Научная статья на тему 'Учреждение дополнительного образования детей как институт социального воспитания'

Учреждение дополнительного образования детей как институт социального воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1789
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ESTABLISHMENTS OF ADDITIONAL EDUCATION / SOCIAL EDUCATION / SOCIALIZATION / SOCIAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дружинин Роман Олегович

Рассматривается социальное воспитание, учреждение дополнительного образования как институт социального воспитания, его основные функции и задачи на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AS INSTITUTE OF SOCIAL EDUCATION

The social education, establishment of additional education of children as institute of social education, its main functions and tasks at the present stage is considered.

Текст научной работы на тему «Учреждение дополнительного образования детей как институт социального воспитания»

УДК 36+378

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

© Роман Олегович ДРУЖИНИН

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: nagaraisr@mail.ru

Рассматривается социальное воспитание, учреждение дополнительного образования как институт социального воспитания, его основные функции и задачи на современном этапе.

Ключевые слова: учреждения дополнительного образования; социальное воспитание; социализация; социальный опыт.

Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, является учреждение дополнительного образования детей.

На современном этапе в теории и практике социальной педагогики отмечается возрастающий интерес к проблеме дополнительного образования человека как важного института социального воспитания личности, способствующего становлению, развитию, адаптации ребенка к изменяющимся условиям внешней среды и интеграции различных субъектов.

Социальному воспитанию как органическому компоненту теории и практики социальной педагогики посвящены труды многих современных ученых: А.И. Арнольдов,

В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.П. Гурьянова, И.А. Липский, В.Д. Семенов, А.В. Мудрик, В. А. Никитин, Л.Е. Никитина, С.Н. Чистякова, Т.Ф. Яркина.

М.М. Плоткин считает, что социальное воспитание, как составная часть социальной педагогики, связано с изучением личности в системе средовых функциональных взаимодействий и объективно направлено на преодоление сложившегося в педагогической науке узкопрофессионального взгляда на личность и ее формирование в относительно замкнутых педагогических учреждениях (детский сад, школа, вуз и т. д.).

Вслед за М.М. Плоткиным рассматриваем объектом социального воспитания систему социальных взаимодействий человека в зоне его ближайшего окружения, а предметом - процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия человека в те-

чение всех возрастных периодов и в различных сферах его микросреды [1].

В трактовке М.П. Гурьяновой социальное воспитание - это педагогически ориентированная система государственной и общественной воспитательной помощи индивиду в период его личностного развития на протяжении всего жизненного пути. Данная система предполагает полноценное использование в воспитательно-образовательном процессе всего арсенала средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, в которой протекает жизнедеятельность конкретного индивида, возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса. Основу социального воспитания составляет педагогическая деятельность в открытой среде, предполагающая взаимодействие всех сил социума (см.: [1, с. 49-50]).

М.В. Шакурова определяет социальное воспитание как заботу общества о своем прогрессе в лице младших поколений; как условия, создаваемые обществом, государственными и частными структурами, для физического, психического и социального развития человека [2, с. 5].

А.В. Мудрик рассматривает социальное воспитание как «процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет. Иными словами, социальное воспитание представляет собой планомерное создание условий для

целенаправленного развития и ценностной ориентации человека» [3].

Эти условия, по мнению исследователя, создаются в ходе взаимодействия индивидуальных, групповых и социальных субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта человека, образования, индивидуальной помощи человеку.

«Организация социального опыта человека осуществляется через организацию жизнедеятельности в формализованных группах, стимулирование самодеятельности в формализованных группах, влияние на неформальные группы.

Образование включает в себя систематическое обучение (формальное образование как основное, так и дополнительное); просвещение, т. е. пропаганду и распространение культуры (неформальное образование); стимулирование самообразования.

Индивидуальная помощь человеку реализуется в процессе оказания помощи в решении проблем; консультаций; создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций; стимулирования саморазвития» [3].

Содержание, формы и методы социального воспитания непосредственно зависят от возраста человека.

Социальное воспитание - это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности» [4].

В.А. Никитин относит социальное воспитание к основным понятиям социальнопедагогической деятельности, считает, что это важнейшая, но не единственная часть воспитания вообще. Его содержание, цели, средства и результаты органически переплетаются с другими направлениями и компонентами целостного процесса воспитания человека, но вместе с тем имеют свою специфику. Интегрированным результатом социального воспитания является социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром [5].

Социальное воспитание как составная часть социальной педагогики, как сфера научного знания и социальной практики, рассматривая человека в органическом единстве индивидуально-психического и социального как открытую, постоянно меняющуюся систему, как бы очеловечивает, педагогизирует среду. Такой подход, по свидетельству В.Г. Бочаровой, не приемлет монодисциплинарности, а предполагает опору на интегративную целостную концепцию человека, ориентирующуюся на установление междисциплинарных связей в структуре человеческих дисциплины (а также внутри каждой из них) [6].

Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием, это направленная социализация личности.

По мнению Д.И. Фельдштейна понимать социализацию надо как преобразовательнодейственное начало, предполагающее соответствующую индивидуализацию, а социальное воспитание - это процесс педагогически направленной социализации [7].

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой - способность в определенной мере противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению.

Необходимо учитывать, что основная функция социализации отлична от основной функции воспитания. Если для социализации достаточна такая степень развития человека, которая позволяла бы ему функционировать в качестве полноправного члена общества, без соотнесения с определенной моделью развития личности, то основной функцией воспитания как раз и является реализация заранее сконструированной модели личности, отвечающей задачам и потребностям наиболее успешного функционирования и развития общества.

В современных условиях социальное воспитание должно оказывать эффективное влияние на формирование у молодого поколения духовных ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков.

Теоретические исследования и практика показывают, что эффективным институтом

социального воспитания личности является учреждение дополнительного образования.

Дополнительное образование является составной частью общей системы образования и воспитания, его специфической и органической частью.

В России в настоящее время действует 8447 организаций дополнительного образования детей. В утвержденных ФГОС начального общего и основного общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 10,9 млн детей, или 49,1 % детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Одной из задач подпрограммы «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» является: создание современной инфраструктуры неформального образования и социализации для формирования у обучающихся социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни, функциональной грамотности.

Для развития механизмов позитивной социализации подрастающего поколения будут разрабатываться новые, отвечающие изменившимся социокультурным условиям модели и программы формирования гражданских установок и социальных компетенций детей, проводиться модернизация системы дополнительного образования детей, летнего отдыха и занятости; будет формироваться система поддержки масштабных общественных просветительских проектов с использованием современных медийных инструментов [8].

В проекте закона «Об образовании» дается следующее определение дополнительного образования - вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества и государства в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования.

Деятельность всех учреждений дополнительного образования детей является социально востребованной и общественно значимой. Учреждения дополнительного образования детей создают благоприятные условия для формирования социального здоровья

личности подростка; свободный выбор образовательного маршрута, что позволяет ребенку не только самоопределиться в образовательном пространстве, но и самому определить свой индивидуальный вектор самопознания и самовоспитания.

Согласно проекту Приказа Минобрнауки России об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей учреждение дополнительного образования:

- реализует дополнительные образовательные программы, в т. ч. дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств в детских школах искусств (в т. ч. по различным видам искусств);

- оказывает услуги в интересах личности, общества, государства.

Основными задачами учреждения дополнительного образования являются:

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;

- выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;

- профессиональная ориентация детей;

- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

- подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;

- адаптация детей к жизни в обществе;

- формирование общей культуры детей;

- организация содержательного досуга детей;

- удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом [9].

Е.Б. Евладова выделяет следующие социальные функции дополнительного образования: социального диалога и партнерства детей и взрослых; социально-педагогической поддержки взросления; развития творчества и самореализации подрастающего поколения в социально значимых формах; поддержки рождающихся из самой жизни и социального

общения форм, образцов, путей самоопределения [10].

Отсутствие жестких образовательных стандартов в учреждениях дополнительного образования и заинтересованность педагога в том, чтобы ребенок посещал занятия вне прямой зависимости от академических успехов, определяют следующие особенности учреждения дополнительного образования:

- креативность (творческость) жизнедеятельности детских объединений;

- дифференциация воспитательного процесса;

- индивидуализация воспитательного процесса (регулирование времени, темпа и организации пространства при освоении содержания образования);

- обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребенка;

- стремление создать подлинный диалоговый характер взаимоотношений между педагогом и воспитанниками [11, с. 32].

Согласно А.К. Бруднову дополнительное образование нельзя рассматривать как «придаток» к основному, выполняющему исключительно функцию расширения образовательных стандартов, т. к. в этом случае теряется его основное предназначение - удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей, создание условий для творческого развития каждого ребенка, его адаптации в меняющемся обществе, приобщения к культурным ценностям [12].

Если базовое школьное образование получают, как правило, все дети в более или менее одинаковом объеме, что определяется базовым учебным планом и стандартом, то дополнительное образование добровольно, многообразно, разнопланово, наиболее вариативно и является необходимым звеном в воспитании многогранной личности, социальной адаптации, формировании социального здоровья.

Е.Б. Евладова определяет дополнительное образование «как процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленный на удовлетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей, способностей и содействующий ее самореа-

лизации и культурной (в т. ч. социальной) адаптации» [10, с. 9].

Образование в рамках учреждения дополнительного образования рассматривается учеными как взаимосвязь двух процессов (обучение и воспитание), активизирующих личность на деятельность по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными отношениями [12, с. 3-5].

Новое качество дополнительного образования в современных условиях, с учетом внедрения компетентностного подхода заключается, прежде всего, в развитии личности и формировании ключевых компетенций, таких как:

- навыки и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности;

- гражданское и правовое самосознание, духовность и культура, инициативность, самостоятельность и толерантность, способствующие успешной социализации и активной адаптации на рынке труда [13].

Основными принципами социального воспитания в учреждении дополнительного образования детей являются принципы гуманизма, культуросообразности, природосооб-разности, демократизации; принципы личностно-ориентированного подхода, единства процессов социализации и индивидуализации личности, а также социальных проб.

Социальное воспитание реализуется через социальные отношения, осуществляемые профессиональными и досуговыми общностями в рамках особых социальных организаций. Так, социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей обеспечивает у них воспроизводство социальных отношений [14].

В процессе своей деятельности учреждения дополнительного образования детей предоставляют возможности подросткам для осуществления социальных проб. Социальные пробы представляют собой непродолжительное включение учащихся в коллективную жизнедеятельность воспитательной организации, где моделируются и осуществляются конкретные виды профессиональных и досуговых занятий, благодаря чему воспитанник получает и присваивает информацию о объектах и явлениях действительности, получает и осознает опыт своего взаимодейст-

вия, обретает социальные связи. Результатом социальных проб является выбор индивидуально актуальных сфер жизнедеятельности, осуществленный на основе полученного опыта. В процессе пробы происходит осознание воспитанником степени соответствия специфики сферы жизнедеятельности и индивидуальных особенностей личности (самооценка учащимся своих возможностей) [14].

Физкультурно-спортивная деятельность в учреждении дополнительного образования детей дает возможность для осуществления социальных проб. Эффективно управляемая физкультурно-спортивная деятельность связана с достижением социально-значимых целей, имеет четкую организацию, включает детей, подростков, молодежь в систему нравственных отношений. Значительный труд, вкладываемый спортсменом для достижения поставленной цели, высокая эмоциональность, необходимость наличия самодисциплины и контроля над собой - все это моделирует сложные жизненные ситуации, которые как бы проигрываются в спортивной деятельности [15, с. 71].

Спортивная деятельность создает условия для формирования у людей, занимающихся спортом, трудолюбия, волевых качеств, дисциплинированности, высокой социальной активности, непримиримости к нечестным поступкам, налагает на них высокую правовую и моральную ответственность. Средства спортивной деятельности при социально-педагогическом управлении играют весомую роль в активизации личности спортсмена, влияя не только на образ жизни, нравственное воспитание, но и на ту микро-социальную среду, которая его окружает.

Дополнительное образование позволяет развивать способности личности к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности на основе использования социального опыта.

На основе анализа теоретических разработок в области социального воспитания и дополнительного образования нами было выявлено, что учреждения дополнительного образования детей создают благоприятные условия для приобщения к социальной культуре, к ценностям и нормам общества, а также для свободного выбора вида социальнопозитивной деятельности, актуализации в ней. Деятельность в учреждении дополни-

тельного образования позволяет ребенку определить свой индивидуальный вектор самопознания, саморазвития и самовоспитания. Ориентируясь на индивидуальные запросы каждого, воспитание в дополнительном образовании способствует приобщению личности к мировой культуре и общечеловеческим ценностям, формированию стратегии собственного развития.

Иными словами, дополнительное образование можно рассматривать как наиболее оптимальный в современных условиях институт социального воспитания детей и подростков.

1. Плоткин М.М. Социальное воспитание школьников. М., 2003.

2. Методика и технология работы социального педагога. М., 2004.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2003.

4. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики. М., 2002.

5. Социальная педагогика / под ред. В. А. Никитина. М., 2002.

6. Социальная педагогика / под ред. В.Г. Бочаровой. М., 2004.

7. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.

8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы. иКЬ: http://window.edu.ru/news/ 045/55045/files/gosprogramma_razvitie_obrazo vaniya_proekt.pdf. Загл. с экрана.

9. Проект Приказа Минобрнауки России об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей. иКЬ: http://img.rg.ru/pril/article /61/88/67/Prikaz_Minobrnauki_Rossii.pdf. Загл. с экрана.

10. Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. М., 1996.

11. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей / под ред. А.В. Мудрика. М., 2004.

12. Бруднов А.К. Управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей: опыт, проблемы, перспективы. М., 1997.

13. Титлянова Г.Н. Современные требования к качеству дополнительного образования детей - компетентностный подход в организации социально значимой деятельности детей и подростков // Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца: материалы международной на-

учно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь). Пермь, 2009. Ч. 1. С. 101108.

14. Куприянов Б.В. Социальное воспитание учащихся в учреждениях дополнительного образования детей: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Кострома, 2011.

15. Карпов В.Ю., Щеголев В.А., Щедрин Ю.Н. Социально-личностное воспитание студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности. СПб., 2006.

Поступила в редакцию 3.1Q.2Q12 г.

UDC 36+378

ESTABLISHMENT OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AS INSTITUTE OF SOCIAL EDUCATION Roman Olegovich DRUZHININ, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: nagaraisr@mail.ru The social education, establishment of additional education of children as institute of social education, its main functions and tasks at the present stage is considered.

Key words: establishments of additional education; social education; socialization; social experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.