Научная статья на тему 'Уголовная политика Великобритании второй половины XIX начала XX вв. В отношении борьбы с преступностью несовершеннолетних'

Уголовная политика Великобритании второй половины XIX начала XX вв. В отношении борьбы с преступностью несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
415
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовная политика Великобритании второй половины XIX начала XX вв. В отношении борьбы с преступностью несовершеннолетних»

Бакаева Елена Константиновна

научный сотрудник филиала по Ставропольскому краю ВНИИ МВД России, г. Москва

Уголовная политика Великобритании второй половины XIX - начала XX вв. в отношении борьбы с преступностью несовершеннолетних

Пожалуй, ни в одной Ц области обществен-Н ной жизни не отмечается столь сильного вмешательства государственной власти, как в области защиты и воспитания несовершеннолетних.

Ребенку приходится испытывать на себе влияние разнообразных социальных факторов, действующих помимо семьи, таких, как школа, улица, товарищи, общедоступные развлечения, литература и т.д.

Необходимо поставить ребенка в такое с ним отношение, при котором не создавалось бы опасностей для его морального и физического развития. Эту важную задачу во всей ее полноте должно принять на себя современное государство.

Одной из первых европейских стран, осознавших важность этих задач является Великоб-

ритания. С середины XIX в. она стала на путь издания законодательных мер, рассчитанных на создание государственного контроля над правильным воспитанием детей. Принятый парламентом Закон о Детях (Children Act) 1908, получивший название «великой хартии английских детей», консолидировал существовавшее до этого времени законодательство о несовершеннолетних, которое было разбросано во множестве статутов1.

Часть 1 закона регулировала вопросы обеспечения детей, которые находились на содержании у чужих лиц (особенно это касалось внебрачных детей). Требование закона обязывало в течение 48 часов, если лицо берет себе на содержание ребенка (до 7 лет), а также в случае смерти ребенка, известить об этом местную власть. Местная власть назначает лиц (visitors), обязанных посещать этих детей и помещения, где они проживают. Если visitor заметит нарушения, он может обратиться к судье или к местной власти за получением приказа. Такими наруше-

1 Children Act 1908 объединил в себе существовавшие 22 статута целиком и некоторые частями (Закон о защите жизни младенцев - Infant Life Protection Act 1897, Закон о выступлении детей на опасных представлениях -Children's Dangerous Performances Act 1879, Закон о предупреждении жестокости по отношению к детям - Prevent of Cruelty to Children Act 1889, 1894 и 1904, Закон об элементарном образовании - Elementary Education Act 1876, Закон об образовании - Education Act 1879, Закон о детском труде - Employment of Children Act 1903, Закон о пробации преступников - Probation of Offenders Act 1907, Закон о предупреждении преступлений - Prevention of Grime Act 1908 и др.), а также новые постановления.

_272

ниями считаются: теснота, опасность или антисанитарное состояние помещения; небрежность, невежество, алкоголизм, безнравственность, преступное поведение и т.п.; нарушение требований закона. При наличии какого-либо из указанных нарушений, ребенок изымался в помещения (особые места безопасности), которыми, согласно ст. 131 закона, считались: «всякий работный дом, полицейский участок, госпиталь, больница или иное подходящее место, хозяин которого соглашался на время принять к себе младенцев, детей или малолетних»1.

Часть 2 данного закона посвящена защите малолетних от жестокого обращения. До 1889 г. в Англии не существовало понятия «жестокое обращение с детьми» и с принятием соответствующего закона2, было гораздо шире, чем существовавшее тогда в России, по которому наказывались лица, которые: 1) умышленно подвергают ребенка (мальчика до 14 лет или девочку до 16 лет) дурному обращению (ill-treatment); оставляют без присмотра (abandon); без попечения (neglect) или на произвол судьбы (expose); или 2) своими действиями способствуют этому, вследствие чего, ребенку будут грозить страдания или ущерб для его здоровья. В 1894 и 1904 гг. были приняты важные дополнения к данному закону: первый - повысил возраст запрета до 16 лет и включил в понятие «вред здоровью» умственные расстройства или потерю зрения, слуха, руки, ноги и т.д.; второй - сделал отца, по каким-либо основаниям покинувшего жену и детей, ответственным за то дурное положение, в котором могут оказаться дети, а также предоставил обществам защиты детей выступать обвинителями по этим преступлениям. Также в понятие «жестокого обращения» было включено склонение девочки до 16 лет к проституции.

Закон ввел право констебля3 арестовывать

без судебного приказа лиц, виновных в преступлениях, связанных с жестоким обращением, если имелось подозрение на побег или когда неизвестно их место жительство и имя.

Часть 3 устанавливала ответственность: 1) содержателей трактиров и других увеселительных заведений, где собирались дети; 2) родителей, не исполнявших предписания местной учебной власти по приведению ребенка в опрятное состояние; 3) лиц, дающих детям крепкие напитки (не иначе, как по предписанию врача); 4) лиц, препятствующих получению детьми элементарного образования (дети бродяг, цыган и др.); 5) лиц, использующих детей в посреднических целях (кражи и укрывательства); 6) лиц, продающих малолетним (до 16 лет) табак и папиросы (констебль или иное лицо имело право отнять их у малолетнего).

Часть 4 - о ремесленных и исправительных школах и условиях приема в них.

Английские исправительные и воспитательные заведения - самые старые в Европе и представляют собой стройную систему сотрудничества частной деятельности, общественного самоуправления и государственной власти.

Исправительные (Reformatory Schools) и ремесленные (Industrial Schools) заведения4 получали утверждение министра внутренних дел (Home Secretary), если удовлетворяли определенным требованиям и, таким образом, ставились под контроль государства и подчинялись Министерству Внутренних Дел (the Home Office)5, как центральному органу. По типам эти школы различались:

а) Reformatory Schools - исправительные заведения для малолетних от 12 до 16 лет, совершивших какое-либо преступление, наказуемое для взрослых тюрьмой или каторжными работа-

1 Люблинский П.И. Очерки уголовного суда и наказания в современной Англии. СПб., 1911. С. 429.

2 Закон о предупреждении жестокости по отношению к детям (Prevent of Cruelty to Children Act, 1889).

3 История появления констеблей уходит в средневековье. Каждый приход - самая маленькая ячейка средневекового английского общества - назначал двух констеблей путем своеобразных выборов. Констебли не имели специальной подготовки и служили без жалования в течение одного года. В свою очередь, они избирали стражников, дозорных, помогавших им выполнять три главные обязанности: поддерживать порядок, патрулируя города и деревни с сумерек до зари; зажигать фонари, очищать улицы от мусора, тушить пожары; обеспечивать исполнение уголовного закона. Образование же полиции Великобритании началось с принятия 19 июня 1829 г. Акта о Столичной Полиции (Metropolitan Police Act), который представил в парламент сэр Роберт Пил (Peel) // Critchley Thomas Alan. A History of Police in England and Wales. London: Constable, 1978.

4 Получили распространение с 1854 г. Издание в этом году Закона об исправительных школах (Reformatory Schools Act) явилось основой для всего дальнейшего законодательства Англии об исправительных школах.

5 The Home Office образовано в 1856 г. в целях ликвидации проблемы финансового обеспечения полиции, повсеместно создаваемой после принятия акта 1839 г., когда судьи графств были уполномочены создавать там полицейские силы. До этого расходы по содержанию полиции полностью лежали на местной власти. Так, the Home Office стало выдавать гранты (денежные суммы) каждой полицейской власти и, тем самым, взял все полицейские силы страны под свой контроль. Полиция Шотландии стала независимой от Home Secretary (государственного секретаря) с 1885 г. // Bowes Stuart. The Police and Civil Liberties. London, 1966. P. 243.

273

ми. Здесь юные преступники приучались к ремеслам, получали образование и находились на содержании. С принятием Закона об исправительных школах 1854 г., судья мог в дополнение к 2-х недельному наказанию тюрьмой предписать помещение несовершеннолетнего в исправительную школу на срок от 2-х до 5 лет, таким образом появилось стремление проведения воспитания после наказания. С 1866 г. помещение в исправительную школу стало альтернативой для тюрьмы и применялось по усмотрению суда. В этом же году новое издание Закона о суммарной юрисдикции1 (Summary Jurisdiction Act) окончательно закрепило за судами суммарной юрисдикции (т.е. низшими судами) компетенцию по всем делам малолетних до 16 лет, за исключением убийства.

б) Industrial Schools - ремесленные школы - в них содержались дети до 16 лет, подпадавшие под Закон о детях (беспризорные и т.д.), не обвиняемые ни в каких преступлениях. Если в такую школу передавался ребенок до 6 лет, то школа могла поместить его у какого-либо благонадежного лица, но ребенок оставался под ответственностью школы и считался находящимся в школе.

В ремесленные школы дети обычно помещались в следующих случаях: - если ребенок нищенствует (открыто или под видом пения, игры и т.д.); если ребенок бродяжничает, не имеет пристанища, средств к существованию, не имеет родителей или они не оказывают ему должного попечения; если он оставлен теми, кто должен иметь о нем заботу (попечение) или он - внебрачный ребенок, а мать его находится в тюрьме; если он посещает людей с дурной славой или проституток, или имеются другие условия, которые могут вызвать его развращение; если малолетний от 12 до 16 лет совершил проступок, наказываемый тюрьмой или каторжными работами, и суд признал целесообразным поместить его в ремесленную школу; по просьбе родителя (попечителя), если он докажет, что не в состоянии наблюдать за ребенком2.

в) Truant Schools - школы (по типу ремесленных) для мальчиков, которые не посещали обычные школы, т.е. школы для прогульщиков. Таких детей направляло туда школьное начальство. Эти школы возникли по Закону об элементарном образовании 1876 г.

г) Day Industrial Schools - дневные ремесленные школы (появились в 1876 г.), в которых дети остаются только днем, а ночуют у себя дома3.

Закон о детях 1908 г. установил и ряд нововведений: - предоставление сумм на содержание стало обязанностью местных советов и учебной власти4; дети могли передаваться от плохих родителей к благонадежным людям и попечителям (под их наблюдение); срок пребывания несовершеннолетних в исправительных и ремесленных школах стал единообразным: до 19 лет и 18 лет соответственно (допускалось и досрочное освобождение из школ по разрешению, on licence, причем освобожденных (в том числе и по возрасту) старались помещать в хорошие места, найти квалифицированное ремесло, и вели за ними тщательный надзор, которому не имели права мешать родители или попечители; кроме того, дети передавались родителям только если они могли доказать, что смогут поместить воспитанника на хорошее место); организованы спец. школы для дефективных, чахоточных, слабоумных, эпилептических детей, а также нравственно-слабых детей.

Так, к началу 1909 г. в Англии и Шотландии имелось 212 утвержденных правительством воспитательных приютов, которые распределились следующим образом: 43 исправительных, 140 -ремесленных, 10 - краткосрочных ремесленных и 19 - дневных ремесленных школ5.

Больших заведений в Англии не существовало. Стремление приблизить школу к семейному дому сказывалось в нежелании создавать большие школы. Особенностью английской системы является и то, что Великобритания совершенно не знает государственных заведений; все

1 Т.е. рассмотрение дел судьей без присяжных.

2 Рубашева А.И. Особые суды малолетних и система борьбы с детской преступностью. М., 1912. Т. 1. С. 204.

3 Другими заведениями, занимающимися беспризорными и преступными детьми в Англии, являлись: Voluntary Homes, т.е. заведения для малолетних, содержащиеся на частные средства, неутвержденные государством, нестоящие под его контролем и неполучающие от государства никакой поддержки, и заведения согласно Закону о бедных (Poor Law Act), содержащиеся на средства местных самоуправлений, получающие субсидии от государства и подчиняющиеся местному правлению (Local Government Board).

4 В целом, содержание школ осуществлялось за счет: помощи государства (фиксированная сумма отсутствовала), органов местного самоуправления (советов графств и городов - для исправительных школ, органов ученического управления - для ремесленных школ), которые вносили плату за каждого воспитанника, родителей и добровольных пожертвований.

5 Люблинский П.И. Указ. соч. С. 473.

_274

ее заведения находятся в руках местных самоуправлений или частных обществ, с огромным перевесом на стороне последних. Но благодаря системе превосходного надзора и подчинению одному органу - Министерству внутренних дел, широкой финансовой поддержке государства -вся масса школ представляет собой одно целое, руководимое определенными принципами и преследующее одни цели.

Очень важен и тот факт, что каждый мог представить малолетнего в суд или сделать об этом заявление. Так, в суд малолетних представляли: полиция (в большинстве случаев), чиновники, наблюдающие за посещением школ (School Attendance Officers), частные лица, уличные наблюдатели (Street Officers), родители, учебное начальство (согласно Закону об элементарном образовании), инспектора ремесленных школ, служащие обществ, обязанные следить за детьми на улицах (к примеру, Общество Оказания Помощи Детям, Children's Aid Society).

Вместо отсылки в школу суд может передать малолетнего родственнику или иному благонадежному лицу для воспитания, причем может поставить малолетнего под надзор Children Probation Officer (служащего судебного участка, находящегося под контролем суда, назначаемого специально для малолетних до 16 лет).

Закон о пробации1 преступников (Probation of Offenders Act) 1907 г. установил, что для детей должны быть особые Probation Officers, задачами которых являются: посещение поднадзорного или получение от него отчета (не менее 2-х раз в неделю); наблюдений об исполнении условий, постановленных судом; доклад суду о поведении поднадзорного; помогать поднадзорному, быть ему другом и при необходимости находить ему подходящую работу (в этом служащий был предоставлен своим личным силам и связям). Для Лондона сотрудники пробации назначались министром внутренних дел (Государственным Секретарем), а для остальных судов - судьями. Причем они не должны носить формы и каких-либо знаков отличия своей службы. Значительная часть Probation Officers были добровольцами, членами различных благотворительных орга-

низаций (Salvation Army, Church Army и др.), поставляемые последними в распоряжение судов, а также полиция, но полицейские, исполняя обязанности служащих пробации, не носили формы. В деревенских районах, где число преступлений было небольшим, служащих пробации не существовало, и суды обращались к священникам, учителям с просьбой присмотреть за обвиняемым. В большинстве судов служащие пробации - мужчины, а для детей до 14 лет и девочек - женщины. Зачастую срок пробации назначался в 12 месяцев, но иногда и на 3 или 6 месяцев. На одного служащего пробации приходилось до 40-50 несовершеннолетних, так как некоторые (несовершеннолетние) вели себя хорошо.

Английское право выдвинуло и другой принцип (отличный от пробации) - после признания виновным осужденный отпускается на свободу; если он будет вести себя хорошо в течение определенного времени, он освобождается от наказания. Суд при этом аппелирует к его чувству чести и собственному благоразумию. Очень хорошо сказал один немецкий автор: «... Для малолетнего гораздо лучше, если пробация проводится не в форме условной отсрочки наказания, а в форме отсрочки произнесения приговора вообще». (Karl Weidlich, 1910). Поэтому форму отсрочки приговора, выработанную английской практикой, следует предпочесть всяким другим2.

Возвращаясь к структуре Закона о детях 1908 г., его пятая часть касалась малолетних преступников, в частности, случаев их задержания3, особом месте задержания4 (place of detention), обязанность устройства которого была возложена на полицейскую власть. Эти места подлежали обязательному инспектированию лиц, подчиненных Государственному Секретарю, изымались из ведения тюремной инспекции и передавались ведомству, которому подчинялись исправительные и ремесленные школы.

При задержании ребенка, вызывались его родители. За малолетнего до 16 лет родители уплачивали штраф, убытки или издержки по делу. Исключения составляли случаи, когда: родители (попечители) не могли быть найдены; родители

1 Английская система пробации самая старая в Европе. Пробация (probation) - когда приговор не произносится, а назначается определенное время (не более 3-х лет) для испытания. В течение этого времени суд может вынести приговор. В приказе о пробации, издаваемом судом, обозначаются условия (к примеру, запрет на посещение определенных мест, лиц и др.) для обвиняемого во время пробации и имя лица, которому поручается надзор за ним.

2 Рубашева А.И. Указ. соч. С. 123.

3 Эти случаи таковы: обвинение в убийстве или другом тяжком преступлении; необходимость устранения малолетнего от сообщества с преступниками или проститутками; наличие основания полагать, что освобождение малолетнего уничтожит возможность суда над ним.

4 Могло быть одно помещение для нескольких полицейских участков или заключались договора с частными лицами на предоставление помещений, а также использовали помещения благотворительных обществ.

275

не виновны в пренебрежении ребенком, приведшем к преступному деянию. Если родители не могли оплатить штраф, он заменялся тюрьмой. Таким образом, устанавливалась уголовная ответственность родителей за допущение детей до совершения преступления. Иногда вместо тюремного заключения, по усмотрению суда, у родителей отбиралось поручительство в дальнейшем хорошем поведении малолетнего.

Закон о предупреждении преступлений (Prevention of Crime Act) 1907 г. завершает Children Act. В нем говорится о юных преступниках от 16 до 21 года. Цель закона - исправление юных преступников. Предполагалось устройство особых заведений (так называемых Borstal - от названия города, где впервые появилось подобное заведение), в которых малолетние находились под стражей и во время своего заключения изучали ремесла, получали образование и подвергались таким дисциплинарным и моральным влияниям, которые способствовали их исправлению, и тем самым, борьбе с преступностью. Обязанности построения таких заведений возлагались на тюремное ведомство. В эти заведения могли направлять преступников от 16 до 21 года, которые приговаривались к тюремному заключению, если они питали надежду на исправление. В Borstal также могли направлять воспитанников исправительных школ (Reformatory Schools), если они совершили более серьезное преступление. Срок пребывания в Borstal - не менее 1 года и не более 3-х лет. При досрочном выходе из данного заведения by licence, т.е. по разрешению (не ранее 6 месяцев для мужчин и 3 месяцев для женщин), в течение 6 месяцев освобожденный находится под надзором тюремного начальства. При совершении преступления в этот период, он направляется в Borstal на 3 месяца, после чего, переводится в тюрьму, если не было никаких надежд на исправление.

Еще одним крайне интересным явлением в английской системе - учебные корабли (использовались в основном старые коммерческие корабли, стоящие на якорях), предназначенные для тех же целей, что и школы. Здесь большое внимание уделялось морской дисциплине и физическим упражнениям, а также проходили школьные и ремесленные курсы. Надзор за кораблями вели инспектора министерства внутренних дел, а также инспектора морских ведомств.

Вообще, борьба с краткосрочным лишением свободы в Великобритании - одна из главных тенденций в области наказаний, представляющая собой стремление освободить тюрьму от задач

устрашения и принуждения, сохранив ее лишь для случав, нуждающихся в продолжительном и планомерном воздействии на личность преступника, велась в двух направлениях: 1) принятие мер, имеющих целью облегчить условия уплаты денежного штрафа и, тем самым, избавить малолетних от необходимости отбывать наказание в виде краткосрочного лишения свободы, которое заменяло штраф; 2) принятие мер к усилению действительности условного осуждения и расширение сферы его применения. Здесь краткосрочному лишению свободы противопоставлялась, как уже упоминалось, другая мера - возможность исправления на свободе под соответствующим надзором.

В Англии законы, на основании которых государство воспитывает тех, кто находится в состоянии «заброшенности», тесно связаны с законами о судах для малолетних.

Закон о детях 1908 г. ввел обязательность создания с 1910 г. судов для малолетних (Juvenile Courts) при всех судах Соединенного Королевства, хотя они появились ранее (первый такой суд появился в г. Бирмингеме в 1905 г., а в 1907 г. суды малолетних функционировали уже в 44 городах Англии). Судьи могли судить малолетних вне здания суда - в полицейском бюро или другом месте. Суд, как правило, проводился с 10 ч. утра, причем, дети, ожидая суда, разделялись на две категории: 1) те, которые совершили незначительный проступок (за нарушение полицейского предписания) и 2) те, кто совершил кражи и т.д.

Суды для малолетних, представляя собой одно из самых интересных явлений уголовного права, более, чем другие явления уголовной политики, привлекли к себе внимание английского общества и вызвали крупное движение, заинтересовавшее широкие слои населения и заставившее их принять участие в работе, определяемой задачами этих судов.

The National Society for the Prevention of Cruelty to Children (Национальное Общество Предотвращения Жесткого Обращения с Детьми) -одно из громаднейших обществ в Англии, ставящее своей целью защиту детей, может служить ярким примером того, что одного написания закона недостаточно, и положительный результат достигается лишь тогда, когда общественные силы берут на себя проведение закона и одушевляющих его идей в жизнь. В истории английского детского права это Общество сыграло очень большую роль как в создании законов по защите детей от насилия и жестокости, так и при созда-

276

нии судов для малолетних, а также Children Act, достаточно деятельно проявив себя. Задачи Общества были широки и перемещались со случаев жестокости родителей по отношению к своим детям на случаи пренебрежения родителями своих обязанностей воспитания и содержания детей. С 1895 г. английская Корона приняла Общество под свое покровительство с целью привести в исполнение законы о защите юных подданных. Дело на родителей заводилось в том случае, если они не исполняли соответствующее предписание Общества (оно состояло из двух частей: в первой - суть нарушения, во втором - случаи осуждения других родителей за последний год), которое в последствии обращалось в суд. Так, если суд приговаривал родителей к тюремному заключению, то Общество брало на себя на это время заботу о детях.

Огромна роль учреждений/обществ надзора (присмотра) за детьми. В них не только принимались дети, которые приходили туда, но особые служащие этих заведений занимались розыском таких детей в самых бедных кварталах. Среди них известны такие общества и организации, как: Society for Providing Homes for Waifs and Strays (Общество Приюта для Бродяг и Бездомных), the Ministering Children's League (Лига Служения Детям), Salvation Army (Армия Спасения), Children Aid Society (Общество Оказания Помощи Детям), Boy-Scouts (организация бойскаутов) и многие другие.

Великая заслуга английского права состоит в том, что оно ярче, чем право какой-либо дру-

гой страны, выставило идею государственной опеки, как руководящий принцип по отношению ко всем малолетним, в ней нуждающимся1.

Будущее государства и общества лежит в руках подрастающего поколения: этот неоспоримый факт заставляет крайне внимательно относиться к вопросу о его воспитании. К последнему нужно отнести и ту деятельность государства и общества, которую можно назвать профилактикой детской преступности, где на первом месте -меры социального характера - прочный фундамент, на котором держится реальная борьба с преступностью вообще и детской - в частности.

Ребенку должно быть обеспечено право на естественной воспитание, где естественный воспитатель - семья. В этом Великобритания является примером того, что когда семья не справляется со своей задачей, т.е. не способна воспитать, на помощь ей приходит государство и общество. Так, Children Act - есть образец того, что государство должно законным путем обязать родителей к воспитанию детей, должно охранять ребенка от несправедливости и жестокости, взять на себя обязанность воспитания заброшенных, беспризорных детей, а общество должно прийти на помощь государству в его задачах денежными средствами и личными силами. Кроме того, правильно поставленное государственное воспитание предусматривает широко развитую систему воспитания в семьях и заведениях.

Таковы положения, на которых должна основываться правильная борьба с преступностью несовершеннолетних.

1 Люблинский П.И. Указ. соч. С. 503.

277

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.