Научная статья на тему 'Ученические библиотеки как фактор демократизациии образования в Российской империи'

Ученические библиотеки как фактор демократизациии образования в Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
212
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ученические библиотеки как фактор демократизациии образования в Российской империи»

БИБЛИОТЕЧНО-

ИНФОРМАЦИОННАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

£

А.В. Калачев

УЧЕНИЧЕСКИЕ БИБЛИОТЕКИ КАК ФАКТОР ДЕМОКРАТИЗАЦИИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Среди основных направлений реформирования отечественного образования чаще других называют его демократизацию. Сущность идеи демократизации образования проявляется в принципе равенства членов общества перед образованием, т.е. в его доступности независимо от социального положения, пола, национальной,религиоз-ной, расовой принадлежности. Таким образом, смысл демократизации образования прежде всего в том, чтобы сделать его доступным, бесплатным, обязательным.

Ретроспективное исследование проблемы демократических тенденций в российском дореволюционном образовании имеет актуальный характер. Решение этой задачи поможет переосмыслить современные педагогические реалии с учетом накопленного российским образованием демократического опыта.

Одним из важнейших последствий принятия христианства Русью стало развитие массовой письменной культуры, что облегчало процесс первоначального школьного образования. Многочисленные источники говорят о том, что школы существовали во многих городах Древней Руси уже в Х1-Х11 веках. Книжные знания были в основном достоянием привилегированного класса феодального общества и духовенства; но элементарное образование было доступно ремесленникам, купцам и прочим слоям населения, имевшим возможность оценить значение образования и оплатить его.

Библиотеки сыграли большую роль в просвещении русского народа. На Руси книга всегда рассматривалась как важнейшая ценность. В Древней Руси сложилась своя традиция книжности, которая была во многом связана с православной религией. Отношение к книге и книжному слову рассматривалось через призму Священного Писания. Поэтому книга в первую очередь считалась духовным руководителем и вместилищем великих идей.

Необходимо коротко рассмотреть значение библиотечного дела в целом для российского образования. В Киевской Руси обычно при монастырях существовали библиотеки. Крупные библиотеки, сложившиеся при академии Ярослава Мудрого в стенах Печерского Киевского монастыря, Новгородского Софийского собора и в других крупных монастырях, соборах, княжеских резиденциях, были базой относи-

тельно широкой просветительской и школьной деятельности.

В последующий период отечественной истории распространение книжного образования было существенно затруднено объективными факторами, в основном связанными с участием Руси в многочисленных войнах. Особенно пагубные последствия для развития отечественного образования имело нашествие татаро-монгольских завоевателей и разгром русских городов в XIII веке: прекратили свою образовательную деятельность училища и школы, были уничтожены библиотеки. Поэтому до наших дней сохранилась лишь незначительная часть книг средневекового периода: от XIII-XIV веков до нас дошло 583 рукописные книги, тогда как только в период XI-XIII веков на Руси обращалось, по предположениям ученых, 85 000 только церковных книг [9, с. 170].

В середине XVI века в русском государстве появилось книгопечатание, ставшее крупным событием в области культуры и просвещения. В 1564 году вышла первая датированная печатная книга - «Апостол», а в 1574 году - первая русская учебная книга - «Азбука» Ивана Федорова. С появлением книгопечатания не только рукописные, но и печатные книги стали распространяться среди людей различных сословий. Азбуки, буквари, учебные руководства по грамматике и арифметике, часослов и псалтырь - эта довольно массовая учебная литература обеспечивала содержание образования, формы и методы обучения в школе.

Известный дореволюционный исследователь А.И. Соболевский писал о высоком уровне грамотности населения и «книжной» культуре средневековой Руси: «Взглянем на количество дошедших до нас всякого рода книг и документов XV, XVI, XVII веков, сохраняющихся в наших библиотеках и архивах. Число их (особенно за XVI и XVII века) так велико, несмотря на пожары и разные невзгоды, постигавшие наши города и села, что мы затрудняемся даже приблизительно определить их число в тысячах... Над ними должны были трудиться целые тысячи писцов и подьячих, они предназначались еще большему количеству читателей» [8, с. 17-18].

Дальнейшее развитие просвещения обусловило расширение круга читателей. Особенно спрос на книгу, журнал, газету

возрос в мещански демократических слоях города. В XVIII веке библиотечная система в стране была достаточно разнообразной. Библиотеки существовали приуниверсите-тах, гимназиях, закрытых учебных заведениях. В 80-90-х XVIII века в некоторых губернских городах (Туле, Калуге, Иркутске) появились первые публичные библиотеки. Они возникали благодаря усилиям местной общественности, без поддержки правительства, становясь во многих провинциальных городах важными культурными центрами. В 1814 году была официально открыта первая в России Императорская публичная библиотека в Петербурге (ныне - Российская национальная библиотека), а в 1862 году - первая Публичная библиотека в Москве (ныне РГБ) [5, с. 140].

Появление в России школьных библиотек как особого типа учебных библиотек относится к концу XVII века. Открытые в Москве так называемые «гимнасионы» являлись светскими учебными заведениями, но их количество было невелико. В дальнейшем библиотеки создавались при гимназиях, кадетских корпусах, реальных училищах, средних и низших учебных заведениях, церковно-приходских школах и других учебных заведениях. Сеть школьных библиотек соответствовала структуре образования и образовательных учреждений в России.

К началу тридцатых годов XIX века в России было уже 62 гимназических библиотеки и несколько десятков библиотек при уездных училищах. Это были преимущественно небольшие ученические библиотеки закрытого типа. Решающую роль в развитии школьных библиотек сыграли реформы 60-х годов XIX века. Прочный фундамент, заложенный в начальную народную школу, повлек за собой создание сети ученических библиотек. Обязанности библиотекаря чаще всего исполняли учителя в качестве дополнительной нагрузки. При библиотеке находились заведующий и наблюдающий.

В конце 50-х - 60-х годах XIX века были созданы первые общедоступные бесплатные народные библиотеки и читальни для трудящихся; стали проводиться народные чтения, ставшие одной из наиболее распространенных форм популяризации общеобразовательных, профессиональных и прикладных знаний. Большую роль в распространении просвещения сыграли Комитеты и Общества грамотности - общественные просветительские организации. Они занимались созданием народных школ и библиотек, организацией педагогических курсов и съездов, изданием лучших книг русских и зарубежных писателей для народа,

сбором статистических данных в области народного образование и т.д.

Земская реформа, проведенная в 1864 году, открыла новые пути российскому просвещению. Демократические выборные органы местного самоуправления (земства) создавали по всей России школы, больницы, библиотеки, издавали газеты. Важнейшей сферой деятельности земств была работа в области народного образования. Земства впервые поставили проблему внешкольного образования детей и взрослых, которая впоследствии приобрела широкое общественное звучание. В развитии внешкольной политики активное участие принимала интеллигенция, видевшая во внешкольном образовании структуру, параллельную школьному образованию и достаточно свободную от бюрократического вмешательства. Большую роль во внешкольном образовании народа сыграли школьные библиотеки, создаваемые земскими органами местного самоуправления.

К концу XIX века библиотеки существовали у 2/3 земских школ. Прогрессивная демократическая общественность ставила вопрос об обеспечении школьных библиотек необходимыми книгами. Организовывались книжные склады, через которые уездные земства могли получать книги, учебники и письменные принадлежности. Склады существовали в основном там, где были библиотеки. Они вели торговлю скорее не с коммерческой, а с просветительской точки зрения.

Во многих ходатайствах к правительству земства касались вопроса снабжения школ книгами и учебниками. Земцев волновала не только количественная сторона данного вопроса, т.е. сколько книг и учебников поступает в школы, но и какие именно, предлагая расширить каталоги распространяемых книг. Земские деятели были убеждены в том, что уровень развития общества зависит от состояния культуры, от состояния народного образования в частности. Поэтому верили, что главный путь к лучшей жизни всего общества заключается в развитии просвещения, в распространении полезных знаний среди широких народных масс. Они выступали за новую демократическую народную школу, способную дать подрастающему поколению научное и связанное с жизнью полноценное общее образование.

Перед библиотеками встала проблема выбора необходимых учебных пособий. Министерство народного просвещения предписывало преподавать в школах по учебникам, им разрешенным. Но количество пособий было так велико, что говорить о единых учебниках для всех школ не при-

ходилось. Наиболее популярными были книги К.Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир». Многие авторы, заимствуя его методику, писали свои книги по разным учебным предметам. Большое разнообразие книг можно было найти по истории, естествознанию, другим предметам.

Большинство земских библиотек считали лучшим классным пособием для чтения в народных школах книгу Н.А. Корфа «Наш друг». Кроме чтения, письма и первоначальных сведений по арифметике, такой земский учебник давал учащимся знания по отечественной истории, географии, природоведению и русской грамматике. Корф, таким образом, претворял в жизнь демократический принцип общеобразовательности народной школы. Книга «Наш друг», являясь первым учебником, специально приспособленным к новому типу земской народной школы и потребностям сельской жизни, несомненно, сыграла положительную роль в становлении новой пореформенной системы начального народного образования в России [6, с. 42].

Говоря об учебной литературе для народной школы второй половины XIX - начала ХХ века, которая фактически определила содержание всего учебно-воспитательного процесса, никак нельзя умолчать об учебниках одного из видных представителей демократического направления в русской педагогике Н.Ф. Бунакова. Прежде всего имеется в виду учебник для обучения детей грамоте «Азбука и уроки чтения», а также книга для чтения «В школе и дома», которая также носила общеобразовательный характер. Она в первую очередь приобщала учащихся народной школы к системе элементарных естествоведческих и гуманитарных знаний, в той или иной степени обеспечивающих как их общее духовное (умственное, нравственное и эстетическое) развитие, так и некоторую практическую подготовку к жизни и труду [1, с. 204].

Другой известный педагогтого времени В.И. Водовозов, развивая мысли Корфа, одним из важнейших средств расширения кругозора учащихся считал внеклассное чтение. Внеклассным чтением, по его мнению, обязательно должен руководить учитель. Он рекомендовал учителям составлять небольшие классные библиотечки, а также устраивать читательские кружки. В методических пособиях для учителей он приводил подробные списки литературы для внеклассного чтения учащихся. Написанные им книги - «Детские рассказы и стихотворения», «Рассказы из русской истории», «Книга для первоначального чтения» и др. - предназначались для домашнего чтения [3, с. 97].

Кроме вышеназванного популярностью пользовались «Мир в рассказах для детей» В.П. Вахтерова, «Азбука» и «Книга для чтения» Л.Н. Толстого, сыгравшие большую роль в становлении и укреплении народной школы.

Например, к концу XIX века в земских школах Саратовской губернии использовались следующие учебники:

1) по Закону Божьему: учебник Д. Соколова «Священная история с кратким объяснением заповедей, символа веры и богослужения», «Краткий молитвослов»;

2) по церковно-славянскому языку: «Первая книга церковно-славянского языка» Д.И.Тихомирова, «Святое Евангелие», «Псалтырь», «Часослов»;

3) по русскому языку: Н.Ф. Бунакова «Азбука», Д.И. Тихомирова «Букварь» (с 1872 по 1915 годы переиздавался 160 раз общим тиражом в 4 млн. экземпляров), «Родное слово» К.Д. Ушинского;

4) по письму: пособия Пуцыковича и Гербача (названия не указаны);

5) по чтению: А.Г. Баранова «Наше родное», И.И. Паульсена «Родное слово»; «Азбука» и «Книга для чтения» Л.Н. Толстого;

6) по арифметике: пособия Гольденбер-га и Евтушевского [4, с. 23].

Большинство уездных земств губерний России ассигновали значительные суммы на покупку данных учебных пособий. Самыми крупными отделами в школьных библиотеках становились беллетристический и духовно-нравственный. Затем следовали исторический и географический. Торговые операции книжных складов губернских земств к концу XIX века достигали десятков тысячрублей (Московский, Петербургский, Саратовский, Харьковский, Тверской).

Необходимо различать школьные библиотеки и народные библиотеки-читальни, которыми пользовалось старшее поколение жителей земских органов местного самоуправления. В 1886-1902 годах Смоленское, Тамбовское, Орловское, Московское губернские земства и Чердынское уездное земство Пермской губернии ходатайствовали об устройстве народных библиотек и читален. В конце 90-х - начале 1900-х годов были возбуждены 26 ходатайств о расширении каталогов книг для народных чтений, народных библиотек и читален. Правительство отклоняло большинство ходатайств, ссылаясь на неодобрительные отзывы Министерства народного просвещения, Министерства внутренних дел и Синода, указывавших, что значительное число предлагаемых земствами книг «не пригодно» для народа и ведет к распространению идей «преступного содержания» [7, с. 270]. Кроме того, школьные библиотеки

подвергались цензуре инспекторов. Многие издания знаменитых авторов часто изымались из обращения, потому что не соответствовали требованиям, предъявляемым Министерством народного просвещения.

В Саратовской губернии библиотек-читален появилось довольно много к концу XIX века. В 1861 году была основана Вязовская библиотека в Вольском уезде. Затем в 1873 году появилась читальня в Ат-карске, содержавшаяся на средства местной земской управы. В этой библиотеке пользоваться книгами и журналами посетители могли за умеренную плату - 25 коп. в месяц (3 руб. в год). Земские учителя, врачи, статистики обслуживались бесплатно. К началу ХХ века библиотека насчитывала 6 000 экземпляров книг, постоянно выписывались саратовские, петербургские и московские газеты и журналы. Библиотекари вели краеведческую работу [7, с. 38].

В 1890 году была открыта народная читальня в селе Бекове Сердобского уезда Саратовской губернии. Она была построена на средства местного комитета Общества улучшения народного труда. В 1892 году появилась библиотека в селе Ельшанка Царицынского уезда. В 1893 году открылось 6 новых библиотек (по 1 - в Аткарском, Царицынском и Балашовском уездах; 3 - в Вольском уезде). Все они были построены на общественные средства (сельских и волостных обществ) или на пожертвования частных лиц. До конца XIX века количество библиотек-читален намного увеличилось и составило 127 [2, с. 551].

Кроме того, земства организовывали специальные библиотеки для учителей. Саратовское губернское земство с первых десятилетий своего существования пыталось оказывать учителям посильную помощь. В 1872 году в Вольском земстве по просьбе учителей была открыта учительская библиотека, а в 1891 году — такая же в городе Балашове. Некоторые земства губернии выдавали библиотекам пособия, чтобы сельские учителя могли бесплатно пользоваться книгами (Кузнецкий и Петровский уезды), содержать свои собственные школьные библиотеки (Аткарский, Царицынский) [4, с. 33].

Примечания

Данные мероприятия, несомненно, облегчали доступ учителей к научной и методической литературе, позволяли им быть в курсе актуальных проблем педагогической науки, углублять научные знания по всем предметам. С целью улучшения знаний учителей уездные земства высылали в школы педагогические журналы и руководства по методике. Поэтому уже в 1904 году в России существовало около 10 тыс. общественных и народных библиотек, среди которых около 4,5 тыс. были организованы земством (в Саратовской губернии в 1904 году было 189 земских библиотек) [4, с. 37, 40]. Число школьных библиотек особенно увеличилось в промышленных губерниях, где вообще было больше грамотных людей. Наряду с Московской губернией, выделялись Тверское и Вятское земства.

Особенное усиление интереса земств к вопросам внешкольного образования, в том числе к библиотечному делу, произошло после Общеземского съезда по народному образованию (1911 год). На съезде были утверждены демократическое представление о равноценности образования школьного и внешкольного, организационные принципы просветительной работы: общественность, самостоятельность, общедоступность, бесплатность, систематичность и планомерность.

Таким образом, земско-общественная деятельность в области библиотечного дела являлась неотъемлемой составной частью образовательной среды. В 1914 году в России было около 76 тыс. библиотек, большинство из которых находились при гимназиях, городских училищах и земских школах (до 78%). По данным на 1915 год, в среднем, например на одну земскую народную библиотеку, приходилось 6 122 человека, 781 книга, 132 читателя. По содержанию среди выданных книг было беллетристики - 60%, по естествознанию - 4,6%, прочих - 11,3% [8, с. 56].

Библиотека считалась самым эффективным способом распространения знаний в области внешкольного образования. Данная работа по развитию народного просвещения, несомненно, способствовала повышению культурного уровня населения.

1. Бунаков, Н.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Н.Ф. Бунаков. - М., 1953. -413 с.

2. Веселовский, А.Н. История земства за сорок лет [Текст] : в 2 т. / Б.В. Веселовский. - СПб.: изд. Поповой, 1909. - Т. 2. - 698 с.

3. Водовозов, В.И. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В.И. Водовозов. - М., 1986. - 474 с.

4. Доклад комиссии по народному образованию по вопросу об участии губернского земства в деле народного образования [Текст]. - Саратов, 1895. - 47 с.

5. История русской культуры IX-XX вв. [Текст] : пособие для вузов / В.С. Шульгин, Л.В. Кош-ман, Е.К. Сысоева и др.; под ред. Л.В. Кошман. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, 2002. - 480 с.

6. Корф, Н.А. Земский вопрос: (О народном образовании) [Текст] / Н.А. Корф. - СПб., 1867. - 64 с.

7. Маклакова, И.Ю. Земские ходатайства как источник по истории школы и общественно-педагогического движения в России второй половины XIX - начала XX вв. [Текст] / И.Ю. Маклакова // Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма. - М., 1980. - С. 239-275.

8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. [Текст] / отв. ред. Э.Д.Лнепров. - М.: Педагогика, 1989. - 480 с.

9. Очерки русской культуры XIII-Xv веков [Текст] : в 2 ч. - М.: Издательство Московского университета, 1970. - Ч. 2. - 434 с.

В.Т. Клапиюк

ДИСКУССИЯ О КОНЦЕПЦИИ ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОДЫ ВОЙНЫ

В мае 1942 года в Московский государственный библиотечный институт от Всесоюзного комитета по делам высшей школы (ВКВШ) при СНК СССР поступил проект новой концепции высшего библиотеч-но-библиографического образования (ВББО), оформленный в виде пояснительной записки с приложенным к ней проектом нового учебного плана для библиотечных институтов и библиотечных факультетов и отделений университетов страны. В сопроводительном письме ВКВШ дирекции МГБИ рекомендовалось срочно рассмотреть данную концепцию на заседании Ученого совета института. Аналогичное указание поступило из Наркомпроса РСФСР. Решение Ученого совета по данному проекту концепции предлагалось направить не позже августа в адрес ВКВШ и Наркомп-роса РСФСР.

Новая концепция ВББО была подготовлена так называемой томской комиссией, в которую входили библиотечные работники и университетские преподаватели Томска, библиотечные работники с эвакуированных в Томск научных библиотек Москвы, Киева, Xарькова и других городов, а также несколько сотрудников ВКВШ, оказавшихся здесь в эвакуации. Полный состав данной комиссии пока не установлен. Известно лишь о нескольких ее наиболее активных членах (И.Н. Кобленц, В.Н. Кессе-них, М.П. Трубчиков и др.). Неформальным руководителем этой комиссии был известный в те годы библиограф, и.о. профессора кафедры библиографии МГБИИоэль Нафтальевич Кобленц. Именно он был основным разработчиком нового проекта ВББО. Он же выступил инициатором рассмотрения новой концепции ВББО в ВКВШ, где получил существенную поддержку и одобрение в Наркомпросе РСФСР и МГБИ, в частности.

Ознакомившись с томской концепцией ВББО, дирекция, руководители деканатов,

отделений и кафедр, преподаватели МГБИ, а также ведущие специалисты крупных московских библиотек увидели в ней серьезную угрозу действующей в МГБИ (в ЛГБИ и XГБИ - до войны) концепции, сложившейся в своей основе в конце 1930-х годов. Определенную обеспокоенность проявил Наркомпрос РСФСР. Заведующий отделом библиотек Наркомпроса В.В. Ва-сильченко считал крайне несвоевременной и ошибочной ломку уже сложившейся системы библиотечно-библиографического образования в стране, как это предлагалось в материалах томской концепции. По распоряжению Наркомпроса и указанию директора МГБИ доцента П.С. Бенюха была ускорена работа комиссии Библиотечного института, созданной в апреле 1942 года, по разработке нового учебного плана на 1942/43 учебный год в связи с возвращением вузов страны на четырехгодичное обучение с тем, чтобы учебному плану томской комиссии противопоставить более совершенный и обстоятельный учебный план и саму концепцию ВББО профессорско-преподавательского коллектива Библиотечного института.

Расширенное заседание Ученого совета МГБИ с повесткой дня «Об учебном плане Института на 1942/43 учебный год» состоялось 30 июня 1942 года. Сохранилась полная стенограмма этого заседания [3] .С докладом выступил заместитель директора Библиотечного института по научно-учебной работе, психолог и педагог, старший преподаватель кафедры педагогики института М.В. Соколов. Свой доклад он построил на сравнении и противопоставлении основных позиций московской и томской концепций ВББО. В обсуждении концепций приняли участие проф. В.Н. Бочкарев, доц. М.П. Гастфер, Н.И. Карклина, доц. В.Е. Василькова, проф. Е.И. Шамурин, проф. Е.Н. Медынский, доц. Л.Н. Тропов-ский, доц. И.А. Желобовский, доц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.