Научная статья на тему 'Учитель в социально-контекстном пространстве современной школы'

Учитель в социально-контекстном пространстве современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕОРИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ / ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ КОНТЕКСТ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНО-КОНТЕКСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ / ШКОЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КОНТЕКСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / CONTEXT LEARNING / INTERNAL AND EXTERNAL CONTEXT / SOCIAL-PEDAGOGICAL INTERACTION / SOCIAL CONTEXT SPACE OF SCHOOL / SCHOOL CULTURE / CONTEXT-BASED EDUCATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мачехина Ольга Николаевна

В статье рассматриваются вопросы организации социально-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса. Определяется категория социально-контекстного пространства современной школы, формулируются условия его развития, среди которых особое место занимают контекстно-ориентированные образовательные технологии, рассмотренные с позиции теории контекстного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The teacher in social context space of modern schoolL

The article deals with the problems of organization of social and pedagogical interaction of the subjects of educational process. It defines the category of social context space of modern school, and the conditions for its development, among which a special role belongs to context-oriented educational technologies considered by the author from the standpoint of the context learning theory

Текст научной работы на тему «Учитель в социально-контекстном пространстве современной школы»

О. Н. Мачехина

(Москва)

УЧИТЕЛЬ В СОЦИАЛЬНО-КОНТЕКСТНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматриваются вопросы организации социально-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса. Определяется категория социально-контекстного пространства современной школы, формулируются условия его развития, среди которых особое место занимают контекстно-ориентированные образовательные технологии, рассмотренные с позиции теории контекстного обучения

Современный этап развития общеобразовательной средней школы характеризуется становлением инновационной педагогики. При этом главным «двигателем» ее модернизации по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Происходящие изменения делают актуальной проблему развития педагогической компетентности учителя, обладающего достаточным уровнем теоретической подготовки и практических умений и навыков, способного к профессиональному росту и мобильности. Адаптация к меняющимся условиям педагогической деятельности становится важнейшей предпосылкой успешного учительского труда.

В повышении профессионализма педагогических кадров особое значение придается освоению достижений современной педагогической мысли и богатого опыта практико-ориен-тированных научных школ. Это особенно важно в условиях, когда педагогическая наука еще не дала аргументированных ответов на актуальные вопросы о сущностных характеристиках профессионализма учителя, закономерностях, факторах и условиях его становления и развития, способствующих решению задач модернизации российского образования и его интеграции в европейскую и мировую образовательную систему.

В то же время для разрешения актуальной проблемы развития профессиональной компетентности современного учителя сложились реальные научные предпосылки. На наш взгляд, наиболее продуктивной в этом отношении является теория контекстного обучения А. А. Вербицкого, развиваемая в нашей стране в течение почти 30-ти лет [1]. Можно сказать, что она ориентирована на создание интегративного единства пяти сред, задающих смыслообразующие контексты деятельности субъектов образовательного процесса в современной школе: ин-

формационной, общекультурной, социальной, предметно-профессиональной и собственно образовательной.

Контекст - это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как в целом, так и ее компонентам. Внутренний контекст представляет собой индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека. Внешний контекст - предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует [2].

Благодаря контексту человек знает, чего ему следует ожидать, и может это осмысленно интерпретировать; прежде чем действовать, он стремится собрать всю возможную контекстную информацию; знание о том, что произойдет в будущем, позволяет легче воспринимать настоящее. Без сохранения в памяти контекста, в котором протекает целенаправленное поведение, оно нарушается, и организм находится во власти мгновенных состояний, которые он не может регулировать. Таким образом, внутренний и внешний мир «даны» человеку не сами по себе, а в тех или иных предметных и социальных контекстах. Поэтому моделирование предметного и социокультурного контекстов в образовательном процессе придает личностный смысл профессиональной деятельности учителя, порождает интерес к решению проблемных ситуаций социально-педагогического взаимодействия [Там же].

Отметим, что мы рассматриваем ситуации такого взаимодействия в пяти плоскостях. Первая плоскость - отношения между учителем и учеником. Вторая - между учителем и коллегами. Третья - между учителем и администрацией. Четвертая плоскость - отношения между

учителем и родителями учеников. И, наконец, пятая - это взаимоотношения учителя с социумом, включающим в себя людей, живущих по соседству со школой, работников медицинских учреждений, торговых точек, культурно-развлекательных учреждений, транспортных служб, с которыми учитель вступает во взаимодействие в ходе обучающей и воспитывающей деятельности. Чаще всего в такое взаимодействие вступают классные руководители.

Не умаляя роль родителей в образовательном процессе, мы сознательно отдали им лишь четвертое место в иерархии плоскостей педагогического взаимодействия. Дело в том, что первые три плоскости касаются непосредственно школы, поскольку ситуации педагогического взаимодействия между учителем и учениками, коллегами и администрацией возникают и развиваются в ходе образовательного процесса. А взаимодействие с родителями и представителями социума происходит, как правило, вне учебного времени.

Изложенное представление о внутреннем и внешнем контекстах и их роли в развитии человека и о плоскостях социально-педагогического взаимодействия учителя позволяет нам сформулировать понимание социально-контекстного пространства современной школы. Это - объективная категория места, в котором осуществляется общение участников образовательного процесса в режиме диалога и полилога, где системно и целенаправленно происходят личност-но значимое комментирование, ситуативно-событийная интерпретация и проживание увиденного и услышанного на основании «столкновения» внутреннего и внешнего контекстов субъектов образовательного процесса.

Социально-контекстное пространство - динамичная система, требующая для своего развития определенных условий, обеспечивающих среди многих важных составляющих рост уровня компетентности всех участников педагогического взаимодействия и развитие профессионализма учителя. При этом становятся необходимыми разработка и освоение контекстноориентированных образовательных технологий. Под контекстно-ориентированной технологией мы понимаем последовательную систему действий и поступков учителя, связанную с использованием определенных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, создающую совокупность условий для актуализации внутреннего и внешнего контекстов деятельности учителя и ученика.

Одной из выявленных и экспериментально проверенных контекстно-ориентированных об-

разовательных технологий является технология социально-контекстного образования (ТСКО) [8, с. 36-49]. Концептуально и содержательно она основана на теории контекстного обучения. Её организационной формой является ролево-игровой проект, в котором задействованы все участники образовательного сообщества. Речь идет о проектировании и проигрывании специально разработанных ситуаций в контексте социальной, в том числе и профессиональной жизни и деятельности учащихся, учителей, администрации, родителей, местного сообщества. Мы называем ролевые игры ситуационными, их организационной формой является проект, а методической составляющей технологии социально-контекстного образования (ТСКО) является проектно-контекстный подход. Под проектно-контекстным подходом мы понимаем такой подход к обучению и воспитанию в средней школе, учреждениях среднего и высшего профессионального образования, который заключается в проектировании и использовании обучающих предметных и социальных ситуаций и ролевых игр как форм контекстного обучения.

Реализация проектно-контекстного подхода должна обеспечить развитие социальной компетентности участников образовательного сообщества и повышение профессионализма учителя, что, на наш взгляд, должно приводить к гармонизации социально-контекстного пространства школы.

Для этого необходимо создавать в школе определенные условия, наиболее важными из которых являются, на наш взгляд, следующие. Во-первых, непрерывное профессиональное саморазвитие учителей и воспитателей, основанное на ситуативном моделировании педагогического взаимодействия в различных плоскостях.

Во-вторых, использование мотивационных стимулов, побуждающих учителей к росту профессиональной компетентности, а школьников к овладению способами социально ориентированных действий и поступков. Все мотивационные стимулы должны быть личностно ориентированы, будучи грамотно использованными администрацией школы и управленческими структурами образования, они обусловливают появления ситуаций «столкновения» внутреннего и внешнего контекстов участников образовательного сообщества и побуждают их овладевать актуальными для них в той или иной ситуации способами социально-ориентированных действий и поступков. Назовем некоторые мотивационные стимулы, разработанные в ходе нашего исследования. Это - самоутверждение в

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (20) 2009

155

группе, коррекция собственной самооценки, реализация творческих, организаторских и иных способностей, востребованность результатов деятельности в среде ближайшего окружения.

Третьим условием должно стать наличие социально-личностно ориентированной школьной культуры. Под школьной культурой мы понимаем комплекс норм, ценностей и принципов деятельности, разделяемый большинством представителей того или иного образовательного сообщества.

Это сообщество представлено внутренним (учащиеся, учителя, работники школы) и внешним (родители, живущие рядом со школой люди, работники различных подразделений социальной инфраструктуры, представители управленческих структур образования, представители институтов государственной власти и т.д.) уровнями. Школьная культура как особый стиль взаимодействия всех ее участников складывается под воздействием многочисленных факторов, но уровень её развития во многом оп-

ределяет успешность процесса педагогического взаимодействия во всех названных выше плоскостях.

В заключение ещё раз отметим, что школа, равно как и любое образовательное учреждение, является местом, где происходит уже достаточно хорошо изученный образовательный процесс, но всё-таки представляющий каждый раз новый научный интерес. Как известно, этот процесс объединяет обучение, воспитание и развитие. При этом, говоря о развитии как составляющей образовательного процесса, мы подразумеваем, прежде всего, развитие учеников, забывая иногда о том, что, обучая, учитель тоже развивается. Или должен развиваться...

В качестве важных задач современной педагогической науки мы видим разработку и исследование условий, которые должны быть созданы в образовательных учреждениях для постоянного развития педагогического профессионализма учителя. Ведь именно от этого зависят в конечном счете и качество образования, и успешная социализация детей.

Литература

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 208 с.

2. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 84 с.

3. Генике Е. А. Профессиональная компетентность педагога. - М.: Сентябрь, 2008. - 176 с. (Биб-ка журн. «Директор школы»).

4. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала.

- М.: МПСИ, 2004.

5. Иванов Д. И. Как можно оценивать компетентности? // Биб-ка журн. «Директор школы». - 2007. - №6. - С.80-85.

6. Кларин М. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (зарубежный опыт) // Инновационное движение в российском школьном образовании. - М., 1997.

- С.337.

7. Ларионова О. Г. Компетентность - основа контекстного обучения // Высшее образование в России. - 2005. - №10. - С.118-122.

8. Мачехина О. Н. Технология социально-контекстного образования // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии в современном образовании : сб. ст. - Москва: МИОО, 2008. - С.36-49.

9. Mahony P., Harris V. Profiling in practice: the Goldsmiths' experience. Developing Competent Teachers: Case studies in Specifying, Assessing and Reporting on Competences in Initial Teacher Education. -London, 2001. - 296 p.

--------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.