Научная статья на тему 'Уголовная ответственность по законодательству Республики Казахстан за преступления против историко-культурного наследия'

Уголовная ответственность по законодательству Республики Казахстан за преступления против историко-культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
528
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / СНГ / ПРАВОВАЯ ОХРАНА / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мартыненко Игорь Эдуардович

В статье рассматриваются проблемы криминализации деяний, совершенных против объектов историко-культурного наследия Республики Казахстан. Автор на основе исследования научных и нормативных источников анализирует составы преступлений, установленные Уголовным кодексом, характеризует признаки составов этих преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность по законодательству Республики Казахстан за преступления против историко-культурного наследия»

Мартыненко Игорь Эдуардович,

заведующий кафедрой гражданского права и процесса Гродненского государственного университета им. Янки Купалы, кандидат юридических наук, доцент (г. Гродно, Республика Беларусь)

уголовная ответственность по законодательству республики казахстан за преступления против историко-культурного наследия

Закон «О национальной безопасности Республики Казахстан» в числе основных угроз национальной безопасности называет утрату культурного и духовного наследия народа Республики Казахстан (ст. 6) [4].

Современное состояние историко-культурного наследия Казахстана характеризуется предпринимаемым государством комплексом мер по сохранению и развитию многовековых традиций, открытием новых памятников истории и культуры, реставрацией мавзолеев, старинных мечетей, созданием новых историко-культурных музеев-заповедников, выявлением архивных документов, имеющих историческое значение в культурном наследии народов Казахстана.

Основные документы, определившие государственную политику в данной сфере, были разработаны и приняты на рубеже ХХ-ХХ1 вв. [7]. Так, в декабре 1996 г. был принят Закон «О культуре», 15 декабря 2006 г. - его новая редакция [5], 2 июня 1992 г. - Закон «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» [6], который действует в настоящее время с учетом определенных изменений.

В соответствии с указанными законодательными актами, лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан об охране объектов историко-культурного наследия, выраженном в действии или бездействии, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Рассмотрим вопросы уголовной ответственности за совершение преступлений против историко-культурного наследия Республики Казахстан. Отметим, что становление данного законодательства происходило в рамках трех исторических периодов: досоветского (до Октябрьской революции 1917 г.), советского

(1917-1991 гг.) и постсоветского (с 1991 г. по настоящее время) [2].

В XIX в. с присоединением Казахстана к России и в связи с дальнейшим строительством мечетей и церквей, в обычном праве казахов первым преступлением, предметом которого являлись культурные ценности, признавалось святотатство, то есть поругание, оскорбление чего-нибудь заветного, святого. За святотатство, разрытие могил и надругание над мертвыми телами, за повреждение могильных памятников и другие преступления против веры виновный подвергался телесному наказанию до 60 ударов нагайкой (плетью) либо приговаривался к заключению в яму сроком до 27 дней или к уплате аипа (штрафа) тогузами (девятью головами скота).

Одним из первых законодательных актов Российской Империи в области охраны культурных ценностей от противоправных посягательств является Соборное уложение 1649 г., в котором деяния, посягающие на культурные ценности, были выделены в специальную главу «Преступления против церкви». В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. было признано общественно опасным и преступным похищение церковных вещей и денег, как из самих церквей, так и из других помещений, принадлежащих им (часовен, ризниц и других).

Уголовное уложение 1903 г. не содержало самостоятельных статей, предметом которых были культурные ценности, а святотатство предусматривалось лишь в квалифицирующих признаках некоторых норм преступлений против собственности.

Советский период характеризуется тем, что в ст. 91-1 УК РСФСР 1922 г., помещенной в главу 2 «Преступления против порядка

управления», квалифицирующим признаком названа контрабанда в отношении культурных ценностей. В ст. 102 данного кодекса была закреплена ответственность за сокрытие коллекции и памятников старины и искусства, подлежащих обязательной регистрации, учету или передаче в государственные хранилища.

УК РСФСР 1926 г. в главе 8 «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и порядок» лишь в одной статье предусматривал ответственность за сокрытие коллекций и памятников старины и искусства, подлежащих регистрации, учету или передаче в государственные хранилища (ст. 188 УК).

В ст. 216-1 УК Казахской ССР 1959 г. устанавливалась ответственность за уничтожение, разрушение или порчу памятников истории и культуры, или природных объектов. Данную статью, состоящую из четырех частей, законодатель поместил в главу 9 «Преступления против общественной безопасности и народного здравия» [3].

В настоящее время уголовная ответственность установлена за совершение следующих преступлений, предметом посягательств в которых выступают памятники истории и культуры, другие культурные ценности.

1. Так, уголовно наказуемо умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившие значительный ущерб (ч. 1 ст. 187 Уголовного кодекса Республики Казахстан).

Совершение тех же деяний, повлекшее уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, влечет уголовную ответственность по ч. 2 ст. 187 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Объект преступления, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 187 УК Республики Казахстан являются общественные отношения в сфере нравственности.

Предмет преступления: памятники истории, культуры; предметы или документы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.

Напомним, что памятниками истории и культуры являются отдельные постройки, здания, сооружения и ансамбли, историко-культурные ландшафты и другие достопримечательные места, созданные человеком или являющиеся совместным творением человека и природы,

связанные с историческим прошлым народа, развитием общества и государства, включенные в Государственный список памятников истории и культуры (п. 6 ст. 3 Закона «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия»).

Понятие предметов и документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, раскрывается ст. 1 Закона «О культуре», в которой приводится перечень культурных ценностей. Исходя из того, что предметы, имеющим особую историческую, научную, художественную или культурную ценность являются культурными ценностями, к таковым, в частности, относятся движимые:

- археологические находки;

- редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы, представляющие интерес для палеонтологии;

- ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и общества, историю национальной культуры, а также связанные с жизнью национальных деятелей науки, культуры, литературы и искусства, мыслителей, ученых, писателей, поэтов и артистов, а также крупными национальными событиями;

- редкие рукописи, старинные книги, документы и издания, отдельно или в коллекциях;

- почтовые марки, налоговые и аналогичные марки отдельно или в коллекциях, выпущенные пятьдесят или более лет назад;

- монеты, за исключением монет национальной валюты Республики Казахстан, независимо от сплава или металла их изготовления, а также монет иных государств, изготовленных не более ста лет тому назад, медали, печати и другие коллекционные материалы;

- старинные и уникальные музыкальные инструменты;

- архивы, архивные фонды и коллекции, включая фоно-, фото-, видео-, киноархивы, а также научно-техническая документация;

- произведения искусства, имеющие историко-культурную значимость;

- этнографические, антропологические, этнологические и палеонтологические материалы;

- старинные предметы более чем столетней давности, имеющие особую историческую и культурную ценность;

- объекты, связанные с историческими событиями в жизни народа Республики

Казахстан, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также жизнью выдающихся деятелей науки, государства, культуры, в том числе музейные предметы и музейные коллекции;

- художественные ценности в виде полотен, картин и рисунков ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий);

- оригинальные произведения скульптурного искусства из любых материалов;

- оригинальные гравюры, эстампы и литографии;

- составные части художественных и исторических памятников и археологических мест.

- художественные ценности, под которыми понимаются произведения культуры, литературы и искусства, созданные в результате творческой деятельности.

Их особая историческая, научная или культурная ценность похищенных предметов или документов определяется на основании экспертного заключения с учетом не только их стоимости в денежном выражении, но и значимости для истории, науки, культуры.

Под документом, имеющим особую ценность, следует понимать материальный носитель информации, зафиксированный различным способом, целенаправленно образованный человеком в целях передачи этой информации во времени и пространстве, а также имеющий особую культурную ценность для его пользователя.

Объективная сторона определена в законе как уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, а также предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.

Уничтожение означает такое внешнее воздействие на материальные предметы (памятников истории, культуры), в результате которого они прекращают свое физическое существование либо приводятся в полную непригодность для использования по целевому назначению. Уничтожение может заключаться в полном истреблении имущества (памятников истории, культуры) посредством, например, их сожжения, растворения в кислоте, разрушения и т.п. либо означать превращение в такое состояние, когда оно полностью утрачивает свою качественную определенность и полезные свойства. Особенность уничтожения состоит в

том, что имущество не может быть восстановлено путем ремонта или реставрации и полностью выводится из хозяйственного оборота.

Под повреждением понимается такое изменение свойств имущества (памятников истории, культуры, а также предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность), при котором существенно ухудшается его состояние, утрачивается значительная часть полезных свойств и оно становится частично или полностью непригодным для хозяйственного или иного целевого использования. В отличие от уничтожения, означающего невосстановимую утрату имущества, повреждение означает лишь качественное ухудшение предмета, которое может быть устранено путем реставрации, ремонта и т.п.

Между противоправным деянием виновного или наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь.

Преступление считается оконченным в момент наступления последствий в виде уничтожения или повреждения памятников истории, культуры, а также предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умыслом, который может быть как прямым, так и косвенным. Виновный сознает, что противоправно уничтожает или повреждает памятники истории, культуры, а также предметы или документов, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, предвидит неизбежность либо реальную возможность их уничтожения или повреждения и при этом желает или сознательно допускает наступление этого последствия либо относится безразлично к его наступлению.

Цель преступления (при прямом умысле) и мотив данного преступления лишены корыстного содержания и могут быть любыми (хулиганские, месть, и пр.), за исключением тех, которые превращают деяние в преступление иного рода (например, в диверсию).

Субъектом этого преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.

2. Уголовная ответственность определена за экономическую контрабанду, т.е. перемещение в крупном размере через таможенную границу товаров, ценностей или других предметов, запрещенных или ограниченных к перемещению

через таможенную границу, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу (ст. 209 Уголовного кодекса Республики Казахстан).

К числу вещей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения, относятся культурные ценности.

Незаконное перемещение культурных ценностей может совершаться как путем ввоза их на таможенную территорию, так и вывоза с этой территории. Под ввозом и вывозом следует понимать перемещение предметов контрабанды любым способом (провоз или пересылка при помощи любого вида транспорта, в том числе по воздуху, пересылка по почте, перенос в руках, в карманах одежды, в виде ручной клади и др.).

Незаконное перемещение осуществляется как в пунктах пропуска и местах, определенных законодательством для пересечения границы (под видом легального перемещения), так и вне этих мест (нелегальным путем).

Преступление считается оконченным:

- при ввозе и вывозе, осуществляемом нелегально, - с момента непосредственного пересечения границы;

- при ввозе, осуществляемом под видом легального перемещения, - с момента завершения таможенного оформления, а в отношении предметов, для которых определены специальные правила, - с момента окончания процедуры пограничного контроля;

- при вывозе, осуществляемом под видом легального перемещения, - с момента завершения таможенного оформления.

С объективной стороны контрабанда характеризуется:

- сокрытием от таможенного контроля товаров или иных ценностей и предметов;

- их перемещением помимо таможенного контроля;

- их недекларированием или недостоверным декларированием;

- обманным использованием таможенных и других документов или средств таможенной идентификации.

Для признания таких действий преступными наступление каких-либо вредных последствий не требуется.

Сокрытие от таможенного контроля заключается в утаивании культурных ценностей, использовании при их перевозке тайников либо других способов, затрудняющих их обнаружение, или в придании одним предметам вида других.

Перемещение предметов контрабанды

помимо таможенного контроля заключается в их пересылке и провозе вне таможенных постов, пунктов пропуска и мест, определенных законодательством и таможенными органами Республики Казахстан для проведения таможенного оформления, или вне установленного для его производства времени.

Обманное использование таможенных и иных документов или средств таможенной идентификации предполагает предъявление таможенным органам, лицам, осуществляющим пограничный контроль, недействительных, полученных незаконным путем, поддельных, а также содержащих ложные сведения документов, использование поддельных печатей, пломб, штампов и других средств таможенной идентификации либо предъявление подлинного средства идентификации, относящегося к другим объектам.

Недекларирование или недостоверное декларирование - невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязанности представить таможенную декларацию в соответствии с правилами, определенными законодательством в отношении запрещенных или ограниченных к перемещению либо изъятых из обращения товаров или иных ценностей и предметов.

Квалифицированный состав контрабанды -совершение того же деяния:

- неоднократно;

- с использованием своего служебного положения;

- с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль;

- в особо крупном размере. Деяния, предусмотренные ст. 209 Уголовного кодекса, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает одну тысячу месячных расчетных показателей, и в особо крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает пять тысяч месячных расчетных показателей;

- лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения;

- организованной группой.

Субъективная сторона - умысел, субъект

преступления - общий.

3. Уголовная ответственность установлена за хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 180 Уголовного кодекса РК).

Общественная опасность хищения предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, заключается в том, уроне, который наносится культуре и экономике страны.

Объектом хищения предметов, имеющих особую ценность, являются отношения собственности. Дополнительным объектом — интересы государства в сфере обеспечения сохранности культурного наследия страны.

Предмет преступления, предусмотренный ст. 180 УК РК, должен обладать следующими признаками: а) уникальностью; б) стариной; в) общественной и государственной значимостью; г) потребительской стоимостью; д) культурной ценностью.

По мнению Гайдашова А. В., анализирующего аналогичныйсоставпреступленияпороссийскому законодательству, к основным специфическим признакам, характеризующим предметы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, можно отнести: а) уникальность (единственный и неповторимый в своем роде предмет, исключительный по своим художественным и другим качествам, обладающий большой редкостью (изготовлен ручным способом, в индивидуальном порядке); б) старину (то есть предметы были изготовлены в прошедшую эпоху); в) повышенную потребительскую стоимость; г) историческую, художественную, научную, культурную, музейную или иную ценность; д) статус памятника истории и культуры, охраняемого государством; е) общественную, государственную значимость [1; с. 123]. '

Для квалификации содеянного по ч. 1 ст. 180 УК Республики Казахстан не имеет значения способ хищения. Соответственно, и формой хищения этих предметов или документов, может быть кража, грабеж, разбой, мошенничество и т.д.

Признаки объективной стороны данного состава совпадают с признаками общего понятия хищения с учетом специфики способа преступления.

Момент окончания хищения предметов, имеющих особую ценность, определяется способом завладения имуществом и совпадает с моментом окончания кражи, грабежа и т.д. Поскольку в основном эти составы являются материальными, хищение особо ценных предметов признается оконченным в момент завладения имуществом, то есть когда имущество

изъято и обращено в пользу виновного или других лиц. Последнее не означает фактического использования и распоряжения имуществом, достаточно создания реальной возможности пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению. Специфику представляет хищение особо ценных предметов, совершенное путем разбоя. Она обусловлена особенностями данной формы хищения. Хищение особо ценных предметов, совершенное путем разбоя, следует признавать оконченным с момента нападения.

С субъективной стороны рассматриваемый состав преступления характеризуется прямым умыслом, корыстными мотивом и целью. Преступник ставит перед собой цель завладеть предметом или документом, имеющим особую историческую, научную, художественную или культурную ценность. Сознанием виновного должен охватываться тот факт, что похищаемый им предмет (группа предметов) имеет особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.

Квалифицированный состав преступления составляет в соответствии с ч. 2 ст. 180 УК Республики Казахстан совершение тех же действий:

1) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

2) неоднократно;

3) повлекшее уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов.

Хищение предметов, имеющих особую ценность, будет признано совершенным по предварительному сговору группой лиц при наличии следующих признаков: множественность исполнителей; участие каждого из них в выполнении действий, охватываемых признаками объективной стороны хищения; выполнение преступления совместно; умысел каждого направлен на совместное совершение хищения особо ценных предметов и предварительный сговор между соучастниками.

Под предварительным сговором следует понимать соглашение до начала выполнения действий, предусмотренных статьей Особенной части УК, хотя бы одним из членов группы.

Организованной группой признается устойчивое преступное объединение двух и более соучастников, имеющих единое намерение на совместное совершение одного или нескольких хищений, в том числе и культурных ценностей. Организованную группу отличает распределение обязанностей (ролей) в планировании, подготовке, совершении и

сокрытии каждого преступления. Устойчивость организованной группы означает длительную и стойкую преступную связь между участниками, наличие внутри группы сложившейся или заранее определенной жесткой структуры управления и подчиненности.

Пределы ответственности организатора и рядового члена организованной преступной группы не совпадают. Организатор несет ответственность за все преступления, совершенные организованной преступной группой, в том числе и тех, в исполнении которых не участвовал, но руководил действиями других членов группы. Рядовой член группы отвечает только за те преступления, в которых участвовал непосредственно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неоднократностью преступлений в соответствии с ч.1 ст. 11 УК Республики Казахстан признается совершение двух или более деяний, предусмотренных одной и той же статьей или частью статьи Особенной части. Преступление не признается совершенным неоднократно, если за ранее совершенное преступление лицо было осуждено, либо освобождено от уголовной ответственности по основаниям, установленным законом.

Порча особо ценных предметов предполагает такое физическое воздействие на них, при котором они качественно ухудшаются, но особая ценность предмета сохраняется. При порче культурной ценности возможен возврат первозданной формы реставрационным путем.

Уничтожение означает такое внешнее воздействие на особо ценные предметы и документы, в результате которого они прекращают свое физическое существование либо приводятся в полную непригодность для использования по целевому назначению.

Разрушение означает приведение особо

ценных предметов в такое состояние, при котором они полностью или частично не отвечают своему назначению. Однако они могут быть восстановлены путем реставрации.

Подведем итоги.

Как показывает анализ судебно-следственной практики, по делам данной категории в странах СНГ чаще всего совершаются: хищения культурных ценностей, надругательство над памятниками истории и культуры (объектами историко-культурного наследия), контрабанда культурных ценностей, уничтожение памятников археологии во время земляных и строительных работ, снос памятника под видом его реставрации.

В целях предотвращения преступлений против историко-культурного наследия целесообразно криминализировать ведение полевых археологических работ, включая поднятие со дна водного объекта археологических предметов, без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), повлекшее повреждение или уничтожение культурного слоя. Это может быть новая статья в Уголовном кодексе.

Назрела необходимость установления уголовной ответственности за уклонение исполнителя осуществляемых на профессиональной основе полевых археологических и иных работ от обязательной передачи в государственную собственность обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность.

Тем самым сформируется правовой механизм защиты историко-культурного наследия от преступных посягательств.

Список литературы

1. Гайдашов A.B. Уголовная ответственность за хищение предметов, имеющих особую историческую, научную или культурную ценность: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. - М., 1997. -202 с.

2. Мукашев А.К. История развития законодательства об уголовной ответственности за хищение предметов или документов, имеющих особую ценность // Актуальные проблемы науки в исследованиях молодых ученых: Мат-лы международ. науч.-практ. конф. молодых ученых. - Астана, 2006. - С. 76-78.

3. Мукашев А.К. Проблемы уголовной ответственности за хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность: По материалам Республики Казахстан: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. - М., 2006. - С. 13-15.

4. О национальной безопасности Республики Казахстан: Закон Республики Казахстан, 6 января 2012 г., №527- IV // Казахстанская правда. - 2012. - №19-20. - 17 января.

5. О культуре: Закон Республики Казахстан, 15 декабря 2006 г. // Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 2006. - № 24. - Ст. 147; Казахстанская правда. - 2006. - №271. - 26 декабря.

6. Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия: Закон Республики Казахстан, 2 июня 1992 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. - 1992. - № 15. -Ст. 364; Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 2004. - № 23. - Ст. 142; 2007. - № 2. - Ст. 18; № 17. - Ст. 139; 2009. - № 18. - Ст. 84; 2010. - № 5. - Ст. 23; 2011. - № 1. - Ст. 2; № 5. - Ст. 43.

7. Сборник нормативных правовых актов, регулирующих сферу культуры в Республике Казахстан / сост.: Министерство культуры и информации Республики Казахстан. - Астана, 2008. - 165 с.

Мацалада Казацстан Республикасы тарихи-мздени мура объектшер1не царсы жасалган эрекеттерд1 цылмыстандыру проблемалары царастырылады. Автор гылыми мен нормативтж деректерд1 зерттеу нег1з1нде Кылмыстыц кодекспен белгтенген цылмыс цурамын талдайды, оныц белгтерте сипаттама беред1.

TYÜin свздер: тарихи-мздени мура, мздениет ескерткштер!, мздениет цундылыцтар, ТМД, цуцыцтыц цоргау, цылмыстыц жауаптылыц.

В статье рассматриваются проблемы криминализации деяний, совершенных против объектов историко-культурного наследия Республики Казахстан. Автор на основе исследования научных и нормативных источников анализирует составы преступлений, установленные Уголовным кодексом, характеризует признаки составов этих преступлений.

Ключевые слова: историко-культурное наследие, памятники культуры, культурные ценности, СНГ, правовая охрана, уголовная ответственность.

In article problems of criminalization of the acts made against objects of historical and cultural heritage of the Republic ofKazakhstan are considered. The author on the basis of research ofscientific and standard sources analyzes the structures of crimes established by the Criminal code, characterizes signs ofstructures of these crimes.

Keywords: historical and cultural heritage, culture monuments, cultural values, CIS, legal protection.

Игорь Эдуардович мартыненко,

Янка Купала атындагы Гродно мемлекетпк университет зац факультетшщ азаматтьщ кдоык; жэне ic жYргiзу кафедрасыныц мецгерушю (Гродно Беларусь Республикасы)

^азакстан Республикасынын заннамасы бойынша тарихи-мэдени M^paFa карсы жасалFан кылмыстар Yшiн кылмыстык жауаптылык

Мартыненко Игорь Эдуардович,

заведующий кафедрой гражданского права и процесса юридического факультета Гродненского государственного университета им. Янки Купалы (г. Гродно, Республика Беларусь), к.ю.н., доцент

Уголовная ответственность по законодательству Республики Казахстан за преступления против историко-культурного наследия

I.E МаГупепко Igor Aduardovich,

head of the Department of Civil Law and Procedure of Yanka Kupala Grodno State University (Grodno)

Criminal liability by the legislation of the Republic of Kazakhstan for crimes against historical and cultural heritage

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.