Научная статья на тему 'Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные меры обеспечения противодействия криминальным угрозам экологической безопасности в Российской Федерации'

Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные меры обеспечения противодействия криминальным угрозам экологической безопасности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
495
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КРИМИНАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ФОРМАЛЬНЫЙ И МАТЕРИАЛЬНЫЙ СОСТАВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / РАССЛЕДОВАНИЕ ДЕЛ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ / STRATEGY / NATIONAL SECURITY / ENVIRONMENTAL SECURITY / CRIMINAL THREATS / ENVIRONMENTAL CRIMES / FORMAL AND MATERIAL ELEMENTS OF CRIME / OBJECTIVE AND SUBJECTIVE SIGNS OF ENVIRONMENTAL CRIMES / INVESTIGATION OF CASES OF ENVIRONMENTAL CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марков Алевтин Яковлевич, Романов Александр Константинович

В статье анализируются уголовно-правовые и уголовно-процессуальные нормы, регламентирующие применение мер противодействия криминальным угрозам экологической безопасности в Российской Федерации в контексте Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Рассмотрены проблемы законодательного регулирования применения таких мер в борьбе с экологическими преступлениями, объективные и субъективные признаки экологических преступлений, их общественная опасность, а также вопросы расследования этих преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Марков Алевтин Яковлевич, Романов Александр Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal law and criminal procedure measures ensuring combating criminal threats to environmental security in the Russian Federation

The authors analyze criminal law and criminal procedural norms regulating application of measures to combat criminal threats to environmental security in the Russian Federation in the context of the National Security Strategy of the Russian Federation. The problems of legal regulation of the use of such measures in the fight against environmental crime, objective and subjective signs of environmental crimes, their danger to the public, as well as the investigation of these crimes are considered.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные меры обеспечения противодействия криминальным угрозам экологической безопасности в Российской Федерации»

Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные меры обеспечения противодействия криминальным угрозам экологической безопасности в Российской Федерации

А.Я. Марков, А.К. Романов

В статье анализируются уголовно-правовые и уголовно-процессуальные нормы, регламентирующие применение мер противодействия криминальным угрозам экологической безопасности в Российской Федерации в контексте Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Рассмотрены проблемы законодательного регулирования применения таких мер в борьбе с экологическими преступлениями, объективные и субъективные признаки экологических преступлений, их общественная опасность, а также вопросы расследования этих преступлений.

Ключевые слова: стратегия национальной безопасности, экологическая безопасность, криминальные угрозы, экологические преступления, формальный и материальный составы преступления, объективные и субъективные признаки экологических преступлений, расследование дел об экологических преступлениях

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2016. № 4 (25). С. 101-114.

В Указе Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности» в качестве одного из направлений национальной безопасности Российской Федерации определено обеспечение экологической безопасности. Основной задачей обеспечения экологической безопасности, согласно Указу Президента РФ (п. 85), является достижение стратегических целей экологической безопасности и рационального природопользования. Предусматривается, что достижение указанных целей осуществляется путем формирования и реализации долговременной государственной политики, направленной на защиту

Марков алевтин Яковлевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Международного института экономики и права. Адрес для корреспонденции: alevtinm@mail.ru.

Романов александр Константинович — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой основ правоохранительной деятельности юридического факультета им. М.М.Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Адрес для корреспонденции: romanov@universitas.ru.

и воспроизводство природно-экологического потенциала Российской Федерации, повышение уровня экологического образования и экологической культуры граждан.

Важная роль в обеспечении стратегических задач национальной безопасности Российской Федерации отводится уголовно-правовым мерам борьбы с криминальными угрозами экологической безопасности. О необходимости совершенствования этого направления правоохранительной деятельности свидетельствуют, в частности, материалы прокурорских проверок. Так, в Докладе Совету Федерации в 2013 г. Генерального прокурора РФ Ю.Я.Чайки отмечается, что за последние годы «вскрыт серьезный пласт проблем, связанных с нерациональным использованием лесных ресурсов, в числе которых ненадлежащая охрана лесов и защита земель лесного фонда, нелегальный оборот древесины. Растущие объемы противозаконных рубок и экспорта лесоматериалов представляют угрозу не только экономическим интересам России, но и экологической безопасности».

В обеспечение задач предупреждения криминальных угроз национальной безопасности Российской Федерации в ст. 2 ФЗ от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливается, что одной из задач оперативно-разыскной деятельности служит «добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности».

Уголовная ответственность за экологические преступления предусмотрена нормами гл. 26 УК РФ. Общественная опасность экологических преступлений состоит в том, что они посягают на природоохранный комплекс, вызывая истощение и деградацию природной среды, уничтожают или качественно ухудшают биологические основы жизнедеятельности человека, т.е. тем самым косвенно такие преступления посягают на биосферу в целом.

Характеризуя общественную опасность экологических преступлений, необходимо иметь в виду, что, как правило, ими причиняется весьма ощутимый ущерб. В частности, растущие объемы противозаконных рубок и экспорта лесоматериалов представляют угрозу не только экономическим интересам России, но и экологической безопасности. Об этом свидетельствуют материалы судебной практики.

Так, приговором Вышневолоцкого городского суда от 04.05.2011 С. был осужден по ч. 3 ст. 260 (Незаконная рубка лесных насаждений) и ст. 246 (Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ) УК РФ. По данному уголовному делу было установлено,

что С., действовавшему от имени одного из обществ с ограниченной ответственностью, в рамках договора подряда была поручена расчистка русла реки Тверцы. В нарушение требований законодательства и экологических правил С. с использованием лиц, не осведомленных в характере совершаемых ими действий и их последствиях, произвел незаконную рубку леса. Этим лесному фонду был причинен ущерб в сумме 4 910 117 руб. Кроме того, в результате допущенных нарушений правил охраны окружающей среды при сооружении каналов действиями виновного было оказано негативное воздействие на растительный мир, нарушен гидрологический режим бассейна реки Тверцы и нанесен вред лесным почвам. Общая сумма ущерба, нанесенного окружающей среде в результате противоправных действий С., составила более 40 млн руб. При назначении наказания суд учел личность осужденного, признание им своей вины, раскаяние в содеянном и приговорил С. к 4 годам лишения свободы условно с лишением права занимать должности, связанные с выполнением управленческих функций в строительных организациях, на срок 2 года. При этом гражданский иск по делу заявлен не был.

Характерным недостатком практики применения уголовно-правовых мер в целях противодействия криминальным угрозам экологической безопасности, снижающих их эффективность, служит недостаточное возмещение причиняемого такими преступлениями совокупного ущерба. Данные региональной статистики свидетельствуют, что исковые требования о возмещении ущерба, причиняемого совершением экологических преступлений, заявляются лишь в единичных случаях. Так, по данным Тверского областного суда, в 2011 г. судами области было рассмотрено 72 уголовных дела об экологических преступлениях, однако исковые требования были заявлены лишь по 7 делам (менее 10%).

Экологические преступления в УК РФ отнесены к криминальным посягательствам на общественную безопасность и общественный порядок.

Видовым объектом экологических преступлений выступает круг общественных отношений по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению благоприятной для жизнедеятельности человека и животного мира среды, обеспечению экологического правопорядка и безопасности общества.

Непосредственными объектами экологических преступлений выступают охраняемые уголовным законом общественные отношения по охране и рациональному использованию отдельных видов природных богатств, обеспечению экологической безопасности. В данном случае экологическая безопасность выступает в качестве стороны обществен-

ной безопасности. Уголовно-правовую характеристику некоторых из экологических преступлений, их объективные и субъективные признаки проанализируем более подробно на примере одного из составов.

нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ)

Объектом преступления являются общественные отношения по охране окружающей среды и экологическая безопасность.

Объективную сторону образуют нарушения правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов, если это повлекло существенное изменение радиационного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных или иные тяжкие последствия. Правила охраны окружающей среды устанавливаются законодательными актами, регламентирующими вопросы и нормативы экологической безопасности. Указанные правила, в частности, предусмотрены: ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды», ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об экологической экспертизе», ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ от 09.01.1996 № 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О радиационной безопасности населения», ФЗ от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О животном мире» и др.

Указанные в законе нарушения могут быть допущены при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации атомных, тепловых и электрических станций, химических предприятий, центров с ядерными установками, научно-исследовательских учреждений, предприятий по переработке промышленных отходов. Кроме действий, объективная сторона в составах рассматриваемого преступления предусматривает бездействие, т.е. несоблюдение тех или иных правил охраны окружающей среды при производстве работ.

Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов содержатся в гл. VII Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды» (2002). Важный комплекс правил представлен в Требованиях по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при

эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередач.

Существенным признается такое ухудшение радиоактивного фона в сравнении с естественной дозой от космического излучения и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, в пищевых продуктах и в организме человека, которое оценивается как причиняющее вред здоровью человека или создающее реальную угрозу такого причинения, привело либо могло привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды. Для контроля и оценки такого фона в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.01.1996 № З-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О радиационной безопасности населения» разрабатываются радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий, ведение которых предусмотрено постановлением Правительства РФ от 28.01.1997 № 93 (ред. от 10.07.2914) «О Порядке разработки радиаци-онно-гигиенических паспортов организаций и территорий».

Существенное изменение радиоактивного фона сопряжено с увеличением ионизирующего излучения, опасного для жизни и здоровья человека и представляющего опасность для растений и животных, либо радиоактивное заражение местности. Нормы радиоактивной безопасности принимаются на основе рекомендаций Международной комиссии по радиологической защите и утверждаются государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 (ред. от 26.05.2015) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» под причинением вреда здоровью человека при совершении преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ, следует понимать причинение вреда здоровью любой степени одному или нескольким лицам.

Под массовой гибелью животных имеется в виду одновременная гибель большого числа животных одного или нескольких видов на определенной территории, акватории, при которой уровень смертности животных превышает среднестатистический в 3 и более раза.

Понятие иных тяжких последствий следует определять в соответствии с указаниями п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»: под иными тяжкими последствиями применительно

к ст. 246 УК РФ следует понимать, в частности, такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат. Например, к числу таких последствий относятся:

♦ массовые заболевания;

♦ гибель объектов животного мира, в том числе рыбы и других водных и биологических ресурсов;

♦ уничтожение условий для их обитания и воспроизводства (потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям, нарушение путей миграции, уничтожение кормовой базы);

♦ уничтожение объектов растительного мира, повлекшее существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов;

♦ деградация земель.

При этом массовой гибелью (заболеванием) считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в 3 или более раза.

К иным тяжким последствиям нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ относятся:

♦ существенное ухудшение окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени, больших финансовых и материальных затрат;

♦ уничтожение отдельных объектов;

♦ деградация земель;

♦ иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и хозяйственному использованию.

Условия совершения преступления — наступление существенного изменения радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных либо иные тяжкие последствия.

Состав нарушения правил охраны окружающей среды устанавливается в тексте УК РФ (ст. 246) как формальный.

Оценивая конструкцию состава нарушения правил охраны окружающей среды следует учитывать, что в уголовном праве к материальным относят составы, объективная сторона которых содержит обязательную триаду признаков: деяние (действие/бездействие), последствия (указанные в законе) и прямую причинно-следственную связь между совершенными действиями или бездействием и последствиями. Вследствие этого материальные составы можно определить как составы с непосредственно причиняемыми виновным лицом последствиями. Содержание материальных составов (юридические признаки престу-

пления) шире содержания формальных составов. А вот объем материальных составов уже формальных. Под объемом состава преступления следует понимать те события, которые этим составом охватываются.

Формальные составы — это составы, объективная сторона которых не предусматривает признак причинно-следственной связи. Вследствие этого нормы УК РФ с формальными составами преступления охватывают более широкий круг деяний по сравнению с нормами с материальными составами. В отличие от материальных составов формальные составы можно определить как составы с наступившими последствиями. Тем самым под такие нормы подпадают не только случаи, когда последствия, указанные в законе, были причинены действиями/бездействием виновного лица, но и те, когда такие последствия наступили вследствие действий/бездействия виновного лица. Иными словами, в преступлениях с формальными составами действие/бездействие может выступать не только в качестве причины, но и условия наступивших последствий. Напротив, уголовная ответственность за преступления с материальными составами всегда связывается лишь с причинением последствий.

Мы поддерживаем позицию Н.А.Лопашенко относительно вывода о формальной конструкции составов экологических преступлений в гл. 26 УК РФ. В то же время трудно согласиться с теми авторами, которые расценивают их как материальные. На наш взгляд, последняя точка зрения, возможно, и перспективна в плане de lege ferenda, но она не учитывает нормы действующего законодательства по вопросу об экологических преступлениях de lege lato, поскольку в них — и это подтверждает наш анализ — требования в части именно причинения указанных в законе последствий не предусмотрены. По этой причине следствие по делам об экологических преступлениях не должно доказывать, что инкриминируемые действия послужили причиной указанных в законе последствий. Достаточно убедить суд в том, что нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ послужило необходимым условием наступивших последствий. Иными словами, в этих случаях действует известное правило «главного условия» — conditio sine qua non.

Преступление в виде нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ считается оконченным с момента наступления любого из указанных в ст. 246 УК РФ последствий. В частности, речь идет о таких последствиях, как существенное изменение радиационного фона (оценочный признак), вред здоровью человека (легкий, средней тяжести или тяжкий), массовая гибель животных, иные тяжкие последствия. К иным тяжким последствиям в данном случае относятся

заболевания людей, отравления или облучение людей, крупные аварии, радиоактивное загрязнение значительных участков местности и т.п. Указанные последствия должны быть связаны с имевшими место нарушениями правил охраны окружающей среды, но не обязательно причинены виновными действиями/бездействием.

Субъективная сторона преступного нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ характеризуется как неосторожной, так и умышленной (в исключительных случаях) формой вины.

Субъект преступления — специальный: вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды при производстве работ. В этом убеждает, в частности, кумулятивная санкция рассматриваемой нормы, которая предусматривает обязательное назначение наряду с основным наказанием дополнительного в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

На право человека на благоприятную окружающую среду, закрепленное положениями ст. 42 Конституции РФ, посягает и ряд других экологических преступлений:

♦ нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ);

♦ нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ);

♦ нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ);

♦ загрязнение вод (ст. 250 УК РФ);

♦ загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ);

♦ загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ);

♦ порча земли (ст. 254 УК РФ).

Как угроза экологической безопасности могут рассматриваться также некоторые иные преступления, в том числе непосредственно не отнесенные в УК РФ к разряду экологических. На наш взгляд, к ним следует отнести отдельные преступные посягательства, направленные против общественной безопасности и общественного порядка. При совершении таких преступлений экологическая безопасность может выступать в качестве факультативного объекта преступления.

В частности, в числе таких преступлений можно указать нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК РФ). Непосредственным объектом этого преступления выступает

общественная безопасность на объектах атомной энергетики. Однако факультативными объектами являются не только жизнь и здоровье человека, но и экологическая безопасность.

Объективная сторона состава нарушения правил безопасности на объектах атомной энергетики характеризуется как действием, так и бездействием, состоящим в нарушении правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики. В качестве общественно опасных последствий предусматривается возможность наступления смерти человека или радиоактивное заражение окружающей среды.

Диспозиция данной нормы в целом является бланкетной, отсылающей к соответствующим нормативным правовым актам. Принципиальное значение в данном случае имеют такие законодательные акты, как ФЗ от 21.11.1995 № 170-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об использовании атомной энергии», которым определяется перечень объектов атомной энергетики, ФЗ от 09.01.1996 № 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О радиационной безопасности населения». Положениями указанных законодательных актов определены правовые основы, принципы и общие требования к обеспечению радиационной безопасности. Перечень федеральных норм и правил в области использования атомной энергии утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.12.1997 (ред. 06.12.2012) «Об утверждении положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии».

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 215 УК РФ, окончено с момента нарушения правил безопасности при условии, что возникла реальная угроза наступления последствий, предусмотренных в диспозиции статьи; деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 215 УК РФ, — в случае, если оно повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека либо радиоактивное заражение окружающей среды, а предусмотренное ч. 3 ст. 215 УК РФ — в случае, если совершенное деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Субъект преступления специальный — лицо, на которое возложены обязанности по соблюдению правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики.

Экологическая безопасность также выступает в качестве объекта незаконного обращения с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ст. 220 УК РФ) и ряда других криминальных угроз.

Исследования подчеркивают высокую латентность криминальных посягательств на экологическую безопасность (95-97%). Как отмечает Д.В.Викторов, «статистика экологических преступлений отражает ничтожную долю фактически совершаемых уголовно наказуемых посягательств на природную среду, общественные отношения по ее охране».

Проведенный анализ показывает, что задачи стратегии национальной безопасности состоят в том, чтобы при обнаружении признаков экологических преступлений своевременно принимались компетентные решения по вопросам возбуждения уголовных дел, в соответствии с требованиями законодательства принимались исчерпывающие меры по установлению и изобличению лиц, виновных в совершении экологических преступлений, привлечению по результатам расследования их к уголовной ответственности и обеспечивалось возмещение причиненного ущерба и вреда экологической безопасности, нанесенного экологическим преступлением.

Расследование преступлений, направленных против экологической безопасности, производится в форме дознания и предварительного следствия.

Предварительное следствие по делам об экологических преступлениях, предусмотренных ст. 259 (Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ), ч. 2 и 3 ст. 260 (Незаконная рубка лесных насаждений), а также ч. 3 и 4 ст. 261 (Уничтожение или повреждение лесных насаждений) УК РФ производится следователями Следственного комитета РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК РФ предварительное расследование по делам об экологических преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст.250 (Загрязнение вод), ч. 1 ст. 251 (Загрязнение атмосферы), ч. 1 ст.252 (Загрязнение морской среды), ст. 253 (Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации), ч. 1 ст. 254 (Порча земли), ст. 256 (Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов), ст. 257 (Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов), ст. 258 (Незаконная охота), ч. 1 ст. 258.1 (Добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации), ч. 1 ст. 260 (Незаконная рубка лесных насаждений), ч. 1 и 2 ст. 261 (Уничтожение или повреждение лесных насаждений), ст. 262 (Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов) УК РФ,

проводится в форме дознания и отнесено к компетенции дознавателей органов внутренних дел.

При наличии признаков экологического преступления дознаватель должен принять решение о возбуждении уголовного дела. Для установления события преступления, виновности лица в его совершении и других обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ, дознаватель проводит весь комплекс предусмотренных законом следственных действий (осмотр, обыск, допросы, экспертизы и др.) По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт; в нем формулируется предъявляемое обвинение, и он является итоговым процессуальным документом по уголовному делу. С обвинительным актом и материалами уголовного дела дознаватель знакомит обвиняемого и его защитника, о чем должна быть сделана отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела. Составленный дознавателем обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с уголовным делом направляется прокурору. После утверждения прокурором обвинительного акта уголовное дело направляется в суд для рассмотрения по существу.

На основании ходатайства подозреваемого и при наличии условий, предусмотренных ч. 2 ст. 226.1 УПК РФ, дознание может проводиться в сокращенной форме. Заканчивается оно в этом случае составлением обвинительного постановления.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 246, 247, 248, 249, ч. 2 и 3 ст. 250, ч. 2 и 3 ст. 251, ч. 2 и 3 ст. 252, ч. 2 и 3 ст. 254 УК РФ, производство предварительного следствия законом отнесено к подследственности следователей Следственного комитета РФ. Органы внутренних дел в качестве органа дознания по указанным делам вправе производить лишь неотложные следственные действия с целью обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК РФ). Установленный законом срок для производства органом дознания этих действий — 10 дней. Этот срок продлению не подлежит.

После завершения производства неотложных следственных действий орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа. Следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия по такому делу в случае необходимости орган дознания может проводить только по поручению следователя. Если руководителю следственного органа направлено уголовное дело, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать разыскные и оперативно-разыскные мероприятия для уста-

новления лица, совершившего преступление, и уведомлять следователя о результатах.

Борьба с криминальными угрозами экологической безопасности, в том числе с применением мер уголовно-правового характера, должна носить комплексный, активный и более действенный характер, соответственно и расследование должно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности за совершенное уголовно наказуемое деяние, полное и объективное установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст. 73 УПК РФ), в том числе обстоятельств, способствовавших совершению этих преступлений.

Литература

1. Архив Вышневолоцкого городского суда Тверской области за 2011 г. Уголовное дело № 1-86/2011 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 20.02.2015).

2. Викторов Д.В. Уголовная ответственность за преступления против экологической безопасности и природной среды // Российская юстиция. 2013. № 7. С. 23-26.

3. Дворецкий М.Ю., Краснослободцева Н.В. Проблемные аспекты борьбы с экологическими преступлениями: вопросы теории и правоприменительной практики // Российская юстиция. 2013. № 5. С. 68-70.

4. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я.Чайки в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Прокурор. 2013. № 2. С. 4-18.

5. Жевлаков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М., 1997. 193 с.

6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. 2001. 30 окт.

7. Иванчин А.В. Конструирование состава преступления: теория и практика. М., 2014. 352 с.

8. Лопашенко Н.А. Экологические преступления: уголовно-правовой анализ. М., 2009. 352 с.

9. Никулин С.И., Яцеленко Б.В. Экологические преступления: Уголовное право. Общая и особенная части / Под ред. М.П.Журавлева, С.И.Никулина. М., 1993. С. 599-625.

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // Российская газета. 2012. 31 окт.

11. Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 № 997 (ред. от 13.03.2008) «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» // Российская газета. 1996, 10 сент.

12. Постановление Правительства РФ от 28.01.1997 № 93 (ред. от 10.07.2914) «О Порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий» // Российская газета. 1997. 14 февр.

13. Постановление Правительства РФ от 01.12.1997 № 1511 (ред. от 06.12.2012) «Об утверждении положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии)» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 49. Ст. 5600.

14. Тверской областной суд. Обобщение практики по рассмотрению уголовных дел, относящихся к категории экологических преступлений, за 2011 год // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 20.02.2015).

15. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / Под ред. А.В.Бриллиантова. М., 2015. 1184 с.

16. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (ч. 2). Ст. 212.

16. ФЗ от 09.01.1996 № 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О радиационной безопасности населения» // Российская газета. 1996. 17 янв.

17. ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды» // Российская газета. 2002. 12 янв.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. ФЗ от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

18. ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об особо охраняемых природных территориях» // Российская газета. 1995. 22 марта.

19. ФЗ от 21.11.1995 № 170-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об использовании атомной энергии» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4552.

20. ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об экологической экспертизе» // Российская газета. 1995. 30 нояб.

21. ФЗ от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О животном мире» // Российская газета. 1995. 4 мая.

22. ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ (в ред. от 28.11.2015) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. 1999. Ст. 1650.

23. ФЗ от 09.01.1996 № 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О радиационной безопасности населения» // Российская газета. 1996. 17 янв.

Criminal law and criminal procedure measures ensuring combating criminal threats to environmental security in the Russian Federation

Markov Alevtin — Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of the Department of Criminal Law Disciplines of the International Institute of Economics and Law

Address for correspondence: alevtinm@mail.ru

Romanov Alexander — Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Head of Department of fundamentals of law enforcement activities of the Law Faculty of the Institute of Law and National Security of the Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation Address for correspondence: romanov@universitas.ru

The authors analyze criminal law and criminal procedural norms regulating application of measures to combat criminal threats to environmental security in the Russian Federation in the context of the National Security Strategy of the Russian Federation. The problems of legal regulation of the use of such measures in the fight against environmental crime, objective and subjective signs of environmental crimes, their danger to the public, as well as the investigation of these crimes are considered.

Key words: strategy, national security, environmental security, criminal threats, environmental crimes, formal and material elements of crime, objective and subjective signs of environmental crimes, investigation of cases of environmental crimes

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2016. N 4 (25). P. 101-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.