Научная статья на тему 'Уездные училища Восточной Сибири в XIX в'

Уездные училища Восточной Сибири в XIX в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
803
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ТИП УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / УЕЗДНОЕ УЧИЛИЩЕ / УЧАЩИЕСЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / HISTORY / NATIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / EDUCATIONAL SYSTEM / TYPE OF EDUCATIONAL INSTITUTION / MANAGEMENT / DISTRICT SCHOOL / STUDENTS / TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамкина Инна Николаевна

В статье на основе архивных документов и законодательства Российской империи представлен процесс организации и деятельности уездных училищ Восточной Сибири в XIX в. На основе нормативных актов определён правовой статус училищ, принципы их организации и деятельности, место в системе образования Российской империи. Автор, определяя степень влияния политических событий 1825 г. на деятельность учебных заведений, исследует изменение принципов организации и деятельности уездных училищ. В работе представлен фактический материал по Иркутскому, Киренскому, Красноярскому, Ачинскому, Енисейскому, Верхнеудинскому, Нижнеудинскому, Нерчинскому, Троицкосавскому и Якутскому училищам. Представлены сведения о системе управления учебными заведениями. Изучены виды финансирования уездных училищ, уделено внимание роли общественности в развитии народного образования. Представлены сведения о материальной базе, условиях открытия и деятельности училищ. Приведены статистические данные об изменении численности учащихся, доказывающие положительную динамику и востребованность училищ в период их существования. Приведены сведения о педагогических коллективах, уровне их профессиональной подготовки, биографические сведения ряда преподавателей. Рассмотрены условия поступления и обучения в училищах, организация учебного процесса, представлены сведения об учебных программах и качестве образования. Выявлены факторы, влияющие на развитие системы образования, определена роль уездных училищ в развитии образования Восточной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

District Schools of Eastern Siberia in the XIXth century

Process of the organization and activity of district schools of Eastern Siberia is presented in the article on the basis of archival documents and the legislation of the Russian Empire in the XIX century. Legal status of schools, the principles of their organization and activity, their place in the educational system of the Russian Empire are defined on the basis of legislation. By identifying the impact of political events of 1825 on activity of educational institutions, the author investigates changes of the principles of district schools organization and activity. The article presents the actual material on Irkutsk, Kirensky, Krasnoyarsk, Achinsk, Yenisei, Verkhneudinsk, Nizhneudinsk, Nerchinsk, Troitskosavsk and Yakut district schools. Information about the management system of higher education is provided. Types of financing of district schools are studied; attention to the role of the public in development of national education is paid. Information about the facilities, the terms of schools activity are provided. Statistical data on changes of number of the pupils proving positive dynamics and a demand for the schools in the period of their existence are given. Information about pedagogical collectives, level of their vocational training, biographic data of a number of teachers are presented. Matriculation and training terms in schools are considered, the organization of educational process, information about training programs and quality of education are submitted. Factors that influence the development of education, are revealed, the role of district schools in the development of education of Eastern Siberia is defined.

Текст научной работы на тему «Уездные училища Восточной Сибири в XIX в»

УДК 94(470)16/18 ББК Т3(2)5

Инна Николаевна Мамкина,

кандидат исторических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул.Александро-Заводская, 30),

e-mail: inna-mamkina@yandex.ru

Уездные училища Восточной Сибири в XIX в.

В статье на основе архивных документов и законодательства Российской империи представлен процесс организации и деятельности уездных училищ Восточной Сибири в XIX в. На основе нормативных актов определён правовой статус училищ, принципы их организации и деятельности, место в системе образования Российской империи. Автор, определяя степень влияния политических событий 1825 г. на деятельность учебных заведений, исследует изменение принципов организации и деятельности уездных училищ. В работе представлен фактический материал по Иркутскому, Киренскому, Красноярскому, Ачинскому, Енисейскому, Верхнеудинскому, Нижнеудинскому, Нерчинскому, Троицкосав-скому и Якутскому училищам. Представлены сведения о системе управления учебными заведениями. Изучены виды финансирования уездных училищ, уделено внимание роли общественности в развитии народного образования. Представлены сведения о материальной базе, условиях открытия и деятельности училищ. Приведены статистические данные об изменении численности учащихся, доказывающие положительную динамику и востребованность училищ в период их существования. Приведены сведения о педагогических коллективах, уровне их профессиональной подготовки, биографические сведения ряда преподавателей. Рассмотрены условия поступления и обучения в училищах, организация учебного процесса, представлены сведения об учебных программах и качестве образования. Выявлены факторы, влияющие на развитие системы образования, определена роль уездных училищ в развитии образования Восточной Сибири.

Ключевые слова: история, народное образование, учебные заведения, система образования, тип учебного заведения, управление, уездное училище, учащиеся, преподаватели.

Inna Nikolayevna Mamkina,

Candidate of History, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskay St., Chita, Russia, 672039), e-mail:inna-mamkina@yandex.ru

District Schools of Eastern Siberia in the XIXth century

Process of the organization and activity of district schools of Eastern Siberia is presented in the article on the basis of archival documents and the legislation of the Russian Empire in the XIX century. Legal status of schools, the principles of their organization and activity, their place in the educational system of the Russian Empire are defined on the basis of legislation. By identifying the impact of political events of 1825 on activity of educational institutions, the author investigates changes of the principles of district schools organization and activity.

The article presents the actual material on Irkutsk, Kirensky, Krasnoyarsk, Achinsk, Yenisei, Verkhneudinsk, Nizhneudinsk, Nerchinsk, Troitskosavsk and Yakut district schools. Information about the management system of higher education is provided. Types of financing of district schools are studied; attention to the role of the public in development of national education is paid. Information about the facilities, the terms of schools activity are provided. Statistical data on changes of number of the pupils proving positive dynamics and a demand for the schools in the period of their existence are given. Information about pedagogical collectives, level of their vocational training, biographic data of a number of teachers are presented. Matriculation and training terms in schools are considered, the organization of educational process, information about training programs and quality of education are submitted. Factors that influence the development of education, are revealed, the role of district schools in the development of education of Eastern Siberia is defined.

Keywords: history, national education, educational institutions, educational system, type of educational institution, management, district school, students, teachers.

22

© Мамкина И. Н., 2014

Важным компонентом социокультурной среды является образование, формирующее общекультурный и профессиональный уровень развития общества, отвечающий потребностям государства. С начала XIX в. в сфере российского образования начинается процесс формирования нового образовательного пространства, что было вызвано полномасштабными реформами государственно-политической системы, связанными с социально-экономическими и политическими изменениями в стране. Одним из направлений образовательной реформы становится создание новой системы учебных заведений, одним из элементов которой являлись уездные училища.

Уездные училища существовали на протяжении XIX столетия, однако в историографии не получили должной оценки. Среди значительного количества работ по истории образования отсутствует комплексное исследование дореволюционных типов учебных заведений в целом и уездных училищ в частности. Все имеющиеся сведения носят фрагментарный, описательный характер, затрагивая отдельные элементы системы образования. Учитывая указанную проблему, целью данного исследования является обобщение, систематизация, анализ деятельности уездных училищ Восточной Сибири. В ходе работы предполагается дать комплексную характеристику данного типа учебных заведений, оценить организацию учебно-воспитательного процесса, материальную базу, эффективность деятельности училищ.

В 1803 г. Указом Александра I «Об устройстве училищ» в России учреждалось шесть учебных округов, определивших основы новой образовательной системы. Вводилось три ступени школьного образования: приходские училища в сельской местности, уездные училища в уездных городах и гимназии в губернских городах. Все учебные заведения подчинялись университету округа. В 1804 г. указанные положения закрепили в «Уставе учебных заведений подведомственных университету». Там же закреплялись новые принципы образования - бессословное и бесплатное обучение на первой ступени (в приходских училищах), преемственность всех учебных программ.

Базой для создания уездных училищ стали народные училища, образованные по указу Екатерины II. В случае отсутствия в губернии народного училища власти выделяли средства на организацию уездного училища в губернском или уездном городах. В период с

1804 по 1825 гг. по разным источникам в России было открыто более 410 уездных училищ.

К вступительным экзаменам допускались дети всех сословий, окончивших курс приходского училища или получившие домашнее образование соответствующего уровня. Учебная программа училища в соответствии с 95 статьей Устава рассчитывалась на 28 часов в неделю, а именно: «... каждый день от 9 до 12 часов, до полудни, пополудни же по понедельникам и четвергам от 2 до 5, а по вторникам и пятницам от 2 до 4 часов; сверх того, по средам и субботам от

2 до 4 пополудни обучаются рисованию оба класса вместе»1. Полный курс обучения составлял два года. Учащиеся изучали: Закон Божий, священную историю, русский язык, чистописание, арифметику, начальные сведения по геометрии, физике и естественной истории, рисование, правописание, правила слога, всеобщую географию и географию Российского государства, отечественную и всеобщую историю, обязательное чтение книги «О должностях человека и гражданина» и «начальные правила технологии, имеющие отношение к местному положению и промышленности»2. Кроме указанных предметов те учащиеся, которые планировали продолжить обучение в гимназии, дополнительно изучали латинский и немецкий языки. Таким образом, учебная программа уездных училищ предполагала получение полного начального образования с возможностью дальнейшего обучения в гимназии.

Политические события 1825 г. послужили отправной точкой реформирования системы образования. В царском манифесте от 13 июля 1826 года причиной декабрьского восстания указывался «.недостаток твердых знаний.» и как следствие вся учебная система признавалась ложной3. Комитет по устройству учебных заведений и Комитет для рассмотрения учебных пособий разработали новый Устав, вступивший в силу в 1828 г. При сохранении организации управления и типов учебных заведений изменились принципы образования - «каждому сословию свой уровень образования»: приходские училища для детей крестьян, уездные - для городских сословий, гимназии - для дворян и чиновников;

1 Устав учебных заведений, подведомственных университетам. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. 560 с.

2 Там же.

3 Высочайший манифест 13 июля 1826 г. URL: http: // www.claw.ru (дата обращения: 19.03.2014).

изменениям подлежали учебные программы и сроки обучения [14].

С 1828 г. срок обучения в уездных училищах увеличился до трёх лет, из программы обучения исключили изучение книги «О должностях человека и гражданина», физику и естественную историю, правописание, правила слога. Существенно сократились программы по геометрии, географии и истории, увеличилось количество учебных часов по Закону Божьему, дополнительно в программу была включена церковная история. Изучение латинского и немецкого языков запрещалось, что упразднило преемственность между училищем и гимназией. С разрешения МНП в училищах открывались дополнительные курсы для обучения «тем наукам и искусствам, коих знание наиболее способствует успехам в оборотах торговли и в трудах промышленности»1. Курсы вводились в рамках таких практических направлений как изучение правоведения и судопроизводства в области торговли, экономика и бухгалтерия, технология строительства и архитектура, сельское хозяйство и садоводство.

Таким образом, Устав 1828 г. упразднив связь училища с гимназией, закрепил уездные училища как самостоятельный, закрытый тип учебного заведения для детей мещан. Новые принципы обучения свидетельствовали о стремлении правительства сформировать учебную программу, направленную на сокращение общеобразовательных предметов в пользу получения практических навыков.

Процесс реформирования образования на окраинах страны хронологически не отставал от её центральной части. В Восточной Сибири, входившей в состав Казанского учебного округа, первое уездное училище открылось в Иркутске (1805), затем в Верхне-удинске (1806), Якутске (1808), Троицкосав-ске (1812), Нижнеудинске (1817), Енисейске (1818), Красноярске (1819), Киренске (1827), Нерчинске (1828), Ачинске (1832) [4]. Однако количественные и качественные показатели развития образования в Восточной Сибири значительно уступали показателям европейской России. Из 22 уездных и 4 губернских городов уездные училища открылись лишь в

10, хотя Устав предписывал организацию училищ в каждом губернском, уездном городах и по мере надобности в иных местах. Одной из причин малого числа училищ является недо-

1 Устав учебных заведений, подведомственных университетам. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. 560 с.

статочное государственное финансирование системы образования.

В соответствии с Уставом от 1828 г. управление уездными училищами возлагалось на директоров училищ губернии. Примечательно, что функции директора училищ губернии возлагались на директора мужской гимназии, либо в случае отсутствия таковой на директоров прогимназий. Исходя из созданной системы управления Иркутское, Киренское и Нижнеудинское училища находились под контролем директора Иркутской мужской гимназии, Красноярское и Ачинское - директора Красноярской гимназии, Енисейское училище контролировал директор Енисейской прогимназии. Относительно уездных училищ Забайкалья и Якутии главный инспектор Восточной Сибири отмечал, что они «совсем не подчинены директорскому надзору, и обязанности директора по необходимости принимает на себя главный инспектор»2. Должность главного инспектора училищ введена в систему управления в 1867 г. [11, с. 13-22].

Содержание уездных училищ осуществлялось из нескольких источников - государственной казны, местных средств и частных пожертвований. Из казны выплачивалось содержание педагогическому коллективу, местные власти изыскивали средства на содержание помещения для занятий и учительских квартир (отопление, освещение). Частные пожертвования не являлись постоянной статьей дохода и были нерегулярны. Как правило, наиболее крупные суммы пожертвований вносились купцами.

Наиболее успешно частное финансирование развивалось в Киренске. На открытие Киренского училища в 1827 г., благодаря деятельности земского исправника Петра Шевелева, местные жители собрали около полутора тысяч рублей, потратив собранные средства на приобретение помещение для занятий. В 1837 г. почетный гражданин Прокопий Медведников подарил училищу два дома и 2 800 р.; в 1870-х г. киренский купец Не-ратов пожертвовал училищу более 8 000 р.; купец Марков завещал банковский вклад на

3 950 р. для оказания материальной помощи беднейшим ученикам. В 1880-х гг. собрано пожертвований на сумму более 3 000 рублей, потраченных на строительство нового помещения для училища [3].

Ачинское уездное училище долгое время содержалось купцами П. Д. и В. П. Озеровыми [5]. В Верхнеудинске купец А. Д. Шевелев пожертвовал для училища дом, в Троицко-

2 РГИА. Ф. 733. Оп. 203. Д. 3173 «Отчёт о состоянии уездных училищ Восточной Сибири 1880 г.». Л. 4.

савске для строительства нового каменного здания купцы собрали 25 000 р., Нерчинское училище получало пожертвования от купцов Бутиных. Якутское училище было открыто по инициативе и на средства якутского князца С. Васильева, позднее пожертвования вносила семья купца Я. Попова. Что касается пожертвований городских обществ, то они были более регулярными, но незначительными. Частные пожертвования в Енисейском и Красноярском уездных училищах не превышали 200 р., и составляли около 6 % от общей суммы выделяемой казной на содержание [1, с. 91-97]. Таким образом, очевидно, что наиболее заинтересованным в образовании сословием было сибирское купечество, которое в ряде случаев само выступало инициатором открытия учебного заведения. Но, как показывают источники, степень участия купечества в организации учебного дела была различной и зависела от субъективных факторов.

Как уже говорилось ранее, на государство возлагалась обязанность комплектования и содержания кадрового состава уездного училища. Штатное расписание в 1804 г. подразумевало наличие двух, а с 1828 г. пяти преподавателей наук и дополнительных дисциплин с гимназическим образованием. В связи с отсутствием в Восточной Сибири учебного заведения для подготовки учителей большинство преподавателей являлись казеннокоштными выпускниками гимназий, учительских семинарий и институтов из центральной России. Они приезжали в Сибирь по распределению, учителей в училищах зачастую было недостаточно.

В статье редактора журнала «Сибирский архив» А. Линькова приводятся сведения о том, что в Киренском уездном училище в течение 80 лет существовала вакансия учителя рисования [8, с. 505-543]. В 1880-х гг. в Восточной Сибири существовало 8 вакансий учителей уездных училищ, из них пять - чистописания и рисования, три - преподавателя наук; из 22 преподавателей соответствующее образование имели только девять человек1. Через десять лет ситуация не изменилась, несмотря на сокращение числа уездных училищ, в 1890 г. сохранялось семь вакансий учителей чистописания и рисования2.

Многие исследователи истории народного образования отмечают низкий образовательный ценз и формальное отношение к работе преподавательского состава уездных

1 РГИА. Ф. 733. Оп. 203. Д. 3173 «Отчёт о состоянии уездных училищ Восточной Сибири 1880 г.». Л. 7.

2 Там же. Л. 9.

училищ, это замечание справедливо лишь отчасти. Среди кадрового состава уездных училищ встречались талантливые преподаватели с прогрессивными педагогическими взглядами, творчески одаренные личности. В Троицкосавском уездном училище началась педагогическая деятельность известного сибирского поэта, этнографа Дмитрия Павловича Давыдова, в конце XIX в. в училище работали краеведы, археологи Петр Саввич Михно, Александр Павлович Мостиц [10]. В 1835-38 гг. в Нерчинском училище преподавал рисование, черчение, историю и географию будущий сибирский писатель Василий Петрович Паршин, а в 1880-х гг. - один из организаторов Нерчинского краеведческого музея Анатолий Николаевич Малевич [9, с. 224]. В Киренском училище с 1819 по 1828 г. преподавал сибирский краевед, известный натуралист Василий Иванович Се-даков [6, с. 70].

После введения Устава от 1828 г., ориентированного на развитие практических навыков, местная власть по мере сил содействовала введению новых учебных курсов. Помимо общеобразовательной программы, в Иркутском уездном училище ввели изучение бухгалтерии, в Киренском и Верхнеудин-ском - уроки латинского и немецкого языков, оспопрививание, в Нерчинском - монгольский язык [12, с. 184]. Примечательно, что дополнительные дисциплины Иркутского и Нерчинского уездных училищ ориентированы на нужды купеческого сословия в практическом отношении. Изучение дополнительных языков в Киренском и Верхнеудинском училищах, несмотря на запрет центральных властей, свидетельствует о попытке создания условий для продолжения обучения в гимназии. Позднее и местные власти запретили изучение языков в уездных училищах, прикладные дисциплины могли изучаться только при наличии преподавателя, в которых училища всегда испытывали нужду, и как следствие -дополнительные дисциплины в уездных училищах Восточной Сибири преподавались редко.

Ещё одной проблемой кадрового обеспечения являлась ротация. Как правило, отработав установленный срок, учителя увольнялись и уезжали в центральную Россию, либо переходили в другое ведомство. Жалование уездного учителя составляло 343 р. в год с ежемесячными выплатами в размере 28 р.3 Нищенское содержание являлось одной из причин острого дефицита педагогических

Там же. Л. 7.

кадров в училищах. В то же время ротация на короткий промежуток времени позволяла обеспечивать училища и талантливыми педагогами. В послужном списке уже упомянутых преподавателей не отмечено ни одно уездное училище Восточной Сибири как место работы.

К обучению в уездных училищах допускались дети городских сословий. Общая численность учеников варьировалась от 20 до 150. В Троицкосавском училище в 1813-14 учебном году числилось 66, в 1815-16 гг. - 61, в 183132 гг. - 77 чел.; в Верхнеудинском - в 1822 г. обучалось 32, с 1823 г. по 97 г. ежегодно около 100 учащихся; в Иркутском - в 1805 г. на обучение было принято 52 чел., а к 1863 г. количество учеников увеличилось до 138; в Киренском - с 1845 по 1855 гг. обучалось 25 чел., с 1855 по 1865 гг. - 28, с 1865 по 1875 гг. - 38, с 1875 по 1885 гг. - 42, с 1885 по 1895 гг. - 64; в 1853 г. в Якутском уездном училище обучалось 56 учеников;в Енисейском в 1824 г. - 41, в Красноярском в 1821 г. - 47, в 1824 г. - 32 чел. [11].

Статистические данные указывают на положительную динамику, количество учащихся ежегодно возрастало. Наполняемость класса, в среднем составляющая 15-20 чел., сохранялась и в конце XIX в., что свидетельствует о востребованности уездных училищ.

Средний процент успеваемости в уездных училищах не превышал 60%. Учащиеся уходили из училищ, не окончив курс, значительная часть оставалась на повторное обучение и только 12-15 % успешно его заканчивало. Выпускники, как правило, становились мелкими чиновниками и лишь 20 % из них продолжали образование1.

Несмотря на незначительный процент окончивших уездные училища, известность

получили выпускники Нерчинского уездного училища - просветитель, переводчик, педагог У.-Ц. Онгодов, этнограф, переводчик Б. Р. Рабданов, меценат, золотопромышленник М. Д. Бутин, художник П. Н. Рязанцев; выпускники Верхнеудинского уездного училища - полковник медицинской службы, участник I Мировой войны Базар-Сада Ямпилов, организатор и первый ректор Восточно-Сибирского университета М. М. Рубинштейн; выпускник Красноярского уездного училища -великий русский художник В. И. Суриков.

В контексте развития образовательного пространства Восточной Сибири уездные училища играют важную роль. В начале своего существования они являлись одним из связующих элементов системы общего образования, осуществляющих начальную подготовку. Изменения 1828 г., вызванные политической реакцией, упразднили преемственность системы, но сохранили уездные училища как самостоятельный, закрытый тип учебного заведения с программой ориентированной на формирование практических навыков у учащихся. Уездные училища долгое время являлись единственным доступным образовательным учреждением для получения образования городских непривилегированных сословий и, несмотря на узость учебной программы, способствовали увеличению числа грамотного населения. На протяжении существования восточносибирских училищ недостаток финансирования и отсутствие квалифицированных педагогических кадров являлись характерной чертой, но, несмотря на все недостатки, они способствовали формированию местной интеллигенции. В конце XIX - начале ХХ в. уездные училища были преобразованы в городские начальные училища.

Список литературы

1. Быконя Г. Ф., Комлева Е. В. Народное образование на красноярской земле: первые шаги (Енисейское и Красноярское уездные училища в первой четверти XIX в.) // История науки и образования в Сибири: сб. материалов Всероссийской научн. конф. с между-нар. участием. г. Красноярск, 15-16 ноября 2005 г. / отв. ред. Я. М. Кофман. Красноярск: Краснояр.гос.пед.ун-т им. В. П. Астафьева, 2006. С. 91-97.

2. Гаращенко Л. Иркутское уездное училище. Иркпедия. URL: http://irkipedia.ru (дата обращения: 10.03.2014).

3. Гаращенко Л. Киренское уездное училище. Иркпедия. URL: http://irkipedia.ru (дата обращения: 10.03.2014).

4. Делеско Ю. Памятная книжка (вторая) Восточно-Сибирского учебного округа, составленная по сведениям к 1-му января 1881 г. Иркутск: Типография Восточно-сибирского военного округа, 1881 г. 347 с.

5. История почетного гражданства в Ачинске.URL: http://adm-achinsk.ru (дата обращения: 10.03.2014).

6. Кокоулин К. Школы и грамотность в Киренском округе Иркутской губернии. Памятная книжка. Иркутск, 1895. С. 70.

РГИА. Ф. 733. Оп. 203. Д. 3182 «Отчёт о состоянии уездных училищ Восточной Сибири 1880 г.». Л. 14.

7. Константинова Т А. Нерчинское уездное училище // Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: в 4 т. Т. III: И - Р / гл. ред. Р Ф. Гениатулин. Новосибирск: Наука, 2006.

С. 337.

8. Линьков А. Рост учебного дела в Восточной Сибири // Сибирский архив. 1912 г.

С.505-543.

9. Литвинцев А. Ю. Малевич Анатолий Николаевич // Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: в 4 т. Т. III: И - Р / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. Новосибирск: Наука, 2006.

С. 224.

10. Максимов Л. А. Учебные заведения Кяхты-Троицкосавска в дореволюционный период. URL: http://www.profistar.ru (дата обращения: 12.03.2014).

11. Мамкина И. Н. Управление учебными заведениями Восточной Сибири (XIX -начало ХХ в. ) // Вестник ЗабГУ. 2013. № 9 (100). С.13-22.

12. Константинова Т. А. Верхнеудинское уездное училище. Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: в 4 т. Т. II: А - З / Гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. Новосибирск: Наука, 2004. С. 184.

13. Оглезнева Т. «Жителям тамошнего края представить способ к обучению». URL: http://www.sakhaopenworld.org/ilin/2000-2/33.htm (дата обращения: 12.03.2014).

14. Перцев В. В. Гимназическое образование в дореволюционной России до первой половины XIX века // Концепт. 2012. № 12 (декабрь). URL: www.covenok.ru/koncept/2012/ 12175.htm (дата обращения: 12.03.2014).

References

1. Bykonya G. F, Komleva E. V. Narodnoe obrazovanie na krasnoyarskoi zemle: pervye shagi (Eniseiskoe i Krasnoyarskoe uezdnye uchilishcha v pervoi chetverti XIX v.) // Istoriya nauki i obrazovaniya v Sibiri: sb. materialov Vserossiiskoi nauchn. konf. s mezhdunar. uchas-tiem. g. Krasnoyarsk, 15-16 noyabrya 2005 g. / otv. red. Ya. M. Kofman. Krasnoyarsk: Kras-noyar.gos.ped.un-t im. V. P. Astaf’eva, 2006. S. 91-97.

2. Garashchenko L. Irkutskoe uezdnoe uchilishche. Irkpediya. URL: http://irkipedia.ru (data obrashcheniya: 10.03.2014).

3. Garashchenko L. Kirenskoe uezdnoe uchilishche. Irkpediya. URL: http://irkipedia.ru (data obrashcheniya: 10.03.2014).

4. Delesko Yu. Pamyatnaya knizhka (vtoraya) Vostochno-Sibirskogo uchebnogo okruga, sostavlennaya po svedeniyam k 1-mu yanvarya 1881 g. Irkutsk: Tipografiya Vostochno-sibirsk-ogo voennogo okruga, 1881 g. 347 s.

5. Istoriya pochetnogo grazhdanstva v Achinske.URL: http://adm-achinsk.ru (data obrashcheniya: 10.03.2014).

6. Kokoulin K. Shkoly i gramotnost’ v Kirenskom okruge Irkutskoi gubernii. Pamyatnaya knizhka. Irkutsk, 1895. S. 70.

7. Konstantinova T. A. Nerchinskoe uezdnoe uchilishche // Entsiklopediya Zabaikal’ya: Chitinskaya oblast’: v 4 t. T. III: I - R / gl. red. R. F. Geniatulin. Novosibirsk: Nauka, 2006.

S.337.

8. Lin’kov A. Rost uchebnogo dela v Vostochnoi Sibiri // Sibirskii arkhiv. 1912 g. S. 505543.

9. Litvintsev A.Yu. Malevich Anatolii Nikolaevich // Entsiklopediya Zabaikal’ya: Chitinskaya oblast’: v 4 t. T. III: I - R / gl. red. R. F. Geniatulin. Novosibirsk: Nauka, 2006. S. 224.

10. Maksimov L. A. Uchebnye zavedeniya Kyakhty-Troitskosavska v dorevolyutsionnyi period. URL: http://www.profistar.ru (data obrashcheniya: 12.03.2014).

11. Mamkina I. N. Upravlenie uchebnymi zavedeniyami Vostochnoi Sibiri (XIX - nachalo KhKh vv.) // Vestnik ZabGU. 2013. № 9 (100). S. 13-22.

12. Konstantinova T. A. Verkhneudinskoe uezdnoe uchilishche. Entsiklopediya Zabaikal’ya: Chitinskaya oblast’: v 4 t. T. II: A - Z / Gl. red. R. F. Geniatulin. Novosibirsk: Nauka, 2004. S. 184.

13. Oglezneva T. «Zhitelyam tamoshnego kraya predstavit’ sposob k obucheniyu». URL: http://www.sakhaopenworld.org/ilin/2000-2/33.htm (data obrashcheniya: 12.03.2014).

14. Pertsev V. V. Gimnazicheskoe obrazovanie v dorevolyutsionnoi Rossii do pervoi poloviny XIX veka // Kontsept. 2012. № 12 (dekabr’). URL: www.covenok.ru/koncept/2012/ 12175.htm (data obrashcheniya: 12.03.2014).

Статья поступила в редакцию 22.04.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.