Научная статья на тему 'Учет рисков при определении цены госзаказа на выполнение НИР и окр и оценке экономической эффективности работ'

Учет рисков при определении цены госзаказа на выполнение НИР и окр и оценке экономической эффективности работ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1604
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ / RESEARCH AND DEVELOPMENT / ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ / КОЭФФИЦИЕНТЫ УЧЕТА РИСКА / RISK ACCOUNTING COEFFICIENTS / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / GOVERNMENT ORDER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдийский Владимир Иванович, Безденежных Вячеслав Михайлович

В статье изложены подход и порядок определения цены контракта с учетом оценки наличия ряда факторов рисков выполнения научно-исследовательских работ (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР) в зависимости от предмета контракта, сложности, глубины проработки, масштабности и региональных условий выполнения НИР. Установлены критериальные признаки, уровень допустимых (пороговых) значений, условия выбора коэффициентов, область допустимых значений которых представлена интервалом, а также выбор вида работ (в том числе образца-аналога для расчета стоимости), осуществляемые экспертным путем с учетом особенностей проводимых работ в сфере НИР и ОКР. Делается вывод о том, что методические рекомендации и экспертные значения коэффициентов учета рисков выполнения НИР целесообразно периодически перерабатывать (уточнять) по мере появления новых теоретических разработок и результатов их практического применения государственными заказчиками, а также набора статистических данных по видам работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Авдийский Владимир Иванович, Безденежных Вячеслав Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK ACCOUNTING IN DETERMINING STATE ORDER PRICES FOR R&D AND EVALUATION OF THE ECONOMIC EFFICIENCY THEREOF

The paper describes the approach and procedure for determining the price of the contract with account for the assessment of risk factors in implementation of research and development (R&D) work depending on the subject matter of the contract, complexity, depth of design, magnitude and regional conditions for carrying out an R&D.Criterial indicators, permissible (threshold) values, conditions for choosing coefficients whose permissible value ranges are represented by intervals and the choice of the type of work (including a sample for cost calculation) are established carried out by experts taking into account the specifics of work performed in the R&D field. It is concluded that methodological guidelines and expert values of R&D risk accounting coefficients should be periodically updated with appearance of new theoretical developments and results of their practical application by government customers as well as with collection of statistics on the types of work.

Текст научной работы на тему «Учет рисков при определении цены госзаказа на выполнение НИР и окр и оценке экономической эффективности работ»

УДК 330.131.7

УЧЕТ РИСКОВ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЦЕНЫ ГОСЗАКАЗА НА ВЫПОЛНЕНИЕ НИР И ОКР И ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТ

АВДИЙСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ, д-р юрид. наук, профессор, декан факультета «Анализ рисков и экономическая безопасность» Финансового университета E-mail: eknaLogpravo@maiL.ru

БЕЗДЕНЕЖНЫХ ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ, д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой «Анализ рисков и экономическая безопасность» Финансового университета E-mail: savrula@gmail.com

В статье изложены подход и порядок определения цены контракта с учетом оценки наличия ряда факторов рисков выполнения научно-исследовательских работ (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР) в зависимости от предмета контракта, сложности, глубины проработки, масштабности и региональных условий выполнения НИР.

Установлены критериальные признаки, уровень допустимых (пороговых) значений, условия выбора коэффициентов, область допустимых значений которых представлена интервалом, а также выбор вида работ (в том числе образца-аналога для расчета стоимости), осуществляемые экспертным путем с учетом особенностей проводимых работ в сфере НИР и ОКР. Делается вывод о том, что методические рекомендации и экспертные значения коэффициентов учета рисков выполнения НИР целесообразно периодически перерабатывать (уточнять) по мере появления новых теоретических разработок и результатов их практического применения государственными заказчиками, а также набора статистических данных по видам работ.

Ключевые слова: научно-исследовательские работы; опытно-конструкторские работы; коэффициенты учета риска; государственный заказ.

Risk Accounting in Determining State Order Prices for R&D and Evaluation of the Economic Efficiency Thereof

VLADIMIR I.AVDIYSKIY,ScD (Law), professor, Dean of the Risk Analysis and Economic Security Faculty, Financial University

VACHESLAVM. BEZDENEZHNYKH,ScD (Economics), professor, Head of the Risk Analysis and Economic Security Chair, FinanciaL University

The paper describes the approach and procedure for determining the price of the contract with account for the assessment of risk factors in implementation of research and development (R&D) work depending on the subject matter of the contract, complexity, depth of design, magnitude and regional conditions for carrying out an R&D.

Criterial indicators, permissible (threshold) values, conditions for choosing coefficients whose permissible value ranges are represented by intervals and the choice of the type of work (including a sample for cost calculation) are established carried out by experts taking into account the specifics of work performed in the R&D field. It is concluded that methodological guidelines and expert values of R&D risk accounting coefficients should be periodically updated with appearance of new theoretical developments and results of their practical application by government customers as well as with collection of statistics on the types of work. Keywords: research and development; risk accounting coefficients; government order.

Сущность критериального подхода оценки рисков

Переход к рыночным отношениям требует гибких решений, обеспечивающих снижение рисков до допустимого уровня и существенное повышение эффективности инвестиций. Одним из важнейших вопросов теории эффективности является критериальный (пороговый) подход вследствие наличия различных коэффициентов экономической эффективности. В основу критериального подхода оценки рисков заложен триединый критерий рациональности: экономический, социальный и экологический. Это значительно усложняет определение эффективности выполнения работ, особенно в такой сложной для оценки сфере, как выполнение госзаказа по научно-исследовательским работам (далее — НИР) и опытно-конструкторским работам (далее — ОКР), и поэтому нуждается в такой методике, которая сначала определяла бы оптимальные варианты в каждой из указанных сфер, а затем предоставляла возможность интегрировать их данные в более или менее сравнимые результаты.

Оценка эффективности НИОКР

Эффективность научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (далее — НИОКР) характеризуется различными экономическими показателями, отражающими соотношение связанных затрат и результатов и позволяющими судить об экономической привлекательности работ, экономических преимуществах одних проектов над другими. Важнейшим показателем эффективности проекта является чистый дисконтированный доход (далее — ЧДД). На публичных торгах для признания проекта НИР эффективным необходимо, чтобы ЧДД был по меньшей мере положительным. При сравнении альтернативных проектов предпочтение отдается проекту с большим значением ЧДД. В то же время ЧДД должен корректироваться на величину затрат, направленных на обеспечение снижения рисков до допустимого уровня (риск-аппетита) с целью недопущения возможных ошибок в оценках и исполнении работ.

Показатели эффективности НИОКР классифицируются по следующим признакам (табл. 1):

1) по виду экономических показателей;

2) по виду обобщающего показателя, выступающего в качестве критерия экономической эффективности работы. Обобщающие показатели подразделяются:

• на абсолютные, в которых обобщающие показатели определяются как разность между стоимостными оценками результатов и затрат;

• на относительные, в которых обобщающие показатели определяются как отношение стоимостных оценок результатов к совокупным затратам на их получение;

• на временные, которыми оценивается период окупаемости затрат;

3) по методу сопоставления разновременных денежных затрат и результатов. Они подразделяются:

• на статические, в которых денежные потоки, возникающие в разные моменты времени, оцениваются как равноценные;

• на динамические, в которых денежные потоки, вызванные реализацией проекта, приводятся к единому моменту времени посредством их дисконтирования, обеспечивая сопоставимость разновременных денежных потоков.

Оценку эффективности разработок и их результатов рекомендуется осуществлять согласно проверенным практикой методическим указаниям, например Минэкономразвития России, отраслевым и ведомственным методикам, а также разработкам Академии наук Казахстана и Республики Беларусь (участниц Таможенного союза)1 обычно в следующей последовательности:

1) прогнозная оценка, выполняемая на стадии отбора программ фундаментальных и прикладных исследований, научно-технических программ и их заданий, а также отдельных инновационных проектов;

2) плановая оценка, осуществляемая на стадии разработки и утверждения технико-экономического обоснования или бизнес-плана программы (задания, инновационного проекта) с учетом результатов маркетинговых исследований. Результаты прогнозной и плановой оценки применяются для определения целесообразности инвестирования в конкретную программу (задание, инновационный проект) бюджетных, внебюджетных и частных средств;

1 Типовые методические рекомендации по планированию, учету и

калькулированию себестоимости научно-технической продукции № ОР22-2-46, утвержденные Миннауки России 15.06.1994, Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденный приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200 (в ред. приказа Минпромторга России от 07.11.2013 № 1773).

Таблица 1

Показатели оценки экономической эффективности

Показатели Статические Динамические

Абсолютные Суммарная прибыль Чистый дисконтированный доход

Среднегодовая прибыль

Относительные Рентабельность проекта Индекс доходности

Внутренняя рентабельность

Временные Период окупаемости проекта

3) корректировка оценки на величину затрат на регулирование рисков НИР и ОКР до допустимого (принятого) в организации уровня2;

4) фактическая оценка, проводимая в процессе реализации программы (инновационного проекта) в целях определения ее результативности, обоснования управленческих решений по продолжению исследований, их корректировке и финансированию.

Оценка эффективности НИОКР на стадии фактического использования основывается на данных бухгалтерского учета и отчетности, а на стадии прогнозной и плановой оценки — на показателях технико-экономического обоснования или бизнес-плана с учетом экспертной оценки при отсутствии других проверенных по корректности данных источников.

Расчет показателей для оценки эффективности разработок проводится по трем группам результатов: натурально-вещественным, коммерческим, бюджетным. Интегральный макроэкономический эффект определяется взвешенным суммированием коммерческого и бюджетного эффекта.

В случае выполнения разработок, направленных на получение социальных, экономических и экологических эффектов, по которым в силу их специфики невозможен расчет прямых количественных результатов, оценка эффективности осуществляется на базе специально разработанных косвенных критериев и показателей.

В табл. 2 приведены расчетные соотношения для определения отдельных показателей и получения интегрального результата с учетом корректировки на регулирование рисков выполнения НИР и ОКР на основе хорошо разработанного и освоенного на практике метода количественного сравнения отдельных

2 Данная позиция предложена нами для учета эффективности с учетом факторов регулирования рисков в деятельности организаций.

показателей Паттерн3. Методика учета рисков при определении цены НИР и ОКР и оценке эффективности научных работ включает следующие этапы.

Начальная (максимальная) цена контракта определяется как среднеарифметическое значение, полученное из расчета цены контракта на основе сметно-нормативного метода и метода аналогов определения стоимости контракта. Далее в случае проведения конкурсного отбора цена, рассчитанная на основе среднеарифметического подхода, сопоставляется с ценой, определенной на основе рыночной конкуренции.

Расчет показателей для оценки эффективности разработок проводится по трем группам результатов: натурально-вещественным, коммерческим, бюджетным

На следующем этапе вышеуказанная цена уточняется исходя из корректирующих коэффициентов, учитывающих особенные и осложняющие факторы рисков выполнения НИОКР, а также условия и оценку ее эффективности. Методика учета рисков и условий сложности выполнения работ представлена ниже.

Для НИР и ОКР, выполняемых в рамках мероприятий федеральных целевых программ и НИОКР в области организации материальной информационно-технической инфраструктуры государственного

3 Метод «Паттерн», являясь разновидностью экспертных методов, позволяет анализировать и ранжировать по степени важности сведения в любой области деятельности таким образом, чтобы можно было представить сложное и взаимное соотношение постоянных и переменных факторов, на которых основываются принимаемые решения.

Таблица 2

Расчетные формулы оценки интегрального показателя риска на основе частных индикаторов

Оценка частного показателя: п.. = , ¡1 тах х1 где N.. - стандартизируемое значение показателя по отрасли; x. - фактическое значение показателя по отрасли; maxxi - лучшее значение показателя по отрасли; i = 1, 2.....n - число показателей; j = 1, 2.....n - число предприятий

Оценка интегрального индекса риска: ИОКР =УХ1 * й.п.., где ИОКР. - интегральный индекс оценки интегрального риска на основе отдельных индикаторов организации; N. - стандартизируемое значение показателя по отрасли; D. - весомость i-го индекса; Z ; j = 1, 2.....n - число оцениваемых показателей

Оценка интегрального индекса риска с учетом временного лага: ИОКР = ТI 0 [ X ()-тх ]х[ у (г + Ат)]-шу, где Т- общий период времени (мес.), т. е. период времени исследования; x(t) - изменение исследуемого фактора во времени (фактор, который оказывает управляющее воздействие на итоги функционирования предприятия, в данном случае факторы, выраженные через отмеченную выше систему показателей); y(t) - изменение функции отклика, в данном случае итоговых показателей деятельности предприятия переработки во времени; m, m - математические ожидания соответственно фактора и функции отклика, т. е. средние значения Х и У; дельта Т - временное окно, реализующее принцип «отложенного эффекта» (мес.), т. е. среднеквадратичное отклонение рассчитывается с учетом сдвига функции отклика (У) во времени

Источник: Безденежных А.В. Повышение эффективности организаций по производству и переработке зерна на основе управления рисками: дис. ... канд. экон. наук. М.: ВНИИЭСХ, 2015.

заказчика, начальная (максимальная) цена контракта которых определяется с использованием только сметно-нормативного метода, начальная (максимальная) цена контракта принимается равной расчетной цене государственного контракта, полученной на основе указанного метода с учетом корректировки сложности выполнения НИР. Корректирующий коэффициент проявления рисков учитывает несколько факторов: вид и качество работ, сложность работ, квалификацию исполнителей и др.

Коэффициент риска, учитывающий сложность выполнения работ КС, показывает степень увеличения стоимости выполнения вида работ в рамках конкретного государственного контракта относительно базовой стоимости (средневзвешенной стоимости) для каждого вида работ, сформированной по результатам анализа расчетов. Коэффициент КС зависит от группы факторов. Можно предложить следующий порядок его оценки в зависимости от вида работ и типа государственного контракта на выполнение НИОКР. Он изначально определяется на основе сложившейся практики и экспертных оценок в зави-

симости от вида сложности работ, глубины проработки и масштаба планируемых работ, определяемых техническим заданием.

В целях повышения обоснованности формирования стоимости проектов для расчета коэффициента сложности предлагается4 использовать мультипликативный показатель:

Кс = П КI (1)

где N — число показателей, учитывающих риски реализации ситуации отличия объемов работ, их сложности и глубины проработки от типовых, определенных по результатам анализа государственных контрактов за предыдущий период (например, за 5 лет); К1 — значение каждого из таких показателей (1... Порядок его определения представлен ниже.

4 Порядок был принят в Методике определения цены НИОКР Минобразования России в 2006 г., прошел экспериментальную проверку и переутверждение в 2009 и 2011 гг.

Коэффициент сложности выполнения видов работ НИОКР КС может учитывать несколько показателей, рассмотренных ниже. Их число и состав определяется государственным заказчиком — администратором проекта. Могут вноситься дополнительные корректирующие коэффициенты с обязательным обоснованием необходимости введения нового показателя и его критериальных уровней допустимого риска.

В качестве частных показателей, учитывающих отличие объемов работ, их сложности и глубины проработки от типовых, в государственных контрактах на НИОКР могут быть использованы следующие коэффициенты (табл. 3):

Далее рассмотрим алгоритм их учета и определения.

Для фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований по видам работ в качестве коэффициента КСЛ может быть использовано соотношение уровней сложности оцениваемого и базового (типового) вида выполнения работ. Данный коэффициент определяется на основе процедуры экспертного сравнения, возможная шкала значений КСЛ5 представлена в табл. 4.

Для видов работ, реализуемых в рамках прикладных исследований по видам работ, целесообразно использовать коэффициент КН, характеризующий уровень новизны научной продукции, запланированной к созданию в результате

5 Методика определения цены НИОКР Минобразования РФ (2006, 2009 и 2011 гг.).

выполнения вида работ. Возможны два варианта определения коэффициента. Первый вариант следует использовать, если заранее уже известно, какие результаты требуется получить в ходе выполнения данного вида работ:

р

К = 1 + р

100%'

(2)

где РН — процент новизны решаемых вопросов (табл. 5)

Во втором варианте коэффициент КН определяется на основе процедуры экспертного оценивания рисков новизны. Возможные значения КС представлены в табл. 6.

Коэффициент рисков новизны

Данный показатель используется для НИОКР с диапазоном изменения в пределах критериального уровня от 1,4 до 2,5.

Для комплексных проектов, предусматривающих полный цикл от разработки инновации до ее внедрения и консультационной поддержки, необходимо ввести дополнительный показатель КЦ — коэффициент ценности результатов работ. Поскольку чем больше видов работ (или государственных контрактов) зависят от качества и своевременности выполнения данного вида работ, тем качественнее должна быть выполнена эта работа. КЦ предлагается определять на основе процедуры экспертного оценивания.

Таблица 3

Дополнительные коэффициенты учета факторов рисков выполнения НИР и ОКР

Коэффициент коррекции Ранжирование по пороговому уровню* Содержание коэффициентов фактора коррекции на риск

КСЛ - Коэффициент сложности вида работ

КН - Коэффициент новизны вида работ

КЦ - Коэффициент ценности результатов работ

КМ - Коэффициент масштабности вида работ

К ИНФ - Коэффициент, характеризующий объем информационных массивов

КСПО - Коэффициент, характеризующий сложность специального программного обеспечения

КГМ - Коэффициент, характеризующий глубину доработки и/или модернизации системы

' Вторая колонка табл. 3 заполняется экспертом (заказчиком НИОКР) на основе ранжирования корректирующих коэффициентов по степени и важности их влияния на выполнение НИОКР.

Таблица 4

Коэффициент определения уровня сложности работ

Уровень сложности оцениваемого вида работ относительно базового значения Значение коэффициента КСЛ

Менее сложный 0,7

Аналогичный по сложности 1,0

Более сложный 1,3

Существенно более сложный 1,6

Таблица 5

Сравнительные коэффициенты видов НИОКР

Фундаментальные Поисковые Прикладные Разработка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

исследования исследования исследования

Виды НИОКР Показатели Выше мирового уровня Мировой уровень Выше отечественного уровня Выше мирового уровня Мировой уровень Выше отечественного уровня Выше мирового уровня Мировой уровень Выше отечественного уровня Выше мирового уровня Мировой уровень Выше отечественного уровня

Коэффициент научно-технического уровня Кнту, % 30 20 10 30 20 10 25 15 8 25 15 8

Коэффициент научно-технического прогресса Кнтп, % 60 60 60 60 60 60 40 40 40 15 15 15

Кнту по инициативным работам, % 90 80 70 90 80 70 65 55 48 40 30 23

Кнту по госзаказу, % 30 20 10 30 20 10 25 15 8 25 15 8

Примечание: 1. При реализации проектов НИОКР приоритетными и поддерживаемыми со стороны государства должны быть те проекты, которые ориентированы на конечные социально-экономические результаты. 2. В результате формируется система критериев, которая дает возможность оценить вклад проекта любого уровня в достижении конечных целей реформ и использовать эту информацию для соответствующего распределения ресурсов на реализацию таких проектов.

Возможные значения коэффициента представлены в табл. 7.

Для оценки изменения количественных характеристик выполнения вида работ относительно базового значения вводится коэффициент масштабности вида работ (КМ). Если в базовом варианте имеется количественная характеристика, то данный коэффициент может быть определен как отношение:

N

V 14 НР

км ~ NНР

(3)

где NH

предлагается определять на основе процедуры экспертного оценивания, возможные значения коэффициента представлены в табл. 8.

Для видов работ по информационному обеспечению (в частности, создание и актуализация информационных ресурсов, баз данных) в качестве частных коэффициентов для расчета коэффициента сложности выполнения видов работ (оказания услуг) (КС) могут быть использованы:

КИНФ — коэффициент, характеризующий объем информационных массивов. Определяется на основе процедуры экспертного сравнения. Возможные значения К„

количественная характеристика нового

К

*ШФ представлены в табл. 9. коэффициент, характеризующий слож-

вида работ; NБp — количественная характеристика базового вида работ, представленного в табл. 5.

Если в базовом варианте не представлена количественная характеристика, коэффициент КМ

ность специального программного обеспечения (СПО). Определяется на основе процедуры экспертного сравнения. Возможные значения КСПО представлены в табл. 10.

Таблица 6

Содержание работы (фактора риска) Значение фактора новизны коэффициента КН

Работа направлена на уточнение отдельных результатов ранее выполненных исследований 1,0

Работа направлена на обобщение существующих знаний, разработку аналитических материалов с использованием известных методик 1,1

Работа направлена на уточнение известных методов и методик 1,4

Работа направлена на разработку новых методов и методик на основе известных теоретических методологических положений 1,7

Работа направлена на уточнение существующих теоретических (методологических) положений 2,0

Работа новая, направлена на решение вновь возникшей проблемы, разработку новых теоретических и методологических положений 2,2

Работа новая, направлена на решение вновь возникшей проблемы, разработку основных положений теории, методологии 2,5

Таблица 7

Коэффициент ценности результатов для выполнения других НИР и ОКР

Уровень влияния оцениваемого вида работ на другие контракты Значение коэффициента КЦ

Не оказывает 1,0

Оказывает слабое (косвенное) влияние 1,1

От его результатов (и сроков) напрямую зависит выполнение других контрактов 1,3

Таблица 8 Учет рисков фактора масштабности НИР и ОКР

Уровень масштабности выполнения вида работ относительно базового значения Значение коэффициента фактора масштабности КМ

Одинаковый 1,0

Превышает, но не существенно 1,2

Существенно превышает 1,5

Для видов работ по модернизации существующих систем и комплексов в сфере производства вводится коэффициент Кш, который характеризует глубину доработки и/или модернизации в рамках оцениваемого этапа выполнения работ относительно базового этапа. Коэффициент определяется на основе процедуры экспертного сравнения, возможные значения Кш представлены в табл. 11.

Значения коэффициента КГМ могут варьироваться в заданных для выполнения НИР пороговых уровнях — диапазонах изменения исходя из

особенностей модернизации конкретных организационно-информационных систем.

«Глубокая» модернизация — это замена значительной части (более 50%) основных подсистем образца на подсистемы нового поколения, в которых реализуется совокупность научно-технических нововведений, приводящих к значительному улучшению характеристик системы.

«Средняя» модернизация — это замена отдельных подсистем (от 15 до 50%) образца на подсистемы нового поколения, в которых реализуется совокупность научно-технических нововведений,

приводящих к значительному улучшению характеристик системы.

«Незначительная» модернизация — это доработка его отдельных подсистем (менее 15%),

приводящих к незначительному улучшению характеристик системы.

Поскольку в рамках НИОКР государственного заказчика осуществляются глубокие научные

Таблица 9

Коэффициент фактора использования информационного ресурса

Уровень сложности работ по информационным массивам Значение коэффициента учета фактора информации КИНФ

Уточнение (верификация) имеющегося массива данных 1,1

Дополнение (расширение) имеющегося массива данных 1,3

Создание нового массива данных 1,5

Таблица 10

Показатели учета сложности выполнения НИР и ОКР

Уровень сложности СПО Значение коэффициента КСПО

Меньшая 0,9

Одинаковая 1,0

Большая 1,2

Таблица 11

Коэффициент учета глубины модернизации

Объем (глубина) модернизации Значение коэффициента КГМ

«Незначительная» модернизация 0,1...0,3

«Средняя» модернизация 0,3...0,5

«Глубокая» модернизация 0,5.0,8

Таблица 12

Коэффициенты учета рисков от требований к качеству выполнения НИР на основе оценки уровня участников работ

Состав исполнителей НИОКР Значение коэффициента КК

Работа, выполняемая без участия кандидатов и докторов наук 1,0

Работа, выполняемая с участием кандидатов наук, доцентов (не более 10% от количества исполнителей) 1,1

Работа, выполняемая с участием кандидатов наук, доцентов (более 20% от количества исполнителей) 1,2

Работа, выполняемая с участием докторов наук, профессоров (не более 10% от количества исполнителей) 1,3

Работа, выполняемая с участием докторов наук, профессоров (более 10% от количества исполнителей) 1,4

исследования по поиску путей, экспертные оценки состояния отдельных направлений развития отрасли, и по их результатам определяется стратегия развития экономико-промышленных и социальных системы, для выполнения работ должны привлекаться специалисты высокого уровня, что позволит обеспечить необходимое качество выполнения контракта. Поэтому для видов работ, реализуемых по направлению расходов «НИОКР», вводится коэффициент КК, характеризующий априорное качество выполнения вида работ в зависимости от требуемого уровня исполнителей государственного контракта. Данный коэффициент определяется на основе процедуры экспертного сравнения. Возможные значения КК представлены в табл. 12.

Выводы

Методические рекомендации и экспертные значения коэффициентов учета рисков выполнения НИР целесообразно периодически перерабатывать (уточнять) по мере появления новых теоретических разработок и результатов их практического применения государственными заказчиками, а также набора статистических данных по видам работ.

Литература

1. Авдийский В. И., Безденежных В. М., Ярцева Н.М. Основные методологические проблемы определения начальной (максимальной) цены государственных контрактов на выполнение НИОКР с учетом возможных рисков мошенничества // Бухгалтерский учет. 2013. № 4.

2. Афонина А. О. Влияние способов формирования стоимости выпускаемой продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса на методы учета по российским и международным стандартам финансовой отчетности // Науковедение, выпуск 1 (январь- февраль), 2014.

3. Иванцов Д. В. Оценка производственных возможностей предприятий оборонно-промышленного комплекса в интересах формирования государственного оборонного заказа в части закупок вооружения, военной и специальной техники // Вооружение и экономика. 2014. № 2 (27).

4. Сильвестров А.В. Управление рентабельностью работ по производству вооружения,

военной и специальной техники в интересах повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию государственного оборонного заказа // Вооружение и экономика. 2013. № 3 (24).

References

1. Avdisky V.I., Bezdenezhnykh V.M., Yartseva N.M. The main methodological problem of determining the initial (maximum) price of the state contracts to fulfill R&D with regard to possible risks of fraud [Osnovnye metodolo-gicheskie problemy opredelenija nachal'noj (maksimal'noj) ceny gosudarstvennyh kon-traktov na vypolnenie NIOKR s uchetom voz-mozhnyh riskov moshennichestva]. Accounting, 2013, No. 4.

2. Afonina A.O. Influence of methods of forming the price of the products at the enterprises of the military-industrial complex in methods of accounting under Russian and international financial reporting standards [Vlijanie sposobov formirovanija stoimosti vypuskaemoj produkcii na predprijatijah oboronno-promyshlennogo kompleksa na metody ucheta po rossijskim i mezhdunarodnym standartam finansovoj otchetnosti]. Science studies, issue 1, January February, 2014.

3. Ivantsov D. V. Estimation of production capacities of enterprises of the military-industrial complex for the formation of the state defense order in the procurement of armaments, military and special equipment [Ocenka proizvodstvennyh vozmozhnostej predprijatij oboronno-promyshlennogo kompleksa v interesah formirovanija gosudarstvennogo oboronnogo zakaza v chasti zakupok vooruzhenija, voennoj i special'noj tehniki]. Weapon and the economy, 2014, No. 2 (27).

4. Silvestrov A. V. Managing the profitability of works on production of military and special equipment in order to improve the efficiency of use of budgetary funds allocated for the implementation of the state defense order // Weapons and the economy [Oupravlenie rentabel'nost'ju rabot po proizvodstvu vooruzhenija, voennoj i special'noj tehniki v interesah povyshenija jeffektivnosti ispol'zovanija bjudz-hetnyh sredstv, vydeljaemyh na realizaciju gosudarstvennogo oboronnogo zakaza]. Weapon and the economy, 2013, No. 3 (24).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.