Научная статья на тему 'Улучшение качества приработки деталей дизелей во время обкатки с применением противоизносного антифрикционного ремонтно-восстановительного состава'

Улучшение качества приработки деталей дизелей во время обкатки с применением противоизносного антифрикционного ремонтно-восстановительного состава Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
436
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗЕЛЬ / АНТИФРИКЦИОННЫЙ СОСТАВ / КАЧЕСТВО / DIESEL / ANTIFRICTIONAL STRUCTURE / QUALITY

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Быков В. В., Цыпцын Е. А., Носихин А. С.

Быков В.В., Цыпцын Е.А., Носихин А.С. УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРИРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ДИЗЕЛЕЙ ВО ВРЕМЯ ОБКАТКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОТИВОИЗНОСНОГО АНТИФРИКЦИОННОГО РЕМОНТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО СОСТАВА. В статье исследована проблема повышения ресурса и качества ремонта дизелей. Одним из путей повышения качества ремонта дизелей является проведение качественной обкатки как завершающей технологической операции ремонта дизелей. От качества приработки деталей в период обкатки зависит во многом срок службы деталей дизеля и его межремонтный ресурс. Обосновано применение противоизносного антифрикционного состава в приработочном масле во время обкатки дизелей. Получены результаты стендовых испытаний дизелей Д180 на приработочном масле с противоизносным антифрикционным составом. Установлено, что при использовании приработочного масла с ПИАФ составом стабилизация момента механических потерь на трение происходит за 20 мин приработки, а на масле М-10ДМ более чем за 35 мин. Обкатка дизелей Д-180.111-4 на масле М-10ДМ с ПИАФ составом позволяет сократить время заводской обкатки в 1,83 раза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bykov V.V., Tsyptsyn E.A., Nosikhin A.S. QUALITY IMPROVEMENT EXTRA EARNINGS OF DETAILS OF DIESEL ENGINES DURING THE RUNNING IN WITH APPLICATION OF ANTIWEAR ANTIFRICTIONAL REPAIR AND REGENERATIVE STRUCTURE. In article the problem of increase of a resource and quality of repair of diesel engines is investigated. One of ways of improvement of quality of repair of diesel engines is carrying out of a qualitative running in, as finishing technological operation of repair of diesel engines. Service life of details of a diesel engine and its between-repairs resource depends on quality extra earnings of details in a running in in many respects. Application of antiwear antifrictional structure in running oil is proved during a running in of diesel engines. Results of bench tests of diesel engines D180 on running oil with antiwear antifrictional structure are received. It is established that at use running oils with antiwear antifrictional structure stabilization of the moment of mechanical losses on a friction occurs for 20 mines extra earnings, and on oil М-10DМ more than for 35 minutes the Running in of diesel engines D-180.111-4 on oil М-10DМ with antiwear antifrictional structure allows to reduce time of a factory running in in 1,83 times.

Текст научной работы на тему «Улучшение качества приработки деталей дизелей во время обкатки с применением противоизносного антифрикционного ремонтно-восстановительного состава»

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

контролируемых параметров изделия и др., надо в комплексе рассматривать направления и рекомендации повышения эффективности качества входного контроля запасных частей (рис. 2).

Библиографический список

1. Быков, В.В. Концептуальные и технологические основы системы технического сервиса: монография / В.В. Быков. - 2004. - 312 с.

2. Ерхова, К.И. Входной контроль качества запасных частей для лесных машин / К.И. Ерхова // Технология и оборудование лесопромышленного производства. - 2011. - № 356. - С. 126-129.

3. Дорохов, А.С. Качество машиностроительной продукции: реальность и перспективы / А.С. Дорохов // Ежемесячный производственный, научнотехнический и учебно-методический журнал. Сер. Ремонт, восстановление, модернизация. - 2005. - № 8. - С. 2-4.

4. http://www.pozhtechnika.com

УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРИРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ

дизелей во время обкатки с применением противоизносного антифрикционного

рЕмОНТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО СОСТАВА

В.В. БЫКОВ, проф. каф. технологии машиностроения и ремонта МГУЛ, д-р техн. наук, Е.А. ЦЫПЦЫН, ООО «Технореммаш», канд. техн. наук,

А.С. НОСИХИН, асп. МГАУ им. В.П. Горячкина

В настоящее время актуальность темы повышения ресурса различных машин и механизмов неуклонно возрастает. На работы по обеспечению работоспособности подвижных соединений в тяжелых условиях эксплуатации, восстановлению изношенных деталей, снижению интенсивности различных видов изнашивания деталей дизелей в технически развитых странах ежегодно расходуется до 4-5 % национального дохода [1].

Это связано не только с ужесточением режимов эксплуатации дизелей, но также с отсутствием во многих случаях методов обоснованного выбора конструкционных и смазочных материалов, защитных покрытий и способов химико-термической обработки по достаточно объективным критериям для конкретных условий работы трибосоединений.

bykov@mgul.ac.ru

Известно, что путем улучшения качества поверхностей трения при восстановлении деталей и выбора рациональных режимов эксплуатации машин можно значительно повысить ресурс отремонтированных дизелей. Ресурс дизеля в целом зависит от износостойкости и работоспособности отдельных составляющих элементов.

За последние годы машиностроительные заводы проделали большую работу по повышению ресурса и качества изготовления деталей дизелей. Однако в целом межремонтный ресурс дизелей составляет 50-60 % от нормативного [2].

Наибольшее количество отказов дизелей наблюдается в начальный период эксплуатации. Одна из причин такого явления - низкое качество приработки деталей. Многие

Таблица 1

данные о ресурсах дизелей

Марка дизеля Ресурс дизеля, моточасы

нового отремонтированного в % к новому

Д-240 5803 2920 50

СМД-62 3600 2200 61

А-41 3974 2430 61

А-01 3952 2370 60

Д-180 2500 1611 64

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2012

65

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

исследователи [3, 4] придают большое значение приработке деталей не только в связи с необходимостью подготовки соединений к восприятию эксплуатационных нагрузок, но и потому, что правильная приработка оказывает большое влияние на ресурс дизелей.

Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показывают, что одним из наиболее эффективных способов достижения качества приработки деталей дизелей и снижения времени обкатки является применение специальных антифрикционных покрытий и приработочных присадок к маслу, топливу и воздуху [5, 6]. Благодаря простоте и экономичности эти способы все больше привлекают внимание исследователей и практиков.

Изучение вопросов приработки особенно актуально для ремонтных предприятий, так как агрегаты и узлы дизелей здесь собирают из деталей с частичным износом, восстановленных и новых. Необходимость приработки как технологической операции обусловлена тем, что даже при совершенной сборке и соответствии шероховатости и волнистости рабочих поверхностей требованиям чертежей практически невозможно другими технологическими операциями достичь оптимальных трибологических характеристик поверхностных слоев трущихся деталей. Приработка в значительной степени определяет безотказность дизеля, особенно в начальный период эксплуатации, и при минимуме приработочного и установившегося износа трибосоединений обеспечивает повышение ресурса дизеля.

Сегодня требования к качеству моторных масел непрерывно расширяются и ужесточаются в зависимости от форсирования нагрузочных и скоростных режимов эксплуатации дизелей, уменьшения металлоемкости и удельной емкости системы смазки, качества применяемого дизельного топлива и условий эксплуатации.

При эксплуатации машин и механизмов происходят значительные химические и физические изменения масел, т. е. изменения их состава и свойств, что влияет на эксплуатационные свойства масел. Для предотвращения подобных изменений в большинство смазочных масел вводят специальные вещества и их ком-

позиции. В зависимости от состояния и растворимости в масле эти вещества получили разное название. Органические маслорастворимые продукты называют присадками, они составляют самую распространенную группу присадок к маслам. Твердые нерастворимые вещества, как правило неорганического происхождения, называют антифрикционными добавками, ряд полимерсодержащих композиций именуют модификаторами, имеются также кондиционеры и рекондиционеры металла и т. д.

Среди ресурсоувеличивающих препаратов появилось несколько видов добавок в масляную систему двигателя, призванных обеспечить снижение потерь на трение и скоростей износа деталей двигателя. Наиболее интересными представляются препараты минерального происхождения, так называемые геомодификаторы трения, позволяющие получить увеличенный ресурс двигателя на завершающем этапе производства - обкатке. Таковым препаратом является противоизносный антифрикционный (ПИАФ) состав, позволяющий на этапе обкатки не только увеличить ресурс деталей и двигателя в целом, но и сократить время приработки деталей, уменьшить их износ, повысить мощность двигателя и уменьшить расход топлива при дальнейшей эксплуатации. Ускорению приработки и улучшению качества приработанных поверхностей способствует ПИАФ состав, т.к. он содержит наиболее эффективные компоненты смазывающего и пластически-деформирующего действия - серпентин и магнетит.

Магнетит - минерал, сложный окисел состава FeO4Fe2O3; содержит 31 % -FeO, 69 % - Fe2O3; 72,4 % -Fe; часто присутствуют примеси MgO, Cr2O3, Al2O3, MnO, ZnO и др. Магнетит - феррит с кристаллической структурой обращенной шпинели. Кристаллизуется в кубической системе, обычно образует октаэдрические, реже додекаэдрические кристаллы и зернистые агрегаты. Спайность отсутствует, хрупок, твердость по минералогической шкале 5,5-6. Плотность 4800-5300 кг/м3.

Наличие твердых частиц магнетита в масле должно вести к интенсивному износу поверхностей трения. Однако мелкие абразивные частицы не только не интенсифицируют

66

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2012

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

изнашивание, но и тормозят его [7]. В ряде случаев размер частиц меньше 5 мкм считается безопасным и даже полезным. Объясняется это полирующим эффектом. Механические примеси, содержащиеся в работавшем масле, в котором ослаблено диспергирующее действие присадок, представляют собой комплексы, в сердцевине которых находятся твердые абразивные частицы, покрытые многослойной коллоидной защитой, состоящей из полярноактивных продуктов окисления масла. Положительное влияние этих частиц проявляется в том, что они интенсифицируют теплопередачу между поверхностями трения, повышают электропроводность масляной пленки, нивелируют шероховатости на поверхности.

Кроме того, микроабразив усиливает физико-химические процессы в зоне трения, вызывая незначительные деформации поверхностных слоев и появление новых поверхностей, которые являются активными участками протекания химических реакций и диффузионных процессов [8].

Исследования Г.И. Бортника и Г.П. Шпенькова [9] показали, что микроабразивные частицы размером 3 мкм и менее ускоряют протекание начальной фазы избирательного переноса (ИП) - образование сервовитного слоя и тем самым ускоряют процесс приработки деталей. Наличие до 1,5 % таких частиц в смазочном масле снижает коэффициент трения, ускоряет образование оптимального микрорельефа на всей площади касания.

Интенсивность абразивного изнашивания зависит от многих факторов, в том числе от коэффициента трения между абразивом и изнашиваемой поверхностью. При образовании на поверхности металла в процессе трения пленки даже малой толщины уменьшается коэффициент трения между абразивом и металлом, что ведет к уменьшению пластической и упругой деформации основного металла, а следовательно, и величины абразивного износа.

Известно, что в начальный период (холодная обкатка) необходимо ускорять формирование микрорельефа трущихся поверхностей, а затем (горячая обкатка) снижать интенсивность износа с одновременным мо-

дифицированием физико-механических трущихся слоев деталей [10].

Исходя из этого сделан вывод о возможности использования механического воздействия мелкодисперсного абразива для ускорения приработки поверхностей трения на маслах с ПИАФ составом.

В период холодной обкатки частицы магнетита усиливают физико-химические процессы в зоне трения, способствуют более интенсивному сглаживанию микронеровностей поверхностей трения, облегчают и ускоряют процесс приработки во время холодной обкатки.

Серпентин относится к слоистым силикатам. Они состоят из двух сеток [Si2O5]2- , соединеных вместе катионами в компактные пакеты состава [Si4O10]4-. Особенностью каждой сетки [Si2O5]2- является наличие нескомпенсированного электростатического заряда, обусловленного тем, что с одной стороны сетки из кремнекислородных тетраэдров имеют одну свободную валентность, что определяет появление только на одной стороне сетки тетраэдров отрицательного заряда. В сдвоенных пакетах [Si4O10]4- отрицательные заряды обеих сеток направлены внутрь пакета и скомпенсированы катионами Mg . Фактически в слоистых пакетах [Si4O10]4- между двумя сетками состава [Si2O5] 2- располагается брусито-вый слой Mg(OH)2 (рисунок).

Специфическое строение слоистых силикатов - наличие пакетов, состоящих из гексагональных сеток-слоев, связанных друг с другом очень слабыми связями, определяет и свойства этих минералов: низкую твердость, весьма совершенную спайность и расщепляемость на тонкие пластинки. Механизм действия серпентина аналогичен механизму действия твердых смазочных материалов (графита, дисульфида молибдена и др.).

При повышении температуры поверхностей трения более 473К (горячая обкатка)

Рисунок. Схематическое строение кристаллической решетки слоистых силикатов

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2012

67

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Таблица 2

Режимы обкатки дизелей Д-180

Наименование этапа Частота вращения коленчатого вала, мин-1 Крутящий момент, Нм Время обкатки, мин

Типовая технология на масле М-10ДМ На масле М-10ДМ с ПИАФ составом

40-500 15 15

Холодная обкатка 900 - 25 10

Горячая обкатка на 500 - 10 10

холостом ходу 1300 - 10 5

275 10 5

550 15 10

Горячая обкатка под При полной подаче 810 15 10

нагрузкой топлива 885 5 -

0 5 -

Всего 110 60

серпентин образует на поверхностях трения, в местах их контакта, тонкую антифрикционную пленку, которая способна выдержать более высокую нагрузку, чем смазочная пленка минерального масла. При этом соприкасающиеся неровности не срезаются, а пластически деформируются под пленкой серпентина. Значительно уменьшаются сила и температура трения.

Характер изменения этих параметров показывает, что процесс приработки протекает в более благоприятных условиях и завершается значительно раньше по сравнению с чистым эксплуатационным маслом, т.е. серпентин и магнетит, входящие в состав РВС, позволяют форсировать процесс приработки деталей и получить повышенные физико-механические свойства поверхностей трения.

Таким образом, применение прира-боточных масел с ПИАФ составом во время обкатки двигателя способствует уменьшению приработочного износа, скорость изнашивания деталей в период эксплуатации за счет наличия на поверхностях трения серпентина также уменьшается.

В подтверждение данных свойств ПИАФ состава были проведены стендовые испытания дизелей Д-180 в ООО «Промтрак».

Исследования проводили по следующей технологии. На масле М-10ДМ по типовой технологии и на масле М-10ДМ с ПИАФ составом по ускоренной технологии с последующими сорокачасовыми испытаниями под нагрузкой (Мнагр. = 400Нм) было обкатано на обкаточнотормозном стенде КИ-5541М по 1 двигателю.

Качество приработки деталей дизелей оценивали по стабилизации момента механических потерь; шероховатости гильз цилиндров; площади приработки шатунных вкладышей; величине износа поршневых колец, шатунных вкладышей; гильз цилиндров, шатунных шеек коленчатого вала; визуальным осмотром. Перед обкаткой, после обкатки и после сорокачасовых испытаний дизелей был проведен микрометраж гильз цилиндров индикаторным нутромером с точностью измерения 0,001 мм и шатунных шеек коленчатого вала индикаторной скобой с точностью измерения 0,001 мм. Весовой износ поршневых колец и шатунных вкладышей определяли на аналитических весах ВЛА-200, с точностью измерения 10-4 г Шероховатость гильз цилиндров определяли с помощью профилографа-профилометра мод.201.

В результате испытаний было установлено следующее: время стабилизации момента механических потерь на масле М-10ДМ с ПИАФ составом происходит за 20-25 мин холодной обкатки, а на масле М-10ДМ - более чем за 35 мин. Кроме того, среднее значение момента трения за первые 20 мин приработки на масле М-10ДМ с ПИАФ составом на 12 % меньше, чем на чистом масле М-10ДМ.

Стендовый приработочный износ за время обкатки на масле М-10ДМ с ПИАФ составом меньше, в сравнении с чистым маслом М-10ДМ: 1- поршневые кольца на 12 %; 2- гильзы цилиндров на 23 %; 3- шатунные шейки коленчатого вала на 57 %; 4- шатунные вкладыши на 38 %.

68

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.