Научная статья на тему 'Украинство в контексте цивилизационных выборов: теоретико-методологические аспекты исследования'

Украинство в контексте цивилизационных выборов: теоретико-методологические аспекты исследования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
186
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНСТВО / КАТЕГОРИЯ / ФЕНОМЕН / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ВЫБОРР / УКРАИНСКОЕ ОБЩЕСТВО / УКРАИНА / UKRAINITY / CATEGORY / PHENOMENON / CIVILIZATION CHOICE / UKRAINIAN SOCIETY / UKRAINE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Грабовская И. Н.

Анализируется смысловое наполнение категории "украинство" и соответствующее ему реальное содержание этого феномена в контексте проблемы цивилизационного выбора, стоящей перед современной Украиной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the categoryUkrainity” (the Ukrainian community inside and outside of Ukraine) and corresponding to it the real cense of this phenomenon in the context of the problem of civilization choice of Ukraine is analyzed.

Текст научной работы на тему «Украинство в контексте цивилизационных выборов: теоретико-методологические аспекты исследования»

УКРАИНСТВО В КОНТЕКСТЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ВЫБОРОВ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Грабовская И.Н. - к. филос. н.

Киевский национальный университет им.Т. Шевченко (Украина)

Аннотация: Анализируется смысловое наполнение категории "украшство" и соответствующее ему реальное содержание этого феномена в контексте проблемы цивилизационного выбора, стоящей перед современной Украиной

Ключевые слова: украинство, категория, феномен, цивилизационный выборр, украинское общество, Украина

Abstract: The content of the category “Ukrainity ” (the Ukrainian community inside and outside of Ukraine) and corresponding to it the real cense of this phenomenon in the context of the problem of civilization choice of Ukraine is analyzed.

Key words: Ukrainity, category, phenomenon, civilization choice, Ukrainian society, Ukraine.

Политический кризис в современном украинском социуме и обществе, связанный с проблемой вступления/невступления Украины в Европейский Союз, затрагивает глубинные мировоззренческие вопросы самого существования украинцев как модерной нации.

Один из лидеров объединенной Европы Лех Валенса утверждает, что нет свободной и целостной Европы без Украины. "Каждый понимает, что Украина -это большая страна, большое хозяйство. Украина - это большие возможности. Утверждаю - нет свободной и целостной Европы без Украины"[1].

Это мнение разделяет значительная часть граждан украинского общества. Субъектом процесса европеизации Украины выступает сегодня, прежде всего украинство, которое определяется как мировой цивилизационный феномен. "Украинство - это сборное понятие, которое охватывает и этнических, и политических украинцев, а также представителей украинской диаспоры" [5, с. 18]. Такое понятие украинства дает учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изучающих курс "Украиноведения". А между тем в научной среде продолжаются дискуссии, выявляющие гораздо более сложное и более структурированное смысловое наполнение этой категории.

В свете выше сказанного особую актуальность приобретает как сама разработка категории "украинство", в частности, в рамках украиноведения (украинознавства), так и в практическом аспекте определение смыслового наполнения этого понятия и рамок его эффективного применения.

Как известно, для выработки полноценной категории научного анализа, каковой в украиноведении должна быть, прежде всего, категория "украинство",

необходимо обратиться к рассмотрению смыслового содержания этого наиболее универсального для указанной области научного исследования понятия.

При исследовании украинства как цивилизационной составляющей современного мира среди значимых характеристик категории имеет значение понимание того факта, что "все категории являются категориями историческими, так что не существует и не может существовать какой-нибудь одной неизменной

и и т~ч

системы категорий, данной раз и навсегда. В связи с развитием мышления и науки возникают новые категории..., а старые наполняются новым содержанием " [4].

Таким новым содержанием наполнялось на протяжении ХХ столетия и понятие "украинство". Еще в Х1Х веке им обозначалась склонность или любовь к украинскому фольклору, быту, традициям, культуре в целом. К концу указанного столетия под украинством стали в основном понимать украинское национальноосвободительное и патриотическое движение.

Сегодня, прежде всего, под "украинством" имеем ввиду сборное понятие, которое в антропологическом смысле означает всю совокупность "мертвых, живых и нерожденных земляков наших" (говоря поэтическими строками Т. Шевченко), то десть, украинцев как отдельных индивидов, которые жили когда-то на земле, живут сегодня в Украине и во всем мире, а также украинский народ и украинскую нацию. Таким образом, к украинству относятся все те, кто, как писал М. Грушевский, "отроду украинец", кто признает себя украинцем в Украине и за ее пределами. А также те, кто населяет страну Украина, является гражданином этого государства, но не признает себя украинцем. На таком понимании данного феномена настаивал выдающийся украинский историк и мыслитель М. Грушевский [3]. То есть, речь идет о политичсеских украинцах или субъектах политической модерной нации, каковой сегодня и является украинская нация, оформившаяся в конце ХХ столетия в самостоятельное независимое демократическое государство при всех негативных моментах непростого процесса становления украинской государственности.

Современный аналитик С. Грабовский понимает под украинством совокупность таких феноменов, как украинская нация, украинская держава и украинский человек. Он отмечает, что этими проблемами озадачивалось много выдающихся личностей: от политических деятелей и литераторов до ученых. «.. .найти путь утверждения украинства как такового... пытались все, кого терзали подобные проблемы - от Владимира Винниченка, Дмитра Донцова и Мыколы Скрыпныка до Ивана Дзюбы, Оксаны Забужко и Вадима Скуративского» [2, с. 192].

"Украинство" как определенный коллективный идентитет имеет решающее значение для выработки и утверждения солидарного "Мы" нации и общества, которое сегодня преодолевает постколониальный синдром. С кем будет идентифицироваться это вновь выработанное украинское "Мы" в современном глобализированном мире и будет в значительной мере определять его жизнеспособность и перспективность.

Юрий Шерех (Шевельов) писал о непростом процессе творения общего украинского "Мы", которое не только механически, а и на глубинно-культурном уровне должно было бы складываться из "мы" диаспоры и "мы" Украины. Этот выдающийся украинский мыслитель, приветствуя идею формирования украинской всемирной целостности, все же высказывал сомнение относительно перспективности такого стремления. "...сегодня можем уже говорить о двух украинских "мы": одно - на Украине, другое - за ее границами, на Запад (условно включая и Австралию, хоть географически это нтикакой не Запад). Их взаимное знакомство, творение общей духовности, если это вообще практически возможно, творение того наивысшего украинского "МЫ" - это дело условное, проблематичное и, кто знает, осуществимое ли в будущем. А в действительности есть два малых "мы" - одно на Украине, второе - вне ее. Статистически эти два "мы", скажем, "МЫ" и "мы" - несоразмерны, это слон и щенок, но в смысле культурных ценностей это неравенство уменьшается. Внеукраинские украинские "Мы"... имели больший процент интеллигенции и свободного таланта, и сотворили большую... сумму культурных ценностей. Таким образом, имеем два "мы" и одно "МЫ" в идеале, не сотворенное еще, не постигнутое и, может быть, недостижимое" [6, c. 20].

Вхождение в общий европейский простор, как утверждает Ю. Шевелев, - это путь к реальному мировому "МЫ" и он требует от современных украинцев не меньшего сознательного волевого усилия, нежели создание всемирного единства украинства. Особенно же это касается тех, кто длительное время был под прессом азиатчины, культурной и политической. "Высвячивание в европейцы забирает много лет и, очевидно, никогда не заканчивается, - раздумывает исследователь. -Гармония своего, унаследованного, недавно еще едино наявного и природного, с приобретенным, будто бы чужим, а на самом деле, по-своему, таки тоже своим, только до сих пор не осознанным, - эта гармония никогда не опредмечивается, она существует в стремлении, но никогда не в каком-то окончательном совершенстве" [6, c. 21].

Таким образом, формирование самого феномена современного украинства идет параллельно выработке нового смысла и категории "украинство", несущей в себе большой епистемологический и гносеологический потенциал.

Информационные источники:

1. Валенса Лєх Немає вільної і повної Європи без України http://tsn.ua/interview/eks-prezident-polschi-nemaye-vilnoyi-i-povnoyi-yevropi-bez-ukrayini-322613. htm

2. Грабовський С. Україна не Африка? «Білі негри» у пошуках самих себе. - Ніжин: Видавець ПП Лисенко М.М., 2012. - 217 с.

3. Грушевський М. «Хто такі українці і чого вони хочуть?» - К.: Товариство Знання України, 1991. - 240 с.

4. Основные категории философии //

http: //www. vuzlib.org/beta3/html/1/22770/22784/

5. Українознавство: навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. / за ред. М.І. Обушного. - К.: Видавничо-поліграфічний центр «Київський університет», 2008. - 627 с.

6. Шевельов Ю. МИ і ми // Шевельов Ю. Москва, Маросейка. МИ і ми /Серія "Бронребійна публіцистика"/ За загал. ред. Л. Івшиної. - Видання перше. Бібліотека газети "День" "Україна Incognita". - К.: ПрАТ "Українська прес-група", 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.