Научная статья на тему 'Учение Г. С. Сковороды о самопознании как постижение смысла жизни'

Учение Г. С. Сковороды о самопознании как постижение смысла жизни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2144
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / САМОПОЗНАНИЕ / СЧАСТЬЕ / СМЫСЛ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Смирнова М. А.

Рассматривается учение Григория Сковороды о самопознании, пути достижения человеком счастья как основы смысла жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING OF G.S. SKOVORODA OF SELF-KNOWLEDGE AS GRASPING THE MEANING OF LIFE

The article considers the teaching of Gregory Skovoroda about self-knowledge, ways of achievement of human happiness as the basis of the meaning of life.

Текст научной работы на тему «Учение Г. С. Сковороды о самопознании как постижение смысла жизни»

УДК 1(091)

М.А. Смирнова, аспирант, 8(953)439-84-99, smi5848@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

УЧЕНИЕ Г.С. СКОВОРОДЫ О САМОПОЗНАНИИ КАК ПОСТИЖЕНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ

Рассматривается учение Григория Сковороды о самопознании, пути достижения человеком счастья как основы смысла жизни.

Ключевые слова: человек, самопознание, счастье, смысл жизни.

С именем Г.С. Сковороды связывают становление русской философии XVШ века, которая выходит за рамки западноевропейской рационалистической мысли и продолжает лучшие традиции философской антропологии античности.

Важная черта, которая фундаментально характеризует всю мысль Г.С. Сковороды, - это глубокий антропологизм. Рассуждая о человеке, философ приходит к пониманию природы человеческой жизни. Он впервые в истории русской философии формирует область размышлений о человеке, его идентичности себя во времени, о сущности человека, о смысле жизни, что по сути составляет круг антропологических проблем.

В самопознании раскрывается та истина о человеке (а значит, и о всей жизни), что сущность его не исчерпывается одной интеллектуалистической стороной. Существо человека в его сердце, в его воле. Отсюда вытекает критическое отношение философа к какому бы то ни было отвлеченному, оторванному от жизни знанию. То знание, которое не увеличивает ценность жизни и не улучшает качество бытия, есть знание неразумное и бесполезное. Истинная госпожа науки — жизнь. Не жизнь для науки, а наука для жизни, и не просто для жизни, а для жизни истинной, духовной - той, которая имеет вечную ценность и метафизическую пребываемость. Г.С. Сковорода ясно указывает глубокую основу такого резкого своего отрицания науки: «Я наук не хулю и самое последнее ремесло хвалю; одно то хулы достойно, что на них надеясь, пренебрегаем верховнейшей наукой, до которой всякому веку, стране и статьи, полу и возрасту для того отворена дверь» [1, с. 221].

Во взглядах Г.С. Сковороды явственно проявляются тенденции платоновской философии [2]. Мир, по его мнению, состоит из двух натур — видимой и невидимой. Видимую натуру он называет тварью, а невидимую -Богом, который проницает всю тварь, существуя и пребывая всегда. Такой дуализм распространяется и на человека и на весь мир: везде является материя и форма (или идея).

У Платона мыслитель заимствовал определение души, ее природы и жизни: метафизические свойства платоновской идеи - вечность,

божественность, красоту, благость - Г.С. Сковорода переносит на

неповторимую личность человека, взятую в ее умопостигаемой глубине. Ему близка идея глубокого дуализма человеческой натуры, противоборства «человека внешнего», эмпирического и «человека внутреннего», подлинного, стремящегося к идеалу. Философ говорит о том, что человек по большей части видит в себе лишь одно земное тело и не можем узреть тела духовного.

Г.С. Сковорода признавал и роль чувственного знания, от которого уже нужно было направляться к знанию духовному. Но эмпирическое знание - это лишь робкая, начальная ступень познания себя, мира и Бога, она необходима, но лишь предваряет дальнейшее познание. К такому «познанию в Боге» может подняться лишь тот, кто оторвался от плена чувственности.

Познание для Г.С. Сковороды - это прежде всего призыв к самопознанию. Философ упоминает миф о самовлюбленном Нарциссе - он как раз символизирует требование «познай себя!». Правда, влюбиться следовало бы в красоту внутреннюю, а не внешнюю, несчастный же Нарцисс «в чистом источнике засмотрелся на благообразную свою кожу, а не вникает внутрь, в самое сердце свое и в тайное руководство блаженной натуры» [3, II, с. 147]. «Ты любил сам себя, то ест, прах твой, а не сокровенную Божию истину в тебе, которую ты никогда не видел, не почитал ее за бытие» [3, II, с. 21]. Самопознание же открывает человеку его истинную природу. Он видит себя другого, истинного и влюбляется в эту свою вечную идею, представляющуюся ему новым творением: «Кто, прозрел во водах своея тлени красоту свою, тот не во внешность кую-либо, ни во тления своего воду, но в самого себе и в самую свою точку влюбится» [3, II, с. 2]. Нарцисс любит не себя, а «сокровенную в себе истину Божию». Таким образом, эта влюбленность объектом имеет другое, Божие, вечное, а не свое, человеческое, тленное.

Практическая философия Г.С. Сковороды находится в тесной связи с умозрительной: для истинно счастливой жизни нужно знание и мудрость; счастье состоит в душевном мире и сердечном веселии. Для достижения его нужно отдаться на волю Божию, что значит жить согласно с природой.

Для достижения и личного счастья человека и общественного блага Г.С. Сковорода советовал: не входить в «несродную стать», не иметь должность, противную природе, не обучаться к чему не рожден. Указать же свою сродность - одна из важнейших задач самопознания и раскрытия воли Божьей, пребывающей в человеке, без чего достижение счастья становится невозможным.

Философ был убежден в том, что существует универсальный закон «сродностей», заключающий в себе принцип бытийного равновесия вещей, предметов и существ как гарантию гармонического равновесия природы.

Как и сродность, счастье является для Г.С. Сковороды естественным и универсальным законом. Поиски человеком своего счастья являются по

сути дела поисками своей «сродности». Вопрос о человеческом счастье был сопряжен с вопросом о самопознании.

Учение Г.С. Сковороды о внутреннем человеке усложняло его философское учение, разделяя его на теоретическое и практическое. Философ был не только народным мудрецом и моралистом, но и философом-теоретиком, и его этика имела глубокую связь с его онтологией. С одной стороны, мораль была сферой динамического функционирования воли — верховное желание быть счастливым, а с другой стороны, принципы морали были сосредоточены в онтологии, реализуясь в гносеологическом учении о внутреннем человеке.

Нравственные аспекты учения подчеркивают внутреннюю автономность и носят сугубо личностный характер. Внутренний человек в поисках присущих ему «сродностей» обретал специфическую энтелехию, которая в метафизическом плане была заключена в Боге, а в конкретноисторическом — в личном человеческом счастье.

У Г.С. Сковороды понимание счастья нуждается в выявлении метафизических оснований. Суть счастья он связывает с образом жизни самого человека. Наиболее полно эта суть раскрывается через изречение Сократа: «иной живет на то, чтоб есть, а я - де ем на то, чтоб жить» -которым Сковорода открывает свой трактат под названием «Икона Алкивиадская» [3, II, с. 251].

Своим пониманием счастья Г.С. Сковорода как бы защищает человеческую «природу» от примитивного ее сведения к потреблению и своекорыстию. Сам он избрал такой образ жизни, который по его словам помогал ему «не жить лучше», а «быть лучше». Стремление «быть лучше» он связывал с понятием «чистой совести». Наибольшей глубины тезис о счастье достигает на том моменте, когда Г.С. Сковорода определяет саму суть «честной жизни» и «чистой совести». Оказывается, суть эта раскрывается через трудовую деятельность человека. У Г.С. Сковороды не всякий труд ведет к честной жизни и чистой совести. Процесс труда рассматривается как наслаждение и ощущение счастья даже вне зависимости от его результатов. Именно такому труду носит определение «сродный»: «И сие то есть быть счастливым, познать себя или свою природу, взяться за свою долю и пребывать с частью себе сродной от всеобщей должности» [3, II, с. 117].

Все его творчество исходит из понимания того, что человечество может объединить только труд с общественной пользой и личным счастьем - «сродный» труд. Труд же «несродный» - источник деградации и человека, и человеческого общества: «Самая добрая душа тем беспокойнее и несчастливее живет, чем важнейшую должность несет, если к ней не рождена» [3, там же].

Г.С. Сковорода поднимает вопрос: способствует ли развитие цивилизации счастью человека. Он не отрицал достижения цивилизации

ради сохранения морали и принимал эмпирический мир по мистическим основаниям: мир интимно открывается человеку в своей тайне. Он требует не морализаторства, а организации своей и только своей жизни соответственно постигнутой тайне сродности, тайне внутреннего человека. Таким образом, культурный мир, создаваемый людьми, должен удовлетворять среди других потребностей и потребность человека в радости и счастье.

Концепция Г.С. Сковороды - это концепция христианская [5, с. 69]. Она ценностно определена: счастье как гармония микрокосма и макрокосма диктуется божественной природой обоих миров. Счастье для Г.С. Сковороды - это смысл жизни и полнота, это «цельный человек», гармоничный и сердечный.

Мораль является для мыслителя необходимым этапом мистической жизни. Ее конечная цель, финал - соединение человека с Богом, - находится за пределами эмпирического мира. Итог, вершина человеческого существования описывается в символах «преображения» и «воскресения».

По мнению Г.С. Сковороды, данная им интерпретация счастья является практической целью всех людей. Это высшая ценность человеческой жизни, предел всех желаний и стремлений. Счастье можно рассматривать как особую систему жизни, целью которой является самодовлеющее состояние блаженного самоудовлетворения.

Для философа блаженная жизнь менее всего связана с чувственными наслаждениями, имущественным состоянием, общественным положением и прочими атрибутами жизненного благополучия. Счастье вообще не зависит от реальных условий жизни человека. Оно есть состояние не от мира сего, но в мире этом, доступное всем людям без исключения. Понимание счастья как обладания некоторой совокупностью земных благ отвергается как заблуждение. В своих произведениях в противовес морали, основанной на богатстве, золоте и власти, Г.С. Сковорода прославляет человека "малых желаний" и ограниченных материальных потребностей.

Счастье как высшее благо имеет своей причиной Бога, и для человека оно есть явление чисто духовное, неразрывно связанное с его внутренней жизнью, с тем, что происходит в душе человека. Своим учением Г.С. Сковорода стремился показать людям путь к истинному счастью. Самопознание должно открыть человеку невидимую натуру в нем самом.

Полная автономия, независимость от окружающего эмпирического мира и чисто спиритуальное блаженство человеческой души, проникнутой Божественным духом, - таково понятие счастья в мистической морали Г.С. Сковороды. Счастье превращается в символ мистической чистоты и спасения человека от оков эмпирической жизни. При этом сама осуществимость данного состояния мыслится вполне возможной уже в этой земной жизни.

Принципом и образом счастливой жизни становится аскетизм, самоограничение, доходящие до самоотречения, отказ от мирских благ и наслаждений. Жизнь самого Г.С. Сковороды представляет своего рода аскетический подвиг, являясь яркой и убедительной демонстрацией подобного отношения к жизни и ее благам (его странничество, бездомность, бегство от чинов).

Мистический символ счастья - таинственное и трудноопределимое в учении Г.С. Сковороды Царствие Божие. Само счастье не присутствует в окружающем нас мире как некая вещь или совокупность вещей, но имеет местом своего существования самого человека, его внутренний мир, сосредоточено в «сердце».

«Сердце» представляет собой, по мысли философа, центр духовномистической жизни человека, мистический уровень его бытия. Состоянию человеческой души, порабощенной страстями, отягощенной грехами, противостоит любовь или чистосердечие, которые трактуются как мистическое, таинственное присутствие в сердце человека божественного начала.

Счастье является конечным, итоговым волевым актом, целью которого является иерархическое соподчинение и соединение субъективной человеческой воли с волей объективно божественной. На этом уровне бытия человек перестает подчиняться законам эмпирического мира, достигая абсолютного блаженства. Таким образом, переживание счастья, согласно учению философа, означает избавление человека от бремени земного смертного существования.

Для человека преодоление зла есть путь духовного преображения, то есть выход за рамки эмпирического мира: «Сковороде был присущ своего рода мистический оптимизм, обращенность к скрытому в мире свету, стремление к узрению этого света во тьме, к преображению жизни» [5, с. 78].

В философии Г.С. Сковороды мораль является необходимым этапом осуществления мистической перспективы жизни человека. Главное понятие его этики, понятие счастья, содержит в себе как моральный, так и чисто мистический смысл. Оно обозначает наивысшую степень нравственного совершенства и чистоты, одновременно с этим являясь мистическим символом спасения человека от мира и его соединения с Богом.

Взгляд его на человека как на особую целостность, поиск единства целостности духовной и телесной, понимание самопознания как непосредственной данности сознанию чувственного и духовного опыта определили значение философии Г.С. Сковороды в истории русской мысли.

Антропологическая точка зрения соединяется у мыслителя с мистическим характером его философии и образует оригинальное представление, где человек рассматривается не как «общественное животное», продукт и субъект межчеловеческих социальных отношений, а

прежде всего как существо иного порядка, некоторой глубинной стороной своего бытия причастное миру абсолютного и духовного. Человек, его мысли, разум, сердце, душа, дух, взятые в отдельности и в целостности, является предметом анализа философии Г.С. Сковороды. В его понимании человек - сложная система, к которой подходить следует осторожно. Все вопросы и все тайны мира сосредоточены для него в человеке.

По учению мыслителя человек - это микрокосм. Эта идея предполагает однородность природы мира и человека. Все, что совершается в мире (макрокосме) находит свое завершение в человеке (микрокосме). Вселенная сполна вся присутствует в нем, метафизически в нем реальна. В таком случае человек ничего не может познавать иначе как через себя и бытие постигается им переживанием, самопознанием. Не разгадав себя, человек не может ничего понимать в окружающем. Разгадав же себя до конца, он проникает в самые глубинные тайны Вселенной. Возможности познания мира человеком ничем не ограничены.

Список литературы

1. Эрн В.Ф. Григорий Савич Сковорода. Жизнь и учение. М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1912. 342 с.

2. Марченко О. В. Философия Г.С. Сковороды и русская философская мысль XIX - XX вв.: дис... д-ра филос. наук. М, 2007. 448 с.

3. Сочинения Григория Саввича Сковороды, собранные и редактированные проф. Д.И. Багалеем. Харьков: Типография Губернского Правления, 1894. 634 с. (слог в оригинале).

4. Демидов А.Б. Феномен человеческого бытия. Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999. [Электронный ресурс]: http://psylib.org.ua/books/demid01/index.htm

5. Зеньковский В. В. История русской философии Л.: ЭГО, 1989. Т.

1 Ч. 1. [Электронный ресурс]:

http: //www.philosophy.ru/library/zenk/index.html

M.A. Smirnova

TEACHING OF G.S. SKOVORODA OF SELF-KNOWLEDGE AS GRASPING THE MEANING OF LIFE

The article considers the teaching of Gregory Skovoroda about self-knowledge, ways of achievement of human happiness as the basis of the meaning of life.

Key words: person, knowledge, happiness, the meaning of life.

Получено 10.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.