Научная статья на тему 'Удовлетворенность трудом в зависимости от мотивации профессиональной деятельности работников в условиях современного производства'

Удовлетворенность трудом в зависимости от мотивации профессиональной деятельности работников в условиях современного производства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4019
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
МОТИВ / MOTIVE / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / PROFESSIONAL MOTIVATION / ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ / INTERNAL AND EXTERNAL MOTIVATION / МОТИВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / MOTIVATIONAL ORIENTATION / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ / WORK SATISFACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Варыханова Клара Викторовна, Куренок Юлия Евгеньевна

Представлены результаты исследования видов мотивации профессиональной деятельности работников мебельной фабрики «Ивушка», способствующих их удовлетворенности трудом. Выделены две группы испытуемых: менеджеры по продажам и работники цехов. Научный интерес в рамках исследования представляют: концепция К. Замфир, двухфакторная теория Ф. Герцберга и теория ожидания В. Врума. Установлено, что существует взаимосвязь между внутренней мотивацией сотрудников обеих групп и их удовлетворенностью трудом. Удовлетворенность трудом обусловлена содержанием деятельности и интересом к ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Варыханова Клара Викторовна, Куренок Юлия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK SATISFACTION DEPENDING ON EMPLOYEES' PROFESSIONAL ACTIVITY MOTIVATION UNDER CONDITIONS OF MODERN PRODUCTION

The article introduces the results of studying the motivation types of professional activity that promote work satisfaction of "Ivushka" furniture factory employees. The subjects of the test have been classified into two groups: sales managers and workshop workers. The concept of K. Zamfir, F. Herzberg''s dual-factor theory, and the Expectancy theory of V. Vrum are of scientific interest for the conducted study. The authors identify the correlation between the internal motivation of the employees of both groups and their work satisfaction. The last depends on the content of activity and availability of interest to it.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность трудом в зависимости от мотивации профессиональной деятельности работников в условиях современного производства»

над собеседником, поэтому в директивных речевых актах используют прямой императив. Такое оформление побуждения, обращенного вышестоящим по отношению к своему подчиненному, как показал собранный материал, для русской коммуникации представляется наиболее естественным.

Заметим, что наряду с этим в последние годы увеличилась частота употребления косвенных речевых актов в таких фатических жанрах, как приказ, просьба. Думаем, этот факт можно объяснить постоянными контактами носителей русского языка с представителями западной культуры. Ведь, например, в английской коммуникации, даже при наличии у говорящего определенной степени власти, адресант обязан директивные в прагматическом аспекте высказывания оформлять в виде вопроса.

Синтаксические конструкции, обслуживающие фатический жанр просьбы в XIX и ХХ веках, претерпели ряд изменений. Так, в XIX веке, о чем свидетельствуют произведения А.Н. Островского и А.П. Чехова, к широко употребительным можно отнести ряд синтаксических формул: Окажите мне услугу...; Окажите мне честь.; Будь другом.; Я прошу вас.; У меня к вам просьба.

Первые две формулы в современном русском языке исчезли из активного употребления, последние же функционируют наравне с новой усеченной формой «помоги (-те)». Среди формул, появившихся в XX веке, выделим следующие: Мне нужна твоя помощь; (Не) мог (-ла; -ли) бы ты (вы) мне помочь; Дело на сто миллионов.

Статья поступила 27.05.2014 г.

Библиографический список

1. Арутюнова Н.Д. Истоки, проблемы и категории прагматики. М.: Прогресс, 1985. С. 3-42.

2. Бирюлин Л.А. Теоретические аспекты семантико-прагматического описания императивных высказываний в русском языке: автореф. дис. ... д-ра филолог. наук: М., 1992. 41 с.

3. Булыгина Т.В., Шмелева А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М.: Наука, 1997. 576 с.

4. Гаврилова Г.Ф., Кудряшов И.А. Функционально-семантическая категория императивности: учебное пособие. Ростов н/Д: РГПУ, 2000. С. 111-129.

5. Гарнер А., Пиз А. Язык разговора. М.: Изд-во Эксмо, 2003. 224 с.

6. Егорова М.А. Контрастивно-прагматический анализ способов реализации просьбы: сопоставление британской, американской и русской традиции: автореф. дис. ... канд. филолог. наук. Воронеж, 1995. 23 с.

7. Кохан О.В. Национальные особенности общения в немецкой и русской культуре // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3.

7. Немец Г.П. Семантико-синтаксические средства выражения модальности в русском языке. Ростов н/Д, 1989. 144 с.

8. Формановская Н.И. Вы сказали: « Здравствуйте!» Речевой этикет в нашем общении М.: Знание, 1982. 234 с.

9. Молотков А.И. Фразеологический словарь русского языка. 4-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986. 543 с.

УДК 159.923

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

А _ О

© К.В. Варыханова1, Ю.Е. Куренок2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлены результаты исследования видов мотивации профессиональной деятельности работников мебельной фабрики «Ивушка», способствующих их удовлетворенности трудом. Выделены две группы испытуемых: менеджеры по продажам и работники цехов. Научный интерес в рамках исследования представляют: концепция К. Замфир, двухфакторная теория Ф. Герцберга и теория ожидания В. Врума. Установлено, что существует взаимосвязь между внутренней мотивацией сотрудников обеих групп и их удовлетворенностью трудом. Удовлетворенность трудом обусловлена содержанием деятельности и интересом к ней. Ил. 3. Табл. 2. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: мотив; мотивация; профессиональная мотивация; внутренняя и внешняя мотивация; моти-вационная направленность; удовлетворенность трудом.

WORK SATISFACTION DEPENDING ON EMPLOYEES' PROFESSIONAL ACTIVITY MOTIVATION UNDER CONDITIONS OF MODERN PRODUCTION K.V. Varykhanova, Yu.E. Kurenok

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

1 Варыханова Клара Викторовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии, тел.: 89148946933. Varykhanova Klara, Candidate of Biology, Associate Professor of the Psychology Department, tel.: 89148946933.

2Куренок Юлия Евгеньевна, студентка, тел.: 89086422321. Kurenok Yulia, Student, tel.: 89086422321.

The article introduces the results of studying the motivation types of professional activity that promote work satisfaction of "Ivushka" furniture factory employees. The subjects of the test have been classified into two groups: sales managers and workshop workers. The concept of K. Zamfir, F. Herzberg's dual-factor theory, and the Expectancy theory of V. Vrum are of scientific interest for the conducted study. The authors identify the correlation between the internal motivation of the employees of both groups and their work satisfaction. The last depends on the content of activity and availability of interest to it.

3 figures. 2 tables. 5 sources.

Key words: motive; motivation; professional motivation; internal and external motivation; motivational orientation; work satisfaction.

В условиях современного производства, ориентированного на рыночную экономику, перед предприятиями встает необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия.

Одной из главных задач для предприятий различных форм собственности является поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора, востребованность выпускаемой продукции в условиях рыночных отношений. Одним из факторов успешного развития современного производства является эффективная система мотивации труда, представляющая собой отражение внешней среды, в которой формируются потребности, интересы и ценности человека. Рыночные отношения наполняют эти категории новым содержанием. Одни предприятия выходят на рынок и успешно развиваются, другие быстро становятся нерентабельными.

По мнению Э.Е. Старобинского и Х. Хекхаузена, важнейшей составляющей профессиональной мотивации является степень удовлетворенности сотрудниками своей профессиональной деятельностью. Удовлетворенность трудом является выражением их общего отношения к работе. Поэтому в настоящее время исследование мотивации профессиональной деятельности и удовлетворенности трудом приобретает особую значимость и актуальность. Известно, что мотивация является движущей силой любой деятельности. Решением различных вопросов психологии мотивации занимались такие ученые, как В.Г. Асеев, К. Замфир, Е.П. Ильин, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, В.Врум, Ф. Герцберг, В.Э. Мильман и др. [5].

Несомненный интерес представляет теория ожиданий В. Врума. Согласно ей, не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения. Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника (например, устанавливает дополнительное вознаграждение за некие действия) [3].

К. Замфир в своей концепции исходит из представления о трех составляющих мотивации: внутренней мотивации, внешней положительной мотивации и внешней отрицательной мотивации. Под внутренни-

ми мотивами автор полагает то, что порождается в сознании человека самой трудовой деятельностью: понимание ее общественной полезности, удовлетворение, которое приносит работа, то есть результат и процесс труда. Внешняя мотивация не связана с содержанием определенной деятельности, она обусловлена внешними по отношению к субъекту обстоятельствами: заработок, боязнь осуждения, стремление к престижу. К внешней положительной мотивации относятся: материальное стимулирование, продвижение по работе, одобрение со стороны коллег и коллектива, престиж, то есть те стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К внешней отрицательной мотивации автор относит наказания, критику, осуждение, штрафы [2].

Согласно теории Ф. Герцберга, одни факторы способствуют возникновению удовлетворенности работой, другие же действуют только отрицательно. Факторы, которые усиливают удовлетворенность, были названы мотиваторами (признание и одобрение результата, высокая степень ответственности, совершенствование и рост, работа сама по себе, достижение). Факторы, не повышающие или даже снижающие удовлетворенность от труда, получили название гигиенических (политика фирмы и администрации, условия работы, заработная плата, межличностные отношения, степень непосредственного контроля за работой) [3].

По мнению А. Бюссинга, существует большое количество подходов к пониманию феномена удовлетворенности трудом. Удовлетворенность интерпретируется как показатель:

отношения к труду, степени адаптации работника к производственной ситуации, характеристики трудовой активности, успешности трудовой деятельности [1].

По мнению В.А. Ядова, факт существования столь различных толкований удовлетворенности трудом, которые порой противоречат, а чаще дополняют друг друга, является свидетельством как сложности проблемы, так и ее неполной разработанности .

Как считает Д.Я. Шульц, удовлетворенность трудом - это исполнение, осуществление ожиданий человека от материальных, социальных и духовно-нравственных результатов своей работы; совокупное воздействие на работника компонентов трудовой мотивации, включая содержание и условия труда, величину заработка, общественное признание достигнутого, возможности для самовыражения и самоутверждения личности [4].

Таким образом, проблема настоящего исследова-

ния представляется важной и актуальной в научном и практическом аспектах.

Исследование осуществлялось на мебельной фабрике «Ивушка», которая относится к успешным предприятиям подобного типа. Основная специализация мебельной фабрики «Ивушка» - производство мягкой и корпусной мебели. Основные услуги, оказываемые фабрикой:

• изготовление мягкой и корпусной мебели;

• прием индивидуальных заказов на изготовление мебели;

• доставка и сборка мебели;

• продажа мебели в мебельных салонах по области.

Мебель фабрики «Ивушка» пользуется большой популярностью. Объяснить успех продукции предприятия на рынке сбыта можно несколькими факторами:

1. Высоким профессионализмом работников по использованию новейших компьютерных программ, что дает возможность быстрой модификации существующих моделей под влиянием рынка и требований заказчиков.

2. Огромным разнообразием сырьевой базы, а также натуральностью и безопасностью материалов, прошедших тестовые испытания.

3. Низкими ценами на мебель, с гибкой системой скидок.

4. Высоким качеством и дизайном мебели, отвечающим не только европейским, но и мировым стандартам.

Сеть фирменных салонов компании представлена в 13 городах Иркутской области, Якутии, Красноярском крае и Новосибирской области, на Дальнем Востоке. Сегодня «Ивушка» продолжает расширять свою дилерскую сеть и приглашает к сотрудничеству новых партнеров.

Во многом успешность деятельности мебельной фабрики зависит от творческой активности, инициати-

вы, гибкости директора. К его несомненным качествам следует отнести энергичность, допустимый риск, предприимчивость, а также выполнение своих обещаний, надежность и ответственность. Наличие уверенности в себе у главы организации - положительный фактор в управлении коллективом: работники фабрики удовлетворены и результатами своей деятельности, и материальным вознаграждением.

Выборочную совокупность составили 33 сотрудника, из которых 15 женщин и 18 мужчин в возрасте от 20 до 47 лет. В исследовании приняли участие: 15 служащих - менеджеры по продажам; и 18 работников цехов - сборщики и обтяжчики мебели, кромщики.

В процессе проведения эмпирического исследования нами были использованы следующие методики:

1. Опросник «Структура мотивации профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А.А. Реана.

2. Опросник «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана.

3. Тест «Интегральная удовлетворенность трудовой деятельностью» А.В. Батаршева.

4. Опросник «Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой» В.А. Розановой.

На первом этапе исследования мы изучали моти-вационный комплекс личности. Результаты представлены на рис. 1. Для 9 менеджеров с внутренней мотивацией выполняемая работа является самоцелью, их привлекает, прежде всего, интерес к самому процессу деятельности, они склонны ставить для себя более сложные задачи, что позитивно отражается на развитии их профессиональных навыков и способностей.

Внешняя положительная мотивация выражена у 4 менеджеров. В профессиональной деятельности у таких сотрудников ведущее место занимает стремление к продвижению по службе, получение материального вознаграждения.

виды мотивации Рис. 1. Мотивационные комплексы личности

Внешняя отрицательная мотивация наиболее выражена у 2 менеджеров мы можем предположить, что их деятельность характеризуется следующими признаками: работа ради работы, без удовольствия от деятельности или без интереса к процессу выполнения заданий, а также стремление к уклонению от наказаний и штрафных санкций со стороны руководства.

У 13 работников цехов выражена внешняя мотивация: как правило, они не получают удовлетворения от преодоления трудностей при решении профессиональных задач. Поэтому они выбирают более простые задания и выполняют только то, что необходимо для оценки их поступков окружающими. Следует отметить тот факт, что в производстве мебели большая ответственность лежит именно на работниках цехов. Их деятельность порой происходит в неблагоприятных условиях, более жестких, чем у менеджеров, и отсутствие внутреннего стимула в структуре мотивации способствует росту напряженности, что оказывает подавляющее действие на удовлетворенность трудом.

У 5 работников цехов в мотивационном комплексе преобладает внутренняя мотивация: они стремятся достичь в деятельности определенных позитивных результатов, и их активность мотивируется самим содержанием выполняемой работы.

Изучение мотивационной структуры личности позволяет судить о том, что у большинства испытуемых преобладает общежитейская мотивация, которая характеризуется потребностью в комфорте, в хороших условиях труда, потребностью в общении и высоком социальном статусе.

Как видно из табл. 1, рабочая направленность наиболее выражена у менеджеров. Сотрудники с выраженной рабочей мотивацией стремятся к успеху, к самореализации, у них больше выражены внутренние мотивы к деятельности, интерес к работе.

Таблица 1 Распределение видов мотивационной направленности у испытуемых по группам

и самореализации, для них свойственна уверенность в способности достичь высоких результатов в работе.

ш ^15

го -»-менеджеры по

„ Ю продажам

ш 5 -1-работники цехов

I

ч: „

о. 0

П К С О Д ДР од

Примечание: П - поддержание жизнеобеспечения; К - комфорт; С - социальный статус; О - общение; Д - общая активность; ДР - творческая активность; ОД - общественная полезность.

Рис. 2. Распределение показателей средних значений составляющих мотивационной направленности в группах

Для обеих групп значимой является и мотивация «общественной полезности». Можно предположить, что для них важно чувствовать собственную полезность для предприятия, уважение, признание и благодарность окружающих.

Также мы обратили внимание на тот факт, что в мотивационном профиле испытуемых наблюдается повышение показателей мотивации «общение» (О), это свидетельствует о том, что испытуемые предпочитают работать в команде. Для них главное, чтобы была поддержка коллег, благоприятный психологический климат в коллективе, взаимопомощь. Это является прекрасным стимулом к ощущению удовлетворенности работника в труде.

Также для поддержания жизнеобеспечения в обеих группах важным является перспектива служебного роста, придается значимость должности, карьере, о чем свидетельствуют показатели «социального статуса» (С).

Мы видим, что показатели «комфорта» имеют близкие значения в обеих группах. Можно предположить, что условия труда в работе сотрудников фабрики тоже являются мотивирующим фактором.

Научный интерес представляет распределение показателей общей удовлетворенности трудом. Полученные результаты представлены в табл. 2.

Виды мотивационной направленности Количество испытуемых

менеджеры работники

по продажам цехов

Общежитейская 6 15

мотивация

Рабочая 9 3

мотивация

По нашему мнению, интересным представляется, какие составляющие мотивационной направленности являются ведущими у испытуемых. Распределение показателей средних значений составляющих моти-вационной направленности в группах представлены на рис. 2.

Из рис. 2 видно, что показатели составляющих мотивационной направленности в обеих группах имеют близкие значения. Особое место в мотивационной структуре испытуемых обеих групп занимает «творческая активность» (ДР). Мы можем предположить, что у работников фабрики выражено стремление к успеху

Таблица 2

Распределение показателей по уровням общей _удовлетворенности трудом_

Уровни общей удовлетворенности трудом Количество испытуемых

менеджеры по продажам работники цехов

Высокий 10 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний 5 5

Низкий - 5

Как видим, высоким уровнем общей удовлетворенности трудом обладает большая часть испытуемых. Это свидетельствует о том, что служащие в большей степени удовлетворены своей профессиональной деятельностью. Их поведение характеризуется преобладанием позитивного, конструктивного отношения к работе. В обеих группах средний уровень удовлетворенности проявлен в равной степени.

Следует отметить, что 5 работников цехов обладают низкими результатами общей удовлетворенности трудом. Как отмечалось выше, деятельность работников цехов сопряжена с определенными затратами физических и моральных сил, высокой интенсивностью труда, ненормированным рабочим днем.

На следующем этапе нашего исследования мы оценивали групповую удовлетворенность трудом. Результаты представлены на рис. 3.

Не вполне удовлетворены сотрудники физическими условиями труда: они более комфортны у менеджеров.

Анализируя ответы испытуемых, делаем вывод, что профессиональной компетенцией и стилем руководства большинство менеджеров и работников цехов удовлетворены.

Выводы

Статистическая обработка результатов исследования позволяет судить о том, что существует взаимосвязь между внутренней мотивацией сотрудников фабрики и их удовлетворенностью трудом. Мы можем говорить о том, что удовлетворенность профессиональной деятельностью тем выше, чем в большей степени сотрудники фабрики мотивированы содержанием самой деятельности, интересом к ней. Разница результатов между группами рассчитывалась при

Рис. 3. Групповая удовлетворенность трудом

Из рис. 3 видно, что большинство испытуемых удовлетворены своей профессиональной деятельностью. Не вполне удовлетворены: 3 менеджера и 8 работников цехов. Не удовлетворены трудом: 1 менеджер и 4 работника цехов. Следует отметить, что в обеих группах нет как вполне удовлетворенных, так и крайне не удовлетворенных трудом. В целом можно сказать, что сотрудники фабрики вполне удовлетворены такими компонентами, как служебным продвижением по работе и требованиями работы к интеллекту.

помощи ^критерия Стъюдента.

Корреляционный анализ был проведен с помощью критерия г-Пирсона. Выявлена взаимосвязь социального статуса и общения с общей удовлетворенностью трудом. Это свидетельствует о том, что сотрудники предприятия с преобладающей потребностью в общении, мотивированные на достижение высокого социального статуса и общественной значимости результатов труда, также способны испытывать удовлетворенность профессиональной деятельностью в целом.

Статья поступила 12.07.2014 г.

Библиографический список

1. Бюссинг А. Мотивация и удовлетворенность. Управление человеческими ресурсами. СПб.: Питер, 2002. 1200 с.

2. Замфир К. Удовлетворенность трудом. М.: Просвещение, 1983. 246 с

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

4. Шульц Д.Я., Шульц С.Э. Психология и работа. 8-е изд. СПб.: Питер, 2003. 632 с.

5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Смысл, 2003. 860 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.