Научная статья на тему 'Уголовная политика российского государства в сфере противодействия терроризму: тенденции развития'

Уголовная политика российского государства в сфере противодействия терроризму: тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
395
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
TERRORISM / RIGHTSANDFREEDOMS / NORMATIVELEGALACTS / NATIONALISM / RELIGION / STATE / POLITICS / LAW / ТЕРРОРИЗМ / ПРАВА И СВОБОДЫ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / НАЦИОНАЛИЗМ / РЕЛИГИЯ / ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИКА / ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева Ольга Александровна, Карягина Анжелика Владимировна

Актуальность темы исследования связана с многоаспектностью проблем, определяющих уголовную политику российского государства в сфере борьбы с терроризмом, исторически представляющим угрозу интересам национальной безопасности государства и граждан. Показано, что он имеет тенденцию быстрого приспособления к изменяющимся условиям современного мира, приобретая новые особенности, благодаря использованию современной техники, средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL POLICY OF THE RUSSIAN STATE IN THE SPHERE OF COUNTERACTION TO TERRORISM: TENDENCIES OF DEVELOPMENT

The relevance of the research topic is related to the multifaceted problems that determine the criminal policy of the Russian state in the fight against terrorism, which historically poses a threat to the interests of national security of the state and citizens. It is shown that it tends to adapt quickly to the changing conditions of the modern world, acquiring new features through the use of modern technology, the media.

Текст научной работы на тему «Уголовная политика российского государства в сфере противодействия терроризму: тенденции развития»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО, КРИМИНОЛОГИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 343.326 ББК 67.408

© 2018 г. О. А. Андреева,

профессор кафедры теории и истории государства и права Таганрогского института управления и экономики доктор философских наук, профессор. E-mail: ol-andr1@yandex.ru

А. В. Карягина,

доцент кафедры уголовного права и процесса Таганрогского института управления и экономики кандидат социологических наук, доцент. E-mail: a.karyagina@tmei.ru

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Актуальность темы исследования связана с многоаспектностью проблем, определяющих уголовную политику российского государства в сфере борьбы с терроризмом, исторически представляющим угрозу интересам национальной безопасности государства и граждан. Показано, что он имеет тенденцию быстрого приспособления к изменяющимся условиям современного мира, приобретая новые особенности, благодаря использованию современной техники, средств массовой информации.

Ключевые слова: терроризм, права и свободы, нормативные правовые акты, национализм, религия, государство, политика, право.

O. A. Andreyeva - Professor at the Department of the Theory and History of State and Law of the Taganrog Institute

of Management and Economy Doctor of Philosophy, professor.

A. V. Karyagina - Associate professor at the Department of Criminal Law and Process of the Taganrog Institute of

Management and Economy PhD in Sociology, associate professor

CRIMINAL POLICY OFTHE RUSSIAN STATE IN THE SPHERE OF COUNTERACTION TO TERRORISM:

TENDENCIES OF DEVELOPMENT

The relevance of the research topic is related to the multifaceted problems that determine the criminal policy of the Russian state in the fight against terrorism, which historically poses a threat to the interests of national security of the state and citizens. It is shown that it tends to adapt quickly to the changing conditions of the modern world, acquiring new features through the use of modern technology, the media.

Keywords: terrorism, rightsandfreedoms, normativelegalacts, nationalism, religion, state, politics, law.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации [1], невозможно без защиты государственного и общественного правопорядка, что отражено в нормах главы 24 Уголовного кодекса РФ, предусматривающих ответственность в случаях посягательств, направленных на общественную безопасность. Их особенностью является то, что они несут опасность широкому кругу общественных отношений, причиняют вред не только конкретным лицам, но и общественно значимым интересам в целом. Терроризм относится к преступлениям, несущим вызовы и угрозы современному миру.

Терроризм, исторически представляющий угрозу национальной безопасности государства и гражданам, имеет тенденцию быстрого приспособления к изменяющимся условиям современного мира, приобретая новые особенности [2, с. 131-135], благодаря использованию современной техники, средств массовой информации, он использует политическое противостояние стран и народов в процессе силового воздействия на них. Мно-гоаспектность проблем, определяющих уголовную политику российского государства в сфере борьбы с терроризмом, сделали ее предметом исследования многих отраслей научного знания. Будучи динамичной, она

трансформируется, оставаясь при этом самоорганизующейся системой, целенаправленно ведущей борьбу с преступностью и ее негативными социальными последствиями. Содержание уголовной политики определяет деятельность органов государственной власти, уполномоченных противостоять росту преступности, что находит отражение в действующем законодательстве, его целях и задачах по предотвращению общественно опасных деяний на основе уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательств.

Современный терроризм, используя различные ресурсы, становится все более опасным для личности, общества и государства, поскольку, применяя различные формы насилия и его угрозы, создает ситуации устрашения, необходимые для достижения поставленных целей. В свое время З. Бжезинский высказал мысль о том, что «если американцы будут игнорировать политические причины терроризма, считать, что террористы завидуют им или ненавидят их свободу, или еще что-то подобное, то они будут атаковать США» [3, с. 13]. Его предсказание подтвердилось 11 сентября 2001 года во время атаки на Нью-Йорк. Продемонстрировав изощренность приемов, жестокость методов и неспособность другими способами достичь политических и других целей социального или личного характера, террористы использовали насилие в виде несимметричных ответов на отсутствие диалога с ними.

Терроризм как социально-политический феномен представляет собой мотивированное различными обстоятельствами насилие, целью которого является воздействие на политику государств, их лидеров, других лиц, с целью создания ситуации психологического устрашения в процессе решения своих задач. Причиной терроризма могут быть субъективные (психологические) основания, объективные условия жизни людей, этнические и религиозные мотивы, политические и идеологические процессы, его стимулирующие. Национальные конфликты выступают крайней формой социальных противоречий, особенно, если с ними связана религия, так как эмоциональным накалом можно объяснить этническую и религиозную консолидацию граждан. Поскольку религиозные и межнациональные противоречия зачастую проявляются латентно, то практически любая ситуация с

многоконфессиональным составом участников в условиях складывающейся этноконфес-сиональной напряженности может стать основанием для проявления агрессивного поведения.

В процессе становления и развития этнических конфликтов разделение противоборствующих сил по этноконфессиональному признаку имеет особенное значение, при этом в истоке таких конфликтов не обязательно будут нетерпимость к инакомыслию или межэтнические различия. Указанные факторы получают решающее значение в случае усиления непримиримости и их последующей трансформации в открытое противостояние в сфере религиозных воззрений. Чаще всего, к терроризму прибегают те группы населения, которые исключены из политического диалога, чувствуют себя ущемленными в правах, не имеют иных способов для протеста против существующего экономического порядка, распределения материальных ресурсов и благ.

Наиболее ярко эти процессы прослеживаются на Ближнем Востоке, ряде африканских государств и так далее. И. В. Дементьева пишет, что причиной терроризма является «наличие выраженной идеологической формулировки групповых требований». [4, с. 50]. Поэтому необходим анализ причин протестных настроений, чтобы предотвратить возникновение террористических группировок на почве неудовлетворенности населения проводимыми реформами, которые привели к снижению их социального статуса, уровня доходов или темпов экономического развития. Чтобы понять сущность терроризма, необходимо отличать его от террора, который имеет политический характер и направлен против части населения с тем, чтобы держать ее в постоянном страхе посредством репрессий и других мер легализованного насилия.

Терроризм, использующий точечные формы насилия против невиновных, окончательно оказался вне закона после создания Организации Объединенных Наций и принятия Женевской конвенции 1949 года, содержащей правила по ведению войн. И. В. Воронин пишет: «Когда объектом теракта выступает власть, государственные или политические деятели, их страх основан не только на личной опасности и уязвимости со стороны террористов, но и на недовольстве людей, ставших на путь требований и предъявления пре-

тензий к официальной власти» [5, с. 51]. Субъектами терроризма могут быть отдельные люди, террористические организации, заказчики и поддерживающие их лица. В отличие от них, субъектами террора являются органы публичной власти и организации, отстаивающие политические цели как внутри государства, так и на международном уровне.

Терроризм отличается от террора, который может быть государственным, антигосударственным, исходить от политической партии, криминальных группировок и других объединений, ставящих своей целью изменение политики государственной власти. В международном масштабе террор, прямо или косвенно, направлен против одного или нескольких суверенных государств. Современные террористические организации могут ставить задачи, связанные с подстрекательством антиправительственных настроений, внедрением в политические, общественные, силовые структуры, созданием масштабных по территориальной распространенности баз для подготовки боевиков в целях проведения ими различных преступных действий и операций в любых регионах мира.

О. Н. Алексеев отмечает, что «практически все континенты оказались под контролем различных международных террористических организаций и кланов. Сегодня международный терроризм поддерживается не только отдельными террористическими организациями, но и целыми государствами» [6, с. 47]. В связи с этим ряд политических деятелей заявляет о необходимости жесткой борьбы с ним, что сложно и опасно, поскольку терроризм быстро изменяется в пространстве и времени современного мира. Предупреждение террористических акций, выявление и устранение причин, приводящих к ним, то есть профилактика терроризма является одним из направлений антитеррористической деятельности, первоочередной задачей которой выступает их предотвращение, выявление и пресечение на ранних стадиях. Н. И. Полищук считает, что «главенствующим признаком данной деятельности является наличие определенной системы целей, призванных реально отражать перспективу правовой, социальной, экономической, духовной, нравственной и иной жизни общества» [7, с. 193].

Террор и терроризм - неоднозначные понятия. Если репрессивная политика государ-

ства проводится в отношении граждан или политической оппозиции и ее цель - парализовать волю к сопротивлению и утвердить свое господство, то это - террор. В отличие от него, терроризм присущ аппозиционным политическим, религиозным и другим группировкам, имеющим свои цели, задачи и интересы. Террор выражается в репрессивной политике государства, которое опирается на силовые структуры, а терроризм - это форма насилия, осуществляемая оппозиционными группировками, отстаивающими свои цели и интересы. Средствами террора являются репрессии, а терроризма - террористические акты, «Объединяют их насилие, устрашение, беззаконие, как способы достижения целей при различном смысловом и правовом содержании» [8, с. 57]. На внутригосударственном уровне терроризм - это форма деятельности оппозиционных сил, а на международном -различают два его вида:

- государственный, когда государство прямо или косвенно участвует в совершении актов терроризма на территории других стран;

- международный, как деятельность террористических организаций на территориях других государств.

По времени действия террор - это длящееся явление, характеризующееся усилением и ослаблением режима угрозы непосредственного применения физического или психического насилия, направленного на определенные группы людей. Он может быть и формой воздействия на лиц, которые еще не стали его жертвами. Противодействие террору нуждается в исследованиях его причин, сущности, механизмов воздействия, нахождениях способов распознавания и так далее, чтобы вовремя предупредить, несмотря на то, что, по историческим меркам, он - явление редкое. Главная его опасность заключается в том, что он затрагивает интересы больших групп людей и способен привести к ответным действиям террористической направленности. Поэтому проблемы борьбы с террором и терроризмом являются наиболее сложными и актуальными, особенно, из-за тех последствий, которые они порождают.

Насилие всегда присутствовало в человеческой истории, поскольку оно заложено в природе человека и существует как на уровне биологического, так и общественного развития. Исторические хроники свидетельствуют, что за время существования цивилизованно-

го мира наберется не много мирных лет, большинство из них прошли в войнах и вооруженных конфликтах. Среди форм насилия терроризм занимают особое место. Даже Библия, одна из самых почитаемых книг, содержит ссылки на действия, подпадающие под современное юридическое понятие терроризм. Считается, что этот термин был введен Аристотелем и происходил он от древнегреческого слова terror, то есть ужас, который переживали зрители во время театральных представлений. В настоящее время терроризм трансформировался в ужас от неожиданной угрозы стабильности общественных отношений в целом [9]. В ответ на его угрозы общество, при помощи внегосударствен-ных механизмов, таких, как обычаи, традиции, правовая культура, правосознание и так далее, стремилось устанавливать определенный уровень безопасности как для своих членов, так и самого себя. Исторически цели террористов не изменились до настоящего времени, трансформировались его типы и разновидности.

Если в XX веке деятельность террористов была еще направленной на тех, кого они считали виновными в своих проблемах, то в настоящее время он стал создавать чувство постоянного страха и незащищенности у населения. Причинами возникновения террористических организаций и групп являются социальные, политические, экономические условия, порождающие протест существующей системе. К ним относится социальное и имущественное неравенство, культурные и религиозные разногласия, недоступность образования и работы, но главным фактором, способным перевести из группы недовольных в группу занимающихся террористической деятельностью, является игнорирование или нарушение прав человека и гражданина.

Современный терроризм превратился в глобальный фактор деструктивного воздействия на общественные отношения во всем мире, приобрел характер, дестабилизирующий политическую и правовую реальности. Эффективность антитеррористической стратегии во многом определяется принципами уголовной политики, отраженными в законодательстве. Если оно имеет пробелы, позволяющие уходить от ответственности лицам, совершившим преступления, обес-печивающимим поддержку, то принцип за-

конности должен стать одним из фундаментальных в российской уголовно-правовой политике и законодательстве, содержаться во всех нормативных правовых актах, закрепляющих основы национальной безопасности, права и свободы человека и гражданина

Федеральный закон «О противодействии терроризму» [10] от 6.03.2006 № 35-Ф3 в ст. 2 определил принципы, которыми необходимо руководствоваться при разработке антитеррористических мер и общей системы борьбы с ним. В процессе формирования мер противодействия терроризму необходимо учитывать следующие обстоятельства:

- рост количества террористических актов и пострадавших от них лиц;

- расширение его географии и интернациональный характер террористических организаций;

- использование им межнациональных и этноконфессиональных конфликтов;

- влияние политических и экономических условий на распространение идеологии терроризма;

- создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой;

- усиление взаимосвязи терроризма с организованной преступностью;

- дестабилизацию международных отношений в результате проведения актов международного терроризма и так далее.

Борьба с терроризмом - это не только обязанность силовых или правоохранительных структур государства, она является задачей всех органов публичной власти. Поэтому уголовная политика должна основываться на комплексе общегосударственных и специальных мер противодействия терроризму, чтобы получить необходимые результаты, исключив силовые способы разрешения возникающих конфликтов. Борьба с терроризмом, основанная лишь на использовании силовых методов, не способна быть эффективной без формирования правосознания и правовой культуры населения, разъяснения ему сущности и причин, породивших его.

Уголовная политика государства, соответствующая потребностям и интересам общественного развития, разрабатывает правовые основы противодействия терроризму. В соответствии с изменениями и дополнениями от 2 ноября 2013 г., внесенными в Федерального закона № 35-ФЗ в ст. 5 рас-

ширяются полномочия Президента РФ, получившего право использовать Вооруженные Силы РФ в целях борьбы с терроризмом за пределами территории государства. В пунктах «м» и «о» ст. 71 Конституции РФ указывается, что вопросы обороны и безопасности, уголовное, уголовно-процессуальное, а также уголовно-исполнительное законодательства находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Эти ключевые нормы составляют основу уголовной политики и соответствующей ей системы противодействия терроризму, несущему опасность суверенитету и территориальной целостности государства.

Система нормативных правовых актов, регулирующих противодействие терроризму, включает:

- Конституцию РФ, международные акты - конвенции, декларации, рекомендации, договоры;

- внутригосударственные федеральные законы;

- внутригосударственные подзаконные акты - нормативные правовые акты Прези-

Литература

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7.

2. Небратенко Г. Г. Терроризм и экстремистские организации в Российской империи во второй половине XIX в. // Актуальные проблемы борьбы с терроризмом в южном регионе России. Ростов н/Д, 2000.

3. Терроризм в современном мире: Опыт междисциплинарного анализа (по материалам «Круглого стола») // Вопросы философии. 2005. № 6.

4. Дементьев И. В. Феномен политического терроризма: концептуальный аспект // Социологические исследования. 1991. № 11.

5. Воронин И. В. Исследование эволюции понятий «террор» и «терроризм» в истории отечественной социологии // Известия Саратовского университета. 2015.

6. Алексеев О. Н. Особенности и перспективы борьбы с международным терроризмом // Армия и общество. 2012.

7. Полищук Н. И. Тенденции современной уголовно-правовой политики государства //

дента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и так далее.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что объектом уголовной политики является длительное поддержание жизнестойкости российского государства, его граждан и укладов жизни, сформировавшихся в нем исторически. Основным ее методом в сфере борьбы с терроризмом должен быть научный анализ планирования и управления этим процессом с одной стороны, а с другой -постоянный контроль причин, лежащих в его основе. В настоящее время система логически связанных правовых норм, призванных обеспечить противодействие преступности и терроризму, содержится в различных нормативных правовых актах. Поэтому эффективность уголовной политики государства в сфере борьбы с терроризмом во многом зависит от ее соответствия идеологическим и научным основам, определяющим предметное единство нормативного материала.

Bibliography

1. Constitution of the Russian Federation (as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of 30.12.2008 № 6-FL, from 30.12.2008 № 7-FL; from 05.02.2014 № 2-FL) // Russian newspaper. 2009. № 7.

2. Abramenko G. G. Terrorism and extremist organizations in the Russian Empire in second half XIX century // Actual problems of fight against terrorism in the southern region of Russia. Rostov on/D, 2000.

3. Terrorism in the modern world: the experience of interdisciplinary analysis (based on the materials of the «Round table») // Questions of philosophy. 2005. № 6.

4. Dement'ev I. V. the Phenomenon of political terrorism: the conceptual aspect // Sociological researches. 1991. № 11.

5. Voronin I. V. Study of the evolution of the concepts of «terror» and «terrorism» in the history of Russian sociology // News of Saratov University. 2015.

6. Alekseev O. N. Features and prospects of the fight against international terrorism // Army and society. 2012.

7. Polishchuk N. I. Trends of modern criminal law policy of the state. Bulletin of Kostroma state University. 2015.

Вестник Костромского государственного университета. 2015.

8. Мусаелян Н. Ф. Понятие «терроризм» и его соотношение с понятиями «террор» и «террористический акт» // Журнал российского права. 2009. № 1.

9. Соркин Г. С., Якимков В. В. Эволюция взглядов на терроризм как негативное явление современности / Борьба с преступностью: теория и практика. Материалы II Международной научно-практической конференции. Могилев, 2014.

10. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Musaelyan N. The Concept of «terrorism» and its relationship with the concepts of «terror» and «terrorist act» // Russian law Journal. 2009. № 1.

9. Sorkin G. S., Akimov V. V. The Evolution of views on terrorism as a negative phenomenon of our time / Fight crime: theory and practice. Materials of the II International scientific-practical conference. Mogilev, 2014.

10. The Federal law from March, 6th, 2006 № 35-FL «About counteraction to terrorism» // URL: http://consultant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.