Научная статья на тему 'Учет возрастных психологических особенностей несовершеннолетних при их возвращении в нормальное общество'

Учет возрастных психологических особенностей несовершеннолетних при их возвращении в нормальное общество Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
277
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОСУЖДЕННЫЙ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ / АНТИЦИПАЦИОННАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пашкова Екатерина Владимировна

В данной статье автор обращает внимание на то, что нужна эффективная система сбора информации, необходима координация всех структур, работающих с ребенком и с семьей, и заинтересованность каждой из них в решении проблемы: детский сад, поликлиника по месту жительства, школа, КДН, участковый инспектор. И, конечно, простое неравнодушие ближайшего окружения: родственников, знакомых, соседей. Специфика организации и содержания ресоциализации несовершеннолетних осужденных зависит от присущих им психологических возрастных и иных особенностей, которые должны знать и уметь использовать субъекты системы профилактики (организационный аспект) и учет которых необходим для максимальной эффективности ресоциализации (содержательный аспект).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет возрастных психологических особенностей несовершеннолетних при их возвращении в нормальное общество»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

9.Юридическая техника в период русского средневековья доказала свою необходимость, так как использовалась на этапах подготовки, издания и применения узаконений. Причем, Соборное Уложение 1649 г. было подготовлено на таком высоком уровне, что оно оставалось основным источником права вплоть до 1835 г.

Список использованной литературы:

1. Договоры Руси с Византией // Кутафин О. Е., Лебедев О. М., Семигин Г. Ю. Судебная власть в России: история, документы в 6 т. Т. 1 Начало формирования судебной власти. - М.: Мысль, 2003. - 701, [1] c., 8 л. ил.

2. Летопись Нестора со включением поучения Владимира Мономаха. 2-е исправл. и доп. издание И. Глазунова. - СПб.: типография Глазунова, 1903. -202 с.

3 Маньков А. Г. Уложение 1649 г. - кодекс феодального права России. Л.: Наука, 1980. - 271 с.

4. Пространная Редакция // Российское законодательство X-XX веков. Т. 1.Законодательство Древней Руси. - М.: Юрид. лит., 1984. - 432 с.

5. Псковская судная грамота // Российское законодательство X-XX веков. Т. 1.Законодательство Древней Руси. - М.: Юрид. лит., 1984. - 432 с.

6. Русская Правда. Краткая редакция // Российское законодательство X-XX веков. Т. 1.Законодательство Древней Руси. - М.: Юрид. лит., 1984. - 432 с.

7. Устав князя Владимира Святославовича // Российское законодательство X-XX веков. Т. 1.Законодательство Древней Руси. - М.: Юрид. лит., 1984. - 432 с.

8. Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV-XV веков в 2-х частях. - М.-Л.: АН СССР, 1951. - 428 с.

© Павлов В.С. , 2016

УДК 343.915

Пашкова Екатерина Владимировна

канд. юрид. наук, доцент Курского института социального образования

(филиала) РГСУ E-mail: [email protected]

УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ ИХ ВОЗВРАЩЕНИИ В НОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация

В данной статье автор обращает внимание на то, что нужна эффективная система сбора информации, необходима координация всех структур, работающих с ребенком и с семьей, и заинтересованность каждой из них в решении проблемы: детский сад, поликлиника по месту жительства, школа, КДН, участковый инспектор. И, конечно, простое неравнодушие ближайшего окружения: родственников, знакомых, соседей. Специфика организации и содержания ресоциализации несовершеннолетних осужденных зависит от присущих им психологических возрастных и иных особенностей, которые должны знать и уметь использовать субъекты системы профилактики (организационный аспект) и учет которых необходим для максимальной эффективности ресоциализации (содержательный аспект).

Ключевые слова

Несовершеннолетний осужденный; ресоциализация; профилактика преступности;

антиципационная состоятельность.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Изучение личности несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях показывает, что подростки находятся в крайне социально запушенном состоянии. Многие осужденные, которым 14-18 лет, значительно отстают от своих сверстников в социальном и психическом развитии. У значительной группы осужденных крайне низкий уровень образования. Они читают по слогам, со значительными задержками умножают, плохо себе представляют расстояния между регионами. У многих несовершеннолетних осужденных отсутствуют навыки социально полезной деятельности. Больше 90% несовершеннолетних осужденных попадают в колонии с серьезными психическими отклонениями. Многие из них употребляли наркотики, нюхали клей «Момент» или его аналоги, употребляли спиртные напитки, с раннего возраста курили. Рано начали половую жизнь. Видна явная агрессия к обществу, окружающему миру, полное недоверие к органам власти и их представителям.

В этой связи возникает множество вопросов. Как сложилось, что подросток к 14 годам имеет весь набор социально отрицательных качеств? Как может воспитательная колония изменить весь этот отрицательный набор качеств? Где были все субъекты профилактики, которые призваны обеспечивать права ребенка?

Как нам кажется, воспитательная колония практически бессильна в изменении навыков несовершеннолетнего осужденного. Безусловно, отказываться от мер исправления нельзя. Но важно понимать, что все они в большей степени бесполезны в силу того, что исправлять поздно, а в отношении некоторых осужденных просто невозможно.

Очевидно, что органы государственной власти должны создать эффективную систему ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Существующую систему профилактики правонарушений несовершеннолетних нельзя назвать ранней. Ее вернее всего назвать запоздалой системой профилактики. Дело в том, что ребенок попадает в поле зрения органов власти очень поздно. Как правило, в возрасте 6—13 лет он попадает в сферу интересов КДН, далее - ПДН, немногим позже - колония. В значительной массе обнаружение подростка в опасной для его жизни ситуации происходит не в силу четкого механизма работы органов власти, а по воле случая. Например, жители дома, устав от криков соседского малыша, позвонили в милицию. Милиция обнаружила в квартире ребенка в возрасте 3 лет, который был без еды 3 дня.

Система ранней профилактики должна начинаться с женских консультаций, роддомов. Если женщина не посещает женскую консультацию, появляется в роддоме на поздних сроках беременности, то это является сигналом для органов власти, который может свидетельствовать о безответственном отношении матери к своему ребенку. Об отсутствии отца ребенка можно узнать еще до родов. Эта информация должна служить основанием для выяснения материальных и социальных условий жизни матери и будущего ребенка. Исследование места проживания матери может дать много информации для социальных служб. Если супруги не готовятся к родительским обязанностям, не создают условия, необходимые для новорожденного ребенка, то это довольно сильный сигнал о неблагоприятном будущем ребенка. Практика показывает, что «...нужна эффективная система сбора информации, необходима координация всех структур, работающих с ребенком и с семьей, и заинтересованность каждой из них в решении проблемы: детский сад, поликлиника по месту жительства, школа, КДН, участковый инспектор. И, конечно, простое неравнодушие ближайшего окружения: родственников, знакомых, соседей» [2, С. 43].

Так же необходимо отметить, что специфика организации и содержания ресоциализации несовершеннолетних осужденных зависит от присущих им психологических возрастных и иных особенностей, которые должны знать и уметь использовать субъекты системы профилактики (организационный аспект) и учет которых необходим для максимальной эффективности ресоциализации (содержательный аспект).

Учет возрастных психологических особенностей несовершеннолетних осужденных лежит в основе организации ресоциализации: а) несовершеннолетний зависит от тех обстоятельств, которые сложились вокруг него, и не имеет возможностей (личностных, организационных, финансовых, правовых) воздействия на условия своей жизни, в том числе на бытовое окружение; б) при определении субъектов ресоциализации (например, при выборе и включении в процесс ресоциализации значимого взрослого) необходимо учитывать, что для несовершеннолетних 14—15 лет больший интерес вызывает общение со сверстниками [3, С. 297],

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

соответственно эффективнее использовать принцип «равный—равному» и осуществлять поиск значимой личности среди тех, кто ненамного старше; в) при организации работы специалиста, занимающегося ресоциализацией либо отдельным его направлением (для несовершеннолетних 14-15 лет характерно наличие акцентуаций характера [1, С. 167]), в работу специалиста должно входить консультирование общающихся с несовершеннолетними взрослых об особенностях обращения с подростками того или иного типа акцентуации характера; г) при постановке специалистом целей и задач, например, психокорреционной работы, учитывать, что к 14 годам у несовершеннолетнего должна быть сформирована в норме антиципационная состоятельность [6, С. 64]; коммуникативная толерантность формируется к 17-18 годам [5, С. 67].

Содержание мероприятий ресоциализации также требует учета психологических возрастных особенностей несовершеннолетних: а) при определении степени участия семьи и содействия решению конфликтов между несовершеннолетним и его семьей (например, 14—15-летние несовершеннолетние, с одной стороны, отвергают какой-либо авторитет семьи, с другой стороны, не имеют субъективных возможностей для оценки поведения родителей, их образа жизни; возраст 17-18 лет - это уровень сознательной оценки родителей, отношений в семье, образа жизни родителей, установление эмоциональных отношений с родителями и желание видеть их друзьями); б) при выборе тех или иных форм, методик воздействия на несовершеннолетнего в процессе ресоциализации; в) для понимания тех или иных реакций несовершеннолетнего (например, под маской безразличия несовершеннолетнего 14-15 лет могут скрываться тревога, волнение, разочарование [5, С. 67]; истинное отношение несовершеннолетнего к ситуации, явлениям, людям может скрываться за демонстрацией наигранных эмоций и др.); г) при общении с несовершеннолетним (например, для несовершеннолетних 14-15 лет характерно использование речевой агрессии, специалист должен обладать приемами контроля речевой агрессии [1, С. 194], сохраняя или развивая контакт с несовершеннолетним; несовершеннолетние 17—18 лет на определенном этапе общения со специалистом и участия в программе ресоциализации могут проявлять манипулирование расположением специалиста в своих интересах, специалист, не нарушая установившейся коммуникации, должен определить причины этого, должен уметь установить границы, нейтрализовать манипуляцию).

Список использованной литературы:

1. Волков, Б.С. Психология подростка: учеб. пособие / Б.С. Волков. М.: Академический проект; Гау-деамус, 2005.- С. 167.

2. Жить в семье // Дети дома. - 2010. - № 4. - С. 43.

3. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2004.- С. 297.

4. Лясковец, А.В. Некоторые аспекты нормативного закрепления институту международного сотрудничества в сфере уголовного процесса / А.В. Лясковец // Духовная ситуация времени. Россия 21 век.

- 2014. - № 2(3). - С.23-25

5. Малкина-Пых, И. Г. Кризисы подросткового возраста. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина - Пых. М.: Эксмо, 2004. - С. 67.

6. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / В.Д. Менделевич. СПб.: Речь, 2005.

- С. 64.

7. Пашкова, Е.В. Правовые основы обеспечения деятельности социального государства / Е.В. Пашкова // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. Сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А. -2014. - С. 306-311.

© Пашкова Е.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.