Научная статья на тему 'Учёт гарантийных обязательств на выполненные работы в ГИС IndorRoad'

Учёт гарантийных обязательств на выполненные работы в ГИС IndorRoad Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
515
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИС / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ / ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ГИС АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ INDORROAD / GIS / GEOGRAPHIC INFORMATION SYSTEM / GIS FOR ROAD AND HIGHWAY MANAGEMENT / WARRANTY / ROADS / HIGHWAYS / ROAD INFRASTRUCTURE / ROAD GEOGRAPHIC INFORMATION SYSTEM INDORROAD / INDORROAD

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Скачкова Анна Сергеевна, Субботин Сергей Аркадьевич, Кривых Ирина Викторовна

В статье подчёркивается важность учёта гарантийных обязательств на работы, выполненные в процессе строительства, реконструкции и ремонта автомобильной дороги, рассматриваются средства ГИС, позволяющие вносить в базу данных сведения о гарантийных сроках, а также инструменты для поиска и анализа существующих гарантий при возникновении гарантийных случаев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inventory of warranty obligations in GIS IndorRoad

The article notes the importance of warranty obligations inventory for the works, implemented during the process of road building, reconstruction and repair, considers GIS facilities for input of the information about warranty periods as well as tools for searching and analysis existent warranty packages in case of warranty incidents.

Текст научной работы на тему «Учёт гарантийных обязательств на выполненные работы в ГИС IndorRoad»

ГИС

Учёт гарантийных обязательств на выполненные работы в ГИС IndorRoad

Скачкова А.С., ведущий разработчик ООО «ИндорСофт» (г. Томск)

Субботин С.А., руководитель отдела ГИС автомобильных дорог ООО «ИндорСофт» (г. Томск) Кривых И.В., руководитель методического отдела ООО «ИндорСофт» (г. Томск)

1В статье подчёркивается важность учёта гарантийных обязательств на работы, выполненные в процессе строительства, реконструкции и ремонта автомобильной дороги, рассматриваются средства ГИС, позволяющие вносить в базу данных сведения о гарантийных сроках, а также инструменты для поиска и анализа существующих гарантий при возникновении гарантийных случаев.

Введение

Особое место в дорожной деятельности занимают мероприятия по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог. Осуществление этих мероприятий во многом определяет соответствие характеристик автомобильной дороги транспортно-эксплуатационным показателям, заложенным на этапе проектирования. Однако в процессе эксплуатации автомобильной дороги происходит множество событий, влияющих на основные параметры и характеристики, формирующие транспортно-эксплуатационное состояние дороги, которое, в свою очередь, определяет безопасность движения, экономическую эффективность обслуживания дороги и качество услуг, предоставляемых пользователям дороги. Поэтому крайне важно, чтобы на этапах строительства, реконструкции или ремонта автомобильной дороги все работы были выполнены с должным качеством.

Не секрет, что довольно часто строительные и ремонтные работы выполняются с нарушением технологического процесса и существующих норм, и во многих случаях уже в следующий ремонтный сезон после выполнения очередного ремонта состояние, например, дорожного покрытия становится неудовлетворительным. Более того, во многих регионах России такое состояние дел постепенно стало привычным и даже объясняется «особыми» климатическими и гидрологическими условиями.

Одной из мер повышения заинтересованности и ответственности подрядных организаций в качестве производимых ими работ является назначение гарантийных сроков на выполненные работы. Если участок дороги (или его конструктивный элемент, средство обустройства, искусственное сооружение) пришёл в негодность (т.е. перестал соответствовать предъявляемым требованиям) в течение гарантийного срока, то его ремонт должен производиться за счёт подрядчика.

На сегодняшний день требования к качеству строительства и ремонта дорог и гарантийные обязательства подрядчиков прописываются в документах при заключении договора на строительство или ремонт. Данный вопрос регулируется лишь распоряжением Минтранса РФ от 07.05.2003 N ИС-414-р «О введении в действие гарантийных паспортов на законченные строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и ремонтом автомобильные дороги и искусственные сооружения на них» [1].

Однако в начале 2013 года в Государственную Думу Российской Федерации внесён законопроект, регламентирующий установление гарантийных сроков на законченные строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом участки автомобильных дорог, искусственные сооружения, средства обустройства, а также подходы к искусственным сооружениям [2]. В законопроекте однозначно определяется понятие гарантийного срока — это «период

САПР и ГИС автомобильных дорог | №2(3), 2014 | 115

ГИС

Рис. 1. Поддержка жизненного цикла автомобильных дорог программными продуктами «Инд) орСофт»

времени, в течение которого подрядчик, выполнивший работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту участка автомобильной дороги либо искусственного сооружения, обеспечивает заказчику их соответствие предъявляемым требованиям к качеству таких работ» [2]. Кроме того, однозначно определяются гарантийные сроки на участки дороги, искусственные сооружения и другие элементы дороги:

■ для земляного полотна — от 10 лет;

■ для основания дорожной одежды — от 7 лет;

■ для нижнего слоя покрытия — от 5 лет;

■ для верхнего слоя покрытия: капитального и облегченного усовершенствованного типа — от 4 лет; переходного и низшего типов — от 3 лет.

■ для искусственных сооружений — от 8 лет;

■ для мостов, путепроводов, тоннелей, эстакад — от 8 лет;

■ для водопропускных труб — от 6 лет;

■ для регуляционных сооружений — от 6 лет. Этот факт ещё раз подчёркивает важность

применения механизма гарантийных обязательств для повышения заинтересованности подрядчиков в том, чтобы строить хорошие дороги с использованием качественных материалов, соблюдением всех необходимых технологий и требований. Однако усовершенствование законодательной базы в этом вопросе — это лишь основа для изменения сложившейся ситуации в лучшую сторону. Важно, чтобы у эксплуатирующих организаций были удобные инструменты для учёта и контроля исполнения гарантийных обязательств. Такие возможности могут предоставить современные геоинформационные системы для управления процессом эксплуатации автомобильных дорог.

ГИС автомобильных дорог IndorRoad

Геоинформационная система IndorRoad разрабатывается компанией «ИндорСофт» уже более десяти лет [3]. Основное назначение системы — это учёт, паспортизация и управление эксплуатацией автомобильных дорог. В линейке программных продуктов компании «ИндорСофт», направленных на поддержку жизненного цикла автомобильных дорог, данная система занимает ключевое место (рис. 1).

Система IndorRoad применяется в органах управления дорожным хозяйством всех уровней (федеральном, территориальном, муниципальном). Систему можно использовать как для управления сетью автомобильных дорог, так и городской улично-дорожной сетью.

Использование геоинформационной системы в управлении процессом эксплуатации дороги позволяет своевременно вносить и оперативно получать сведения о гарантийных обязательствах подрядных организаций. При возникновении гарантийного случая (обнаружении дефектов на участке строительства или ремонта до истечения гарантийного срока) система может помочь соответствующим службам выявить наличие гарантийных обязательств на отдельные объекты, их конструктивные элементы и определить подрядчика, выполнявшего соответствующие работы.

Возможности для работы с гарантийными обязательствами появились в том числе благодаря тесному сотрудничеству со специалистами Государственной компании «Российские автомобильные дороги», которые уже успешно используют их на Федеральной автомобильной дороге М-4 «Дон».

116 | САПР и ГИС автомобильных дорог | №2(3), 2014

ГИС

Ведение

информационной базы по гарантийным обязательствам и контроль исполнения гарантийных обязательств

При вводе данных о выполненных работах в ходе строительства, реконструкции или ремонта вносится информация о гарантийных обязательствах, возникших в результате выполнения этих работ, и сроках их действия. В подробном описании каждого гарантийного обязательства можно увидеть тип дорожного объекта и типы конструктивных элементов, на которые распространяется гарантия, а также период действия гарантийного срока и подрядную организацию, выполнявшую работы (рис. 2).

Гарантийные обязательства, действующие на автомобильную дорогу, анализируются в специальной сводной таблице. В ней могут быть отображены гарантийные сроки на несколько автомобильных дорог, на одну дорогу или только на выбранный участок дороги. Таблица показывает все события, которые привели к возникновению гарантийных обязательств, например, строительство дороги, капитальный ремонт и пр. Кроме того, гарантий-

ные обязательства могут распространяться на отдельные конструктивные элементы дорожного объекта (например, верхний слой дорожной одежды или основание дорожной одежды) и это наглядно представлено в таблице (рис. 3). Для удобства восприятия гарантии, относящиеся к разным событиям, окрашены в различные цвета. При необходимости можно выбрать только одно событие и проанализировать все гарантийные обязательства, возникшие после выполнения работ в рамках этого события.

Возможность задания в таблице ки-лометражного положения на дороге позволяет в случае обнаружения дефектов быстро выяснить, действуют ли гарантийные обязательства на этом участке, а также получить сведения об участке выполнения работ и подрядчике, производившем работы.

Одной из важнейших задач в процессе контроля за исполнением гарантийных обязательств подрядчиками является выявление участков дороги, где в ближайшее время, например, в течение одного-двух месяцев, истекают гарантийные обязательства. Как правило, при этом планируются мероприятия по осмотру на предмет обнаружения дефектов, которые могли бы быть устранены за счёт средств подрядной организации.

В ГИС IndorRoad поиск таких участков дороги может выполняться в сводной таблице. Для этого достаточно настроить интересующий период времени — и можно будет увидеть все гарантийные обязательства, которые заканчиваются в этот период. Участок дороги, на котором проводились строительные или ремонтные работы, отображается при этом непосредственно на карте (рис. 4).

Фиксация и анализ гарантийных случаев

Контроль за исполнением гарантийных обязательств был бы неполным без подробной информации о возникших в процессе эксплуатации автомобильной дороги гарантийных случаях и о ходе их устранения. Эта информация позволяет эксплуатирующим организациям сделать важные выводы о транспортно-эксплуатационном состоянии различных дорожных объектов и всей дороги в целом, а также о качестве производимых разными подрядчиками работ и их ответственности за результаты своей работы.

Гарантийным случаем считается несоответствие установленным нормам, выявленное на участке дороги или сооружении, у которого ещё не истёк период действия гарантийного обязательства. Гарантийные случаи могут

САПР и ГИС автомобильных дорог | №2(3), 2014 | 117

ГИС

Рис. 3. Сводная ведомость гарантийных обязательств

Q Гарантийные сроки - М-4 "Дон" |. □. 1 ги ||^^|

< A\aA~ *-1 5 МД | Действующее а период •*• с 10*1.06.2013 | ^ по: 10*1.03.2015 | ^ Вся автомобильная дорога ' с: 2+0287,00 * по: 2+0287,00 *

Ремонт 18.08.2013 - 28.02.2014, ОАО "ДСК Автобан" (гарантия с 28.02.2014)

' Строительство 30.11.2007-26.11.2008, ОАО "ДСК Автобан" (гарантия с 26.11.2008)

2014 2015

Тип |объект |элемент Февраль | Март | Апрель | Май | июнь | июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь Январь Февраль

.. .. .Mil -г, 1.1

Дорожные знаки Все на участке с 348,00 км по 353... Сигнальные столбики Все на участке с 348,00 км по 353...

4 \ mi ► 1

Рис. 4. Список гарантийных обязательств, срок которых скоро истекает, и их отображение на карте

быть обнаружены как в ходе выполнения работ по диагностике, так и в ходе плановых осмотров перед окончанием гарантийных сроков. В системе IndorRoad каждый гарантийный случай создаётся в рамках действующего гарантийного обязательства и может быть связан с обнаруженным дефектом участка диагностики. В календаре сводной таблицы гарантийные случаи отображаются в виде «флажков». Цвет флажка позволяет быстро определить, устранён подрядчиком обнаруженный дефект или нет (рис. 5).

Для обобщённого анализа сведений о гарантийных случаях предусмотрена сводная таблица, в которой отображаются все гарантийные случаи по одной или нескольким автомобильным дорогам. Она позволяет получать различные статистические данные по возникшим и устранённым гарантийным случаям. Например, можно вывести в таблицу только неустранённые дефекты с целью планирования мероприятий по их ликвидации, или же

сгруппировать случаи по подрядным организациям, чтобы получить представление о качестве работ, выполненных разными подрядчиками.

Визуальный анализ гарантийных обязательств на карте дорог

Важное преимущество использования геоинформационных систем в процессе эксплуатации автомобильных дорог — возможность визуального представления на карте различных данных. Не являются исключением и гарантийные обязательства. Система позволяет отобразить на карте действующие гарантийные обязательства и при необходимости сразу получить по ним исчерпывающую информацию.

Как правило, на одном участке автомобильной дороги одновременно могут действовать несколько гарантийных обязательств, распространяющихся на различные элементы дороги

или выданные разными подрядными организациями. Поэтому для визуального анализа удобнее отображать на карте гарантийные обязательства по выбранному дорожному объекту. На рисунке 6 представлены гарантийные обязательства, действующие в данный момент на дорожное покрытие. Жёлтым цветом отображается обязательство, которое заканчивается в ближайшие два месяца. Если навести указатель мыши на гарантийный срок, то в подсказке можно увидеть подробную информацию по нему: событие, подрядную организацию, период действия гарантийного обязательства.

На карте отображаются также и гарантийные случаи. Красным цветом показываются обнаруженные дефекты, по которым только предстоит выполнение работ, а зелёным — уже устранённые. Изучив визуальную информацию, представленную на карте (рис. 6), можно сделать вывод о том, что в период действия гарантийного обязательства был выявлен гарантий-

118 | САПР и ГИС автомобильных дорог | №2(3), 2014

ГИС

Рис. 5. Отображение гарантийных случаев

Рис. 6. Отображение гарантийных обязательств и случаев на карте

ный случай — дефекты дорожного покрытия. Этот гарантийный случай был устранён в ходе проведения ремонтных работ на участке дороги, и после проведения ремонта на этот участок было выдано новое гарантийное обязательство.

Выводы

Повышение качества строительных и ремонтных работ возможно при комплексном принятии мер как со стороны государства, так и со стороны эксплуатирующих и подрядных организаций, а также разработчиков программного обеспечения для управления жизненным циклом автомобильной дороги. Современные геоинформационные системы, используемые при управлении процессом эксплуатации автомобильной дороги, должны предоставить пользователям возможности для полного и своевременного получения сведений о гарантийных обязательствах и гарантийных случаях. А это, в свою очередь, должно

повлиять на качество принимаемых управленческих решений и, в конечном итоге, привести к повышению технико-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги и безопасности движения по ней. S

Литература:

1. Распоряжение Минтранса РФ от 07.05.2003 N ИС-414-р «О введении в действие гарантийных паспортов

на законченные строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и ремонтом автомобильные дороги и искусственные сооружения на них».

2. Законопроект №212549-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах

и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)».

3. Субботин С.А., Скачкова А.С. ГИС автомобильных дорог IndorRoad. Новая версия // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2013. №1(1). С. 55-59.

САПР и ГИС автомобильных дорог | №2(3), 2014 | 119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.