Научная статья на тему 'Удовлетворение культурно-досуговых потребностей молодежи в условиях городов-спутников (на примере г. Дзержинска)'

Удовлетворение культурно-досуговых потребностей молодежи в условиях городов-спутников (на примере г. Дзержинска) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3165
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
Г. ДЗЕРЖИНСК / ГОРОД-СПУТНИК / ДОСУГ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / МОЛОДЁЖЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вяткин Дмитрий Вячеславович

Автор акцентирует внимание на вопросах организации и проведения массовых мероприятий, направленных на удовлетворение досуговых потребностей молодежи, в условиях города-спутника. На примере г. Дзержинска, являющегося городом-спутником столицы Республики Беларусь города Минска, отмечается, что в рамках удовлетворения культурно-досуговых потребностей молодежи необходимо модернизировать ресурсную базу учреждений культуры, а также развивать коммерческий сектор рынка культурных продуктов и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author focuses on the issues of organizing and holding public events for young people in satellite towns. Considering the experience of the Culture Center of Dzerzhinsk, which is a satellite town of Minsk, the capital of the Republic of Belarus, the author concludes that to meet the cultural and leisure needs of modern young people it is necessary to upgrade the resource base of the town’s culture centers and to develop the private sector of the market of cultural goods and services.

Текст научной работы на тему «Удовлетворение культурно-досуговых потребностей молодежи в условиях городов-спутников (на примере г. Дзержинска)»

ВЯТКИН Д. В.

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ГОРОДОВ-СПУТНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ Г. ДЗЕРЖИНСКА) Аннотация. Автор акцентирует внимание на вопросах организации и проведения массовых мероприятий, направленных на удовлетворение досуговых потребностей молодежи, в условиях города-спутника. На примере г. Дзержинска, являющегося городом-спутником столицы Республики Беларусь города Минска, отмечается, что в рамках удовлетворения культурно-досуговых потребностей молодежи необходимо модернизировать ресурсную базу учреждений культуры, а также развивать коммерческий сектор рынка культурных продуктов и услуг.

Ключевые слова: молодежь, досуг, социокультурная сфера, культурно-досуговая деятельность, культурно-досуговые потребности, город-спутник, учреждения культуры, г. Дзержинск.

VIATKIN D.V.

MEETING CULTURAL AND LEISURE NEEDS OF YOUNG PEOPLE IN SATELLITE TOWNS: CASE STUDY OF THE TOWN OF DZERZHINSK Abstract. The author focuses on the issues of organizing and holding public events for young people in satellite towns. Considering the experience of the Culture Center of Dzerzhinsk, which is a satellite town of Minsk, the capital of the Republic of Belarus, the author concludes that to meet the cultural and leisure needs of modern young people it is necessary to upgrade the resource base of the town's culture centers and to develop the private sector of the market of cultural goods and services.

Keywords: young people, leisure, socio-cultural sphere, cultural and leisure activities, cultural and leisure needs, satellite town, Dzerzhinsk town, culture centers.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Республики Беларусь от 07.05.2014 № 214 «О развитии городов-спутников» [1] был определен перечень населенных пунктов, которым был придан статус городов-спутников Минска, Бреста, Гродно. Город-спутник -«...город или поселок городского типа, который, - как отмечает Т. С. Вертинская, -развивается возле более крупного города, функционирует с городом-центром в единой концепции социальной, транспортной и коммерческой инфраструктур и связан с ним общностью жизни населения - взаимным производственным, кадровым, культурно-бытовым, рекреационным и иным тяготением» [4, с. 9]. В преамбуле вышеназванного Указа в качестве целей определены: обеспечение комплексности развития административно-

территориальных единиц; создание дополнительных условий для увеличения объемов жилищного строительства; сбалансированное развитие населенных пунктов, их социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. В коллективной монографии «Концептуальная модель развития городов-спутников Минска» [6], подготовленной научными сотрудниками Института экономики Национальной академии наук Беларуси, даются обоснования необходимости использования комплексного подхода к обеспечению привлекательности городов-спутников как мест для проживания, так и для работы. В рамках последнего, в контексте реализации концептуальной модели развития городов-спутников Минска авторы коллективной монографии делают акцент не только на строительстве жилищного фонда, но и на перемещении из столицы в границы городов-спутников производственных объектов [6, с. 10-13].

Несмотря на наличие научной и практико-ориентированной литературы, отражающей мнение специалистов в области экономики, политологии, культурологии, социологии, а также представителей законодательной ветви власти, нет общих подходов к обоснованию единых путей реализации программ по организации жизнедеятельности населения в условиях городов-спутников. Более того, нерешенными и мало обозначенными остаются вопросы организации отдыха населения и удовлетворения культурно-досуговых потребностей в учреждениях социокультурной сферы городов-спутников. Именно наличие развитой социокультурной инфраструктуры, как отмечает ряд исследователей, оказывает большое влияние на привлекательность городов-спутников при выборе индивидом своего места жительства.

В Указе № 214 отмечается, что «особенности социально-экономического развития города-спутника определяются концепцией его развития, утверждаемой в составе программы социально-экономического развития соответствующей области» [1]. При создании программы развития города-спутника необходимо учитывать, что социокультурная инфраструктура города должна создавать благоприятные условия для проживания людей, обеспечивать условия для удовлетворения их материальных и духовных потребностей за счет своей ресурсной базы. Как отмечает О.С. Булко, «...управление социальной сферой в городе-спутнике должно гарантировать качество, экономическую и территориальную доступность. социальных услуг» [3, с. 145], в том числе «доступность и расширение структуры услуг местных учреждений культурно-досугового типа и библиотек» [3, с. 146], за счет реорганизации, модернизации, создания новых типов социокультурных объектов, соответствующих уровню областных центров и столицы.

Каждый город вне зависимости от его статуса обладает культурным ресурсом, который, с одной стороны, представляет собой культурное наследие, а с другой - это

современная, актуальная культура. Как пишет Т. В. Кузьменко, культурный ресурс -«образующие географическое пространство артефакты (исторические памятники, крепости, храмы, различные типы поселений), символика региона, фестивали, события, возрожденные местные традиции» [7, с. 184], которые используются учреждениями культуры для удовлетворения культурно-досуговых потребностей своих пользователей.

Дзержинск - город областного подчинения, административный центр Дзержинского района, современного развитого региона Республики Беларусь, для которого характерна стабильность экономики, качественные преобразования в промышленности и аграрном секторе. Город располагается в 26 километрах от Минска и соединен со столицей дорожно-транспортной инфраструктурой. Численность городского населения по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2015 года составляет 26972 чел. [12, с. 13]. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 214 «О развитии городов-спутников» [1], Дзержинску придан статус города-спутника г. Минска. Дзержинск, как город, который в географическом аспекте приближен к столице и имеет развитую транспортную инфраструктуру, становится привлекательным местом для строительства жилья, работы, проведения досуга. Наличие в городе производственных объектов увеличивает численность специалистов, в том числе и за счет недавних выпускников учреждений среднего специального и высшего образования.

На сегодняшний день администрацией города решаются вопросы не только по обеспечению населения жилищным фондом и оказанию жилищно-коммунальных услуг, но и по реализации программ поддержки жителей города через учреждения социальной сферы, в том числе и учреждения в сфере культуры, деятельность которых направлена на удовлетворение культурно-досуговых потребностей людей.

Интерес для нашего исследования представляет реализация культурно-досуговой деятельности молодежи как наиболее активной группы населения в государственном учреждении «Дзержинский городской Дом культуры».

В социологии молодежь понимается как социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей [11]. Молодежь, как отмечает О.В. Курышева, «являясь достаточно большой социально-демографической группой, занимает важное место в народном хозяйстве, в производстве и является главным источником пополнения трудовых ресурсов. Обладая творческими способностями, находясь на этапе развития физических, умственных и социальных качеств, молодежь выступает одним их носителей интеллектуального потенциала общества и имеет большую социальную и профессиональную перспективу» [9, с.

67]. Все это оказывает влияние на культурно-досуговые потребности группы, которые необходимо учитывать учреждениям социально-культурной сферы при организации работы с данной категорией населения.

Досуг, с одной стороны, характеризует время, свободное от каких-либо серьезных занятий и необходимого труда, с другой, как отмечает Н.С. Ильюшенко, - «оказывается связанным с творческой деятельностью, временем, в которое индивид способен чего-то достичь, ориентируясь не на внешние требования, но на собственный интерес, и подразумевает возможность осуществления свободной активности, исследований, экспериментирований, творчества» [5, а 80]. Таким образом, как отмечает И. Л. Смаргович, «человек ищет в досуге то, что не может найти в других сферах своей жизнедеятельности, -возможность самореализации, рекреации, физического развития, развития творческих талантов и дарований, общение...» [10, а 7].

Являясь значимым элементам жизни молодых людей, досуг задает специфику и эффективность последующей социализации и включения молодежи во взрослую жизнь, усвоения определенной системы знаний, умений, навыков, позволяющих молодым людям функционировать в качестве полноправных членов того или иного сообщества. Т. С. Балакирева обращает внимание на необходимость совершенствования культурной политики в отношении небольших городов, так как отсутствие возможностей для своего культурного развития и удовлетворения досуговых потребностей - «одна из основных причин нежелания молодежи жить и работать в этих населенных пунктах» [2, с. 149].

Социокультурная инфраструктура г. Дзержинска представлена такими государственными учреждениями, как «Дзержинский районный историко-краеведческий музей», «Дзержинский городской Дом культуры», «Дзержинский районный Центр культуры и народного творчества», «Центральная районная библиотека сети публичных библиотек Дзержинского района», а также Государственным учреждением образования «Дзержинская детская школа искусств» и Кинотеатром «Эра» [8]. В своей деятельности вышеперечисленные учреждения культуры ориентируются на работу с разновозрастными категориями населения: детьми, подростками, молодёжью, взрослыми и пожилыми людьми, используя те формы и методы, которые пользуются популярностью у населения. Однако работа с каждой категорией имеет свои особенности. Интерес в рамках нашей статьи, как было указано выше, представляет такая категория населения, как молодежь, и те формы и методы работы, которые используются для удовлетворения их культурно-досуговых потребностей, в том числе в деятельности УК «Дзержинский городской Дом культуры».

Организация досуга молодежи в рамках деятельности учреждений культуры г. Дзержинска имеет свои определённые трудности, вызванные близким географическим

расположением города к столице и развитой транспортной инфраструктурой1. Сложно создать в маленьком городе культурный продукт для молодежи, который будет конкурентоспособен с аналогичным продуктом, представленным в столичных учреждениях. В городах, географически отдаленных от областных центров и столицы, эта проблема не так актуализирована: у молодежи нет большого выбора форм и методов организации своей культурно-досуговой деятельности, поэтому активно потребляются продукты и услуги, предоставляемые местными учреждениями культуры.

Примером может послужить прошедший в ноябре 2015 г. в УК «Дзержинский городской Дом культуры» концерт группы «BeZ bileta». Опираясь на мнение молодежи, взятое из социальных сетей (ВКонтакте, Facebook), можно утверждать, что группа «BeZ bileta» является наиболее популярной молодежной музыкальной группой в Республике Беларусь. Однако на их концерт, организованный администрацией Дзержинского ГДК, было продано 160 билетов, что составило треть зрительного зала. Можно предположить, что если группа действительно популярна, то многие побывали на их концерте в Минск-Арене, который прошел незадолго до выступления группы в г. Дзержинске. Еще один аспект, который мог повлиять на низкий уровень посещения концерта в Дзержинске, связан с материально-технической базой, которая не позволяет создать эмоциональный эффект, сравнимый с эффектом во время концерта в Минск-Арене. Также стоимость билета могла оказать значительное влияние на выбор молодежи: в Минск-Арене за счет масштаба концертной площадки она была меньше, нежели в Дзержинском ГДК.

При создании определенного культурного продукта для молодежи необходимо определить его востребованность. Необходимо проводить социальные опросы, в том числе посредством социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Instagram, Myspace). Необходимо проанализировать, какие потребности, связанные с организацией досуга, испытывает молодежь и какие пути их удовлетворения есть в условиях города-спутника.

В 2012 году в г. Дзержинске под руководством отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Дзержинского районного исполнительного комитета проводился опрос населения, целью которого было выявить досуговые потребности молодежи, а также пути организации досуговой деятельности учреждений культуры города по работе с вышеуказанной группой населения. Опрос показал, что молодежь в основном хочет удовлетворять свои культурно-досуговые потребности в ночном клубе и современном кинотеатре. К данному времени городской кинотеатр «Эра» был модернизирован в

1 Интерес в данном аспекте представляет исследование, проведенное преподавателями кафедры менеджмента социально-культурной деятельности УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»: Степанцов А. И., Пациенко С. А. Ценностные ориентации населения (по результатам маркетинговых исследований) // Социально-культурный менеджмент: теория и практика. - Минск, 2014. - С. 119-125.

соответствии с современными требованиями, то есть было установлено цифровое 3D-оборудование, которое позволило демонстрировать фильмы в формате 3D. Это значительно увеличило посещаемость кинотеатра населением, в частности молодежью. Но вопрос по открытию ночного клуба из-за опасений нерентабельности и отсутствия поддержки местных властей так и остается не решенным. Был предложен план по созданию ночного клуба на базе кинотеатра, так как там есть бар и соответствующие помещения для организации танцплощадки, но и он не был поддержан местными властями.

Проблемой для Дзержинского ГДК остается проведение молодежных дискотек по причине, озвученной автором статьи ранее, а именно близкой географической расположенности города к столице. Молодые люди не видят никакого интереса посещать дискотеку в учреждении, где отсутствует бар, где предлагается потанцевать, но практически отсутствует возможность общения. Также время работы дискотеки ограничено до часа ночи, продление этого времени вызывает трудности с органами охраны общественного порядка. Создание бара в учреждении культуры невозможно по нескольким причинам, самой главной является невозможность реализации спиртных напитков на территории УК.

Придавая г. Дзержинску статус города-спутника г. Минска, а также увеличивая численность населения за счет строительства жилья, возникнет необходимость пересмотра ситуации с организацией деятельности учреждений культуры в сфере досуга молодежи. Как отмечалось выше, основная возрастная категория переехавших в город-спутник людей - от 25 до 35 лет. Город-спутник кажется молодым семьям более предпочтительным в экономическом смысле. Естественно, что для данной категории населения важным моментом при выборе места проживания будет наличие культурно-досуговых объектов с развитой ресурсной базой, позволяющей удовлетворить их культурно-досуговые потребности, которые формируются под воздействием СМИ и Интернета и которые не всегда могут быть удовлетворены ресурсами региональных учреждений2.

Для удовлетворения культурно-досуговых потребностей молодежи необходимо создание социокультурных объектов нового типа, модернизация уже имеющихся. Результатом данной деятельности должны стать продукты и услуги, не уступающие в качестве аналогичным продуктам, предоставленным молодежи в столичных учреждениях культуры. Также в городе-спутнике необходимо организовывать концерты и празднично-зрелищные мероприятия различной тематической направленности в соответствии с требованиями менеджмента качества. Это могут быть концерты, фестивали или

2 Например, интерес молодежи к инновационным формам организации досуга в условиях больших городов с развитой социокультурной инфраструктурой исследуется в работе: Клепча Н. Д. Инновационные формы организации досуга как средство удовлетворения социально-культурных потребностей молодежи (на примере города Минска Республики Беларусь) [Электронный ресурс] // Огарев-online. - 2015. - №3. - Режим доступа: http://journal.mrsu.ru

тематические вечеринки, проводимые как в самих учреждениях культуры с привлечением местных и столичных артистов, так и под открытым небом в пределах или за пределами города. Однако такие мероприятия влекут за собой ряд трудностей: финансирование, координация деятельности с государственными службами по охране общественного порядка. Сотрудниками учреждения предпринимались попытки организовать загородные мероприятия формата Open Air, однако администрация города к этому отнеслась крайне негативно. Было принято решение отказаться от проведения ежегодного народного праздника «Иван Купала» по причине трудностей с организацией работы всех необходимых служб. Следует отметить, что во многих городах страны этот праздник проводится ежегодно в рамках популяризации национальной культуры.

Создать своеобразный культурный продукт, в котором будут заинтересованы не только производитель (учреждение культуры) и потребитель (молодежь), но и руководство города-спутника, достаточно сложно. На взгляд автора, интересы производителя, потребителя и руководства расходятся ввиду того, что руководство города смотрит на организацию мероприятий для молодежи с точки зрения экономического, идеологического и других специфических факторов. Также руководство учреждений культуры рассматривает организовываемые мероприятия с точки зрения их культуротворческого и педагогического потенциала, а молодежь рассматривает мероприятия с точки зрения популярности, новизны, креативности, игнорируя подчас те продукты и услуги, которые несут в себе психолого-педагогический потенциал, считая их неактуальными.

Необходимо отметить, что руководство города не может пока решить проблему удовлетворения культурно-досуговых потребностей молодых людей в городе, который географически приближен к столице.

На взгляд автора статьи, в городах-спутниках, в том числе и в г. Дзержинске, необходимо создание коммерческих и частных организаций, предоставляющих культурные услуги и продукты, отличающиеся от продуктов и услуг государственных учреждений своим содержанием, актуальностью. Коммерческие и частные организации имеют более широкие возможности подготовки тех или иных культурно-досуговых мероприятий, так как они финансово не зависят от государства, могут иметь собственный персонал (охрана, ди-джеи, организаторы), обходясь без привлечения госслужб. Открытие новых коммерческих учреждений культуры сделало бы культурную жизнь города более разнообразной и позволило бы решить проблему удовлетворения досуговых потребностей молодежи, что, в свою очередь, усилило бы привлекательность г. Дзержинска как города-спутника столицы Республики Беларусь Минска для проживания и работы молодым людям.

ЛИТЕРАТУРА

1. О развитии городов-спутников [Электронный ресурс]: указ Президента Респ. Беларусь от 7 мая 2014 г. № 214 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. -Режим доступа: Ьйр://,^^^ргауо.Ьу/тат.а8рх?§шё=12551&р0=Р31400214&р1=1.

2. Балакирева Т. С. Социальная инфраструктура в системе жизнеобеспечения провинциального социума // Судьба белорусской провинции: социологический анализ: коллектив. моногр. / под общ. ред. Р. А. Смирновой. - Минск, 2015. - С. 141-158.

3. Булко О. С. Социальная политика в отношении развития городов-спутников // Концептуальная модель развития городов-спутников Минска: коллектив. моногр. / под общ. ред. Т. С. Вертинской. - Минск, 2013. - С. 145-152.

4. Вертинская Т. С. Мировые тенденции развития агломераций // Концептуальная модель развития городов-спутников Минска: коллектив. моногр. / под общ. ред. Т. С. Вертинской. - Минск, 2013. - С. 6-13.

5. Ильюшенко Н. С. Молодежь и свободное время: трансформация досуговой деятельности // Молодежь в зоне риска: социально-культурные основы профилактики пьянства и алкоголизма: коллектив. моногр. / под ред. О. А. Павловской. - Минск, 2015. -С. 78-88.

6. Концептуальная модель развития городов-спутников Минска: коллектив. моногр. / под общ. ред. Т. С. Вертинской. - Минск: Беларуская навука, 2013. - 196 с.

7. Кузьменко Т. В. Культурные ресурсы провинции // Судьба белорусской провинции: социологический анализ: коллектив. моногр. / под. общ. ред. Р. А. Смирновой. - Минск, 2015. - С. 182-188.

8. Культура [Электронный ресурс] // Дзержинский районный исполнительный комитет: сайт. - Режим доступа: кйр://ё2ег2Ып8к.тт8к-ге§юп.Ьу/ги/8оаа1/си11;иге.

9. Курышева О. В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. -2014. - № 1. - С. 67-75.

10. Смаргович И. Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учеб.-метод. пособие. -Минск: БГУКИ, 2013. - 172 с.

11. Социология молодежи: энцикл. словарь / авт.-сост.: Ю. А. Зубок [и др.]. - М.: Академия, 2008. - 606 с.

12. Численность населения на 1 января 2015 г. и среднегодовая численность населения за 2014 год по Республике Беларусь в разрезе областей, районов, городов, поселков городского типа: [стат. бюл.] / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск: [б. и.], 2015. - Режим доступа: http://be1stat.gov.by/bgd/pub1ic_bu11etin?id=613.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.