Научная статья на тему 'Учебный округ и университетскии комплекс: что это такое?'

Учебный округ и университетскии комплекс: что это такое? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебный округ и университетскии комплекс: что это такое?»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УЧЕБНЫЙ ОКРУГ И УНИВЕРСИТЕТСКИЙ

КОМПЛЕКС: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Н.П.Макаркин, ректор МГУ им. Н.П.Огарева, профессор

Провозглашенные Правительством около 100 образовательных и научных уч-страны шаги по модернизации системы об- реждений с целью интеграции их научно-разования не могли не вызвать в обществе педагогического потенциала и социокуль-такого большого резонанса, который мы турных функций. За годы существования

наблюдаем, ибо образование которая касается каждого.

сфера, округа шло поэтапное его развитие.

На первом этапе главное внимание мы

Среди предусмотренных Правитель- сосредоточили на академической структу-

ством мер по модернизации образования в ризации образовательных учреждений, ока-

меньшей степени, пожалуй, дискутирует- зании помощи в формировании гимназий,

лицеев, университетизации высших учеб-

ных заведении.

На втором этапе приоритетными были

ся вопрос о создании университетских комплексов. Объяснить это можно тем, что в обществе осознана роль университетов как локомотивов в социально-экономическом и две основные задачи: во-первых, трансля-

научно-техническом развитии регионов и ция передового опыта всем образователь-

интеграция образовательного и научного ным учреждениям, и во-вторых, научно-ме-

потенциала вокруг университетов лишь уси- тодическое обеспечение национально-ре-

ливает эту их роль. Именно поэтому в Рос- гиональных компонентов государственных

сии в течение нескольких последних лет, образовательных стандартов.

без указания сверху, идут поиск и апроба-

С этого года начинается третий этап в

ция различных моделей интеграции вокруг развитии университетского округа. Он пре-

университетов образовательных учрежде- образован в ассоциацию «Региональный

ний регионов. Основной формой такой ин- учебный округ при Мордовском государ-

теграции стало создание университетских ственном университете», которая объеди-

учебных (образовательных) округов.

няет не только учебные и научные учреж-

Первый такой округ в новейшей исто- дения, но и предприятия и организации про-рии России был создан в нашем универси- изводственной и социальной сферы.

тете в 1993 г. В рамках небольшого регио-

В настоящее время накоплен инте-

на мы возродили его, используя дореволю- ресный опыт во многих регионах страны,

ционный опыт работы университетских где университеты ведут многогранную

округов, которые сыграли огромную роль работу по оптимизации образовательно-

в становлении просвещения в России. Наш го пространства на основе интеграции и

опыт 5 лет назад был одобрен и рекомен- развития академического потенциала как

дован к внедрению Госкомвузом и Миноб- «по горизонтали», так и «по вертикали»

разованием России, и в настоящее время однопрофильных и разнопрофильных об-

более чем в 30 регионах России созданы разовательных учреждений. Этот опыт

или создаются подобные академические стал достоянием вузовской обществен-

структуры. ности, он всесторонне изучается, распро-

Учебный округ университета стал важ- страняется, и на этой основе вырабаты-

ным структурообразующим элементом си- ваются оптимальные модели универси-

стемы образования республики. Изначаль- тетских округов и комплексов.

но он был создан как структура академи-

Большую работу в этом направлении

ческого самоуправления, объединяющая ведет издаваемый на базе нашего универ-

ситета федеральный журнал «Интеграция образования».

В России университетских учебных округов становится все больше, и уже появилась идея создания «Российской ассоциации университетских округов». Эту идею, очевидно, надо поддержать. Можно также порекомендовать Союзу ректоров рассмотреть вопрос о создании секции университетских округов и комплексов.

Педагогическая общественность страны в целом поддерживает предложенную концепцию формирования университетских комплексов. Но тем не менее необходимо организовать достаточно широкое обсуждение проекта постановления Правительства о развитии университетских комплексов с тем, чтобы сформировать взвешенную, продуманную государственную политику по развитию классических университетов России.

При создании университетских комплексов наиболее важным является выбор организационно-правовых моделей интеграции образовательных систем с учетом конкретных условий академической и социокультурной деятельности в регионах. Но модели интеграции должны быть утверждены не на региональном, а на государственном уровне.

Как известно, в документах Правительства предоставлена возможность использования трех моделей взаимодействия учебных заведений в рамках университетских комплексов.

К сожалению, сужается и практически исчезает понятие университетского учебного округа. Кому-то, может быть, этот термин не нравится, но он в нашей истории присутствует, употребляется уже второе столетие. Лишь первая модель предполагает создание комплекса как университетского образовательного округа.

Мы считаем, что нельзя смешивать два понятия: университетский учебный округ и университетский комплекс. В чем

между ними различия?

На наш взгляд, университетский комплекс - это прежде всего крупный уни-

верситет со своими факультетами, филиалами, НИИ и т.д. как центр образования, науки и культуры региона, где концентрируется вузовское, послевузовское и дополнительное образование, где сосредоточен основной научный потенциал. Разве нельзя назвать университетскими комплексами многие классические университеты России? Мы свой университет тоже так называем. В нем обучается почти 25 тысяч человек, получая высшее, дополнительное и послевузовское образование, в университете работают почти 80 % всех кандидатов и докторов наук республики, при университете действует межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, республиканский центр новых информационных технологий,республиканский научно-технологический парк, региональный учебный округ и т.д. В составе университетского комплекса лишь два общеобразовательных учреждения: гимназия и лицей для одаренных детей, отбираемых по всей республике.

Почему мы свой университет называем комплексом? Потому что в нем интегрирована подготовка специалистов высшей квалификации практически по всем основным направлениям, необходимым для республики. Структура нашего университета пока не типична для России. В нем, кроме общепринятых классических университетских факультетов (институтов), есть такие, как медицинский и строительный факультеты, аграрный и машиностроительный институты, факультеты национальной культуры и электронной техники и т.д. В большинстве регионов России по данным направлениям подготовки специалистов существуют самостоятельные маленькие вузы. Подобные нашему крупные университеты надо создавать в регионах, объединяя мелкие вузы и формируя университетские комплексы с контингентом обучающихся 30-40 и больше тысяч человек. Давайте этот шаг делать и таким образом создавать университетские комплексы,

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

которые должны иметь федеральный, окружной и даже региональный статус.

Учебный округ - это академическое сообщество, формируемое на доброволь-Думается, что в рамках университет- ной основе организационно и экономичес-

ского комплекса интеграция может осуще- ки независимыми учебными, научными и

ствляться, главным образом, «по горизон- другими учреждениями.

тали» и только для высшего, дополнитель- С учетом сказанного из предложенных

ного и послевузовского образования. Но Правительством трех моделей взаимодей-

вряд ли целесообразно создавать универ- ствия учебных заведений первые две пред-

ситетские комплексы путем присоедине- ставляют собой модели учебных округов.

ния к вузам техникумов и колледжей с по- а третью можно назвать неудачной моде-терей ими статуса юридического лица. Тем лью университетского комплекса, самым мы принизим назначение, роль и качество работы университетов.

Настораживает еще такой момент. Многими создание университетских ком-Можно присоединять к институтам, плексов рассматривается как важный ис-

академиям профильные средние професси- точник экономии ресурсов, направляемых

ональные учебные заведения, но такое об- на образование. В распоряжении Прави-

разовательное учреждение нельзя назы

тельства России от 26 июля 2000 года

вать университетским комплексом, его № 1072-ртак и записано: «В целях повы-

надо называть как-то иначе. шения эффективности государственных

Понятие университетского учебного расходов на образование Правительство

округа шире понятия университетского Российской Федерации намерено реализо-

комплекса. Университетский комплекс дол- вать ряд мер, направленных на реструкту-

жен являться ядром учебного округа. В рирование бюджетной сети, включая реор-

рамках учебного округа должна осуществ- ганизацию учебных заведений профессио-

ляться только академическая интеграция нальногообразования путем их интеграции

как «по вертикали», так и «по горизонта- с высшими учебными заведениями и соли». Не слияние, а академическая интег- здание университетских комплексов, атак-

рация с сохранением прежнего статуса же начало реструктуризации малокомплек-

каждого субъекта округа. Мы считаем, тных сельских школ».

что именно в учебных округах должна ре-

По малокомплектным школам, очевид-

шаться поставленная в решениях Прави- но, экономический эффект будет получен,

тельства по модернизации образования но создание университетских комплексов

задача разработки сопряженных образова- путем присоединения к вузам образова-

тельных программ разных уровней профес-

рофесс

сионального образования, имеющих целью нального образования вряд ли даст желае-

обеспечение повышения качества подго- мый экономический результат.

товки и сокращения образовательной траектории.

Надо всесторонне оценить последствия подобных шагов, изучив накопленный опыт

И такая работа в учебных округах ве- и экспериментально проверив различные

дется уже давно, причем практически во организационно-правовые модели интегра-

всех регионах страны. Если эту работу еще ции учебных заведений,

подкрепить государственными образова- Мы предлагаем на базе Региональ-

тельными стандартами, то нет никакой ного учебного округа при Мордовском

необходимости лишать средние професси-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

федеральную

ональные учебные заведения, особенно периментальную площадку для разработ-

стабильно развивающиеся, статуса юриди- ки моделей и механизмов создания и раз-

ческого лица и присоединять их к универ- вития университетских округов и комп-

ситетам.

лексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.