Научная статья на тему 'Угрозы безопасности объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Основные направления деятельности по обеспечению транспортной безопасности органов внутренних дел на транспорте МВД России'

Угрозы безопасности объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Основные направления деятельности по обеспечению транспортной безопасности органов внутренних дел на транспорте МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1739
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА / УГРОЗЫ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МВД РОССИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ / ВОДНОМ И ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ / ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / УГРОЗЫ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ANTI-TERRORIST SECURITY OF A TRANSPORT COMPLEX / THREAT ON OBJECTS OF TRANSPORT / TERRITORIAL AUTHORITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA ON RAILWAY / WATER AND AIR TRANSPORT / THE MAIN OBJECTIVES OF ENSURING TRANSPORT SAFETY / CONTROL OF ACTIVITY OF TRANSPORT ENTERPRISES / THREATS OF TRANSPORT SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пестов Н.Н., Соловьев А.А.

В статье рассмотрены существующие проблемы обеспечения антитеррористической защищенности транспортного комплекса Российской Федерации, проведено исследование деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия терроризму на транспорте. В частности, проанализированы нормативная правовая база, организационно-методическое обеспечение органов внутренних дел на транспорте и система их взаимодействия с другими структурами и ведомствами. Предложены основные направления (пути) решения проблем антитеррористической защищенности транспортного комплекса Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Threats to security of objects of a railway, air and water transport. The main activities on ensuring transport safety of law-enforcement bodies on transport of the Ministry of Internal Affairs of Russia

In article the existing problems of ensuring anti-terrorist security of a transport complex of the Russian Federation are considered, research of activity of law-enforcement bodies in the sphere of counteraction to terrorism on transport is conducted. In particular, the regulatory legal base, organizational and methodical providing law-enforcement bodies on transport and system of their interaction with other structures and departments is analysed. The main directions (ways) solutions of problems of anti-terrorist security of a transport complex of the Russian Federation are proposed.

Текст научной работы на тему «Угрозы безопасности объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Основные направления деятельности по обеспечению транспортной безопасности органов внутренних дел на транспорте МВД России»

2 л н и

0

1

Л

<

и н

К

:|S

0

1

Л

<

и н S

I

<

а

X о

0

м

<

а С

К S

1

и <

м

<

а

и <

ш О а С

34

Н.Н. ПЕСТОВ,

старший преподаватель кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка, кандидат юридических наук

А.А. СОЛОВЬЕВ,

старший преподаватель кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях

(Академия управления МВД России)

N.N. PESTOV,

senior teacher of chair of management activity of services of providing public order, candidate of law science

A.A. SOLOVYOV,

senior teacher of chair of management of internal Affairs bodies in special conditions (Management Academy of Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 656.2

Угрозы безопасности объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта. основные направления деятельности по обеспечению транспортной безопасности органов внутренних дел на транспорте Мвд россии

Threats to security of objects of a railway, air and water transport. the main activities on ensuring transport safety of law-enforcement bodies on transport of the Ministry of Internal Affairs of Russia

В статье рассмотрены существующие проб- In article the existing problems of ensuring an-

лемы обеспечения антитеррористической за- ti-terrorist security of a transport complex of the

щищенности транспортного комплекса РФ, Russian Federation are considered, research of

проведено исследование деятельности орга- activity of law-enforcement bodies in the sphere

нов внутренних дел в сфере противодействия of counteraction to terrorism on transport is con-

терроризму на транспорте, проанализированы ducted. In particular, the regulatory legal base,

нормативная правовая база, организационно- organizational and methodical providing law-en-

методическое обеспечение органов внутренних forcement bodies on transport and system of their

дел на транспорте и система их взаимодейст- interaction with other structures and departments

вия с другими структурами и ведомствами. is analysed. The main directions (ways) solutions

Предложены основные направления (пути) ре- of problems of anti-terrorist security of a transport

шения проблем антитеррористической защи- complex of the Russian Federation are proposed. щенности транспортного комплекса РФ.

Антитеррористическая защищенность транс- Anti-terrorist security of a transport complex,

портного комплекса, угрозы на объектах транс- threat on objects of transport, territorial authori-

порта, территориальные органы МВД России ties of the Ministry of Internal Affairs of Russia on

на железнодорожном, водном и воздушном railway, water and air transport, the main objec-

транспорте, основные задачи обеспечения tives of ensuring transport safety, control of activ-

транспортной безопасности, контроль за дея- ity of transport enterprises, Threats of transport

тельностью транспортных предприятий, угро- safety. зы транспортной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства [1]. В числе основных задач обеспечения транспортной безопасности, определенных данным законом, названы: нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; ка-тегорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований и мер по обеспечению транспортной безопасности и т. д.

В соответствии с п. 5 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» в обязанности полиции входит обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, а также на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах [2].

Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании расширенной коллегии МВД России 8 февраля 2013 г. в числе наиболее приоритетных задач, стоящих перед МВД России, назвал повышение взаимодействия с Национальным антитеррористическим комитетом по повышению уровня защищенности транспортной инфраструктуры [4].

Под угрозами транспортной безопасности рекомендуется признавать условия и факторы, а также противоправные действия лиц, способные привести к ущербу национальной безопасности, ущемлению национальных интересов РФ в области транспортной деятельности, нарушению устойчивости транспортной деятельности, нанесению вреда здоровью и гибели людей, ущербу имуществу и окружающей природной среде при транспортной деятельности.

Угрозами транспортной безопасности могут быть явления природного, техногенного и социального характера.

Полиция обязана обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на транспортных магистралях.

Транспортная инфраструктура, как один из элементов техносферы, является важнейшей составляющей общества. Здесь сосредоточены и функционально переплетены огромные людские, материальные, технические и информационные ресурсы. Любые случайные или аварийные сбои, а также террористические акты в транспортных сетях приводят к человеческим

жертвам, экономическим потерям, техногенным и экологическим катастрофам.

Транспортный комплекс — это сложная система, отличительными свойствами которой является перемещение в пространстве транспортных средств. Они представляют собой открытые человеко-машинные (полуэргатические) системы: совокупность совместно действующих, находящихся в определенных отношениях друг с другом и образующих единство транспортных средств, коммуникаций, транспортной инфраструктуры, трудовых ресурсов.

Важными компонентами системы, призванной обеспечить гомеостазис транспортного комплекса, являются транспортная безопасность и правопорядок. Устойчивое, эффективное и безопасное функционирование транспорта является необходимым условием стабилизации и подъема экономики, обеспечения целостности государства, национальной безопасности и обороноспособности страны. Транспорт оказывает влияние и на другие составляющие национальной безопасности: внешнеэкономическую, внутриполитическую, экологическую, антитеррористическую, информационную и научно-техническую.

Целостность этой системы заключается в том, что она не сводится к простой сумме свойств ее составляющих. Исключение одной из подсистем приводит к нарушению безопасности функционирования всей системы. Таким образом, транспортный комплекс представляет собой сложную организационно-техническую систему, элементы которой находятся в тесном взаимодействии друг с другом.

Как и другие сложные организационно-технические системы, транспортный комплекс обладает отличительными признаками, к которым относятся:

— иерархическая структура, включающая в себя большое число взаимосвязанных элементов (подсистем);

— целенаправленность, которая предполагает, во-первых, способность системы управлять своей энтропией при случайном воздействии, во-вторых, способность функционировать, преследуя определенные цели (т. е. наличие общей цели функционирования системы, которой подчинены конкретные задачи функционирования отдельных подсистем);

— наличие интенсивных потоков информации;

— функционирование в условиях воздействия случайных факторов, в том числе и факторов внешней среды;

— уязвимость при воздействии случайных факторов;

— наличие черт самоорганизации, то есть способность приходить к новому устойчивому состоянию вследствие изменения своих свойств: рынок, в котором действует транс-

2 л н и о X

Л

<

и н к

:|5

о X

Л

<

и н S

X

<

а

X о о

са <

а С

К S X

и <

са <

а

и <

ш О а С

35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 л н и

0

1

Л

<

и н

К

:|S

0

1

Л

<

и н S

I

<

а

X о

0

м

<

а С

К S

1

и <

аз <

а

и <

ш О а С

36

портный комплекс, обеспечивает управление

за счет обратных связей, возникающих между

составляющими его элементами.

По диапазону и уровню возможных угроз транспортная инфраструктура РФ относится к числу наиболее критических объектов. Обусловлено это рядом факторов.

1. Высокий и все возрастающий уровень морального износа основных и вспомогательных производственных фондов транспортного комплекса РФ. Приведем некоторые факты, свидетельствующие о крайней серьезности положения дел в этой сфере. По имеющимся сведениям, 70 % досмотровых и охранных технических средств, применяемых в системе обеспечения безопасности гражданской авиации (выпуска 80-х гг.) устарело, поскольку возросли современные, в том числе международные, требования.

2. Высокая степень изношенности и аварийности объектов транспортного комплекса РФ. Так, ущерб от дорожно-транспортной аварийности, по экспертным оценкам, составляет от 4—5 % валового национального продукта, а число погибших и раненных достигает 1,5 млн человек. По количеству нарушений за год мы превосходим все европейские государства вместе взятые, а по количеству погибших среди трудоспособного населения Россия теряет ежегодно небольшой город. Такую печальную статистику невозможно игнорировать.

3. Крайне низкий уровень обеспеченности средствами контроля и досмотра. В настоящее время обеспеченность средствами контроля и управления доступом, а также обнаружения посторонних предметов и взрывчатых веществ на объектах транспорта составляет менее 18 %.

4. Усиление общей криминогенной обстановки на транспорте. Серьезной угрозой транспортной безопасности РФ является непрерывный рост различных форм неправомерного вмешательства в функционирование транспортного комплекса (блокирование транспортных путей, транспортных средств, хищения и хулиганство на транспорте и т. п.), что приводит к авариям и дестабилизации его работы. Указанные процессы часто сопровождаются у нас и в ряде других стран усилением общей криминогенной обстановки на транспорте, тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в транспортной сфере, недостаточно эффективными действиями правоохранительных органов.

5. Недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ по формированию и реализации единой государственной политики в транспортном комплексе и обеспечению его безопасности. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения экономических реформ, привели

к ослаблению системы государственного регулирования и контроля, проникновению криминальных структур в сферу управления бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями.

6. Ресурсная, финансовая и технологическая зависимость национального транспорта от других стран, отставание России от ведущих стран по уровню информатизации сферы транспорта.

7. Недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению транспортной безопасности Российской Федерации.

8. Снижение уровня подготовки высококвалифицированных научных и инженерно-технических кадров, нехватка квалифицированных специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.

9. Внешние угрозы, к которым относят:

— деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и транспортных структур, направленную против интересов Российской Федерации в транспортной сфере;

— обострение международной конкуренции за обладание новыми транспортными рынками, новыми транспортными технологиями и природными ресурсами;

— стремление ряда стран к доминированию на мировом транспортном пространстве и вытеснению России с традиционных транспортных рынков;

— увеличение технологического отрыва ведущих держав мира от России и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских транспортных технологий;

— деятельность международных террористических организаций.

Среди других угроз транспортной безопасности особое место занимают террористические угрозы. Нет необходимости подробно говорить о том, насколько обострилась в последние годы оперативная обстановка на объектах транспортного комплекса в связи с совершением террористических акций. И эта угроза по объективным причинам в ближайшие годы вряд ли отступит.

Анализ показывает, что транспортный комплекс привлекает к себе внимание не только пассажиров и грузоотправителей, он является объектом повышенного интереса преступных групп и сообществ, а также отдельных лиц, совершающих противоправные деяния, его коммуникации активно используются преступниками для незаконной транспортировки оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств и других запрещенных в гражданском обороте предметов. Как совокупность потенциально опасных объектов транспортный комплекс уже

давно выступает в качестве одной из излюбленных мишеней террористов.

С точки зрения террористических угроз объекты транспорта можно рассматривать с двух позиций. Во-первых, как объекты непосредственного террористического воздействия, захват или разрушение которых влечет серьезные последствия для государств, а в ряде случаев — и для всего мирового сообщества. Во-вторых, как объекты, с помощью которых можно совершать террористические акции в отношении объектов других сфер жизнедеятельности. При этом результаты изучения практики деятельности террористических организаций в последние годы показывают, что их акции все чаще принимают вторую форму, когда объекты транспорта используются как средство доставки взрывчатых веществ к местам совершения террористических акций и как вид оружия, которое по силе воздействия в ряде случаев может быть сравнимо с оружием массового поражения.

Можно выделить следующий ряд обстоятельств, которые делают транспорт весьма привлекательной потенциальной целью для террористов, стремящихся вызвать своими действиями максимальный общественный резонанс.

1. По уровню общественной значимости транспорт занимает одно из ведущих мест в системе общественных отношений, обеспечивая материальную составляющую коммуникативной системы общества. Как инфраструктурная отрасль народного хозяйства транспорт объединяет отдельные регионы в единое политическое и экономическое пространство.

2. Высокие темпы развития транспортной инфраструктуры во всем мире и в России в частности.

3. В современных условиях транспортный комплекс трансформируется в сферу активного внедрения высоких технологий и представляет собой сложноорганизованную, интегрированную и многоуровневую систему. Сложный характер организационно-технической системы транспортного комплекса, представляющего собой совокупность совместно действующих, находящихся в определенных отношениях друг с другом и образующих единство транспортных средств, коммуникаций, транспортной инфраструктуры, трудовых ресурсов, предопределяет его хрупкость и неустойчивость (и не только с точки зрения исполнителей актов терроризма). Исключение одной из подсистем приводит к нарушению безопасности функционирования всей системы.

4. Как правило, все транспортные объекты представляют собой место постоянной концентрации на относительно небольшой территории либо в замкнутых пространствах огромных масс людей; пассажиропоток на железнодорожных,

воздушных, водных коммуникациях, несмотря на определенные сезонные колебания, в целом характеризуется постоянством. И именно это создает возможность одновременного превращения потребителей транспортных услуг в потенциальных жертв.

5. Террористические акты на транспорте, как правило, сопровождаются большими жертвами, зачастую парализуют деятельность важнейших сфер экономики, вызывают огромный резонанс, дестабилизируют положение в обществе. Поэтому возникает возможность даже единичным актом, атакой воздействовать сразу на большое количество людей.

6. Если говорить конкретно о транспортных коммуникациях России, то они в настоящее время быстро интегрируются в мировую транспортную систему как ее составные части. Поэтому любые диверсионно-террористиче-ские акции на транспорте за рубежом автоматически затрагивают национальных перевозчиков. Данное обстоятельство также представляется серьезным фактором риска, который нельзя не учитывать в процессе выстраивания системы безопасности транспортного комплекса России.

7. Транспортная система как таковая обладает важной пространственной особенностью: ее объекты распределены на огромной территории и выстроены по линейному принципу (линии железнодорожных магистралей, трубопроводов и т. д.), это протяженные (распределенные) объекты, в отличие от площадных (сосредоточенных), что серьезно затрудняет процесс формирования эффективной системы защиты транспортной инфраструктуры от несанкционированного вмешательства.

8. Труднопрогнозируемый характер функционирования элементов транспортного комплекса. Никакое сколь угодно подробное знание каждого из элементов мегасистемы, поведения ее в прошлом не позволяет точно предсказать ее состояние в будущем.

9. Высокий уровень чувствительности к внешним воздействиям.

10. Возрастание транспортных перевозок опасных грузов (ядерного оружия, нефти, химически опасных веществ, радиационных материалов, отходов атомной промышленности к месту захоронения).

11. Опасность терактов на транспорте усугубляется совершенствованием методов и способов противоправной деятельности преступных формирований, в первую очередь террористических организаций, по отношению к транспортному комплексу, усилением опасной тенденции к объединению и координации их деятельности на общефедеральном и на межгосударственном уровнях. Преступления террористического характера, как правило, от-

2 л н и о X

Л

<

и н к

:|5

о X

Л

<

и н S

X

<

а

X о о

са <

а С

К S X

и <

са <

а

и <

ш О а С

37

2 л н и

0

1

Л

<

и н

К

:|S

0

1

Л

<

и н S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

<

а

X о

0

м

<

а С

К S

1

и <

аз <

а

и <

ш О а С

личаются тщательной подготовкой, изощренностью, и, к сожалению, как показывают события последних лет, обращением к новым техническим средствам их совершения. В связи с этим указанные деяния обретают такую качественную характеристику, как технологичность, что позволяет квалифицировать их в качестве актов технологического терроризма.

В силу этих причин обеспечение безопасности и предотвращение преступности на транспорте становится одним из приоритетных направлений в деятельности государства и общества. Решение этой сложной задачи требует не только дополнительных затрат и оснащения современными техническими средствами, но и адекватных упреждающих изменений в подходах к технологии и организации перевозочного процесса, оптимизации форм и методов деятельности по обеспечению безопасности и, как требует Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», эффективного и комплексного реагирования правоохранительных органов на криминогенную обстановку на объектах транспорта.

В настоящее время в оперативном обслуживании 8 УТ МВД России по федеральным округам, Забайкальского и Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте находятся: 16 железных дорог общей протяженностью 89,5 тыс. км; 1619 железнодорожных вокзалов;

Список литературы

1. О транспортной безопасности: Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ // Рос. газ. 2007. 14 февр. № 4294.

2. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр. № 5401.

3. О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и го-

5 309 станций и 11 399 остановочных пунктов; 173 аэропорта (67 международного и 54 федерального значения); 17 морских и 21 речное пароходство; 59 морских и 119 речных портов; судоходная часть рек общей протяженностью более 53 тыс. км.

Обеспечение правопорядка на транспорте требует от сотрудников высочайшего профессионализма: знания не только своей специальности, но и особенностей функционирования многих транспортных служб, технологических процессов отраслей транспорта, умения мгновенно ориентироваться в постоянно меняющейся оперативной обстановке и незамедлительно действовать зачастую один на один с преступником, рискуя жизнью.

Стратегическая организационная деятельность Главного управления МВД России на транспорте должна быть направлена на обеспечение безопасности граждан и обеспечение порядка, противодействие преступности на вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других местах и объектах транспортной инфраструктуры. Ключ к решению этой сложной задачи — в четком выполнении Указа Президента РФ от 14 июня 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» [3].

сударства: Указ Президента РФ от 14 июня 2012 г. № 851 // СПС Гарант.

4. Путин В.В. Выступление на заседании расширенной коллегии МВД России 08 февраля 2013 года. URL: http://police-russia.info/index.php/2013/02/08/vladimir-vladimirovich-putin-vystupil-na-zasedanii-rasshirennoj-kollegii-mvd (дата обращения: 21.02.2015).

Тел.: 8 (499) 150-28-98

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.