SCIENCE TIME
УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Леманова Полина Викторовна, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал), г. Таганрог
E-mail: mily83@rambler.ru
Аннотация. В статье приводятся данные, характеризующие демографическую ситуацию в России. Рассматривается состояние демографической политики и ее влияние на развитие человеческого капитала. Приводятся конкретные действия по регулированию демографической ситуации.
Ключевые слова: демографическая политика, прирост населения, миграция, социальная политика, экономическая ситуация.
Целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов, направленная на регулирование процессов воспроизводства населения, представляет собой, то, что называется демографической политикой. Демографическая политика является составной частью общей социально-экономической политики государства и одновременно составной частью политики народонаселения. Демографическая политика заключается во влиянии на динамику демографических процессов посредством воздействия на человеческое поведение, посредством принятия решений в области укрепления брака и семьи, рождения детей и т. д.
Цели демографической политики сводятся к созданию условий и стимулов воспроизводства населения страны. Демографическая политика осуществляется путем принятия экономических, административно-правовых и воспитательно-пропагандистских мер. При их разработке учитывается динамика демографических процессов, которая наиболее ощутима по сравнению с другими социально-экономическими процессами.
Согласно официальной статистике, с 1992 по 1999 гг. в России ежегодная рождаемость сократилась на 1,3 млн. человек, а число смертей возросло на 500 тыс. В период с 1989 по 2002 гг. население России уменьшилось с 147 млн. до 145 млн. человек [1]. Вместе с тем одним из самых ощущаемых достижений в сфере улучшения демографической ситуации является снижение младенческой
SCIENCE TIME
смертности, которое произошло в период с 2000 по 2005 гг. В 2000 г. на 1000 родившихся младенцев приходилось 15,3 умерших, а уже в 2005 г. на 1000 новорожденных приходилось 11 умерших. Значительно снизилась материнская смертность. Если в 2000 г. на 100 тыс. рожавших приходилось 39,7 матерей, погибших при родах, то в 2004 г. число умерших матерей составило - 23,4.
Не говоря о потерях народонаселения начиная с октября 1917 г., в период гражданской войны и последовавших после нее политических репрессий, демографическую ситуацию в нашей стране в 1941-1945 гг. определили огромные безвозвратные потери как в армии, так и среди гражданского населения. Еще до окончания войны, в июле 1944 г., Правительство страны приняло специальную программу, которая содействовала преодолению последствий войны, в том числе воспроизводству населения. Программа была направлена на поощрение многодетных семей, поддержку семей с оптимальным числом детей. Материнский труд поощрялся как материально, так и морально: было учреждено почетное звание и одноименный орден «Мать-героиня»; многодетные матери поощрялись материально и получали право уходить на пенсию в более раннем возрасте (50 лет) при сокращении срока необходимого трудового стажа (до 15 лет).
В России был определен и налоговый кнут для тех, кто не спешил обзавестись достаточно многочисленным семейством. Холостые мужчины, незамужние женщины и бездетные семейные пары в возрасте от 20 до 50 лет (мужчины) и от 20 до 45 (женщины) должны были платить помимо общего подоходного налога еще 6-ти процентный налог на бездетность. На студентов высших учебных заведений и техникумов это требование распространялось на время после завершения учебы, с начала трудовой деятельности.
В первоначальном виде созданная Указом от 8 июля 1944 года система демографического стимулирования просуществовала до конца 50-х годов.
В 1946-1949 гг. в результате принятых мер население СССР увеличилось на 11,5 млн. человек. На протяжении 50-х годов уровень рождаемости был умеренно высоким и находился в пределах 25-26 промилле. Коэффициент смертности в 1950 году был равен 9 промилле, то есть оказался в 2 раза ниже соответствующего показателя 1948 года и в три раза меньше показателя, наблюдавшегося в 1913 году, благодаря уменьшению детской смертности, которая снижалась, достигнув в 1960 году минимальной величины - 7,1 промилле. В первой половине 1960-х годов этот показатель закрепился на данном уровне, а затем стал постепенно возрастать [2].
Другим феноменом 50-х годов ХХ века оказался высокий и устойчивый уровень естественного прироста населения. В среднем за данное десятилетие коэффициент прироста населения был равен 17,5-17,6 промилле, что значительно выше, чем накануне Второй мировой войны (13,2 промилле в 1940 году).
Исторический опыт показывает, что в России для преодоления нынешнего демографического кризиса («третьей демографической катастрофы»), потери которого сопоставимым с потерями в Первой мировой и гражданской войнах, необходимо проведение активной политики в области народонаселения.
Российские демографы выделяют следующие факторы депопуляции в нашей стране: тенденции второго демографического периода (все развитые страны имеют низкую рождаемость, двигаясь от многодетной семьи к среднедетной, а затем и к малодетной); потери в Великой Отечественной войне и демографическая яма после нее, повторяющаяся каждые 25 лет; социально-экономический кризис и недостатки избранной модели социально -экономической трансформации общества, в том числе перехода к рыночной экономике в период после распада СССР
Причины демографического кризиса современности в Российской Федерации нельзя искать только в неблагоприятной экономической ситуации 1990-х годов. Переход к так называемому суженному воспроизводству населения произошел еще в середине 60-х годов XX века. Тогда власти СССР скрывали этот факт. Публикация соответствующих данных в открытой печати была под строгим запретом. Однако изменить существующего положения дел это не могло. Не могло его изменить ни одно поколение россиян, родившихся после 1910 г. Не публиковавшийся ранее официальный прогноз Центрального статистического управления РСФСР уже в 1980 году предсказал начало депопуляции населения России в 2010 г., что подтвердилось в настоящее время.
Сокращение численности населения в Российской Федерации за время, прошедшее после распада СССР, сдерживалось за счет миграции в Россию из бывших советских республик. По данным Центра изучения миграции, в 1994 г. прирост населения за счет иммиграции составил примерно 1млн. человек в год, но к началу 2000 г. он снизился до 100 тыс. человек в год. В январе-августе 2009 года численные потери населения на 93,7% компенсировал миграционный прирост, что по сравнению с соответствующим периодом 2008 года уменьшилась на 97,5 тыс.человек.
Приоритетами социальной политики в области миграции и расселения иммигрантов является: привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию; создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока; принятие комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов; совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов.
В области миграции и расселения людей необходимо регулирование миграционных потоков. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, была утверждена указом Президента 22 июня 2006 г.,
SCIENCE TIME
вступила в действие 1 января 2007 г. и должна действовать до 2012 г. На ее реализацию выделено 17 млрд. руб. Программой установлены категории территорий вселения, что обусловливает дифференциацию объемов государственных гарантий и социальной поддержки, предоставляемых переселенцам.
Согласно плану, в России в 2007 г. предполагалось принять 50 тысяч человек, в 2008 г. - 100 тысяч человек, в 2009 г. - 150 тысяч человек. Из соотечественников переселиться в Россию планировало 23 тысяч человек, однако в ведомство поступило только 1,5 тысяч анкет [3]. По данным Центра миграционных исследований, законодательные нормы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» отвечали международным нормам. Однако подзаконные акты предусматривали жесткие процедуры. Поэтому активизировавшийся приток мигрантов сократился приблизительно в два раза. Преобладала нелегальная миграция.
В 2007 г. законодательные акты были пересмотрены. Вступившие в действие нормы стали более либеральны. Мигрантам уже необязательно было указывать место своего предполагаемого проживания и получать регистрационный штамп в паспорте. В первые месяцы действия новой системы произошел всплеск притока мигрантов. Эти действия позволили регистрирующим органам иметь адекватное представление о численности мигрантов в стране [1].
Замещение естественной убыли населения миграционным приростом 1998 - 2009 гг. представлено на рис.1: Замещение естественной убыли населения миграционным приростом.
Рис. 1 Замещение естественной убыли населения миграционным приростом [4]
Относительно иммиграционных процессов в посланиях Федеральному собранию в 2002 и 2005 гг. Президент России В. В. Путин отмечал: «Мы должны сделать Россию процветающей и зажиточной страной... Чтобы люди... стремились ехать в Россию, а не из нее. Воспитывать здесь своих детей, строить здесь свой дом»; «Рост численности населения должен сопровождаться осмысленной стратегией иммиграционной политики. Мы заинтересованы в притоке квалифицированных легальных трудовых ресурсов... В конечном итоге каждый легальный иммигрант должен получить возможность стать гражданином России».
Показатели изменений в составе населения Российской Федерации представлены в табл.1.
Таблица 1
Показатели естественных изменений в составе населения [4]
Тысяч человек
Январь В 2011г. в % 2010г.
2012 2011 Прирост, снижение
Родившихся 143,8 133,0 10,8 108,2
Умерших 165,6 170,5 - 4,9 97,1
в том числе детей в возрасте до 1года 1,2 1,0 0,2 121,2
Естественный прирост, убыль -21,8 -37,5 58,1
Браков 55,0 57,9 - 2,9 94,9
Разводов 45,9 43,3 2,6 106,1
Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2012 г. составила 143,05 млн. человек, что по сравнению с соответствующим периодом 2011 г. составляет незначительный прирост (142,86 млн. человек в 2011 г.). Естественный прирост населения в январе 2012 года зафиксирован в 26 субъектах Российской Федерации (в январе 2011 г. он зафиксирован только в 15 субъектах). Сокращение численности населения происходило из-за естественного уменьшения населения.
Начиная с 2001 г., Правительством Российской Федерации, принимаются
кардинальные меры по улучшению демографической ситуации. В области социальной политики, направленной на улучшение демографической ситуации в стране в 2001 г., принята «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года». В ней дан анализ современной демографической ситуации в России, сформулированы цели и задачи демографического развития, определены приоритеты, сформулированы положения, касающиеся информационного обеспечения и механизмов реализации «Концепции» [5]. Основные цели «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» - стабилизация численности населения и формирование предпосылок для последующего демографического роста.
В 2002 г. принят закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и создана Федеральная миграционная служба, входящая в структуру МВД.
В 2006 г. подписан указ «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом» (анонсирован пакет мер по стимулированию рождаемости, включая выплату «материнского капитала» (соответствующие законы действуют с 1 января 2007 года)).
В 2007 вступил в силу закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Подготовлен и утвержден Президентом проект «Концепции демографической политики на период до 2025 года», согласно которому прирост население России должен увеличиваться уже с 2011 г. за счет роста рождаемости.
На воспроизводство населения влияют структурные, культурные, технологические, семейные, индивидуальные факторы.
Структурные факторы - это уровень развития промышленности, сельского хозяйства, торговли и как следствие уровень жизни населения, социальная безопасность, занятость и др.
Культурные факторы - это уровень образования, развития науки, существующие системы ценностей, которые закреплены в общественных традициях, системе религиозных норм, демографических ценностях и т.д.
Технологические факторы связаны с состоянием системы здравоохранения, образования, с развитием средств связи и др.
Семейные факторы наиболее влияют на демографические процессы. Они обусловливают роль семьи в социально-экономическом развитии общества. Позитивное влияние на увеличение деторождения, несомненно, оказывают семейные доходы; соотношение доходов членов семьи и их вложений в развитие человеческого капитала; социально-экономические отношения между полами, поколениями внутри семьи; наличие имущества и жилья; характер права
наследования имущества; существующая система семейных ценностей и др.
Индивидуальные факторы - это индивидуальный доход, здоровье, потребности и уровень образования, профессиональная подготовка личности, а также личное желание иметь детей.
Приведенные факторы являются достаточным свидетельством необходимости проведения продуманной, научно-обоснованной демографической политики, учитывающей менталитет, традиции и устои народонаселения Российской Федерации. При учете названных факторов в социальной политике государства и их совершенствовании будет происходить замедление естественной убыли населения.
Демографические факторы играют большую роль в формировании и функционировании рынка труда, поскольку от демографической структуры населения зависят параметры рынка труда, размещение и развитие производительных сил, структура занятости населения и т. д. Явные изменения демографической ситуации вызывают определенные количественные и качественные сдвиги в экономической структуре страны и как следствие в структуре национального дохода, что неминуемо отражается на таких параметрах рынка труда, как экономическая нагрузка трудоспособного населения, емкость рынка труда, емкость структуры рынка образовательных услуг и др.
Сложность современной демографической политики состоит в необходимости учета и согласования действия разных факторов, в свою очередь обусловленных индивидуальными, семейными; групповыми и общественными, локальными, региональными и общегосударственными; экономическими и социально-политическими; экологическими и этнокультурными; ближайшими, среднесрочными и долгосрочными интересами народонаселения. Эффективность демографической политики определяется быстротой достижения поставленных целей с учётом соблюдения действующих социальных норм, а также приоритетными направлениями демографического развития, среди которых укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни; стимулирование рождаемости и укрепление семьи; создание благоприятных условий для миграции и расселения.
Приоритетными направлениями демографического развития определяются цели демографической политики российского государства: снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни; улучшение качественных характеристик жизни населения; регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселение жителей страны; создание благоприятных условий для родителей, государственная помощь семьям с детьми и т.д.
Политика, направленная на улучшение демографической ситуации, должна
быть согласована с мероприятиями, осуществляемыми в сферах занятости и регулирования доходов, образования и здравоохранения, профессиональной подготовки, социального обеспечения и т.д.
В области здравоохранения приоритетными направлениями демографической политики государства является укрепление здоровья детей и подростков; улучшение репродуктивного здоровья населения; улучшение здоровья населения трудоспособного возраста; сохранение здоровья пожилых людей и проч.
Литература:
1. Русский архипелаг [Электронный ресурс]. - URL: http://www.archipelag.ru.
2. Извеков Н. Очерк демографического развития России в ХХ веке. Обозреватель. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rau.su/observer/N5-6.
3. Доклад о мировом развитии 2006 года. Справедливость и развитие. Пер. с англ. М.: Изд-во «Весь Мир», 2006.
4. Официальной сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: www.gks.ru
5. Официальное Интернет-представительство Президента России [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.kremlin.ru/text/appears/2006/05/105546.shtml.