Научная статья на тему 'Уголовно-исполнительная инспекция и ее роль в осуществлении контроля за условно осужденными'

Уголовно-исполнительная инспекция и ее роль в осуществлении контроля за условно осужденными Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7667
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хаитжанов А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовно-исполнительная инспекция и ее роль в осуществлении контроля за условно осужденными»

Хаитжанов А.

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫМИ

Система исполнения наказаний без лишения свободы в разных странах строится на двух основных вариантах. В одних странах, например в Польше, контроль за условно осужденными возлагается на суд. В других эту функцию выполняют специальные государственные органы как военизированная организация (полиция, милиция) или гражданская служба.

В России большинство альтернативных мер, наказания не связанные с лишением свободы, исполняют специальные государственные органы это уголовно - исполнительные инспекции. До начала 1999 года они входили в структуру территориальных ( районных, межрайонных, городских ) органов внутренних

дел, а их сотрудники были сотрудниками МВД ( милиции ).

Ранее, хотя и давно, такие органы существовали в России и в Советском Союзе, но именовались они по- разному; « инспекции исправительных работ», «инспекции исправ работ и трудоустройства »,

« бюро принудительных работ », « спецкомендатуры » и т. д. Но только в новом Уголовно-

исполнительном кодексе РФ 1997 года органы исполняющие наказания обрели самостоятельный законодательный статус ( ст.ст. 16, 25, 33, 39 и др.), а специальным постановлением Правительства России за № 729 от 16 июня 1997 года было утверждено «Положение об уголовно- исполнительных инспекциях »,

В нем говорится, что уголовно- исполнительные инспекции являются учреждениями, исполняющими в соответствии УИК РФ уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества и на них возлагаются следующие задачи:

-исполнение наказаний в виде обязательных работ;

- исполнение наказаний в виде исправительных работ;

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

контроль за поведением условно осужденных в том числе несовершеннолетних;

осужденных беременных женщин и женщин имеющих малолетних детей, которым в соответствии со ст. 82 УК РФ отбывание наказания отсрочено;

предупреждение преступлений иных правонарушений со стороны лиц, состоящих на учете в инспекциях.

Предусмотренные в положении основные права и обязанности уголовно- исполнительных инспекций конкретизированы в специальной ведомственной Инструкции, утвержденной приказом МВД России за № 403 от 1- июля 1997года.

В феврале- мае 1999года в связи с реализацией ранее принятых Указов Президента РФ о передаче уголовно- исполнительной системы в ведение Министерства юстиции уголовно- исполнительные инспекции включены в уголовно-исполнительную систему, и переданы из ведомства Министерства внутренних дел в Министерство юстиции России.

В своей деятельности данные инспекции руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, ведомственными актами и Уголовно- исполнительным Кодексом РФ.

Раздел восьмой уголовно-исполнительного кодекса регламентирует контроль за условно осужденными

Так в ч. 1 ст. 187 УИК определено, что контроль за поведением условно осужденного в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденного, а в отношении условно осужденных военнослужащих - командованием их воинских частей. В ч. 2 ст. 187 УИК также говорится, что в порядке, предусмотренном законодательством РФ, к осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются работники других служб органов внутренних дел (и в первую очередь - участковые инспектора по месту проживания условно осужденных).

В ч. 1 ст. 188 УИК РФ определено, что уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течении испытательного срока, контролируют с участием работников других служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей. При назначении условно осужденному в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью уголовно-исполнительная инспекция в полном объеме осуществляет

мероприятия, предусмотренные ст. ст. 33-38 УИК, а именно: согласно ч.3 ст. 33 УИК РФ;

данные инспекции ведут учет осужденных;

контролируют соблюдение осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать

определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным;

организуют проведение с осужденными воспитательной работы.

Согласно ч. 5 ст.33 УИК в случае призыва или поступления осужденных на военную службу или их поступления на альтернативную гражданскую службу уголовно-исполнительные инспекции направляют в военный комиссариат или по месту службы осужденного копию приговора суда для исполнения данного наказания при прохождении службы.

Статья 34 УИК РФ устанавливает обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для администрации организации, в которой работает

осужденный. Администрация при этом обязана:

а) не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещении уголовноисполнительной инспекции освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью, направить в данную инспекцию сообщение об исполнении требований приговора;

б) представлять по требованию инспекции документы, связанные с исполнением наказания;

в) в случае изменения или прекращения трудового договора с осужденным в 3-дневный срок сообщить об этом в инспекцию;

г) в случае увольнения из организации осужденного, не отбывшего наказание, внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься.

Согласно ч.1.ст.3 6 УИК РФ срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В срок указанного наказания не засчитывается время, в течении которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью. Законодатель в соответствии с ч. 2.ст. 35 УИК РФ уполномочил соответствующие органы аннулировать разрешение,

изъять имеющийся документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно- исполнительную инспекцию.

В статье 37 УИК РФ говорится, что лица, осужденные к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязаны исполнять требования приговора, представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы.

В ч. 3 ст. 188 УИК определено, что в случае призыва условно осужденного на военную службу в военный комиссариат направляется копия приговора суда, а в необходимых случаях и иные документы, требующиеся для осуществления контроля за поведением условно осужденного по месту прохождения службы. Командование воинской части обязано сообщить в 10-дневный срок в уголовно-исполнительную инспекцию о постановке условно осужденного на учет, а по окончании службы - о его убытии из воинской части. Но при исследовании выявилось, что на практике условно осужденные призывного возраста на действительную военную службу не призываются до окончания испытательного срока либо их от условного наказания освобождают досрочно.

После получения копии приговора в отношении условно осужденного, уголовно- исполнительная инспекция вызывает лицо в инспекцию для проведения с ним беседы и постановки его на учет согласно приказа № 403 от 1 июля 1997года. В ходе беседы с условно осужденным уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения о близких родственниках и лицах, которые могут оказать положительное влияние на воспитание осужденного, разъясняются его права и обязанности, установленные судом или инспекцией дополнительные правоограничения, разъясняются последствия за их невыполнение, предупреждается об ответственности за нарушение общественного порядка или совершение нового преступления, а также решаются другие вопросы, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением. О результатах беседы инспектором составляется справка, отбирается от осужденного подписка и приобщается к личному делу осужденного.

Условно осужденные обязаны отчитываться перед уголовно-исполнительной инспекцией о своем поведении, исполнении возложенных на них судом обязанностей и являться по вызову в инспекцию.

Между явкой осужденных в уголовно-исполнительную инспекцию для отчета и вызовом существует определенная разница. Отчитываться перед инспекцией обязаны все условно осужденные. Во время таких отчетов выявляется отношение осужденного к совершенному преступлению (испытывает ли он раскаяние или, напротив, озлоблен и считает осуждение несправедливым), возможность совершения им нового преступления, а также устанавливаются обстоятельства, доказывающие исправление осужденного и подтверждающие правильность решения суда считать назначенное данному лицу наказание условным.

Явка по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию применяется главным образом к лицам, допускающим нарушения общественного порядка или несоблюдение дополнительных обязанностей, возложенных на него судом.

Указанные различия приводят к установлению неодинаковых промежутков между очередными явками осужденных для отчетов и по вызову.

Периодичность отчетов и вызовов условно осужденного определяется уголовно-исполнительной инспекцией и зависит от личности осужденного, данных о его поведении и величины испытательного срока, назначенного судом.

Периодичность отчетов и явок по вызову уголовно-исполнительная инспекция может оставлять неизменной на все время нахождения условно осужденного на учете, но может и менять ее в зависимости от данных, характеризующих поведение осужденного и свидетельствующих о его исправлении.

При неявке без уважительной причины условно осужденный, может быть, подвергнут приводу (ч. 4

ст. 188 УИК РФ).

В целях контроля за поведением условно осужденного в период испытательного срока инспекции проводят следующие мероприятия.

Во-первых, ежеквартально проверяют осужденных по существующим учетам горрайорганов внутренних дел на предмет выявления нарушений общественного порядка и совершения новых преступлений, повлекших применение мер административного воздействия или привлечение к уголовной ответственности, если не установлен автоматизированный порядок уведомления инспекций со стороны информационной службы о нарушениях, допущенных осужденными.

Во-вторых, проводят профилактические беседы с осужденными, их родственниками, а также с лицами, которые могут оказать положительное влияние на воспитание осужденных. Принимают меры к предотвращению со стороны осужденных случаев неисполнения возложенных судом обязанностей, нарушений общественного порядка и повторных преступлений.

В-третьих, систематически (не реже одного раза в квартал) направляют списки поставленных на учет осужденных в милицию общественной безопасности, криминальную милицию и другие службы горрайорганов внутренних дел, исходя из характера совершенных осужденными преступлений, а также в территориальные подразделения горрайорганов внутренних дел.

В-четвертых, принимают непосредственное участие в различных рейдах и спецоперациях или дают

задания по проверке поведения осужденных по месту жительства и в общественных местах другим

службам горрайоргана внутренних дел при проведении указанных мероприятий.

В-пятых, проводят иные мероприятия, связанные с осуществлением контроля за поведением осужденных, их образом жизни и исполнением ими возложенных судом обязанностей.

В необходимых случаях дают отдельные поручения работникам указанных служб горрайорганов внутренних дел о наблюдении за поведением осужденных, проверке исполнения ими возложенных судом обязанностей.

О выявленных фактах неисполнения осужденными возложенных на них судом обязанностей,

антиобщественного поведения, а также о проведенных мероприятиях по контролю за поведением осужденных участковые инспектора милиции и сотрудники других служб докладывают рапортом начальнику горрайоргана внутренних дел. В необходимых случаях к рапортам приобщаются объяснения осужденных и иных лиц, другие материалы. После рассмотрения рапорты с резолюцией начальника

горрайоргана внутренних дел вместе с материалами передаются в инспекцию для приобщения к личным делам осужденных и принятия, соответствующих мер.

К личному делу осужденного приобщаются справки о проведении с ним профилактических бесед и все материалы, касающиеся поведения осужденного и исполнения им обязанностей, а также объяснения осужденного и другие документы.

В случае уклонения условно осужденного от контроля за его поведением, уголовно-исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения и причин уклонения ( ч. 5 ст. 188 УИК РФ). После установления местонахождения, условно осужденного инспекция отбирает у него объяснение по поводу уклонения от контроля и выносит ему предупреждение о возможности отмены условного осуждения. Объяснение так же отбирается в случае нарушении условно осужденным общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание.

При возложении на осужденного обязанности пройти курс лечения от наркомании, алкоголизма и т.п. инспекции могут направлять запросы о фактическом прохождении лечения в медицинские учреждения.

В ст. 18 9 УИК РФ определено исчисление испытательного срока. Он исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. По истечении испытательного срока контроль за поведением условно осужденного прекращается, и он снимается с учета уголовно-исполнительной инспекции.

Исходя из вышеизложенного очевидно, что уголовно- исполнительными инспекциями проводится многоплановая и комплексная работа по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы в связи с чем в настоящее время заслуживают все более пристального внимания и совершенствования деятельности.

В 2004году 27- 28 января Министерством юстиции России было проведено Всероссийское совещание руководителей территориальных органов уголовно- исполнительной системы по подведению итогов работы за 2003 год и рассмотрение предстоящих задач на 2004 год. В связи с чем 26- июня 2004 года Главное Управление Исполнения Наказаний Минюста России на основании протокола № 2 от 27- 28

января 2004 года разработала и приняла целевую Программу.

Целью Программы является развитие и совершенствование, модернизация и укрепление законодательной, научной, материально- технической базы инспекций, оказанием им действенной помощи в правоприменительной практике, усиление кадрового аппарата, достижение которого будет осуществляться поэтапно в течении 2004- 2006 года.

В условиях гуманизации уголовного законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики судами доля осужденных к наказаниям и мерам уголовно- правового характера без лишения свободы составляет около 60%. Ежегодно по учетам Российской Федерации в 2.019 -уголовно исполнительных инспекциях проходит от 1,2 миллиона до 1,3 миллион осужденных. Ежемесячная среднесписочная численность осужденных составляет 650- 700 тысяч осужденных. Исходя из

вышеизложенного, основываясь на правоприменительной практике, основная задача Программы состоит в том, чтобы создать необходимые и надлежащие условия для нормальной деятельности и функционирования уголовно- исполнительных инспекций.

Таким образом, во время исполнения условного осуждения осужденный находится под постоянным контролем уголовно-исполнительной инспекции, комплекс средств контроля, которой разнообразен (от установления дней отчетности для условно осужденного до проведения личных проверок инспектором на дому, работе и проведения специальных рейдов), что позволяет объективно судить о поведении условно осужденного во время испытательного срока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.