukhov, A. I. Inter-regional food relations in Russia: the scientific aspect / A. I. Altukhov, D. F. Vermel // Social and economic problems of development of agrarian and industrial complex: a collection of articles. - M.: OOO «Economics and Informatics», 2000.

4. Altukhov, A. I. Improving inter-regional and inter-state food relations / A. I. Altukhov // Methods of economic research in agro-industrial production: a collection of articles / edited by Academician of the RAAS V. R. Boyev. - M.: «Efes», 2002.

5. Altukhov, A. I. Development of interregional of grain relations as a basis for the efficient functioning of the market of grain / A. I. Altukhov // Development of regional agrarian and industrial complex, interregional and external of food links: materials of the International scientific-practical conference / RAAS. Siberian Branch. SSU SibNIIESKH; MA "Sibirskoye soglasheniye". - Novosibirsk, 2003.

6. Scientific basis of the inter-regional and inter-state food links / A. I. Altukhov, P. M. Pershukevich et al. - M.: All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, AMB-agro, 2001.

7. Methodological recommendations on forecasting the development of inter-regional and inter-state food relations of the Russian Federation / A. I. Altukhov, D. F. Vermel, T. M. Lysenkova et al. - M.: All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, 1999.

8. Inter-regional and inter-state food relations of Russia: economic fundamentals and directions of development / A. I. Altukhov, D. F. Vermel et al. - M: «Efes», 2000.

9. Silayeva, L. P. Formation of specialized production zones of certain types of agricultural products, raw materials and food by improving of interregional exchange / L. P. Silayeva // Development AIC of Russia: tendencies and prospects: materials of the conference in the framework of the III Moscow Economic Forum (23 March 2016). - M.: FSBSI «All-Russian Research Institute of Agricultural Economics», 2016. - P. 220-228.

10. Silayeva, L. P. The methodology of evaluating the effectiveness of inter-regional and inter-state food relations / L. P. Silayeva, T. I. Polutina // Methodical support of conducting scientific research of economic problems of AIC development of Russia: a monograph. - M.: Fund «Kadrovy reserv», 2016. -P. 347-359.

11. Silayeva, L. P. The methodology of evaluation of interregional food links/ L. P. Silayeva // International inter-university reviewed scientific journal «Applied Economic Research». - M.: «Nauchny consultant», 2016. - № 3. - P. 87-90.

12. Silayeva, L. P. Methods of forecasting the development of inter-regional food and raw links / L. P. Silayeva // Russian Economic Model - 6: future scenarios: collective monograph / under general editorship of doctor of economic sciences, professor A. I. Trubilin, doctor of economic sciences, professor V. I. Hayduk. - Krasnodar: Prosvesheniye-Yug, 2016. - P. 40-49.

13. Silayeva, L.P. Factors of developing inter-regional food relations / L.P. Silayeva // Agrarian policy of Russia in the conditions of international and regional integration: proceedings of the international scientific-practical conference dedicated to the 85th anniversary of the All-Russian research Institute of agricultural economics. Part I. - M.: FSBSI ARSRIAE, 2015. - P. 305-313.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.