Научная статья на тему 'Учебный библиотечный фонд в информационнообразовательном пространстве вуза'

Учебный библиотечный фонд в информационнообразовательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1366
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / УЧЕБНЫЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плахутина Е. Н.

В статье рассмотрен учебный библиотечный фонд как один из компонентов информационно-образовательного пространства вуза. Раскрыто место учебно-методического комплекса в структуре учебного библиотечного фонда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебный библиотечный фонд в информационнообразовательном пространстве вуза»

Е.Н.Плахутина

УЧЕБНЫЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД В ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

В статье рассмотрен учебный библиотечный фонд как один из компонентов информационнообразовательного пространства вуза. Раскрыто место учебно-методического комплекса в структуре учебного библиотечного фонда.

Ключевые слова: информационно-образовательное пространство, учебный библиотечный фонд, учебнометодический комплекс

E.N.Plahutina educational library fund in information and higher educational space

This article describes an educational library fund as a component of information and higher educational space. In the article describes the place ofcomplex of teaching and methodological aids in structure of the educational libraryfund.

Keywords: information and higher educational space, educational library fund, complex of teaching and methodological

aids

Качество образования во многом зависит от учебно-методического обеспечения (УМО) образовательного процесса, то есть от системы документных ресурсов, которые обеспечивают учебный процесс. Это подтверждает одно из требований государственной аккредитации вуза, которое предписывает 100% обеспеченность учебных дисциплин основных образовательных программ учебно-методическими комплексами. Учебно-методический комплекс (УМК) - это научно обоснованная система документных образовательных ресурсов по конкретной дисциплине, формируемая с целью наиболее полной реализации образовательных и воспитательных задач, сформулированных соответствующими образовательными программами.

Эффективное использование документных образовательных ресурсов, входящих в учебно-методические комплексы, зависит от их доступности для студентов, что подразумевает, в первую очередь, их наличие в вузовской библиотеке. Центральное положение УМК в информационно-образовательном пространстве вуза реализуется в процессах формирования библиотечного фонда.

Вузовские библиотеки обладают целевой спецификой, которая находит отражение в составе и структуре библиотечного фонда, которые определены примерным положением о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения (приложение к приказу Минобразования России от 27 апреля 2000г. № 1246). В высших учебных заведениях чаще всего выделяют учебный библиотечный фонд (УБФ), то есть подсобный фонд, включающий в свой состав издания независимо от вида и экземплярности, рекомендованные кафедрами вуза для обеспечения учебного процесса.

В статье факторами, влияющими на формирование учебного фонда, являются не только определенный вид изданий, но в основном рекомендации и заявки преподавателей, что нашло отражение в его понятии. Следует отметить, что словосочетание «учебный фонд» применяется в научной литературе - например, в диссертации Н.Е.Олехнович «Оптимизация состава учебного фонда вузовской библиотеки на основе вероятностно-статистических методов исследования» [3].

Таким образом, выделение учебного библиотечного фонда обусловлено рекомендациями и заявками кафедр с целью наиболее полного обеспечения учебного процесса.

В данной структуре, которая традиционно реализуется в вузовских библиотеках, не находит отражение специфика УМК. В статье обосновывается положение, что УМК как ресурс библиотеки обуславливает изменения в структуре библиотечного фонда. В учебнометодическом комплексе выделено информационное ядро, то есть учебные издания, обязательные и необходимые для изучения дисциплины. Эта литература отвечает требованиям актуальности, научности и др., предъявляемым к учебно-методическому обеспечению основных образовательных программ. Поэтому информационное ядро УМК можно рассматривать как ядро учебного библиотечного фонда.

Для обоснования данного тезиса необходимо рассмотреть принципы формирования библиотечного фонда, которые в данном случае применяются для выделения ядра УБФ. Ю.Н.Столяров [5] выдвинул 4 принципа формирования библиотечного фонда:

— селективность,

— конгруэнтность,

— профилирование/координирование,

— систематичность.

В библиотечной практике эти принципы чаще всего применяются при комплектовании, в статье они названы в качестве основных критериев при структуризации библиотечного фонда.

Селективность, то есть отбор, является сущностным принципом. Он предполагает выявление документов из документного потока или массива по некоторому критерию ценности. Библиотечный отбор является целенаправленным сужением множества документов до необходимого их количества. Критерий предпочтительности определяется целью, в нашем случае это обеспечение учебного процесса, удовлетворение информационных потребностей студентов.

При формировании учебного библиотечного фонда учитываются нормативы, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации, определяющие степень устаревания и наличие грифованных изданий в процентах. Эти признаки являются определяющими. Также учитываются критерии более общего порядка - научности, информативной ценности, актуальности, новизны, достоверности, критерий смыслового и формального соответствия.

Существующая в вузах система комплектования по заявкам преподавателей, являющихся специалистами в определенной области, обеспечивает воплощение этих принципов при формировании библиотечного фонда. Однако после приобретения заказанных документов и их вливания в учебный фонд, дальнейшая структуризация по обозначенным выше критериям чаще всего не происходит. Ценность документов, формирующих информационное ядро в УМК, определяет их значение в достижении целей учебного библиотечного фонда и целесообразность их структурного выделения.

Следующим принципом является конгруэнтность (лат. «соответствующий»). Соответствие библиотечного фонда задачам библиотеки и информационным потребностям читателей проявляется в степени удовлетворения читательских запросов. Можно конкретизировать информационные потребности студентов при обращении к учебному библиотечному фонду как учебные информационные потребности, то есть получение ценной информации в объеме, необходимом для изучения конкретной дисциплины.

Суть принципа профилирования/координирования состоит в том, что отдельный библиотечный подфонд (или более дробная структурная единица), специализируясь на удовлетворении определенных информационных потребностей, должен согласовывать свой профиль с другими структурными частями библиотечного фонда, что в итоге в совокупности будет обеспечивать выполнение задач, стоящих перед вузовской библиотекой. Регулятором в развитии структуры библиотечного фонда является соблюдение принципа «порогов», то есть определение «пороговых величин» [1]. Н.П.Васильченко пишет о количественном накоплении документов и, соответственно, количественном пороге для выделения библиотечных подфондов [1]. При профилировании, которое означает специализацию, сознательное ограничение по параметрам фонда в зависимости от поставленных задач, выделяется подфонд, который максимально обеспечивает удовлетворение информационных потребностей при минимальном количестве документов.

Рассмотренные принципы формирования библиотечного фонда позволяют сделать вывод о том, что информационное ядро УМК целесообразно выделять в качестве ядра учебного библиотечного фонда.

Термин «ядро фонда» ввел в 1893 г. Н.А.Рубакин, назвав его «квинтэссенцией научной и художественной мысли» [4]. Н.А.Рубакин исходил из необходимости выявить некоторый цикл книг, отражающий всё многообразие человеческой жизни, и довести его до читателя.

Ю.Н.Столяров в учебнике «Библиотечный фонд» пишет: «Цель создания ядра состоит в том, чтобы представить в фонде систему самых лучших профильных документов, своего рода модель обязательного культурного, научного, учебного или производственного минимума знаний каждого абонента» [5]. Значительная часть советских библиотековедов считала, что практическое решение проблемы ядра, его качественного и количественного состава во многом зависит от создания списка книг, которые должны в него войти.

Согласно «Терминологическому словарю по библиотечному делу и смежным отраслям знаний» (М., 1995), ядро библиотечного фонда - обязательный минимум самых ценных в научном и художественном отношении документов по профилю фонда [6, с.218]. Для учебного фонда ценностью является максимальное соответствие документов по содержанию основным образовательным программам вуза, то есть определяющей является учебная функция и учебные информационные потребности студентов. Состав ядра очерчивает границы профиля учебного библиотечного фонда, обусловленного спецификой вуза. Ядро - центральная, основная часть фонда, а его остальные документы являются сферой.

Ядро учебного фонда отличает высокая концентрация информации по профилю, что обеспечивается не энциклопедической полнотой документов, а их максимальным соответствием рабочим программам, по которым идет преподавание и изучение дисциплин. Если для массовых библиотек главной проблемой было определение, какие документы действительно являются лучшими, то для вузовских библиотек, особенно при формировании учебного библиотечного фонда, эта проблема решается благодаря участию преподавателей в составлении списков основной литературы по дисциплинам. Одним из дискуссионных вопросов по поводу ядра библиотечного фонда является интенсивность его использования. Например, В.Терешин считает ядро (массовой библиотеки) менее активной частью фонда, в отличие от сферы. В отношении учебного библиотечного фонда это правило действует наоборот и в этом мы согласны с Т.А.Мистрюковой: «ядро - самая активная часть фонда» [2]. Этот тезис находит практическое воплощение, поскольку студенты активно используют документы, рекомендуемые преподавателями.

Литература

1. Васильченко Н.П. Закономерности и принципы формирования библиотечных фондов // Науч.и техн. б-ки. 1992. № 6. С. 3-6.

2. Мистрюкова Т. Ядро - самая активная часть фонда // Библиотекарь. 1969. № 10. С. 61-62.

3. Олехнович Н.Е. Оптимизация состава учебного фонда вузовской библиотеки на основе вероятностатистических методов исследования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1989. 16 с.

4. Рубакин Н.А. Избранное: в 2-х т. Т. 1. М. :Книга, 1975. 275 с.

5. Столяров Ю.Н. Библиотечный фонд. М. :Кн. палата, 1991. 271 с.

6. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания / отв. ред. З. Г. Высоцкая. М., 1995. 267 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.