Научная статья на тему 'Уголовная ответственность за преступления в отношении предметов, имеющих особую ценность, по законодательству стран романо-германской системы права и СНГ'

Уголовная ответственность за преступления в отношении предметов, имеющих особую ценность, по законодательству стран романо-германской системы права и СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовно-правовая охрана / предметы / имеющие особую ценность / custody stipulated by criminal law / objects of exceptional value

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маточкина Мария Сергеевна

Рассматриваются актуальные аспекты уголовной ответственности за посягательства на предметы, имеющие особую ценность, по законодательству стран романо-германской системы права и СНГ, и предлагается воспринять положительный опыт этих государств в части криминализации ряда деяний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers up-to-date issues of criminal liability for infringement on objects of exceptional value and suggests acquiring successful experience of these countries relating to criminalization of some actions.

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность за преступления в отношении предметов, имеющих особую ценность, по законодательству стран романо-германской системы права и СНГ»

Трибуна молодого ученого

УДК 341 © М. С. Маточкина, 2011

Уголовная ответственность за преступления в отношении предметов, имеющих особую ценность, по законодательству стран романо-германской системы права и СНГ

М. С. Маточкина *

Рассматриваются актуальные аспекты уголовной ответственности за посягательства на предметы, имеющие особую ценность, по законодательству стран романо-германской системы права и СНГ, и предлагается воспринять положительный опыт этих государств в части криминализации ряда деяний.

Ключевые слова: уголовно-правовая охрана; предметы, имеющие особую ценность.

Преступные посягательства на предметы, имеющие особую ценность, являются одной из проблем, стоящих сегодня не только перед нашей страной, но и перед мировым сообществом в целом. Ежегодно национальная культура терпит невосполнимые потери от преступлений указанного вида. Согласно данным Интерпола, лидирующее место в мире по числу таких преступных посягательств занимают Италия, Чехия и Россия *.

Уголовное законодательство Российской Федерации содержит ряд норм, предусматривающих ответственность за посягательства на предметы, имеющие особую ценность, среди них: ст. 164, ч. 2 ст. 188, ст. ст. 190, 243 УК РФ. Изучение правоприменительной практики зарубежных стран позволит сформировать более полное представление об исследуемой проблеме и поможет определить правовые подходы к решению вопроса, связанного с регламентацией ответственности за рассматриваемые преступления. Положительный опыт иностранных государств может быть использован для оптимизации и дальнейшего совершенствования системы отечественного уголовного законодательства.

Анализ уголовного законодательства зарубежных стран в рамках романо-германской системы права показал, что наряду с кодифицированным законодательством вопросы защиты предметов, имею-

щих особую ценность, отражены в Конституциях ряда государств 2, а также специальных законах 3.

Существует несколько подходов к уголовно-правовой охране предметов, имеющих особую ценность. Иногда в кодексах содержатся отдельные главы, направленные на охрану данных предметов. Так, УК Испании в разделе XVI закрепил самостоятельную главу под названием «О преступлениях, касающихся исторического наследия», включающую в себя ряд норм, не имеющих аналогов на законодательном уровне других стран. Согласно ст. 322 ответственности подлежат должностные лица (государственные служащие), заведомо знавшие о незаконности выдаваемого положительного заключения на проект сноса или ухудшения здания, находящегося под особой защитой государства. Голосование, направленное на принятие заведомо незаконного решения в отношении предмета, имеющего особую ценность, наказывается лишением свободы сроком от шести месяцев до двух лет или штрафом в размере от двенадцати до двадцати четырех месячных заработных плат, а также лишением права занимать соответствующую должность или государственный пост от семи до десяти лет 4.

Преступлением признается умышленное причинение ущерба архиву, реестру, музею, библиотеке, учебному заведению, научному кабинету, а также археологическим раскопкам или имуществу, имеюще-

В нашем журнале опубликовала статью «Ювенальные суды в современной России: концепция и практика» (2008. № 4).

*

му художественную, историческую, мемориальную, научную или культурную ценность. Санкция данной статьи предусматривает штраф и лишение свободы сроком от одного года до трех лет (ст. 323 Кодекса). Те же деяния, совершенные по грубой неосторожности, наказываются штрафом, размер которого определяется с учетом важности предмета посягательства, но варьируется от девяти до восемнадцати месячных заработных плат (ст. 324 Кодекса) 5 . Уголовной ответственности подлежат устроители, конструкторы и технические директора, осуществляющие незаконное строительство на землях и местах, признанных на законодательном уровне или в административном порядке пейзажной, экологической, художественной, исторической или культурной ценностью (ст. 319 УК Испании) 6 . Ответственность за уничтожение (снос) или значительное разрушение зданий, обладающих исторической, художественной, культурной или выдающейся ценностью, предусмотрена ст. 321 Кодекса. Подобная норма имеется в законодательстве и других стран 7.

Помимо названных норм, в УК Испании посягательства на предметы художественного, исторического, культурного или научного достояния выступают в качестве квалифицирующих признаков в преступлениях против собственности и социальноэкономического порядка (ст. ст. 236, 250 УК Испании). Так, в качестве самостоятельного преступления закреплено мошенничество, предметом которого являются вещи, признанные художественным, историческим, культурным или научным достоянием (ч. 5 ст. 250 УК Испании). Согласно ст. 253 Кодекса наказуемым считается присвоение в целях наживы потерянной вещи или вещи, собственник которой неизвестен, в случае, если их стоимость составляет более пятидесяти тысяч песет. Санкция статьи предусматривает штраф в размере от трех до шести заработных плат. Если присвоенный предмет обладает художественной, исторической, культурной или научной ценностью — наказание ужесточается и представляет собой лишение свободы на срок от шести месяцев до двух лет. Специальная норма, сходная со ст. 164 УК РФ, в УК Испании отсутствует.

В уголовном законе закрепляются также отдельные статьи, чаще всего, предусматривающие ответственность за уничтожение или повреждение предметов, имеющих особую ценность. Так, ст. 526 УК Бельгии регламентирует ответственность за разрушение или порчу могил, памятных знаков, надгробных камней, памятников, статуй и иных объектов, предназначенных для общественной пользы, а также памятников, статуй, картин или других предметов искусства, помещенных в церквах, храмах и других публичных зданиях. Наказание за совершение подобного рода деяния составляет не более одного года лишения свобо-

ды 8; в отделе 1 «Об уничтожении, повреждении и порче, не представляющих опасность для людей» главы 2 «Об уничтожении, повреждении и порче» УК Франции содержится ст. 322-2, определяющая наказание в виде лишения свободы на 3 года и штрафа в размере 300 тыс. франков за уничтожение, повреждение или порчу имущества, являющегося «предметом недвижимости или движимой вещью, зарегистрированной или состоящей на учете, археологической находкой, найденной при раскопках или случайно, грунтом, включающим археологические останки, или каким-либо иным предметом, обычно охраняемым или хранящимся в музеях, библиотеках или архивах и принадлежащим публично-правовому юридическому лицу, осуществляющему функции, связанные с публичной службой, или действующему в общественных интересах» 9. Аналогичные нормы закреплены на законодательном уровне и в других государствах 10.

Регулирование вопросов ответственности осуществляется на общих основаниях, т. е. в случае совершения посягательств на культурные ценности деяние будет квалифицироваться по общему правилу, без учета особых свойств предметов (УК Нидерландов, УК Голландии, УК Швейцарии и т. д.).

Что касается уголовного законодательства стран ближнего зарубежья, в частности стран СНГ, то оно неоднородно. Специальные главы, направленные на охрану от преступных посягательств предметов, имеющих особую ценность, отсутствуют. Отмечается наличие особых составов преступлений, предметом которых являются предметы, имеющие особую ценность. Например, в ряде стран на законодательном уровне не определены специальные нормы, предусматривающие ответственность за контрабанду культурных ценностей 1 1. В кодексах некоторых государств не установлены нормы, закрепляющие ответственность за невозвращение на территорию страны культурных ценностей 12. Ответственность за уничтожение или повреждение предметов, имеющих особую ценность, не находит своего отражения, например, в УК Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана и т. д. В ряде случаев на законодательном уровне не содержатся и специальные нормы, предусматривающие ответственность за хищение предметов, имеющих особую ценность 13.

В 1996 г. для Содружества Независимых Государств был разработан и принят законодательный акт рекомендательного характера — Модельный уголовный кодекс 14. Документ, не закрепляя конкретных санкций статей, определял только категории преступлений и содержал несколько норм, регулирующих вопрос охраны культурных ценностей от преступных посягательств. К их числу относилась, например, ст. 238 Модельного УК, предусматривающая ответственность за уничтожение или повреж-

дение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность. Данные преступления отнесены к категории деяний средней тяжести. Аналогичные деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников, признавались тяжкими 15. Ответственность за хищение предметов, имеющих особую ценность, предусматривалась ст. 248 главы 28 «Преступления против собственности» Модельного УК. Ее простой и квалифицированный состав был отнесен к категории тяжких, особо квалифицированный — к особо тяжким преступлениям.

В главе 28 п. «б» ч. 3 ст. 252 Модельного УК, признающий особо тяжким преступлением умышленное уничтожение предметов, имеющих особую историческую, научную или культурную ценность. В отдельную статью рассматриваемый состав выделен не был.

Таким образом, преступления, предусматривающие ответственность за посягательства на предметы, имеющие особую ценность, располагаются в двух главах: главе 27 «Преступления против общественного порядка и нравственности» (ст. 238 Модельного УК) и главе 28 «Преступления против собственности» (ст. ст. 248, 252 Модельного УК).

В отличие от уголовного законодательства нашей страны, Модельный УК предполагал в качестве квалифицированного состава разбой и вымогательство в целях завладения предметами, имеющими особую ценность. Тяжким преступлением Модельным УК признается простой и квалифицированный состав, особо тяжким — особо квалифицированный состав преступления. Посягательство, связанное с умышленным уничтожением предметов, имеющих особую историческую, научную или культурную ценность, было признано особо тяжким преступлением, но в отдельную статью выделено не было и закреплено в п. «б» ч. 3 ст. 252 Модельного УК. Не предусмотрена в нем и контрабанда культурных ценностей.

Особый интерес для изучения способов уголовно-правовой охраны предметов, имеющих особую ценность, на наш взгляд, представляет уголовное законодательство Республики Беларусь. Правотворческие органы учли современные тенденции в области охраны предметов, имеющих особую ценность, и криминализировали деяния, которые большинством государств преступными не признаются.

Так, Уголовный кодекс Республики Беларусь (УК РБ) содержит комплекс мер, направленных на защиту предметов, имеющих особую ценность, от преступных посягательств 16. Все они располагаются в различных главах уголовного закона: 1) законы и обычаи ведения войны (превращение в объект нападения, уничтожение либо хищение культур-

ных ценностей, находящихся под защитой во время вооруженного конфликта — пп. 8, 81 ст. 136 УК РБ); 2) общественный порядок и общественная нравственность (уничтожение, повреждение и надругательство над историко-культурными ценностями — ст. ст. 344-346 УК РБ); 3) порядок осуществления экономической деятельности (контрабанда культурных ценностей и невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей — ст. ст. 228, 230 УК РБ); 4) отношения собственности (различные формы хищения имущества — глава 24 УК РБ). Согласно ст. 230 наказуемым является умышленное невозвращение в установленный срок на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Республики Беларусь 17. Санкция составляет до семи лет лишения свободы с конфискацией имущества. Статья 344 УК РБ «Умышленное разрушение, уничтожение или повреждение памятников истории и культуры» предусматривает наказание в виде общественных работ, штрафа, ареста сроком до полугода, ограничения свободы на срок до трех лет или лишение свободы на этот же срок. Квалифицированный вид преступления ужесточает санкцию ограничения свободы на срок от двух до двенадцати лет. Отягчающими обстоятельствами выступают повторность, совершение этого преступления группой лиц либо по отношению к особо ценным уникальным памятникам, предметам или документам истории и культуры, либо причинение ущерба в особо крупном размере. Статья 345 УК РБ устанавливает ответственность за разрушение, уничтожение или повреждение историко-культурных ценностей по неосторожности, причем для квалификации деяния будет иметь значение не только факт совершения действий, но и последствия, выразившиеся в виде причинения ущерба историкокультурным ценностям в крупном размере. Квалифицированный вид данного преступления требует совершения тех же деяний в отношении особо ценных, уникальных историко-культурных ценностей. Наказание представляет собой ограничение свободы до одного года и лишение свободы на срок не более трех лет соответственно 18.

Норма, предусмотренная ст. 346 УК Беларуси, не имеет аналогов в уголовном законодательстве других стран СНГ и криминализирует надругательство над историко-культурными ценностями при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 344 Кодекса 19. Наказывается подобное деяние общественными работами, штрафом или арестом на срок до по-лугода. Применительно к России подобные действия квалифицировались бы как вандализм (ст. 214 УК РФ). Помимо всего прочего, в качестве квалифицирован-

ного состава рассматриваемой статьи УК Республики Беларусь выступает надругательство над памятниками защитникам Отечества с наказанием за данное преступление до трех лет лишения свободы.

Таким образом, в уголовном законе Республики Беларусь нормы, закрепляющие ответственность за посягательства на культурные ценности, в большинстве своем сосредоточены в главе 30 «Преступления против общественного порядка и общественной нравственности». Ответственность за разрушение или причинение ущерба культурным ценностям закреплена в двух самостоятельных нормах, в зависимости от вида умысла: ст. ст. 344, 345 УК РБ. Новацией является ст. 346 УК РБ, предусматривающая ответственность за надругательство над памятниками истории и культуры. Специальная норма, регламентирующая наказание за хищение культурных ценностей в УК РБ отсутствует.

Таким образом, анализ уголовного законодательства зарубежных стран в рамках романогерманской системы права и стран ближнего зарубежья, в частности СНГ, показал наличие нескольких подходов к уголовно-правовой охране предметов, имеющих особую ценность. Наибольший интерес в этой области представляет опыт Испании и Республики Беларусь. Отечественному законодательству целесообразно было бы воспринять положительный опыт этих государств в области защиты предметов, имеющих особую ценность, от преступных посягательств, в части установления уголовной ответственности для должностных лиц или государственных служащих, использующих свое положение для совершения преступлений, в отношении предметов, имеющих особую ценность, а также введения специальной нормы, предусматривающей наказание за причинение предметам, имеющим особую ценность, ущерба по неосторожности.

1 иКЬ: http://wobla.ru/news/1021857.aspx.10.01.2006 (дата обращения: 10.08.2010).

2 Положения об охране исторического и художественного наследия, поощрение развития культуры, научных и технических исследований закреплены в Конституциях Италии, Испании, Португалии и т. д.

3 См., напр. : законы Испании, Италии «О вывозе памятников культуры», Закон ФРГ «О защите культурной собственности» и т. д.

4 Уголовный кодекс Испании. М., 1998. С. 104-105.

5 Там же. С. 105.

6 Там же. С. 103.

7 Ответственность за уничтожение или разрушение зданий, обладающих исторической, художественной, культурной или выдающейся ценностью, предусмотрена уголовным законодательством таких государств, как Болгария, Италия, Франция и т. д.

8 УК Бельгии. URL: http://www.sledcom.ru (дата обращения: 10.10.2009).

9 Уголовный кодекс Франции. СПб., 2002. С. 319-320.

10 См., напр. : § 194 УК Дании, § 304 УК ФРГ.

11 См., напр. : УК Армении, УК Беларуси, УК Казахстана, УК Кыргызстана, УК Туркмении.

12 Модельный УК, УК Казахстана, УК Туркмении, УК Украины.

13 В случае совершения посягательств на культурные ценности деяние будет квалифицироваться по общему правилу, без учета особых свойств предметов: УК Беларуси, УК Украины, УК Кыргызстана, УК Молдовы.

14 Модельный уголовный кодекс для государств-участ-ников СНГ, принятый 17.02.1997 г. // Приложение к Информационному Бюллетеню Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств. 1997. № 10.

15 Статья 238 Модельного уголовного кодекса называется «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры» и содержится в главе 27 «Преступления против общественного порядка и нравственности».

16 Уголовный кодекс Республики Беларусь. СПб., 2001. С. 382.

17 Аналогичные нормы нашли отражение в ст. 190 УК РФ, ст. 206 УК Кыргызстана.

18 Там же. С. 383.

19 Там же. С. 383-384.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.