Научная статья на тему 'Учет механизмов личности родителей детей с двигательными нарушениями в процессе психологической помощи'

Учет механизмов личности родителей детей с двигательными нарушениями в процессе психологической помощи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
570
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет механизмов личности родителей детей с двигательными нарушениями в процессе психологической помощи»

И. И. Мамайчук, А. А. Вербрюгген

УЧЕТ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

В настоящее время в детской психологии и психотерапии проблема психологической защиты является одной из самых актуальных и обсуждаемых. Однако изучение этого вопроса чаще носит теоретический характер. В многочисленных исследованиях психологов подчеркивается, что механизмы психологической защиты по-разному отражаются на психическом развитии ребенка, на его отношении к здоровью и болезни, на особенностях его адаптации.

Для правильного понимания процесса психического развития больного ребенка важно определить роль и значение каждого фактора, влияющего на процесс развития ребенка, раскрыть динамику, лежащую в основе своеобразия развития больного ребенка, выявить его потенциальные возможности.

Любая болезнь существенно влияет на систему отношений ребенка, причем отрицательное влияние оказывает не только сама болезнь, но и болезненное реагирование окружающих, особенно родителей, неправильное воспитание, частое пребывание ребенка в больнице или в санатории. Как справедливо отмечают многие клиницисты и психологи, рождение больного ребенка является своеобразным испытанием для семьи, а процесс воспитания и уход за ребенком-инвалидом погружает родителей в состояние пролонгированного стресса. Переживание семейного стресса, вызванного проблемами больного ребенка, в значительной степени зависит не только от тяжести заболевания у ребенка, но и от личностных особенностей родителей, специфики механизмов психологической защиты у них, родительских установок и отношения к ребенку.

Психологическая защита представляет собой форму психологической активности, которая реализуется в виде отдельных приемов переработки информации с целью сохранения психологического здоровья и целостности личности. Для разрешения внешнего или внутреннего конфликта, ослабления тревоги человек, как правило, применяет не одну защитную стратегию, а сразу несколько. В психологии известно более 20 видов защитных механизмов, таких как регрессия, отрицание, рационализация, проекция, идентификация, изоляция, сублимация, подавление и др. Несмотря на различия между ними, их функции сходны: все они направлены на обеспечение устойчивости и неизменности представлений личности о себе1. В отечественной психологии психологическая защита рассматривается в различных аспектах, а именно:

• как психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание психической травмы2;

• способ эмоционально личностного реагирования на те противоречивые ситуации, которые представляются индивиду как объективно и субъективно неразрешимые3;

© И. И. Мамайчук, А. А. Вербрюгген, 2009

• как механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, действующий в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства, вызванное внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться со стрессом4;

• как психологическая система, стабилизирующая личность, которая проявляется в устранении или сведении к минимуму отрицательных эмоций, чувства тревоги, возникающих при критическом рассогласовании картины мира с новой информа-

цией5.

В настоящее время существует довольно большое количество определений защитных механизмов, однако единой классификации механизмов психологической защиты не существует, хотя имеется множество попыток их группировки по различным основаниям.

Например, В. А. Ташлыков6 предлагает выделить три группы защитных психологических механизмов:

• компенсаторные: гиперкомпенсация, замещение и др.;

• деструктивные, оказывающие деструктивное влияние на личность и способствующие ее дезадаптации: вытеснение (подавление аффективных переживаний может привести к тяжелому психосоматическому расстройству), реактивные образования и др.;

• пассивные: рационализация, изоляция, проекция и др.

В настоящее время в психологической практике широко используется классификация Г. Келлермана — Р. Плутчика7, в которой выделяются восемь защитных механизмов.

1. Отрицание — механизм, проявляющийся в игнорировании потенциально тревожной информации, которая угрожает самосохранению, престижу, самооценке и может привести к конфликту, возникающему при появлении мотивов, противоречащих основным установкам личности.

2. Компенсация — это механизм, который Эго использует для защиты от тревоги, возникающей из-за чувства незащищенности, прилагая дополнительные усилия в зоне мнимой или действительной слабости.

3. Рационализация — защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение представляется как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.

4. Регрессия — возврат на более раннюю стадию развития или к более примитивным формам поведения, мышления.

5. Замещение — защита от тревожащей или даже нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недопустимого» объекта на другой объект — «допустимый» или замены неприемлемого действия приемлемым.

6. Проекция — вид защиты, который связан с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других, с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир.

7. Реактивные образования (образование реакции) — замена Эго неприемлемых тенденций на прямо противоположные. При этом первоначальное желание или чувство непосредственно не переживается: мгновенно включается механизм «ложной» личности, и взамен переживается сильное противоположное желание или чувство.

8. Вытеснение — прообраз других защитных операций, разработанных З. Фрейдом; это бессознательный психический акт, при котором неприемлемая информация или мотив, причиняющие боль, стыд, отвергаются цензурой на пороге сознания.

Двигательные нарушения являются одной из частых причин детской инвалидности. Важнейшая роль в социально-психологической адаптации и медицинской реабилитации детей с двигательными нарушениями принадлежит семье, воспитывающей ребенка (К. А. Семнова,19б9; С. И. Чавес Вега,1992; Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук, 2001; Е. М. Мастюкова, 2004 и др.)8. В исследованиях многих авторов подчеркивается негативная роль гиперопеки в воспитании детей с двигательными нарушениями, роль личностных особенностей родителей в формировании стилей и методов семейного воспитания детей с двигательными нарушениями. Однако исследование специфики семейного воспитания детей предполагает обязательное изучение защитных механизмов личности родителей.

В связи с этим основной целью данного исследования является выявление взаимосвязи между семейным воспитанием, личностью родителя и защитными механизмами личности ребенка.

Исследовались защитные механизмы детей с детским церебральным параличом (ДЦП) и их родителей; детей с врожденными заболеваниями позвоночника (сколиоз) и их родителей и детей с приобретенными спинальными нарушениями (компрессионные переломы) вследствие травмы позвоночника и их родителей. Условно дети были разделены на три группы по степени тяжести и времени приобретения дефекта, т. к. они играют важную роль в дальнейшей социальной ситуации развития ребенка. Дети с ДЦП, у которых наблюдалась двигательная патология церебрально-органического генеза, относились к первой группе по степени тяжести не только двигательного, но и речевого и интеллектуального дефектов. Все дети имели инвалидность, состояли на учете у невропатологов, занимались с логопедом и психологом. В исследовании участвовали дети с ДЦП с первично сохранным интеллектом, они передвигались самостоятельно или на костылях, могли обслуживать себя самостоятельно. Дети со сколиозом (врожденная патология позвоночника) находились на лечении в восстановительном центре «Огонек». У 40 % детей имелась инвалидность в связи с тяжелой патологией позвоночника. Дети с компрессионными переломами вследствие трав также находились на лечении в восстановительном центре. Здоровые младшие школьники обучались в массовой школе.

Также проводился анализ особенностей родительских отношений к ребенку, стилей семейного воспитания.

В исследовании приняли участие 224 ребенка в возрасте от 7 до 10 лет и 140 родителей, которые составили три группы:

1. Здоровые дети (101 ребенок и 66 родителей).

2. Дети с детским церебральным параличом (24 ребенка и 30 родителей).

3. Дети со спинальными дефектами (99 детей и 44 родителя).

Экспериментальное психологическое исследование проводилось с помощью набора психодиагностических методик. Родителям предлагалось заполнить два опросника: тест-опросник Г. Келлермана — Р. Плутчика, адаптированный Л. И. Вассерманом с соавт. (1999), а также тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина. Исследование защитных механизмов у детей проводилось с помощью проективной методики САТ9.

При исследовании защитных механизмов у детей было установлено, что в группах здоровых детей и детей со спинальным дефектом основным типом психологической защиты является проекция, проявляющаяся в неосознанной тенденции перенесения собственных побуждений и желаний на других людей. Эти данные также подтверждаются и в исследованиях других авторов10. В то же время в структуре личности детей с ДЦП ведущим типами психологической защиты являются подавление и отрицание. Следует заметить, что у детей

всех трех групп преобладают такие способы защиты, которые, по мнению В. А. Ташлыкова11, способствуют дезадаптации личности.

Существенных различий в системе психологических защит родителей больных и здоровых детей установлено не было. Родители склонны к более частому использованию таких типов психологической защиты, как проекция и отрицание, характеризующихся недостаточным осознанием определенных событий, переживаний и ощущений, которые были бы болезненны при их осознании. Родители детей с ДЦП достоверно чаще, по сравнению с родителями детей других групп, используют такой механизм, как реактивные образования, что отражает их склонность переживать сложившуюся стрессовую ситуацию путем замещения своих неприемлемых переживаний и побуждений противоположными.

Анализ родительских отношений у родителей детей с ДЦП показал, что родители не воспринимают своего ребенка как самостоятельного, способного, стремятся к его инфанти-лизации. Родители же детей со спинальными дефектами больше стремятся к симбиотическим отношениям со своими детьми, ребенок кажется им беззащитным, поэтому они постоянно испытывают тревогу за него. Было установлено, что родители здоровых детей, по сравнению с родителями двух других групп, одобряют интересы и увлечения своих детей, учитывают их индивидуальность, а также признают их самостоятельность.

Корреляционный анализ показал, что наиболее патологизирующее влияние на родительское отношение к здоровому ребенку оказывают такие защитные механизмы личности, как отрицание и интеллектуализация. Это проявляется в склонности родителей к эмоциональному отвержению ребенка и авторитарной гиперсоциализации.

Корреляционный анализ защитных механизмов детей и типов родительского отношения показал, что на формирование детских защит наибольшее влияние имеет стремление родителя к симбиотическим отношениям со своим ребенком. У здоровых детей он уменьшает проявления таких форм психологической защиты, как символизация и изоляция, и усиливает подавление и отрицание. У детей с ДЦП он влияет только на частоту появлений регрессивных реакций (увеличивает) в поведении ребенка. Было также установлено, что у детей со спинальными дефектами стремление родителей к симбиозу приводит к тому, что ребенок реже пользуется проекцией и фантазированием в качестве механизмов защиты, уменьшается количество тревожных реакций, и поведение в целом становится более контролируемым.

Таким образом, данное исследование показало, что тяжесть заболевания у ребенка оказывает негативное влияние на формирование защитных механизмов у родителей и в значительной степени определяет особенности родительского отношения к ребенку. Представленные данные позволяют разработать дифференцированные методы психологической помощи семьям с детьми-инвалидами.

Важным звеном в системе психологической помощи на всех этапах семейного стресса является психологическая поддержка родителей.

Мы рассматриваем психологическую поддержку родителей как систему мер, предпринимаемых в следующих целях:

1. Снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка.

2. Поддержание уверенности родителей в возможностях ребенка.

3. Формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка.

4. Сохранение адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания (И. И. Мамайчук, 2001)12.

Рассмотрим специфику психологической поддержки на каждом этапе развития семейного стресса в семьях с детьми-инвалидами.

Аффективный период семейного стресса, как правило, начинается после консультации у врача, рекомендующего оформить ребенку инвалидность. На этом этапе родители и другие родственники часто испытывают чувства безысходности, катастрофы, отчаяния. В их оценке ситуации преобладает аффективный компонент. На данном этапе психологической поддержки родителей смягчение эмоционального напряжения у них вполне возможно. В значительной степени эффективность психологической поддержки зависит от согласованных действий всех специалистов, принимающих участие в обследовании ребенка (врача, психолога и педагога-дефектолога и др.). Если диагноз установлен, врачу или психологу необходимо подробно и доходчиво объяснить родителям клиническую картину болезни у ребенка. При этом не следует скрывать, что речь идет о тяжелом расстройстве. Беседу необходимо построить таким образом, чтобы родители поняли необходимость целенаправленной работы с ребенком различного рода профессионалов: медиков, педагогов, психологов и др. Они должны уяснить для себя, что диагноз — это не приговор ребенку, более того, оформление инвалидности зависит от желания самих родителей. Важным тактическим приемом в процессе беседы с родителями является привлечение их внимания не столько к перспективам дальнейшего развития ребенка, сколько к обсуждению планов помощи ребенку в настоящий момент и в ближайшем будущем.

Опыт нашей работы показал, что на этом этапе у родителей проявляются различные способы выхода из стрессовой ситуации, которые в значительной степени зависят не только от остроты и аффективной значимости ситуации, но и от особенностей личности родителей и их защитных механизмов. Бессознательное стремление избавиться от неприятных эмоциональных состояний, связанных с инвалидностью ребенка, активизирует действие защитных механизмов личности.

У многих родителей детей с детским церебральным параличом, особенно у отцов, наблюдается такой защитный механизм, как отрицание. Они нередко отрицают наличие существенных проблем у ребенка или стараются снизить серьезность возникающей для ребенка угрозы. Одна из наиболее распространенных форм поведения родителей — неприятие, отрицание диагноза. Между тем такой способ психологической защиты может играть определенную позитивную роль: родители продолжают бороться за ребенка, ищут альтернативные способы его лечения, обучения, воспитания, радуются любому, даже незначительному улучшению в психическом развитии ребенка.

Проекция — еще один пассивный защитный механизм, при котором человек приписывает другим людям свои собственные, неприемлемые для сознания инстинкты и желания. Проекция состоит в переносе личностью собственных, чаще негативных характеристик на других людей. При таком способе психологической защиты родители ищут виновных в болезни ребенка, упрекают врачей, других специалистов. Нередко родители проецируют свои негативные установки на членов семьи, например, на мужа, свекровь и др. Это приводит к множественным конфликтам в семье ребенка. Такое поведение родителей помогает им самоутвердиться, однако этот способ психологической защиты является неконструктивным: нередко он приводит к конфликтам с окружающими и эмоциональному отчуждению от больного ребенка.

Реактивные образования, или «формирование реакции», как защитный механизм проявляется в том, что иногда человек может скрывать от самого себя мотив собственного поведения за счет его подавления и сознательно поддерживать мотив противоположного типа. Например, бессознательная неприязнь к больному ребенку может выражаться в особом внимании к нему и его потребностям. Такие родители могут активно заниматься общественной

работой, добиваться гуманитарной помощи, выступать на собраниях с речами о защите прав ребенка, но они крайне мало времени уделяют своему больному сыну или дочери, бросают его на воспитание бабушек, нянь или определяют в специализированное учреждение.

Нередко, особенно у отцов детей с ДЦП, четко прослеживается такой защитный механизм, как рационализация. Это способ разумного оправдания любого поступка. Например, оправдание неспособности что-либо сделать для больного ребенка, объяснение самому себе и близким нежелательных для семьи действий («мне тяжело дома», «надо работать», «буду жить у своей мамы, так будет лучше и для меня, и для больного ребенка»).

Таким образом, с помощью механизмов психологической защиты поведение родителей в стрессовых ситуациях в связи с болезнью ребенка регулируется по-разному.

С увеличением тяжести заболевания ребенка интенсивность потребности в улучшении психического здоровья ребенка у родителей возрастает, а условия ее удовлетворения или отсутствуют, или не могут быть приняты ими. В связи с этим одни родители отрицают свои внутренние проблемы, связанные с болезнью ребенка, другие стараются исказить существующую реальность, используя проекцию, реактивные образования, фантазирование и пр.

При анализе особенностей защитных механизмов на данном этапе психолог должен обратить особое внимание на спонтанные высказывания родителей. Например, в беседе с психологом мать ребенка с ДЦП утверждает, что «нужно максимально помочь ребенку, заниматься с ним», в то время как отец фокусируется на другом: «Мой ребенок — инвалид, какой ужас, позор... Что с ним будет дальше, после того как нас не станет? Что я скажу своим родителям?» Если у матери прослеживается четкая конструктивная позиция, то у отца — деструктивная, характеризующаяся излишней эмоциональной фиксацией на проблеме. В процессе направленных бесед с родителями психолог тщательно анализирует специфику защитных механизмов у родителей и разрабатывает тактические приемы психологической поддержки. Одной из главных задач психолога является также определение конструктивного лидера семьи и привлечение его к работе с ребенком.

На втором этапе семейного стресса — гностическом — происходит вторичная оценка родителями проблемы ребенка и выработка альтернативных возможностей для ее решения. Параллельно с этим осуществляется оценка собственных возможностей и возможностей поддержки окружающих (родственников, друзей, специалистов и пр.). Именно в этот период у родителей, как правило, формируется чувство вины. Шведский психолог Г. Фюр13 справедливо отмечает, что новая роль родителей «особого» ребенка поколебала их чувство собственного достоинства, и они ощущают себя людьми, которых наказали за какую-то совершенную или воображаемую ими ошибку. Родители считают, что навсегда потеряли чувство уверенности в будущем, на этом этапе они боятся будущего, полного тревоги и испытаний. По мнению В. Б. Пархомович14, чувство вины выражается в поиске причин, смягчающих интенсивность переживаемой вины, и очень часто этот поиск ограничивается нахождением виновных. Родители склонны обвинять себя и других членов семьи в развитии болезни у ребенка. Нередко чувство вины может сочетаться со скрытыми агрессивными реакциями по отношению друг к другу или к самому ребенку. Автор подчеркивает, что когда агрессия выражается по отношению к своему супругу, происходит своего рода переадресация собственного чувства вины партнеру по браку. Родители ищут причину болезни ребенка, анализируют родословную, читают не только популярную, но и научную литературу по данной проблеме, некоторые из них обращаются к специалистам-генетикам. На данном этапе психолог должен очень внимательно отнестись к вопросам родителей, в доступной форме рассказать им об особенностях развития больного ребенка. Следует помнить, что глубина и специфика

эмоционального стресса матери должны быть в зоне особо пристального внимания психолога. Он может проявляться в раздражительности не только по отношению к супругу, но и в адрес других родственников или даже специалистов. Психологическая поддержка на этом этапе должна быть направлена не только на смягчение стресса, но и на адекватное представление родителей о потенциальных возможностях ребенка. Важным тактическим приемом является непосредственное присутствие родителей в процессе обследования ребенка. Это позволяет им самостоятельно оценить потенциальные возможности ребенка, т. к. оценочные суждения психолога о ребенке на данном этапе могут вызвать у родителей негативные реакции.

Поведенческий этап начинается тогда, когда у родителей уже сформирована четкая позиция по отношению к болезни ребенка, и эта позиция проявляется на поведенческом уровне. Психолог помогает родителям определить для себя стратегические и тактические задачи помощи ребенку. Например, стратегической задачей многих родителей является обучения ребенка ходьбе, его активное лечение. Для реализации этой задачи некоторые родители обращаются за помощью к хирургам и другим специалистам. Но, к сожалению, данная стратегия не всегда является правильной для детей с детским церебральным параличом. Ребенка начинают активно лечить, госпитализируют, постоянно заставляют его передвигаться, причем нередко в директивной форме. Такие занятия часто травмируют его, вызывают в нем активный протест и сопротивление. Часто на этом этапе наблюдаются конфликтные ситуации, постоянный контроль и санкции родителей по отношению к больному ребенку способствуют его дезадаптации. Психолог разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей в зависимости от имеющихся проблем семейного воспитания больного ребенка и внутрисемейного взаимодействия.

Эффективность поддержки определяется активным включением родителей в процесс реабилитации ребенка, особенно отцов. Как показывает наш опыт, отцы более способны конструктивно разрешать проблемы ребенка, чем матери, и их активное привлечение к проблемам ребенка оказывает благотворное влияние не только на процесс воспитания ребенка, но и на психологический климат в семье в целом.

С целью психологической поддержки родителей детей с двигательными нарушениями целесообразно использовать родительские семинары, основной задачей которых является расширение знаний родителей о психологических особенностях их ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений. Кроме того, на семинарах не только повышается информированность родителей, но и происходит изменение отношения родителей к проблемам ребенка и задачам его воспитания. На семинарах родители вовлекаются в обсуждение своих проблем, обмениваются опытом, совместно вырабатывают пути разрешения существующих конфликтов. Участие самого психолога в семинаре должно быть достаточно активным, т. к. он выступает в роли специалиста. Однако ему не следует высказывать оценочные суждения, интерпретации, порицания или давать советы. Активность психолога должна проявляться в убедительном и аргументированном изложении некоторых психологических вопросов. Его основной задачей является организация и ведение таких семинаров.

Как специфический способ психологической поддержки родительский семинар строится на использовании нескольких специальных приемов.

Прежде всего речь идет о лекционных приемах, позволяющих психологу сообщить родителям необходимую им психологическую информацию. Перед психологом стоит задача специального подбора тем применительно к интересам и системе переживаний участников семинара. Можно предложить также темы психолого-педагогической, юридической, медицинской направленности и в этом случае привлекать соответствующих специалистов для

их освещения. Главное, чтобы темы лекций излагались просто, живо, убедительно. На родительских семинарах недопустимо злоупотреблять научной терминологией.

Групповая дискуссия является наиболее целесообразной формой проведения родительских семинаров. Традиционно групповая дискуссия проводится в двух формах: тематическая дискуссия, когда происходит обмен мнениями по темам лекций, и дискуссия по типу анализа конкретных ситуаций, темы которых предлагают сами родители. Цель дискуссии — совместная выработка оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, повышение мотивации родителей и их вовлеченности в решение обсуждаемых проблем. Также целесообразно использовать дискуссии по «трудным ситуациям, связанным с воспитанием больного ребенка». Этот прием направлен на организацию творческого подхода родителей к воспитанию больного ребенка. Психолог предлагает родителям обсудить случай, который наверняка знаком многим из них. Например, ситуацию, связанную с поведенческими проблемами в общественном месте: «ребенок идет на костылях или его везут в коляске по улице, и на него все смотрят». Частота и длительность таких семинаров зависит от возможностей родителей, степени их мотивированности. Опыт нашей работы показывает, что родительские семинары целесообразно проводить не чаще одного раза в месяц. Желательно, чтобы дети во время семинаров находились под присмотром педагогов или социальных работников.

По нашим наблюдениям, активное участие родителей больных детей в групповых дискуссиях гармонизирует не только родительские, но и супружеские взаимоотношения, а также способствует личностному росту членов семьи.

Психологическая поддержка родителей осуществляется не только в форме организации их взаимодействия с родителями со сходными проблемами, но и в процессе индивидуальных психотерапевтических бесед с психологом о трудностях семьи, семейных взаимоотношений. В процессе психотерапевтической работы с семьей ребенка с двигательными нарушениями психолог помогает родителям разрешить межличностные конфликты, связанные с проблемами воспитания ребенка. Следует отметить, что главным направлением психотерапевтической работы психолога с семьей является включение родителей в медико-психологическую работу с ребенком, основанную на объективном, реалистическом подходе к перспективам дальнейшего развития ребенка.

Оценка эффективности психологической поддержки родителей проводится по субъективным параметрам (обратная связь родителей) и по объективным параметрам (эмоциональное состояние самого ребенка).

Итак, психологическая поддержка является важным звеном в системе психологической помощи родителям детей с двигательными нарушениями. Основные цели психологической поддержки состоят в повышении сензитивности (чувствительности) родителей к проблемам ребенка, снижении эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью ребенка, формировании у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизации их педагогического потенциала. Важную роль в повышении эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и других членов семьи ребенка, а также активное включение родителей в лечебный и психолого-педагогический процесс. Сам процесс психологической поддержки является непрерывным, комплексным, предъявляет высокие требования к личности специалиста-психолога.

1 Фрейд А. Детский психоанализ. СПб., 2004; Freud S. The neuro-psychoses of defense (1894) // Standard Edition of complete psychological work of Sigmund Freud. 1962. Vol. 3.

1Бассин Ф. В. О силе «Я» и «психологической защите» // Вопр. философии. 1969. № 2.

3 Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М., 1985.

4 Ташлыков В. А. Психология лечебного процесса. Л., 1984.

5 Грановская Р М. Элементы практической психологии. СПб., 1997. 608 с.

6 Ташлыков В. А. Психология лечебного процесса. Л., 1984.

7Plutchik R., Kellerman H., ConteH. R. A structural theory of ego defenses and emotions // Emotions in personality and psychopathology / Ed. by C. E. Izard. New York, 1979.

8 Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000; Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. СПб., М., 2001; Чавес Вега С. И. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1992.

9 БеллакЛ., Беллак С. Руководство по тесту детской апперцепции (фигуры животных). Киев, 1995.

10 Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000; Тулупьева Т. В. Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2001.

11 Ташлыков В. А. Психология лечебного процесса. Л., 1984.

12Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001.

13 ФюрГ. «Запрещенное» горе. Минск, 2003.

14 Пархомович В. Б. Психолого-педагогическое сопровождение родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 2003. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.