Научная статья на тему 'Учет психологических факторов, влияющих на усвоение знаний по иностранному языку при инновационном обучении студентов-медиков'

Учет психологических факторов, влияющих на усвоение знаний по иностранному языку при инновационном обучении студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / INNOVATIONAL EDUCATION / TYPES OF INFORMATION PERCEPTION / NON-TRADITIONAL METHODS OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробейникова Елена Валерьевна, Аулова Ольга Владимировна

Инновационное обучение студентов-медиков представляет собой многомерное явление в области образования. Его главная направленность заключается в качественном обновлении педагогической деятельности. При обучении иностранному языку следует учитывать психологические факторы, так как они влияют на эффективность усвоения студентами знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FACTORS CONSIDERATION,INFLUENCING FOREIGN LANGUAGE KNOWLEDGE MASTERING IN INNOVATIONAL EDUCATION OF MEDICAL STUDENTS

Innovational education for medical students is a varied phenomenon in educational sphere. Its main tendency is pedagogical activity quality updating. One should pay attention to psychological factors, as they influence the students` knowledge mastering efficiency.

Текст научной работы на тему «Учет психологических факторов, влияющих на усвоение знаний по иностранному языку при инновационном обучении студентов-медиков»

№ 3 - 2010 г.

13.00.00 педагогические науки

УДК 378.661:[800:37]:159.9

УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ИННОВАЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Е.В. Коробейникова, О.В. Аулова

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава»

(г. Новосибирск)

Инновационное обучение студентов-медиков представляет собой многомерное явление в области образования. Его главная направленность заключается в качественном обновлении педагогической деятельности. При обучении иностранному языку следует учитывать психологические факторы, так как они влияют на эффективность усвоения студентами знаний.

Ключевые слова: инновационное обучение, типы восприятия информации,

нетрадиционные методы обучения иностранному языку

Коробейникова Елена Валерьевна - старший преподаватель кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», e-mail: leni7@mail.ru

Аулова Ольга Владимировна - преподаватель кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», e-mail: olga-aulova@yandex.ru

Инновационное обучение ставит своей целью использование внутренних резервов языковой личности будущего врача при обучении иностранному языку. Как известно, проблематика обучения иностранным языкам находится в сфере интересов как лингводидактики, так и психологии. В современном мире четко прослеживается тенденция к совершенствованию имеющихся методов обучения иностранным языкам, а также поиску новых эффективных подходов, выработке новых методик, позволяющих совершить качественный скачок в сфере преподавания данной дисциплины.

К психологическим факторам, имеющим влияния на эффективность усвоения студентами знаний, относятся мышление, восприятие и память.

В наше время уже не возникает вопроса относительно необходимости изучения мышления во всей его многогранности и сложности. Необходимо осознавать, что обучение иностранным языкам с учетом типа мышления студента может задать новый импульс психолого-педагогическим изысканиям в этой области. Важно помнить о том, что лишь взвешенный анализ интеллектуальных особенностей учащихся позволяет сделать обучение значительно более эффективным и действенным.

Исторически возникли два основных типа мышления или рационального познания действительности: рассудочно-эмпирическое и разумно-теоретическое, отличающиеся закономерностями своего развития и функционирования. По сравнению с эмпирическим теоретическое мышление студентов является более эффективным в процессе усвоения иностранного языка. Теоретический тип мышления студентов позволяет существенно оптимизировать процесс изучения лексических и грамматических структур иностранного языка.

Теоретический тип мышления тесно связан с творческим и критическим мышлением. Характер пересечения творческого и критического видов мышления в теоретическом типе мышления при овладении иностранным языком сводится к следующему. Творческое мышление отчетливо проявляется на этапе генерирования новых идей при работе с иноязычным материалом. Критическое мышление позволяет произвести оценку имеющегося или произведенного интеллектуального продукта, с точки зрения определенных интеллектуальных критериев и стандартов. В этой связи необходимо стремиться к теоретико-экспериментальной модели обучения студентов различных специальностей иностранному языку. Основная цель данной модели состоит в развитии теоретического мышления студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе, что облегчает процесс усвоения последними его лексико-грамматических единиц.

Помимо влияния типа мышления студентов на процесс овладения иностранным языком необходимо учитывать и психологические типы восприятия студентами новой информации. Восприятие является регулятором взаимодействия человека с окружающей средой. Этот процесс зависит от индивидуальных особенностей людей, от своих общих закономерностей и обстановки в которой он протекает. Можно выделить аудиальный (восприятие на слух), визуальный (зрительный, кинестетический (через ощущения), индивидуально-репродуктивный (через говорение, письмо и чтение), контактно- и личностно-ориентированный, вербально-абстрактный тип восприятия, при этом, чаще всего эти типы встречаются в смешанной форме. Поскольку типы восприятия являются интегральной составляющей личности обучающегося, их необходимо учитывать в процессе обучения иностранному языку.

К индивидуально-психологическим особенностям обучающихся относится и память. В учебной деятельности большое значение имеет наглядно-образная память, которая проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов. Различают также долговременную и кратковременную (оперативную) память. Кратковременная память удерживает информацию в виде неполного отражения событий. Долговременная память служит для запоминания информации надолго. Все, что удерживается на протяжении более нескольких минут, находится в системе долговременной памяти.

Для достижения успешного результата при обучении иностранному языку студентов-медиков необходимо взять во внимание тот факт, что, согласно Глубрехту (1993), в памяти остается 90 % того, что обучающийся проделал сам, 70 % - что

обучающийся проговорил, 50 % - что услышал и увидел, 30 % того, что только услышал, и только 10 % того, что прочитал.

Инновации в обучении иностранным языкам часто называют «нетрадиционными методами», поскольку каждый из них - нарушение сложившихся традиций. Каждая инновация - новый этап в поиске средств эффективного и качественного обучения, в разработке и реализации новых подходов и методов. Отметим, что многие инновационные методы и приемы основаны на попытках использовать психологические особенности человека. В каждой инновации есть то положительное, что можно использовать, развивать, модифицировать, совершенствовать.

Список литературы

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - СПб.,

1998.

2. Henrici G. Studienbuch : Grundlagen für den Untericht im Fach Deutsch als Fremd-und Zweitsprache (und anderer Fremdsprachen) / G. Henrici // In: Studienbücher zur Sprach-und Literaturdidaktik. - Paderborn-München-Wien, 1986. - Band 4. - S. 87-117.

3. Lernen als didaktisch-methodischer Gegenstand II : Erklärungsansätze für den Zweitsprachenerwerb und das Fremdsprachenlernen / von G. Helbig, L. Götze, G. Henrici, H.-J. Krumm // In: Deutsch als Fremdsprache-Ein internationales Handbuch, 1. Halbband hrsg. -Berlin-New-Vork, 2001. - S. 654-773.

PSYCHOLOGICAL FACTORS CONSIDERATION,INFLUENCING FOREIGN LANGUAGE KNOWLEDGE MASTERING IN INNOVATIONAL EDUCATION OF MEDICAL STUDENTS

E.V. Korobeinikova, O.V. Aulova

SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Rushealth»

(c. Novosibirsk)

Innovational education for medical students is a varied phenomenon in educational sphere. Its main tendency is pedagogical activity quality updating. One should pay attention to psychological factors, as they influence the students' knowledge mastering efficiency.

Keywords: innovational education, types of information perception, non-traditional methods of foreign language education

About authors:

Korobeinikova Elena Valerievna - senior teacher of linguistics and cross-cultural

communication department SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Rushealth», email: leni7@mail.ru

Aulova Olga Vladimirovna - teacher of linguistics and cross-cultural communication department SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Rushealth», e-mail: olga-aulova@yandex .ru

List of the Literature:

1. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality / A.N. Leontiev. - SPb., 1998.

2. Henrici G. Studienbuch : Grundlagen für den Untericht im Fach Deutsch als Fremd-und

Zweitsprache (und anderer Fremdsprachen) / G. Henrici // In: Studienbücher zur Sprach-und

Literaturdidaktik. - Paderborn-München-Wien, 1986. - Band 4. - S. 87-117.

3. Lernen als didaktisch-methodischer Gegenstand II : Erklärungsansätze für den

Zweitsprachenerwerb und das Fremdsprachenlernen / von G. Helbig, L. Götze, G. Henrici, H.-J. Krumm // In: Deutsch als Fremdsprache-Ein internationales Handbuch, 1. Halbband hrsg. -Berlin-New-Vork, 2001. - S. 654-773.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.