Научная статья на тему 'Учебный модуль на платформе Moodle как средство организации внеаудиторной самостоятельной работы студента'

Учебный модуль на платформе Moodle как средство организации внеаудиторной самостоятельной работы студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / TECHNICAL UNIVERSITY / ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE EDUCATION TECHNOLOGY / ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / OUT-OF-CLASS STUDENTS'' INDEPENDENT WORK / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА LMS MOODLE / VIRTUAL ENVIRONMENT LMS MOODLE / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / SOCIAL NETWORK / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / PEDAGOGICAL MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинокая Мария Александровна

В статье рассматривается проблема эффективной организации самостоятельной работы студентов в практике их иноязычной подготовки в техническом вузе. Выявлено, что возможности использования средств ИКТ и соответствующей технологии обучения в учебном процессе позволяют перенести акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность студента в область формирования образовательной виртуальной среды, где происходит его саморазвитие и самообучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational module in MOODLE as a tool of organization of out-of-class students'' independent work

The problem of effective organization of out-of-class students' independent work in the practice of their learning a foreign language in technical university is considered. It is established that capabilities of ICT and a relevant educational technology allows to deemphasize active pedagogical influence to emphasize the student identity in the virtual educational environment.

Текст научной работы на тему «Учебный модуль на платформе Moodle как средство организации внеаудиторной самостоятельной работы студента»

УДК 378.147:811

М.А.Одинокая

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ НА ПЛАТФОРМЕ МООй1Е КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

В статье рассматривается проблема эффективной организации самостоятельной работы студентов в практике их иноязычной подготовки в техническом вузе. Выявлено, что возможности использования средств ИКТ и соответствующей технологии обучения в учебном процессе позволяют перенести акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность студента в область формирования образовательной виртуальной среды, где происходит его саморазвитие и самообучение.

Ключевые слова: иностранный язык; технический вуз; технология интерактивного обучения; внеаудиторная самостоятельная работа студентов; виртуальная среда ЬМБ МООБЬЕ; социальная сеть; педагогический мониторинг.

Применение электронных ресурсов для организации самостоятельной работы студентов (СРС) технического вуза является в настоящее время обязательным дидактическим компонентом, позволяющим перевести ее в интерактивный режим. Эффективная организация самостоятельной работы способна создать условия не только для повышения качества обучения иностранному языку, но и для развития профессионально значимых качеств личности, творческих способностей, самостоятельности и активности, т.е. способствовать становлению и развитию профессиональной компетентности. Образовательные технологии, в частности, предлагаемая нами технология интерактивного обучения (ТИО), направлены, прежде всего, на то, чтобы научить студентов работать самостоятельно, так как именно самостоятельность даёт возможность успешно адаптироваться к работе, связанной с быстро меняющимися технологиями. Таким образом, одна из задач обучения на современном этапе состоит в том, чтобы научить студентов самостоятельно работать с электронными ресурсами.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами [1] (раздел требований к условиям реализации основных образовательных программ) весь образовательный процесс должен проводиться в информационной среде. Информационная среда призвана обеспечить взаимодействие между участниками образовательного процесса (как правило, дистанционно с использованием Интернета), в ходе которого происходит фиксация хода и результата образовательного процесса, размещение и сохранение материалов (дидактических материалов преподавателя и работ студентов).

Интеграция содержания обучения иностранному языку предполагает, исходя из применения рекомендуемого принципа интегративности, сочетание

профилирующих предметных дисциплин, одновременное развитие как непосредственно коммуникативных, так и профессионально-коммуникативных информационных и академических знаний, умений и навыков [2]. При организации процесса обучения рекомендуется сместить акцент с аудиторных занятий с преобладанием репродуктивно-тренировочных заданий на самостоятельные поисково-познавательные виды деятельности с разной степенью учебной автономии [3].

Для организации интерактивной СРС, в вузах РФ широкое распространение получила Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда LMS Moodle (Learning Management Systems Modular Object Oriented Dynamic Learning Environment), использование которой не требует от пользователя компьютера никаких специальных знаний и умений [4]. Данную среду для дистанционного образования используют государственные образовательные учреждения: Московский институт открытого образования (МИОО) [5]; Центр информационных технологий и учебного оборудования (ЦИТУО) [6]; Санкт-Петербургский Политехнический университет им. Петра Великого [7]. Созданный нами модуль интерактивного обучения иностранному языку, который стал итогом нашего исследования, размещен в виртуальной среде LMS MOODLE Гуманитарного института [8].

Преимущество такой интерактивной среды заключается в удобном распределении содержания учебного материала по блокам, что позволяет быстро найти нужную информацию. В информационной среде LMS MOODLE предусмотрена возможность создания словаря-справочника, базы данных. Любой мультимедийный файл может быть загружен в среду автором курса для общего или ограниченного доступа. Неоспоримым достоинством системы является наличие обратной связи (электронные письма и сообщения автору, несколько видов форума, чат). Важно заметить, что все эти средства широко распространены в сети Интернет, имеют дружественный интерфейс и не нуждаются в специальном разъяснении. Создав online-курс, преподаватель может упростить свою работу в будущем, так как разместив материалы один раз, он в следующем учебном году может их дополнить. Подобный курс в виртуальной среде LMS MOODLE - это один из вариантов организации обучения дисциплине в компьютерной обучающей среде, гарантирующий перенесение работы студентов с электронными ресурсами на самостоятельную работу. В аудитории же нам представляется затруднительным гарантировать обеспеченность всех студентов техническими средствами или предоставить им компьютерные классы.

В учебных программах всех дисциплин имеется специальный раздел «самостоятельная работа студентов», в котором определяется содержание и объём самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов по тому или иному направлению. Согласно принятым в 2010 году ФГОС [9] в настоящее время, при реализации компетентностного подхода, необходимо уделять большее внимание самоорганизации студентов (ФГОС по направлению 230000 «Информатика и вычислительная техника»; п. 7.2.), применять различные формы самостоятельной работы, в том числе творческой.

Так, творческая самостоятельная работа студентов (ТСРС) по данному направлению [10] состоит из ряда аспектов, среди которых наибольшее количество часов отводится на поиск, изучение и презентацию информации, анализ научных публикаций и данных по заданным темам. ТСРС может быть проблемно-ориентированной, то есть включать самостоятельно выполняемые поисковые или тестовые задания, в том числе с широким использованием интерактивных ресурсов.

Создание курса «Интерактивное обучение иностранному языку в вузе» с использованием технологии LMS MOODLE в виртуальной среде СПбПУ является, по существу, созданием виртуального, т.е. существующего в компьютере, предметного кабинета как формы дистанционного обучения. Его преимущества в том, что для обучающегося это удобный режим обучения, которое может осуществляться в любое время для восполнения возможных пробелов в базовом образовании. Для преподавателя это возможность активизации познавательной деятельности студентов, повышение роли студента в процессе самообразования, раскрытие самообразовательного потенциала его личности.

Проблемам организации самостоятельной работы студентов с применением компьютерных технологий обучения для развития самостоятельной познавательной деятельности обучающихся посвящены работы многих исследователей: И.А. Дмитриевой, А.А. Дробышевского, Е.В. Захаровой, Т.А. Куликовой, Е.Н. Пряхиной, А.И. Ятуниной, Т.И. Яшиной и др. Интерактивные компьютерные технологии, по мнению исследователей, позволяют создать и реализовать педагогическую модель взаимодействия субъектов совместной деятельности посредством алгоритма когнитивных личностно-ориентированных задач, решаемых в процессе усвоения учебной дисциплины.

Использование интерактивных электронных образовательных ресурсов способствует созданию условий для развития самостоятельной творческой деятельности студентов благодаря тому, что обучение осуществляется через совместную деятельность преподавателя и студента по использованию электронных ресурсов. Решение задачи с использованием самостоятельно выбираемых информационных технологий, в направлении, обозначенном преподавателем, активизирует познавательную деятельность, обеспечивает дополнительные возможности познания [11].

Важнейшим «инструментом» повышения эффективности самостоятельной работы студентов выступают компьютерные технологии обучения, обладающие широкими дидактическими возможностями [12]. В частности, такими возможностями является интенсификация работы студентов по поиску, обработке, хранению и представлению информации, обеспечение активного взаимодействия студентов в процессе коллективной самостоятельной работы, обеспечение постоянного (онлайн) мониторинга хода самостоятельной работы каждого студента, ее корректировки, в случае необходимости, способствующие совершенствованию ее процессуальной и содержательной стороны, осознанию ее важности в профессиональном становлении и саморазвитии обучающихся.

При использовании технических средств самостоятельную работу возможно сделать не только оперативно контролируемой, но и управляемой [13].

Управление познавательной деятельностью обучающихся заключается в создании условий для её самоорганизации с помощью электронных ресурсов. Получив задание проработать самостоятельно определенную порцию учебного материала, обучающийся приступает к выполнению задания и встречается с трудностями различного характера. С целью преодоления этих трудностей он обращается к необходимым для самообучения электронным ресурсам.

ОпЛпе-курс «Интерактивное обучение иностранному языку в вузе» посвящен использованию в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Курс является дополнением учебно-методического комплекса дисциплины «Иностранный язык» для всех неязыковых направлений. Отличительной особенностью электронного курса является то, что в интерактивном модуле на основе использования ресурсов социальной сети «ВКонтакте», нами разработан алгоритм учебно-речевых действий для усиления интерактивности диалогической речи, представлены семь аутентичных диалогов, даны скриншоты, упражнения для организации самостоятельной работы студентов.

На первом аудиторном занятии по модулю преподавателю необходимо продемонстрировать его возможности на ноутбуке и показать алгоритм работы с материалами модуля. Всю остальную работу студентам рекомендуется проводить самостоятельно при осуществлении текущего контроля преподавателем. Студенты могут получать дополнительные баллы (бонусы) за выполнение и хорошее усвоение материалов модуля. В группах со средним уровнем языковой подготовки рекомендуется проводить мозговой штурм с целью предварительной проработки проблем, противоречий или конфликтных ситуаций для усиления интерактивности диалогов.

В онлайн-курс включены упражнения репродуктивного уровня, что следует рассматривать как подготовку к более сложным заданиям интерпретирующего уровня, которые, в свою очередь, позволяют обучающимся перейти на творческий уровень. В рамках нашего исследования студенты должны приобрести знания обо всех технических функциях социального сервиса «ВКонтакте». Мы также рассматриваем такие виды когнитивной деятельности студентов с использованием электронных ресурсов, как ведение терминологического профессионально-ориентированного глоссария с помощью программы-конкордансера Lextutor и заполнение кроссворда по профессионально-ориентированной лексике. Навыки работы с электронными ресурсами не только ускоряют процесс понимания иноязычного текста, но и могут служить инструментом эффективного изучения лексического материала.

В режиме самостоятельной работы можно регистрировать прохождение учебного материала обучающимися по разделам, рекомендованным для аудиторного обучения; время, затрачиваемое каждым обучающимся и группой на изучение материала; количество ошибок и, что может быть особенно полезным, типичные ошибки, а также регулярность выполнения самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов нацелена на осуществление двух учебных функций: консультирования и контроля. Функция консультирования

предполагает оказание помощи в СРС и выборе методов работы, необходимых для усвоения учебного материала; создание возможности повторно прослушать материалы по аудированию; объяснение сложных для студента аспектов; выполнение практического задания для закрепления учебного материала. Функция контроля предполагает выдачу контрольных или тестовых заданий и мониторинг успеваемости.

Мониторинг является важной формой организации учебного процесса, и, в частности, самстоятельной внеаудиторной деятельности студентов. Педагогический мониторинг можно определить как «форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности педагогического коллектива, позволяющая непрерывно отслеживать состояние и прогнозировать его деятельность» [14].

В рамках нашей диссертационной работы педагогический мониторинг рассматривается как совместная диагностико-аналитическая непрерывная деятельность преподавателя по отслеживанию предметной самостоятельной подготовки обучащихся. Конечным результатом педагогического мониторинга является совершенствование учебного процесса посредством внедрения корректирующих действий преподавателя, выполняемых с учетом получаемой в рамках нашего исследования оперативной информации об успеваемости обучающихся.

В настоящее время педагогический мониторинг используется как средство получения информации, в частности, выявления и оценивания проведенных педагогических действий. Мониторинг затрагивает организацию учебного процесса, а также сочетается с контролем и оказанием практической педагогической помощи. Главное отличие мониторинга качества обучения от контроля состоит в том, что мониторинг дает обобщенное представление об учебном процессе на основе наблюдений и учета всех необходимых показателей. По результатам мониторинга можно получить статистические параметры учебного процесса, выявить слабый контингент студентов, которые не справляются с учебными заданиями, наметить пути корректировки процесса обучения, в частности, в режиме СРС. Кроме того, мониторинг отличается систематичностью и протяженностью во времени, четкими критериями и показателями.

Дидактический мониторинг является одним из видов мониторинга, предметом которого являются новообразования учебного процесса (получение знаний, умений, навыков, соответствие их уровня требованиям ФГОС и т. д.) [15]. Для проведения дидактического мониторинга могут применяться общие методы психолого-педагогических исследований - наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент. Используются и специфические методы - анализ продуктов деятельности (например, скриншотов), игровые методы, аналитико-оценочные методы (самооценка, анализ занятия и др.) [Там же]. Для обработки результатов мониторинга используют математико-статистические методы.

Мониторинг СРС является важным аспектом ее организации в рамках нашего исследования. Студенту необходимо было по каждой теме занятия выполнить 4 задания, выложить три скриншота и одну аудиозапись в социальный

сервис «ВКонтакте». Преподаватель проводил мониторинг посредством отслеживания поступления скриншотов в интерактивном режиме на социальный сервис «ВКонтакте». За каждое вовремя выполенное учебное задание студенту начислялся один балл. Один балл начисляется также за своевременное представление задания. Максимальное количество баллов, которое может получить студент - 5 баллов. В случае невыполненного задания с обучающегося снимался 1 балл.

Преподаватель использует скриншоты и аудиозапись, полученные в результате мониторинга, как средство дальнейшего индивидуального контроля самостоятельной подготовки обучающихся. На занятии преподаватель выборочно опрашивает несколько пар студентов, в первую очередь, со слабым уровнем подготовки по иностранному языку. Если студенты не присутствуют на занятиях и не присылают задания в нужные сроки, то преподаватель имеет точные данные о том, какие именно темы студент должен ответить дополнительно для получения зачета. Мониторинг позволяет преподавателю отследить слабый контингент студентов, а контроль дает понять какие именно ошибки делает студент в заданиях.

Оценка «отлично» выставлялась при выполнении 4 заданий и их своевременной сдаче, «хорошо» - при выполнении 3 зданий, оценка «удовлетворительно» соответствовала сдаче 1-2 заданий. Средний балл успеваемости рассчитывался следующим образом: суммирование количества оценок «отлично» / «хорошо» / «удовлетворительно» каждого студента группы с последующим разделением на общее количество студентов.

Так, в результате мониторинга нами было выявлено, что отсутствует контингент студентов имеющих оценку «отлично», приблизительно 9% студентов имеют оценку «хорошо», 86% студентов имеют «удовлетворительно», 5% студентов имеют «неудовлетворительно». Процент студентов, которые в первых циклах занятия успешно сдали все задания составил 9%, в середине цикла занятий по ТИО - 24,5%, в конце цикла на седьмом занятии - 33,2%. Нами было также отмечено, что наиболее сложным является задание по алгоритмизации диалога, которое высылалось несвоевременно (27% студентов), а также задание по созданию аудиофайла диалога (27% студентов). Это являлось для нас важной информацией по совершенствованию технологии: преподавателю пришлось более подробно объяснить соответствующие задания на занятиях. Результаты мониторинга показали, что начиная с третьего занятия показатели всех студентов улучшаются и вступают в стабильную фазу [16].

Несомненно, что усиление роли самостоятельной работы поддерживаемое современным педагогическим мониторингом, обусловливает разработку соответствующей методической поддержки [17]. Созданная нами технология интерактивного обучения ИЯ является примером педагогической поддержки обучающихся, осуществляемой путем структурирования СРС и ее алгоритмизации.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что одним из условий организации самостоятельной деятельности студентов является использование интерактивных технологий, что способствует формированию их коммуникативно-когнитивной

самостоятельности. Организация СРС предполагает тщательный анализ, отбор таких компонентов, как цель, содержание, конструирование заданий, продуманное использование компьютерных ресурсов, что позволяет повысить уровень готовности обучающихся к профессиональному самообразованию и саморазвитию. По логике нашего исследования, именно через реализацию компьютерно-опосредованной технологии интерактивного обучения осуществляется привыкание студентов к самообразованию в течение всей жизни, а также формированию их самообразовательной компетенции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральные государственные образовательные стандарты // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://standart.edu.ru.

2. Попова Н.В. Модульное проектирование интегративной основы обучения иностранному языку в вузе: междисциплинарный подход / под ред. М.А. Акоповой. Спб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. - 252 с.

3. «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов: примерная программа / Науч.-метод. совет по иностранным языкам Минобрнауки РФ; [разраб. Под рук. и под общ. ред. С.Г. Тер-Минасовой; разработчики: Л.Г. Кузьмина, Е.Н. Соловова, М.А. Стернина, М.В. Вербицкая]. М., 2009. - 24 с.

4. Солдаткин В.И., Лобачев С.Л. On-line университет на базе LMSMOODLE, №9, 2009. - С. 103-110.

5. Московский институт открытого образования (МИОО) // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://mioo.seminfo.ru.

6. Центр информационных технологий и учебного оборудования (ЦИТУО) // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.learning.9151394.ru.

7. LMS MOODLE [Electronic resource] - http://moodle.spbstu.ru/ - 2014 / Режим доступа: http://moodle.spbstu.ru.

8. Модуль интерактивного обучения иностранному языку в техническом вузе / сост. М.А. Одинокая, под ред. Н.В. Поповой // LMS MOODLE https://dl. spb stu. ru/enrol/index .php?id=3320.

9. Федеральные ГОС ВПО третьего поколения / [Электронный ресурс] // Департамент методического обеспечения СПбПУ: [сайт]. - Спб., 2011. / Режим доступа: http://uap.spbstu.ru/fgos.

10. Система АСУ, курс «Разработка учебных планов и программ дисциплин на основе ФГОС» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://license.stu.neva.ru/login/user page.php.

11. Пряхина Е.Н. Возможности информационных технологий в организации и совершенствовании самостоятельной работы студентов: Дис. ... канд. пед. наук (13.00.01) / Пряхина Е. Н. - Тюмень, 2006. - 171 с.

12. Дробышевский А.А. Организация самостоятельной работы студентов с применением компьютерных технологий обучения: Автореферат дис. ... канд. пед. наук (13.00.08) / Дробышевский А. А. - Саратов, 2013. - 24 с.

13. Ятунина А.И. Применение мультимедийных средств в формировании иноязычной презентационной компетенции. // Поликодовая коммуникация: лингвокультурные и дидактические аспекты: Сборник научных статей / Под ред. Акоповой М.А., Алмазовой Н.И., Чернявской В.Е. - СПб: СПбГПУ, 2011. - С. 182-191.

14. Коваленко В.И. Педагогический мониторинг: концептуальная модель и технологии реализации Текст. / Коваленко В.И., Решетников П.Е., Белгород, 2002. - 151 с.

15. Гречин Б.С.,Чернявская А.П. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст] : учебно-методическое пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ. - 2008. -98 с.

16. Одинокая М.А. Технология интерактивного обучения как средство организации самостоятельной работы студентов технического вуза (на базе дисциплины «Иностранный язык»): дис. ... канд. пед. наук (13.00.08) / М.А. Одинокая - Санкт-Петербург, 2014. - 252 с.

17. Кадыров С.К. Управление самостоятельной работой студента при кредитной системе обучения / Вестник Челябинского государственного педагогического унив

УДК 378.147:004.738.5

Н.Н. Погодина

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

СИСТЕМА MOODLE КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ НА

ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Статья посвящена использованию системы MOODLE на занятиях по иностранному языку. Детально рассматриваются основные составляющие системы: формат, ресурсы; такие элементы программы MOODLE как глоссарий, анкета, задание, лекция, тест. Особая роль отводится медиаобразовательному потенциалу данной системы, который помогает формировать культуру общения с медиа, творческие, коммуникативные способности, критическое мышление, умения полноценного восприятия интерпретации, анализа и оценки медиатекстов.

Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетентность, занятия по иностранному языку, модульно объектно- ориентированная динамическая обучающая среда, основные составляющие системы, культура общения с медиа, творческие и коммуникативные способности.

Введение. В последнее десятилетие завершился переход современного общества от постиндустриальному к информационному, развитие информационно-образовательного пространства, обусловило потребность формирования такой характеристики личности, как медиакомпетентность, которая позволяет гармонично сосуществовать в информационном пространстве.

В связи с этим важная роль отводится медиаобразованию в развитии общества и государства. Наглядное свидетельство этому концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (Распоряжение Правительства РФ 07.02.11 №168-р). [2] Вопрос медиакомпетентности личности (школьника, студента) и различные аспекты его формирования интересовали в последние два десятилетия большое число как отечественных (Иванова 2011, Коновалова 2004, Кузьмина 2008, Рыжих 2007, Федоров, 2012, Хлызова 2009), так и западных (Кьюби 1997, Поттингер,1997) исследователей. Так ученый А.В. Федоров предложил в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.