Научная статья на тему 'Учётно-аналитические основы регионального экономического механизма природопользования'

Учётно-аналитические основы регионального экономического механизма природопользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНДИКАТОРЫ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАТРАТ / УЧЁТ / КОНТРОЛЬ / АНАЛИЗ / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT ECONOMY / EFFICIENCY OF ECOLOGICAL ACTIONS / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF REGIONAL ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / STATE INDICATORS / ACCOUNTING OF ECOLOGICAL EXPENSES / ACCOUNT / CONTROL / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цапулина Фарида Ханнановна, Панфёрова Лия Витальевна

Определены роль и содержание учетно-аналитических инструментов эффективного механизма региональной экономики природопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGISTRATION AND ANALYTICAL BASES REGIONAL ECONOMIC MECHANISM OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT

The role and content of accounting and analytical tools of the effective mechanism of regional environmental Economics.

Текст научной работы на тему «Учётно-аналитические основы регионального экономического механизма природопользования»

Литература

1. Федорова Н.В. Воспроизводство ресурсов в системе земледелия: теория, методология, практика. М.: Дашков и К°, 2010. 676 с.

2. Федорова Н.В. Эффективность воспроизводства почвенного плодородия в системе земледелия // АПК: экономика, управление. 2010. № 12. С. 84-90.

ФЕДОРОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела и товарного менеджмента Чебоксарского кооперативного института (филиала), Россия, Чебоксары (nfedorova66@mail.ru).

FEdOrOVA NATALYA VALENTINOVNA - candidate of economics Sciences, assistant professor of Business and Commodity Management Chair, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

УДК 657.1:[338:504]

ББК У052.253.0

Ф.Х. ЦАПУЛИНА, Л.В. ПАНФЁРОВА

УЧЁТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Ключевые слова: экономика природопользования, организационно-экономический механизм регионального природопользования, государственные индикаторы, бухгалтерский учёт экологических затрат, учёт, контроль, анализ; эффективность экологических мероприятий.

Определены роль и содержание учетно-аналитических инструментов эффективного механизма региональной экономики природопользования.

F.Kh. TSAPULINA, L.V. PANFEROVA REGISTRATION AND ANALYTICAL BASES REGIONAL ECONOMIC MECHANISM OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT

Key words: environmental management economy, organizational and economic mechanism of regional environmental management, state indicators, accounting of ecological expenses, account, control, analysis; efficiency of ecological actions.

The role and content of accounting and analytical tools of the effective mechanism of regional environmental Economics.

Среди основных приоритетов российской социально-экономической политики на ближайшее десятилетие на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» Президент Российской Федерации выделил направление вектора основных усилий именно на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан [1]. Такой значимой, на наш взгляд, является экономика природопользования, так как нынешняя экологическая ситуация требует мобильного решения задач эффективного природопользования. Изучение и анализ региональных экологических проблем дают основание считать, что неблагоприятная экологическая обстановка продолжает сохраняться как следствие, с одной стороны, неразумного экономического хозяйствования, слабой социальной защищенности населения и примитивного потребительского отношения к природным и минерально-сырьевым ресурсам. С другой стороны, сложившееся эколого-экономическое неблагополучие во многом обусловлено отсутствием комплексного рассмотрения и оценки факторов эффективности природопользования как на государственном, так и на региональном уровне [2]. В частности, нужно обратить внимание на инертность, а порой и на отсутствие, организационно-экономического механизма регионального природопользования. Поэтому полные и достоверные учёт и оценка природных ресурсов регионов являются основными составляющими эффективной экономики.

В развитии экономических взглядов на взаимоотношения общества и окружающей среды особо следует отметить значение такой экономической науки, как бухгалтерский учёт. Основной информативной базой для принятия управленческих решений является бухгалтерская финансовая отчётность, которая «... должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период» согласно федеральному законодательству [3]. В настоящее время в информационной структуре бухгалтерского учета Российской Федерации сформировался новый компонент - экологический учет, разработаны и пересмотрены Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и Общепринятые стандарты бухгалтерского учета США (US GAAP) по учету и отчетности для добывающих предприятий. Наиболее полно вопросы учета природных ресурсов и их использования исследованы в нефтегазодобывающем секторе российской экономики. Для ряда региональных экономик требуются новые методики учётно-аналитических инструментов рационального использования природных ресурсов.

В концепции формирования экономического механизма природопользования на уровне региона должны быть системные принципы управления на основе региональных особенностей и специфики природоохранных мероприятий. На примере Чувашской Республики такие системные подходы предусмотрены в рамках государственной программы [5]. Данный документ определяет следующие программно-целевые инструменты: использование минерально-сырьевых ресурсов и оценку их состояния; повышение эффективности использования и воспроизводства лесов; экономику водохозяйственного комплекса; повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2010 - 2015 гг.; мероприятия по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, на территории Чувашской Республики на 2011 - 2015 гг. Выделены так называемые целевые индикаторы программы к 2020 г. [5]:

- довести добычу общераспространенных полезных ископаемых до 3500 тыс. куб. м;

- определить 27 тыс. га земель для производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам;

- увеличить сектор рекультивированных земель в общей площади земель, подвергшихся нарушению, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению, до 51% [5];

- увеличить лесопосадки Чувашской Республики до 32,6%;

- численность диких животных должна вырасти до 4800 голов;

- увеличить долю водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения вод) повысился, в общем количестве водохозяйственных участков, до 61,3%;

- увеличить долю субъектов хозяйственной и иной деятельности с установленными нормативами предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в общем количестве субъектов хозяйственной и иной деятельности, расположенных на территории Чувашии, до 89,0%;

- уменьшить объемы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников и автомобильного транспорта в расчете на единицу валового регионального продукта до 439,4 кг выброшенных вредных (загрязняющих) веществ на млн руб.;

- довести долю использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления до 80,0%;

- увеличить площади Чувашии, занятые особо охраняемыми природными территориями, до 5,5%;

- увеличить расходы консолидированного республиканского бюджета на охрану окружающей среды, в том числе на реализацию региональных программ в области охраны окружающей среды, в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации до 0,6%;

- увеличить долю расходов консолидированного бюджета ЧР на охрану окружающей среды в общем объеме средств, поступивших в бюджет субъекта Российской Федерации в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, до 80% [5].

Таким образом, определены объёмы бюджетных ассигнований. Привлекательны и ожидаемые результаты от региональных установок по эффективному природопользованию в Чувашии. Неплохо, что установлены и сроки реализации данного государственного акта. Однако нужно было бы определить и учётно-аналитические инструменты экономического обоснования затрат на природоохранные мероприятия не только на два этапа госпрограммы ЧР: с 2012 г. по 2015 г. и с 2016 г. по 2020 г., но и на каждый финансовый год. Кроме того, для повышения аналитичности затрат уже на стадии планирования необходимы разработки номенклатуры затрат с их денежной оценкой. Например, необходимы количественная оценка экономического ущерба, обоснование экономически эффективных направлений охраны окружающей природной среды, т.е. обоснование затрат на природоохранные мероприятия по очистке воздушного бассейна, воды или земельных ресурсов. Несмотря на ведение бухгалтерского учёта в российских организациях с предоставлением требуемой отчётности по всем параметрам деятельности, предлагается выделить экономическую информацию о фактах, относящихся к охране окружающей среды. Далее нужно систематизировать данные бухгалтерского учёта с обязательной хронологической историей в определённых регистрах. Ввиду существования в РФ системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта такие регистры должны быть разработаны авторами указанной Программы Республики Чувашия [5] с соблюдением норм единообразия ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, составления и представления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организации, необходимой пользователям бухгалтерской информации. Такое госрегулирование отчётной бухгалтерской документации будет действенным в оценке природоохранных мероприятий и корректирования, если это необходимо, управленческих решений и существующих плановых индикаторов [5].

Предложение о необходимой классификация экологических затрат тоже весьма актуально, хотя и не ново. Номенклатура и группировки такого рода затрат должны базироваться на региональном уровне прежде всего из заданных параметров бюджетных ассигнований для последующих анализа, контроля и определения рационального использования бюджетных средств организациями для выполнения установок госпрограммы Чувашской Республики [5].

Проблемам учета и контроля затрат на экологическую безопасность большое внимание уделяют как отечественные так и зарубежные исследователи. Однако в настоящее время в России, как и в международной практике, нет специального стандарта по бухгалтерскому учету, который бы специально регулировал учет затрат на охрану окружающей среды. Информация о затратах на экологическую безопасность должна быть прозрачной, достоверной и своевременной, что обеспечит контролируемость данных затрат по местам

их возникновения. В результате предприятия, располагая достоверной информацией о затратах на экологическую безопасность, получат возможность эффективно управлять ими.

В настоящее время в России, как и международной практике, нет специального стандарта по бухгалтерскому учету, который бы специально регулировал учет затрат на охрану окружающей среды. Для того, чтобы преодолеть информационные трудности при организации учёта экологических затрат и создании отчётных документов для оценки эффективности, предлагаем формирование аналитического учёта природоохранных расходов на региональном уровне в соответствии с госпрограммой природно-сырьевых ресурсов Чувашской Республики по следующим позициям: 1) минерально-сырьевая база; 2) лесной комплекс; 3) воднохозяйственный комплекс; 4) животный мир; 5) охотничье хозяйство; 6) экологический туризм; 7) плодородие земель; 8) экологическая безопасность.

В рамках каждой группы затрат необходимо проводить детализацию до такой степени, в какой можно провести анализ эффективности инвестиций в природоохранные мероприятия Чувашской Республики. С учётом планируемых экономических выгод важно правильно определять бюджетное ассигнование. И, конечно же, за каждым пунктом «Госплана» региона так называемой государственной программой [5] должны быть определены ответственные, в полном смысле этого слова, должностные лица. Как свидетельствует опыт, определение исполнителей, их меры ответственности предопределяют достоверную, оперативную, качественную учётную информацию, в свою очередь служащую управленцам всех уровней основой для выработки определённых программно-целевыми индикаторами решений. Представляется, что только так можно реализовать задачи по сохранению благоприятной окружающей среды для нынешнего и будущих поколений российского государства.

Проблемы учетно-аналитического обеспечения контроля затрат на экологическую безопасность являются объектами пристального внимания отечественных и зарубежных исследователей. Информация о затратах на экологическую безопасность должна быть прозрачной, достоверной и своевременной, что обеспечит контролируемость данных затрат по местам их возникновения. В результате предприятия, располагая достоверной информацией о затратах на экологическую безопасность, получат возможность эффективно управлять ими. Экологическая ситуация в Чувашской Республике в большинстве случаев зависит от проводимой комплексной экологической политики и осуществления природоресурсных и природоохранных мероприятий. В целях улучшения экологической обстановки в республике необходимо провести следующие мероприятия: усилить государственный контроль по использованию и охране природных ресурсов; разработать нормативно-методические документы по учету, оценке и возмещению ущерба природной среде; ввести налоговые и иные льготы предприятиям и организациям, осуществляющим природоохранную деятельность.

Представляется, что только так можно реализовать задачи по сохранению благоприятной окружающей среды для нынешнего и будущих поколений российского государства.

Таким образом, первоочередными мерами по улучшению экологической обстановки в республике являются: реализация мероприятий, предусмотренных утвержденными целевыми программами; усиление государственного контроля по использованию и охране природных ресурсов; введение налоговых и иных льгот предприятиям и организациям, осуществляющим природоохранную деятельность; разработка нормативно-методических документов по учету, оценке и возмещению ущерба природной среде, природным ресурсам,

включая хозяйственно не используемые природные ресурсы; регулярное информирование населения о состоянии окружающей среды; внедрение новых природоохранных технологий.

Литература и источники

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонстультантПлюс».

2. Морозова Е.В. Учёт природопользования в заготовках: дис. ... канд. экон. наук. СПб,

2009.

3. О бухгалтерском учёте: Фед. закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (с изм. на 23.07.2013) [Электронный ресурс].иР1_: Ь|Пр://\м\«\«.д!ауЬикЬ|.ги/е<^ос?то<^И=99&<^осИ=902316088.

4. О внесении изменений в Республиканскую целевую программу «Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2010 - 2015 годы: постановление Кабинета министров ЧР от 02.10.2012 № 406 [Электронный ресурс]. и^: Ь|йр://\«\«\«.гедюп2.ги/т<^ех.рЬ|р?<^8= 1853564 (дата обращения: 22.09.2013).

5. Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности на 2012 - 2020 годы: паспорт государственной программы Чувашской Республики [Электронный ресурс]. иР1_: доу.сар.ги/Ьюте/4/аппоипсе/погтайуп/ргоек12020/...(дата обращения: 15.09.2013).

ЦАПУЛИНА ФАРИДА ХАННАНОВНА. См. с. 394.

ПАНФЁРОВА ЛИЯ ВИТАЛЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерский учет, анализа и аудита, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (2013-leto@list.ru).

PANFEROVA LIYA VITALYEVNA - candidate of economics sciences, assistant professor of Accounting, Analysis and Audit Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 332.142:502.171 ББК У28-51

М.П. ЧЕРДАКОВА РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Ключевые слова: ресурсосбережение, энергосбережение, государственная политика, зеленая экономика.

Изложены результаты исследования зарубежного опыта реализации государственной политики создания зеленой экономики, приведен опыт ведущих стран мира в области энергосбережения и ресурсосбережения.

M.P. CHERDAKOVA RESOURCE-SAVING AS STATE POLICY

Key words: energy efficiency, energy conservation, public policy, green economy.

The results of research of foreign experience in realization of the state policy of creating a green economy, is the experience of the leading countries in the field of energy saving and resource saving.

В последние годы в мировой практике особое внимание уделяется обеспечению экономической безопасности государства. Энергетическая безопасность, как основное звено экономической безопасности, на данном этапе развития хозяйственных связей предполагает активизацию деятельности по направлению энергосбережения. Именно поэтому ресурсосбережение во многих странах мира приобретает статус государственной политики, которая носит комплексный характер и предполагает использование различных инструментов регулирования во всех существующих сферах хозяйственной деятельности общества. Стремление многих стран мира к созданию информационного общества, развивающегося преимущественно за счет энергосбережения и ресурсосбережения при минимальных затратах ресурсов, полностью соответствует государственной поли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.