Научная статья на тему 'Учетное обеспечение налоговой политики предприятия: вопросы организации'

Учетное обеспечение налоговой политики предприятия: вопросы организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
722
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТ ДОХОДОВ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисейко Ю.В.

В связи с реформированием системы налогообложения в Украине и гармонизацией требований налогового законодательства и положений национальных стандартов бухгалтерского учета актуализируются вопросы налогового планирования, основой для которого является налоговая политика предприятий. Выбор наиболее оптимальных вариантов определения доходов при расчете налога на прибыль, а также их дальнейшего учетного отражения является основным элементом налоговой политики предприятия и соответственно составляет систему ее учетного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учетное обеспечение налоговой политики предприятия: вопросы организации»

зарубежный опыт

УДК 657.2

УЧЕТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ

I*

Ю. В. БОРИСЕИКО,

аспирант,

ассистент кафедры бухгалтерского учета E-mail: juliaj2007@mail. ru Житомирский государственный технологический университет, Украина

В связи с реформированием системы налогообложения в Украине и гармонизацией требований налогового законодательства и положений национальных стандартов бухгалтерского учета актуализируются вопросы налогового планирования, основой для которого является налоговая политика предприятий. Выбор наиболее оптимальных вариантов определения доходов при расчете налога на прибыль, а также их дальнейшего учетного отражения является основным элементом налоговой политики предприятия и составляет систему ее учетного обеспечения.

Ключевые слова: учет доходов, налоговая политика, налоговое планирование.

В условиях рыночной экономики одной из основных целей предприятия является максимизация прибыли. Для ее достижения субъекты хозяйствования осуществляют стратегическое и текущее планирование деятельности. При этом значительную часть доходов хозяйствующий субъект в форме налогов направляет в бюджет государства. Поэтому при финансовом

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Житомирском государственном технологическом университете.

планировании необходимо учитывать налоговый фактор для оптимизации налоговых платежей.

Существующая в Украине система налогообложения, ее реформирование согласно Налоговому кодексу Украины (НКУ) и значительное налоговое бремя вынуждают субъектов хозяйствования искать пути уклонения от уплаты налогов.

В связи со значительным реформированием подходов к налогообложению в Украине, направленным на гармонизацию его с международными стандартами, налоговый режим вносит вариативность в учет отражения отдельных объектов. Поэтому важным инструментом управления доходностью становится учетная политика и ее составляющая - налоговая. Грамотно разработанная, теоретически и методологически обоснованная, практически реализованная налоговая политика позволяет обеспечить большую эффективность налогообложения, стабильность и достаточность финансирования.

Введение вариативности в налогообложении в соответствии с положениями международных стандартов, закрепление единой законодательной базы по вопросам налогообложения, усиление контроля

со стороны государства и наказания за неуплату налогов должны привести к переходу предприятий на новый уровень планирования - системное налоговое планирование. Заимствование зарубежной практики налогового планирования, которое является неотъемлемой составной частью управления финансами, оценки его влияния на финансовые результаты организации, дает возможность не только регулировать налоговую нагрузку, учитывать налоговый фактор в налоговом планировании для достижения стратегических целей предприятия, но и приблизиться к гармонизации интересов предприятия и государства.

Налоговый кодекс Украины регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, подлежащих уплате в Украине, порядок их администрирования, определяет плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц при осуществлении налогового контроля, а также устанавливает ответственность за нарушение налогового законодательства и предоставляет налогоплательщику возможность выбора системы налогообложения и методов ведения учета.

Большой вклад в исследование и решение вопросов организации бухгалтерского учета на уровне государства и предприятия внесли Ф. Ф. Бутынец, М. Л. Пятов, Я. В. Соколов и др. Фактически все исследователи бухгалтерской науки уделяли значительное внимание вопросам учетной политики, в том числе украинские исследователи Т. В. Барановская, О. В. Будько, В. М. Жук, Л. Д. Лысова, С. Н. Мищенко, О. А. Наумчук, В. М. Пархоменко. Вопросы учетной политики были ключевыми в исследованиях С. С. Быкова, А. Н. Гомбоевой, Е. А. Елгиной, О. Н. Зайцева, М. А. Иванова, С. В. Мынова, Н. С. Сахчинской и др.

На сегодня чрезвычайную актуальность приобретает вопрос определения направлений организации бухгалтерского учета доходов с учетом факторов влияния на формирование политики в соответствии с Положениями (стандартами) бухгалтерского учета (П (С) БУ) и налоговой политики по данным операциям в целях повышения эффективности хозяйственной деятельности и

обеспечения стабильности финансово-имущественного положения предприятий.

Как отмечают профессора Я. В. Соколов и М. Л. Пятов, существует набор различных вариантов бухгалтерской методологии, позволяющих один и тот же факт хозяйственной жизни представить в учете совершенно по-разному [2, с. 90]. Выбор одного из вариантов считают учетной политикой предприятия.

Учетная политика в зарубежной практике возникла вследствие осознания необходимости централизованного регулирования бухгалтерского учета. В Украине появление учетной политики -это результат процесса реформирования бухгалтерского учета, ориентиром которого избраны Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). В учетной практике Украины термин «учетная политика» появился в начале 1990-х гг., а с принятием закона Украины от 16.07.1999 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» и введением в действие национальных стандартов приобрел широкое распространение.

За прошедшие 20 лет в Украине не приняты нормативные документы, регулирующие порядок формирования учетной политики как элемента организации бухгалтерского учета, поэтому отсутствует регулирование содержания учетной политики, формы документального закрепления, утверждения и внесения изменений.

Некоторые вопросы регулирования учетной политики определены в письме Минфина Украины от 21.12.2005 № 31-34000-10-5/27793 «Об учетной политике» П (С) БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» и П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовой отчетности». Однако в этих документах отсутствуют указания о содержании учетной политики, необходимой степени детализации ее положений и организационных моментах.

В международной практике для решения вопросов формирования и применения учетной политики, отражения внесенных в нее изменения и раскрытия информации в финансовой отчетности предусмотрено использование отдельного стандарта - МСФО 8 «Учетная политика, изменения в учетных оценках и ошибки». Аналогичную практику целесообразно внедрить и в Украине, которая должна кроме перечня целей содержать описание

приоритетов, задач и положений учетной политики в контексте повышения качественного уровня методологического обеспечения бухгалтерского учета, понятие применения профессионального суждения бухгалтера. Данного мнения придерживаются Ю. Б. Слободяник и Ю. А. Хоменко [9], разработавшие проект профильного стандарта «Учетная политика».

Практическая ценность методики формирования, раскрытия и реализации учетной политики предприятий требует более детального изучения, начиная с точного определения сущности данного понятия. Официальная трактовка, приведенная в законе «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» [6], видится слишком узкой для понимания учетной политики. Этим нормативным документом не конкретизированы сущность принципов, методов и процедур учетной политики. Профессор В. М. Пархоменко и В. М. Жук считают, что под принципами следует понимать основные, базовые положения этой политики, то, на основе чего строится эта политика, методы - это способы решения конкретных задач; процедура - установленный порядок ведения бухгалтерского учета. Все это вместе и составляет учетную политику предприятия [5, с. 19].

С учетом определения, приведенного в законе «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», считаем, что под учетной политикой понимается совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для организации и ведения учета, составления и представления отчетности.

Исследователи выделяют наряду с учетной политикой балансовую, налоговую, финансовую, амортизационную, эмиссионную, договорную, ценовую, инновационную, инвестиционную, кадровую, дивидендную политику предприятия и т. д. Однако следует отметить, что все эти виды являются составляющими экономической политики предприятия, которая в свою очередь формируется в пределах экономической политики государства.

С принятием НКУ налоговая политика предприятия стала играть определяющую роль, хотя согласно письму Минфина Украины «Об учетной политике» учетная политика определяется на основе положений (стандартов) бухгалтерского учета и других нормативных правовых актов по

бухгалтерскому учету и финансовой отчетности [7]. Таким образом, этим нормативным документом исключается существование налоговой политики как части учетной, что в свою очередь вносит неопределеность в теорию и практику бухгалтерского учета.

Следует констатировать тот факт, что в украинских литературных источниках вопросы существования налоговой политики не находят должного отражения. Внимание обращается на важность учетной политики, однако дискуссия о существовании налоговой политики не получила широкого распространения.

Исследователи по-разному трактуют понятие «налоговая политика». Так, профессор И. А. Бланк определяет налоговую политику предприятия как составную часть финансовой стратегии предприятия, которая заключается в выборе наиболее эффективных вариантов осуществления налоговых платежей при наличии альтернативных вариантов его хозяйственной деятельности [1, с. 205]. Подход, при котором налоговая политика определяется как составная часть финансовой стратегии предприятия, интересен, но влияние налоговой политики предприятия значительно шире. В частности, налоговая политика влияет не только на финансовую, но и на социальную сферу предприятия, его репутацию как плательщика налогов и т. п.

Также исследователи выделяют налоговую политику в противовес учетной, в частности профессор Я. В. Соколов выделял два вида учетной политики: в целях финансового учета и в целях налогообложения [4]. Только их гармонизация позволит нивелировать негативное влияние налоговых последствий на хозяйственную деятельность предприятия.

Согласно Налоговому кодексу РФ учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценка и распределение, а также учет иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика [3].

Ю. М. Покидюк под налоговой политикой понимает совокупность способов, методов и

процедур отражения в отчетности процесса начисления и уплаты обязательных платежей в бюджет [8]. В данном определении автор лишь перефразировал понятие «учетная политика» для целей налогообложения.

Учитывая его позицию, под налоговой политикой предприятия следует понимать часть учетной политики, заключающуюся в выборе субъектом хозяйствования системы налогообложения, методик, форм, способов организации и ведения учета в соответствии с требованиями НКУ для осуществления налоговых расчетов, составления и представления налоговой отчетности.

От правильно сформированной налоговой политики зависит не только финансовая обеспеченность предприятий освободившимися средствами, полученными в связи с оптимизацией системы налогообложения, принятой на предприятии, но и стратегия его развития на длительную перспективу. Исходя из предложенного определения, считаем, что налоговая политика предприятия является неотъемлемой частью учетной политики (рис. 1).

На рис. 1 показана взаимосвязь налоговой политики предприятия с другими компонентами стратегии развития предприятия. Налоговую политику предприятия целесообразно рассматривать как составную часть учетной политики, поскольку она имеет аналогичные учетной политике составляющие:

1. Субъекты: владелец, или уполномоченные им лица, заинтересованные в максимальной отдаче вложенных в предприятие ресурсов и со-

хранении их имущества, руководитель, который призван выполнить поставленные собственником задачи; субъекты разработки учетной политики (руководитель или уполномоченные им лица); субъекты ведения учета и соблюдения положений учетной политики (собственник или руководитель, бухгалтерская служба, бухгалтер, аудитор или другой специалист по бухгалтерскому учету, зарегистрированный как предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).

2. Объектом учетной политики является положение по организации и ведению учета, в отношении которого есть альтернативные варианты, определенные законодательством.

3. Элементы учетной политики, как отмечает Т. В. Барановская, - методические приемы, способы и процедуры, которые определяются из числа общепринятых с учетом особенностей деятельности предприятия.

Считаем справедливым выделять составляющие учетной политики, регламентируемые правилами, определенными П(С)БУ, как политику по П(С)БУ, и налоговым законодательством - как налоговую политику предприятия. Сравнительная характеристика видов учетной политики приведена в табл.1.

Таким образом, налоговая политика предприятия, как и политика по П(С)БУ, закрепляется только на микроуровне, непосредственно приказом (положением) об учетной политике предприятия, где указывается перечень методов

Стратегия развития предприятия

I

Финансовая Стратегия работы Стратегия развития бизнес- Стратегия работы

стратегия с клиентами процессов предприятия с персоналом

РЕАЛИЗАЦИЯ

Договорная политика

Инновационная политика

Ценовая политика

Политика сбыта

Учетная политика

Другие виды политики

Политика по П(С)БУ -»[ Налоговая политика

Рис. 1. Место налоговой политики в системе стратегического развития предприятия

Таблица 1

Сравнительная характеристика составляющих учетной политики предприятия: политики по

П(С)БУ и налоговой политики предприятия

Характеристика Политика по П(С)БУ Налоговая политика

Сущность Часть учетной политики, которая заключается в выборе субъектом совокупности принципов, методов и процедур, используемых предприятием для организации и ведения учета по П(С)БУ, составления и представления финансовой отчетности Часть учетной политики, которая заключается в выборе субъектом хозяйствования системы налогообложения, методик, форм, способов организации и ведения учета в соответствии с требованиями НКУ для осуществления налоговых расчетов, составления и представления налоговой отчетности

Цель Установление наиболее приемлемых для предприятия методов учета активов, капитала, обязательств, доходов и расходов Оптимизация налоговой нагрузки

Задания Предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и беспристрастной информации о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия. Сохранение и приумножение имущества собственника. Обеспечение эффективного управления предприятием Предоставление полной, правдивой и непредвзятой информации о состоянии и порядке расчетов по налогам и сборам. Уменьшение налоговых обязательств легальными путями. Жесткий контроль за соблюдением налогового законодательства во избежание негативных последствий налоговых правонарушений

Принципы Принципы ведения бухгалтерского учета определены П(С)БУ: автономность предприятия, непрерывность деятельности, периодичность, историческая (фактическая) себестоимость, начисление и соответствие доходов и расходов, полное освещение, последовательность, осмотрительность, превалирование содержания над формой, единый денежноый измеритель Принципы налогообложения: строгое соблюдение действующего налогового законодательства, поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения, оперативный учет изменений в действующей налоговой системе, плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей, обеспечение своевременных расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налоговым платежам [2, с. 206])

Порядок принятия Принимается в период деятельности предприятия, при необходимости вносятся изменения Принимается с даты регистрации налогоплательщика с внесением изменений при приобретения или утрате статуса такого плательщика или получения налоговых льгот

Порядок утверждения Приказом (положением) об учетной политике предприятия

оценки, учета и процедур, по которым нормативно-методическая база предусматривает более одного варианта. Предприятия формируют свою налоговую политику с учетом своей структуры, принадлежности к отрасли и других особенностей деятельности.

Из анализа положений НКУ установлено, что налоговое законодательство предусматривает существование альтернативных вариантов. Вариативность бухгалтерского учета приводит к тому, что бухгалтер должен применять профессиональное суждение. Альтернативные варианты для определения доходов и расходов предприятия ока-

зывают влияние не только на размер финансовых результатов предприятия, но и на базу обложения налогом на прибыль.

Выбор альтернативных вариантов налоговой политики зависит от объемов хозяйственной деятельности предприятия и наличия свободных денежных средств, квалификации и уровня образования учетных работников, желания собственников и других факторов и является сугубо индивидуальным для каждого предприятия. На основе опроса 40 предприятий Житомирской области членами Житомирской научной бухгалтерской школы установлено, что лишь незначительное

число предприятий осуществляет налоговую политику и налоговое планирование, что отражено на рис. 2.

Отсутствие налоговой политики на большинстве опрошенных предприятий обус-

80 70 60 50 40 30 20 10 0

X"

□ Налоговая политика присутствует и документально оформлена

□ Налоговая политика присутствует, но документально не оформлена

□ Налоговая политика отсутствует

ловлено действием до 2011 г. закона Украин ы «О налогообложении прибыли предприятий», практически не предусматривавшего альтернативы для расчета налогооблагаемой базы. Начиная с 2011 г. в связи с появлением альтернативных вариантов при налогообложении наличие налоговой политики на предприятии становится необходимостью. Однако это должно быть урегулировано на законодательном уровне.

Основные альтернативы, которые предусматривает НКУ, представлены в табл. 2.

В табл. 2 выделена общая характеристика альтернативных вариантов, которые применяются по разным видам налогов. Кроме того, при расчете налога на прибыль предприятий важными факторами выступают: выбранный метод, применяемый при оценке выбытия отдельных групп запасов, имеющих одинаковое назначение и одинаковые условия использования, метод для начисления амортизации, метод распределения общепроизводственных затрат, нормы для брака, гарантийных замен, система налогообложения продавца товаров (работ, услуг) и др.

Государственная регламентация порядка формирования и документального оформления налоговой политики предприятий является одним из приоритетных направлений соответствующих разработок.

Порядок избрания, формирования и применения налоговой политики предприятия осуществляется при соблюдении следующих принципов: - строгое соблюдение действующего налогового законодательства (для формирования и применения налоговой политики приоритет-

Источник: рассчитано автором на основе проведенного опроса предприятий Житомирской области.

Рис. 2. Уровень документального закрепления учетной политики на исследованных предприятиях Житомирской области в 2011 г, %

ными являются требования действующего налогового законодательства, в частности НКУ и других нормативных правовых актов);

- поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, которые обеспечивают минимизацию базы налогообложения, заключается в выборе наиболее оптимальных вариантов учета объектов в соответствии с требованиями НКУ для уменьшения базы налогообложения;

- оперативный учет изменений в действующей налоговой системе - своевременность реагирования на изменения налогового законодательства с одновременной корректировкой налоговой политики предприятия;

- плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей заключается в стратегическом планировании налоговых выплат, учета требования по альтернативным вариантам;

- обеспечение своевременных расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налоговым платежам - оперативный контроль за своевременным предоставлением отчетности и уплатой налоговых обязательств бюджетным и внебюджетным фондам.

На основе исследований, проведенных И. В. Супруновой, предлагается дополнить предложенное автором П(С)БУ «Учетная политика предприятия» разделом «Налоговая политика предприятия», что также обеспечит на государственном уровне обязательность разработки и утверждения положений налоговой политики

Таблица 2

Альтернативные варианты применения элементов налоговой политики предприятия

№ п/п Элемент налоговой политики Альтернативные варианты, предоставляемые Налоговым кодексом Украины

1 Выбор системы налогообложения Упрощенная. Общая

2 Установление метода определения обычной цены Сравнительная неконтролируемая цена (аналог продаж). Цена перепродажи. «Издержки плюс». Распределение прибыли. Чистая прибыль. В случае отсутствия данных для применения указанных методов определения обычной цены такая цена может быть определена исходя из результатов независимой оценки имущества и имущественных прав, которая проводится субъектом оценочной деятельности в соответствии с законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине»

3 Установление порядка представления деклараций Лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом. Направляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения за 10 дней до истечения предельного срока подачи декларации. Средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия по регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством

4 Порядок внесения изменений в налоговую отчетность Направляется уточняющий расчет и уплачивается сумма недоплаты со штрафом в размере 3 %% от такой суммы до представления уточняющего расчета. Отражается сумма недоплаты в составе декларации по этому налогу, которая подается за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства, увеличенная на сумму штрафа в размере 5 %% от такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по этому налогу. Если после подачи декларации за отчетный период налогоплательщик подает новую декларацию с исправленными показателями до окончания предельного срока подачи декларации за такой же отчетный период, то штрафы не применяются

предприятия, очертит круг субъектов ее формирования, определит основные составляющие и требования к налоговой политике, принципы формирования и порядок документального оформления. Содержание предложенного раздела «Налоговая политика» проекта П(С)БУ «Учетная политика предприятия» приведено в табл. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается возможной конкретизации положений учетной политики, то в содержании (см. табл. 3) приведен приблизительный перечень для возможности применения на разных предприятиях с учетом их особенностей.

Необходимость регламентации налоговой политики обусловлена существованием альтернативных методов оценки и признания активов, пассивов, доходов и расходов предприятия в соответствии с требованиями НКУ. Разработанное положение будет способствовать оптимальному

налоговому планированию и обеспечит защиту интересов предприятия и государства, в частности в разрезе признания доходов и расходов предприятия, с учетом видов экономической деятельности предприятия и нетипичных хозяйственных операций предприятия.

Кроме того, внедрение раздела «Налоговая политика» как составной части П(С)БУ «Учетная политика предприятия» позволит гармонизировать учетное законодательство в части применения учетной политики предприятия.

Анализ теоретических основ налоговой политики, публикаций по вопросам налоговой политики позволил выделить основные принципы, на которых базируются формирование и применение налоговой политики предприятия. Данные принципы положены в основу разработки отдельного раздела П(С)БУ «Учетная политика предпри-

Таблица 3

Содержание раздела «Налоговая политика»

П (С)БУ «Учетная политика предприятия»

№ п/п Название раздела Содержание

1 Общие положения Приводится понятие «налоговая политика», под которым следует понимать часть учетной политики, которая заключается в выборе предприятием систем налогообложения, методик, форм, способов организации и ведения учета в соответствии с требованиями НКУ для осуществления налоговых расчетов и составления и представления налоговой отчетности

2 Принципы налоговой политики Приводится перечень основных принципов формирования налоговой политики, в частности: строгое соблюдение действующего налогового законодательства, поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения, оперативный учет изменений в действующей налоговой системе, плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей, обеспечение своевременных расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налоговым платежам

3 Элементы налоговой политики Приводится перечень основных элементов, относительно которых существуют альтернативные варианты, в частности: выбор системы налогообложения, наличие налоговых льгот, установления оценки объектов при исчислении налога на прибыль, установление сроков уплаты налога в пределах граничных, порядок признания доходов и расходов, активов и обязательств предприятия в соответствии с нормами налогового законодательства, учет и распределение транспортно-заготовительных расходов, методы, применяемые при оценке выбытия отдельных составляющих материальных активов, установление порядка предоставления декларации по налогу на прибыль, порядок внесения изменений в налоговую отчетность, установление сроков составления и представления налоговой декларации в рамках предельных, определение способа уплаты налога на прибыль

4 Порядок внесения изменений в налоговую политику Определяются условия и порядок изменения элементов налоговой политики

ятия». Необходимость соблюдения указанных принципов должна составлять основу разработки и реализации налоговой политики предприятия, их несоблюдение может искажать информацию об имущественном и финансовом состоянии, результатах деятельности предприятия, а также рассматриваться как нарушение правил ведения учета и составления отчетности.

Стоит отметить, что принятую организацией налоговую политику следует применять с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации. Она является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

Таким образом, в результате исследования установлена необходимость формирования налоговой политики в практике украинских предприятий, под которой предлагается понимать часть учетной политики, заключающуюся в выборе субъектом хозяйствования системы налогообложения, ме-

тодик, форм, способов организации и ведения учета в соответствии с требованиями НКУ для осуществления налоговых расчетов, составления и представления налоговой отчетности.

В процессе изучения порядка регулирования налоговой политики в Украине установлено отсутствие единого нормативного акта для определения порядка избрания, формирования и применения налоговой политики предприятия, в связи с чем разработан раздел «Налоговая политика» в качестве составной части учетной политики предприятия.

Список литературы

1. Бланк И. А. Словарь-справочник финансового менеджера. Киев: Ника-Центр, 1998. 480 с.

2. Бухгалтерский учет для руководителя / В. А. Быков, С. М. Бычкова, М. Л. Пятов, М. В. Семенова, Я. В. Соколов. 2-е изд., перераб. и доп.. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2001. 320 с.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

4. Соколов Я. В. Бухгалтерская прибыль как стимул к экономическому рефлексу. URL: http:// www. library. tane. edu. ua/ images/nauk_vydannya/ v6mEn8.pdf.

5. Бухгалтерський облш на шдприемствах АПК. Пошбник по застосуванню нормативно-методичних документ з бухгалтерського облiку в Укра!ш. Т. I. / за ред. В. М. Пархоменка та В. М. Жука. Ки!в: 1АЕ, 2004. 826 с.

Закон Украши «Про бухгалтерський облш та фiнансову зв^нють в Укра!ш» № 996-XIV вщ

16.07.1999. // Офiцiйний веб-сайт Верховно! Ради Украши. URL: http://zakon. rada. gov. ua/.

7. Лист Мшютерства фiнансiв Укра!ни @ Про облкову полiтику@ № 31-34000-10-5/27793 вiд 21.12.2005. // Офщшний веб-сайт Верховно! Ради Укра!ни. URL: http://zakon. rada. gov. ua/.

Покидюк Ю. М. Суть та необхщшсть фор-мування податково! полггики пiдприeмств. URL: http://www. science-community. org/node/1418.

9. Слободяник Ю. Б. Органiзацiя облшово! полiтики в Укра!нi: проблеми гармошзацп. / Ю. Б. Слободяник, Ю. О. Хоменко // Вiсник Ук-ра!нсько! академi! банкiвсько! справи. 2010. № 1 (28). С. 14-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.