Научная статья на тему 'Украинско-российский еврорегион «Слобожанщина» как форма межрегиональной интеграции'

Украинско-российский еврорегион «Слобожанщина» как форма межрегиональной интеграции Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
603
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЕВРОРЕГИОН "СЛОБОЖАНЩИНА"

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Голиков Артур Павлович, Черномаз Павел Алексеевич

В статье рассмотрены проблемы и перспективы украинско-российского трансграничного сотрудничества в еврорегионе «Слобожанщина».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Украинско-российский еврорегион «Слобожанщина» как форма межрегиональной интеграции»

УКРАИНСКО-РОССИИСКИИ

ЕВРОРЕГИОН

«СЛОБОЖАНЩИНА»

КАК ФОРМА

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ

ИНТЕГРАЦИИ

Артур Павлович Голиков — доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой международных экономических отношений Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина, заслуженный деятель науки и техники Украины. Автор более 250 научных и научно-методических работ, в том числе 11 монографий и более 20 учебников и учебных пособий. Круг научных интересов — территориальная организация мирохозяйственных процессов и их экономико-математическое моделирование, регионалистика, украинско-российское трансграничное сотрудничество. Инициатор создания еврорегиона «Слобожанщина».

Электронная почта: golikovartur@ukr.net

Павел Алексеевич Черномаз — кандидат географических наук, доцент кафедры международных экономических отношений Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина, начальник сектора перспективного развития Государственного предприятия «Харьковский региональный научно-производственный центр стандартизации, метрологии и сертификации». Автор 125 научных и научно-методических работ, в том числе четырех монографий и шести учебных пособий. Круг научных интересов — маркетинговая география, международный маркетинг, регионалистика. С 1997 года занимается вопросами развития украинско-российского трансграничного сотрудничества. Соавтор концепции создания еврорегиона «Слобожанщина», один из организаторов международной Школы межрегионального приграничного сотрудничества с проведением украинско-российских трансграничных стратегических дебатов среди студентов и молодых ученых.

Электронная почта: pavel.chernomaz@gmail.com

Павел Черномаз

Ukrainian-Russian Euroregion "Slobozhanschyna" as a Form of Inter-regional Integration

Artur Golikov, Pavel Chernomaz

This article describes problems and prospects of Ukrainian-Russian cross-border cooperation in the Euroregion "Slobozhanschyna".

украинско-российский еврорегион «Слобожанщина» как форма межрегиональной интеграции

А.П. голиков, П.А. Черномаз

Keywords: Ukrainian-Russian relations, cross-border cooperation, Euroregion "Slobozhanschyna".

JEL: F15, F55, R10

В статье рассмотрены проблемы и перспективы украинско-российского трансграничного сотрудничества в еврорегионе «Слобожанщина».

Ключевые слова: украинско-российские отношения, трансграничное сотрудничество, еврорегион «Слобожанщина».

ИСТОКИ ЕВРОРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Несмотря на существенную напряженность, возникшую в российско-украинских отношениях в 2014 году, представляется правильным продолжить поиск и совершенствование путей сотрудничества двух соседствующих государств, связанных друг с другом целым комплексом экономических и социальных отношений.

В последние два десятилетия как в России, так и на Украине стали развиваться научные исследования, связанные с изучением приграничных территорий. Общую теорию и методологию трансграничного сотрудничества, в том числе в контексте интеграционных процессов и реализации региональной политики, а также конкретные вопросы сотрудничества на украинско-российском пограничье рассматривали в своих работах, в частности, российские ученые С. Артоболевский, С. Баринов, Т. Бородина, Л. Вардомский, О. Вендина, Е. Винокуров, С. Голунов, А. Гриценко, Н. Жук, В. Колосов, А. Либман, Н. Меже-вич, Р. Туровский, В. Сапрыка, В. Часовский, украинские ученые П. Беленький, А. Голиков, В. Дергачев, М. Долишний, В. Дубницкий, А. Кирюхин, А. Кулешова, Ю. Макогон, К. Немец, Л. Немец, Н. Мику-ла, В. Ляшенко, В. Пила, Е. Рябинин, И. Студенников, Т. Терещенко, П. Черномаз, Е. Чмырь.

Как известно, после распада СССР возникла необходимость активизации трансграничного сотрудничества сопредельных регионов бывших союзных республик, а ныне независимых государств.

На то время одной из наиболее распространенных форм развития трансграничного сотрудничества в Европе являлись еврорегионы.

Еврорегион — это возникшая в Европе форма трансграничного сотрудничества между территориальными общинами или местными органами власти регионов двух или более имеющих общую границу государств, оформляемая в соответствии с внутренним законодательством этих стран и нормами международного права в виде юридически действующего соглашения, целью которого является координация взаимных усилий и осуществление согласованных мероприятий в различных сферах жизнедеятельности для решения общих вопро-

№ п/п Название Дата учреждения Участвующие стороны

1 «Днепр» 29.04.2003 гомельская обл. Беларуси, Брянская обл. российской Федерации, Черниговская обл. Украины

2 «Слобожанщина» 07.1 1.2003 Белгородская обл. российской Федерации, Харьковская обл.Украины

3 «Ярославна» 24.04.2007 курская обл. российской Федерации, Сумская обл. Украины

4 «Донбасс» 29.10.2009 Воронежская и ростовская обл. российской Федерации, Донецкая и Луганская обл. Украины

сов в интересах населения, проживающего на территории этих общин по разные стороны государственной границы.

С одной стороны, еврорегион — это форма трансграничного сотрудничества, ведущая к межрегиональной интеграции, с другой — инструмент выравнивания и подъема уровней социально-экономического развития регионов. Как инструмент еврорегион может быть своеобразным «соединительным сосудом», в котором из одного региона в другой «перетекают» товары, услуги, люди и капиталы (Голиков, 2011).

Первый еврорегион (Euregio) был образован в 1958 году на немец-ко-нидерландском пограничье с центром в немецком городе Гронау. Сейчас в Европе существует около 200 региональных трансграничных образований. Создан Европейский фонд регионального развития, из которого финансируются программы поддержки еврорегионов.

На украинской границе также возникла сеть еврорегионов, основная задача которых — налаживание эффективного межрегионального приграничного сотрудничества Украины как со странами ЕС на западных рубежах, так и с Россией — на восточных. Однако вследствие возникшей напряженности в украинско-российских отношениях дальнейшее эффективное развитие сопредельных регионов Украины и России, которые имеют мощный научный, производственный и инфраструктурный потенциал, будет в ближайшей перспективе сдерживаться из-за невозможности его совместного использования, отсутствия координации экономических, социальных и экологических программ. Это, кроме прочего, может привести к усилению градиента социальных и экономических показателей вдоль границы.

Тем не менее даже в этих сложных условиях миссией созданных местными органами власти и самоуправления украинско-российских еврорегионов (см. таблицу 1) остается формирование системы совместного пространственного планирования сопредельных территорий Украины и России и урегулирование вопросов, связанных с закономерными изменениями социально-экономических функций по-граничья.

Таблица 1. Еврорегионы на украинско-российском пограничье

Таблица 2. Показатели территории и населения еврорегиона «Слобожанщина»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРОРЕГИОНА «СЛОБОЖАНЩИНА»

Особую активность в украинско-российском трансграничном сотрудничестве проявили в свое время администрации Харьковской и Белгородской областей, которые 7 ноября 2003 года подписали учредительные документы о создании украинско-российского еврорегиона «Слобожанщина».

Основными признаками «Слобожанщины» являются пространственная компактность и высокий потенциал развития за счет социально-экономической взаимодополняемости смежных территорий Белгородской и Харьковской областей.

Площадь еврорегиона «Слобожанщина» составляет 58.5 тыс. км2, в нем проживают 4 млн 285 тыс. человек (см. таблицу 2). Плотность населения еврорегиона составляет 73 человека на км2 — он является одним из наиболее густонаселенных среди украинско-российских еврорегионов. Следует отметить, что Белгородская область по количеству населения уступает Харьковской почти вдвое, а по уровню урбанизации последняя превышает показатель Белгородской области в 1.2 раза.

Харьковская и Белгородская области — один из наиболее развитых регионов украинско-российского пограничья. Здесь наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности, как машиностроение, пищевая, горнорудная и металлургическая, фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов.

Сельское хозяйство еврорегиона представлено мясомолочным животноводством, птицеводством, пчеловодством, производством зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, овощей и картофеля. Полезная площадь сельскохозяйственных угодий составляет 4.3 млн га, из них пашня — 3.4 млн га (79%).

Протяженность границы между Харьковской и Белгородской об-

Территория Население на 01.01.2013 Плотность населе- ния Доля городского населения

тыс. км2 % тыс. чел. % чел./км2 %

Еврорегион «Слобожанщина» 58.5 100 4285 100 73.2 75.4

Харьковская область 31.4 53.7 2744 64 87.4 80.2

Белгородская область 27.1 46.3 1541 36 56.9 66.6

Источник: Государственный комитет статистики Украины (http://www.ukrstat.gov.ua) и Федеральная служба государственной статистики РФ (http://www.gks.ru).

ластями 315.5 км. На ней расположены четыре международных грузопассажирских пункта пропуска (два железнодорожных и два автомобильных) и пять межгосударственных грузопассажирских (два железнодорожных и три автомобильных). Наибольшими железнодорожными пунктами пропуска являются Казачья Лопань — Долбино и Тополи — Валуйки. Крупнейшие автомобильные пункты пропуска — Гоптовка — Нехотеевка (на автотрассе Москва — Харьков — Симферополь) и Плетеневка — Шебекино.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

Развитие трансграничного сотрудничества в рамках еврорегиона можно разделить на следующие этапы (Черномаз, 2011a).

Этап 1. Возникновение и обоснование идеи. Этот этап начался с момента опубликования учеными Харьковского государственного университета работы «Еврорегион “Слобожанщина” как форма трансграничного сотрудничества сопредельных областей Украины и России» (Голиков, Черномаз, 1997), в которой была концептуально обоснована идея создания первого украинско-российского еврорегиона «Слобожанщина». В то время очень болезненно ощущался разрыв налаженных украинско-российских связей вследствие возникновения границы между странами, породившей многочисленные барьеры в сотрудничестве. Поэтому ставились основные цели: гармонизация взаимодействия сторон для реализации основных социально-экономических функций пограничья, устранения излишних барьеров для контактов населения, привлечение инноваций и инвестиций для стабилизации и роста экономики, активизация развития добросовестного малого и среднего бизнеса, с трудом преодолевавшего барьерное действие границы.

Этап 2. Внесение положения о создании еврорегиона в официальные документы местных органов власти.

По инициативе ученых Харьковского государственного университета положение о создании «Слобожанщины» было записано в Региональную комплексную программу социально-экономического развития Харьковской области до 2010 года, утвержденную 20 августа 1999-го решением сессии Харьковского областного совета. Как результат первыми активность в украинско-российском трансграничном сотрудничестве проявили именно администрации Харьковской и Белгородской областей. 22 марта 2002 года они обратились к президентам Украины и России с просьбой дать соответствующие поручения правительствам относительно активизации двусторонних консультаций между внешнеполитическими ведомствами обеих стран, целью которых было бы подписание «Соглашения об упрощении таможенного и пограничного режимов для обеспечения перво-

очередных потребностей жителей приграничных районов Харьковской и Белгородской областей». 21 апреля 2006 года в Москве было подписано соответствующее межправительственное соглашение, касавшееся приграничных районов всего украинско-российского по-граничья. 18 октября 2011 года в Донецке в ходе II российско-украинского межрегионального экономического форума было подписано новое «Соглашение между правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о порядке пересечения российско-украинской государственной границы жителями приграничных регионов Российской Федерации и Украины». Оно предусматривает распространение упрощенного режима пересечения российско-украинской государственной границы на жителей приграничных регионов, в частности, Белгородской и Харьковской областей в целом, то есть жителей всего еврорегиона «Слобожанщина», а не только приграничных районов. 22 февраля 2012 года Верховная рада Украины приняла закон о ратификации этого соглашения. С российской стороны соглашение вступило в силу без ратификации. Это, пожалуй, одно из самых главных достижений, связанных с развитием трансграничного сотрудничества в еврорегионе «Слобожанщина».

Этап 3. Подписание формальных документов об учреждении еврорегиона. После подготовительной работы, проведенной исполкомом Совета руководителей пограничных областей Беларуси, России и Украины, 7 ноября 2003 года в Харькове руководителями органов исполнительной власти и местного самоуправления Харьковской и Белгородской областей были подписаны учредительные документы о создании украинско-российского еврорегиона «Слобожанщина». Согласно уставу его руководящим органом является Совет еврорегиона, однако реально вопросы сотрудничества долгое время решались в ходе двусторонних встреч руководителей Харьковской и Белгородской областей. Лишь 13 сентября 2011 года состоялось первое заседание Совета еврорегиона.

Этап 4. Признание еврорегиона на международном уровне. В 2004-м еврорегион «Слобожанщина» был принят в Ассоциацию европейских приграничных регионов (AEBR) в качестве наблюдателя, а в 2009 году — в качестве полноправного члена. AEBR основана в июне 1971-го как добровольная неправительственная организация, объединяющая около 200 разных учреждений трансграничного сотрудничества в Европе, ряд из которых известен как еврорегионы. Ее цель — организация, поддержка и координация сотрудничества трансграничных регионов по всей Европе.

Этап 5. Разработка стратегии развития еврорегиона и выбор для совместной реализации программ и проектов, соответствующих стратегическим направлениям. Этот этап предусматривает определение важных для обеих сторон стратегических направлений сотрудничества, а также конкретных проектов для совместной реализации. Он требует функционирования ра-

бочих групп по отдельным направлениям деятельности и проектам. На сегодня заявлен ряд проектов для реализации в рамках стратегических направлений сотрудничества, в том числе — создание российско-украинского технопарка «Слобожанщина». Однако ни один из заявленных масштабных проектов пока полностью не реализован по причине отсутствия финансирования. В то же время реально действующими оказались лишь основанные на энтузиазме отдельных личностей небольшие научно-образовательные проекты, развивающие тематику «Слобожанщины». В рамках данной политики «малых дел» реализованы, в частности, следующие мероприятия:

• Школа межрегионального приграничного сотрудничества с проведением трансграничных стратегических дебатов среди студентов и молодых ученых на базе Национального исследовательского университета «Белгородский государственный универститет» (НИУ «БелГУ») и Харьковского национального университета (ХНУ) имени В. Н. Каразина;

• научно-практическая конференция «Украинско-российское порубежье: состояние и перспективы сотрудничества» на базе кафедры международных экономических отношений ХНУ им. В. Н. Каразина;

• запуск информационного портала межрегионального приграничного сотрудничества (www.euroregion.ru).

Этап 6. Разработка и обеспечение реализации программ и проектов трансграничного развития. Для реализации заявленных проектов нужно сформировать действующую институциональную структуру еврорегиона. Она может представлять собой как имеющиеся административные институты с объединенными проектами, так и специальные трансграничные институты, которые должны разработать проектную документацию, получить источники финансирования и начать реализацию проектов.

Финансирование институциональных органов еврорегиона должно обеспечиваться каждой стороной согласно установленным критериям и приоритетам. Для поддержания деятельности рабочих групп экспертов, как правило, привлекаются целевые средства, предусмотренные в государственных и местных бюджетах на решение конкретных проблем и реализацию конкретных общегосударственных и региональных программ, а также частные инвестиции (по схеме государственно-частного партнерства) и средства донорских программ.

Этап у. Мониторинг и оценка программ и проектов трансграничного сотрудничества. Мониторинг и оценка осуществляются в ходе реализации программ и проектов формальными органами еврорегиона и организациями, выделившими финансирование под конкретные проекты. По ходу реализации в проекты могут вноситься коррективы, возможен отказ от финансирования одних проектов в пользу других, более перспективных.

Однако на сегодняшний день сотрудничество в рамках еврорегиона «Слобожанщина» остановилось на этапе разработки стратегии развития, которая до сих пор не разработана и не утверждена. В нем только начато формирование институциональной структуры, он очень слабо использует свой потенциал и требует наполнения конкретными реализуемыми проектами для решения насущных общих задач.

ЗАДАЧИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Можно выделить следующие стратегически важные задачи украинско-российского трансграничного сотрудничества в рамках еврорегиона «Слобожанщина», которые требуют совместного решения (Черномаз, 2009 а).

Первое — активизация трансграничной научной, производственной кооперации и торговли путем снятия излишних пограничных таможенных и технических барьеров.

Второе — улучшение транспортной и логистической инфраструктуры еврорегиона для эффективного использования его транзитного положения. Предполагается снижение загруженности трансграничной магистрали Харьков — Белгород через международный пункт пропуска Гоп-товка — Нехотеевка путем создания обходных транспортных маршрутов и новых пунктов пропуска, строительства логистических терминалов.

Третье — выработка согласованной экологической политики. Эта работа уже начата реализацией проектов оздоровления бассейна Северского Донца и реки Лопани.

Четвертое — преодоление социальной асимметрии пограничья, отражающейся прежде всего в рынке труда. Возникшие градиенты в оплате труда и уровне социальной защиты в пользу российских регионов ведут сегодня к одностороннему потоку трудовой миграции в сторону России. Это требует выработки согласованной политики на общем рынке труда.

Пятое — создание региональной маркетинговой информационной системы «Слобожанщины» с целью привлечения инвестиций в проекты путем применения маркетинговых инструментов для повышения известности и улучшения имиджа ее территории, ориентации региональной политики на реальные потребности рынков и возможности их предоставления еврорегионом (Черномаз, 2009Ь).

Создание эффективных механизмов трансграничного сотрудничества на основе имеющегося передового опыта также является чрезвычайно своевременной задачей как для внутреннего развития сопредельных пограничных регионов, так и для укрепления добрососедских отношений между Украиной и Россией. Некоторые из них

изложены в монографии «Украинско-российское трансграничное сотрудничество: современное состояние и перспективы» (Голжов, 2013), изданной коллективом кафедры международных отношений ХНУ имени В. Н. Каразина на основе многолетних научных исследований.

Один из таких механизмов — внедрение концепции «умной границы» на украинско-российском пограничье.

«Умная граница» (англ. Smart Border) — это концепция построения сопредельными государствами совместного управления потоками людей и товаров на границе таким образом, чтобы способствовать оптимальной реализации ее фильтрующей функции (Черномаз, 2011b). Она дает возможность наладить добрососедские отношения между граничащими государствами, избегать дублирования в пограничном и таможенном контроле и, как следствие, экономить время и средства, а также устранять ненужные барьеры на пути трансграничных потоков людей, товаров и транспорта. Необходимость ее реализации на украинско-российском пограничье очевидна, но напрямую зависит от политической воли руководства обеих стран. Однако такая концепция будет эффективной только тогда, когда существует взаимное доверие между партнерами и обе стороны равно заинтересованы в развитии трансграничных связей. В таком случае они готовы идти на компромиссы в процессе формирования пограничной политики, гармонизации стандартов и принципов пересечения границы.

ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Существует ряд причин, которые тормозят развитие сотрудничества в рамках еврорегиона «Слобожанщина» (Черномаз, 2012Ь).

1. Нестабильность украинско-российских отношений и их зависимость от личных симпатий и доброй воли руководителей.

2. Формально-демонстрационный подход по отношению к еврорегиону, подменяющий реальную планомерную организационноуправленческую работу.

3. Не сформирована четкая институциональная структура еврорегиона, а значит, нет автономного механизма развития.

4. Не существует отработанного механизма совместного украинско-российского стратегического планирования развития еврорегиона.

5. Отсутствуют реальные источники государственного финансирования как из центрального, так и из местных бюджетов.

6. На украинско-российском участке границы не действуют масштабные европейские программы, поддерживающие трансграничное сотрудничество (Европейский инструмент соседства и партнерства и др.).

Таблица 3. SWOT-анализ украинско-российского трансграничного сотрудничества в еврорегионе «Слобожанщина»

Использование сильных сторон

для реализации возможностей

1. Установление кооперационных отношений будет содействовать развитию промышленного сектора, а также развитию среднего

и малого бизнеса на территории российско-украинского пограничья.

2. Повышение уровня развития систем образования обоих государств путем обмена опытом в сфере образования и содействия повышению уровня квалификации специалистов высших учебных заведений и научных учреждений. Взаимное признание дипломов об образовании и присуждении научных степеней и ученых званий.

3. Возможность более свободного посещения соседних государств положительно скажется на развитии социально-культурных отношений.

Возможности для преодоления слабых сторон

1. Оживление зон депрессии, активизация регионообразующих производств.

2. Создание обходных транспортных маршрутов в дополнение к магистральным.

3. Модель еврорегиона предусматривает увеличение прозрачности границы для легальных товарных потоков.

4. Функционирование еврорегиона позволит внедрить единые европейские стандарты охраны окружающей среды.

5. Еврорегион будет содействовать налаживанию экономических, образовательнонаучных и культурных отношений между государствами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Создание общего цивилизованного рынка труда позволит не только предотвратить развитие интеллектуальной асимметрии по-граничья, но и значительно повысит общий человеческий потенциал еврорегиона.

Использование сильных сторон

для преодоления угроз

1. Развитие кооперационных связей будет содействовать созданию зоны свободной торговли со странами Таможенного союза.

2. развитие социально-культурных связей будет противодействовать национальным и шовинистским настроениям.

3. Сотрудничество в решении экологических проблем будет препятствовать загрязнению территории и способствовать восстановлению природной среды.

Угрозы проявления слабых сторон

1. Политическая конфронтация в связи с возможным вступлением Украины в НАТО может привести к пересмотру прежде подписанных договоренностей межгосударственного

и трансграничного сотрудничества.

2. Отказ от формирования зоны свободной торговли с Россией и Таможенным союзом снизит конкурентоспособность украинской продукции на рынке России.

3. негативные последствия создания зоны свободной торговли с ЕС могут привести к закрытию отдельных предприятий вследствие потери рынков сбыта и разрыва установленных кооперационных связей.

4. При значительном снижении эффективности пограничного контроля увеличение числа мигрантов может усилить криминогенность украинско-российского пограничья.

7. Бизнес не заинтересован вкладывать средства в проекты еврорегиона даже по схеме государственно-частного партнерства, так как со стороны государства отсутствует стимулирование (льготные условия).

Для дальнейшей выработки стратегии развития нами произведен SWOT-анализ российско-украинского трансграничного сотрудничества (см. таблицу 3), позволяющий по-новому взглянуть на текущую ситуацию, существующие проблемы и возможности, которые открываются для еврорегиона «Слобожанщина» (Черномаз, 2013).

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Подводя итоги, нужно отметить, что еврорегион «Слобожанщина» выступил в роли катализатора процессов украинско-россий-

ского межрегионального трансграничного сотрудничества, направленных на улучшение жизни населения приграничных регионов (Черномаз, 2012a). По его примеру в приграничном регионе Украины и России за последнее десятилетие сформировался каркас территориально компактных еврорегионов, в основе которых лежат соглашения между расположенными по обе стороны границы территориальными органами власти и самоуправления. В этот каркас, кроме «Слобожанщины», входят еврорегионы «Днепр», «Ярославна» и «Донбасс».

В то же время дальнейшее развитие сотрудничества в еврорегионе «Слобожанщина» требует внедрения эффективных организационноуправленческих решений, в частности, формирования работающих на постоянной основе органов управления еврорегионом, выработки действенных механизмов конкурсного отбора и финансовой поддержки совместных программ и проектов и ряда других.

Дальнейшему развитию сотрудничества также должна способствовать имплементация подписанного Украиной в ноябре 2011 года и Россией в июне 2012 года Протокола № 3 к Мадридской конвенции о трансграничном сотрудничестве, предусматривающего создание и деятельность новых форм — «объединений еврорегионального сотрудничества» (Euroregional Co-operation Groupings — ECGs) со статусом юридического лица и правом на собственный бюджет. Это будет сопряжено с необходимостью уточнения юридического статуса уже существующих еврорегионов, прежде всего с целью получения и эффективного использования финансирования для реализации совместных проектов (Черномаз, 2011 с).

Для активизации и повышения эффективности украинско-российского трансграничного сотрудничества в рамках еврорегиона «Слобожанщина» необходимо привлечение для реализации проектов достаточных финансовых ресурсов, которые могут поступить из трех основных источников: 1) целевое бюджетное финансирование со стороны государств — участников проектов и местных властей; 2) инвестиции заинтересованных в сотрудничестве частных организаций (в том числе по схеме государственно-частного партнерства); 3) донорская поддержка международных организаций. В связи с этим необходимо создание на межгосударственном уровне российско-украинского фонда развития трансграничного сотрудничества по примеру Европейского фонда регионального развития. Также назрела необходимость создания Института исследований российско-украинского трансграничного сотрудничества (возможно, на базе сотрудничества Харьковского и Белгородского университетов), задача которого должна заключаться в научно-исследовательском сопровождении (разработка и обоснование проектов, оформление документов для получения финансирования) и мониторинге реализации проектов в рамках еврорегиона «Слобожанщина».

ЛИТЕРАТУРА

Артоболевский С. (2005) Приграничные территории как объект региональной политики. Запад России и ближнее зарубежье: устойчивость социально-культурных и эколого-хозяйственных систем. Псков. С. 18-19.

Артоболевский С., Глезер О. (ред.) (2010) Региональное развитие и региональная политика России в переходный период. Москва: МГТУ им. Н. Э. Баумана. 317 с.

Баринов С., Гриценко А. (2009) Образ Украины и особенности местной идентичности населения российско-украинского пограничья. Региональные исследования. № 3 (24). С. 22-28.

Бєлєнький П., Мікула Н., Матвєєв Є. (2005) Конкурентність на транскордонних ринках. Львів: НАН України; Інститут регіональних досліджень. 216 с.

Бородина Т., Волкова И., Баринов С., Гриценко А. (2008) Приграничные территории России и Украины: общая история и разделенное настоящее (географические подходы). Трансформация российского пространства: социально-экономические и природно-ресурсные факторы (полимасштабный анализ). Москва: ИГ РАН. С. 266-287.

Вардомский Л. (2008) Российское порубежье в условиях глобализации. ИЭ РАН. Москва: Изд. Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 216 с.

Вардомский Л., Голунов С. (ред.) (2002) Прозрачные границы. Безопасность и трансграничное сотрудничество в поясе новых пограничных территорий России. Москва — Волгоград. 573 с.

Винокуров Е. (2013) Прагматичное евразийство. Евразийская экономическая интеграция. Санкт-Петербург: ЕАБР. С. 7-20.

Винокуров Е., Либман А. (2012) Евразийская континентальная интеграция. Санкт-Петербург: ЕАБР. 224 с. Доступно на: http://eabr.Org/r/research/ centre/monographs/

Винокуров Е., Либман А. (2013) Две евразийские интеграции. Вопросы экономики. № 2. С. 47-72.

Голиков А. (2011) О некоторых особенностях Харьковской области и их использовании в стратегии ее развития. Стратегия социально-экономического (устойчивого) развития Харьковской области до 2020 года: материалы выступлений на заседании круглого стола. Харьков: ХНУ им. В. Н. Каразина. С. 15-28.

Голіков А. (ред.) (2013) Українсько-російське транскордонне співробітництво: сучасний стан і перспективи. Харьков: ХНУ им. В. Н. Кара-зина. 240 с.

Голиков А., Черномаз П. (1997) Еврорегион “Слобожанщина” как форма трансграничного сотрудничества сопредельных областей Украины и России. Регион: Проблемы и перспективы. Харьков. № 4. С. 52-54. Доступно на: http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/5204

Голунов С. (2008) Пограничная безопасность: зарубежный опыт. Модели взаимоотношений сопредельных государств. Космополис. № 2. С. 115-129.

Дергачев В. (2002) Геоэкономика Украины (теоретические и прикладные основы). Одесса: Ин-т пробл. рынка и экон.-экол. исслед. НАН Украины. 243 с.

Дергачев В., Вардомский Л. (2011) Регионоведение. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: ЮНИТИ-ДАНА. 519 с.

Долішній М. (2006) Регіональна політика на рубежі ХХ-ХХІ століть: нові пріоритети. Інститут регіональних досліджень НАН України. Київ: Наукова думка. 510 с.

Дубницкий В., Ляшенко В. (ред.) (2010) Трансграничное украино-российское сотрудничество: формы, методы, перспективы. — Донецк: Юго-Восток. 419 с.

Жук Н., Сапрыка В. (2013) Приграничное сотрудничество как механизм интеграции постсоветского пространства. Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. № 2. С. 226-230.

Колосов В., Вендина О. (2002) Российско-украинская граница: социальные градиенты, идентичность и миграционные потоки (на примере Белгородской и Харьковской областей). Миграция и пограничный режим: Беларусь, Молдова, Россия и Украина. Киев: Национальный институт проблем международной безопасности. С. 21-46.

Колосов В., Вендина О. (ред.) (2011) Российско-украинское пограничье: двадцать лет разделенного единства. Москва: Новый хронограф. 352 с.

Колосов В., Кирюхин А. (2001) Приграничное сотрудничество в российско-украинских отношениях. Полития. № 1 (19). С. 141-165.

Колосов В., Мироненко Н. (2005) Геополитика и политическая география: Учеб. для студ. вузов. 2-е изд., испр., доп. Москва: Аспект Пресс. 478 с.

Леонтьева А., Сапрыка В. (2012) Имитационные и конструктивные проекты в приграничном сотрудничестве постсоветских государств. Современные проблемы науки и образования. № 6. Доступно на: www.science-education. ги/106-7842

Макогон Ю., Ляшенко В. (2002) Формы и направления межрегионального трансграничного экономического сотрудничества. Донецк: ДонНУ; ИЭП НАН Украины. 272 с.

Максименко С., Студенніков І. (ред.) (2000) На шляху до Європи. Український досвід єврорегіонів. Київ: Логос. 224 с.

Межевич Н. (2002) Региональная экономическая политика Российской Федерации: Влияние трансграничного сотрудничества на традиционные и новые механизмы реализации. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 354 с.

Межевич Н. (2006) Границы в современном мире: новые качества в условиях глобализации. Псковский регионологический журнал. № 3. С. 3-14. Доступно на: Ы^р://суЪег1ешпка.га/аг11с1е/п^гапйзу-^о\тетеппот-тц'е-novye-kachestva-v-usloviyah-gloЪalizatsii

Мікула Н. (2003) Єврорегіони: досвід та перспективи. Львів: ІРД НАН України. 222 с.

Мікула Н. (2004) Міжтериторіальне та транскордонне співробітництво. Львів: ІРД НАН України. 395 с.

Нємець К., Кулешова Г., Нємець Л. (2012) Прикордонні соціогеосистеми: тенденції та особливості розвитку. Харків: Екограф. 232 с.

Пила В., Чмир О., Гарасюк О., Терещенко Т. (2006) Сучасна регіональна політика і транскордонне співробітництво. Хмельницький: Хмельницький університет управління та права. 412 с.

Рябінін Є. (2011) Транскордонне співробітництво в системі процесів регіональної інтеграції України (політологічний аналіз). Маріуполь. 157 с.

Сапрыка В. (2012) Оценка эффективности реализации российско-украинских проектов и программ приграничного межрегионального сотрудничества. Россия — Украина: гуманитарные и экономические основы стратегического партнерства. Шаг к модернизационному альянсу? Москва: РИСИ. С. 97-105.

Туровский Р. (2006) Политическая регионалистика. Москва: Изд. дом ГУ ВШЭ. 792 с.

ЦИИ ЕАБР (2013) Приграничное сотрудничество регионов России, Беларуси и Украины. Санкт-Петербург. ЦИИ ЕАБР. 100 с. Доступно на: http:// www.eabr.org/r/research/centre/projectsCII

Часовский В. (1999) Трансформация территориально-отраслевой структуры хозяйства нового российского пограничья. Известия Академии наук. Серия географическая. № 1. С. 67-72.

Черномаз П. (2009 а) Еврорегион «Слобожанщина» и перспективы украинско-российского трансграничного сотрудничества. Часопис соціально-економічної географії. Харьков: ХНУ им. В. Н. Каразина. Вып. 7 (2). С. 85-92. Доступно на: http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/5208

Черномаз П. (2009b) Маркетинговая информационная система как инструмент антикризисного управления регионом. Инновационный путь развития РФ как важнейшее условие преодоления мирового финансово-экономического кризиса. Москва: ВЗФЭИ. Том. 1. С. 304-305. Доступно на: http:// dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/5254

Черномаз П. (2011a) Еврорегион «Слобожанщина»: этапы формирования и перспективы развития. Международное сотрудничество приграничных регионов: история, экономика, политика, культура. Курск: Изд-во VIP. С. 160165. Доступно на: http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/5203 Черномаз П. (2011b) Построение «умной границы» между Россией и Украиной как механизм повышения эффективности ее пересечения. Современные проблемы социально-экономического развития России. Белгород: Изд-во БелГУ. Т. 1. С. 148-151. Доступно на: http://dspace.univer.kharkov.ua/ handle/123456789/9385

Черномаз П. (2011c) Тенденции институционализации объединений евро-регионального сотрудничества и их влияние на трансграничное сотрудничество в Украине. Формування мереж прикордонного співробітництва України. Чернівці: ЧТЕІ КНТЕУ. С. 159-162. Доступно на: http://dspace.univer.kharkov. ua/handle/123456789/5253

Черномаз П. (2012a) Еврорегион «Слобожанщина» как катализатор украинско-российского межрегионального приграничного сотрудничества. Стратегия экономического, политического, социокультурного развития регионов в условиях глобализации. Березники: Филиал УрГЭУ. С. 35-38. Доступно на: http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/9386

Черномаз П. (2012b) Украинско-российское трансграничное сотрудничество в рамках еврорегиона «Слобожанщина»: реалии и возможности. Развитие частно-государственного партнерства в Республике Беларусь. Минск: Акад. упр. при президенте Респ. Беларусь. С. 241—252. Доступно на: http:// dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/7792

Черномаз П. (2013) Украинско-российское трансграничное сотрудничество на примере еврорегиона «Слобожанщина». Вісник Харківського національного університету імені В. Н. Каразіна. № 1042. Серия «Міжнародні відносини. Економіка. Країнознавство. Туризм». Вып. 1. С. 147-150. Доступно на: http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/9293

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.