Научная статья на тему 'Учебный контракт как инструмент управления образовательным процессом в вузе'

Учебный контракт как инструмент управления образовательным процессом в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
829
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ КОНТРАКТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АГЕНТЫ ВУЗА / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудина И. А., Буханцева Н. В.

В статье рассматривается актуальность введения учебного контракта в российских вузах в качестве институционального инструмента управления учебным процессом. Проактивное формулирование и согласование сторонами контракта ожидаемых результатов обучения могут снизить риски их оппортунистического поведения и повысить ответственность за результаты обучения всех субъектов образовательного процесса. Авторы доказывают, что введение учебных контрактов будет способствовать переходу к новому, трансформационному качеству учебного процесса, ориентированному на профессиональные стандартыи национальную систему квалификаций, востребованных на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дудина И. А., Буханцева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебный контракт как инструмент управления образовательным процессом в вузе»

РЫНОК ТРУДА И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК:339.5

УЧЕБНЫЙ КОНТРАКТ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ВУЗЕ

В статье рассматривается актуальность введения учебного контракта в российских вузах в качестве институционального инструмента управления учебным процессом. Проактивное

формулирование и согласование сторонами контракта ожидаемых результатов обучения могут снизить риски их оппортунистического поведения и повысить ответственность за результаты обучения всех субъектов образовательного процесса.

Авторы доказывают, что введение учебных контрактов будет способствовать переходу к новому, трансформационному качеству учебного процесса, ориентированному на профессиональные стандарты и национальную систему квалификаций, востребованных на рынке труда.

Ключевые слова: учебный контракт, образовательная среда, агенты вуза, управление образовательным процессом, информационная система, трансформация, компетенции, профессиональные стандарты, рынок труда.

Введение

Концепт учебного контракта вуза как инструмента эффективного управления учебным процессом несколько лет разрабатывается американскими исследователями [16; 17], обеспокоенными снижением качества высшего образования в США за последнее десятилетие. Основанием для разработки концепта явилось стремление к созданию контролируемой образовательной среды, в которой студенты, преподаватели и администраторы согласовывают свои ожидаемые результаты освоения учебных программ. Если все субъекты образовательного процесса вступают в контрактные отношения для одинакового понимания ожидаемых результатов образования, это ведет к снижению рисков их взаимодействия, причиной которых выступают противоречия между индивидуальным и коллективным целеполаганием, предпочтениями и спонтанными реакциями сторон.

Основными целями введения учебного контракта могут выступать диагностика общей эффективности вуза и мотивация студентов к обучению, мониторинг учебного процесса и соответствие его результатов профессиональным стандартам. Если учебный контракт содержит объективно сформулированные ожидания от пребывания студента в вузе, он предваряет грядущие впечатления от предлагаемых вузом образовательных

И.А. ДУДИНА1 Н.В. БУХАНЦЕВА2

Волгоградский государственный университет г. Волгоград

1) e-mail:

dudina777@gmail.com

2) e-mail:

nina.buhantseva@volsu.ru

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. №1 (172). Выпуск 29/1

услуг. Однако значительное количество исследователей признают, что даже в США - на родине концепта учебного контракта - слишком мало примеров его использования как создателями стандартов образования, так и руководителями университетов [18, р.18]. В России соответствие полученных студентами профессиональных компетенций требованиям рынку труда рассматривалось в работах Т.М. Давыденко и Е.Г. Жилякова на основе кластерного подхода [3, с.69-75; 6, с. 65-73]. Практика применения учебного контракта существует с 2012 года и только в НИУ ВШЭ, где он «служит руководством для самостоятельной деятельности по реализации и оценке собственного учебного процесса, а также для организации информационно-методического сопровождения» [12].

Исследование экономической выгоды от контрактного сотрудничества субъектов учебного процесса особенно актуально в современной конкурентной среде российского высшего образования, где лидерами становятся вузы, способные своевременно и объективно оценивать эффективность своих учебно-методических комплексов, создавать новые и корректировать существующие образовательные программы с учетом состояния рынка труда [11; 17, р.23].

Целью данной статьи является анализ востребованности учебного контракта в российских вузах в качестве инструмента управления образовательным процессом.

Категории концепта учебного контракта вуза

Для выявления экономических и институциональных особенностей учебного контракта вуза необходимо раскрыть содержание категорий, которыми пользуются исследователи экономики высшего образования и уточнить, что вкладывается в понятия учебный контракт, академическая услуга, учебный процесс, образовательный процесс, образовательная среда, агент вуза, компетенции и компетентность.

Мы определяем учебный контракт как институциональный инструмент, стороны которого - студенты, преподаватели и административно-управленческий персонал -договариваются действовать сознательно и целеустремленно. В то же время мы согласны с Дж. Ходжсоном в том, что поскольку основными понятиями любого контракта являются намерения и ответственность сторон, было бы наивно считать, что их индивидуальные целеустремленности не будут иметь ограничений [13, с. 234-235]. Такими ограничениями будут привычки и поступки сторон, их предпочтения и разногласия по поводу взятых на себя обязательств, а также изменение условий их выполнения [14, с.87-92]. Все эти ограничения существуют в контексте в основном бюрократической академической культуры организаций высшего образования, в которой подразделения вуза достаточно разобщены. Поэтому даже при наличии карт соответствия стандартных компетенций реальным запросам рынка труда возможна только констатация выделенных работодателями результатов обучения и реактивный ответ агентов вуза на недостаток компетенций или их несоответствие рынку [1, с. 50-61].

В концепте учебного контракта также следует учитывать двойственную природу академической услуги. С одной стороны, получение академических услуг - смешанное редкое общественное благо, с другой стороны, если говорить о профессиональной составляющей услуги - обучение удовлетворяет требованиям частного блага [9, с. 12]. Таким образом, для достижения баланса свойств академической услуги необходимо преднамеренное согласование норм и правил, предпочтений и ограничений, обязанностей и санкций сторон, одна из которых оказывает, а другая потребляет академические услуги.

Учебный процесс, являясь частью образовательного, имеет определенную структуру и функции. Структурно он состоит из модулей, группирующих наборы дисциплин, выбранных вузом для овладения студентами определенными компетенциями, перечисленными в учебном контракте. Компетенции как взаимосвязанные профессиональные и индивидуальные качества личности,

приобретаются в определенной области и позволяют специалисту включиться в специфику деятельности.

Функционально учебный процесс подразумевает принятие агентами вуза -преподавателями и административно-управленческим персоналом - функций оказания ряда академических и административных услуг, которые представляют собой совокупность целесообразной деятельности субъектов учебного контракта и удовлетворяют потребность студентов в формировании необходимых для их специальности компетенций на основе профессиональных стандартов. Взаимодействие студентов, являющихся одновременно субъектами и объектами учебного процесса, с одной стороны, и агентов вуза с другой, обеспечивается их интересами и намерениями договориться об условиях и ресурсах, методах, предполагаемых результатах и критериях оценки совместной деятельности. Эта оценка отражается в приобретенных компетенциях и свидетельствует о качестве оказанных студентам академических услуг.

Владение выпускником соответствующими итоговыми компетенциями является результатом личностной и профессиональной трансформации студента в ходе всего процесса обучения в вузе. Это позволяет выдавать документ об образовании, который характеризует компетентность его владельца, то есть его личностное и профессиональное отношение к предмету деятельности, а также определяет звание, должность, социальную группу, общность интересов и взглядов профессионалов. Трансформации требуют создания определенных факторов и условий развития личностных и профессиональных компетенций. Эти факторы и условия принято называть образовательной средой [7]. Ее содержательные, коммуникативные и методические компоненты развиваются в открытом многоуровневом пространстве современного высшего образования - от международного - до локального, а условия варьируются от традиционных лекций и семинаров до интерактивных образовательных сайтов, порталов и блогов. В вузах, представляющих собой сегодня в основном открытую образовательную среду, условия обучения должны согласовываться субъектами образовательного процесса в учебном контракте, чтобы снизить такие информационные риски, как плагиат или отсутствие навыка анализа потоков информации.

Составляющие учебного контракта

Так как учебный контракт вуза представляет собой соглашение между основными субъектами образовательной среды с определением их ролей и ответственности за учебный процесс, он по сути является договоренностью о трансформационном предложении вуза - предложении, имеющем для студента отсроченную экономическую стоимость в виде впечатлений от оказанных вузом услуг [10, с.232]. Однако существование контракта не означает автоматического понимания студентом экономической ценности предлагаемых академических услуг, если впечатления от их получения не затрагивают его ожиданий и не приближают к поставленной цели [4, с. 66-73]. Поэтому учебный контракт должен быть ясным и понятным для студентов изложением его составляющих: профессиональных стандартов, учебной среды,

результатов обучения, системы управления обучением в вузе (рис. 1).

Представляется целесообразным, чтобы в системе управления обучением в вузе разработка учебного контракта осуществлялась во время набора и приема в вуз, в течение учебного процесса и после оценки его результатов. Все участники учебного процесса - и потребители образовательных услуг вуза, и его агенты в лице преподавателей и административно-управленческого аппарата принимают на себя обязательства вести соответствующую их статусу деятельность, в оговоренных условиях учебной среды, которая формируется в соответствии с нормами и правилами вуза. Поскольку условия осуществления учебной деятельности могут изменяться в связи с изменениями профессиональных стандартов, в контракте следует предусмотреть отражение этих изменений.

Рис. 1. Составляющие учебного контракта (УК)

Тогда контракт позволит студентам эффективнее осуществлять планирование и сопоставление результатов обучения с поставленными ими целями, а преподавателям и администраторам - использовать учебный контракт и для оценки качества освоения учебной программы, и для мониторинга и оценки своей деятельности. Контрактные отношения позволяют им уже во время текущей, промежуточной и итоговой аттестаций выявить сильные и слабые стороны учебных программ, а также методик преподавания, являющихся частью контракта.

Образовательная среда вуза существует в нескольких уровнях - от организационного уровня внутренней среды (лекции, семинары, проекты, коллоквиумы, блоги) -до глобального (открытые академические ресурсы Интернет, подкасты, сети). Так как возможны противоречия целеполагания субъектов контракта, возникающие и в связи с неопределенностью внешней среды и из-за различной психологической реакции субъектов на одни и те же события, в процессе обучения могут появляться спонтанные и неопределенные ожидания и новые планы субъектов [8, с.93]. Эти противоречия разрешаются проактивным управлением изменениями в целеполагании сторон и отражаются в поправках и дополнениях к контракту, корректирующих и актуализирующих прежние договоренности. При условии учета экстерналий на современном рынке академических услуг учебный контракт может применяться в системе управления обучением в вузе и для прогнозировании результатов учебного и образовательного процессов.

Функции учебного контракта вуза.

Рассмотренные нами категории учебного контракта позволяют выделить четыре основные функции, которые позволяют использовать его для управления учебным процессом: институциональную, формирования целей субъектов, влияния на цели и

Серия История. Политология. Экономика. Информатика.

2014 № 1 (172). Выпуск 29/1

планы субъектов, информирования, мониторинга и контроля над результатами освоения учебных программ.

Институциональная функция учебного контракта определяет нормы и правила существования образовательной среды вуза, а также фиксирует сложившиеся представления сторон о своих целенаправленных действиях, которые они планируют и осуществляют в данной среде с учетом ее возможностей и ограничений. Институциональность контракта обеспечивается его инициатором - вузом и договоренностью между субъектами учебного процесса о том, что, как и когда студенты будут изучать.

Рис. 2. Результаты опроса студентов, сформулировавших свои итоговые профессиональные компетенции как результат образования

Помимо регулирования и регламентирования, контракт выполняет задачу контроля над процессом формирования правил, что может приводить к конфликту интересов сторон. Такие распределительные конфликты снимаются постоянным согласованием интересов.

Функция формирования целей субъектов прослеживается от набора, зачисления -до получения степени бакалавра и магистра. По сути в течение всего образовательного процесса продолжается сотрудничество сторон контракта по поводу согласования интересов, преодоления разногласий и ограничений, затрудняющих исполнение, а также изменение контракта. Изменения могут исходить от одной из сторон контракта, но не восприниматься другими сторонами. Только 10,85% студентов эффективных вузов Волгограда - против 14, 37% студентов американских университетов в исследовании П. Гудмана и Дж. Бинана (рис.2) [16, р.36] понимают меру своей ответственности за обучение и могут сформулировать по 2 итоговые общекультурные и 2 профессиональные компетенции из 8 прописанных в рабочих программах для своей специальности. Это говорит о несоответствии между провозглашаемыми агентами вуза образовательными и организационными ценностями и их интериоризацией студентами. Такие различия становятся основой для изменений в контрактных отношениях сторон образовательного процесса. Благоприятным эффектом таких изменений можно считать трансформацию

36

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. №1 (172). Выпуск 29/1

потребителей образовательных услуг в «новых студентов» с навыками целеполагания и определения собственной позиции в вузе и за его пределами. Для этого агенты вуза формируют экономическое предложение в виде впечатлений от основных составляющих учебного контракта: учебной среды, итоговых компетенций (результатов обучения) и системы управления образовательным процессом.

Функция влияния на цели и планы субъектов заключается в трансформации студента из пассивного потребителя услуг в активного создателя собственного смысла учебного процесса, в котором агенты вуза помогают в интеллектуальных поисках, ведущих к конкурентоспособности выпускников. Согласовывая условия экономического предложения трансформации в квалифицированного специалиста, вуз обращается к базовым потребностям студента овладеть профессиональными компетенциями. Так как результатом трансформации будет сам выпускник, понимание сторонами ценности трансформационного предложения вуза позволяет интенсифицировать учебный процесс, сделать его интерактивным [10, с.211], а студента - ответственным за его результат наряду с преподавателем.

Мониторинг и контроль над результатами освоения учебных программ осуществляется на основе условий, норм, правил и санкций, прописанных в учебном контракте. Эта функция позволяет снижать неопределенность, возникающую в учебном процессе, например, некорректно сформулированных целей абитуриентов и сравнивать их ожидания с полученными результатами на каждом этапе образовательного процесса.

Ввиду сложности согласования интересов сторон, их постоянное взаимное информирование о любых изменениях намерений и предпочтений имеет ключевое значение для эффективности контракта. Для своевременного внесения в контракт поправок и изменений представляется целесообразным создать информационную систему учебного контракта (рис 3), которая позволит управлять поведением субъектов и избегать обычных рисков учебного процесса: невыполнения домашних заданий, отсутствия рефлективных навыков освоения учебного материала, а также кризиса доверия между сторонами, результатом которого может быть их оппортунистическое поведение.

Информационная система учебного контракта

Информационная система учебного контракта представляет собой взаимосвязанную совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации для достижения цели управления образовательным процессом. Большинство современных информационных систем преобразуют не информацию, а данные, то есть являются по сути системами обработки данных [2]. В отличие от них, информационная система учебного контракта, созданная на базе сайта или портала вуза направлена на поддержку принятия решений по поводу согласования целеполагания и ожиданий его субъектов от выбранных ими образовательных программ, а также на информирование студентов о требованиях рынка к компетентности специалистов. Структура учебного контракта создается на основе внесенных в информационную систему знаний о предметной области рынка труда.

Поскольку сегодня на рынках труда наиболее востребованы компетенции, которые обеспечивают решение сложных задач, фирмы и организации заинтересованы в специалистах, способных справиться с проблемами, не имеющими стандартных алгоритмов решения. Для подготовки таких специалистов необходимы не только учебные программы, максимально приближенные к требованиям рынка труда, но и гарантия качества образовательного процесса, которая подкрепляется прежде всего ответственностью сторон за его результаты.

Обеспечивая процедуру принятия решения по формированию программы подготовки специалиста, информационная система учебного контракта знакомит студента с компетенциями выбранной профессии, востребованными на рынке труда. Она состоит из блока ввода информации, блока формирования репозитория знаний: базы данных об учебных программах, базы знаний и итоговых компетенций как ожидаемых результатов их освоения; а также учебных программ и актуальной информации о состоянии рынка труда, отраженных в учебном контракте.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика.

2014 № 1 (172). Выпуск 29/1

Блок ввода информации системы обеспечивает заполнение базы данных о рынке труда и образовательной среде заинтересованными пользователями - работодателями и агентами вуза. Эксперты проводят экспертизу первичной информации, дополняя ее профессиональными стандартами и экспертными данными. Студент имеет возможность выбрать программу подготовки по профессии, востребованной рыночной средой и ознакомиться с набором компетенций, определяемых работодателями и агентами вуза, но и следить за изменениями профессиональных стандартов.

38

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Рис. 3. Информационная система учебного контракта

Блок формирования репозитория знаний предполагает содержательный анализ и дополнение экспертной информацией экспертами в области рынка труда и образовательной среды, а также обозначение значимых факторов их взаимосвязи.

Используя актуальную информацию репозитория знаний о долгосрочных и краткосрочных задачах рынка труда, а также о необходимых компетенциях для их решения, отраженных в учебных программах, студент может определять и корректировать свои цели и ожидания от обучения по выбранной специальности.

Заключение

Таким образом, в качестве институционального инструмента учебный контракт имеет ряд важных характеристик. Во-первых, он позволяет снизить риски достаточно общих ожиданий студентов от получения высшего образования и повысить их мотивацию иметь профессиональные и личностные компетенции, востребованные на рынке труда. Учебный контракт содержит обоснованные ожидания сторон, согласованное, понятное и

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. №1 (172). Выпуск 29/1

разделяемое ими понимание результатов и условий, норм и правил освоения образовательных программ, а также описание ожидаемых результатов обучения (компетенций) и образовательной среды, в которой осуществляется учебный процесс.

Во-вторых, в контракте имеется механизм реализации ожиданий студентов - от момента их зачисления до выпуска. Вузы могут создавать такие учебные контракты, которые будут отражать уникальные ценности их организационной культуры, сравнительные преимущества и одновременно служить инструментами управления образовательным процессом.

В-третьих, он создает основу для отчетности, оценки и самооценки сторон, что способствует накоплению необходимых показателей для аттестации вуза и его рейтинга как в органах управления высшим образованием, так и среди работодателей. Оценка вуза с точки зрения добавленной стоимости, выраженной в положительных результатах освоения его образовательных программ сама по себе может стать методом измерения его эффективности.

В-четвертых, учебный контракт может быть интеграционным инструментом в вузе. В большинстве вузов участники и создатели образовательных программ существуют автономно, отчитываясь за организацию и результаты учебного процесса только по своей дисциплине, или же единолично руководят всей учебной программой. Интеграция кафедр на уровне учебных программ ограничивается перепиской по поводу отдельных дисциплин. Поэтому матричная структура управления формированием учебных программ представляется наиболее целесообразной, так как позволяет закрепить взаимосвязь создателей учебных программ, не ограничивая их личной творческой свободы.

В-пятых, достоинством учебного контракта является его гибкость. В случае необходимости управления возникающими во внутренней и внешней среде вуза изменениями, в контракт могут вноситься необходимые поправки. Их своевременное согласование сторонами возможно с помощью информационной системы учебного контракта, которая содержит актуальную базу данных о профессиональных стандартах и востребованных на рынке труда компетенциях по избранной студентом специальности.

Учитывая все возможности учебного контракта, он может стать действенным инструментом управления образовательным процессом в вузе как для образовательных менеджеров, так и для преподавателей. Этот инструмент может использоваться для повышения качества впечатлений от экономического предложения образовательных услуг вуза, мотивации сотрудничества кафедр и концентрации внимания создателей образовательных программ на всей матрице курсов, их взаимовлиянии и взаимосвязи, а также на создании образовательной среды, способствующей обучению, ориентированному на актуальные профессиональные стандарты.

1. Воронин, А.А. Анализ содержания университетской подготовки ИТ-специалистов на основе федеральных государственных образовательных стандартов с позиций профессиональных ИТ-стандартов / А.А. Воронин, А.А. Васильченко, А.В. Зенович, С.А. Солодков, Т.В. Штельмах, О.Н. Масюкова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. № 14. С. 50-61.

2. Гайдамакин, Н.А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных / Н.А. Гайдаманкин. - М: Гелиос АРВ, 2009.

3. Давыденко, Т.М. О кластерном подходе к формированию профессиональных

компетенций / Т.М. Давыденко, Е.Г. Жиляков // Высшее образование в России. 2008. №7.

С. 69-75.

4. Дудина, И.А. Впечатления как условие потребления услуг высшей школы / И.А. Дудина // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7(126) Вып.22/1. С.66-73.

5. Дудина, И.А. Международное сотрудничество вузов: институциональный аспект / И.А. Дудина. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005.

6. Жиляков, Е.Г. Об использовании метода парных сравнений для принятия решений при оценивании уровня профессиональных компетенций обучаемых / Е.Г. Жиляков, С.В. Игрунова, С.Н. Девицина, Н.П. Путивцева, С.В. Мединцева, Ю.г. Чашин // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2008. № 10(50). Вып. 8/1. С. 65-73.

Список литературы

7. Кулюткин, Ю. Образовательная среда и развитие личности / Ю. Кулюткин, С. Тарасов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://znanie.org/jornal/ni_oi/obraz_sreda.html.

8. Лахманн, Л.М. Методологический индивидуализм и рыночная экономика / Л.М. Лахманн. - М.: Экономика, 1969.

9. Лукашенко, М.А. Рыночные отношения в системе образования России / М.А. Лукашенко. - М. ИНИОН РАН, 2001.

10. Пайн Б. Дж.11. Гилмор Дж Х. Экономика впечатлений / Пайн Б. Дж.11. Гилмор Дж Х. -М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.

11. Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2013. Российская Газета 13.12.2013.

12. Учебный контракт как форма договора преподавателя со студентами. [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: http: // www.hse.ru/org/hse/ikt/news/62267362.html;

ioc.rybadm.ru/universitet/u4_kontrakt.doc.

13. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты / Дж. Ходжсон. - М.: «ДЕЛО», 2003.

14. Хэнди Ч. Время безрассудства. Искусство управления в организации будущего /

Ч. Хэнди. - СПб. ПИТЕР, 2001.

15. Goodman P.S. Organizational learning contracts and management education / P.S. Goodman, G. Beenan // Academy of Management Learning & Education. Vol.7. № 4. Academy of Management, 2008.

16. Goodman P.S. Organizational Learning Contracts: New and Traditional Colleges. Oxford University Press, 2011.

17. OECD skills outlook 2013. First results from the survey of adult skills, OECD 2013. P.23.

18. Industry outlook: US higher education negative outlook in 2013/ Moody’s Investor’s Service

2013.

MANAGING THE EDUCATIONAL PROCESS WITH THE LEARNING CONTRACT

The paper deals with the relevance of introducing the learning contract in Russian universities as an institutional management tool, enhancing the quality of competence-oriented academic services. The authors explain how proactive formulation and sharing of learning expectations by students and institutional agents can reduce the risks of their opportunistic behaviours and improve liability for the results of the education process.

The authors prove that a learning contract manifests a shift to a new transformational learning process complied with professional standards and National Qualification System that meet the labour market needs.

Key words: learning contract, educational environment, academic service, education process management, institutional agents, information system, educational environment, transformation, competencies, professional standards, labour market.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I.A. DUDINA1 N.V. BUKHANTSEVA2

Volgograd State University Volgograd

1) e-mail:

dudina777@gmail.com

2) e-mail:

nina.buhantseva@volsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.