Научная статья на тему 'Уголовно-правовые аспекты в сфере налогового регулирования'

Уголовно-правовые аспекты в сфере налогового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
272
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРАКТИКА РАССЛЕДОВАНИЯ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ РФ / МВД РФ / СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ / FISCAL POLICE OF R.F. / R.F. MINISTRY FOR HOME AFFAIRS / R.F. COMMITTEE OF INQUIRY / TAX CRIMES / INVESTIGATION PRACTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шашкевич Алексей Игоревич

В статье рассмотрены особенности практики расследования налоговых преступлений правоохранительными органами в связи с изменениями уголовного и уголовно-процессуального законодательства в период 90х 00х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LAW ASPECTS IN TAX REGULATION

The practice of tax crimes investigation by law-enforcement agencies is considered. These crimes resulted from the changes in criminal procedure legislation in 90s-00s.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовые аспекты в сфере налогового регулирования»

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ В СФЕРЕ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Алексей Игоревич Шашкевич

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул.

Плахотного, д.10, старший преподаватель кафедры управления и права, тел. (913) 941-44-75, e-mail: shashkevich2011@yandex.ru

В статье рассмотрены особенности практики расследования налоговых преступлений правоохранительными органами в связи с изменениями уголовного и уголовнопроцессуального законодательства в период 90х - 00х гг.

Ключевые слова: налоговые преступления, практика расследования, налоговая полиция РФ, МВД РФ, Следственный комитет РФ.

CRIMINAL LAW ASPECTS IN TAX REGULATION

Alexey I. Shashkevich

Senior lecturer, Department of Management and Law, Siberian, State Academy of Geodesy, 8 Plakhotnogo St., 630108 Novosibirsk, phone: (913) 941-44-75, e-mail: shashkevich2011@yandex.ru

The practice of tax crimes investigation by law-enforcement agencies is considered. These crimes resulted from the changes in criminal procedure legislation in 90s-00s.

Key words: tax crimes, investigation practice, fiscal police of R.F., R.F. Ministry for home affairs, R.F. committee of inquiry.

Проблемы реализации налогового законодательства в современных условиях выходят на первый план в социально-экономической политике российского государства. Причем фискальная сторона вопроса не является самой главной, поскольку задача налоговой системы принципиально иная -стимулирование эффективной экономической деятельности и инноваций. Тем не менее, выявление, пресечение и расследование налоговых преступлений остается одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Подчеркнем, что одновременно с формированием в 1990-е гг. налоговой системы и налоговых органов, в РФ формировалась и система органов исполнительной власти осуществляющих правоохранительную функцию в сфере налогообложения.

Согласно Указу Президента РФ от 18 марта 1992 г. №262 «О создании Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе РФ» впервые в истории нашего государства был создан специализированный правоохранительный орган - Главное управление налоговых расследований.

В последствии, органы налоговых расследований упразднены, а на основании Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» созданы федеральные органы налоговой полиции.

На базе Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе РФ образован Департамент налоговой полиции РФ, который в свою очередь в соответствии с Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. №197 «О первоочередных мерах по реализации Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» переименован в Федеральную службу налоговой полиции РФ.

В рамках реформирования правоохранительной системы страны и реализации государственной политики в области выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений в соответствии с п.2,3 Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. №306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской федерации» Федеральная служба налоговой полиции РФ с 1 июля 2003 г. упразднена, а вместо этого органа исполнительной власти в структуре центрального аппарата МВД РФ образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям. Данное подразделение, являющееся составной частью сил криминальной милиции, непосредственно было подчинено Министру внутренних дел РФ, а возглавлялось его заместителем-начальником ФСЭНП МВД РФ.

Таким образом, была юридически оформлена передача МВД РФ функций, упраздняемой Федеральной службы налоговой полиции РФ по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений. С 1 июля 2003 г. уголовные дела и материалы проверок сообщений о преступлениях, дела об административных правонарушениях, дела оперативного учета и иные материалы, находящиеся в производстве и ведении федеральных органов налоговой полиции, переданы в производство и ведение соответствующих органов внутренних дел.

Во исполнение указанных выше положений издан приказ МВД России от 5 июня 2003г. №385 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. №306», в соответствии с которым выявление, предупреждение, пресечение и расследование налоговых преступлений и правонарушений признано одним из приоритетных направлений деятельности, а органы внутренних дел ориентированы на установление взаимодействия с налоговыми органами. Этим же ведомственным нормативным правовым актом утверждено Положение о Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям МФД РФ.

К числу основных функций ФСЭНП МВД России, помимо организации выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в сфере экономики, по которым производство предварительного следствия обязательно, налоговых преступлений, а также преступлений против интересов государственной власти, также относились: комплексный анализ информации о состоянии преступности в сфере экономики и налогообложения; подготовка предложений по основным направлениям государственной политики по борьбе

с преступлениями в сфере экономики и налогообложения; организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности.

По своему статусу ФСЭНП МВД России являлась структурным подразделением центрального аппарата МФД России, призванным обеспечить полномочия Министерства по борьбе с преступлениями в сфере экономики и налоговыми преступлениями и правонарушениями непосредственно, а также через главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов РФ.

Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений в МВД РФ осуществлялось в рамках компетенции, задач и функций, возложенных на криминальную милицию. Это объясняется тем, что основными задачами криминальной милиции как раз и являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда и уклоняющихся от исполнения уголовного наказания.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2003г. №925 «О подразделениях криминальной милиции» (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 июня 2003 г. №362) в состав криминальной милиции введены подразделения по налоговым преступлениям.

Непосредственно для реализации функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений в структуре ФСЭНП МВД РФ было образовано Главное управление по налоговым преступлениям (ГУНП ФСЭНП МВД России). Приказом МВД России от 8 июля 2003 г. №533 утверждено положение об этом подразделение. В соответствии с ним, ГУНП ФСЭНП МВД РФ выполняло функции головного подразделения системы МВД России по борьбе с преступлениями в сфере налогообложения.

К числу основных задач ГУНП ФСЭНП МВД России было отнесено: участие в защите сферы экономики государства от преступных посягательств, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов; выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие налоговых преступлений, носящих межрегиональный характер, а равно совершенных в особо крупных размерах или имеющих большой общественный резонанс; организация и осуществление работы по выявлению наиболее сложных схем уклонения от уплаты налогов и сборов; добывание, получение, обобщение и анализ информации о событиях или действиях в сфере налогообложения, создающих угрозу экономической безопасности РФ; участие в организационно-методическом руководстве деятельностью подразделений по налоговым преступлениям.

На уровне федеральных округов ФСЭНП МВД России была представлена оперативно-розыскным бюро по экономическим и налоговым преступлениям соответствующих главных управлений МВД России. В соответствии с п.2 Указа

Президента РФ от 21 мая 2003 г. № 547 «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента РФ по вопросам деятельности МВД РФ» им было поставлено в задачу выявление, предупреждение и пресечение экономических и налоговых преступлений, носящих межрегиональный характер.

Соответственно изменен и состав криминальной милиции субъектов РФ. На региональном уровне борьба с преступлениями в сфере экономики и налоговыми преступлениями осуществлялась управлениями (отделами, отделениями, группами) по налоговым преступлениям которые подчинены МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ.

На уровне органов внутренних дел районов, городов, районов в городах и иных муниципальных образованиях подразделения по налоговым преступлениям отсутствовали.

В состав криминальной милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и криминальной милиции в закрытых административнотерриториальных образованиях, на особо важных и режимных объектах подразделения по налоговым преступлениям также не входили.

В 2010 году после упразднения Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями и Главного управления по налоговым преступлениям ФСЭНП МВД РФ в структуре центрального аппарата МВД России образован Департамент экономической безопасности.

Предварительно следствие по делам о налоговых преступлениях в соответствии с п.3 ч.2 ст.151 УПК РФ производилось органами предварительного следствия системы МВД РФ до 1 января 2011 года.

В соответствии с п.4 Положения об органах предварительного следствия в системе МВД РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 23 ноября 1998г. № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного

следствия в системе МВД РФ, в органы предварительного следствия входят: Следственный комитет при МВД РФ, следственные управления по федеральным округам, главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов РФ, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления( отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

Правовая основа довольно специфической и новой для МВД РФ деятельности подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями после упразднения федеральных органов налоговой полиции строилась на основе ст.1 ФЗ от 30.06.2003 г. № 86 - ФЗ которым в ч.1 ст.11 Закона РФ «О милиции» внесены изменения и дополнения. В частности в соответствии с ними органами внутренних дел было предоставлено право:

- При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством РФ;

- Участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов;

- Получать сведения, составляющие налоговую тайну в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с ними органы внутренних дел фактически являлись субъектами налоговых правонарушений и имели право осуществлять проверки налогоплательщиков как самостоятельно, так и совместно с налоговыми органами.

Кроме того, было организовано и нормативно закреплено взаимодействие органов внутренних дел с налоговыми органами по линии выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п.1 ст.36 НК РФ по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых выездных налоговых проверках. Непосредственно, проведение таких совместных налоговых проверок осуществлялось в соответствии с Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной совместным приказом МВД РФ и ФНС России от 30.06.2009г. № 495/ММ-7-2-347.

Этой же инструкцией регулировались передача материалов органами внутренних дел в налоговые органы и наоборот, передача материалов налоговыми органами в ОВД.

На уровне управлений МВД РФ, Управлений налоговой службы РФ в субъектах РФ принимались соглашения о принципах и методах взаимодействия органов внутренних дел и налоговых инспекций.

С 1 июля 2011 г. изменена подследственность налоговых преступлений и право проведения предварительных проверок по налоговым преступлениям, возбуждения и расследования уголовных дел переданы Следственному комитету России.

Таким образом, в Российской Федерации сформирована система противодействия уголовной преступности в налоговой сфере, созданы механизмы и инструменты защиты интересов общества и государства в особо чувствительной области экономической деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Борисов А.М. Налоговая полиция Российской Федерации: 1992-2003 гг. (на материалах Курской области). Курск, 2008.

2. Кучеров, И.И. Налоговые преступления. (Теория и практика расследования). М.,

2011.

3. Соловьев И.Н. Налоговые преступления. Практика работы органов налоговой полиции и судов. М., 2002.

4. Чертова Н.А. Роль органов внутренних дел и перспективы их деятельности в обеспечении экологической безопасности России// Государство и право. 2006. №5. С.35-40.

© А.И. Шашкевич, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.