Научная статья на тему 'Учетная политика как фактор оптимизации налогового менеджмента'

Учетная политика как фактор оптимизации налогового менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ОПТИМИЗАЦИЯ / НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ АКТИВОВ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов Махач Ахмедович

Необходимость постоянного совершенствования налогового законодательства и постоянный поиск новых сфер приложения возникшего в стране частного капитала делают налоговый менеджмент жизненно важным и в оперативной хозяйственной деятельности, и в стратегическом плане. Внедрение налогового менеджмента приводит не только к повышению налоговой грамотности, но и к правильному учету налогов, без которого невозможно разработать сколько-нибудь корректный бизнес-план или инвестиционный проект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учетная политика как фактор оптимизации налогового менеджмента»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 336

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

© 2009 Курбанов М.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

Необходимость постоянного совершенствования налогового законодательства и постоянный поиск новых сфер приложения возникшего в стране частного капитала делают налоговый менеджмент жизненно важным и в оперативной хозяйственной деятельности, и в стратегическом плане. Внедрение налогового менеджмента приводит не только к повышению налоговой грамотности, но и к правильному учету налогов, без которого невозможно разработать сколько-нибудь корректный бизнес-план или инвестиционный проект.

Need for the constant improvement of tax legislation and continual search for the new spheres of exhibition, private capital appeared in the country, make the tax management vitally important not only in operative economic activities, but in strategic aspect as well. Introduction of tax management results not only in increasing tax skills, but to the competent tax account as well, without which it is impossible to develop any correct business plan or investment project.

Ключевые слова: учетная политика, оптимизация, налоговый менеджмент, налоговый учет, инвентаризация активов, бухгалтерский учет.

Keywords: account policy, optimization, tax management, tax account, asset inventory, business accounting.

Важнейшим фактором,

определяющим эффективность

налогового менеджмента, является учетная политика. При разработке налоговой политики одновременно формируются формы и методы ведения бухгалтерского учета налогов, порядок налогообложения организации.

Безусловно, такая практика и такое отношение к налоговому учету не допустимы. Во-первых, формальный и поверхностный подход приведет к нежелательным последствиям в налоговых отношениях

налогоплательщика с государством, поскольку при этом допускается возможность сокрытия доходов, что соответственно приведет к

недопоступлению налогов в бюджет и т.п., во-вторых, низкая культура бухгалтерского учета - это показатель неэффективного управления финансами и неграмотного налогового менеджмента на предприятии [7].

В отечественной экономической литературе часто появляются

публикации и по вопросам учетной политики, поскольку они существуют

взаимосвязано и исследовать их нужно в комплексе. Однако это не означает, что обсуждение проблемы налогового менеджмента и налогового учета происходит всегда гладко. Недостаточно внимания уделяется учетной политике с позиции финансового менеджмента, и почти нет публикаций, где вопросы учетной политики рассматриваются с позиции налогового менеджмента [2]. При этом определяется круг проблем, связанных с формированием учетной политики - одного из внутренних факторов повышения эффективности налогового менеджмента в

организациях: 1) законодательные

основы формирования учетной политики; 2) оценка практики учетной политики; 3) выработка путей

оптимизации этого внутреннего фактора налогового менеджмента применительно к малым предприятиям сферы услуг.

С переходом экономики РФ к рыночным отношениям произошло принципиальное изменение направлении использовании бухгалтерского учета. В условиях формирующейся рыночной экономики РФ бухгалтерский учет стал эффективным фактором обеспечения потребностей широкого круга хозяйствующих субъектов и перестал быть инструментом обслуживания государства [6]. Это и способствовало возникновению внутрихозяйственного учета и отчетности, который

способствует активизации работы с

бухгалтерской информацией, решает задачи извлечения прибыли и повышения управляемости, определяет

индивидуальные особенности

организации, в частности в вопросах налоговой политики. Совокупность организационно-распорядительных документов, отражающих эти

индивидуальные особенности, формирует учетную политику организации.

В Российской Федерации учетная политика предприятия основывается на Законе «О бухгалтерском учете», положений по бухгалтерскому учету и налогового законодательства.

Нормативным документом,

предъявляющим общие требования к учетной политике, является ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». В целях ведения эффективной учетной политики необходимо различать управленческий, финансовый,

бухгалтерский и учет для целей налогообложения. Это важно, поскольку каждое решение по бухгалтерскому учету, так или иначе, связано с налогообложением и в каждом случае предприятие имеет определенные последствия» [5]. Учетная политика

традиционно рассматривается в двух аспектах - организационном и методическом. В рамках каждого аспекта можно выделить несколько основных направлений учетной политики.

Организационный аспект

Организация учетной работы

Технология обработки учетной информации Регламенты системы документооборота

Учетная политика предприятия

Методический аспект

Оценка фактов хозяйственной

_________деятельности_________

Учет и списание внеоборотных активов Учет и списание оборотных активов (запасов)

Инвентаризация активов

_______и обязательств______

Регламенты материальной ответственности

Учет затрат

Учет финансовых результатов и источников финансирования

Структура учетной политики предприятия

Принципиальным вопросом

организации учета является порядок начисления и расчетов по налогам при наличии в структуре хозяйствующих субъектов филиалов и территориально обособленных подразделений.

Обработка учетной информации может осуществляться вручную или на компьютере. При этом обработка учетной информации может проводиться в журнально-ордерной, мемориальноордерной, простой (ведение журнала хозяйственных операций) и упрощенной формах. Последняя форма действует для субъектов малого предпринимательства и может вестись без применения метода двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований [3]. В системе документооборота

регламентируются:

- формы первичных документов. С 1

января 1999 г. к учету принимаются первичные документы, выполненные в соответствии с унифицированной формой, утвержденной Г оскомстатом России по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными

федеральными органами

исполнительной власти. В указанные формы (кроме форм по учету кассовых операций) организация при

необходимости может вносить

дополнительные реквизиты без изменения и удаления установленных для внутренней отчетности и внутрифирменные учетные регистры [1];

- перечень лиц с правом подписи первичных документов;

- график документооборота. В нем отражаются порядок оформления и передачи в бухгалтерию, а также сроки предоставления документов для отражения в бухгалтерском учете;

- рабочий план счетов, в том числе для финансового, налогового и управленческого учета.

Инвентаризация активов и

обязательств рассматривается как одно из необходимых условий,

обеспечивающих достоверность данных учета и отчетности. Согласно ПБУ 1/98 в составе учетной политики (вместе с ней) должны быть утверждены порядок и сроки проведения инвентаризации в дополнение к обязательным случаям ее проведения, объекты инвентаризации и их периодичность, а также порядок проведения внезапных инвентаризаций. Законом РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ в качестве таких случаев признаются передача имущества в аренду, выкуп, продажа предприятия, а также преобразование государственного или муниципального унитарного предприятия, составление годовой

отчетности, смена материально

ответственных лиц, выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных

ситуаций, вызванных экстремальными условиями, реорганизация или

ликвидация предприятия.

Регламенты материальной

ответственности - также важный организационный элемент учетной

политики, обеспечивающий сохранность активов или их возмещение в случае утраты. Регламенты материальной ответственности могут быть

распространены на материальные и денежные активы, информационные ресурсы, активы, находящиеся в подотчете (денежные средства, готовая продукция или товар, дебиторская задолженность покупателей и др.) [4]. В данном разделе учетной политики

целесообразно оговаривать регламенты, не являющиеся общеустановленными, например, перечень лиц с правом получения денежной наличности, лимит подотчетных средств и предельный срок предоставления отчета по их использованию.

Примечания

1. Васильев А. Налоговое планирование: быть или не быть. URL: http://www.7st.ru. 2. Карп М.В. Специальные налоговые режимы на предприятиях. М. : ООО фирма «Благовест-В», 2004. 256 с. 3. Курбанчанеева О. Налог на имущество предприятий. М. : Главбух, 2003. 4. Орлов А. Предпринимательство в России // Вопросы экономики. 2001. №5. 5. Смирнов С. Поддержка российского предпринимательства // Вопросы экономики. 1999. №2. 6. Сажина М.А. Налоговая политика государства. М. : Университетский гуманитарный лицей, 2003. 114 с. 7. Черник Д.Г., Морозов В.П. Оптимизация налогообложения. М., 2002.

Статья поступила в редакцию 19.01.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.