Научная статья на тему 'Уголовно-исполнительная система Российской империи в ХIХ - начале ХХ века на примере Тамбовской губернии'

Уголовно-исполнительная система Российской империи в ХIХ - начале ХХ века на примере Тамбовской губернии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
467
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степанов Виктор Вячеславович

The article contains a historical and legal review of the formation of the criminal and executive system in the Tambov Province in the 19th to early-20th century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN EMPIRE'S CRIMINAL AND EXECUTIVE SYSTEM IN THE 19TH TO EARLY-20TH CENTURY AS EXEMPLIFIED BY THE TAMBOV PROVINCE

The article contains a historical and legal review of the formation of the criminal and executive system in the Tambov Province in the 19th to early-20th century.

Текст научной работы на тему «Уголовно-исполнительная система Российской империи в ХIХ - начале ХХ века на примере Тамбовской губернии»

рассчитывать на ораторский успех за стенами Сената, тем дельней и основательней будут их рассуждения» [2, с. 221].

Внутренняя организация Сената предоставлялась ему самому. Сенаторы самостоятельно должны были решать, разделять ли Сенат на департаменты или по всем делам иметь общее собрание. В сфере их полномочий также лежит усмотрение специальных комиссий для предварительной подготовки дел. Председателем Сената должен являться никто иной как Государь император. Кавелин считал, что Государь должен быть выше всех партий и сословий и ни в коем случае не следует допускать ограничения императорской власти. Но Административному Сенату должна быть представлена государем неограниченная возможность по собственному почину производить ревизию министерств и управлений.

«Таково должно быть, в главных и общих чертах, учреждение, которого у нас не-

достает и которое, по моему убеждению, могло бы, мало-помалу, дать нам связность и излечить нас от обезличения» [2, с. 223], -писал Кавелин.

К.Д. Кавелин видел государство как средоточие всякой справедливости и законности. Сильное и правильно организованное государственное административное учреждение, по его мнению, есть основа всех основ. Кавелин предложил новую модель управления, предохраняющую государство от распада и ведущую к увеличению роста благосостояния народа. Крупицы его ценнейшего опыта могут пригодиться всем, кто занимается вопросами совершенствования государственного аппарата.

1. Троицкий H.A. Россия в XIX в.: Курс лекций. М., 1997. С. 8.

2. Кавелин К.Д. Собр. соч.: В 4 т. Спб., б/г. Т. 3. С. 217.

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ

В.В. Степанов

Stepanov V.V. The Russian Empire’s criminal and executive system in the 19th to early-20th century as exemplified by the Tambov Province. The article contains a historical and legal review of the formation of the criminal and executive system in the Tambov Province in the 19th to early-20th century.

Сегодня в условиях сложного и противоречивого общественного развития, поиска путей к утверждению общечеловеческих ценностей, гуманизации системы исполнения уголовных наказаний, возникает вопрос о содержании карательной политики государства, о роли и месте учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в ее реализации. Для всестороннего и объективного исследования этого вопроса, представляется необходимым обратиться к истокам и рассмотреть проблему в историко-правовом аспекте.

Общеизвестно, что изменения общественно-политических и социально-экономических отношений, внутренняя криминологическая обстановка в государстве вызывают потребность в совершенствовании системы

уголовных наказаний, что неизбежно приводит к корректировке системы их исполнения. Российское государство с такой ситуацией столкнулось в XIX - начале XX века, данное обстоятельство и определило хронологические рамки данного исследования.

Истории системы уголовных наказаний и органам их исполняющих в настоящее время уделяется достаточно много внимания, вместе с тем в работе предпринята попытка изучения основных тенденций развития системы исполнения наказаний через анализ деятельности тюремного ведомства Тамбовской губернии.

В 1819 году в Российской империи было учреждено Общество Попечительное о тюрьмах, имевшее свои комитеты в губерниях и

уездах. В соответствии с Уставом, перед Обществом была поставлена задача нравственного исправления преступников. Достижение этой цели обеспечивалось указанными в документами средствами: постоянным надзором над заключенными, размещением их по роду преступлений и обвинений, наставлениями их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности, занятие их приличными упражнениями и заключением провинившихся или буйствующих в уединенное место [1].

Согласно Уставу, Общество Попечительное о тюрьмах находилось под непосредственным покровительством Императора и учреждалось при Министерстве юстиции.

В январе 1832 года Президент Общества князь Трубецкой уведомил Тамбовского губернатора С.Ф. Паскевича о том, что 14 января 1832 года был «Высочайше утвержден список лиц, избранных в звании Вице-президентов и членов Тамбовского Попечительного о тюрьмах комитета». Согласно распоряжению императора, вице-президентами были избраны: Евгений, Епископ Тамбовский и Шацкий, и состоящий в должности Тамбовского Гражданского Губернатора

С.Ф. Паскевич [2].

В ведении Комитета находилось 13 тюрем (1 губернская и 12 уездных).

14 июня 1832 года (здесь и далее даты по новому стилю) был утвержден состав Дамского Попечительного о тюрьмах комитета, во главе которого находилась супруга губернатора, Действительная Статская советница Е.А. Паскевич [2, с. 13].

Уездные отделения Общества формировались в губернии в течение последующих двадцати лет.

На протяжении всего своего существования Тамбовский Попечительный о тюрьмах комитет и его уездные отделения занимались активной благотворительной деятельностью, заботясь как о нравственном, так и физическом здоровье лиц, содержащихся в тюрьмах Тамбовской губернии.

Так, Елатомский уездный комитет осуществил ремонт уездной тюрьмы на сумму 100 рублей серебром. Член тамбовского губернского комитета купец П.С. Меньшов поставил в тамбовский губернский тюремный замок в октябре - декабре 1878 года продуктов питания на сумму 1879 рублей [3].

9 ноября 1832 года почетным членом Тамбовского комитета был избран Митрополит и Эрзарх Грузии Ион, оказавший помощь Губернскому попечительному комитету в сумме 3700 рублей [2, с. 16].

Своим письмом от 12 марта 1837 года князь Трубецкой уведомил губернатора о награждении члена Шацкого уездного Тюремного комитета купца Осина золотой медалью на Анненской ленте с надписью «За полезное», для ношения на шее [2, с. 79].

В разные годы членами губернского комитета и его уездных отделений были Арапов, Носов, князья Н. Голицын, В. Волконский, А. Гагарин и другие.

Формирование правовой базы деятельности системы исполнения уголовных наказаний осуществлялось, главным образом, в течение 30-90-х годов XIX века, частично данная деятельность была продолжена в начале XX века.

Длительное время деятельность органов, исполняющих уголовные наказания, не имела точного правового описания и лишь в мае 1831 года, по представлению министра внутренних дел М.Н. Гернета, кабинетом министров была утверждена «Общая тюремная инструкция», состоявшая из двенадцати глав и подробно регламентировавшая практически все направления тюремного быта [4].

В 1832 году был принят «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражею и ссыльных». Данный законодательный акт регламентировал порядок и условия организации исполнения уголовных наказаний в помещениях для подвергаемых аресту; при содержании под стражею при полиции в тюрьмах; при содержании приговоренных к заключению в тюрьме за преступления и проступки и так далее.

Параллельно шло формирование централизованной государственной системы управления и контроля учреждениями, исполняющими уголовные наказания. Согласно Указу от 1 января 1864 года, расходы по тюремной части изымались из числа губернских земских повинностей и относились на счет государственных земских повинностей [4, с. 29].

В 1877 году была учреждена специальная комиссия по подготовке и проведению тюремной реформы. Итогом ее деятельности стало образование 12 марта 1879 года в ведении Министерства Внутренних дел Главного тюремного управления, а в его составе Тюрем-

ной инспекции. Законом от 31 марта 1890 года для местного заведования тюремной частью были учреждены в некоторых местностях губернские тюремные инспекции [1, с. 40].

Однако процесс организации губернской инспекции затянулся на длительный период, достаточно отметить то обстоятельство, что Тамбовская губернская тюремная инспекция была образована лишь 24 января 1911 года [5].

Реальная сущность карательной политики государства, ее цели, пути их реализации проявляются не только в системе учреждений исполнения наказаний, но, главным образом, в содержании и условиях отбывания наказания. Это прежде всего относится к быту заключенных. Наряду с переполнением тюрем, существовала еще более острая проблема, связанная с состоянием их зданий и помещений, условиями содержания заключенных. Так, в докладной записке Губернской Тюремной инспекции указывается на крайнюю ветхость Кирсановского тюремного замка [6]. В заключении прокурора Тамбовского окружного суда говорится, что Козловская тюрьма «вообще неудовлетворительная в санитарном отношении, имеет как снаружи, так и внутри довольно грязный и неприглядный вид» [4, с. 53].

Антисанитарные условия, переполнение тюрем порождало эпидемические болезни среди арестантов.

Так, в циркулярном письме начальника Главного Тюремного Управления Хрулева на имя Тамбовского губернатора говорится о необходимости «проведения профилактики и принятия мер по борьбе с развитием легочного туберкулеза среди арестантов» [7].

Еще одной из наиболее острых проблем системы исполнений наказаний в рассматриваемый период является стабильность рецидивной преступности и начало формирования преступного сообщества. Внутри тюрем эти лица создавали некоторые подобия общин, под их непосредственным участием вырабатывался определенный, тюремный кодекс чести, подобные сообщества пытались оказывать давление на администрацию тюрем. Тюрьмы Тамбовской губернии, к сожалению, не стали исключением.

Так, в письме Тамбовского губернского инспектора Старова начальникам мест заключения губернии от 28 мая 1911 года отмечалось, что «в большинстве тюрем Там-

бовской губернии (не исключая и губернскую) существуют среди арестантов так называемые «арестантские старосты». Арестанты эти, как оказалось, избираются самими заключенными из их среды и выступают в тюрьме в роли каких-то не установленных никакими законами лиц, контролирующих тюремное хозяйство.

Для всякого, я думаю, понятно, что установление подобного рода контроля, действие тюремной администрации не только излишне, но и является явно противоправным» [8].

Ввиду сложившейся сложной обстановки в местах содержания заключенных Главное тюремное управление уделяло большое внимание кадровому составу чинов тюремной стражи и организации их профессиональной подготовки. В секретном циркуляре от 13 июля 1911 года говорилось: «Главное тюремное управление просит Ваше Превосходительство вновь подтвердить подведомственным Вам чинам тюремной администрации, что <...> должности тюремных надзирателей должны быть предпочтительно замещены уволенными из войск лицами <...> как людьми преучеными к дисциплине и порядку, и что <...> тюремные надзиратели должны быть ежедневно обучаемы практической стрельбе из револьверов» [7, с. 30-31].

Вместе с тем, говоря о пенитенциарной системе Российской империи, необходимо отметить, что, несмотря на ярко выраженный карательный характер системы исполнения наказаний, государство все-таки отмечало в качестве основной цели мест заключения -исправление арестантов. Естественным, следовательно, было определение адекватных средств, форм и методов воздействия, которые обеспечивали бы реализацию поставленной цели.

Выше уже отмечалось, что вопросы, связанные с нравственным воспитанием осужденных, являлись, прежде всего, предметом забот Попечительного о тюрьмах комитета. Так, в отчете Моршанского уездного комитета говорится, что «...в Моршанском тюремном замке... в воскресенья, праздничные дни... отправление молитвословия проводилось отцом Яковом Висловским... Грамотным арестантам для чтения выдавались всегда книги Священного писания, которых для сего имеются 200 экземпляров. Особых случаев... присоединения к Православной вере из

иноверцев и раскольников не было». Подобная информация содержалась и в отчете Лебедянского уездного комитета [6, с. 45-46, 85].

На формирование правопослушной личности был направлен целый комплекс мер воздействия, решающую роль в реализации которой играла церковь. Священники, диаконы и псаломщики, согласно закону от 15 июня 1887 года, были отнесены к аппарату управления отдельных мест заключения. При этом по должностному окладу священник приравнивался к смотрителю (начальнику) тюрьмы.

Наряду с общественным воздействием на поведение лиц, содержащихся в местах изоляции, государство законодательно определяет меры, которые должны были стимулировать правопослушное поведение заключенных. В 1890 году принят «Устав о содержащихся под стражей». Данный документ вводит условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, кроме того, допускалось изменение условий и порядка отбывания наказания, которые напрямую зависели от поведения осужденных. В законодательство, регламентирующее организацию тюремного быта, вводятся понятия отрядов испытуемых и исправляющихся.

Для поддержания порядка и дисциплины в местах заключения в качестве средства воздействия на арестантов широко применялись меры наказания, определенные в Общей тюремной инструкции 1915 года как исправительно-дисциплинарные меры. К ним относились: выговор наедине или в присутствии других арестантов, лишение права чтения, кроме книг духовного содержания, на срок не свыше одного месяца, лишение права переписки на срок не свыше одного месяца, лишение свиданий на срок не свыше одного месяца и так далее.

Таким образом, подводя итоги, необходимо отметить, что в период XIX - начале XX века шло активное формирование законодательной базы деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания, итогом

которой стали два основных правовых документа: «Устав о содержащихся под стражей 1890» (с изменениями 1906, 1908, 1909) и «Устав о ссыльных 1909 года».

Анализ архивных документов о деятельности уголовно-исполнительной системы Тамбовской губернии в XIX - начале XX века позволяет сделать вывод об основных тенденциях в развитии системы исполнения уголовных наказаний.

В рассматриваемый период в развитии пенитенциарной системы Российской империи можно выделить ряд основных направлений:

- законодательное обеспечение деятельности учреждений, исполняющих уголовное наказание, формирование правовой базы порядка и условий исполнения наказаний;

- реформирование самого тюремного ведомства, в частности организация централизованной системы управления и контроля над местами заключения;

- обеспечение рационального сочетания карательного воздействия и мер стимулирования законопослушного поведения заключенных;

- активное привлечение российского общества к процессу исправления заключенных и создания юридической основы этой деятельности, итогом которой стало формирование Общественного Попечительного о тюрьмах комитета.

1. Исполнение наказания в дореволюционной России: организационно-правовые аспекты становления и развития системы исполнения наказания. М., 1991. С. 30.

2. Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф. 59. Оп. 1.Д. 2. Л. 8.

3. ГАТО Ф. 59. Оп. 1. Д. 440. Л. 8-10.

4. Детков М.Г. Наказание в царской России. Система его исполнения. М., 1994. С. 27.

5. ГАТО. Ф. 716. Оп. 2. Д. 5. Л. 3.

6. ГАТО. Ф. 59. Оп. 1.Д. 1.Л. 68.

7. ГАТО. Ф. 716. Оп. 2. Д. 1. Л. 9.

8. ГАТО. Ф. 716. Оп. 2. Д. 565. Л. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.